Античная философия классического периода (работа 1)

Античная философия классического периода

Философия -одна из древнейших сфер духовной жизни. Вся многогранная культура обуславливающая различные цивилизации, существовавшие в прошлом и существующие в наши дни, в качестве важнеишеи составляющеи включает в себя ту или иную сумму философских знаний.

Софисты появились и могли появиться только тогда, когда развитие греческой демократии уже сильно размыло те границы, которые существовали между сословиями. Оно таким образом смыло прежние каналы бытового уклада и ценностных установок, ранее не подвергавшихся никакой рефлексии. Индивид почувствовал себя уже не просто членом своего ''цеха '', а самостоятельным лицом и осознал, что всё, прежде принимавшееся им на веру, должно быть подвергнуто критике. Субъектом критики он считал самого себя. Вот это выделение индивида, как самостоятельной реальности и было той почвой , на которой только и смогла появиться софистика. Во второй половине 5 в. до н. э. в Греции возникло интеллектуальное течение, называемое софистикой. Слово происходит от двух слов:любовь и мудрость.

Софисты способствовали дальнейшему развитию индивидуализма, релятивизируя всё то, что прежде выступало в качестве традиционных истин. Софисты были в Греции особым слоем осуществляющим философию связывания воедино всех остальных групп и индивидов , не случайно политическая деятельность и подготовка к ней были одним из основных занятий софистов.

Софистов справедливо называли представителями греческого Просвещения. Они не только углубляли философские учения прошлого, сколько популяризировали знания, распространяя в широких кругах своих многочисленных учеников то, что уже было преобретено к тому времени философиеи и наукой.

Софистика-учение хитроумно вести прения Софисты сделали важный шаг на пути к созданию науки о языке, в частности Протагор занимавшийся категориями словоизменения и синтаксисом предложения , он заложил основы учения о синонимах, а Гиппий-граматики.

Главным тезисом Протагора был следующий:Человек есть мера всех вещей, существующих в том, что они существуют, и несуществующих, в том, что они не существуют. Горгий доказывал в своих трудах, что бытие и небытие-суть одно и тоже. Отсюда делал софистический вывод о том, что вообще ничего не существует, либо существует только небытие. Трасимах и Критий скептически относились к социальной справедливости.

Но с другой стороны софистика-это нечестный путь ведения споров, с помощью которого используются уловки, позволяющие обескуражить других, любой аргумент, лишь бы добиться поставленной цели. Протагор говорил:’’То что я думаю и есть истина’’. Софисты положили начало такой науки как аргументация.

Софисты создали в Греции небывалый культ слова и тем самым превознесения риторики. Язык был орудием воздействия на сознание. Сразить противника любым аргументом-стратегия софистов.

Софисты были первыми философами, которые за своё учение брали деньги.

Главным противником софистов был Сократ. Это один из самых известных персонажей древнегреческой философии, чьи идеи стали предметом философских размышлений и дискуссий не только в Древнем мире, но и сейчас.

Родился он в Афинах между 470 и 469гг. до нашей эры. Жизнь его была яркой, однако сложилась непросто, ибо он был сыном каменотёса и повивальной бабки. О Сократе мы можем узнать лишь из диалогов Ксенофонта и Платона. Мудрейший из всех ничего не написал, так как проповедовал свою философию только в устнои форме, полагая, что только живое слово и непринуждённый диалог смогут донести мысль до слушающего. Афиняне любили Сократа, считали его мудрецом, который победил софистов.

По натуре это был очень добрый человек. Расхаживая в заплатанном плаще по площади, он любил затевать разговоры с прохожими. И когда его спрашивали почему ты, Сократ, ходишь босой и в таком одеянии , он отвечал:, , Вы живёте для того, чтобы есть, а я ем для того, чтобы жить’’. Казалось бы, какой простой ответ, но сколько в этих словах мудрости!

Сократ учил, что есть обязательные для всех неписанные моральные законы, но овладеть нравственностью удаётся лишь немногим, которые смогли этому научиться и следовать получённым знаниям . Добродетель, высшее и абсолютное благо, составляющие цель человеческой жизни, ибо только она даёт счастье.

Люди же часто заблуждаются и поступают безнравственно потому, что просто не знают, что добро, а что зло. Добродетель неотделима от знания, как неотделима и от счастья. Однако Сократ не обещал своим ученикам, что раскроет им истину, ведь он сам говорил о себе:, , Я знаю что ничего не знаю’’. Он лишь предлагал вместе, в дружеской беседе, отыскивать эту истину. Метод обучения-диалектический:путем наводящих вопросов и ответов соображения собеседника последовательно доводятся до абсурда и таким образом выясняется истина, отделяемая от иных, ложных суждении. Сократ исходил из того, что каждый человек уже содержит в себе знания истины, он не осознаёт её, пока предложенные ему вопросы не приведут его к противоречию с самим собою, а следовательно, к признанию собственного невежества, сомнения же в истинности прежних суждений ведёт к самопознанию. Философ любил сравнивать себя с повивальной бабкой, ибо помогал родиться истине.

Он собирал возле себя большое количество молодёжи, которая жадно внимала учениям босого мудреца, но ирония, с какой он обличал человеческую глупость, предрассудки, кое-кого раздражала, и в Афинах у него было много врагов.

Ему ставили в вину скептическое отношение к демократическому строю Афин. А он лишь ставил перед собою цель:как добиться того, чтобы власть в государстве принадлежала компетентным людям.

Итак, недовльные, подозрительные, и с опаской относившееся к Сократу, сограждане имели достаточно поводов, чтобы привлечь его к суду за развращение молодёжи и за беззбожие и обречь великого философа на смерть.

Софисты научили греков рассуждать, но прочная духовная основа была утрачена людьми образованными таким образом:вместе с традицией пали и духовные ориентиры. Каждый сам начинает устраивать себе ориентиры, в зависимости от своих нужд.

Всё относительно, мы свободны резать или не резать, убивать или не убивать. И народ почувствовал опасность такой субъективной свободы.

Первым человеком, который осознал противоречие был Сократ. Он размышлял:Что есть подлинная свобода?Это свобода, которой дирижирует не рассудок, а разум. Произвол-это формальная свобода, имеющая бесконечное единое Основание, а не множество конечных оснований, хотя бы и очень большое множество.

В диалоге, , Хармид” Сократом поставлена проблема :поиск целомудрия в отличии от многомудрия и суемудрия софистов. Софистический рассудок не только не видит единого содержания, но и утверждает, что целомудрия нет, что истина не существует.

Софисты всегда имеют свой субъективный интерес. Для разумномыслящего нет субъективного интереса.

Сократ никогда за своё учение не брал денег, т. к. в этом случае размышление стало бы средством, а не целью. Вот за это он критикует софистов.

Резюме:принцип философии Сократа почти софистический:человек есть мера всех вещей, но именно как размышляющий, становлящийся разумным. При этом разум-способность не врождённая, её нужно воспитывать. Способ воспитания разумного мышления-диалог с самим собой, цель которого достигнуть заранее не данного единства формы и содержания или целомудрия.

Мир идей Платона.

Платон родился в Афинах в 427г. до нашей эры. Настоящее имя Аристокл-широкоплечий. А прозвали его в молодости так за мощное телосложение. Происходил из знатного рода и получил прекрасное образование. Стал учеником Сократа, написал его знаменитые диалоги, что определило всю его жизнь и творчество.

Платон как великий политический мыслитель, приложил все усилия к тому, чтобы разработать проект государственного устройства, основанного на справедливости, создав в результате философию объективного идеализма.

Учение о государстве, теория идей, этика и гносеология-основные составляющие платоновской философии.

Учения Платона, в особенности его диалектический метод, оказали огромное воздействие на развитие мировой философской мысли и науки.

Он также занимался анализом языка и мышления, проблемой бытия, а также соотношением единичного и общего.

Был он также комическим поэтом, представителем древнегреческой комедии. В пьесах Платона чувствуется политическая направленность и злая, остроумная критика.

Философия для Платона-это некоторого рода созерцание истины. Оно является чисто интеллектуальным, это не просто мудрость, но любовь к мудрости. Каждый, кто занимается каким либо видом творческого труда, находится в таком состоянии духа, когда истина или прекрасное представляется во внезапном озарении.

В своём , , Государстве” Платон подводит читателя через разные предворительные рассуждения, чтобы заставить увидеть мир идей.

Истинным бытием по Платону, обладает только идея. Идея –это то, что обычно мы называем всеобщим, которое, однако в данном случае берётся не как лишь некоторое свойство конкретной вещи, а как само по себе существующее, как сущность. Сущность представляет наднебесную область вместе с небесными душами. Он говорит, что душа устремляется туда, где сияют истины и бытие, она воспринимает их и познаёт, а это показывает её разумность. А когда она уклоняется в область смешения со мраком-она тупеет. Это приводит к образу платоновской пещеры.

Тех, кто лишены философии, можно сравнить с узниками пещеры, которые способны видеть лишь в одном направлении, где в глубине мерцание зажжённых факелов, которые отбрасывают тени. Распознать, где тени, а где реальные предметы-задача Платона.

Идея-греческое слово( род, вид, форма, образец). Любовь к идеям Платон называет Энтузиазмом. Энтузиазм-есть первое порождение идей, но в разумной развитой форме идеи извлекаются через познание. Мир материальных вещей это только подобие идей. Число идей велико, говорит Платон:идеи математических объектов(треугольников и др. ), идеи видов живых существ(идея четвероного), идеи всех нравственных и эстетических качеств. Идеи расположены в иерархическрм порядке, выше всех, а значит ближе к Богу-идея блага.

Значение блага в философии Платона своеобразно. Знание и истина, говорит он, подобны благу, но благо следует ставить выше. Реальность, в противоположность видимости является полным и совершенным благом. Воспринимать благо, означает воспринимать реальность.

Платон стремится найти первоначала мира:такими идеями являются для него идеи, материя( как источник зла), демург(Бог), эрос(как любовь к идеальному), мировая душа( по воле которой идеи соединяются с материей).

Что касается сооотношения чувственных идей и вещей, Платон указывает 3 вида:

Во-первых, вещи лишь причастны идеям, т. е. они возникают через причастность особой идеальной сущности.

Во-вторых, вещи стремятся к идеям или подражают идеям.

В-третьих, идеи присуствуют в вещах, благодаря чему вещи становятся похожими на идеи.

Теория идей представляет важный шаг вперёд в философии, поскольку является первой теорией, которая подчёркивает проблему универсалий. Платон полагал, что идеи существовали во времени всегда, они не созданы человеческим разумом, и истина всегда существовала в былые времена.

Аристотель:онтология и этика.

Аристотель-величайший из древнегреческих философов, основоположник дуализма, , , отец” логики, ученик и решительный противник Платона. Он родился в 384 году до нашей эры в Стагире в семье врача.

Литературная-научная и философская продуктивность Аристотеля была чрезвычайно велика. По существу в его сочинениях охвачены все отрасли современного философского и научного знания.

Этика

Аристотель выделил этику в особую и притом значительную проблему философии. С именем Аристотеля связывают три сочинения по этике:, , Никомахова этика”, , , Евдемова этика” и , , Большая этика”.

Основой этики Аристотеля служит психология. Этика изучает индивидуальное поведение человека, его политику. Является по преимуществу социально-политической этикой т. е. областью знаний, исследующей нравственные задачи гражданина и государства, вопросы воспитания хороших граждан и заботы об общем благе.

В древности , , этика”-учение о нравственности, означала жизненную мудрость, , , практические” знания относительно того, что такое счастье и каковы средства для его достижения. Этика-это учение о нравственности, о привитии человеку деятельно-волевых, душевных качеств, необходимых ему в первую очередь в общественной жизни, а затем и личной. Она учит практическим правилам поведения и образу жизни отдельного человека. Но Аристотель не мыслит отдельного гражданина вне общества. Для него человек –существо общественно-политическое. Этика Аристотеля тесно связана с его политикой, с учением о сущности и задачах государства.

Согласно Аристотелю, поступки нераздельно связаны с человеком, с его деятельностью, со свободным выбором, с общими нравственными и правовыми нормами граждан общества.

Нравственная деятельность направлена на самого человека, на развитие заложенных в нём способностей, особенно его духовно-нравсвенных сил, на совершенствование его жизни, на реализацию смысла своей жизни и назначение. В сфере , , деятельности”, связанной со свободой воли, человек , , выбирает”личности, сообразующей своё поведение и образ жизни с нравственным идеалом, с представлениями и понятием о добре и зле, должном и сущем.

Человек должен родиться со стремлением к истинной цели, чтобы хорошо выбрать истинное благо, т. е. быть благородным. И такой человек будет владеть прекраснейшим и совершенным.

Согласно Аристотелю, в нашей власти и добродетельность, и порочность, и воздержание. Добродетели-приобретённые свойства, возникающие при действии, направленном на отыскание середины. Она середина между двумя пороками:избытком и недостатком.

Аристотель высоко ценит добродетели человека:мудрость, мужество, справедливость и дружбу.

Философ исходит из того, что люди не одинаковы по своим способностям, формам деятельности и степени активности, поэтому и уровень счастья или блаженства разный.

Этика и политика Аристотеля изучают один и тот же вопрос:воспитание добродетелей и формирование привычек жить добродетельно для достижения счастья. Для воспитания добродетельного образа жизни и поведения одной нравственности мало, необходимы ещё законы.

Онтология.

Учение о бытие стали называть онтологией-от греч. онтос-учение о существе или о сущности, бытии, сути.

Всякое единичное имеет свою суть, которая постигается умом, а не чувствами. Такая суть вечна и в себе неизменна, неподвижна, совокупность этих сутей образует высший, сверхчувствительный уровень бытия.

Сущность-ключ к сущему. Аристотель говорит, что сущностью признают субстрат, суть бытия и то, что из них состоит, а также-всеобщее. (vii, 13. с. 133)

Сущность-это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос:, , Что есть вещь?''.

По Аристотелю, для нашего понятия и познания единичное бытие есть сочетание , , формы'' и , , материи''.

Модель бытия Аристотеля воплощается в четырёх причинах. Его задача:научиться различать объекты и идеи. Суть учения:чтобы определить вещь, необходимо и достаточно знать четыре основания:

Материальные, то из чего состоят вещи, их субстрат.

Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то что она есть.

Действующие или производящие-рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергетическая база формирования вещей.

Целевая или конечная причина, отвечающая на вопрос:, , Почему?'' и , , Для чего?''.

В плане бятия форма-сущность предмета, в плане познания-понятие о предмете. Форма, согласно Аристотелю-это активное начало, начало жизни и деятельности. Высшие сущности он называет чистыми формами. Форма не существует сама по себе:она как бы оформляет вещи и тогда становится сутью бытия.

Материя амфорна и бесформенна:она как бы является неопределённым бытием, хотя она и источник вещей, но без формы она не творит вещи. Материя даёт лишь как бы возможность вещи, а её действительность возникает из оформленности материи.

Возможность-одна из форм существования небытия. Материя может обладать формой, но может быть и лишена её. Лишённость-это и есть небытие.

Поэтому у Аристотеля , , форма'' и , , материя''-два первоначала всего сущего.

Аристотель всегда связывает движение с соответствующей энергией, без которой не может произойти превращение из потенциального в актуальное. Высшее, безусловно единство действительности и возможности, всеобщее тождество энергии мышления и дела, осуществляемое им, Аристотель называет энтелехией. Форма уже наперёд содержит то, что должно возникнуть. Это-ум, его содержание есть цель, идея, которая осуществляется посредством деятельности творца, замыслившего что-то и реализующего свой замысел. Понятие энтелехии вносит в движение теологический характер. Теологизм Аристотеля находит своё высшее развитие в его учении о Перводвигателе. Движение вечно и поэтому должно существовать нечто, что приводит в движение все тела. Это и есть первый Двигатель. Без первого Двигателя не может быть никаких других двигателей, не может быть никакого движения. Перводвигатель есть энергия, чистая деятельность. Будучи энергией, Перводвигатель не обладает , , материей'', в нём нет костного, он есть чистая форма-цель. Как вечная и невозникшая причина мирового процесса, как причина всех происходящих в мире движений, Перводвигатель мира есть, согласно мысли Аристотеля, Бог.

В этом акте соединяются понимание и понимаемое. Мысль понимаемое в субстанцию. Следовательно, сама жизнь предстаёт в форме созерцательной активности разума. Высшее её воплощение-Бог как неподвижный Двигатель, сверхчувственная субстанция, чистый акт, мышление о мышлении. Бог- не действующая причина. Мир не сотворён Богом, ибо в таком случае до акта творения должна была быть потенция-хаос. Универсум Аристотеля вечен, Бог, оставаясь неделимым, неизменным и бесстрастным, лишь двигает его к совершенству.

Список литературы

Кессиди Ф. , , Сократ’’

Поппер К. , , Чары Платона’’

Асмус В. , , История античной философии’’

Аристотель , , Метафизика’’

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа