Денежная политика: цели и инструменты (работа 1)

Денежная политика: цели и инструменты

Банковская система: Центральный Банк и коммерческие банки

Банковская система в рыночной экономике является обычно двухуровневой и включает Центральный Банк (эмиссионный) и коммерческие (депозитные) банки различ­ных видов. Основными функциями коммерческих банков счи­таются привлечение вкладов (депозитов) и предоставление кредитов. Посредством этих операций коммерческие банки могут создавать деньги, т.е. расширять денежное предложение, что отличает их от других финансовых учреждений. Банки за­нимаются также куплей и продажей ценных бумаг.

Центральный Банк выпускает в обращение национальную валюту, хранит золотовалютные резервы страны, обязательные резервы коммерческих банков, выступает в качестве межбан­ковского расчетного центра. Он является обычно кредитором последней инстанции для коммерческих банков, а также фи­нансовым агентом правительства. Центральный Банк может выступать как продавец и покупатель на международных де­нежных рынках и координировать зарубежную деятельность частных банков.

Во всех странах Центральные Банки формируют и осуще­ствляют кредитно-денежную политику, контролируют и коор­динируют деятельность коммерческих банков.

Предложение денег в экономике изменяется в результате операций Центрального Банка, коммерческих банков и реше­ний небанковского сектора. Центральный Банк контролирует предложение денег путем воздействия на денежную базу, а также на мультипликатор. Фактический объем предложения денег складывается в результате операций коммерческих банков по приему вкладов и выдаче ссуд. Денежная политика- это политика управления уровнем процента, величиной денежной массы и кредитов.

Цели и инструменты кредитно-денежной политики

Цели и инструменты денежной политики можно сгруппировать следующим образом:

Конечные цели:

а) экономический рост;

б) полная занятость;

в) стабильность цен;

г) устойчивый платежный баланс.

Промежуточные целевые ориентиры:

а) денежная масса;

б) ставка процента;

в) обменный курс.

Инструменты:

а) лимиты кредитования; прямое регулирование ставки процента;

б) изменение нормы обязательных резервов;

в) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);

г) операции на открытом рынке.

Существует различие между инструментами прямого (а) и косвенного (б, в, г) регулирования. Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных эконо­миках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

Конечные цели реализуются кредитно-денежной полити­кой как одним из направлений экономической политики в целом, наряду с фискальной, валютной, внешнеторговой, структурной и другими видами политики. Промежуточные цели непосредственно относятся к деятельности Центрального Банка и осуществляются в рыночной экономике с помощью в ос­новном косвенных инструментов.

Нередко в процессе формирования банковской системы в странах, переходящих к рыночным отношениям, усиление степени независимости Центрального Банка в проведении де­нежной политики сопровождается стремлением денежных вла­стей к достижению конечной цели, тогда как реально они в состоянии контролировать лишь определенные промежуточ­ные номинальные величины.

Рассмотрим инструменты косвенного регулирования де­нежной системы.

Обязательные резервы — это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке (формы хранения могут разли­чаться по странам). Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ни­же, чем по вкладам до востребования). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхова­ния вкладов (эту функцию выполняют специализированные фи­нансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления кон­трольных и регулирующих функций Центрального Банка, а также для межбанковских расчетов.

Банки могут хранить и избыточные резервы — некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиден­ных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Од­нако это лишает банки суммы дохода, который они могли бы по­лучить, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процент­ной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.

Чем выше устанавливает Центральный Банк норму обяза­тельных резервов, тем меньшая доля средств может быть исполь­зована коммерческими банками для активных операций. Увели­чение нормы резервов (rr) уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный Банк оказывает воз­действие на динамику денежного предложения.

На практике нормы обязательных резервов пересматрива­ются довольно редко, поскольку сама процедура носит гро­моздкий характер, а сила воздействия этого инструмента через мультипликатор значительна.

Другим инструментом кредитно-денежного регулирования является изменение учетной ставки (или ставки рефинансирования), по которой Центральный Банк выдаст кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у Центрального Банка сокращается, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по доставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна кредитного сжатия и удорожания денег прокатывается всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.

Учетная ставка обычно бывает ниже ставки межбанковского рынка. Но получение кредита у Центрального Банка может быть сопряжено с определенными административными ограничениями. Часто Центральный Банк выступает как последний кредитор для коммерческих банков, испытывающих серьезные затруднения. Однако к "учетному окну" Центрального Банка допускаются не все банки: характер финансовых операций заемщика или причины обращения за помощью могут оказаться неприемлемыми, с точки зрения Центрального Банка.

Краткосрочные ссуды обычно предоставляются для пополнения резервов коммерческих банков. Среднесрочные и долгосрочные ссуды Центрального Банка выдаются для особых нужд (сезонные потребности) пли для выхода из тяжелого финансового положения.

В отличие от межбанковского кредита ссуды Центрального Банка, попадая на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег. Следует заметить, однако, что объем кредитов, получаемых коммерческими банками у Центрального Банка, составляет обычно лишь незначительную долю привлекаемых ими средств. Изменение учетной ставки Центральным Банком стоит рассматривать скорее как индикатор политики Центрального Банк. Во многих развитых странах существует четкая связь между учетным процентом Центрального Банка и ставками частных банков. Например, повышение учетной ставки Центральным Банком сигнализирует о начале ограничительной кредитно-денежной политики. Вслед этим растут ставки на рынке межбанковского кредита, а затем и ставки коммерческих банков по ссудам, предоставляе­мым ими небанковскому сектору. Все эти изменения происхо­дят по цепочке достаточно быстро.

Операции на открытом рынке — третий способ контроля за денежной массой. Он широко используется в странах с разви­тым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондо­вый рынок находится в стадии формирования. Этот инстру­мент денежного регулирования предполагает куплю- продажу Центральным Банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность Центрального Бан­ка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.

Когда Центральный Банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка (иногда на специальном счете коммерческого бан­ка в Центральном Банке для подобных операций), соответст­венно в банковскую систему поступают дополнительные "деньги повышенной мощности" и начинается процесс муль­типликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если Центральный Банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.

Таким образом, воздействуя на денежную базу через опе­рации на открытом рынке, Центральный Банк регулирует раз­мер денежной массы в экономике. Часто подобные операции осуществляются Центральным Банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае банк, например, про­дает ценные бумаги с обязательством выкупить их по опреде­ленной (более высокой) цене через некоторый срок. Платой за предоставленные взамен ценных бумаг денежные средства служит разница между ценой продажи и ценой обратного вы­купа. Соглашения об обратном выкупе широко распростране­ны в деятельности коммерческих банков и фирм.

С помощью названных инструментов Центральный Банк реализует цели кредитно-денежной политики: поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика). Варианты денежной политики по-разному интерпретируются на графике денежного рынка. Жесткая политика поддержания денежной массы соответствует вертикальной кривой предложения денег на уровне целевого показателя денежной массы. Гибкая монетарная политика может быть представлена горизонтальной кривой предложения денег на уровне целевого значения процентной ставки. Промежуточный вариант соответствует наклонной кривой предложения денег.

Выбор вариантов кредитно-денежной политики зависит во многом от причин изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика полдержания денежной массы, что соответствует вертикальной или крутой кривой предложения денег. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то вероятно, предпочтительной окажется политика поддержания ставки процента, связанной непосредственно с инвестиционной активностью (горизонтальная или пологая кривая предложения денег Ls). В зависимости от угла клона кривой Ls изменение спроса на деньги будет в большей степени сказываться либо на денежной массе, либо на ставке процента.

Очевидно, что Центральный Банк не в состоянии одно­временно фиксировать денежную массу и ставку процента. Например, для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги Банк вынужден будет расширить предложение денег, чтобы сбить давление вверх на ставку процента со стороны возросшего спроса на деньги (это отразится сдвигом вправо кривой Ld и перемещением точки равновесия вправо вдоль кривой Ls).

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru