Современные теоретические и методологические основы ценообразования
Современные теоретические и методологические основы ценообразования
1. Общие цели и задачи ценообразования в условиях товарно - денежных отношений
В целях приведения системы цен в соответствие с требованиями интенсивного развития народного хозяйства и превращения ценообразования в действенный инструмент осуществления социально - экономической политики народа необходимо реализовать комплекс мер по совершенствованию ценообразования в условиях перестройки хозяйственного механизма.
Этот комплекс мер, затрагивающий
самые глубинные процессы экономической
жизни общества предполагает выработку
долговременной концепции ценообразования,
которая могла бы обеспечивать надежное
и прогрессирующее развитие экономики
в условиях все большего и большего
приспособления товарно - денежных
отношений к нуждам развития гражданского
общества. Хозяйственный механизм должен
обеспечивать такое функционирование
экономики, когда лозунги типа "больше
товаров, нужных людям " воплощались
бы в конкретных позитивных делах
общества, в самых различных формах
творческой активности народа. Наиболее
действенно проявляется творчество масс
в сфере материального производства.
Влиять на издержки производства, качество
продукции можно только в том случае,
если общественная потребность работать
эффективно, снижать затраты живого и
овеществленного труда подкрепляется
материальным интересом работающего,
созидателя материальных благ.
Интенсификация производства на основе ускорения научно - технического прогресса призвана повысить эффективность живого и овеществленного труда в достижении таких конечных результатов, когда общие затраты труда каждый раз были бы меньше, а качество и производительность труда были бы с каждым разом выше.
Главной задачей перестройки всей системы ценообразования является выработка качественно новых подходов к формированию цен, ориентированных на интенсификацию общественного производства, широкое использование экономических методов управления, укрепление хозяйственного расчета и самофинансирование в целях ускорения социально - экономического развития страны.
Качественно новая система цен и ценообразования должна отвечать духу времени и выполнять следующие задачи:
- быть активным измерителем затрат труда и результатов хозяйственной деятельности;
- стать мощным фактором формирования прогрессивных пропорций в развитии народного хозяйства;
- быть надежным средством формирования структуры платежеспособного спроса населения и роста его реальных доходов;
- создавать лучшие условия для повышения эффективности производства, ресурсосбережения, качества продукции.
Цена является важнейшим количественным показателем деятельности любого хозрасчетного предприятия, любого производства. В цене находят свое объективное выражение количественные характеристики происходящих в производстве процессов. Конечно, речь идет об оценке и выражении количественной стороны процессов и их результатов в стоимостной форме. В производстве, как известно, все взаимодействующие процессы и его результаты выражаются в двух формах: в материально - вещественной и стоимостной.
Цена может быть объективным измерителем затрат труда (овеществленного и живого), а также результатов хозяйственной деятельности в том случае, если она при этом формируется по одним и тем же правилам и характеризует собой количественно соизмеримые величины.
Реформирование цен и ценообразования предусматривает широкую демократизацию при установлении цен, имея в виду обеспечить оптимальное сочетание стабильности и гибкости при разработке и утверждении цен на продукцию и услуги на основе широкого использования экономических методов при одновременном усилении централизованных начал в управлении процессом ценообразования. Централизованные начала должны сказаться в первую очередь при выработке нормативов длительного действия, а также утверждении методологии и методики
организации ценообразования, главных направлений исследований в области ценообразования и организации работы по совершенствованию ценообразования.
Стратегической линией в совершенствовании ценообразования является курс на обеспечение соответствия политики розничных цен задачам повышения реальных доходов населения, более полного удовлетворения принципов социальной справедливости. Этой же цели служат требования существенного повышения роли потребителя в определении цен, организации более действенного контроля за правильностью и обоснованностью установления и применения цен на всех уровнях хозяйственного управления.
Новое содержание товарно-денежных отношений в рыночной экономике проявляется в том, что закон стоимости функционирует в системе всей совокупности экономических законов лежащих в основе развития общества.
Это означает, что общество сознательно использует требования закона стоимости для учета затрат труда, определения уровня цен, установления пропорций в общественном производстве на основе денежной оценки, стимулирования производства через систему цен и т. д.
Общественная стоимость товаров определяется затратами общественно необходимого труда. В свою очередь, стоимость выраженная в денежной форме, представляет собой цену соответствующего товара. Закон стоимости, следовательно, функционирует в форме движения цен товаров и через цены оказывает влияние на производство. Величина общественно необходимых затрат изменяется под влиянием различных факторов, в том числе мер, способствующих сокращению материальных, денежных, трудовых затрат на производство соответствующих товаров. Поэтому субъективные факторы воздействия на ход функционирования производства могут дать реальные результаты в том случае, если эти меры материализуются в производстве как реальные, объективные факторы, снижающие затраты труда на единицу выпускаемой продукции. Нет другого средства воздействия на закон стоимости кроме одного - объективного, реального снижения общественно необходимых затрат труда. Однако это вовсе не означает, что плановые органы не могут воздействовать на уровень цен путем волевого решения и установить эти цены на уровне, не соответствующем общественно необходимым затратам на выпуск единицы продукции. В этом случае закон стоимости дает о себе знать в форме отклонения цены от стоимости. Так было, так может быть в случае несоответствия спроса и предложения, в случае, когда общество сознательно идет на сокращение или увеличение потребления соответствующих материальных благ. Если учитывать тот факт, что закон стоимости действует в целостной системе экономических законов социализма, то каждый из законов, входящих в эту систему, может оказывать соответствующее воздействие и на уровень стоимости производимой в обществе продукции, и на уровень цен, определяемых спросом и предложением.
Снижение или повышение цен на товары первой необходимости создает условия для большего или меньшего спроса на них. При этом учитывается не только соответствие объема производства товаров и платежеспособного спроса на них, но и значение этих товаров для общественного развития. На товары, удовлетворяющие неотложные жизненные потребности трудящихся, цены устанавливаются на уровне общественно необходимых затрат или ниже них (лекарства, товары для детей и т. д.), что способствует естественному росту потребностей и потребления, С другой стороны, цены на товары социально бесполезные, вредные пли социально бесперспективные устанавливаются выше стоимости, что способствует ограничению их потребления. Необходимо подчеркнуть, что закон стоимости и соответствующее ценообразование играют различную роль в условиях производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, поскольку на различных фазах общественного воспроизводства закон стоимости испытывает различное влияние других экономических законов как то: закон оплаты по труду, закон накопления, закон спроса и предложения, закон возвышающихся потребностей и т. д.
Закон стоимости не может быть основным регулятором производства при социализме. Основным регулятором производства при социализме является закон планомерного, пропорционального развития народного хозяйства. Этот закон, по существу, оказывал свое решающее воздействие во всех фазах социалистического производства.
Необходимым условием эффективного использования закона стоимости является глубокое понимание специфики действия этого закона в различных сферах хозяйственной деятельности, глубокое понимание объективных условий, которые определяют уровень общественных затрат на производство материальных благ, их продвижение к потребителю или характер их потребления. Знание этих условий дает возможность экономическим органам в плановом порядке, в соответствии с интересами развития общественного производства, устанавливать научно обоснованные издержки производства.
Особую роль закон стоимости и научно обоснованное планирование цен призваны сыграть в условиях интенсификации производства, функционирующего на принципах полного хозрасчета.
Оценивая роль и значение закона стоимости и систему ценообразования, необходимо не забывать, что товарно-денежные отношения оказывают неодинаковое и неравнозначное влияние в условиях материального производства и нематериальных сфер деятельности любого общества. Однако фактором, определяющим возрастание значения использования товарно-денежных отношений, становится хозяйственный расчет как главный метод эффективного управления экономикой.
Хозрасчет в свою очередь, представляет целостную систему экономических рычагов, позволяющих обеспечить достижение в интересах общества наибольших и наилучших результатов при наименьших затратах.
Хозяйственный расчет невозможен без глубокого и осознанного использования такого экономического средства (экономического рычага), каким является цена и система ценообразования. Ведь цена потребленных и произведенных товаров оказывает громадное воздействие на доходы предприятия, на рентабельность, возможность формирования фондов производственного коллектива. Цены определяют уровень хозрасчетной работы предприятия. С другой стороны, уровень эффективности работы трудового коллектива оказывает прямое воздействие на снижение затрат, что ведет к росту рентабельности, эффективности всей работы трудового коллектива.
Хозяйственный расчет, цены и ценообразование играют важную роль в мобилизации и стимулировании коллективов предприятий и каждого трудящегося на борьбу за наиболее рациональное и экономное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, улучшение качества труда и выпускаемой продукции, повышение эффективности общественного производства на основе использования интенсивных факторов роста, ускорения научно-технического прогресса.
Хозрасчетные предприятия, объединения и организации наделяются государством необходимыми основными и оборотными фондами, имеющими денежную форму, а также денежными средствами. Предприятия, обладая правом юридического лица, заключают хозяйственные договоры с другими предприятиями и организациями, они имеют самостоятельный баланс и свой расчетный счет в Госбанке, образуют фонды экономического стимулирования, фонды развития производства и др. Хозрасчетная деятельность базируется на строгом учете и контроле движения материальных, трудовых и финансовых средств, соблюдении плановых и оценочных показателей, большинство из которых выступает в форме цены.
Полный хозяйственный расчет может успешно функционировать только в условиях хорошо отлаженного механизма ценообразования и цен, соответствующих их экономическому содержанию (стоимости, потребительной ценности вещи или социальной значимости продукта или ресурса). И потому система цен и научные основы установления цен должны соответствовать требованиям интенсивной формы развития производства.
Для того чтобы цена превратилась в действенный инструмент интенсификации производства в условиях полного хозяйственного расчета, необходимо преодолеть недостатки в ныне существующей системе ценообразования, сложившейся в условиях экстенсивного развития экономики. Вследствие этого в ней утверждались и накопились такие подходы к образованию цен, которые не соответствуют требованиям интенсификации производства. Кроме того, предшествующий этап развития социалистического производства характеризовался отсутствием полного хозрасчета на большинстве предприятий. В этих условиях в ценообразовании имелись крупные недостатки и диспропорции, которые привели к снижению роли цены как одного из активных экономических средств эффективного руководства социалистическим производством. Цены на практике длительное время выполняли главным образом учетно-расчетную функцию.
Суммируя недостатки ранее действующего ценообразования, их можно выстроить в следующей последовательности.
1. Цены на многие виды продукции не отражают общественно необходимых затрат на их производство, транспортировку и реализацию, вследствие чего не обеспечиваются условия воспроизводства выпускаемых товаров, соответствующих звеньев народнохозяйственного комплекса.
2. Ранее действующие цены далеко не адекватно отражают собой качество и потребительные свойства товаров. Между тем хорошо известно, что потребительная стоимость более высокого качества удовлетворяет большую массу потребностей покупателя. А потребительная стоимость более низкого качества удовлетворяет, соответственно, меньшую массу потребностей человека. Потребительная стоимость в этом случае проявляет себя как экономическая категория, имеющая не только явно качественную характеристику как товара, но также обладает количественной характеристикой экономического содержания. Эта количественная характеристика потребительного свойства товара полностью вписывается в систему признаков, характеризуемых законом экономии времени.
3. Величина стоимости и цены не всегда использовались как средство воздействия на сбалансированность спроса и предложения. Воздействие на покупательную способность потребителя возможно и необходимо с помощью величины цены. Однако это воздействие должно быть прямой формой реализации требований экономических законов социализма. Этот фактор не используется эффективно в сложившихся условиях.
4. Цены и система ценообразования были слабо связаны с действующими экономическими и кредитно-финансовыми нормативами с точки зрения воздействия на ускорение научно-технического прогресса и обновление производственных фондов.
5. Система цен, принципы формирования системы ценообразования осуществлялись в отрыве от уровня мировых цен и мировой практики исчисления издержек производства. Все это осложняло нормальный процесс внешнеторговых отношений с точки зрения достижения наибольшей эффективности от этих операций.
6. Государственный комитет СССР по ценам (Госкомцен) и его органы на местах не проводили линию на усиление значения цен и тарифов в управлении экономикой с целью преодоления затратно - расточительных методов хозяйствования. В практике ценообразования проводилась линия на централизацию в установлении цен и тарифов на подавляющее большинство видов продукции, товаров и услуг. Такой подход, по существу, создавал условия для безраздельного диктата производителя над потребителем, порождая бюрократизм, безответственность и полное игнорирование требований жизни в установлении научно обоснованных уровней цен на любую продукцию. Вопросы методологии и теории ценообразования не совершенствовались, так как в этом не заинтересован административно-бюрократический аппарат министерств и ведомств, в чьих руках и находилась судьба уровней новых цен.
Все указанные недостатки в ценообразовании, по существу, являются причинами затратно - расточительной практики ведения хозяйства.
Затратно - расточительные методы определения уровня цен, как правило, основываются на принципах возмещения всех индивидуальных затрат предприятия. Кроме того, априорный метод определения нормы рентабельности в этом случае использовался для расчета прибыли на весь объем затрат, что делало производство внешне благополучным, поскольку у предприятия снижались и иногда полностью парализовывались стимулы к сокращению затрат на единицу выпускаемой продукции.
В условиях административно-бюрократической системы управления производством затратный метод оценки наиболее уродливых форм достиг при валовом подходе к оценке работы предприятия.
Этот подход тормозил и продолжает тормозить реализацию курса на проведение режима экономии.
Как следствие затратного подхода к определению величины стоимости, отсутствия заинтересованности и надлежащей борьбы за экономию материальных, денежных и трудовых ресурсов происходило удорожание продукции. В то же время сохранение стабильных цен на многие жизненно важные продукты первой необходимости породило такую ситуацию, когда государство вынуждено было покупать сырье, сельскохозяйственную продукцию и т.д. по ценам более высоким, чем цена, по которой оно реализует продукцию. Быстрый рост дотаций на подобную продукцию является прямым следствием неоправданного подхода к ценообразованию на принципах, не соответствующих требованиям ни закона стоимости, ни закона экономии времени, ни другим экономическим законам общества.
По существу, сам принцип научного управления системой цен, как единым целым, был искажен, а в некоторых случаях просто игнорировался, что приводило к серьезным несоответствиям в уровне оптовых, закупочных и розничных цен на многие виды продукции, тарифов на услуги, к острым противоречиям между общественно необходимыми затратами и величиной цены, между общегосударственными и хозрасчетными интересами объединений и предприятий.
Отступление от научных принципов ценообразования привело к значительным перекосам в уровне розничных цен на промышленные и продовольственные товары, что явилось причиной развития диспропорций между спросом и предложением на рынке товаров и услуг, снижало рентабельность на многих предприятиях, продукция которых не находила сбыта. Все это вызывало многие негативные явления в сфере обращения, как-то: скопление неходового товара, а также нереализованных товаров, снижение покупательной способности рубля, расстройство финансовой системы и т. д.
2. Экономическое содержание стоимости и цены результатов труда
Стоимость любого товара, согласно трудовой теории, представляет собой "сгусток", "кристаллизацию" человеческого труда в его общей форме, как затрат энергии, воли, сознания, целенаправленной деятельности очищенных от конкретных форм. Такой труд получил название абстрактного труда.
Величина стоимости товара определяется количеством труда, затраченного на его производство. Однако таким количеством труда является только то количество, которое признается обществом в качестве необходимого. Общественно необходимые, а не индивидуальные затраты труда на производство соответствующего товара определяю общественную стоимость такого товара. Сами затраты общественно необходимого труда на производство любого товара в условиях капиталистического производства включают в себя две социально и экономически необходимые части стоимости товара - необходимый и прибавочный труд. Величина стоимости товара включает в себя эти две части не только количественно, но и отражает качественные стороны взаимодействия необходимого и прибавочного труда, воплощенные в товарах. Интегральная величина стоимости и цены товара является результатом взаимодействия необходимого и прибавочного труда в капиталистическом производстве на основе взаимодействия закона стоимости и основного экономического закона капитализма.
Стоимость результатов труда неотделима от их потребительной стоимости. Эта сторона товара ставит производство в зависимость от общественных потребностей, что проявляется наиболее открыто в соответствующем спросе общества на тот или другой товар, обладающий соответствующей полезностью. Товар именно поэтому получает общественное признание. Объективно всякой товар обладает внутренними свойствами, способами удовлетворять потребителя. Эта его двойственная способность "заложена" в двойственном характере труда, воплощенного в товарах. Абстрактный труд как материализованный человеческий труд является субстанцией стоимости (необходимым основанием стоимости и меновой стоимости); труд в его конкретной форме проявляется в потребительной стоимости, которая характеризуется полезными свойствами вещи.
Движение абстрактного и конкретного труда рассматривается в неразрывной связи и во взаимодействии производительности труда (затрат времени на единицу товара) и производительных сил труда (способности производить определенную массу потребительных ценностей в единицу времени). Производительная сила труда характеризует потенциальные возможности рабочей силы, самого процесса труда. Производительность труда характеризует действительные результаты труда. Разграничение и учет этих сторон производства имеет большое теоретическое и практическое значение. Ведь речь идет о знании путей сокращения стоимости товара, а следовательно, и их цен.
К. Маркс писал: "Один и тот же труд в равные промежутки времени создаст всегда равные по величине стоимости, как бы не изменялась его производительная сила. Но он доставляет при этих условиях в равные промежутки времени различные количества потребительных стоимостей: больше, когда производительная сила растет, меньше, когда она падает. То самое изменение производительной силы, которое увеличивает плодотворность труда, а потому и массу доставляемых им потребительных стоимостей, уменьшает, следовательно, величину стоимости этой возросшей массы, раз оно сокращает количество рабочего времени,. необходимого для се производства. И наоборот".
Эти и другие методологические принципы, характеризующие функционирование товарного производства, имеют непосредственное отношение к пониманию закономерностей развития товарного производства в условиях существования товарно-денежных отношений.
Закон стоимости в главном своем содержании характеризуется жесткой взаимосвязью между затратами труда и величиной стоимости, т. е, чем больше затраты общественно необходимого труда, тем выше стоимость результатов труда, и наоборот. Закон стоимости объективно положительно влияет на развитие производительных сил труда. Величина стоимости товара оставалась бы постоянной, если бы было постоянным общественно необходимое для его производства рабочее время. Величина стоимости товара будет расти, если необходимое для его производства время увеличивается.
В любом случае самым естественным проявлением действия закона стоимости остается снижение стоимости на единицу продукции производимого товара при возрастающей производительной силе и производительности труда. Неестественным, абсурдным, какой-то деформацией требований закона стоимости был бы обратный процесс, когда при росте производительных сил труда и росте его производительности увеличивалась бы стоимость товара, а вместе с этим и его цена.
В условиях, когда утвердилось многообразие форм собственности на основные средства производства, общество имеет в своем распоряжении такое мощное средство экономического воздействия на развитие производительных сил труда, каким является рациональное управление экономическими процессами, что с наибольшей силой дает о себе знать в планах социально-экономического развития общества на различных этапах его существования.
Одной из особенностей управления социально - экономическими процессами является возможность предвидения экономических тенденций, которые могли бы осложнить проявление экономических законов. К примеру, если известно, что стоимость товара, приобретая форму цены, соответствует цене только при соблюдении равенства между спросом и предложением, покупательным спросом и товарным предложением, то данное соответствие может быть обеспечено при наличии обоснованных планов раз вития соответствующих видов производства, при соответствующем распределении, обмене, потреблении материальных благ. Общество активно может воздействовать как на развитие производительных сил, так и на развитие производственных отношений. Бездействуя на развитие производительных сил труда, общество стимулирует развитие условий, способствующих росту производительности труда и снижению стоимости на единицу производимых материальных благ.
Обеспечивая сбалансированность между производством и потреблением, общество создаст наиболее благоприятные условия для стабильного соответствия величины стоимости и цены товаров.
Возможность систематического снижения общественно необходимых затрат труда объясняется тем, что общество может целенаправленно воздейс1вовать на этот процесс.
Социальное общество в лице государства в централизованном порядке заинтересовано в создании таких условий производства, которые ведут к быстрому техническому прогрессу, развитию самодеятельности трудовых коллективов. Все это, в конечном счете, ориентируется на снижение стоимости производимой продукции, на соблюдение наиболее прогрессивных норм и нормативов производства. Однако этот процесс предполагает не только планомерность, но и хозрасчетные отношения между предприятиями, с одной стороны, предприятиями и обществом - с другой. Определяя общественно необходимые затраты труда на единицу производимых материальных благ, общество, по существу, определяет стоимость вещей как базу для формирования соответствующей цены данного продукта.
3. Основные функции цен
Стоимость товара, как воплощенный в товаре труд, проявляет себя в меновой стоимости, т. е. в сопоставлении одного товара с другим. Стоимость всех товаров определяется их полными издержками производства, т, е. рабочим временем, требующимся для их изготовления, доставку и реализацию.
Цена товара в условиях рыночных отношений является денежной формой стоимости товара, произведенного на соответствующих предприятиях. Цена, следовательно, выражает общественные отношения, свойственные гражданскому обществу. Поскольку стоимость товара формируется под непосредственным контролем со стороны общества на основе плановых нормативов затрат труда, то и цена товара также испытывает на себе регулирующее воздействие со стороны общества в лице экономических органов.
Плановая цена, как специфическая категория госпредприятий характеризуется следующими особенностями.
1. Плановая цена выражает собой социалистические производственные отношения. Цена при социализме используется в качестве инструмента планового управления производством, поскольку пропорциональная связь между различными отраслями производства устанавливается на основе учета движения факторов производства в денежной форме. Связь между государством и трудящимися осуществляется через торговлю и сферу услуг.
2. Плановая цена определяется не только до реализации товаров. но и до начала производства. Плановое регулирование уровня цен осуществляется на основе учета действительного состояния производства, а также посредством воздействия общества на формирование соответствующих условий для функционирования производства, распределения, обмена и реализации продукции.
3. Плановая цена служит интересам развития хозрасчетной самостоятельности предприятий, так как через цену происходит возмещение материальных затрат и получение чистого дохода, созданного трудовыми коллективами.
Сущность плановых и рыночных цен с наибольшей полнотой раскрывается в их функциях.
Во-первых, с помощью цен выявляется и измеряется стоимость товаров. Цена является средством измерения и учета материальных затрат хозрасчетных производственных единиц, участвующих в создании национального богатства страны.
Во-вторых, цена используется как средство стимулирования развития производства, стимулирования спроса и предложения товаров, исходя из условий производства и реализации товаров.
В третьих, цена выполняет и такую функцию, как средство, с помощью которого осуществляется перераспределение чистого дохода, воплощенного в стоимости товара.
В четвертых, цена является одним из действенных средств воздействия на покупателя с точки зрения достижения баланса между спросом и предложением.
Первая функция цен дает возможность определить величину стоимости и отдельного товара и всего совокупного общественного продукта, национального дохода, объема реализации, а также стоимостное соотношение различных подразделений общественного производства, различных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Цена является важным соизмерителем не только общественных затрат на производство соответствующих материальных благ - с помощью цены выражаются различные варианты эффективности производства, к примеру, с помощью цены выражается и получаемый эффект от внедрения достижений науки и техники.
Стимулирующая функция плановых цен проявляется через механизм приближения цен к общественно необходимым затратам труда. Цены, соответствующие ОНЗТ, дают объективную информацию о затратах труда, о количественном значении этих затрат в сопоставлении с затратами на другие товары. В этом отношении цена, соответствующая ОНЗТ, становится важным стимулирующим средством более рационального использования резервов производства в условиях хозяйственного .расчета.
Распределительная функция цены выражается в том, что структура стоимости товара позволяет в зависимости от реализации товарных масс оставлять в распоряжении предприятия или торговой организации или перечислять государству определенную часть вновь созданной стоимости. Конечно цены в условиях социализма не единственный рычаг распределения и перераспределения национального дохода. Налоги и финансово-кредитная система играют не менее значительную роль в процессах распределения' и перераспределения национального дохода, чем сами плановые цены. Существование этих систем показывает всю сложность механизма распределения материальных благ в социалистическом обществе посредством денег и цен. Полная характеристика функции цен невозможна без учета такой важной стороны, как взаимосвязь цен и денег, т. е. данная взаимосвязь может быть формальной и может быть реальной. В зависимости от этого и функция цены будет проявлять себя по разному. Одно дело, когда мы при помощи цен соизмеряем стоимость, национальное богатство в целом (здесь реальное присутствие денег не нужно), другое,-когда происходит реализация товаров массового потребления (здесь наличие реальной связи цены и денег необходимо). Это настолько важный момент в характеристике функций цены, что без его учета правильно определить реальное воздействие цен на реальное производство невозможно. В экономической литературе на это не всегда обращается должное внимание.
Реальная связь денег и цен необходима при реализации конечных доходов трудящихся, реализации конечной продукции через систему розничного товарооборота и продажу товара за границу. Передать определенную сумму средств от данного владельца другому можно с помощью денег, финансовой системы.
Функция перераспределения национального дохода с помощью цен наиболее ярко проявляется в ценах на различные товары, когда эти цены отклоняются от стоимости (детские товары, цены на некоторые виды продовольствия и цены на легковые автомобили, предметы роскоши и т. п.).
Цена используется в качестве средства установления оптимального баланса между спросом и предложением. Цель данной функции сводится к тому, чтобы сделать спрос важным условием, воздействующим на развитие производства, а также для формирования оптимального уровня потребления соответствующих материальных и духовных благ.
Сущность этой функции состоит в том, что установление сбалансированности между спросом и реальным предложением может быть выявлено при определенном уровне цен. Эта функция .играет очень большую роль в утверждении соответствия между стоимостью и ценой, если спрос и предложение будут уравновешены. Известно, что уровень цен будет отклоняться от стоимости, если производство товаров по объему не будет соответствовать общественным потребностям в нем. Данная функция имеет очень большое значение в плановом использовании действия закона стоимости в той его части, когда речь идет о достижении соответствия между стоимостью, общественно необходимыми затратами и денежным выражением этой стоимости в адекватной цене.
С помощью планового регулирования производства осуществляется или рост, или сокращение предложения товаров. Если речь идет о конечном потребителе товаров, реализуемых по розничным ценам, правовое государство для воздействия на спрос широко использует такие средства, как денежные доходы, общественные фонды потребления и др.
При этом следует учитывать потребительские качества товара и интересы потребителя, т. е. основываться на сравнительной оценке общественной потребительной стоимости товара и общественно необходимых затрат на их производство. Исходя из интересов потребителя, можно наилучшим образом достичь хозрасчетные цели своего предприятия.
Необходимо ориентироваться на обеспечение высокой рентабельности предприятия при более низких ценах, но более высоком спросе и выпуске продукции.
Учитывая возможности усиления взаимозаменяемости одного товара другим и неизбежное увеличение потребления одних товаров при сокращении спроса на другие товары, плановые органы определяют объемы производства соответствующих товаров. Вот почему решения на этот счет должны быть всесторонне взвешенными как с экономической, так и с социально-политической точки зрения. Большую помощь в этом отношении может оказать внедрение в практику народнохозяйственного планирования дифференцированных балансов доходов и расходов- потребления различных социально - возрастных групп. На основе таких балансов можно более объективно предвидеть взаимосвязь между уровнем цен и спросом.
Рассмотренные функции цен являются основными, осуществляются, как правило, во взаимопереплетении друг с другом и реализуются через различные виды цен. Общее количество самых различных видов цен исчисляется несколькими десятками названий, поэтому необходима не только их общая характеристика, но и классификация как системы цен. Отражающей взаимоотношения между различными частями экономического организма.
4. Существующая система классификации видов цен
В современных условиях цены опосредуют различные стадии общественного воспроизводства, выполняя соответствующие функции на каждой из этих стадий. Разные этапы воспроизводственного процесса обслуживаются различными видами цен. Более того, на каждой стадии процесса воспроизводства используются соответствующие виды цен: оптовые, розничные, рыночные, постоянные или сезонные, государственные, кооперативные, договорные и т. п.
Все многообразие цен составляет некоторое единство, поскольку главное, что их объединяет, - это их органическая связь и взаимозависимость от стоимости, общественно необходимых затрат труда. К тому же между кажущимся разнообразием цен существует их строгая соподчиненность. Важным организующим фактором взаимосвязи различных видов цен является принадлежность всех видов цен к числу важных экономических инструментов хозяйственного механизма. И если происходит изменение составных элементов цен в государственном или кооперативном секторе, - это незамедлительно оказывает влияние на всю систему цен. Допустим, произошло изменение цен на железную руду, в результате должны измениться цены на чугун, сталь, прокат и т. д. Но это происходит не всегда, цены не изменяются только в том случае, когда изменения незначительны и не выходят за пределы допустимых границ. В этом проявляется одна из особенностей плановых цен. В таком случае цена выступает в качестве норматива длительного действия в определении величины общественно необходимых затрат на единицу производимого продукта.
Единая система цен представляет собой упорядоченную совокупность различных видов цен, обслуживающих народное хозяйство в целом, отдельные отрасли производства, а также потребности различных социальных групп общества.
Все виды цен, входящие в качестве составных элементов в единую систему цен, подразделяются в зависимости от характера обслуживаемого товарного оборота, времени и территории действия, процесса движения товара, стадий ценообразования и учета транспортных расходов.
5. Классификация цен по характеру экономического оборота
В зависимости от характера обслуживаемого оборота цены подразделяются на оптовые, закупочные, розничные, цены на продукцию строительства, тарифы на производственные и бытовые услуги, цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
Оптовые цены включают издержки производства (себестоимость, чистый доход). Эти цены обслуживают оборот продукции промышленного производства, так как по ним промышленные предприятия производители реализуют свою продукцию предприятиям потребителям.
В связи с тем, что через оптовые цены реализуется более 61% всего валового общественного продукта и практически осуществляется связь промышленности со всеми отраслями народного хозяйства, от правильного обоснования этих цен зависит эффективность функционирования всего народного хозяйства.
Закупочные цены обслуживают оборот продукции между сельским хозяйством и промышленностью, сельским хозяйством и населением, населением и государством. Колхозы, совхозы продают свою продукцию государству; излишки сельскохозяйственной продукции, получаемой колхозниками, рабочими и служащими со своих приусадебных участков, также реализуются по закупочным ценам. Оборот товаров, реализуемый по закупочным ценам, составляет около 16%. В 1984 г. валовой общественный продукт сельского хозяйства составил 213,6 млрд. руб., в промышленности - 829,9 млрд руб. в фактически действовавших ценах.
Цена на продукцию строительства, как уже упоминалось в главе 1, имеет два вида: сметную цену и прейскурантные цены на готовые строительные объекты. По этим ценам ведется расчет между заказчиками и строительными организациями, В том же 1984 г. по фактически действовавшим ценам продукции строительства было произведено валового общественного продукта на сумму 134,1 млрд. руб., что составляет около 10% от общего объема валового общественного продукта.
Розничные цены обслуживают товарооборот между производителем и массовым потребителем, между государством и населением, а также между колхозно-кооперативным сектором и населением, между отдельными группами индивидуальных хозяйств и населением. Розничные цены являются ценами конечной реализации товаров массового потребления. На долю товаров народного потребления, реализованных в 1984 г. по розничным ценам, приходилось 227,2 млрд. руб., или 17% от всего валового общественного продукта.
Товары на колхозном рынке реализуются по розничным рыночным ценам, которые складываются свободно в условиях взаимодействия спроса и предложения.
Промежуточное положение между государственными розничными ценами и ценами колхозного рынка занимают розничные цены на товары, реализуемые через потребительскую кооперацию в порядке комиссионной торговли. Эти цены формируются так: потребительская кооперация закупает сельскохозяйственные продукты у колхозов и населения по договорным ценам, добавляют к ним собственные затраты и плановую величину накоплений. Уровень цен потребительской кооперации выше государственных. розничных цен, но ниже цен колхозного рынка.
6. Экономическое содержание кооперативных и договорных цен
Развитие различных форм кооперативной собственности на средства производства выдвигает на передний план вопрос о формировании цен на продукцию, производимую кооперативами. В данном случае общие принципы формирования цен на результаты работ кооперативов остаются неизменными, т. е. цена устанавливается на уровне общественной стоимости результатов труда. Однако, учитывая особый статус кооперативной собственности, издержки производства в кооперативном секторе определяются ценами приобретения необходимых компонентов, из которых складывается общественная стоимость товаров. Вместе с тем цена готовых изделий кооперативных предприятий определяется существующей рыночной конъюнктурой, когда повышенный спрос на некоторые товары ведет к повышению цен в сторону превышения над общественно необходимыми затратами труда. С одной стороны, кооператив не может существовать и развиваться, если цены будут убыточными; с другой стороны, покупатель не будет платить чрезмерно высокую цену за товары, не обладающие соответствующими потребительными свойствами.
Кооперативы являются наиболее мобильными производителями товаров, спрос на которые государственные и другие предприятия не удовлетворяют. Цены на товары кооперативного сектора могут быть своего рода индикаторами неудовлетворенного спроса на соответствующую продукцию. Это при определенной мобильности плановых экономических органов и государственных предприятий, в руках которых находятся главные экономические рычаги управления экономикой, может и должно быть сигналом к практическим мерам по линии увеличения производства необходимых товаров для удовлетворения общественных потребностей и снижения цен до уровня соответствия их стоимости или общественно необходимым затратам труда. Государственные цены должны быть основой формирования розничных цен при торговле продуктами, производимыми кооперативами. Государство, являясь поставщиком основной массы средств производства для кооперативов, через ценовую политику на эти средства производства оказывает самое непосредственное влияние на ценообразование результатов труда кооперативного сектора.
С другой стороны, цены товаров государственных предприятий на аналогичную продукцию оказывают косвенное воздействие на цены товаров кооперативных предприятий.
Особое место в системе цен, не испытывающих прямого воздействия государственного регулирования, занимают договорные цены. По мере развития полного хозяйственного расчета, самофинансирования, оптовой торговли средствами производства и прямых хозяйственных связей сфера действия договорных цен будет расширяться. Широкое развитие в новых условиях получают договорные цены на товары народного потребления.
В соответствии с Указом Президента СССР "О первоочередных мерах по переходу к рыночным отношениям" от 4 октября 1990 г. намечено перейти к широкому применению в народном хозяйстве договорных оптовых цен. Чтобы ограничить рост оптовых договорных цен, предусматривается введение предельного уровня рентабельности соответствующей продукции.
Договорные розничные цены на товары народного потребления устанавливаются на первые опытные партии товаров и особо модные изделия по согласованию между производственными. объединениями и торгующими организациями и предприятиями. Практика договорных цен на опытные образцы непродовольственных товаров и особо модные изделия была введена в 1980 г. Это способствовало преодолению убыточности производства первых опытных партий изделий и повышению уровня их рентабельности.
Дополнительная прибыль, которую получали производственные объединения от выпуска товаров, продаваемых по повышенным договорным ценам, распределялась в следующем порядке: 45% вносится в бюджет, 15% отчисляются на премирование работников предприятий, выпускающих изделия по договорным ценам, 40% дополнительной прибыли остается в распоряжении объединения (предприятия) и направляется в фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и в фонд развития производства.
В настоящее время договорные цены применяются в ограниченных масштабах. Они не распространялись на ряд товаров: на товары культурно-бытового назначения, не имеющие аналогов в отечественном производстве, новые марки автомашин, товары сложной бытовой техники новых поколений (телевизоры, магнитофоны, фотоаппараты, часы, холодильники, швейные и стиральные машины и др.).
Сама жизнь требует того, чтобы именно на этих товарах должны быть в первую очередь "опробованы" возможности спроса покупателя и определены возможности внутреннего рынка поглотить соответствующие объемы товаров. В условиях роста экономической самостоятельности предприятий, развития рыночных отношений целесообразно снять ограничения по номенклатуре и разрешить предприятиям устанавливать договорные цены на все товары.
Практика установления договорных (повышенных и пониженных) цен нуждается в совершенствовании по другим направлениям. Это совершенствование должно отвечать требованиям полного хозяйственного расчета предприятий, осуществляющих производство товаров по договорным ценам.
Договорные цены на первые опытные партии товаров должны обеспечивать возмещение дополнительных затрат, которые несет предприятие. Кроме того, не нужно забывать и о возможных дополнительных затратах в сфере обращения, т. с. в процессе реализации товаров. Дело в том, что новые товары нуждаются в определенной рекламе, определенной дополнительной информации о потребительских свойствах этой продукции. Такую рекламу и дополнительную информацию призваны осуществлять не только предприятия производители товаров, но и торговые работники, что предполагает дополнительные затраты труда, а следовательно, и дополнительно увеличенную цену. Это необходимо делать для того, чтобы создавать дополнительные условия продвижения товара к потребителю, а также развитию у потребителя соответствующего спроса на новую продукцию.
Мировая практика подтверждает ту бесспорную истину, что емкость рынка по отношению к новому изделию является определяющим фактором развития соответствующего производства товаров. А емкость рынка в отношении к определенному товару находится в органической связи с ценовой политикой на новый товар.
Это принципиально важный вопрос, поскольку в современном мире создание и производство новых видов товаров является решающим фактором процветания фирмы.
Практика иностранных промышленных фирм говорит о том, что из 10 ввезенных на рынок новых изделий 8 не оправдали надежд. Оказывается, что на первом месте в списке "подводных камней" стоят ошибки в определении возможного объема спроса (45%), дефекты товара (29%), недостатки рекламы, завышенная цена (19-25%).
Не меньшее значение для успеха производства имеют пониженные договорные цены на товары, изготовляемые с отклонением от договоров по ассортименту, или на продукцию, производство и реализация которой в создавшихся условиях не отвечает спросу и выгодна по сниженным ценам. Конечно, практика подобного ценообразования пока не получила широкого распространения, если не считать опыта снижения цен на товары, не имеющие достаточного сбыта в условиях затоваривания.
Круг таких товаров целесообразно расширить, включив в него, кроме товаров с отклонением от требований стандарта, также те товары, которые пользуются слабым спросом у населения. Такие товары следует реализовать по договорным ценам (в данном случае пониженным) или на комиссионных началах.
Все эти меры позволяют всем хозрасчетным предприятиям в сфере производства и сбыта товаров более гибко реагировать на спрос населения, оперативно влиять на реализацию товаров, пользующихся недостаточным спросом населения с помощью понижения цен на соответствующие виды товаров.
7. Классификация цен по временному и пространственному признакам
По сроку действия цены делятся на постоянные, временные, сезонные, разовые и договорные.
Постоянные цены характеризуются тем, что на них утверждается срок вступления в действие без ограничения срока функционирования.
Временные цены устанавливаются на принципиально новую продукцию производственно-технического назначения и на предметы потребления улучшенного качества.
Сезонные цены чаще всего представляют собой розничные цены на некоторые продовольственные товары сельскохозяйственного производства - овощи, фрукты, картофель. На эти продукты устанавливаются и сезонные закупочные цены. В течение года розничные и закупочные цены на указанные продукты меняются несколько раз и зависят от сезона и урожая. Иначе говоря, чем выше урожай, тем больше поставка продукции в торговую сеть, тем ниже розничные цены на нее и тем чаще появляется возможность их изменения по сезонам.
Разовые цены характеризуют продукцию производственно-технического назначения, которая производится по разовым, единичным заказам. После выполнения разового заказа прекращается действие разовой оптовой цены.
Что касается установления цен на продукцию народного потребления, изготовляемую по специальному заказу, продукцию, которая отличается новыми потребительскими свойствами, то в этом случае используется договорная цена.
После выпуска перкой партии товаров, обладающих повышенным качеством и реализованных по договорным ценам, при продолжении их производства, договорные розничные цены теряют свою силу, на смену им приходят временные или постоянные цены.
В зависимости от территории действия цены подразделяются на единые общесоюзные, республиканские, зональные (бассейновые), поясные, местные, расчетные. Каждая из разновидностей цен характеризуется своими особенностями. Эти особенности в основном определяют круг продуктов, на которые распространяются территориальные критерии. Например, республиканские цены утверждаются республиканскими комитетами цен и действуют на территории данной республики. Республиканскими могут быть оптовые, розничные и закупочные цены. Соответственно этому подходу устанавливаются цены единые общесоюзные и т. д.
Зональные цены применяются в основном на продукцию добывающих отраслей народного хозяйства и сельского хозяйства. Поясные цены применяются в основном на товары народного потребления и распространяются на розничные цены Местные оптовые и розничные цены устанавливаются на металлоизделия промышленного назначения (оптовые), на некоторые виды текстильно-галантерейных изделий, игрушки, продовольственные товары национального ассортимента (розничные цены), тарифы и цены на определенные виды бытовых и коммунальных услуг, предоставляемых населению и др.
Список литературы
Видяпин В.И., Данько Т.П., Слепов В.А. "Предпринимательство: маркетинг и цены" Учебное пособие. - М.: из-во Рос. экон. акад., 1992 - 130с.
В.В. Герасименко. "Ценовая политика фирмы" - М. Финстантинформ 1995.
Котлер Ф. "Основы маркетинга" М.: Прогресс 1990.
Махконнель К.Р., Брю С.Л. "Экономика: принципы, проблема и политика. "Пер. с англ. 11-го издания. В 2 т. М.: Республика, 1992 - 399 с.
Пунин Е.И. "Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях." М.: Международные отношения. 1993 - 112 с.
Самуэльсон П. "Экономика", Пер. с англ. В 2-х т. Т II., М.: НПО "Алгон" ВНИИСИ. 1992 - 416 с.
Чубаков Г.Н. "Стратегия ценообразования в маркетинговой политики предприятия", М. Инерра - М.
Ценообразование. Под ред. проф. И.К. Салимжанова. Учебное пособие. Москва. Финстантинформ 1996.
Хлусов В.П. "Основы маркетинга". - М., 1997 г.
Андреева О.Д. "Маркетинг: технология бизнеса". - М., 1997 г.
Герчикова И.Н. "Международное коммерческое дело". - М., 1996 г.
Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. "Основы маркетинга". - Санкт-Петербург,1997 г.