Введение в традицию как цель образования
Введение в традицию как цель образования
Игум. Георгий (Шестун), Захарченко М.В.
Мы должны сделать образование таким, чтобы оно обеспечивало устойчивость нашей культуры, нашей цивилизации. Иначе наша история не будет продолжаться. Сегодня ситуация в обществе тревожная. Мы переживаем не только социально-экономический, но и духовный кризис, усилия системы образования должны быть направлены на преодоление кризиса, на то, чтобы обеспечить устойчивость не только социально-экономического, но и духовного развития. На это нацеливает Национальная доктрина образования. Необходимо остановить процесс вымирания. Остановить нравственную деградацию. Восстановить историческую память, в буквальном смысле слова — придти в сознание, что значит – восстановить нравственные ориентиры, ценности культуры, веру. Все изменения, вносимые в государственную систему образования, должны оцениваться только с одной позиции – насколько они обеспечивают решение этих задач. В данной статье предлагается теоретическая модель, которая, мы надеемся, будет полезна при разработке конкретных технологических решений.
В самом широком смысле целью образования является вхождение народа в цивилизацию. Речь может идти не только о соборной личности народа, но и об отдельной человеческой личности — меняется масштаб вопроса, но существо его не меняется. Понятия образования и цивилизации тесно взаимосвязаны со времен античности. "Народ образованный" и "народ цивилизованный" на протяжении веков используются как синонимы. В русле европейской культуры сформировалось представление о цивилизации как о процессе объединения многих народов земли на началах общей жизни. Именно цивилизация превращает мир многообразных этносов в единое человечество. Однако образ "единого человечества" отнюдь не однозначен. Он является предметом самых острых столкновений, и отнюдь не в отвлеченной теории, но в самой что ни на есть горячей практике общественной и политической жизни планеты.
В течение ХХ века отчетливо определились главные стратегии цивилизации, базирующиеся на типологически разных началах. Один тип таких начал — формы организации общества, или, как сегодня принято говорить с использованием латинских корней, социума (формы цивилизации), - на них основана общечеловеческая цивилизация. Другой тип начал - это опыт духовного совершенствования (практика духовной жизни), в которой укореняются формы общей жизни, - на них основана цивилизация всечеловеческая (термин Н.Я.Данилевского), или вселенская.
Общечеловеческая цивилизация сформировалась в западнохристианской ветви культурно-исторического процесса, вселенская цивилизация — в восточнохристианской ветви. Ее ядром является традиция Православия, хранимая в Церкви и понимаемая как Вселенская традиция, Вселенское Священное Предание.
Общечеловеческая цивилизация предлагает на ХХI век стратегию глобализации, которая вполне определилась, заявлена в большом наборе программных документов международного характера и активно проводится в мировой политической и организационной практике. Вселенская цивилизация предлагает на ХХI век стратегию универсализации. Концептуальные основы этой стратегии выработаны в основном в традиции отечественного исторического и социального мышления, ее программные идеи также звучат в государственных документах, в документах международного характера.
Каждой цивилизационной стратегии отвечают строго определенные принципы организации образования. Если основным концептом в стратегии глобализации выступает концепт "формирования личности", то в стратегии универсализации таким основным концептом будет "преемственность поколений". Для того, чтобы раскрыть понятие "преемственности поколений" как регулятивную идею при целеполагании в проектировании образовательных процессов и систем, мы предлагаем теоретическую модель. Она включает в себя категориальную схему и типологическую модель.
Сегодня педагогический дискурс принято начинать с формулы: образование призвано обеспечить передачу новым поколениям основных знаний умений и навыков, обеспечивающих воспроизведение всей совокупности цивилизационной жизни. В такой формулировке ЗУН можно принять за цель образования, и на этой цели и остановиться. Однако ЗУН – это не категория цели. Это категория средства. Посредством Знаний, Умений, Навыков (ЗУН) развивается мировосприятие человека – его способность ориентироваться в многообразных явлениях мира, осознание своего места в бытии, способ действия в нем. Однако мировосприятие может быть организовано по-разному, это зависит от конкретной культурно-исторической реальности, от культурно-исторического типа, в русле которого происходит его генезис.
Категория "мировосприятие" отображает фундаментальную характеристику способа бытия человека в мире. Человек по естеству причастен миру, со-природен с ним, но в то же время отличается от других вещей творения. Он не просто бытийствует в мире, но со-бытийствует с ним, присутствует в мире, находится "при сути" мира. Рождение человека – всегда событие. В обрядовой традиции любого этноса земли рождение человека отмечается как событие космического значения. Традиционный обряд помещает человека на подобающее ему место в мире, - языком обряда мир оповещается о том, что пришел человек. Человек пришел в мир как его "восприемник". Вслушаемся - слово "воспринимать" несет в себе двойной смысл, как сторону пассивности, так и сторону активности. Как "воспринимающий" человек "предстоит" миру, мир открывается человеку, а человек "созерцает", "отображает" мир. Активен мир: мир действует — человек претерпевает. Но как "восприемник" мира, активен человек, он "самовластен" в отношении мира. В христианском понимании эта власть дана человеку для устроения всего сотворенного ко благу. Так восприемник в христианском таинстве крещения, принимая на руки младенца из купели, обещает помогать ему в духовном возрастании, наставлять на пути к Богу. Размышляя над вопросом "почему человек последний в творении", св. Григорий Нисский отвечает: не потому, что был как нестоящий отринут в последние, а потому, что был призван сразу стать царем подвластного ему… Потому Творец всего приготовил заранее как бы царственный чертог будущему царю: им стала и земля, и острова, и море, и небо… и всяческое богатство было внесено в эти чертоги … и после того показал в мире человека, чтобы тот был и зрителем чудес Его и чтобы стал господином, вкушением приобретая разумение Подающего, а через красоту и величие видимого исследуя неизреченную и паче слова силу Сотворившего" (Гл.II, Об устроении человека)
В таком со-бытии с миром, помещенный на подобающее ему место, человека призван опекать и обустраивать мир, открывая в нем пути Божественного Промысла, наполнять его творческой силой слова, именуя вещи, олицетворять его, являя ему свое человеческое лицо. В категориальном языке современного научного знания эта сторона человеческой природы отображается через понятие субъектности, субъекта. Категория крайне неудачная, выражающее ее слово семантически нагружено смыслами подчинения, порабощения: sub>jectus — лежащий внизу, простирающийся у ног, покоренный, подвластный, подверженный, отданный во власть, (лат. словарь — Дворецкий). Не потому ли ценностно-смысловое содержание "субъектности" не может быть свободно от этических максим "бунтующего раба". В отношении к "другому" "субъект" безусловно активен, ему чужда взаимность безусловного самоограничения, во Вселенском предании понимаемого как кеносис, раскрывающий духовный смысл страдания. На другой стороне отношения "субъекта" ожидает либо мертвый объект, либо столь же активный и требовательный субъект. "Субъект" не предполагает, что встречи с человеком ожидает другая жизнь, иноприродная ему. Но встречи с человеком ждет и хочет природа и Бог. Бог иноприроден ему, ибо Бог – Творец, а человек – сотворенное. И природе человек – сроден, но не соприроден, он при-сутствует в ней, не сливаясь. Поскольку, как говорит св. Григорий Нисский, "двойную опору Творец полагает в его устроении, примешав к земному божественное, чтобы сродством к тому и другому и свойственно для каждого из них он испробовал бы Бога через божественнейшую природу, а эемные блага испытывал бы однородным с ним чувством" (там же, гл.II). Субъектность в человеке – это феноменологическая категория, отображающая одну из формаций духа. Это лишь одна из сторон его бытия, наиболее отдаляющая его от при-сутствия в целостности со-бытийной реальности. На одностронность субъектного понимания человека чутко реагирует философия ХХ века. Для отображения первичной реальности присутствия человека в мире Мартин Хайдеггер предлагает категорию Dasein — "здесь-бытие", "пребывание".
Категория "мировосприятия", таким образом, очень важна для построения системы понятий, пригодных для детального анализа педагогической реальности. В педагогике сегодня предметом внимания является не человек и не ребенок, а сразу "субъект" и "личность". Педагогические системы направлены на становление субъективности, на создание условий для развития личности, на самоопределение субъекта и др. Тем самым за пределы рефлексии педагога выносится важнейшие фрагменты феноменологии духа, разворачивающейся в те эпохи становления ребенка, когда закладывается фундамент взаимности человека и мира, когда человеку открывается мир видимый и невидимый, когда к нему впервые обращается Творец.
Для того чтобы в педагогической рефлексии отобразить этот процесс, предлагается категория "организация мировосприятия". В современной культуре можно различить три стратегии организации мировосприятия – на основе Истины, на основе знания, на основе информации. Категория "организация мировосприятия" указывает на то, что условием реализации образовательного процесса выступает система деятельности, и ее конструкция оказывает существенное влияние на интегральный результат образования. Этим интегральным результатом, в зависимости от стратегии, становится либо личностное миросозерцание, либо мировоззрение личности, либо личная картина мира, — различные категории употребляются постольку, поскольку в зависимости от организации процесса меняются не количественные показатели образованности, а сам тип самоорганизации человека, составляющий основу его внутреннего мира. Но именно внутренний мир, "свет, который в тебе", открывает миру лицо человека, лицо, обращенное к другим людям, к земле, к Небу.
Организация мировосприятия на основе Истины обеспечивает органическую целостность миросозерцания, складывающегося благодаря тому, что каждое лицо из нового поколения, приходящего в мир, соотносит опыт собственного духовного возрастания и живой общественной практики с ценностно-смысловыми доминантами, составляющими основу общественной практики и духовной жизни отеческих поколений.
Организация мировосприятия на основе знания способствует формированию научного мировоззрения, которое выступает в форме систематической картины мира, изменяющейся по мере изменения методологических оснований научного познания. Категория научного мировоззрения включает в себя также методологический компонент – развитие мышления, исходящего из принципов и начал, мышления, свободно полагающего себя в отношении к явлениям мира и стремящегося упорядочить мозаику обыденного опыта, мышления, знающего себя как господствующее в хаосе существования. "Мыслю, следовательно существую" – это логос мировоззрения личности, принимающей собственное воззрение на мир как плод свободного применения своей способности мыслить и разуметь.
Организация мировосприятия на основе информации способствует складыванию операциональной или конструктивной картины мира, могущей быть изменяемой по принципу конструктора, мозаики или калейдоскопа.
Формула ЗУН в наибольшей степени соответствует стратегии организации мировосприятия на основе знания. Важно при этом помнить, что в классической научной методологии понятие "знание" никогда не рассматривается как нечто готовое, как вещь, которая "передается". Знание не может попасть в сознание человека помимо его активной деятельности. Знание должно быть "добыто", а не "передано". То, что передается в учебном процессе – это условия деятельности, в рамках которой в сознании разворачивается рефлексивная схема, способная "поймать" в свою сеть движение мысли, образующее устойчивую, постоянную форму, "покоющуюся в изменении" и определяющую течение явлений. Знание и есть такое "пойманное" движение мысли, знание есть "понятая", "по-ятая", "схваченная" мысль. Знание организовано как система понятий. Умения и навыки в системе ЗУН иерархически соподчинены знанию. Умения и навыки опосредуют приоритет знания в общественной практике и в самоорганизации субъектности человека.
В стратегии организации мировосприятия на основе информации формула ЗУН редуцируется — развиваются операциональные и конструктивные способности, адаптированные к конкретной социально-политической и экономической действительности. Эта действительность изменяется в зависимости от баланса сил на мировой политической арене. Но на полотне личной картины мира, складывающейся у человека, получившего образование в этой стратегии, не отображаются энергии, управляющие этим балансом. Его собственная энергийная жизнь также за пределами возможностей его самоорганизации. Он живет по "хотению", являющемуся из недр его существа и принимаемому им как естественное, должное быть удовлетворенным. Его жизненная стратегия — это стратегия адаптации: любая социальная система принимается ("адаптируется") под углом зрения тех возможностей, которые она предоставляет для реализации жизни по хотению.
В стратегии организации мировосприятия на основе Истины ориентацию берут на освоение традиции. Традиция, опыт ее освоения и построение личного бытия на основе этого опыта — три составляющие, взаимоотношение которых точно передает евангельский символ — "Аз есмь Путь, и Истина, и Жизнь". Освоить традицию — это значит приобрести искусства соразмерять опыты собственной жизни, здесь и сейчас совершающейся, с духовными, ценностными ориентирами, на которых держалось общество на протяжении сотен лет. Это значит войти в традицию, стать ее носителем, "своим среди своих", познать действенность смыслов и ценностей традиции, практически испытать их энергию и созидательную власть.
Каждая из описанных стратегий ответствует действительной включенности человека:
— в целостность со-бытийной реальности
— в пределы изученного наукой мира, в котором наибольший интерес представляет часть, подвластная технологическому освоению,
— в пределы форм социально-политической организации, подвластной социальным технологиям.
Уровни организованы по иерархическому принципу: высший уровень включает в себя предшествующие. Низший уровень не дает возможности достигать более высоких.
Советская школа ориентировалась на профессиональную подготовку, она связывала жизненный успех человека с тем, насколько он способен освоить профессию, полезную и нужную обществу и реализовать себя в общественном производстве. При этом доминантой советской школы была ориентация на знания. Школа давала фундаментальную подготовку, предполагавшую развитие универсальных способностей — мышления, творчества, коллективистских качеств, что позволяет видеть профессию не узко-операционально, но масштабно, а значит, не быть рабом профессии: советские специалисты были "специалистами широкого профиля", они легко осваивали смежные профессии. Советская школа не ставила задачу ввести ребенка в жизнь традиции. Более того, идеология, реализующаяся в школьном образовании, преднамеренно создавала в сознании новых поколений барьеры для восприятия тех ценностей, источником которых является культурообразующая традиция Православия. Так, например, одна из важнейших категорий самосознания — человеческое достоинство — в церковной традиции связывается с воспитанием такого качества как смирение. Это понятие было исключено из воспитательного тезауруса советских времен, и человеческое достоинство раскрывалось через категорию гордости, — в православной традиции это понятие противоположно смирению как грех противоположен добродетели.
В постсоветской России мы наблюдаем два противонаправленных процесса. С одной стороны, происходит редукция "знаниевой" модели школы к модели "информационной". Перед школой ставится задача адаптировать учащихся к рынку труда. Ориентация на рынок труда вытесняет из образовательной сферы понимание уникальности человеческой личности, ее высокого предназначения, ее талантов и способностей. Развивать следует только те способности, которые позволят решать задачу адаптации.
Вместе с тем укрепляется и растет понимание, что профессиональная подготовка есть только часть системы образования. Цели образования гораздо значительнее и включают в себя осознание человеком цели и смысла жизни, своего предназначения в этом мире и ответственности за свою жизнь перед лицом вечности. Задача образования – обеспечить историческую преемственность поколений — сформулирована среди главных приоритетов Национальной доктрины образования.
Чтобы обеспечить этот приоритет, необходимо выстраивать новые культуросообразные основы отечественного образования, необходимо выстроить цели образования иерархически, сознательно определить цель введения новых поколений в жизнь традиции как иерархически главенствующую. Необходимо признать, что эти культуросообразные основы образования обязательно будут связаны с православной традицией, открыты навстречу духовному опыту Церкви.
Чтобы школа была способна решать задачу освоения традиции, в образовательном процессе необходимо обеспечить освоение, кроме ЗУН, также других содержательных элементов
1. опыт трудовой деятельности;
2. опыт творческой деятельности;
3. ценности и смыслы традиции;
4. опыт межчеловеческого общения на основе ценностей и смыслов традиции;
5. опыт духовной жизни, условия обретения которого передаются в формах традиции.
Если школа не обеспечивает этого, она не выполняет задачи освоения традиции. Следует, однако, понимать, что школа в одиночку не способна осуществить эту задачу.
Эта задача решается не школой и даже не системой образования, понимаемой институционально, по формулировке Закона об образовании, как система учреждений, образовательных программ и управления.
Человека воспитывает культура – совокупность форм, выработанных в русле основных традиций, определивших историческую жизнь народа. В воспитании человека, кроме школы, важнейшую роль должны выполнять семья и Церковь.
Однако институциализированное образование призвано играть здесь существенную роль. Ведь если школа ставит барьеры для обретения опыта духовной жизни, если она передает не традиционные, а какие-то иные ценности и смыслы, тем паче противоречащие традиционным, — она становится инструментом разрушения традиции.
Наиболее адекватна задаче передачи традиции система непрерывного образования. Система непрерывного образования трактуется как непрерывный процесс жизни, в которой на определенном включаются образовательные учреждения, начиная с дошкольных, кончая постдпломным. Не человек идет в школу, а школа входит в жизнь человека. Единство и непрерывность процесса обеспечивается целью сохранения передачи освоения традиции. В системе непрерывного образования эта цель — системообразующий элемент. Если этой цели нет, нет непрерывности.
Система непрерывного образования, выстроенная в этой стратегии, должна быть нацелена не только на то, чтобы дать человеку образовательный минимум, соответствующий его возрасту и интересам общества, но также создать условия для духовного становления личности, которым сможет пользоваться каждый гражданин страны. Она должна обеспечить неотъемлемое право личности на доступность тысячелетнего духовного наследия России и нравственного опыта поколений для всех граждан страны, независимо от их семейных преданий и социального положения.
Изучение православной культуры становится очень важным элементом в такой системе.. Мы изучаем то, какими идеалами на протяжении веков руководствовались наши предки и продолжают руководствоваться верные им потомки, как и зачем они молятся, идут в Церковь, каковы их представления о добре и зле. Мы открываем для наших граждан прекрасный мир храмового зодчества, мир православной иконы, богослужебной музыки, мы показываем, как это церковное искусство и эти представления, укорененные в Церкви, глубоко и сильно влияли на светское искусство – литературу, музыку, на быт и уклад русской жизни. Это культурологические знания, культурологическое образование. Потому что здесь цель в том, чтобы наш народ, наши дети знали все это и чтобы выбор их, как жить, был действительно свободным, то есть сознательным. Чтобы выбирая собственные жизненные ориентиры, они имели представления о добре и зле не отвлеченные, не подменные, но конкретные, ясные, утвержденные поколениями предков, создавших нашу славную страну и нашу великую культуру.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа