Гарантийные механизмы и инвестиционный процесс
Гарантийные механизмы и инвестиционный процесс
А. О. Блинов, доктор экономических наук, Российская экономическая академия имени Г. В. Плеханова, Т. В. Зеленская, Москва
Для страхования коммерческих рисков участники инвестиционного процесса создают собственные фонды или прибегают к услугам страховых компаний. Защита же от некоммерческих рисков, носящих массовый, «фоновый» характер и вызванных особенностями экономических преобразований, - это задача государства.
В развитых странах созданы разнообразные закрепленные законодательно механизмы государственных гарантий, а в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой такие гарантии предоставляются выборочно (например, иностранным и крупным инвесторам) специальными законами.
Виды гарантий
В таблице 1 в самом общем виде приведены основные организационно-правовые формы гарантийных механизмов, применяемых в инвестиционном процессе.
Таблица 1
Организационно-правовые формы механизма гарантирования *
Гарантии и поручительства |
Контроль за целевым использованием средств |
Залоги |
Прямые безусловные гарантии |
Введение спецсчета по тройному договору |
Залог имущества клиента: товарно-материальных ценностей; ценных бумаг; залог депозитов, находящихся в том же банке Ипотека: смешанный залог |
Условные - ограниченные по сумме, ограниченные по времени |
Залог под производимые вложения (сложная гарантия, состоящая из залога на первом этапе и контракта управления инвестиционным процессом и средствами - на втором) |
Залог интеллектуальных прав |
Гарантии по требованию Косвенные гарантии Подразумеваемые гарантии Гарантии по договорам подряда Встречные гарантии и супергарантии |
Схема «Компенсационного баланса» |
Заклад: твердый залог Залог прав: в форме передачи права собственности Залог прав в форме уступки права требования |
Источники: Смирнов А.Л. Организация финансирования инвестиционных проектов. М.: АО «Консалбанкир», 1993. С. 52—54; Щиборщ К. Формы финансирования и гарантии инвестору// Рынок ценных бумаг. 1998. Октябрь.
* В таблицу 1 включены только самые распространенные гарантии, на деле используется множество их разновидностей, так как гарантии можно классифицировать и по целям (тендерные, исполнения и возврата платежа).
Слово «гарантия» часто используется в более широком, чем в собственно юридическом смысле, и означает просто «обязательство». В «Унифицированных правилах договорных гарантий», изданных Международной торговой палатой, термин «гарантия» используется в том же смысле, т. е. определен как поручительство гаранта, принимаемое по отношению к кому-либо (бенефициару) по поручению другого лица (принципала) в обеспечение последним своих обязательств перед бенефициаром.
В большинстве случаев кредиторы согласны рассматривать только прямые безусловные гарантии, в которых гарант принимает на себя обязательства гарантируемого лица в полном объеме. Это связано с тем, что при условной гарантии обязательства гаранта обычно действуют по предъявлению какого-либо документа в пользу бенефициара (решения суда или арбитража в пользу бенефициара, сертификата нейтрального лица, удостоверяющего наличие подлежащего уплате долга). Банки неохотно идут на выдачу условных гарантий, потому что не желают быть вовлеченными в юридические споры по договорам, на которых гарантии основаны. Эту услугу должны предоставлять страховые или гарантийные компании. Но на сегодняшний день такая инфраструктура, к сожалению, не развита.
Ограниченные по сумме гарантии могут предоставляться в виде гарантий возмещения возможных убытков. Ограниченные по времени гарантии, например гарантирование только периодов строительства или выхода на проектную мощность, выставляются в тех случаях, когда вероятный гарант не соглашается на выставление прямых гарантий.
Под косвенными гарантиями подразумеваются гарантии сбыта продукции, цен на сырье и комплектующие изделия. В качестве гарантий приемлемы контракты типа «бери или плати», «поставляй и плати». В ряде отраслей с ликвидной продукцией (нефть, газ, ГСМ, продукты питания) уже используются такие гарантии, но не для инвестиционного процесса, а для пополнения оборотных средств.
При приеме гарантий инвестору необходимо оценивать устойчивость финансового положения самого гаранта. Лучший вариант - гарантия другого банка с обязательной оценкой ликвидности его баланса. В нашей стране такая форма гарантий широко применяется, но обычно при выдаче крупной суммы кредита, что для большинства средних и малых предприятий недоступно из-за высоких процентных ставок.
Вообще наибольшие в части гарантий трудности испытывает малый и средний бизнес. Система гарантирования для этого вида бизнеса в России еще не развита, хотя правовые основы заложены и исполнительные программные документы есть. В США малому и среднему бизнесу 90% ссуд выдается под гарантии Администрации по делам малого бизнеса, причем процентная ставка за кредит ниже на 1 — 1,5%. У нас действует аналог этой системы: целевые фонды развития предусмотрены в бюджетах всех уровней. Но действие гарантии должно осуществляться также под залог.
Низкий уровень инвестирования в стране, несомненно, связан с кризисным состоянием механизма гарантирования.
Залоговое право
Залоговое право - это вещественная претензия на чужое движимое или недвижимое имущество или претензия на право получить компенсацию от реализации заложенного имущества, если должник не может погасить свои обязательства. Отношения залога, возникающие между инвесторами и их клиентами, регулируются законом РФ «О залоге» от 29 мая 1992 г. Использование залога в практике организации кредитных отношений предполагает наличие специального механизма его применения. Залог - это способ обеспечения обязательства, при котором кредитор-залогодержатель приобретает преимущественное право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет заложенного имущества.
Залог возникает в силу договора или закона. Им может быть обеспечено только действительное требование, вытекающее из договора займа, банковского кредита, договора купли-продажи, имущественного займа и других договоров.
При залоге товарно-материальных ценностей сумма кредита с процентами по нему может достичь 85% стоимости предметов залога, но обычно она не превышает 50% из-за очень низкой ликвидности активов предприятий. Процедура оформления залога очень сложна и стоит дорого.
Наиболее подходящим для нашей экономики, и уж во всяком случае для предприятий добывающей отрасли, по мнению автора, был бы твердый залог с передачей залогового имущества банку и хранением его на складе кредитора (либо на нейтральном специальном складе или складе заемщика, но под замком и охраной банка). Наиболее удобные объекты твердого залога - ценные бумаги ЦБ, складские свидетельства, товарно-транспортные документы. Эта форма залога не развита, хотя и подготовлена законодательно.
Еще меньше развит залог прав. В данном случае в виде заклада выступают документы, свидетельствующие о передаче банку в качестве обеспечения прав владений и пользования имуществом, прав на объекты интеллектуальной собственности (авторские права на промышленные образцы, товарные знаки, патенты и т. д.) и других прав. Эта форма заклада пока еще не имеет даже законодательной базы.
Договор о цессии создает правовую основу для обеспечения возвратности и предусматривает переход к банку права получения денежных средств по уступленному требованию. Суммы кредита при такой форме могут достигать только 20-40%.
Форма и вид обеспечения кредита определяют риск каждой кредитной организации. Для российских коммерческих банков Центральным банком РФ разработаны коэффициенты риска для различных групп активов (инструкция № 1 «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков»). В зависимости от качества обеспечения предоставляемого кредита установлены коэффициенты риска (табл. 2). Для поддержания ликвидности банка на должном уровне размер его риска на одного заемщика не должен превышать 10% суммы активов баланса.
Формы контроля за реципиентом возникают, как правило, при наличии институционального или стратегического инвестора. В России форма контроля получила распространение на некоторых предприятиях пищевой отрасли и в сфере телекоммуникаций.
Таблица 2
Зависимость коэффициентов риска от вида обеспечения кредита
Вид обеспечения по ссуде |
Коэффициент риска, % |
Залог государственных ценных бумаг Реальное материальное обеспечение Гарантии и поручительства третьих лиц с известной платежеспособностью Залог простых векселей покупателей, по которым имеется гарантия банка покупателя Залог акций предприятий и банков, зарегистрированных на фондовой бирже Купленные у заемщиков-векселедержателей товарные векселя Залог переводных векселей, акцептованных плательщиком, по которым имеется аваль, т. е. гарантия банка Страхование ответственности за непогашение кредита |
10 25 30 40 40 40 50 30-80 |
Все сказанное сводится к следующему: институт гарантирования в России не развит, и это серьезное препятствие для инвестиционной деятельности. Ряд организационно-правовых форм гарантирования нуждается в институциональных, правовых и инфраструктурных преобразованиях.
Бизнес и государство
В настоящее время в стране ни на федеральном, ни на региональном уровнях не существует целостной системы гарантирования частных инвестиций. На федеральном уровне делаются лишь первые шаги, связанные с предоставлением государственных гарантий по инвестиционным кредитам. Но они явно недостаточны для привлечения необходимого объема инвестиций. Перспективной, по мнению автора, может стать схема, разработанная Всемирным банком и правительством РФ: правительство обязуется компенсировать потери, связанные с некоммерческими рисками, а Всемирный банк гарантирует выплату в случае, если правительство не выполнит свои обязательства.
Что же касается регионального уровня, то лишь около трети регионов РФ осуществляют страхование инвестиционных некоммерческих рисков и создают гарантийно-залоговые фонды. Зачастую такие фонды не имеют законодательного оформления и действуют на основании распоряжений или постановлений администраций субъектов Федерации. В большинстве же субъектов РФ гарантирование инвестиций от региональных рисков находится в зачаточном состоянии или вообще отсутствует.
Вследствие общей неустойчивости условий осуществления инвестиционной деятельности и их глубокой региональной дифференциации создание эффективной системы гарантирования инвестиций в настоящее время крайне актуально.
Дефицитность бюджетов всех уровней, сокращение инвестиционных потоков, снижение объемов банковского кредитования реального сектора экономики, централизация капиталов диктуют необходимость поиска новых путей увеличения инвестиций.
Одним из катализаторов роста вложений кредитно-финансовых структур в производство может оказаться система гарантий возвратности кредитов. Создание системы гарантий с участием государства может способствовать привлечению отечественных и зарубежных инвестиций в реальный сектор с одновременным регулированием их доступа и влияния на экономику в целом.
Необходимость системы гарантий с участием государства обусловлена самим положением, в котором в настоящее время оказались основные участники кредитно-гарантийных операций - предприятия, банки и государство (или гарант, реализующий интересы государства). Так, малые и средние предприятия в основном не обладают существенными имуществом и ресурсами, которые они могут предоставить в залог под кредит. Зачастую и крупные государственные предприятия ограничены в гарантоспособности рамками существующего законодательства. Ставки кредитных ресурсов слишком высоки для предприятий. Кроме того, стихийное, скачкообразное изменение ставок затрудняет планирование деятельности даже на ближайшую перспективу.
Банки неохотно работают с малыми и средними предприятиями: накладные расходы велики, а доходы в абсолютном выражении в расчете на одного заемщика незначительны. Кредитование крупных предприятий явно предпочтительнее вследствие увеличения соотношения между абсолютным доходом в расчете на одного крупного заемщика и накладными расходами - по экспертизе проекта, дальнейшему сопровождению и контролю за кредитным процессом.
Для государства малое предпринимательство - мощное средство решения целого комплекса социально-экономических проблем, но в период преобразований государство не обладает достаточными денежными ресурсами для его поддержки. Государство и не должно заниматься прямым кредитованием малых предприятий - это прерогатива банков и инвесторов. Задача государства - создавать для этого условия, в частности, инфраструктуру для формирования «длинных» и «дешевых» инвестиционных капиталов и их вовлечения в инвестиционный процесс.
Гарантирование кредитов - не только форма защиты инвестиционного капитала от потерь, но и важный инструмент развития всей предпринимательской деятельности, поскольку, разделяя с кредитором риски, государство осуществляет привлечение инвестиций и кредитных средств в сферу малого предпринимательства.
Гарантирование является одной из самых популярных форм поддержки предпринимательства за рубежом. Однако использование мирового опыта в России без соответствующей адаптации невозможно из-за несовместимости зарубежных технологий с современными российскими реалиями и, в первую очередь, из-за отсутствия достаточных денежных средств, обеспечивающих использование обязательств по предоставляемым гарантиям, в федеральном бюджете.
Цели государственной поддержки малого и среднего предпринимательства определяют основные критерии работы с привлеченными средствами:
• привлечение к финансированию малого предпринимательства максимально возможных объемов средств российских и иностранных банков, предприятий, других финансовых учреждений на наиболее выгодных для малого предпринимательства условиях;
• создание малому предпринимательству условий доступа к финансовым ресурсам через элементы «венчуризации» инвестиционного механизма, в частности - предоставление приемлемой ставки за кредит для конечного заемщика, продажа доли будущего бизнеса (акций, доли вкладочного капитала) до начала реализации проекта, использование трудового ресурса предпринимателей в качестве инвестиций (опыт МЖК);
• минимизация рисков невозвратов кредитных ресурсов с тем, чтобы не допустить отсечения от производственного процесса мелких предпринимателей в дальнейшем и помочь на этапе становления как можно большему числу эффективных предприятий.
Инвестиции и закон
Нормативная база защиты инвестиций охватывает области страхования, перестрахования, залога, гарантий и поручительств федерального и регионального уровней. Необходимость развития рынка страхования инвестиционных рисков отмечена и в Постановлении правительства РФ от 19.12.97 г. № 1605 «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации».
Первые шаги в области страхования инвестиций были предприняты Государственной инвестиционной корпорацией. Для этого была создана Российская компания по страхованию инвестиций (РКСИ) и страховая компания «Инкор-страх». РКСИ занимается предоставлением гарантий иностранным инвесторам от политических рисков. Капитал компании по требованию инвесторов размещен за рубежом - в «Сити-бэнк» и «Каутс-бэнк».
Залоговые отношения регулируются частью 1-й Гражданского кодекса РФ, федеральным законом от 16.07.98 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», а также законом РФ от 29.05.92 г. № 2872-1 «О залоге», который, в соответствии со ст. 4 федерального закона от 21.10.94 г. «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ», применяется постольку, поскольку не противоречит части 1-й Кодекса и закону об ипотеке.
В законе РФ от 09.07.99 г. «Об иностранных инвестициях в РФ», а также в законе РФ от 25.12.99 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», определены принципы и правовой режим государственных гарантий в области защиты иностранных инвестиций.
По своему существу они представляют страхование от политических рисков вывозимого и ввозимого капитала или, иначе говоря, обязательства по компенсации убытков иностранному инвестору при экспроприации его капиталовложений.
В 1995 г. Россия присоединилась к Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций. В практике защиты инвестиций используются письменные гарантии правительства и федеральных ведомств РФ, а также администраций субъектов РФ. В большинстве случаев эти гарантии не имеют имущественного обеспечения. Не разработан и механизм удовлетворения исков по указанным гарантиям.
Согласно ст. 17 закона «Об иностранных инвестициях в РФ» субъекты РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также внебюджетных средств. В ст. 13 этого же закона иностранный инвестор вправе приобрести акции и иные ценные бумаги российских коммерческих организаций и государственные ценные бумаги в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах.
В законе «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ст. 20) органы местного самоуправления в пределах своих полномочий в соответствии с действующим законодательством РФ гарантируют всем субъектам инвестиционной деятельности:
• обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;
• гласность в обсуждении инвестиционных проектов;
• стабильность прав.
По закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.06.95 г. муниципальными фондами поддержки малого предпринимательства являются учрежденные уполномоченными на то органами местного самоуправления фонды, в уставном капитале которых участие муниципальных образований составляет не менее 50%. Доходы от деятельности муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства остаются в их распоряжении, не подлежат налогообложению и направляются на реализацию целей и задач, предусмотренных законом.
Государственные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства имеют право на предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность.
Таким образом, необходимые механизмы заложены в российском законодательстве, и их действие снижает уровень региональных некоммерческих рисков, к которым, безусловно, относится создание элементов системы гарантирования инвестиций. Это уже достаточно ярко прослеживается на примере ряда регионов РФ: некоторые регионы при сравнительно невысокой инвестиционной привлекательности сумели обеспечить более полное использование своего инвестиционного потенциала и за счет этого добились относительной активизации инвестиционной деятельности (Новгородская, Орловская, Томская области).
Ниже приведена сравнительная характеристика гарантийных фондов.
Источники формирования |
Средства учредителей; средства от реализации пакета продовольственной помощи; средства субъектов Федерации и городских бюджетов, выделенные на эти цели гарантийному фонду; внебюджетные источники финансирования; собственные средства; средства федерального фонда поддержки предпринимательства; доходы фонда; возвратные средства; добровольные взносы юридических лиц и граждан; средства спонсоров; иные источники |
Платность услуг по предоставлению поручительства |
Ежегодно 2-4% от общей суммы осуществленных инвестиций в зависимости от категории риска; до 2-4% от суммы поручительства; размер определяется отдельно в каждом случае |
Формы гарантий |
Гарантийное письмо фонда; вексель фонда; договор поручительства, заключенный фондом с заемщиком; договор фонда с финансово-кредитной организацией; гарантия администрации |
Предельный размер гарантий |
До 3 млн дол. со сроком окупаемости меньше 2 лет; 2-5 млн дол. со сроком окупаемости меньше 3 лет; до 70 тыс. руб. - решение принимает совет фонда; 70-500 тыс. руб. - коллегия совета попечителей гарантийного фонда; свыше 300-500 тыс. руб. - административный орган региональной администрации |
Отказ в предоставлении гарантии |
Неверные сведения в документах; плохая кредитная история; предприятия, находящиеся в стадии ликвидации или банкротства, сообщившие о себе ложные сведения, ограниченные в правовом отношении в соответствии с законом РФ; несоответствие данных инвестиционного проекта результатам экспертизы; принятие решения о нецелесообразности поддержки проекта |
Доля гарантийного покрытия заемщика |
Не менее 30% (залог); для начинающих предпринимателей - от 20 до 50% |
Виды деятельности фондов |
Кредитование проектов; предоставление поручительств; содействие выставкам и ярмаркам; предоставление грантов для субъектов малого предпринимательства под некоммерческие проекты; информационная поддержка предпринимателей |
Расчет гарантийных схем, определение размера вознаграждения за гарантию - это задача теории гарантирования, имеющей свою специфику и до настоящего времени недостаточно разработанной.
Действующие компании размещают средства в наиболее доходные ценные бумаги, преимущественно в государственные, в депозитные сертификаты и векселя банков, в иные активы с соблюдением принципов наибольшей безопасности вложений, высокой ликвидности и доходности с учётом состояния финансового рынка и прогнозов его изменения. Для снижения степени риска до минимума денежные средства могут быть размещены в разные категории активов. Гарантии предоставляются в соответствии с Положением о Гарантийном фонде: либо в виде банковской гарантии финансово-кредитной организации, имеющей соответствующую лицензию, в виде предоставления поручительства, либо в любом другом виде. С целью диверсификации и снижения рисков активы гарантийных фондов размещаются в различных коммерческих банках, состав которых определяется дирекцией и согласовывается с попечительским советом.
Хотелось бы изложить ряд аргументов в поддержку налоговых преференций для развивающихся видов гарантирования, сопряженных с микрокредитованием. В настоящее время все учреждения, финансируемые за счет грантов, платят налог на прибыль. С учетом того, что федеральное правительство придает огромное значение развитию малого и среднего бизнеса, следовало бы отменить налог на прибыль таких учреждений, поскольку они накапливают свой резервный капитал для расширения масштабов кредитования или гарантирования. В главе Налогового кодекса «Налог на прибыль» можно было бы предусмотреть льготы для микрофинансирования, а проценты, уплачиваемые малыми предприятиями за использование микрокредитов, целесообразнее включать в себестоимость производимой ими продукции (работ, услуг). Кроме того, зарубежные гранты, предоставляемые российским компаниям, освобождаются от налога. Однако гранты от российских организаций подлежат налогообложению. Тем самым снижена мотивация для развития грантовой деятельности для отечественного бизнеса.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа