Структура рынка наукоемкой продукции
Структура рынка наукоемкой продукции
Скляренко Р. П.
В статье рассмотрены основные тенденции развития мирового рынка наукоемкой продукции за период конца 90-х годов. Затронуты основные общие вопросы торговли наукоемкой продукцией с учетом страновых, отраслевых и организационных моментов международной технологической торговли.
К характеристике современной структуры новых технологий есть два подхода. Первый - структура патентования, наиболее важные, крупные группы (классы) изобретений. Второй - отраслевая структура исследований и разработок по затратам на отдельные виды технологий.
Обобщая главные страновые особенности, можно охарактеризовать американское патентование как связанное преимущественно с медициной, японское - с системами переработки информации в широком смысле, включая фотографию, телевидение, производство современных музыкальных инструментов. Немецкие изобретатели остаются инженерами в более традиционном понимании этого слова - механические системы, двигатели и тормоза, органическая химия. Понятно, что в каждой из этих стран патентуются и другие виды технологий и продуктов, в том числе повторяющиеся, но страновая специализация прослеживается довольно четко.
США лидируют в мире по таким направлениям научно-технического прогресса, как выпуск суперкомпьютеров военного и производственного назначения и их программное обеспечение, производство авиационной и космической техники, лазеров и биотехнологии. Сюда входит и разработка новых технологий по охране окружающей среды.
Страны Западной Европы занимают передовые рубежи в строительстве АЭС, производстве фармацевтических препаратов, технике связи, ряде отраслей транспортного машиностроения. В то же время Западная Европа отстает в таких областях, как производство интегральных схем и полупроводников, изготовление микропроцессоров, биоматериалов.
Приоритетными отраслями японской экономики стали такие наукоемкие производства, как выпуск промышленных роботов, медицинской электроники, информационных систем, интегральных схем, новых металлов и керамики, оптических волокон, биотехнологии. Япония занимает ведущие позиции по экспорту микроэлектронных компонентов и электронной потребительской техники.
В отраслевой структуре инновационного процесса первая тройка лидеров в ведущих странах долгое время была идентичной – аэрокосмическая промышленность, автомобилестроение, электротехническое машиностроение. На каждую из этих отраслей приходилось от 10 до 15% расходов на исследования и разработки в отраслях хозяйства США, Японии, ЕС. К середине 90-х годов ситуация изменилась. В США лидером стала сфера услуг, представленная в основном информационными технологиями (около 20%), которая потеснила аэрокосмическую отрасль (12%) и автомобилестроение (11%). В ЕС на первых местах – электротехника (15%), автомобилестроение (13%) и услуги (11%), а авиа- и ракетостроение уже не входят в первую пятерку, на него приходится менее 10% НИОКР. В Японии эта отрасль также не входит в первую пятерку, а технологически приоритетными направлениями остаются электроника (18,5%), электротехника (11%) и автомобилестроение.
Структурные пропорции сферы научных исследований развитых стран (соотношение фундаментальных, прикладных исследований и разработок, государственного и частного финансирования, доли вузов и предпринимательского сектора) можно считать в основном сложившимися, соответствующими стадии зрелости самой системы научных исследований, современным и будущим потребностям экономического роста. Вместе с тем в последние 10-15 лет активизировалась перестройка дисциплинарной структуры науки: снижается удельный вес технических знаний, возрастает доля комплекса “наук о жизни” - биологии, генетики, всех отраслей медицины, а также биохимии, биофизики, то есть междисциплинарных исследований, создавших принципиально новые области применения.
Наиболее важным становится расширение всех перечисленных дисциплин в интересах здравоохранения. Этот приоритет отчетлив в США, где совокупные затраты на научные исследования в области здравоохранения достигают уже 35 млрд. долларов, или 20 % всех НИОКР. Более половины этой суммы вкладывают промышленные компании и бесприбыльные организации. В целевой структуре государственного научного бюджета на здравоохранение приходится 18%, и оно уступает только обороне, но существенно опережает такие статьи, как космос и энергетика. Медицина опередила космос только в начале 80-х годов, и уверенно догоняет оборону.
В области фундаментальных исследований здравоохранение давно опережает все остальные бюджетные статьи, причем эти расходы более чем втрое превосходят затраты на исследование космоса, и это соотношение довольно стабильно. Отрыв медицины от обороны в фундаментальной области уже более чем 6-ти кратный и имеет тенденцию к росту. В других развитых странах государственная поддержка исследований в области здравоохранения также является быстрорастущей статьей. В Великобритании, Италии и Канаде она достигает 10 % научного бюджета.
Комплекс наук, непосредственно связанных со здравоохранением, - клиническая медицина, биомедицина и биология – представляет сейчас более половины мирового научного знания, если использовать такой показатель, как доля дисциплин в мировой научной периодике. В этих изданиях публикуются преимущественно результаты фундаментальных исследований, реализация которых произойдёт в основном в начале ХХI века.
Важнейшими структурами национальных инновационных систем являются корпорации предпринимательского сектора. Именно они, одновременно финансируя исследования и воплощая их результаты в реальные продукты и технологии, берут на себя экономическую ответственность за технический прогресс, на их долю приходится большая часть финансирования науки силами частного сектора.
Наибольшими показателями наукоемкости обладают компании, представляющие фармацевтическую промышленность, производство средств связи и услуги в этой области, программное обеспечение. По общему размеру научных расходов (последние данные за 1996 г.) мировыми лидерами являются американские корпорации - "Дженерал моторз" (9 млрд. долл.), "Форд" (7 млрд.), "ИБМ" (4 млрд. долл.). Каждая тратит на науку больше, чем вся Россия из государственного бюджета.
Крупные корпорации обеспечивают разработку, производство, рыночное освоение в национальных и глобальном масштабе целых направлений научно-технического прогресса. Так, "ИБМ", реализующая глобальную стратегию на двух сегментах рынка вычислительной техники - больших машин и персональных компьютеров, - в начале 90-х годов переживала серьезный кризис: сокращение объемов продаж, падение курса акций, закрытие заводов, увольнения. Правильно оценив новую обстановку, компания приложила много сил, чтобы удержать и укрепить свои позиции в борьбе с американскими, японскими и южнокорейскими конкурентами. Сначала, в 1994-1996 гг. "ИБМ" обеспечила "большим железом" таких крупных клиентов, как химический концерн "Дюпон", автомобильный "Мерседес-Бенц", торговая сеть "Сирз", авиакомпании "Ю.С.Вест" и "Индиан эрлайнз" и, наконец, - Олимпийские игры в Атланте. При этом пришлось потесниться таким конкурентам, как "Хьюлетт - Паккард", "Оракл", "Юнисиз", "Дигитал экуипмент", “ИКР”.
Позднее, изучив перспективы рынка персональных компьютеров, корпорация сделала акцент на нуждах мелких предпринимателей, на которых приходится около 45% рынка ПК. В январе 1999 г. она объявила о принципиальной новинке - первом настольном ПК с распознаванием речи. В технологиях распознавания речи нуждаются врачи, адвокаты, архитекторы и другие представители мелкого бизнеса в сфере интеллектуальных и деловых услуг. Стратегия завоевания рынка предполагает предоставление компьютеров в аренду за 50 долл. в месяц.
В условиях обострившейся глобальной конкуренции и роста стоимости исследований и разработок крупные корпорации избегают лобового противостояния. Стремясь к сотрудничеству, они заключают долгосрочные научно-технические соглашения друг с другом. Например, финансово- промышленные группы Южной Кореи (чеболи), уже широко известные своей электроникой, автомобилями и бытовой техникой, готовят экспансию на рынках товаров для здравоохранения. Для этого они скупают патенты и лицензии у ведущих американских и европейских производителей, устанавливают партнерские отношения с крупнейшими компаниями. Те, в свою очередь, видят в чеболях достойных партнеров, располагающих большими финансовыми ресурсами, быстро освоивших самые передовые технологии обрабатывающей промышленности и глобальный маркетинг своей продукции.
Показательны в этом отношении новейшие альянсы группы "ЛГ" в области фармацевтики. В мае 1997 г. "ЛГ кемикл" заключает соглашение с британской компанией "Смит Клайн Бичем" о совместной разработке и реализации нового антибиотика для респираторных и урологических инфекций. Затем было подписано соглашение с немецкой фармацевтической корпорацией "Мерк" (торговый оборот в 1996 г. около 4 млрд. долл.) о разработке, патентовании и реализации биофармацевтических препаратов, в том числе альфа- и бета-интерферона, гормонов роста и других лекарств. Объем мирового рынка указанных препаратов на 1996 г. оценивается суммой более 4 млрд. долл. С хорошими перспективами роста.
Для корейской стороны важен не только доступ к новейшим разработкам и технологическим традициям британской и немецкой компаний, но и к торговым маркам, репутации, европейской клиентуре. Более того "ЛГ" хорошо осведомлена о том, что, например, "Мерк" уже участвует в ряде альянсов, являясь партнером ведущих американских биотехнологических компаний. В свою очередь, европейские партнеры рассчитывают на энергию восточного "тигра", его здоровую агрессивность и возможность доступа на новые глобальные рынки. Возможно, что в начале следующего века корейские лекарства станут таким же привычным товаром, как и автомобили.
В современных условиях инновационность становится новой мировой промышленной религией. Бурное развитие технологий, глобализация рынков, регионализация технической и научной экспертизы, создание стратегических альянсов, трансформация самой инновационной философии от национальной к глобальной требуют от мировых транснациональных корпораций постоянного совершенствования организаций НИОКР. Здесь прослеживается несколько основных тенденций: четкая ориентация на международные рынки и центры знаний, усиление интеграции отдельных организаций НИОKP, тесная координация и децентрализация инновационной активности в нескольких технологических центрах, усиление внимания к иностранным инновационным структурам.
Научно-техническая глобализация нашла свое выражение и в создании виртуальных инновационных альянсов, в основе которых – тесное сотpудничество правительства, университетов и корпоративного сектора. В США, например, такие центры - Centres for University - Based Technological Innovation (СUВTI) формируются на базе университетов. На их создание расходуется минимум средств и времени, так как они не имеют физической инфраструктуры, а представляют собой мобильный гибкий механизм, включаемый для решения определенных инновационных задач. Эти виртуальные центры призваны объединить интеллектуальные возможности представителей фундаментальной науки и мультифункциональной промышленной группы при сильной государственной поддержке. Такие виртуальные центры будут обеспечивать решение технологически значимых инновационных задач в полном объеме (отбор научных идей, организация научно-прикладных исследований, опытных разработок, проведения научной и промышленной экспертизы проекта, организация финансирования, промышленного выпуска и коммерциализации инновационного продукта). В конечном итоге центры инноваций должны внести значимый вклад в закрепление лидирующих технологических позиций государства в мире.
Другой формой трансферта технологий в США является заключение договоров кооперативных НИОКР - Cooperative Research and Development Agreements (CRADA 's), которые обеспечивают увеличение доступа частных корпораций к научно- техническим разработкам правительственных лабораторий для более полного использования в экономике страны. Роль федеральных лабораторий заключается в том, что они, не обеспечивая финансирования корпоративного партнера, предоставляют технологии и осуществляют экспертизу проектов. К концу 1994 года в США было заключено более 5 000 договоров кооперативных: НИОКР общей стоимостью более 3,8 млрд. дол.
Во Франции, например, организацией промышленных исследований занимаются более 50 технических индустриальных центров - Technical Centres for Industry (CTI). Контрактные исследовательские организации - Contract Research Organizations (CRO) проводят широкие разработки в области высоких технологий, предназначенные обеспечивать создание конкурентных инноваций для своих корпоративных клиентов, создаются в основном крупными компаниями, осуществляющими исследования для государственных программ. Региональные центры инноваций и трансфертных технологий - Regional Centres for Innovation and Transfer of Technology (CRITТ) осуществляют научно-технические исследования в основном для транснациональных корпораций; в настоящее время начат эксперимент по преобразованию государственных лабораторий Франции в Центры технологических ресурсов - Centres for Technologica1 Resources (CRТ).
В Германии в дополнение к возможностям исследовательского сектора, интегрированного более чем в 20 тысяч промышленных корпораций, создана Германская ассоциация промышленных кооперативных исследований - German Association for Industria1 Research (GAIR), которая объединяет около 100 промышленных исследовательских ассоциаций, большинство из которых имеет свои собственные институты.
Всего в Европе в настоящее время работает около 1 000 технопарков. Китай с 1988 года основал 53 технопарка, в которых функционируют 65 000 малых и средних инновационных предприятий с общей численностью научно-инженерных работников в 3 млн. человек. И хотя США продолжают доминировать в инновационной сфере, китайские, индийские, израильские, корейские, тайваньские изобретатели показывают более высокую инновационную продуктивность при более низкой оплате.
В основе технологических преимуществ лежат такие факторы, как инвестиционные ресурсы, ресурс знаний, технологический ресурс и другие, обеспечивающие весь спектр конкурентных преимуществ - от технологического опережения в одной или нескольких отраслях до технологического лидерства страны в целом. Так, например, японский исследователь Т. Мацуо пишет, что Япония ставит своей целью стать "технологической нацией путем максимального использования интеллектуального потенциала, который является величайшим ресурсом в развитии инновационных технологий".
О напряженности конкурентной борьбы японских и американских компаний свидетельствуют данные патентной статистики. Патентование отражает существенное преимущество крупнейших японских компаний, которые составляют больше половины крупнейших патентователей в США. И хотя в 1998 году американская “ИБМ” восстановила утраченное в начале 90-х годов лидерство, “Моторола” улучшила свои позиции, а “Кодак” сумела остаться в престижном списке; новых американских компаний в нём не появилось, а прорыв совершил южнокорейский концерн “Самсунг”.
Преимущества японских компаний проявляются и в глобальной стратегии научно-технического развития, которая сопровождает производственную и сбытовую глобализацию. Их исследовательские лаборатории, расположенные в странах Европы, Азии и в США, решают две задачи: 1) адаптация экспортной продукции к иностранным рынкам, разработка для них новых продуктов, технологическая поддержка зарубежных предприятий; 2) обеспечение доступа к передовой зарубежной научно-технической информации, использование квалифицированных научно-инженерных кадров.
Так, "Мацусита", один из мировых лидеров по производству бытовой электроники, в октябре 1998 г. сообщила об открытии своего 17-го научно-исследовательского учреждения на территории США - "Панасоник диджитал центр", который будет функционировать одновременно в качестве венчурного фонда и "инкубатора" для организации нового бизнеса. Около 50 млн. долл. будет израсходовано на разработку цифровой технологии следующего поколения, создание сети, прикладное использование интернетa, электронную торговлю. Развивая стратегическое партнерство с сообществом Силиконовой долины, новый центр станет базой для различных организаций компании, которые стремятся обосноваться в Долине. Руководство "Мацусита" надеется, что эти альянсы будут стимулировать инновации и в ее японских исследовательских центрах.
Все большее внимание компания уделяет Китаю. Свой первый завод здесь она открыла в 1987 г., а сейчас их число превысило 30. В 1998 г. "Мацусита" и китайская Академия наук подписали меморандум о содействии совместным исследованиям и разработкам по широкому ряду областей, включая базы данных, телекоммуникации, мультимедиа, электронные компоненты, материалы, сохранение энергии и охрану окружающей среды. В настоящее время приоритетными являются совместные исследования в области разработки топливных элементов, холодильных технологий и мультимедийных устройств. Значение Китая определяется не только размером его рынка, но и большими научными возможностями, особенно в области мультимедиа и лингвистических прикладных технологиях. Однако из основных направлений, которые "Мацусита" надеется развивать в сотрудничестве с китайской Академией, - программные продукты на китайском языке и прикладные программы, такие, как технологии распознавания и синтеза голоса.
Таким образом, несмотря на явное доминирование США по основным показателям ресурсного обеспечения и экономических результатов НИОКР, другие развитые страны отнюдь не являются аутсайдерами глобального научно-технического развития.
В настоящее время в России представляется целесообразным заняться проработкой организационно-производственных подходов к формированию структур будущего научно-промышленного комплекса.
Одной из форм таких структур могло бы быть создание вертикальных концернов, включающих производство, конструирование, маркетинг, сбыт взаимоувязанных наборов инновационных и конкурентоспособных видов продукции. При необходимости для широкомасштабного производства широкой гаммы оборудования можно было бы пойти и на образование транснациональных компаний в первую очередь с участием предприятий, расположенных в странах ближнего зарубежья. В качестве положительного примера можно привести опыт интеграции научно- производственных структур ВПК России, Белоруссии и Украины. Назову лишь О6ьединенный авиаприборостроительный консорциум, научным ядром которого является санкт- петербургские ОКБ "Электроавтоматика" и несколько КБ по системам второго уровня и технологиям, а также ПО "Экран" (Белоруссия) и киевское ОКБ "Экран". Можно назвать также корпорации "Аэрокосмическое оборудование" и "Фазотрон - НИИР".
Другая форма - образование центров, способных на научные открытия и создание новых высоких технологий для использования в различных отраслях народного хозяйства. Часть в прошлом закрытых городов, ориентированных на ядерные и другие военные исследования, может быть перепрофилирована под такие центры. Все это должно быть дополнено широкой сетью небольших, в основном частных фирм, использующих и материальную базу ВПК, и заделы его НИОКР для производства новых гражданских товаров и технологий. Эта сфера преимущественно мелкого и среднего бизнеса считается весьма перспективным направлением преобразований ВПК, особенно на ближайшее будущее, пока ресурсы для крупных государственных проектов долговременного характера ограничены.
В современных условиях экономический рост отождествляется только с научно-техническим прогрессом и интеллектуализацией основных факторов производства. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании и организации производства в развитых странах, приходится от 70 до 85% прироста ВВП.
Статистика показывает строгую корреляцию между исследованиями, инновациями и экономическим процветанием. При этом в центре внимания находятся высокотехнологичные отрасли промышленности, то есть отрасли, активность которых в бизнесе жестко зависит от инноваций в науке и технологиях, - высокий интерес к ним обусловлен их широким представительством в экономике, а также тем обстоятельством, что они развиваются быстрее, чем другие отрасли. Объясняя основу лидирующего развития наукоемких отраслей в современной экономике, следует исходить из того, что представление о механизме выравнивания нормы прибыли между отраслями в условиях глобализации рынков и мировой экономики необходимо скорректировать, учитывая специфический механизм ценообразования на наукоемкую, инновационную продукцию.
Традиционное представление об этом механизме исходит из того, что при определении цены неявно предполагается средний уровень издержек на производство той или иной продукции. И это правильно, но только в том случае, если не учитывать отраслевые (технологические) различия как производственного, так и личного потребления. На современном этапе технологического развития стандарты потребления в разных отраслях экономики существенно различаются. Они зависят от общего уровня образования основной массы работников отрасли, производственной культуры, способов реакреации и т.д. В момент найма рабочей силы её стоимость уже предопределена рынком и в среднем мало зависит от личности конкретного наемного работника. Для наукоемких производств существенно по сравнению с другими отраслями повышены расходы непосредственно на проведение НИОКР и оплату высококвалифицированного персонала и косвенно - на систему образования и “индустрию отдыха и досуга”. Эти расходы общественно признаны потребителями и статистически отражены в повышении относительной величины добавленной стоимости в структуре стоимости продукции и, следовательно, определяют статистический феномен высокой отраслевой производительности труда в форме выработки на одного занятого. Несомненно, что производительность труда в наукоемких отраслях в целом выше, чем в отраслях низших переделов, однако статистика завышает ее реальную величину. Определение реальной величины производительности труда в наукоемких отраслях требует отдельного исследования.
Вторичный эффект указанного феномена состоит в том, что становление новых высокотехнологических укладов позволяет за счет стоимостного механизма перераспределять часть вновь созданной стоимости и обеспечивать локальное повышение нормы прибыли у отдельных производителей. Следовательно, в эти новые производства устремляется свободный капитал в кредитной и (или) финансовой форме. Это приводит к повышению капитализации высокотехнологичных компаний; как следствие - расширяется новый рынок и создается некоторый новый тип потребления и, соответственно, новый рынок. Таким образом, перманентное образование все новых рынков ведет к возникновению специфического механизма, обеспечивающего непрерывно воспроизводимое перераспределение части вновь созданной стоимости из производств, базирующихся на старых технологических укладах, в более совершенные.
Однако, несмотря на опережающее развитие наукоемкого сектора, до настоящего времени в мировой практике отсутствует единый подход к определению уровня развития как отдельных корпораций, так и отраслей в целом. Например, в США используется до 50 показателей, помогающих сравнить эффективность НИОКР и осуществлять мониторинг изменения воздействия инновационной функции на деятельность корпорации в течение определенного периода времени. Среди них- Research Intensity Metric-показатель, определяющий расходы на НИОКР, отнесенные к общему количеству продаж; Total R&T Spending-показатель общих расходов на НИОКР; Cost Saving Ratio- показатель уровня сбережений корпорации, возникших как результат использования новых технологий, отнесенного к ежегодной прибыли. На основании мониторинга и анализа показателей всех фирм отрасли определяется соответствующий обобщенный показатель по отдельной отрасли. Затем определяется место конкретной отрасли в “технологической иерархии”.
Экономическую эффективность научно-технической сферы можно определить и при помощи других показателей (число ежегодно выдаваемых патентов, Нобелевские премии по различным направлениям исследований), количество проданных лицензий.
Опросы, проводимые среди фирм-производителей консалтинговыми компаниями, показывают, что коммерчески целесообразными и успешными в основном являются расходы на научные исследования и разработки в следующих отраслях:
- связь;
- производство потребительских товаров;
- химия;
- финансы, страхование и кредит;
- фармацевтическая промышленность и медицина;
- информатика и электронно-вычислительная техника;
- энергетика и коммунальное хозяйство;
- различные отрасли обрабатывающей промышленности;
- производство и переработка металлов и других базовых материалов;
- автомобилестроение.
В пользу названных направлений исследований высказывались от 75 до 93% опрошенных фирм. Рентабельность вложений в НИОКР может существенно различаться даже в компаниях, работающих на одном сегменте рынка. Так, для “Интел” она составляет примерно 100%, а для “Ай-Би-Эм” -30-40%.
Как отмечалось выше, в настоящее время развитые страны производят наибольшие расходы на научные исследования в области здравоохранения.
Формирование здравоохранения как одного из наиболее перспективных инновационных контуров обеспечивается долгосрочным действием целого ряда факторов: демографических, экономических, политических. Действие демографических факторов связано с тенденциями сокращения рождаемости и повышения продолжительности жизни, а в результате - старения населения развитых стран, пик которого будет достигнут в 2010-2015 гг.
Экономическая основа роста значимости здравоохранения - устойчивый платежеспособный спрос населения, организационно оформленный в большинстве стран в надежные системы страхования. Политическая поддержка проявляется в самом благожелательном отношении демократических парламентов и правительств к росту государственных расходов на фундаментальную медицинскую науку и образование, развитие инфраструктуры здравоохранения. Позитивное голосование в этой области находит безусловную поддержку самых широких слоев электората (в отличие, например, от военных расходов). Применительно к России данные тенденции имеют место пока лишь в крупных городах европейской части страны.
В целом рост вложений в здравоохранение в России фактически начался в начале 90-х годов и к настоящему моменту имеет значительную инновационную историю. Данное направление будет развиваться и далее. Кроме того, Россия имеет значительные преимущества и наработки в области проектирования и разработки медицинской техники, о чем свидетельствуют также многочисленные награды, которыми удостоены российские изобретения на международных выставках и салонах.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа