Налог на добавленную стоимость. Льготы, предусмотренные статьей 149 НК РФ

Налог на добавленную стоимость. Льготы, предусмотренные статьей 149 НК РФ.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет бюджетных средств

Согласно подпункту 16 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) от уплаты НДС освобождены услуги по выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее НИОКР) за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров.

Итак, не подлежит обложению НДС на территории Российской Федерации выполнение НИОКР:

за счет средств бюджетов;

за счет средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций;

учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.

Обратите внимание!

В статье 149 НК РФ наличие свидетельства о государственной аккредитации не указано в качестве условия применения льготы, установленной подпунктом 16 пункта 3. Кроме того, государственная аккредитация носит добровольный, а не обязательный характер. Поэтому для применения льготы по НДС научному учреждению она не обязательна. Такое решение вынес арбитражный суд в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 29 сентября 2003 года по делу №А56-14657/03.

В августе 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 30 июня 2005 года №76-ФЗ «О признании утратившими силу положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам государственной аккредитации научных организаций» (далее Закон №76-ФЗ).

Другими словами, с момента вступления в силу Закона №76-ФЗ, государственная аккредитация научных организаций отменена.

Положения подпункта 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ устанавливают фактически льготный налоговый режим, предусматривающий освобождение от НДС научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Однако этот режим не распространяется на иные работы и услуги, выполняемые в рамках научно-технической деятельности. Это, прежде всего, связано с тем, что выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ является составной частью научно-технических работ, к числу которых относятся также проектно- конструкторские, технологические работы, изготовление, испытание опытных партий научно- технической продукции, научно-технические услуги (включающие виды деятельности, способствующие получению, распространению и применению научных знаний).

Согласно статье 769 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.

Напомним, что согласно Федеральному закону от 23 августа 1996 года №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» научно–исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. К ней относятся:

«фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;

прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Экспериментальные разработки - деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование».

Исходя из этого, можно сделать вывод, что к числу научных исследований и разработок не относятся:

образование и подготовка кадров;

другие виды научно-технической деятельности (научно-технические услуги, в том числе маркетинговая деятельность; сбор и обработка данных общего назначения (если это не относится к конкретным исследовательским работам), испытания и стандартизация, предпроектные работы, специализированные медицинские услуги; адаптация, поддержка и сопровождение существующего программного обеспечения);

производственная деятельность (включая внедрение нововведений);

управления исследованиями и разработками, их финансирование и тому подобное).

Учитывая положения Федерального закона от 29 декабря 1994 года №77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 1997 года №950 «Об утверждении Положения о государственной системе научно-технической информации» и других законодательных и нормативных актов Российской Федерации, Миннауки Российской Федерации, на основании Приказа от 17 ноября 1997 года №125 «Об утверждении Положения о государственной регистрации и учете открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» утверждено Положение о государственной регистрации и учете открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее Положение).

Данное Положение устанавливает единые требования государственной регистрации НИОКР и доставки обязательного бесплатного экземпляра отчета о них во Всероссийский научно-технический информационный центр (далее ВНТИЦ) для регистрации и учета в целях формирования национального библиотечно-информационного фонда Российской Федерации, выпуска информационных изданий, обеспечения сохранности и использования.

Согласно Положению обязательной государственной регистрации во ВНТИЦ подлежат все открытые НИОКР, выполняемые организациями Российской Федерации независимо от организационно-правовых форм. За несвоевременную и неполную доставку обязательного экземпляра производители документов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь данным Положением, организация - исполнитель НИОКР в 30-дневный срок с момента ее фактического начала должна направлять во ВНТИЦ следующие документы:

один экземпляр регистрационной карты установленного образца;

сопроводительное письмо на бланке организации.

ВНТИЦ присваивает работе регистрационный номер и в 30-дневный срок направляет организации-исполнителю копию регистрационной карты.

При изменении наименования работы во ВНТИЦ в 30-дневный срок направляется заново оформленная регистрационная карта. ВНТИЦ присваивает данной работе новый регистрационный номер с одновременным аннулированием прежнего номера.

Таким образом, при научно-исследовательских работах поискового, теоретического и экспериментального характера, выполняемых с целью расширения, углубления и систематизации знаний по определенной научной проблеме и создания научного задела, и опытно- конструкторских работах (работах по техническим разработкам, доводящих результаты научно-исследовательских работ до создания опытного производственного образца, за счет вышеуказанных источников финансирования или учреждениями образования и науки (вне зависимости от источников финансирования)) на основе хозяйственных договоров, налог на добавленную стоимость не взимается.

При освобождении от налогообложения выполняемых учреждениями образования и науки НИОКР на основе хозяйственных договоров необходимо руководствоваться следующим. Под учреждением науки, выполняющим освобожденные от налога НИОКР, понимается организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющая в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников, и действующая в соответствии с учредительными документами научной организации, при наличии в уставе ученого (научного, технического, научно-технического) совета в качестве одного из органов управления. При этом объем научной и (или) научно-технической деятельности должен составлять не менее 70% от общего объема выполняемых указанной организацией работ.

Для того, чтобы воспользоваться этой льготой, учреждение должно иметь соответствующее подтверждение (основание) характера выполняемых работ и (при необходимости) источника финансирования.

Так, основанием для освобождения НИОКР, выполняемых за счет средств бюджетов, будет являться договор на выполнение работ с указанием источника финансирования, а также письменное уведомление заказчика, которому выделены данные средства непосредственно из бюджета, в адрес исполнителей и соисполнителей о выделенных ему целевых бюджетных средствах для оплаты вышеуказанных работ (если подобные работы ведутся с привлечением субподрядчиков).

При выполнении НИОКР за счет средств государственных внебюджетных фондов (например, Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и других) основанием для освобождения от налога этих работ также является договор на выполнение работ с указанием источника финансирования. Если средства для оплаты научно-исследовательских опытно-конструкторских работ выделены из бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, то основанием для освобождения от налога является справка финансового органа об открытии финансирования этих работ.

При этом под государственными внебюджетными фондами понимаются внебюджетные фонды федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций (зарегистрированные Министерством науки Российской Федерации), созданные для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1999 года №1156 «Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок», с указанием на это в их учредительных документах.

Иные организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие НИОКР на основе хозяйственных договоров от налога не освобождаются (пункт 6.14 Методических рекомендаций по применению главы 21 НК РФ).

Таким образом, учреждение науки может воспользоваться льготой по НДС только при наличии соответствующих документов (обозначенных выше) и при соблюдении требований, предъявляемых к учреждениям науки.

Кроме того, в данной ситуации следует иметь в виду, что от уплаты НДС могут освобождаться как головные организации, являющиеся учреждениями образования и науки, занятые выполнением вышеуказанных работ, так и их соисполнители, но только в случае, если они также являются учреждениями образования и науки.

До 1 января 2006 года, освобождение от НДС могли использовать только учреждения образования и науки.

Законом 119-ФЗ с 1 января 2006 года операции по выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые выполняются и научными организациями на основе хозяйственных договоров, освобождены от уплаты налога.

Обратимся к Федеральному закону от 23 августа 1996 года №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». В статье 5 этого Закона дано понятие, что такое научные организации. Такого понятия как «учреждения науки» нет. Можно считать это уточнение техническим, если только налоговые органы не предпримут попытку на признание освобождение от налогообложения организациями, осуществляющими НИОКР до 1 января 2006 года не соответствующим налоговому законодательству.

Статья 5. Научная организация

1. Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации.

Рассмотрим применение льготы на конкретном примере.

Пример.

Научная организация – исполнитель заключила договор на выполнение научно-исследовательских работ. Согласно договору стоимость выполненных работ составляет 600 000 рублей, работы финансируются за счет средств отраслевого внебюджетного фонда НИОКР корпорации «Единый электроэнергетический комплекс», расчеты с заказчиком производятся на условиях 50-процентной предоплаты. Фактическая себестоимость выполненных научно-исследовательских работ составила 550 000 рублей, расчеты за выполненные работы производятся безналичным путем.

Правоотношения сторон по договору на выполнение НИОКР регулируются главой 38 ГК РФ. Согласно пункту 1 статьи 769 по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.

Выполнение НИОКР за счет средств, образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций, освобождается от налога на добавленную стоимость на основании подпункта 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ. Согласно указанному пункту, при выполнении НИОКР за счет средств образуемых для этих целей внебюджетных фондов, основанием для освобождения от НДС является договор на выполнение работ с указанием источника финансирования.

Поскольку выполнение научно-исследовательских работ за счет средств внебюджетного фонда НИОКР корпорации «ЕЭК» от НДС освобождается, следовательно, с полученной предоплаты организация НДС не исчисляет и не уплачивает (пункт 2 статьи 162 НК РФ).

В этом случае сумму НДС по материальным ценностям (работам, услугам), использованным при выполнении научно-исследовательских работ, освобожденным от НДС, организация к вычету не принимает, а учитывает в стоимости таких товаров (работ, услуг) согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ. В случае принятия организацией указанных сумм НДС к вычету или возмещению соответствующие суммы НДС подлежат восстановлению и уплате в бюджет (пункт 3 статьи 170 НК РФ).

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Дебет

Кредит

51

62

300 000

Получена предоплата за счет отраслевого внебюджетного фонда НИОКР

20

02,10,70,69

550 000

Отражены затраты на выполнение научно-исследовательских работ

62

90-1

600 000

Отражена выручка от выполнения работ

90-2

20

550 000

Списана себестоимость, выполненных НИР

51

62

300 000

Получены денежные средства по окончательным расчетам с заказчиком за выполненные работы

90-9

99

50 000

Отражен финансовый результат от выполнения научно- исследовательских работ

Если осуществляются операции как подлежащие налогообложению, так и освобождаемые от налогообложения, то налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа