Сказание

Сказание

Сказание (греч. historia, diégémata) — в настоящее время термин, не прикрепленный к определенному литературному жанру. Даже специалисты употребляют часто безразлично слова — сказание, легенда, предание, сага. Слово «С.» в древней русской литературе имело широкое употребление, обозначая всякий литературный, т. е. письменный рассказ. А так как рассказы принадлежали к разным литературным жанрам, то в литературе имеются:

1. Исторические С., напр. названия летописей («Иное сказание»), «Сказание о зачатии царства Казанского», «Сказания» кн. Курбского, «Сказание об Азовском сидении» XVIII в. и др. Древнейший памятник этого рода — «Сказание, что ради прозвася Печерский монастырь», приписываемое Нестору (XI в.). В этом смысле термин употребляется и в научной литературе XIX в.: «Сказания о князьях и царях земли русской» (изд. Археогр. комиссии, СПБ, 1861), «Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. Собрал, перевел и объяснил А. Гаркави» (СПБ, 1870), «Сказания иностранцев о Московском Государстве» (В. Ключевский, М., 1866). см. «Летописи», «Хроники».

2. Житийные С., т. е. жития „святых“, помещавшиеся в прологах, четьях-минеях, всевозможных сборниках и составлявшие популярное литературное чтение. Древнейшее С. этого рода, приписываемое Иакову черноризцу (XI в.) «Сказание страстотерпцю святую мученику Бориса и Глеба», известною в списках уже от XII в. В этом смысле слово «С.» без оговорок употребляют крупные исследователи: XIX—XX вв. А. А. Шахматов, Н. К. Никольский и др. см. «Жития», «Легенда».

3. Апокрифические С., т. е. рассказы о так наз. священных событиях, не утвержденные, а часто даже запрещенные еще в XI в. и особенно позднее церковью. Таково напр. «Сказание о Адаме, егда изгнан бысть из рая», известное в списках от XVI в., или «Сказание о псалтири, како написася Давидом царем», в списках от XIV в. и мн. др. В этом значении С. применяется в XIX в., напр. в книгах И. Порфирьева: «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки» (СПБ, 1877) и «Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях» по рукописям Соловецкой библиотеки» (СПБ, 1890). см. «Апокриф».

4. Поучения-С. — поучительные сочинения религиозного (напр.: «Сказание о будущем веце и о здешнем» в рук. XVIII в.), дидактического («Сказание о пьянстве и душегубстве», в рук. XVIII в.) и даже хозяйственно-практического назначения (напр. «Сказание известно лунным годом, когда сеяти, садити и врачевание человеком и скотом» в рук. XVII в. или «Сказание о конских приметах» в рук. XIX в. и др.).

5. Повести-С. — обширный жанр светских и духовных рассказов, переводных и оригинальных, которые аналогичны современной литературной повести. Напр. популярные старинные повести «О Брунцвике», «О Петре Златых Ключах», «О Франциле Венециане», «О царевиче Фиргисе» и мн. др. параллельно с термином «повесть», «гистория» в рукописях назывались также С. см. «Повесть».

Все эти виды литературных С., переходя иногда в устную традицию, включались уже в жанры фольклорные. Живой народный язык термина «С.» совсем не знает. Исследователи же иногда по литературной традиции стали прилагать и к легендам и к преданиям термин «сказания». И. Сахаров («Сказания русского народа», СПБ, 1885) под этим термином собрал целую энциклопедию древнерусской литературы и фольклора.

Список литературы

Отправной справочник по вопросам древне-русской литературы, главнейших описаний рукописей и библиографии отдельных видов сказаний

Самые тексты сказаний хранятся в тысячах рукописей различных древлехранилищ. Большинство последних имеет печатные описания, перечень которых в кн.: Смирнов I. М., Указатель описаний славянских и русских рукописей отечественных и заграничных книгохранилищ, Сергиев Посад, 1916 (дополнения к ней Петровского Н. в «ЖМНП», 1917, июль-август, и Бельчикова Н. Ф. в «Библиографических известиях», 1917, № 3—4)

Иконников В. С., Опыт русской историографии, т. I, кн. 1—2, т. II, кн. 1—2, Киев, 1891—1908. Общие сведения об отдельных видах сказаний в общих курсах истории древнерусской литературы: П. Владимирова, М. Сперанского, В. Истрина, А. Орлова, Е. Петухова, Пыпина и др.

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа