Тенденции и проблемы профессионального образования в сфере физической культуры
Тенденции и проблемы профессионального образования в сфере физической культуры
Доктор наук по физическому воспитанию Юзеф Войнар Политехнический университет г. Ополе, Польша
Бежим быстро, не смотрим назад, однако не знаем, куда бежим…
Рональд Ренсон
Цели и задачи физкультурного образования детей и подростков в настоящее время представляют собой основные общественные ценности. Иерархия общественных ценностей не является постоянной и изменяется на протяжении веков. В конце этого тысячелетия отчетливо наблюдается возникновение новой системы общественных ценностей в нашей действительности. Во всем мире повышается интерес к социальному феномену, называемому в Польше и Восточной Европе физической культурой, а в большинстве стран Западной Европы - культурой движения. К основным терминам, которые используются при описании данного социального феномена, относятся: "постмодернизм", "индивидуализм", "медиятизация", "создание нового тела", "спортификация общества", "современное суперзанятое общество" и др. Иными словами, с ростом цивилизации социальное и личностное значение физической культуры будет увеличиваться как естественное средство профилактики негативного влияния индустриального и постиндустри ального общества на физическое и духовное состояние человека. Культурные изменения, происходящие в мире, оказывают значительное влияние на эволюцию физического воспитания. По данным B.J.Grum (1993), физическое воспитание, будучи процессом обучения, должно одновременно готовить молодое поколение к самостоятельной, на всю жизнь, культуре движения.
Учитывая социальную значимость физической культуры, Сейм Польши [16] принял в 1996 г.закон о введении в школьные программы пяти еженедельных уроков физической культуры (единственный прецедент в Европе).
Физическое воспитание должно иметь ценности "здесь и сейчас", изменяющиеся на каждом этапе образования. К сожалению, исследования, проведенные в большинстве европейских стран, показали, что увеличивается количество подростков, которые считают, что заниматься физическим воспитанием - скучно, а преподаватели не знают либо игнорируют потребности и ожидания молодых людей.
Важным фактором, ослабляющим мотивацию учащихся к занятиям физическим воспитанием, является все увеличивающаяся пропасть между тем, что предлагают внеучебные учреждения (главным образом средства массовой информации и производители спортивного инвентаря и оборудования) в сфере массово-спортивной и рекреационной активности, и организационно-педагогическими методами и средствами, предлагаемыми учебными заведениями. Большое значение в формировании мотивации к регулярным занятиям физическими упражнениями и потребности в здоровом образе жизни имеют средства массовой информации [17] и коммуникабельные способности специалистов [5].
Возникает вопрос: "В каком направлении должны произойти изменения в теории и практике физического воспитания подрастающего поколения?", принимая во внимание тот факт, что результаты физического воспитания должны проявиться в таких сферах, как здоровье, двигательные и физические способности , физическое состояние безопасности и культура, навыки и потребность в здоровом образе жизни [11]. Во взаимодействии с другими учебными дисциплинами физическое воспитание должно развивать бихевиористическую компетенцию, которая предполагает мыслительные и психологические установки в разрешении конкретных жизненных проблем. По мнению B.J. Grum [12], ученик должен овладеть следующими необходимыми знаниями и умениями:
- уметь реализовывать свои способности;
- уметь правильно оценивать и организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями для поддержания здоровья;
- критически оценивать свои действия в соревновательной деятельности;
- критически относиться к массовой информации.
Программа физического воспитания в Англии направлена на решение следующих задач:
- учить детей и молодежь владеть своим телом и иметь знания о теле и его двигательных способностях;
- стимулировать физическое развитие и учить молодых людей оценивать пользу физической активности в учебном учреждении и вне его, в том числе и после окончания учебного заведения;
- развивать необходимые умения и навыки в области физического воспитания и формировать потребность участия в полезных формах физической активности;
- развивать чувство эстетики движения;
- учить объективно оценивать свое физическое состояние;
- учить управлять собой, помогать себе в ситуациях победы или поражения как в индивидуальных, так и в коллективных соревнованиях;
- развивать умение разрешать различные жизненные проблемы;
- укреплять связь школы с окружающей средой.
Данные концепции соответствуют целевым установкам российского физического воспитания, которое предполагает не только физическое совершенствование индивида, но и активное целенаправленное воздействие на его интеллектуальную и духовную сферы [1, 7, 8, 4 и др.], речь идет уже не о "физическом воспитании", а о "физическом образовании".
Такой подход позволяет полнее осмыслить задачи физического образования (воспитания) ("воспитание" - термин, используемый в странах Запада).
Главную роль в функционировании образовательных систем исполняет преподаватель. Его профессиональная компетенция, его мотивация и представление об эффективности физического образования предопределяют эффективность образовательного процесса. Как в европейских странах готовят педагогические кадры в области физической культуры? Учитывают ли программы обучения изменяющееся общественное отношение к данному социальному институту? Существует ли определенная, четко выраженная концепция подготовки специалистов? Можно ли говорить о сравнении профессионального образования в европейском масштабе?
В странах Восточной Европы в связи с произошедшими социальными преобразованиями актуализировалась проблема модернизации подготовки специалистов высшей квалификации в гуманитарной области. Данное положение касается и профессионализма в сфере физической культуры. За это время в России проведен ряд аналитических [2, 6 и др.] и экспериментальных исследований, направленных на совершенствование организационных и методических компонентов процесса профессионального физкультурного образования [3, 5, 9, 10 и др.].
W. Dufor [15] провел сравнительные исследования более чем в 60 вузах 22 европейских стран, готовящих педагогические кадры в области физической культуры. Сопоставление полученных данных с результатами исследования, проведенного по поручению Международной федерации физического воспитания и ЮНЕСКО в 1976 г., позволило выявить европейские проблемы, ориентиры и тенденцию в подготовке специалистов, которые выглядят следующим образом:
- в большинстве европейских стран имеются сложности с трудоустройством преподавателей физического воспитания по окончании обучения. Данное положение должно вызвать пересмотр существующих программ с целью повышения шансов на трудоустройство выпускников;
- необходима гарантия обеспечения студентам возможности получения нескольких специальностей, основанных на широкой программной базе. Реализация этого принципа - дело сложное, но обязательное. Большое количество специальностей, увеличение субдисциплин могут, однако, поставить под сомнение общую концепцию образования;
- традиционные программные блоки включают естественные, биологические, гуманитарные науки, педагогику физического воспитания, разные формы спортивной и рекреационной активности, а также специализацию. Соотношения между этими блоками весьма различны;
- по сравнению с результатами исследований 1976 г. уменьшается количество учебных заведений, готовящих только специалистов по физическому воспитанию. Очевидной становится тенденция интеграции самостоятельных учебных учреждений с университетами в качестве факультетов;
- большинство программ ориентировано на четырехлетний срок образования или 3500 учебных часов;
- соотношение теории и практики в 1970г. было следующим: 38% - теория, 62 - практика; в 1993г., соответственно - 57 и 43%. В теоретических науках в равных долях представлены блок естественных и биологических дисциплин, гуманитарные науки и педагогика физического воспитания;
- большинство стран предлагают обучение по двум специальностям, сокращая программу по курсу физического воспитания до 1500 ч. Оставшиеся около 1500 ч отводятся для овладения другой специальностью;
- ряд вузов предлагают образование по одной узкой специальности, например экономике спорта, тренера по одному из видов спорта;
- почти все европейские страны предлагают факультеты или специальности на выбор, например рекреация, управление в сфере физической культуры, спортивный тренер, фитнес и др.
Новая европейская действительность, в том числе возможности свободного перемещения специалистов в рамках государств Европейского Союза, требуют новых подходов к регулированию рынка труда. Следовательно, необходимой становится разработка профессионального сертифика та, признаваемого всеми членами Европейского Союза. С 1995 г. в рамках программы "Сократ" под руководством Willa Laporte проводились работы по созданию европейской модели программы подготовки педагогических кадров, а также (совместно с Европейским обществом физического воспитания) программы профессионального европейского сертификата. На основании проделанного анализа предложена унифицированная "Европейская модель" учебных планов для профессионального образования в сфере физической культуры, где отражены количество учебных часов (среднее) по отдельным блокам и дисциплинам, а также частота наличия отдельных дисциплин в учебных планах 60 вузов Европы (см. таблицу). В рамках данной модели планируется введение единой системы балльной оценки (EСTS). Баллы EСTS - это оценка количества труда студента (самостоятельной и аудиторной работы) с учетом значимости отдельной учебной дисциплины. Условия перевода студента с курса на курс предусматривают получение им определенного количества баллов и выполнение программных условий. Как оптимальный вариант предлагается сумма в 60 баллов, которую должен набрать студент в течение учебного года. Система EСTS упрощает процедуру переводов студентов из одного учебного заведения в другое в рамках государств, входящих в Европейский Союз. При наличии необходимой суммы баллов студент при переводе в другое учебное заведение освобождается от необходимости ликвидации имеющейся разницы в учебных программах вузов.
№ п/п |
Блоки/ Учебные дисциплины |
Частота повторяемости, % |
Количество часов |
|
I. Естественнонаучный, биологический |
|
|
1 |
физиология |
100 |
121 |
2 |
Анатомия |
92 |
85 |
3 |
Здоровье |
88 |
52 |
4 |
Биомеханика |
73 |
58 |
5 |
Статистика |
58 |
46 |
6 |
Биохимия |
54 |
55 |
7 |
Биометрия |
42 |
58 |
8 |
Биология-гистология |
38 |
76 |
9 |
физика |
38 |
85 |
10 |
Химия |
27 |
90 |
|
II. Гуманитарный |
|
|
1 |
Психология |
92 |
87 |
2 |
Педагогика |
65 |
107 |
3 |
Социология |
65 |
49 |
4 |
Организация |
46 |
41 |
5 |
Теория движения |
46 |
59 |
6 |
Антропо моторика |
46 |
59 |
7 |
философия |
42 |
50 |
8 |
Иностранные языки |
27 |
130 |
9 |
Право |
23 |
41 |
|
III. Педагогический |
|
|
1 |
Дидактика |
85 |
123 |
2 |
Методика физического воспитания |
73 |
124 |
3 |
История физического воспитания |
58 |
61 |
4 |
Теория физического воспитания |
58 |
61 |
5 |
Теория спортивной тренировки |
58 |
94 |
6 |
Подготовка дипломных работ |
46 |
104 |
|
IV. Спортивных дисциплин |
|
|
1 |
Игры |
96 |
221 |
2 |
Плавание |
92 |
130 |
3 |
Легкая атлетика |
88 |
156 |
4 |
Гимнастика |
85 |
190 |
5 |
Дидактика физического воспитания |
73 |
278 |
6 |
Ритмика |
73 |
120 |
7 |
Танцы |
62 |
120 |
8 |
Предметы по выбору |
58 |
202 |
9 |
Рекреация |
50 |
61 |
10 |
Лыжный спорт |
27 |
110 |
11 |
Занятия на природе |
23 |
64 |
Из таблицы виден большой разброс в учебных планах различных учебных заведений. В учебных планах разных стран и вузов прослеживается единство лишь по основным блокам учебных дисциплин, но с большой дифференциацией внутри самих блоков. Учебные дисциплины можно сформулировать в следующие основные блоки:
Формы физической и спортивной активности.
Науки о воспитании и преподавании.
Науки биологические и естественные.
Науки общественные и гуманитарные.
Научная работа.
Курсы на выбор.
Пятилетний срок работы над этой проблемой убеждает в сложности ее разрешения. Не случайно лишь 11 вузов Европы выразили готовность вести подготовку специалистов по унифицированной программе. Но процессы интеграции как в социальной, так и в образовательной сфере будут продолжаться. Это - веление времени, требующее реформирования систем подготовки специалистов с целью придания им приемлемой конгруэнтности.
Список литературы
1. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, с. 23-27.
2. Барабанов А.Г. Высшее физкультурное образование. Проблемы и решения. - М.:ФОН,1995. - 186 с.
3. Каргополов Е.П. Организационно-управленческие основы непрерывного физкультурного образования: Автореф. докт. дис. М.,1992. - 49 с.
4. Костюченко В.Ф. Специальное профессиональное образование в сфере физической культуры. - CПб: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996. - 102 с.
5. Костюченко В.Ф. Концепция специального профессионального образования в вузах физической культуры в современных условиях: Автореф. докт. дис. СПб., 1997. - 40 с.
6. Куликова Л.М. Организация непрерывной педагогической практики студентов зарубежных высших учебных заведений. //Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 9, c. 52-56.
7. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, с.11-19.
8. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Кофман Л.Б. Концепция физического воспитания детей и подростков //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: 1996. № 9, с. 5-11
9.Шашкин Г.А. Организационно-методические аспекты подготовки специалистов вузами физической культуры Российской Федерации в условиях реформы высшего образования: Автореф. докт. дис. - СПб., 1998 - 48 с.
10. Чичикин В.Т. Теоретические основы формирования профессиональной готовности специалиста в системе физкультурно-педагогического образования: Автореф. докт. дис. - М., 1995. - 33 с.
11. G. Bonaventure (1998). Which physical education for which school? A project of the Frenchspeaking community of Belgium - Material prezentowany na konferencij ASEP w Nauchatel (20-24.V.1998)
12. Crum B.J. Conventional thought and practice in physical education problems of teaching and implications of change. Quest, 1993, No 45.
13. European Physical Education Association Annual report - 1992, 1993, 1996, 1997, 1998.
14. Laporte W. Teacher education in Europe: the work of the PE Commision of the European Network of Sport Sciences. Material prezentowany na Konferencji Stowarzyszenia Nauczvcieli WF w Wielkiej brytanii. St. Mary's University College,1995.
15. Laporte W. Physical Education in the European Union in a harmonisation process in EUPEA. - News letter № 4, 1999.
16. USTAWA z dnia 18 stycnia 1996 r. o kulturze fizycznej.-S. 111
17. Women's Sports and Fitness, 1994. №11.-р.17.
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа