Дистанционное обучение как показатель развития культуры сферы образования
Дистанционное обучение как показатель развития культуры сферы образования
Абрамова Мария Алексеевна, канд. пед. наук., доцент каф. культурологии Якутского Госуниверситета
Современное общество информационных технологий, так называемой постиндустриальной цивилизации, в отличие от индустриального общества конца XIX— середины XX века в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться, к изменяющимся условиям жизни. В связи с чем, как справедливо отметил американский педагог Рейгелут (Reigeluth), существующая система школьного образования все больше становится неадекватной. «Кризис образования, который мы сейчас переживаем, — это не кризис профессиональной деятельности, а кризис концепции», — заявил другой американский педагог, Рокман (Rockman), на конференции, посвященной проблемам стратегии образования (1990). Таким образом, реформирование системы образования - это, прежде всего, пересмотр существующей концепции обучения, выявление концептуально устаревших моментов и введение новых перспективных технологий.
Одним из перспективных путей повышения эффективности образования является дистанционное обучение (ДО). Использование технологии ДО преследует достижение следующих целей :
- профессиональная подготовка и переподготовка кадров;
- повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям;
- подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;
- подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;
- углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или внешкольного курса;
- ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла;
- базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени.
Как видно из вышеперечисленных целей ДО является гибкой, относительно экономичной (для территории Республики Саха (Якутия), где затрачиваются огромные средства для выезда студентов к месту обучения), имеющей большие перспективы, системой, позволяющей осуществлять принципиально новый подход к обучению и воспитанию учащихся. Для освоения и использования технологии ДО в практике, необходимо учитывать, что данная система предполагает иное понимание:
а) сущности учения и обучения;
б) роли учителя и учащихся в этом процессе;
в) взаимоотношения учителя и учащихся;
г) оснащение рабочих мест учителем и учащимися.
Именно недостаточное понимание технологии ДО, приоритетов системы образования XXI века, когда учащиеся должны будут не только запоминать, но и демонстрировать свое понимание идей, фактов, концепций, теорий является тем камнем преткновения, который лежит на пути развития образования.
Известный российский педагог Б.С.Гершунский, определяя приоритеты образовательно-педагогического прогнозирования на XXI век, подчеркнул необходимость исследования «путей повышения эффективности педагогического процесса на основе его принципиальной переориентации:
от преимущественно исполнительной, репродуктивной деятельности учащихся — к преобладанию творческого, поискового начала на всех этапах учебного процесса; от жесткой унификации, единообразия целей, содержания, методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития — к индивидуализации и дифференциации учебно-познавательной деятельности учащихся;
от моноидеологизации всех компонентов образовательного процесса — к идеологическому плюрализму, свободе выбора жизненной позиции, исходных принципов миропонимания и веры, духовного становления и развития;
от систематического дисбаланса технократических и гуманитарных ориентиров и приоритетов — к гармонии природосообразной образовательной и учебно-познавательной взаимодеятельности педагогов и учащихся».
Таким образом, именно наше консервативное восприятие системы образования, тех методов и способов обучения, которые имеются в арсенале у педагога, восприятие ученика как объекта, а не субъекта учебного процесса и является основной проблемой отечественной системы образования.
Первоначально мне бы хотелось рассмотреть подробнее, как данная проблема трансформируется, принимая удивительные очертания в разнообразных областях ДО. И лишь после краткого анализа существующих проблем по всем областям ДО, предложить пути и способы их решения, поскольку взаимосвязанные проблемы требует и соответствующих комплексных решений. Такой подход, как мне кажется, избавит от вынужденной тавтологии.
Дистанционная деятельность учителя и ученика.
Одна из проблем, которая возникает сразу в начале процесса обучения, связана с тем, что традиционная установка учителя не ориентирована на широкое общение, сближение, стирание границ между отдельными социумами; на свободном обмене мнениями, идеями, информацией участников процесса обучения, в связи с чем многим учителям приходится сталкиваться с тем, что необходимо изменять не только свою систему обучения, но и менять свою психологическую установку. Ведь современный учитель не может уже полностью соответствовать стереотипу «Все знаю! Все могу!».
Как правило, современные школьники имеют больший доступ к компьютерам, лучше владеют языком не только компьютера, но и иностранным, и в связи с возрастными особенностями должны лучше усваивать и перерабатывать поступающую информацию, поток которой каждый день растет. И у учителя уже нет былой уверенности в том, что он знаком со всем спектром мнений по определенному вопросу. В подобной ситуации роль педагога как лидера, как своеобразного источника информации не выполнима, он может быть лишь координатором, режиссером.
Для осуществления этой роли необходимо иметь достаточно гибкое мышление, способное к трансформации, и восприятию новых идей. Педагог должен обладать достаточной степенью терпимости, как этого требует общение на равных с учеником, как с партнером. Он должен иметь потребность к постоянному обучению, к развитию не только своих профессиональных навыков, но и к расширению своего кругозора.
С этой проблемой тесно связано и противоречие, возникающее в области «Дидактика и методика дистанционного обучения». Как мы уже отмечали, традиционная система - классно-урочная, в которой приоритет имеет объяснительно-иллюстративный и репродуктивный метод, адекватно соотносящийся со структурой деятельности учителя и учащихся на уроке: введение нового материала (учителем), закрепление (руководство учителя), воспроизведение (запоминание), применение.
В конечном счете, это имеет своей целью - формирование послушных исполнителей. Современная задача образовательного процесса формирование свободной творческой личности. Таким образом, в ходе учебного процесса - ученик становится не объектом, а субъектом познавательной деятельности.
Смещение акцентов приводит к приоритету самостоятельных видов деятельности, к необходимой активности учащихся по поиску, обработке, осмыслению необходимой информации. Эта установка влечет за собой:
- пересмотр учителем своей позиции, как рассказчика, как практически единственного источника информации;
- необходимость своевременного контроля со стороны учителя за выполнением самостоятельной работы учащимся, которое может осуществляться в виде включенных промежуточных систем заданий, по результатам которых ученик либо продолжает обучение, либо прорабатывает недостаточно изученный материал;
- составление заданий учебных программ с обязательным условием использования дополнительной литературы (так как обучение по системе кейс-технологии и с использованием различных обучающих программ на CD -дисках, иногда приводит к ложному их восприятию учащимися как единственного источника знаний и в результате - к отсутствию потребности использовать дополнительную литературу);
- освоение гибких форм организации занятий, так как работа в группах, работа над проектами не может уложиться в строгий регламент урока.
Согласитесь, что вышеуказанная проблема противоречия традиционного подхода к системе обучения тому что от нас требуют современные технологии, находит свое отражение не только в области деятельности ученика и учителя, но и третьей области, очерченной для исследования «Дистанционная педагогика и психология, дистанционное воспитание».
Кроме психологических проблем учителя, которых мы коснулись выше, влияющих на методику и дидактику учебного процесса педагога, выросшего и получившего образование в традиционной системе, имеются также и психологические проблемы «учеников».
Само понятие "ученик в ДО" не конкретизировано. Поскольку это может быть и школьник, и студент ВУЗа, и человек, имеющий высшее образование, который хочет получить второе высшее образование, перепрофилироваться, и пожилой человек, который в силу обстоятельств решил заняться самообразованием, или участвует в работе курсов повышения квалификации. Проблемы, возникающие у каждой из этих категорий лиц, сильно отличаются.
Школьники, как правило, быстро овладевают способами познавательной деятельности, развивают умения работать с информацией. Но ориентация лишь на компьютер, на ИНТЕРНЕТ, как источник информации, многих дезориентирует и обедняет пути по которым ребенок может получить сведения. В результате у многих современных детей недостаточно хорошо развиты навыки работы с книгой, с газетами, журналами.
Язык работы с компьютером прост и однозначен, ориентирован на умение кратко и четко формулировать собственные мысли, и не всегда требует больших познаний в области литературы, родного языка. В результате так называемый литературный язык учащихся обедняется. Страдает общение. В итоге возникает необходимость проведения дополнительных занятий по формированию у учащихся коммуникативных навыков. Но есть и положительный момент, именно общения с виртуальным собеседником позволяет развивать терпимость к мнению собеседников, умение вести дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения и уметь слушать и уважать мнение партнера.
Психологический комплекс многих преподавателей, а также студентов и «учеников» в возрасте мешающий им применять компьютерные технологии - это разного рода страхи: «не понятного», собственной неполноценности, ощущения опасности что либо сломать, повредить в компьютере. Данные страхи не всегда базируются лишь на заниженной самооценке, на боязни быть смешным. Иногда под этими страхами просто скрывается нежелание что-либо изменять, учиться, отсутствие достаточной мотивации. В таком случае работать с людьми бывает очень сложно, но хуже всего если данная категория лиц участвует в системе ДО в качестве учителей, тьюторов.
Тогда, как правило, технология ДО ограничивается лишь кейс-технологией, пособиями, созданными по принципу обычного учебника, наличием технических смотрителей за выполнением компьютерных операций, которые не всегда в состоянии разработать электронную версию учебника, так как преподаватель от данного процесса самоустраняется. От этого страдают не только студенты, ученики, но и сама идея ДО, так как она вынуждена развиваться в русле традиционного обучения, которое не может создать для нее благоприятных условий.
Философия и методология дистанционного образования. Поскольку ДО является одной из сфер системы образования, которое в свою очередь имеет место как составляющее культуры, то мы можем рассмотреть философские и методологические проблемы ДО с точки зрения развития именно культуры и соответственно социума. Известный отечественный философ и культуролог Л.Н.Коган писал: «Культура выступает как мера реализации и развития сущности человека в процессе его социальной деятельности.
Культура - самосознание общества, каждого его периода, каждой эпохи. В этом смысле любая вещь (произведение) человека имеет и культурное содержание. По творениям людей в данную эпоху мы судим о ее культуре". Таким образом, использование технологии ДО в современной системе образования может служить своеобразным показателем развития как культуры социума, так и культуры сферы образования. Культура - это сложная система, вбирающая и отражающая противоречия всего мира, которые являются не только сущностной характеристикой, но и источником ее развития, проявляющиеся в следующем:
- в противоречии между социализацией и индивидуализацией личности: с одной стороны, человек неизбежно социализируется, усваивая нормы общества, а с другой, - стремится сохранить индивидуальность своей личности; с одной стороны не знание компьютерной грамоты может характеризовать человека как функционально неграмотного, с другой стороны владение компьютером не должно стать самоцелью, а лишь способом оптимизации своей профессиональной деятельности;
- в противоречии между нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку, с одной стороны технология ДО облегчает пути получения образования, с другой стороны она не может заменить или вытеснить другие технологии; личность должна сама выбирать способы получения знаний и в этом не должно быть ни каких препятствий, ни с юридической стороны, ни с педагогической.
- в противоречии между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме; между тем что может дать традиционная система образования и тем, что требует современное общество.
Эти и другие противоречия четко прослеживаются в законах развития культуры, которые действуют как объективно существующие, повторяющиеся, ведущие связи явлений или этапов в этой сфере общества. Одним из этих законов является - закон прерывности и непрерывности развития культуры. Он гласит, что культура — это сложная система, которая в своем развитии одновременно прерывна и непрерывна. Каждой эпохе в развитии человечества присущ свой тип культуры как исторической целостности. В связи со сменой этих эпох (формаций, цивилизаций) происходит изменение типов культуры — одни уходят, на смену им приходят другие — так появляется прерывность в развитии культуры.
Однако это не означает разрыва в развитии всей культуры, полного уничтожения старой, то есть предшествующей культуры. Каждая новая ступень в развитии человечества с необходимостью наследует культурные достижения предшествующих эпох, включая их в новую систему общественных отношений, поэтому мы можем сказать так:
прерывность носит относительный характер;
непрерывность — абсолютный. Она здесь — ведущий элемент.
Таким образом, ДО - это то новое явление в нашей системе образования, которое должно создать максимально эффективные условия для повышения качества обучения. Но при этом, следуя закону прерывности и непрерывности развития культуры, ДО не должно заменять полностью традиционное или стать его конкурентом. Наиболее удачный вариант - это гармоничное сочетание возможностей ДО с четкой и проверенной веками традиционной системой образования. Возможно, лет через сто мы уже не будем говорить о ДО как о какой-то инновационной технологии, а будем использовать ее как одну из традиционных.
Именно на этом построен еще один закон развития культуры - закон взаимодействия и сотрудничества различных, нередко противоречивых культур. Поскольку технология ДО является в какой-то мере заимствованной технологией, для нас она еще непривычна, хотя другие страны давно и с успехом используют ее. Но изучать опыт других, никогда не было чем-то плохим для развития культуры, так как единству всемирно-исторического процесса способствуют как раз мировые культурные контакты, постоянно возрастающие в ходе исторического процесса. В закономерности взаимодействия и сотрудничества различных культур ведущим является стремление создать лучшие условия для бытия человека, возвысить его интеллектуальные, духовные и нравственные силы. Каждая культура при всех ее специфических особенностях способствует общечеловеческим достижениям, общему прогрессу мирового сообщества.
И в заключении, те проблемы, которые как бы не относятся к самой концепции ДО, но являются непосредственным ее продолжением и в какой-то мере причинами ее успеха или провала. В области «Административно-управленческие проблемы, подготовка кадров» - это создание четких требований к качеству и уровню подготовки специалистов, работающих в ДО, в соответствии с распределением обязанностей. Языковая и компьютерная подготовка. Проведение курсов обучения по методике ДО. Проведение сеансов психологической адаптации.
В области «Правового и законодательного обеспечения дистанционного обучения» это проблемы связанные с юридическим оформление как самого обучающегося (гибкая система ДО позволяет приобретать знания там и тогда, когда и где это удобно обучаемому, который должен получить по окончании соответствующее подтверждение), так и тех электронных разработок, которые ведутся специалистами на местах. Сертификация учебных программ, планов, методических разработок.
И последний, не менее важный пункт, - это «материально-технические и программные (soft) вопросы». ДО предусматривает не только концептуальную, методическую и психологическую подготовку, но и материальную, прежде всего. Поскольку без соответствующего оборудования очень сложно осуществить данную технологию.
С целью устранения существующих проблем в претворении технологии ДО необходимо проведение следующих мероприятий:
Проведение курсов повышения квалификаций для учителей, с демонстрацией возможностей ДО в практике. В ЯГУ проводятся подобные семинары для педагогов, задействованных в системе ДО ОИРО (Объединенного института развития образования). На данных семинарах я принимала участие и как слушатель и как докладчик по темам: «Разработка кейсов для ДО студентов», «Составление учебных заданий (тестов) для контроля знаний студентов».
Хотелось бы иметь представление о том, как работает ДО в других регионах нашей страны. Не лишним было бы освоение опыта других университетов на местах.
В проведении телеконференций пока, думаю, в нашем регионе нет большого смысла, поскольку места еще очень плохо оснащены. Поэтому первоначальной задачей считаю создание компьютерных центров, медиатек, включающих библиотеки, фонотеки, видеотеки, телекоммуникационный центр. И не только для преподавателей, но и для учащихся использующих гипермедийные средства, работающими над своими проектами.
Особенно важно на мой взгляд - создание юридической базы ДО:
- для учащихся. которые решили самостоятельно изучить какой-либо предмет. Экстернат в школе имеет большие трудности. Ребенок должен иметь определенную мотивацию, если он захотел освоить самостоятельно предмет, то он должен иметь возможность сдать экзамен и получить за свою работу должную оценку;
- для больных детей получающих образование по технологии ДО, также должны иметь юридические гарантии получения сертификата об образовании;
- для студентов получающих образование по технологии ДО;
- для специалистов разрабатывающих учебные программы по предметам.
Создание регионального центра по разработке и созданию учебных программ для разных категорий людей (для студентов, школьников, для преподавателей). Разработанный нами (Лебедев М.П., Абрамова М.А., Абросимов А.Ю.) проект по созданию центра компьютерных технологий СО РАН в частности должен решить и эту проблему.
Проведение специальных курсов для работающих или собирающихся работать по технологии ДО, включающих в себя четыре раздела или четыре составляющих: педагогическую, психологическую, языковую и компьютерную подготовку.
Создание при факультетах ЯГУ, обеспечивающих профессиональную подготовку кадров по регионально значимым специальностям, дистанционной формы обучения. Либо создание отдельного факультета ДО, обеспечивающего отдельные выпуски специалистов по модульной системе.
На факультете инженерно-педагогической подготовки, выпускающем специалистов по компьютерным технологиям (ремонту и эксплуатации компьютерных сетей) ввести дополнительную профессиональную подготовку - медиаспециалист, усилив психолого-педагогическую направленность данного обучения. По всем специальностям педагогического профиля ввести дополнительные часы для освоения спецкурсов медиапсихологии и медиапедагогики.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа