Фельетон (работа 2)
Фельетон
А. Кокорев
Фельетон — малая художественно-публицистическая форма, характерная для периодической печати (газеты, журнала) и отличающаяся злободневностью тематики, сатирической заостренностью или юмором.
История термина. Слово Ф. — французское (feuilleton — листок, листочек); в словарях XVIII ст. его еще не было. Термин Ф. возник в начале XIX в. В 1800 во Франции издатель газеты «Journal des Débats» стал выпускать добавочные листы к газете, а затем в 1803 изменил формат своей газеты — удлинил его книзу, и вот эта добавочная часть, отделенная от газеты «линией отреза» (белым пропуском), стала называться Ф. В дальнейшем термин Ф. получил двоякое значение: 1) литературный материал «подвала» газеты, 2) литературное произведение малой формы публицистически-злободневного характера, помещенное или в Ф. газеты, или в дополнительных частях журнала (обозрение, смесь). Именно в последнем значении этот термин закрепляется и получает очень широкое распространение во Франции, затем в Германии и в России.
Ф. в Западной Европе. Истоки жанра Ф. уходят в XVIII в. Его родоначальниками нужно считать Вольтера, Дидро и их политического врага Фрерона.
В эпоху первой французской революции Ф. приобрел остро политический характер, принимая преимущественно форму памфлета. Дюмулен в газете «Révolutions de France et de Brabants», Марат в «L’ami du peuple», Гебер в «Père Duschene» в своих Ф. зло высмеивали монархию, короля, церковь, призывали народ к революционному действию. Аббат Жоффруа, реакционер, продолжил традиции Фрерона (в частности его вражду к Вольтеру) в Ф. «Journal des Débats». При Наполеоне и в эпоху Реставрации Ф., как и вся вообще печать, влачил жалкое существование: Ф. «Journal des Débats» и др. ставили своей целью развлекать поверхностным остроумием.
В связи с подъемом общественного самосознания перед революцией 30-го года замечается с конца 20-х годов оживление в литературе вообще и, в частности, оживление Ф., уже более разнообразно оформляющегося. В «Journal des Débats» появился талантливый буржуазный фельетонист Жюль Жанен, ставший особенно известным как автор театральных рецензий. Наряду с Ф. — театральной рецензией развивается Ф. — музыкальная рецензия. Появился целый ряд других талантливых фельетонистов (Шарль Нодье, Денуайе, Жирарден и др.). В 30—40-х гг. широко культивируется бытовой фельетон в виде путевых записок. Но при известном разнообразии в жанровом оформлении франц. буржуазно-дворянский Ф. со стороны содержания имел поверхностный, «развлекательный» характер.
Ф. мелкобуржуазной демократии, наоборот, отличались идейно-политической насыщенностью, сатирической заостренностью. Феликс Пиа, например, выступая против политической беспринципности фельетониста Жюля Жанена, пишет острый Ф. — памфлет «Mari Josef Chenier et le prince des critique».
В 50—60-х гг., в связи с ростом общественного движения во Франции, Ф. насыщен политической сатирой (Рошфор). Во время Парижской коммуны с революционными Ф. выступал Жюль Валлес в газете «Le cri du peuple» и Вильом в газете «Père Duschene». После 80—90-х гг. Ф. во Франции мельчает: уголовная хроника, мелкие факты городской жизни — вот содержание Ф. этого времени.
В Германии Ф. получил свое развитие в 30—50-х гг. в лице Берне (Парижские письма) и Гейне (Письма из Парижа). Берне и Гейне были родоначальниками политического Ф. в Германии; их Ф. полны огня, призыва к борьбе против феодализма и мещанской косности. Среди представителей «Молодой Германии» в качестве фельетониста выделяется Гуцков («Письма дурака к дуре»). В эпоху империализма в Германии выделился своими сенсационными фельетонами Максимилиан Гарден — типичный представитель мелкобуржуазного индивидуализма.
Ф. в России. Термин Ф. в русской литературе впервые упоминается в «Вестнике Европы» в 1820: «Ф., — говорит «Вестник Европы», — это еще, очевидно, не укрепившееся в нашем быту понятие означает отдельную часть газеты, где помещаются замечания на новые книги, на играемые в театрах пьесы, на самую игру актеров».
Истоки русского Ф. нужно искать в XVIII в. Развитие сатирической журналистики вызвало к жизни новую литературную форму — Ф. В Ф. сатирических журналов XVIII в. выявляются уже две линии, которые указаны Горьким для развития литературы вообще. Это — «линия критического реализма и линия чисто мещанской литературы». Ф. «Трутня», «Живописца» зачинают первую линию, Ф. «Всякой всячины», «Ни то, ни сио» — вторую линию Ф. В Ф. «Трутня», «Живописца» вскрывалось конкретное зло общества того времени, давалась резкая критика «на лицо», велась борьба за культуру в России против консерватизма господствующих групп. Публицистическая заостренность, актуальность, смелое привлечение разнообразного материала (бытовы сцены, судебные постановления и др.) — вот те характерные для писем и обозрений новиковских журналов черты, которые позволяют считать их Ф.
Фельетонисты «Всякой всячины», «Ни то, ни сио» выдвигали лозунг «не целить на особ», давать критику «в улыбательном духе», мешать поучения с увеселениями и «угрюмость строгих правил умягчать какими-нибудь приятностями или закрывать прелестными цветами». От Ф. «Трутня», «Живописца» идет традиция к Ф. крестьянской революционной демократии, к Ф. «Современника», «Искры», от Ф. «Всякой всячины», «Поденщины», «Ни то, ни сио» — к охранительным Ф. булгаринской «Северной пчелы» или «Библиотеки для чтения» и др.
В 30-х гг. в качестве фельетониста «Библиотеки для чтения» выступил Сенковский. Особенной известностью пользовался его Ф. «Большой выход сатаны». Сенковский дал огромное количество Ф., написанных живо, хлестко, но неглубоких по содержанию. Это — или нападки на своих литературных врагов, или мелкая критика современных нравов. Беседа-диалог, письма, в особенности фантастические сны — форма фельетона Сенковского. Фельетоны Сенковского нередко заканчиваются нравоучениями охранительного характера: «первая обязанность словесности в обществе, — говорит Сенковский, — успокаивать умы», «не помогать политическим бредням» («Брамбеус и юная словесность»).
Общественный подъем, развитие литературы «натуральной школы» вызывают в 40-х гг. в истории русского Ф. значительное оживление: кроме «Северной пчелы» и «Библиотеки для чтения», фельетоны появляются в «Литературной газете», «С.-Петербургских ведомостях», «Русском инвалиде» и др. С Ф. выступают Строев, Губер, Греч, Панаев, Дружинин.
В рядах фельетонистов в 40-х гг. мы видим таких писателей, как Григорович, Плещеев, Сологуб, Тургенев, Гончаров, Достоевский. Широкое распространение в 40-х гг. получил Ф. — «физиологический очерк» . Публицистические статьи, письма, очерки Герцена подчас получают характер Ф., замечательного как социально-политической остротой своего революционного содержания, так и блестящим использованием средств художественного порядка. В 50—60-х гг. выдвинулся на первый план Ф. революционной крестьянской демократии. Острое и актуальное содержание, правдивый показ действительности, беспощадная критика эксплоататорского строя, призыв к борьбе — основные черты Ф. революционных разночинцев, наравне с богатством жанровых форм и художественной яркостью образного воплощения.
Ф. пишут Некрасов, Добролюбов, Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский. Литературно-критические статьи Чернышевского «Об искренности в критике» и «Русский человек на „rendez-vous“» шли в журналах как фельетоны.
Значительная часть Ф. в «Свистке» и «Искре» принадлежала Добролюбову, Курочкину, Минаеву. Целый ряд очерков Салтыкова-Щедрина и Глеба Успенского являлись фельетонами («Письма к тетеньке» Салтыкова-Щедрина и др.). Самое композиционное построение Ф. революционеров-демократов является отличным от буржуазно-дворянского Ф. Буржуазно-дворянский Ф. целиком строился вокруг какого-либо явления быта или литературы, причем выводы его не шли дальше этого явления. Совсем другое фельетоны Чернышевского, Добролюбова; в их Ф. берется какое-нибудь частное явление как исходный пункт для построения Ф., а затем, как вывод, дается широкое обобщение, имеющее огромное общественно-политическое значение (бичуется царская администрация, суд и т. д., а не отдельные плохие администраторы). Сатира «Свистка» и «Искры» охватывала огромный круг явлений, поэтому к жизни были широко призваны новые Ф. в драматической и, особенно, стихотворной форме (см. напр. Ф. «Наука и свистопляска, или как аукнется, так и откликнется — рассказ в стихах и прозе, со свистом и пляскою», «Юное дарование, обещающее поглотить всю современную поэзию» Конрада Лилиеншвагера, т. е. Добролюбова, «Москвичи на лекции философии», «Женщина перед лицом русского прогресса», стихотворные Ф. Минаева и др.).
Стихотворный Ф. был доведен до совершенства Некрасовым («Газетная», «Балет», «Кому холодно, кому жарко», «Современники», «Вступительное слово „Свистка“ к читателю» и др.). Глеб Успенский дал прекрасные образцы Ф.-очерков, в которых он откликался на самые острые вопросы современности. Революционеры-демократы ценили Ф. как очень удобный способ для проведения своих идей, считая, что он мог бы «оказать немалое пособие серьезной литературе» (Добролюбов). Салтыков-Щедрин зло высмеивал мещанский Ф., Ф.-болтовню, но, когда его упрекнули в том, что его очерки носят фельетонный характер, он ответил: «Водевиль может быть умнее боборыкинской драмы» (письмо Пыпину от 1 ноября 1883).
В 60—70-х гг. продолжал существовать и мещанский Ф. Этот Ф. носил прежний традиционный характер веселой болтовни (напр. фельетоны Масальского в «Сыне отечества», «Весельчака» и др.).
Период реакции 80-х гг. — период упадка социально-сатирического Ф. Жестокие преследования цензуры не давали возможности передовым органам пользоваться таким оружием, как Ф. С трудом удавалось Успенскому помещать свои Ф.-очерки. В 80-е гг. Ф. широко использовался беспринципными юмористическими журналами мещанского типа («Осколки»). Типичным представителем мещанского Ф. являлся Лейкин.
В 90—900-е гг. рост пролетариата, пролетарского движения, организация пролетарских журналов и газет, выступление в печати Ленина, выступление Горького, революция 1905, реакция после революции 1905, новая волна рабочего движения — все эти огромные общественные сдвиги и события сказались в журналах, газетах, литературе. На страницах журналов и газет шли упорные бои. Фельетонам в этих боях принадлежит большое место.
Реакционные газеты и журналы развивали бешеную кампанию против революции, против рабочего движения. В «Новом времени» выступила целая «плеяда» фельетонистов (Суворин, А. Столыпин, Меньшиков, Розанов и др.). Донос, клевета на все честное, революционное, кровавые наветы, призыв к погромам во имя православия и самодержавия — вот гнусное содержание реакционных Ф. Беззастенчивая, доходящая до цинизма подтасовка фактов, мистика, ханжество и лицемерие — особенности «стиля» Ф. нововременских «Иудушек Головлевых».
Ф. либеральных фельетонистов 900-х гг. отличались мелочностью содержания, малой социальной значимостью и в то же время изощренностью, узорчатостью, часто вычурностью формы (Дорошевич, Амфитеатров, Л. Андреев и др.).
Новые страницы в истории дооктябрьского Ф. открывают фельетоны Горького. Первые его Ф. под названием «Между прочим» были напечатаны под псевдонимом Иегудиил Хламида («Самарская газета» за 1895). В своих фельетонах Горький, несмотря на жестокую цензуру, умел остро ставить вопросы о разгуле административного произвола, умел заступиться за попранные права трудящихся.
В 1906 Горький написал серию блестящих фельетонов-памфлетов: «В Америке» («Город Желтого Дьявола» и др.), «Мои интервью» («Прекрасная Франция», «Русский царь» и др.). В этих фельетонах Горький обличал полновластное господство капитала в «демократической» Америке, республиканскую Францию, снабжающую русского царя деньгами для подавления революции, наконец самого русского самодержца, тупого, кровавого царя, державшегося на троне при помощи штыков. Как в других своих произведениях, так и в Ф. Горький указал путь развития советской художественной и публицистической литературы — путь социалистического реализма. В качестве фельетонистов в дореволюционных большевистских изданиях выступали В. В. Воровский, М. С. Ольминский, направлявший против меньшевиков острые сатирические Ф.
После Великой Октябрьской социалистической революции начался бурный расцвет пролетарской публицистики вообще и пролетарского фельетона в частности. Развитие социалистического строительства, культурная революция, изживание пережитков капитализма в сознании людей советской эпохи, создание нового быта, перестройка отношения человека к природе, к труду, борьба с остатками буржуазии, разгром троцкистских, бухаринских и иных шпионов и диверсантов — все это дает широкий круг тем для советского фельетона.
Советский Ф. не только критикует отрицательные явления жизни, но и утверждает новую, социалистическую действительность, великие завоевания сталинской эпохи.
Непревзойденными шедеврами советского Ф. являются пламенные фельетоны Горького, посвященные обличению международного империализма и его наймитов, врагов народа в нашей стране, а также фельетоны Горького, откликавшиеся на рост культуры в СССР, ставившие вопросы из области литературной жизни и указывавшие направление развития советской литературы. Ф. социалистического реализма имеет четкий идейно-композиционный стержень, ему чужда отрывочность, фрагментарность мелкобуржуазного Ф. 900-х гг. Советский фельетонист говорит просто, ясно, твердо; советский Ф. не стремится к внешней вычурности.
Советский Ф. крайне многообразен по форме. Политически заостренные, пропитанные партийностью, с четкой сюжетной линией, опирающиеся на определенные конкретные факты, советские фельетоны дают примеры гармонического сочетания в Ф. публицистического и художественного элементов. В. В. Маяковский дал блестящие образцы политически насыщенного, подчас остро-сатирического стихотворного Ф.
Победа социализма, невиданные в мире успехи социалистического строительства в области индустриализации, сельского хозяйства, культуры настоятельно требуют развития фельетона-бытовой сцены, фельетона-научной статьи, фельетона-научной гипотезы, в которых в доступной и «легкой», понятной миллионам трудящихся форме сообщались бы знания не только о действительности прошлого и настоящего, но и о действительности будущего.
Список литературы
Азадовский М., Затерянные фельетоны Тургенева, Иркутск, 1927 (оттиск из «Сборника трудов Иркутск. гос. ун-та», вып. XII)
Журбина Е., Фельетон в газете 40-х годов, акц. изд. о-ва «Огонек», М., 1930 (в серии: Б-ка «Огонек», № 527)
Заславский Д., Истоки и пути фельетона, изд. «Огонек», М., 1931 (в серии: «Б-ка журналиста», кн. 2), Горький в Самаре. Рассказы, фельетоны, воспоминания, «Сов. писатель», 1938
Nettement A. F., Etudes critiques sur le feuilleton-roman, Paris, 1845
Atkinson Nora, Eugêne Sue et le roman-feuilleton, P., 1929 (Chapitre premier, I, Esquisse de l’histoire du roman-feuilleton en France)
Eckstein E., Beiträge zur Geschichte des Feuilletons, 2 Bde, 2 Auflage, Leipzig, 1876
Kellen T., Aus der Geschichte des Feuilletons, Essen, 1909
Meunier E., Die Entwicklung des Feuilletons in der Grossen Presse, Heidelberg, 1914.
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа