"Теория здоровья" как новая учебная дисциплина в академиях физической культуры
"Теория здоровья" как новая учебная дисциплина в академиях физической культуры
Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Васильков
В настоящее время ведущее место в научных исследованиях занимает системный подход, получивший всеобщее признание в качестве интегрального способа современного научного познания. Значительный вклад в разработку методологии системного подхода внесли А.А. Богданов-Ма диновский (1913-1917), H. Винер (1952),Л. Берталанфи (1968), П. К. Анохин (1978), К В. Судаков (1987), А. Г. Щедрина (1992).
Системный подход исследует целостность объекта материального мира методами "системного синтеза" и "системного анализа". Системным анализом исследуются компоненты и части целого объекта, но не изолированно, сами по себе, а во взаимосвязи этой части с каждой другой частью объекта. Изучаются место, вклад, значимость и связи этой части в целом. Системный синтез предполагает исследование интегральных уровней и систем целостного организма, которые являются результатом совместной деятельности большинства или всех структурно-функциональных единиц организма человека, объединенных одной общей идеей - сохранения и продления жизни в условиях постоянного воздействия внешних и внутренних факторов, способствующих или мешающих жизнедеятельности.
В последние 12 лет много говорят о валеологии, но что же нового привнес И.И. Брехман (1987) в науку о здоровье, если он обращает внимание только на питательную, психическую и двигательную системы организма? До валеологии уже существовали "науки о здоровье": гигиена (< гр. hygienos - целебный, приносящий здоровье) - раздел профилактической медицины и санитария (< лат sanitas - здоровье) - наука о здоровье.
Системный подход в курсе "Теория здоровья" предполагает рассмотрение всех 12 интегральных систем человеческого организма (известных на сегодняшний день) и введение "новых".
Существует 5 уровней "первопричин", от которых зависит, в каком состоянии будет находиться организм: здоровом или больном. Первый уровень, "Духовный", - причина несчастий и болезней каждого человека, народа и человечества - лежит в "невежестве", "гневе" и "страсти" (Чжуд-ши). Под "невежеством" понимается: а) незнание законов Природы, б) нежелание знать законы Природы, в) нежелание следовать законам Природы. Миром правят законы, несоблюдение их ведет к болезни и преждевре менной смерти. Под "гневом" понимается крайнее проявление "нетерпимости": к человеку с другим разрезом глаз, цветом кожи, нетерпимость к "чужому языку", "чужим мыслям" и прочее.
В "нетерпимости" черпают силы: фашизм, расизм, национализм, шовинизм и прочее. Они - причина всех войн,насилий и бедствий. Под "страстью" понимается незнание меры в дыхании, питании, работе и отдыхе, эмоциях, чувствах и прочем. "Мера - лучше всего". Любой недостаток или избыток ведет к болезни.
Второй уровень первопричин, "Телесный" (физический), - болезней не будет, если для них нет условий (Чжуд-ши). Если жизненные силы (питание, дыхание, движение и др.) восполняются полностью и в срок, а нечистоты (кал, моча, пот и др.) выводятся из организма полностью и в срок, то не будет условий для болезни. В принципе это своеобразная интерпретация "системы гомеостаз - гомеокинез".
Третий уровень первопричин, "Межорганных связей", - все органы находятся в 5 группах (У Синь - в "5 фазах"), между органами внутри "фаз" и между "фазами" существуют "жесткие" связи, описанные учениями: Инь-Ян, У Синь, Чжан-Фу, И цзинь (Хуан ди Нэй цзинь - китайская медицина). В западной медицине отсутствует учение о взаимосвязи между органами в том виде, в котором они описаны в китайской медицине.
Четвертый уровень первопричин - "Стереотипов". И.М. Сеченов открыл, что монотонно повторяющиеся физические нагрузки ведут к быстрому утомлению, а переключение на другой ритм или вид деятельности вызывает эффект "активного отдыха", или "феномен Сеченова". Образование дыхательных, пищевых, нейропсихических, двигательных, температурных и прочих стереотипов создает условия для развития патологии.
Пятым уровнем первопричин является блок из 12 интегральных систем организма ("Интегральных систем"). Среди них выделяют: "основные", без которых немыслима жизнь (дыхательная, питательная, нейропсихическая) и "способствующие здоровью" - без них возможна непродолжительная жизнь, но невозможно состояние здоровья (позно-тоническая, терморегуляторная, двигательная, репродуктивная, выделительная, информационная, регуляторно-координирую щая, защитная, наследственная).
Пять уровней первопричин охватывают все проявления жизнедеятельности человека, они настолько тесно связаны между собой, что порой их трудно отличить друг от друга. Описанием пяти уровней первопричин занимается "системный синтез".
"Системный анализ" подробно и всесторон не характеризует каждый из пяти уровней и каждую из 12 интегральных систем.
Для примера охарактеризуем "дыхатель ную" интегральную систему. Ее основная задача - доставка кислорода из окружающей среды в ткани (митохондрии) для преобразования АДФ в АТФ (последняя является аэробным источников энергии). Существует три пути поставки кислорода: через легкие (55-77%), кожу (3-20%), пищевые продукты (20-25%). Легочное дыхание зависит от следующих фкторов:1) перфузно-вентиля ционного дебита; 2) ритма блуждающего нерва; 3) механики дыхания (в норме дыхание носом, низом живота и диафрагмой и пр.); 4) соотношения фаз дыхания (вдох - пауза на вдохе - выдох - пауза на выдохе) и состояния симпатической и парасимпатической иннервации индивида; 5) качественного показателя кардиореспираторной системы как транспортной функции биологического окисления. Эти пять характеристик имеют центральные коридоры "нормальности" и отклонений при различных режимах: двигательных, температурных, питательных, психоэмоциональных (и прочих интегральных систем) режимах, которые встречаются в повседневной жизни.
Таковой представляется структура "Теории здоровья", в основе которой лежит новая наука - этиопатофизиология.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа