Мониторинг исследования тестовых заданий на основе применения коэффициентов связи и корреляционной матрицы
Мониторинг исследования тестовых заданий на основе применения коэффициентов связи и корреляционной матрицы
Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Барахсанова, Педагогический институт ЯГУ, Якутск, Кандидат педагогических наук, доцент В.П. Барахсанов, Институт физической культуры и спорта ЯГУ, Якутск
Введение. Проблема модернизации содержания школьного и высшего образования тесно связана с проблемой повышения качества знаний учащихся и студентов, которая, в свою очередь, зависит от эффективности учебно-воспитательной работы педагогов, а также от разработки тестовых заданий для проверки уровня усвоения знаний [1, 4-6].
Теоретический анализ научно-исследовательской литературы, изучение практических разработок, посвященных проблеме проверки надежности теста, показали, что проблема мониторинга является одной из самых актуальных, однако не до конца разрешенной [1, 3, 4, 7]. Появившиеся за последний период несколько методических пособий и учебников по мониторингу посвящены в основном вопросам составления тестовых заданий и проведения "единого государственного экзамена".
В данной статье приводятся результаты формирующего, контролирующего и сравнительного этапов исследования апробации коэффициентов связи.
Постановка проблемы исследования: структура, задачи и методика. Поэтапное проведение экспериментальной части исследования включало в себя следующие задачи исследования:
1. Выбрать коэффициент корреляции, по которой можно определить надежность теста.
2. Сформировать комплексное представление об анализе валидности и надежности тестов.
При разработке методики формирующего эксперимента мы руководствовались следующими положениями:
1. Предъявляемые испытуемым тесты должны соответствовать содержанию изучаемого предмета.
2. Задания должны быть представлены в доступной для испытуемых форме - в виде проблемных ситуаций и заданий.
3. Качественная оценка полученных результатов должна сочетаться с количественной. О качественной характеристике мы судили на основе коэффициента связи
№ |
Ф.И.О. |
Колич. заданий в тесте |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
||
1 |
А |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
Б |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
3 |
В |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
4 |
Г |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Д |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
6 |
Е |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
7 |
Ж |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
3 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
9 |
И |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
К |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Количество правильных ответов Ri |
9 |
8 |
8 |
7 |
5 |
6 |
4 |
4 |
3 |
6 |
5 |
3 |
|
Количество неправильных ответов Wi |
1 |
2 |
2 |
3 |
5 |
4 |
6 |
6 |
7 |
4 |
5 |
7 |
|
Доля правильных ответов pi |
0,90 |
0,80 |
0,80 |
0,70 |
0,50 |
0 60 |
0,40 |
0,40 |
0,30 |
0,60 |
0,30 |
0,30 |
|
Доля неправильных ответов qi |
0,10 |
0,20 |
0,20 |
0,30 |
0,50 |
0,40 |
0,60 |
0,60 |
0,70 |
0,40 |
0,50 |
0,70 |
|
piqi |
0,09 |
0,16 |
0,16 |
0,21 |
0,25 |
0,24 |
0,24 |
0,24 |
0,21 |
0,21 |
0,25 |
0,21 |
|
piqi |
0,30 |
0,40 |
0,40 |
0,46 |
0,50 |
0,49 |
0,49 |
0,49 |
0,46 |
0,49 |
0,50 |
0,46 |
Исходя из специфики комплексного представления, которое нам необходимо было сформировать, для первой серии формирующего эксперимента мы разработали специальную методику, направленную на создание устойчивого комплексного представления о валидности и надежности теста, сохраняющего свою целостность в педагогическом процессе (свой вариант).
Во второй серии формирующего эксперимента мы стремились показать взаимосвязь коэффициента связи, являющегося точным аналогом классического коэффициента r для данных, полученных дихометрическим разделением на две группы.
Материал, разработанный для проведения двух серий экспериментальных исследований, должен был соответствовать требованиям ГОС. Поэтому задания формирующего эксперимента были разработаны с учетом требований Госстандарта образования по предметным областям подготовки специалистов физкультурного института, а именно по курсам "Технические и аудиовизуальные средства обучения", "Информационные технологии в физической культуре и спорте" и "Психология физического воспитания".
В соответствии с первой задачей формирующего эксперимента была разработана специальная методика для индивидуальной работы со студентами 1-4-го курсов ЧИФК (Якутия). Необходимо было сформировать у них устойчивое комплексное знание по разделам вышеназванных предметов.
Были использованы тесты с различными вариациями, соответствующими разделам курса.
Вторым условием обеспечения валидности и надежности теста для нашего исследования является целостная личностно-профессиональная характеристика - образованность студента. Образованность рассматривается нами как результат образования, который характеризует умения обучающихся решать задачи четырех групп: познавательные, деятельностно -практические, социального взаимодействия, саморегулирования.
Мы считаем, что основная проблема заключается в противоречии между потребностью в самовыражении, самоутверждении студентов и отсутствием необходимых умений, недостаточным осознанием своих возможностей, интересов, способностей.
Следовательно, предметом анализа является корреляция между познавательными интересами, самооценкой и познавательными умениями.
Анализ коэффициента корреляции показывает увеличение тесноты связи познавательных, внеучебных интересов, самооценки и умений. Этот факт мы рассматриваем как свидетельство того, что когнитивный компонент, организованный в опытно-экспериментальной работе на основе разработанной модели, способствует прогрессивному разрешению основного противоречия возраста. Однако анализ коэффициентов корреляции между познавательным интересом и самооценкой показывает, что теснота связей этих показателей уменьшилась. Мы предполагаем, что полученный результат отражает реальную тенденцию возрастного развития:
Второй этап решения поставленной задачи - определение результативности проведения теста - связан с поиском адекватной оценки познавательного потенциала личности студента.
Для выяснения связи между критериями коэффициенты, полученные дихометрическим путем, были разделены на две группы.
Формирующий этап опытно-экспериментальной работы был направлен на преобразование условий, в которых осуществлялся процесс проведения контроля знаний студентов, участвующих в эксперименте.
Затем для сравнения корреляционных плеяд был разработан комплекс тестовых заданий по разделу 2 главы 9 учебника Е.П. Ильина "Психология физического воспитания".
В ходе тестирования нами получены следующие результаты (см. таблицу).
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Выявлены качественные изменения в технологии проведения теста, что, безусловно, способствует переходу на более высокий уровень образованности студентов.
2. Степень достоверности критериев, включающая совокупность ориентировочных связей у всех испытуемых, прошедших проверку, возросла.
3. Доказаны валидность и надежность тестовых заданий.
Таким образом, разработанные в рамках системного подхода в ходе формирующего эксперимента тестовые задания, методы составления экспертной оценки контроля знаний способствуют реализации мониторинга исследования тестовых заданий в учебно-познавательной деятельности.
Список литературы
1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982. - 191 с.
2. Антонов Ю.С., Хохолов А.М. Тестирование (теория и практика). Якутск, 2000. - 116 с.
3. Джон Равен. Педагогическое тестирование. Проблемы, заблуждения, перспективы. М., 2001. - 140 с.
4. Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. Издание второе. СПб, 1997. - 304 с.
5. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994. - 204 с.
6. Тесты для старшеклассников и абитуриентов. Телетестинг-99. М., 1999. - 144 с.
7. Штернберг Р.Дж. Интеллект, приносящий успех. Минск, 2000. - 367 с.
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа