Современные технологии укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья населения
Современные технологии укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья населения (аналитический обзор)
П.В.Бундзен, О.М.Евдокимова, Л.-Э.Унесталь, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Скандинавский международный университет, Оребро, Швеция
Высокая стрессогенность социально-экономических факторов, экологических условий и стиля жизни в современном обществе обусловливает прогрессивное снижение в последние годы уровня психофизического состояния и психосоциального здоровья населения [12] (Государственный доклад о состоянии здоровья,1995). В связи с этим особую актуальность приобретают поиск наиболее адекватных путей и методов укрепления психофизического состояния населения и разработка оздоровительных технологий, способных обеспечить формирование устойчивых личностных установок на здоровый стиль жизни [32,7,25,48].
Изучение материалов исследований1, накопленный опыт работы авторов дают основания выделить в рамках оздоровительного аспекта проблемы нескольких относительно самостоятельных аспектов исследований:
- изучение эффекта различных типов и интенсивностей физических упражнений на психологическое состояние и психосоциальную адаптацию личности;
- разработка систем интегрированного психофизического тренинга для укрепления психического здоровья и позитивного личностного саморазвития;
- разработка методов комплексного применения физических упражнений, традиционных и нетрадиционных психотехник для профилактики донозологических изменений состояния психического здоровья.
Первый из указанных выше аспектов в 1995 году стал предметом специального анализа на международной научной согласительной конференции "Физическая активность, здоровье и благополучие" (Квебек,19-21 мая 1995 г.)2.
Как подчеркивают большинство авторов, анализирующих проблему "физическая активность и психическое (психосоциальное) здоровье", ввиду комплексности этих понятий анализ между ними достаточно сложен, что вызывает как трудности в интерпретации результатов, так и часто наблюдаемую противоречивость выводов исследований. В то же время сегодня практически никто не оспаривает того, что физическая активность, физические упражнения могут улучшать как соматическое, так и психическое здоровье [37,48,49 и др.]. Однако, как это ни парадоксально, концепция "Health related physical fitness" длительное время была ориентирована главным образом на физический потенциал индивида [40 и др.]. Только в последние годы в рамках нового направления в спортивной науке - психологии физических упражнений [51] - сформировался принципиально новый подход к рассмотрению проблемы физической подготовленности как одного из важнейших компонентов психосоциального здоровья.
Основные направления исследований в рамках указанной проблематики могут быть систематизированы следующим образом:
1) изучение эффекта воздействия различных типов и интенсивностей физических упражнений на психическое состояние (состояния тревоги, депрессии) и их оздоровительный эффект, при нарушениях психического здоровья;
2) психологические и физиологические механизмы воздействия физических упражнений на психическое здоровье;
3) влияние физических упражнений на личностные характеристики занимающихся, их настроение и психосоциальное поведение, включая и возможные негативные эффекты воздействия физических упражнений.
При этом принципиальное значение, с нашей точки зрения, приобретают следующие ключевые вопросы.
Вид и интенсивность физической нагрузки. Подавляющее большинство работ свидетельствует, что как аэробная, так и неаэробная физические нагрузки положительно влияют на психический статус. Причем положительный эффект не зависит от наблюдающегося в "аэробных" группах повышения физической работоспособности [59]. Однако имеются публикации, утверждающие, что аэробная тренировка дает существенно больший психологический эффект, чем неаэробная [28]. При этом существует мнение о неэффективности неаэробных упражнений в лечении тревожности и депрессии у больных психиатрических клиник [39].
Существенный интерес представляют данные метаанализа, проведенного [52 и др.]. Авторами было показано, что критическими условиями влияния умеренных аэробных упражнений на психическое состояние здоровых лиц и снижение у них уровня холестерина являются продолжительность курса и длительность занятий - 10 недель при ежедневных тренировках не менее 21 мин в день.
Разработанные в последние годы отечественными авторами методики коррекции отклонений психического здоровья предполагают сочетание аэробных и неаэробных видов двигательной активности. Так, у высокотревожных лиц наряду с психорегулирующими воздействиями предполагается использовать элементы игры, обладающие тонизирующим эффектом, одновременно с циклическими нагрузками, повышающими уровень активации нервной системы [29 и др.]. При развитии депрессивных состояний, по-видимому, также подвижные игры, предоставляющие либо функцию лидера либо "шефскую роль", могут оказать положительный психологический эффект [23].
Важная роль в укреплении психического здоровья и снятии психического напряжения придается введению в тренировочный процесс специальных релаксационных упражнений и медитативных поз.
Физические упражнения и мотивация. Прежде всего следует подчеркнуть, что рекомендации по использованию физических упражнений для повышения физической подготовленности и укрепления психического здоровья существенно отличаются.
Основные характеристики физических упражнений, оказывающих максимальный положительный эффект на психику [36], следующие:
1) аэробные упражнения с ритмичным брюшным типом дыхания;
2) отсутствие в системе упражнений соревновательных элементов;
3) конкретные, точно определенные пространственными и временными характеристиками;
4) умеренные по интенсивности;
5) продолжительность по времени не более 20-30 мин;
6) регулярные, включенные в недельный график;
7) приносящие удовольствие.
Особое значение соблюдение указанных характеристик физиологических упражнений имеет при организации занятий со здоровыми нетренированными лицами [47] и лицами с факторами риска развития тревожных и депрессивных состояний [59].
Необходимо подчеркнуть, что "удовольствию" от физических упражнений многие авторы придают центральную роль, когда речь идет о "приверженности" (т. е. сохранении устойчивой мотивации) к физическим упражнениям [58,37].
Следует отметить, что цели, по которым большинство из субъектов начинают занятия физическими упражнениям, как считают подавляющее число исследователей, связаны главным образом с намерением укрепить свое здоровье - снизить вес, предотвратить сердечно-сосудистые заболевания, снизить тревожность, повысить работоспособность [58 и др.]. При этом закономерно, что первичные целевые установки не отличаются у продолжающих заниматься и бросивших занятия. Существенно связанными с "приверженностью" к занятиям оказываются другие, непосредственно не относящиеся к здоровью ценности и носящие скорее социокультурный характер: привлекательность (спортивная фигура); социальные взаимосвязи, формирующиеся в ходе" занятий; престижность занятий и др. [46 и др.]. Указанный аспект крайне важен с точки зрения поиска наиболее оптимальных путей к формированию устойчивой мотивации у занимающихся в рамках той или иной оздоровительной технологии. В частности, рассмотрение данного вопроса с позиций теории аксиологии [6,55] дает основание полагать, что эффективность оздоровительной технологии тем выше, чем более реален в ее рамках выход на так называемые "терминальные ценности" личности, которые определяют систему глобальных жизненных потребностей человека - его благополучие (wellness) в широком смысле слова (здоровье, достижение успеха и процветания в жизни).
В связи с этим, с нашей точки зрения, для синтеза оздоровительных технологий особый интерес представляют теоретические и практические разработки двух оздоровительных центров - National Wellness Institute (США) и Scandinavien International University (Швеция). Это много компонентные диагностические программы уровня "жизненного благополучия", укрепления психофизического состояния и личностного саморазвития.
Механизмы влияния физических упражнений на психику. Данный аспект проблемы является наиболее сложным и наименее изучаемым до настоящего времени, несмотря на то, что составляет основу психофизического единства, постоянно обсуждаемого в спортивной литературе.
В настоящее время большинство авторов отдают предпочтение дуальной концепции, выделяющей биологические и психические механизмы [50].
В число важнейших биологических механизмов входят: транквилизирующий эффект повышения температуры тела при физических нагрузках; повышение секреции адреналина, серотонина и допамина, что вызывает улучшение настроения и повышение устойчивости к стрессорным воздействиям; увеличение концентрации опиоидных пептидов, в том числе и бэта-эндорфина, вызывающее позитивное психогенное состояние, спокойствие и в ряде случаев альтернативное состояние сознания [45,59].
К наиболее изученным и доказанным психическим механизмам следует отнести: медитацион-ный эффект физических упражнений, особенно релаксационной направленности; эффект десенси-тизации (расщепления) физиологических реакций, свойственных стрессу (сердцебиение, гипервентиляция, потоотделение), психическим компонентам - стресс-тревогу, страх; развитие в ходе занятий таких психических качеств, как уверенность в себе, самоконтроль, удовлетворенность своими достижениями и мастерством [50].
Совершенно очевидно, что приведенные выше механизмы способны обеспечить не только изме
нение эмоционального фона и настроения в ходе занятий физическими упражнениями (острый эффект), но и пролонгированный эффект, уменьшая тем самым риск развития нарушений нервно-психического статуса.
В заключение данного раздела следует подчеркнуть, что, к сожалению, ряд из вышеуказанных механизмов могут обусловить и определенные негативные влияния физических упражнений. К ним в первую очередь следует отнести синдром, известный под названием "Exercise Dependence" [57,44]. В основе данного синдрома, который выражается в чрезмерной приверженности субъектов к занятиям физическими упражнениями, лежит резкое повышение активности эндогенных опиоидов. Последнее, несомненно, и является механизмом мозгового самоподкрепления и формирования стойкой зависимости от занятий физическими упражнениями.
Как свидетельствуют результаты исследований, проведенных в последние годы, оздоровительный эффект физических упражнений нацеленный на укрепление психического здоровья, может быть существенно усилен за счет совмещения в единую систему методов физического и психического тренинга [17 и др.].
В качестве основных научно обоснованных и верифицированных по оздоровительному эффекту систем психофизической тренировки можно указать:
- программы психофизической редукции стресса [42,15 и др.];
- метод спортивной софро-педагогики, или динамической релаксации [43];
- интегрированный психофизический тренинг (ИПФТ) [92,9].
Принципиальной теоретической проблемой, решение которой определяет особенности синтеза интегрированных систем психофизической тренировки, является познание особенностей взаимодействия (взаимосодействия) биологических и собственно психических механизмов, которые обеспечивают комплиментарный эффект физических упражнений и психотренинга. Специальное изучение этого вопроса в рамках разработки и практического применения методов ИПФТ3 позволяет прийти к следующим основным выводам.
Во-первых, в условиях систематического ИПФТ имеет место совершенствование механизмов психосоматической регуляции (саморегуляции активационно-релаксационных механизмов) и целенаправленное развитие психических качеств, что в совокупности существенно повышает уровень психической самозащиты личности [1,56].
Во-вторых, важным механизмом комплиментарного эффекта физического и ментального тренинга на укрепление психического здоровья является их аддитивное воздействие на повышение активности психотропного опиоидного пептида (бета-эндорфина) при одновременном снижении активности стрессорных гормонов [22].
И наконец, в-третьих, основу мобилизации психических резервов и качественного изменения психического здоровья личности под воздействием ИПФТ, как свидетельствуют результаты исследований, составляют расширение диапазона саморегуляции "состояний сознания" и использование так называемого альтернативного состояния сознания для самостоятельного позитивного саморазвития [54].
Разработка технологии ИПФТ и проверка ее эффективности были проведены в 1992-1995 гг. на широком контингенте населения - учащихся общеобразовательных и профессиональных школ, училищ олимпийского резерва, студентах вузов, занимающихся в спортивных секциях и клубах [4,26,1 и др.]. Показано, что ИПФТ приводит к достоверному усилению оздоровительного эффекта физических упражнений, изменению восприятия субъектом тяжести физической нагрузки, повышению психической устойчивости и снижению донозологических нарушений психоэмоционального статуса. При этом крайне важно подчеркнуть, что ИПФТ, помимо укрепления психического здоровья, приводит к расширению ценностных ориентации личности и ее самореализации в жизни и профессиональной деятельности.
Таким образом, применение на практике технологии ИПФТ позволяет, как свидетельствуют результаты исследований, подойти к решению ключевой психопедагогической задачи, непосредственно сопряженной с оздоровительным эффектом, - росту духовно-деятельного потенциала личности.
В настоящее время можно считать общепризнанной точку зрения, что эффективность оздоровительного эффекта как физических упражнений, так и интегрированных технологий психофизической тренировки, определяется степенью индивидуализации и персонификации программ тренировки в зависимости от физической подготовленности, состояния психосоматического здоровья и индивидуально-типологических особенностей личности [30,10,28,29,35 и др.].
Решение указанной проблемы осложняется в настоящее время тем обстоятельством, что за последние годы произошло не только серьезное ухудшение уровня здоровья населения России [31,16], но, что более существенно, изменились структура и специфика факторов риска нарушений состояния здоровья. В частности, значительно возросло число здоровых людей с генетически детерминированными и приобретенными факторами риска, значительно расширилась группа лиц с донозологическими нарушениями состояния здоровья [3,93]. Так, например, уровень донозологических изменений нервно-психического статуса в группе "здоровых" достигает 45%, уровень факторов риска дистресса - 64%. Еще более серьезные изменения претерпевает состояние психического здоровья детей. Каждый пятый ребенок рождается с нервно-психическими расстройствами, около 30% школьников имеют нарушения психоэмоционального статуса [34]. Неудовлетворенность жизнью у школьников 7-11 лет в России в четыре раза выше, чем в странах Западной Европы [24]4.
Важно подчеркнуть, что данные, полученные в ходе скрининговых исследований здоровья населения Санкт-Петербурга (научный отчет за 1995 год), также свидетельствуют о высоком проценте факторов риска снижения иммунологической защиты, что, видимо, объясняется напряженностью механизмов психоиммуномодуляции [53].
Все вышеуказанное требует существенного углубления дифференцированного подхода (а в ряде случаев именно персонификации) при назначении рекомендаций по укреплению психического здоровья5.
В последние годы в спортивной медицине и психологии наметилось несколько направлений работ в рамках разработки дифференцированного подхода к укреплению психического здоровья населения:
- создание автоматизированных диагностико-консультационных систем по укреплению физического состояния и психосоматического здоровья населения, которые обеспечивают формирование индивидуальных оздоровительных рекомендаций;
- совершенствование методов диагностики донозологических изменений состояния психосоматического здоровья и факторов риска нарушений нервно-психического статуса;
- разработка специальных методов ментального тренинга, позволяющих осуществлять персонификацию методов психической самозащиты личности в условиях интегрированной психофизической тренировки.
Анализируя проблему индивидуализации и персонификации рекомендаций по укреплению здоровья в условиях интегрированного психофизического подхода, следует специально остановиться на вопросе об особенностях восприятия личностью интенсивности физических нагрузок.
К сожалению, несмотря на ряд оригинальных отечественных исследований [13 и др.], приоритет экспериментальной разработки данной проблемы принадлежит шведским специалистам [38] и активно используется специалистами, работающими в учреждениях Американского колледжа спортивной медицины. С точки зрения обсуждаемых проблем, принципиальное значение имеет тот факт, что у лиц с донозологическими изменениями нервно-психического статуса наблюдаются выраженные изменения восприятия интенсивности физических нагрузок [41]. При этом важно, что особенности восприятия интенсивности физических нагрузок зависят от синдромальной специфики изменений нервно-психического статуса (астения, тревога, ипохондрически-депрессивная направленность).
Учитывая выявленные закономерности, а также несомненную связь донозологических изменений психического здоровья с так называемыми "энергодефицитными состояниями" [20], становится очевидным, что "передозировка" физических нагрузок способна не только усугубить нарушения нервно-психического статуса, но и практически разрушить мотивацию к занятиям физическими упражнениями (см. выше).
Все вышеизложенное, как и результаты исследований, освещенные в первом разделе статьи, послужило основанием синтеза комплекса рекомендаций, наиболее оптимальных, с нашей точки зрения, для укрепления психического здоровья при донозологических изменениях нервно-психического статуса.
К общим положениям относятся:
1) использование умеренных и постепенно возрастающих по интенсивности аэробных нагрузок;
2) обязательное включение в комплекс упражнений дыхательной направленности, которые способны в значительной степени компенсировать явления энергодефицита;
3) использование в комплексе физических упражнений на развитие гибкости, равновесия, стато-кинетической устойчивости с целью их влияния на такие психические качества, как уверенность в себе, спокойствие, а также на личностную самооценку;
4) применение комплексов релаксационных упражнений, медитативных поз, упражнений для коррекции осанки, для нормализации процессов кортико-висцеральной саморегуляции и потенцирования психической релаксации.
Кроме общих положений программы физических упражнений для лиц с донозологическими изменениями нервно-психического статуса, как показывает опыт работы, должны содержать частные рекомендации, учитывающие специфику доминирующего синдрома [18]. Так, лицам с астеническим синдромом рекомендуется использовать физические упражнения в воде и силовые упражнения, что способствует тренировке и усилению процессов активного торможения, восстановлению и упорядочению возбудительного процесса, повышению эмоционального тонуса.
Лицам с высоким уровнем тревожности следует включать в программу оздоровительной физической тренировки упражнения на координацию и равновесие, так как они способствуют формированию сосредоточенности, концентрации внимания, снижению различного рода фобий. Упражнения с сопротивлением имеют целью сформировать установку на преодоление трудностей, уверенность в достижении успеха. В случаях доминирования ипохондрической и депрессивной симптоматики следует признать целесообразным широкое использование игр, эстафет, упражнений, развивающих качества скорости и ловкости, элементов хатха-йоги, что способствует повышению эмоционального фона, развитию коммуникабельности и формированию социальной поддержки среди занимающихся.
В то же время следует подчеркнуть, что восстановление психического здоровья при донозологических изменениях нервно-психического статуса, несомненно, требует сочетания использования как методов физической тренировки, так и ментального тренинга. При этом если при состоянии психического здоровья комплиментарный эффект физической тренировки и ментального тренинга нацелен главным образом на повышение духовно-деятельностного потенциала личности (см. раздел 2), то в данном случае целевой задачей являются совершенствование и восстановление механизмов психической саморегуляции.
Отличительными особенностями программ ментальной тренировки, которые рекомендуется использовать при донозологических изменениях нервно-психического статуса, являются:
- обязательное овладение техникой ментальной тренировки с вхождением в так называемое "альтернативное состояние сознания" [54];
- освоение техники образных представлений (имагинации);
- обучение технике целенаправленного создания "позитивных образов состояния и будущего" для совершенствования процессов психической саморегуляции и развития психической самозащиты.
Как и методы физической тренировки, программы ментального тренинга должны быть дифференцированы в зависимости от специфики донозологических изменений нервно-психического статуса и тем самым потенцировать своей спецификой процессы "перекодирования" психофизического состояния [11].
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что в настоящее время известен ряд психотехник. которые используют феномен перекодирования функционального состояния. Это, например, метод словесно-образных кодов, метод образно-волевых настроев [19,27].
Принципиальное значение при выборе метода психокорригирующего воздействия, используемого в оздоровительной системе тренировки, имеют, по-видимому, два обстоятельства: во-первых, научно-практическая верификация метода по эффективности; во-вторых, открытость метода для самостоятельного использования. Последнее и определяет, с нашей точки зрения, широту сферы социального эффекта от использования как самого психотехнического метода, так и оздоровительной технологии в целом, в состав которой данный психотехнический метод интегрирован.
Таким образом, процесс синтеза оздоровительных технологий для укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья связан с определенными требованиями и ограничениями, которые предъявляются, с одной стороны, к отдельным компонентам, входящим в систему психофизического тренинга, а с другой - к системе в целом. Основные и наиболее существенные из них мы попытались проанализировать в настоящей работе, используя опыт, накопленный в отечественной и мировой науке.
Список литературы
1. Азончик Л.Л., Шишина Н.Н. Особенности состояния здоровья и питания учащихся профессионально-технического училища Санкт-Петербурга // Физическая работоспособность и питание: Сб. науч. тр. - СПб.: НИИФК,1993, с.68-72.
2. Азончик Л.Л., Бурэ Н.П., Евдокимова О.М., Макатун М.В., Малинин А.В. Оценка состояния психосоматического здоровья населения для назначения индивидуальных рекомендаций с помощью компьютерной системы "HELPSV" // Вестник спортивной медицины России, 1995, № 3-4, с.24-25.
3. Баевский P.M., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья // Валеология: диагностика: средства и практика обеспечения здоровья. - СПб.: Наука,1993, с.33-48.
4. Баландин В.И., Бурэ Н.П. Влияние ментального тренинга на функциональное состояние организма и соревновательную надежность спортсменов // Современные достижения спортивной науки: Тез. докл. междунар. конф. - СПб.,1994, с. 17.
5. Белов В.Н. Психология здоровья. - СПб.,1994, с.272.
6. Бендюков М.А., Бундзен П.В., Вайник Г.А., Евдокимова О.М. Интегрированный психофизический тренинг для населения: методология и принципы: Тез. докл. итог. науч. конф. - СПб.: НИИФК,1993, с.8-9.
7. Блэйер С.Н. Физическая активность - важный фактор здоровья и функционального состояния // Современные достижения спортивной науки: Тез. докл. междунар. конф. - СПб.,1994, с. 117-119.
8. Бундзен П.В. Теоретические основания разработки и опыт применения диагностико-консультационной системы "ОФИС" для укрепления здоровья средствами массовой физической культуры // Спорт и здоровье: Сб. науч. тр. - СПб:. НИИФК,1992, с.5-13.
9. Бундзен П.В. Интегрированный психофизический тренинг для укрепления здоровья // Современные достижения спортивной науки: Тез. докл. междунар. конф. - СПб.,1994, с. 123-124.
10. Бундзен П.В., Дибнер Р.Д. Здоровье и массовый спорт: проблемы и пути их решения // Теория и практика физической культуры. - 1994, № 5 - 6, с.6-12.
11. Бундзен П.В., Бендюков М.А., Кирюшин А.И. Система психотренинга и психопрофилактики "Ментальный тренинг" // Вестник спортивной медицины России,1994, № 1-2, с.35-38.
12. Васильев В.Н. Здоровье и стресс. - М.: Знание,1991.
13. Гандельсман А.Б., Прокопович Н.Б. Совершенствование интероцептивного анализа при острой гипоксемии и ниперкапнии у человека // Журнал высшей нервной деятельности,1962, Т.XII, вып.2, с.223-228.
14. Геселевич В.А. Факторы риска и продолжительность жизни элитных спортсменов// Вестник спортивной медицины России,1993, № 2-3 (4), с. 7-8.
15. Гиссен Л. Время стрессов. - М.: ФиС,1990.
16. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1993 году. Раздел II: Общая заболеваемость населения // Здравоохранение Российской Федерации,1995, № 4, с.3-11.
17. Динейка К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ФиС,1986.
18. Евдокимова О.М. Особенности восприятия интенсивности физической нагрузки у лиц, не занимающихся спортом, и спортсменов: Дис. - СПб.,1994.
19. Иванченко В.А., Иванченко А.М., Иванченко Т.П. Сверхздоровье и успех в бизнесе для каждого. - СПб.,1994.
20. Илюхина В.А., Заболотских И.Б. Энергодефицитные состояния здорового и больного человека. - СПб.,1993.
21. Иорданская Ф.А. Факторы риска заболеваний высококвалифицированных спортсменов, методы ранней диагностики и средства профилактики // Вестник спортивной медицины России,1993, № 2-3 (4), с.9-10.
22. Исаков В.А. Изменение уровня кортизола в сыворотке крови, болевой чувствительности и психоэмоционального статуса под влиянием ментальной релаксации: Тез. итог. научн. конф. - СПб.: НИИФК,1994, с.37-38.
23. Кабачков В.А., Родионов А.В. Психолого-педагогические методы коррекции девиантного повеления детей и подростков в процессе двигательной активности // Новые подходы к психорегуляции в спорте: Тез. докл. международн. конф. - М.,1994, с.37.
24. Комков А.Г., Антипов Г.Л., Варлачев Г.К., Гуринович Е.Г. и др. Технологии изучения эффективности и совершенствования организации физического воспитания детей и молодежи на основе комплексной оценки их физического состояния, социальных условий и образа жизни: Отчет о НИР. - СПб.: НИИФК,1994.
25. Лубышева Л.И., Бальсевич В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // Современные достижения спортивной науки: Тез. докл. международн. конф. - СПб.,1994, с.124-125.
26. Макатун М.В., Малинин А.В. Структурный анализ сердечного ритма в оценке влияния ментального тренинга на процессы психосоматической регуляции // Современные достижения спортивной науки: Тез. докл. международн. конф. - СПб.,1994, с. 19-20.
27. Малахов Г.П. Создание собственной системы оздоровления. - СПб.,1995.
28. Найн А.Я. Оценка влияния общеразвивающих упражнений на активизацию познавательной деятельности студентов // Теория и практика физической культуры,1994, № 3-4, с. 15-17.
29. Родионов А.В., Романов В.А., Юшков О.П. Индивидуализация психофизического тренинга при управлении стрессовым состоянием спортсменов // Новые подходы к психорегуляции в спорте: Тез. докл. международн. конф. - М.,1994, с.68.
30. Сонькин В.Д., Заикин В.А., Зайцева В.В. и др. Компьютерное программирование оздоровительных физических упражнений // Теория и практика физической культуры,1988, № 6, с.5-7.
31. Судаков К.В. Диагноз здоровья. - М.: ММА им. И.М.Сеченова,1993.
32. Унесталь Л.-Э. Психические навыки для спорта и жизни // Спорт и здоровье: Сб. научн. тр. - СПб.: НИИФК,1992, с.29-36.
33. Унесталь Л.-Э. Да, ты можешь. - СПб.,1995.
34. Юрьев В.К., Медик В.А., Стуколкин Д.Н., Юрьев В.В. Здоровье детей Новгородской области. - Новгород,1995.
35. Якобашвили В.А., Макарова Г.А. Клинические аспекты проблемы отечественной спортивной медицины // Теория и практика физич. культуры,1994, № 11, с.5-7.
36. Berger B.G., Owen D.R. Stress reduction and mood enhancement in four exercise modes: swimming, body conditioning, Hatha yoga and fencing //Research Quarterly for Exercise and Sport. 1988, v. 59, p. 148-159.
37. Biddle S. Physical Activity, Health and Well-Being //International Scientific Consensus Conference. - Quebec City,19th-21st May,1995.
38. Borg G. Perceived exertion as an indicator of somatic stress //Scand. J. Rehabil. Med. 1970, v. 2-3, p. 92-98.
39. Bosscher R.J. Running and mixed physical exercises with depressed psychiatric patients //Intern. J. Sport Psychol. 1993, v. 24, p. 170-184. -
40. Caspersen C.J., Powell K.E., Christenson G.M. Physical activity, exercise and physical fitness: Definitions and disfunctions for health-related research //Public Health Reports. 1985, v. 100, p. 126-131.
41. Evdokimova 0. Rated of perceived exertion by the sub>jects with various level health related fitness and prescription of Mental Training //Mental Training for Sport and Life in Russia. - Orebro, Sweden,1994, p.20-23.
42. Forman Т., Myers D. The personal stress reduction program. - New Jersey: Prentice-Hall Inc., Englewood Cliffs,1987.
43. Gane P. Sofrapedagogics. - Canada,1991.
44. Greenspan M., Fitzsimmons P., Biddle S. Aspects of psychology in sport medicine //Brit. J. of Sports Med. 1991, v. 25, № 4, p. 178-182.
45. Grossman A. Endorphins: "Opiates for the masses" //Med. Sci Sports Exer. 1985, v. 17, № 1, р. 101-105.
46. Kirkcaldy В., Furnham A., Shephard R. Attitudes towards health and illness among exercisers and non-exercisers //Stress Medicine. 1994, v. 10, p. 21-26.
47. Mutrie N., Biddle S.J.H. The effects of exercise on mental health in non-clinical population /Ed. by S.J.H. Biddle //European perspectives on exercise and sport psychology. - Champaign, IL: Human Kinetics,1995, p. 50-70.
48. Qja P. Descriptive epidemiology of health-related physical activity and fitness //Physical Activity, Health and Well-Being: Intern. Sci. Cons. Conf. - Quebec City,19th-21st May,1995.
49. Pate R.R., Pratt M., Blair S.N. et al. Physical activity and public health: A recommendation from the Centres for Disease Control and Prevention and the American College of Sports Medicine //J. of the Amer. Med. Association. 1995, v. 273, p. 402-407.
50. Plante T.G., Rodin J. Physical fitness and enhanced psychological health //Current Psychology: Research and Reviews. 1990, v. 9, № 1, p. 2-24.
51. Rejeski W.J., Thompson A. Historical and Conceptual Roots of Exercise Psychology//Exerc. Psychology: The Influence of Physical Exerc. on Psychological Processes /Ed. by P.Seraganian. - Concordia Univ.: A Wiley-Intersci. Publ.,1993, p. 3-35.
52. Salazar W., Petruzzello S., Landers D., Etnier J., Kubitz K. Meta-analytic techniques in exercise psychology //Ibid., p. 122-145.
53. Straub W. Psychoneuroimmunology: The integration of mind and body //2nd Intern. Congr. of Sport Psychol. - Moscow,1995, p. 49-50.
54. Unestahl O.-E. The ideal performance. - Singapur,1988.
55. Unestahl L.-E., Bundzen P., Bendjukov M. Integrated psychophysical training: Methodology and Construction //Mental Training for Sport and Life in Russia. - Orebro, Sweden,1994, p. 14-15.
56. Vainik G. Effect of Mental Training on the Psycho-Emotional Status and Level of Fitness in Women Participating in Shaping //Mental Training for Sport and Life in Russia. - Orebro, Sweden,1994, p. 25-26.
57. Veale D. Exercise dependence //Brit. J. of Addiction,1987, v,82, p. 735-740.
58. Wankel L.M. The Importance of Enjoyment to Adherence and Psychological Benefits from Physical Activity //Intern. J. Sport Psychol.,1993, v. 24, p. 151-169.
59. Weyerer S., Kupfer B. Physical Exercise and Psychological Health //Sports Med.,1994, v. 17, № 2, p. 108-116.
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа