Спорт в постсоциалистическом обществе
Спорт в постсоциалистическом обществе
Доктор педагогических наук, профессор М.М. Боген, Московская государственная академия физической культуры
Один из рычагов, способных изменить направление развития страны, - система воспитания, в структуре которого спорт занимает не последнее место.
За недолгое время спорт значительно трансформировался: резко уменьшилось число спортивных школ и количество занимающихся, спорт все более профессионализируется, снизился уровень спортивного мастерства, зрители почти перестали ходить на стадионы. Бюджетные ассигнования на физическую культуру и спорт резко снизились, а надежды на помощь из фондов профессионального спорта не оправдались. Что же ждет спорт в будущем?
Прогнозы - дело неблагодарное, особенно прогнозы, основанные на житейском опыте, интуиции, вере. Более надежны прогнозы, основанные на знании законов развития общественной жизни, на научном понимании сущности явлений. Именно эти законы, научно обоснованное понимание сущности спорта служат средством анализа спорта в настоящем исследовании.
Прежде всего необходимо уточнить понятие "спорт". По определению теории спорта [4, 6, 5 и др.] спорт- это соревновательная деятельность и подготовка к ней. Эта формулировка отвечает требованиям. предъявляемым к определению понятия: ведь деятельность характеризуется мотивом [3], а эта характеристика в приведенном определении отсутствует, следовательно, оно некорректно. Однако специалисты расшифровывают смысл соревновательной деятельности в последующих дополнениях: это борьба за победу, за высшие достижения, рекорды. Если принять эту точку зрения, то дальнейший анализ спорта как вида деятельности покажет следующее: мотив - победа, рекорд; заказчик -общество; исходный материал и основное средство -спортсмен, занимающийся. В деятельности такого рода результат-победа, рекорд-обеспечивается жизненными силами спортсмена, его здоровьем. Другими словами, цена спортивного успеха - здоровье занимающегося, и это подтверждено общей тенденцией ухудшения здоровья с возрастанием стажа занятий спортом и уровня спортивного мастерства [2]. В такой интерпретации спорт представляется социально опасным явлением и в качестве такового не имеет права на существование.
Однако спорт живет на протяжении тысячелетий вопреки возникавшим время от времени попыткам запретить его. Следовательно, спорт способен удовлетворять некую потребность общества и в этой функции не имеет альтернативы.
Исторический метод позволяет проследить за возникновением спорта и на этой основе выявить его специфическую функцию, обусловливающую его способность выживать в неблагоприятных ситуациях.
В первобытном обществе сильнейший был кормильцем и защитником, он возвеличивался соплеменниками и обожествлялся в последующих поколениях, Право называться сильнейшим завоевывалось в бою, на охоте, в специальных поединках претендентов. Средством подготовки была молитва словесная, а часто и двигательная настройка на предстоящую схватку; затем -молитвы в промежутках между схватками; это - зарождение системы подготовки; затем - замена боевой схватки за право называться сильнейшим имитацией, исключавшей гибель участника; затем распространение схватки за пределы племени: появление межплеменных состязаний и возрастание престижности победы до межплеменного - "международного" уровня. Так возникли спортивные игры древности - Олимпийские, Немейские, Истмийские и другие, традиционно проводившиеся более 1000 лет. Сложились и система специальной подготовки, и система организации, проведения и судейства - система древнего спорта. Победа в соревнованиях оценивалась очень высоко, но все служило пропаганде культа здорового тела и величия победителя: необходимо было вовлечь в физическое совершенствование все подрастающее поколение, поскольку его телесная крепость была залогом успеха в борьбе за выживание об-щества. Смена общественных формаций подтвердила; всегда нужны сильные, работоспособные люди, всегда нужно стимулировать борьбу молодежи за первенство именно поэтому дошли до наших дней состязания, под готовка к ним, спорт. Развивалось общество, развивался спорт, развивалась система поощрений за спортивную победу. Победа и награды за победу оттеснили первоначальный смысл спорта; победа и награда взяли на себя роль цели и смысла спортивного движения. И только анализ генезиса и развития спорта позволяет выделить его истинный смысл: воспитание максимально развитых людей.
Спорт как деятельность, направленная на воспитание максимально развитых людей, по своей сути исключает любые отрицательно влияющие воздействия -будь то чрезмерные нагрузки или межличностные взаимодействия, поскольку, как известно, цель с неумолимостью закона подчиняет все действия человека. В этом случае человек выступает в роли цели деятельности, именно его прогресс определяет выбор средств, методов, величины нагрузок и форм организации спортивной деятельности. Такой спорт - безусловное благо, условие прогресса личности и общества в целом. Поэтому понятие "спорт" целесообразно определить как вид воспитательной деятельности, направленной на максимальное совершенствование способностей человека, реализуемых в избранном виде соревновательной деятельности.
Использование спорта в политической борьбе, для прославления, самоутверждения или укрепления авторитета и получения связанных с этим материальных, социальных или иных преимуществ обозначает смену мотива, следовательно - существа деятельности. Изменение смысла влечет за собой изменение цели, ею становятся установление рекорда, достижение победы (в спорте рекорд и победа - лишь признаки прогресса спортсмена). В соответствии с изменением цели и смысла деятельности меняется состав средств, методов, форм организации. Прежде всего человек - субъект спорта -становится не целью, а средством для ее достижения, в число средств и методов включаются такие, которые способны нанести вред физическому и нравственному здоровью, а формы деятельности приобретают черты, вообще не свойственные совершенствованию личности:
обман соперников, игнорирование правил и принципов ведения спортивной борьбы, подкуп и т.п. Продуктом такой деятельности становится не максимально развитый человек, а победа, рекорд; соответственно и деятельность из вида воспитания превращается в профессию. Принципы и правила этих различающихся видов деятельности не совпадают; при их совмещении в рамках единого состязания (как это происходит в современных олимпийских играх) соперники принуждены действовать в пространстве различающихся целей, принципов и нравственных критериев успеха. Они вынуждены на словах принимать мораль "истинного" спорта, а реально действовать - по правилам "профессионального", что может привести к "раздвоению" личности, к психической и социальной деградации.
Спортсмен, принимающий в качестве смысла и цели победу и рекорд, осознанно приносит в жертву свое здоровье; тренер использует программы, обеспечивающие высокие достижения за счет сверхвысоких нагрузок; руководители поощряют тренеров и спортсменов в их деятельности, направленной на достижение победы; потеря здоровья - ущерб личности спортсмена - принимается как необходимая жертва [1 и мн. др.]. Принимая во внимание массовость спорта в современном мире, можно утверждать, что "профессионализированный" спорт - социальное бедствие, поскольку его продукт -не только победы и рекорды, прославляющие страну, но и потерявшие здоровье люди.
Особого внимания требует проблема профессионального спорта. Спорт с его острой борьбой, риском, непредсказуемостью является одним из наиболее популярных и захватывающих зрелищ. Если его эксплуатировать в качестве такового, он приносит огромные прибыли. Поэтому возникновение спортивного бизнеса неизбежно: потребности людей в спортивном зрелище должны быть удовлетворены. Но зрелищный бизнес живет по своим законам: во-первых, по закону извлечения прибыли, а во-вторых - по законам режиссуры. Именно поэтому поединок профессионалов подобен действу в театре и кинематографе: неожиданное для зрителя заранее известно постановщику - менеджеру, руководителю, боссу. Профессиональный спортсмен должен быть актером, готовым играть роль по сценарию. Он может импровизировать, но менять сценарий нельзя. Лучшие из профессионалов - художники высокого класса: в их игре нет фальшивых нот, зритель верит в подлинность их действий. Однако это - лишь заранее отрепетированные коллизии, страсти и иные "чудеса", доставляющие истинное (именно так!) наслаждение зрителю, охотно отдающему свои деньги за возможность еще и еще раз видеть своих кумиров.
Это и позволит определить профессиональный спорт как вид предпринимательской деятельности, смыслом которой является получение прибыли от продажи зрелища спортивной борьбы.
Переход спортсмена в ряды профессионалов естествен и не представляет угрозы обществу, как любой выбор профессии, как переход участника клубной самодеятельности в профессиональное искусство. Противоестественным и социально опасным является соединение спортивной и профессиональной деятельности под знаменем истинного ("любительского", "олимпийского", "чистого") спорта.
Общество, освободившееся от идеологических пут, должно предоставить возможность для свободного развития способностей человека - и для этого, кроме прочего, позаботиться о создании общедоступной системы спорта. Вместе с тем общество должно способствовать развитию потребностей людей, иначе оно увязнет в болоте застоя. В этой сфере важное место должно быть отведено развитию профессионального спорта (конечно, исключая его безнравственные проявления - злобу, агрессивность, мошенничество, шовинизм и т.п.). При этом профессиональный спорт должен быть отграничен от спорта официально и открыто. Эти два вида деятельности, близкие по форме и различные по существу, могуть жить рядом и развиваться, вполне мирно и продуктивно взаимодействовать на благо прогресса отдельных людей и общества в целом.
Список литературы
1. Власов Ю. Конфликт. М., 1988.
2. Дембо А.Г. Актуальные проблемы спортивной медицины. М., 1980.
3. Леонтъев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
4. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. М., 1977.
5. Теория спорта. Киев, 1987.
6. Толковый словарь спортивных терминов. М., 1993.
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа