ЮЖНАЯ КОРЕЯ - ресурсы, экономика, география
Министерство общего и профессионального образования РФ.
Иркутский Государственный Технический Университет.
Кафедра МЭ и ВЭД факультета Мировой экономики и Востоковедения.
Курсовая работа
по предмету: "Экономическая география стран Восточной Азии"
на тему: «Экономика Южной Кореи. Основные черты хозяйственного механизма».
Выполнил:
студент группы МЭ-99-1
Рыбаков Д. А.
Проверил:
Иркутск, 2002
Страница для рецензии
Оглавление:
Страница для рецензии 2
Оглавление: 3
Введение. 4
1. Природные условия и ресурсы 7
1.1. Общие сведения 7
1.2. Краткая историческая справка 8
1.3. История и особенности экономического развития 8
2. Экономика 14
1.4. 2.1. Структура экономики 15
2.1.1. Сельское хозяйство и рыболовство 15
2.1.2. Индустрия 17
2.1.3. Транспорт, инфраструктура 18
1.5. 2.2. Влияние государственного сектора в экономике Кореи 20
1.6. 2.3. Роль финансово-промышленных групп (Чеболь) 22
1.7. 2.4. Трудовые отношения 24
1.8. 2.5. Южная Корея в мирохозяйственных связях 26
Заключение. 33
Список использованных источников: 35
Введение.
Республика Корея - государство на Корейском полуострове к югу от 38-й параллели.
Территория — 93,8тыс. км2, Столица — Сеул (10,7 млн. чел.).
Население — свыше 43 млн. чел. (1992 г.); корейцы. Живет также около 30 тыс. китайцев и лиц других национальностей. Имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией (установлены с СССР 30.09.1990 г). В ноябре 1992 г. подписан Договор об основах отношений между РК и Российской Федерацией. Ведущим военно-политическим союзником и экономическим партнером РК остаются Соединенные Штаты. Стороны имеют взаимные обязательства в сфере безопасности в соответствии с "договором о совместной обороне" от 1954г. и высказали намерение идти по пути укрепления военно-политического партнерства и в 90-е гг. В настоящее время на Юге Кореи находится 37 тыс. американских военнослужащих. Вместе с тем отношения между двумя странами осложняются сохранением антиамериканских настроений в Южной Корее, торговыми противоречиями.
Что немаловажно заметить, РК является членом ООН.
Вместе с США одним из ведущих торгово-экономических партнеров РК является Япония. Основные проблемы в двусторонних отношениях связаны с последствиями колониального господства Японии в Корее, трениями в торговой сфере.
(ссылка: http://www.turizm.ru/south_korea/)
В течение четырех десятилетий (с момента провозглашения РК) сохранялся диктаторский режим. Сначала его олицетворял Ли Сын Ман (свергнут в апреле 1960 г.), затем Пак Чжон Хи (убит в октябре 1979 г.). В 1980—87 гг. президентское кресло занимал Чон Ду Хван. Проведенный в октябре 1987 г. общенациональный референдум утвердил новую конституцию, которая вступила в силу 25 ноября 1988г. Конституция ввела прямые президентские выборы вместо многоступенчатых, расширила права парламента, ограничила полномочия президента и сократила срок его пребывания на посту с 7 до 5 лет, закрепила свободу печати, право на создание профсоюзов и проведение собрании, демонстраций. Под давлением оппозиции в конституцию включено положение о нежелательности участия армии в политике.
показатель |
мужчин |
женщин |
всех |
средняя продолжительность жизни (лет) |
70,8 |
78,5 |
74,4 |
уровень
грамотности |
99,3% |
96,7% |
98,0% |
Согласно конституции РК — парламентская республика во главе с президентом. Высший орган исполнительной власти — Государственный совет, возглавляемый президентом. РК — динамично развивающаяся индустриально-аграрная страна. Она занимает одно из ведущих мест среди так называемых новых индустриальных стран. За последние 20 лет ежегодные темпы экономического роста составили около 8%. а в 1986—1988 гг. — в среднем 12%. В последние годы темпы экономического роста несколько замедлились.
Горнодобывающая промышленность не играет большой роли в экономике страны, большая часть потребляемого промышленного сырья ввозится из-за рубежа. В РК создана мощная энергетическая база, при этом 50% ее производства обеспечивается на АЭС.
Использование
земель |
|
Площадь пашни: |
21,0% |
Территория пастбищ: |
1% |
Площадь лесов: |
65% |
Реки и озера:
|
0,29% |
В результате процесса монополизации южнокорейские корпорации постепенно становятся все более серьезными конкурентами ведущим компаниям Запада.
В сельском, лесном хозяйстве и рыболовстве занято около 18% населения Южной Кореи. На долю продукции этих отраслей приходится 8% ВНП. Основные сельскохозяйственные культуры: рис (свыше 50% пахотных земель) и ячмень, а также батат, овощи, соя и др. Преобладает мелкое землевладение. В последние годы эти отрасли экономики переживают определенные трудности.
Длина железных дорог в стране — 6, 46 тыс., автодорог — 54 тыс. км.
Цель данной курсовой работы – рассказать о современном положении вещей в экономической жизни страны, уделив особенное внимание
основным чертам хозяйственного механизма. Здесь я расскажу о трудовых отношениях, роли крупнейших хозяйственных групп страны – Чеболь, или Чиптан. Структура работы также предполагает подробное освещение экономической роли Республики Кореи в современной мировой экономике, перспектив дальнейшего ее расширения; экономической интеграции и, безусловно, делового партнерства с нашей страной.
Работа состоит из двух основных разделов. В соответствии с методическими требованиями к работе, в первом разделе содержатся общие сведения о стране, экономико-географических ресурсах. Второй раздел коснется непосредственно основной темы курсовой работы, структуру экономики, основные черты хозяйственного механизма страны и другие, не менее важные вопросы.
Природные условия и ресурсы
1.1.Общие сведения
Урбанизация |
|
городское население |
81% |
сельское население |
19 |
Изменение
численности |
|
Количество новорожденных: |
15,12 |
Количество умерших: |
5,85 |
Количество мигрантов: |
0 |
Годовой прирост населения: |
0,93% |
Распределение
численности |
|||
возраст |
мужчин |
женщин |
всего |
от 0 до 14 лет |
5 472 |
4 868 |
21,8% |
от 15 до 64 лет |
17 155 |
16 662 |
71,2% |
более 65 лет |
1 275 |
2 039 |
7,0% |
Прогноз
численности |
|
2025 год |
52 533 тыс. чел. |
2050 год |
51 275 тыс. чел. |
(источник текста: Малая Советская Энциклопедия М, 1959. В.К. Ломакин, Мировая экономика, Финансы, М, 1998).
Примечание: материалы для табличек в этом и предыдущем разделе взяты с веб-сайта «Всемирная География WWG» - http://www.wwg.lgg.ru/, ссылка - http://www.wwg.lgg.ru/asia/kor.html).
1.2.Краткая историческая справка
В начале н.э. сложилось 3 раннефеодальных корейских государства - Пэкче, Силла и Когуре. В конце 10 века Корейский полуостров был объединен под властью государства Коре. В конце 16 века Корейский народ отразил 2 вторжения японских феодалов. В 1976 Япония, а затем ряд других капиталистических государств навязали Корее неравноправные договоры. После русско-японской войны 1904-05 Япония установила протекторат над Кореей и в 1910 аннексировала ее, превратив в колонию. В начале 30-х годов национально-освободительная борьба приняла форму партизанского движения против японских оккупантов. Разгром японского империализма во 2-й мировой войне, в котором решающую роль сыграл СССР, положил конец японскому господству в Корее; увенчалась успехом длительная борьба корейских патриотов. После 2-й мировой войны в Северной Корее развернулась народно-демократическая революция. Созданные в Северной Корее органы новой демократической власти - народный комитеты провели под руководством Трудовой партии (созданной в 1945 году) в 1946 коренные демократические преобразования: земельную реформу, национализацию промышленности и др.
В Южной Корее, где с осени 1945 функционировала американская военная администрация, реакционные силы при поддержке американских военных властей подавляли демократическое движение и встали на путь раскола страны. В этих условиях в сентябре 1948 Верховное народное собрание, избранное абсолютным большинством населения как Северной, так и Южной Кореи, выработав конституцию, провозгласило создание Корейской Hародно - Демократической Республики (КHДР).
1.3.История и особенности экономического развития
Качественные изменения положения Южной Кореи в мировом хозяйстве произошли буквально на глазах одного поколения. Южная Корея — часть Кореи, освобожденной от японской колонизации и оказавшейся разделенной после Второй мировой войны. В середине 50-х годов по уровню экономического развития она относилась к группе отсталых стран: ВВП на душу населения не превышал 100 долл.
В развитии южнокорейской экономики можно выделить несколько периодов. Первый из них охватывает 1948—1961гг., второй период — с 1961г. до середины 70-х годов, а третий - с конца 70-х до 90-х годов. В первый период в хозяйстве страны преобладающее положение занимало сельское хозяйство, хотя доля его в ВВП страны сократилась с 68 до 56% в 1953—1960 гг.
Второе место в структуре хозяйства занимала торговля. Наибольшие перемены произошли в положении обрабатывающей промышленности, удельный вес которой увеличился в полтора раза — до 14,6%. Но в структуре обрабатывающей промышленности основное место занимало производство потребительских товаров — «самбэк-коноп» (три белых производства). Это помол муки, производство сахара и обработка хлопка, которые обеспечивали основной объем промышленного производства.
Этот период характеризовался аграрно-сырьевым направлением, низким уровнем развития, отсталой структурой. Он был следствием колониального прошлого, войны 1950—1952гг., раскола страны. На севере были сосредоточены основные мощности добывающей и обрабатывающей промышленности.
Внутренний рынок предъявлял спрос преимущественно на конечные изделия, особенно на потребительские товары. В этот и частично в последующий период экономическое развитие опиралось на подъем местной промышленности и снижение импорта товаров, которые могли производиться в стране.
Для овладения денежным спросом населения предпринимались протекционистские меры. При импортзамещающей политике предусматривалось опережающее развитие ключевых отраслей, которые через сеть прямых и обратных связей вызывали рост в сопряженных отраслях. Наиболее последовательно данное направление стало осуществляться после военного переворота и установления режима военного правления в 1962г.
Тогда были поставлены задачи достижения независимости экономики, которые решались путем поощрения частной инициативы, внедрения принципов рыночной экономики при содействии государственного аппарата. Данные установки осуществлялись в рамках идеологической доктрины «победы над коммунизмом в экономическом соревновании».
Традиционные средства, которые использовал ряд развивающихся стран для повышения уровня экономического развития, Южной Корее не подходили. Она не обладала. значительными источниками сырья для увеличения экспортных доходов. Единственный выход был в развитии обрабатывающей промышленности.
Для осуществления индустриализации необходимо было реконструировать существующие отрасли, заложить основы новых капиталоемких производств, расширить и модернизировать промышленную инфраструктуру. Поэтому процесс индустриализации с середины 60-х годов сопровождался переходом к экспортной модели развития.
Роль первопроходца на внешние рынки была отведена текстильной и обувной промышленности. Переход к экспорт-ориентированной модели развития был связан с низкой покупательной способностью населения, недостатком валютных средств. Причина данного явления состояла в том, что при осуществлении импорт-замещения для развития внутреннего производства потребительских товаров каждый год приходилось импортировать значительный объем товаров производственного назначения. Это сужало основу индустриализации в форме импорт—замещения.
Создание экспорт-ориентированного производства осуществлялось при сохранении протекционизма на внутреннем рынке. Тем самым стремились достичь положительного сальдо по текущим операциям платежного баланса и высоких темпов роста, которые тормозились небольшими размерами внутреннего рынка.
Любая развивающаяся страна сможет развивать свою промышленность и поддерживать высокий экономический. рост, если сможет экспортировать трудоемкие товары на зарубежные рынки.
На практике только некоторые развивающиеся страны оказались способны осуществить это. Для Южной Кореи эта способность объясняется политическими причинами — она служила форпостом США против социализма. США и Япония обеспечили необходимые рынки сбыта.
Структурные сдвиги в хозяйстве. На всех этапах экономического развития в Южной Корее обеспечивались высокие темпы роста ВВП. В 60-е годы среднегодовой темп прироста равнялся 8,7%, в 70-е — 10, в 80-е — 10,4; в первую половину 90-х годов — 7,6%. Благодаря высоким темпам прироста валового продукта реальный - доход на душу населения удваивался каждые 10— 12 лет. Быстрые темпы экономического роста сопровождались достаточно высоким уровнем инфляции (70-е годы — в среднем 20%, в 80-е годы — свыше 10, в 90-е годы — 5—6% в год).
В структуре хозяйства произошли кардинальные сдвиги. Доля сельского хозяйства сократилась с 40 до 7%, а доля промышленности возросла с 30 до 43% ВВП за 1950—1994 гг.
Не менее важные изменения произошли в структуре обрабатывающей промышленности. В период импорт-замещения во второй половине 50-х и начале 60-х годов основным направлением совершенствования структуры являлась ориентация на трудоемкие отрасли (хлопчатобумажная, обувная, пищевая, деревообрабатывающая промышленность) в целях удовлетворения потребностей внутреннего рынка.
В следующий период, связанный с ориентацией на экспорт, быстро развивались материалоемкие и энергоемкие отрасли — черная металлургия, судостроение, нефтехимия. Это привело к росту капиталоемкости прироста ВВП в 70-е годы.
С конца 70-х годов преимущественно развиваются наукоемкие производства — электротехника, коммуникационные средства, автомобилестроение. В ряде производств Южная Корея заняла заметное место в мире. Это прежде всего судостроение — примерно 1/3 мирового выпуска, сталь — 5,3%, а также текстиль, одежда, обувь, телевизоры, автомобили, полупроводники.
Сдерживающим фактором экономического развития остается сельское хозяйство. После проведения аграрной реформы и ликвидации феодальных пережитков оно осталось мелкотоварным, сохранилась система парцельного землевладения и землепользования. Законом о земельной реформе 1948 г. был установлен потолок землевладения не более 3 га, запрещалась купля-продажа земли, аренда, которые потом были возрождены.
Хозяйства с земельной площадью в 2—3 га сосредоточивают только 17% обрабатываемой площади. В этих условиях сельское хозяйство объективно может опереться только на государственную поддержку и стимулирование. В конце 80-х годов страна на 39% обеспечивала себя зерном, но на 65% — продовольственным.
(Радионова И. Н, Экономическая география отдельных зарубежных стран, М, Московский лицей, 1997)
Источники экономического роста. Обновление и расширение производственного аппарата требовали постоянного увеличения накопления капитала. Общие условия в стране в 50—60-е годы не способствовали этому. Выполнение задач форпоста империализма против социализма вызывало гонку вооружений, постоянное увеличение военных расходов, которые превышали 5% ВВП страны. Значительную роль в создании южнокорейской военной машины сыграли США, которые до начала 80-х годов предоставили миллиардную военную помощь. При их содействии была создана авиаракетная промышленность и налажено производство компонентов для боевых летательных аппаратов и оперативных тактических ракет. Военные расходы отвлекали сбережения на непроизводительные цели, подогревали инфляционные тенденции. С 1995 г. страна несет 1/3 расходов на содержание 40-тысячного американского экспедиционного корпуса и его 40 военных баз и объектов.
В этих условиях важную, роль в накоплении капитала, особенно на первом этапе, играла экономическая помощь и привлечение в больших масштабах иностранного ссудного капитала. Поэтому неудивительно, что в 50—60-х годах капиталовложения значительно опережали величину внутренних сбережений.
(В.И. Шипаева "Южная Корея в системе мирового капиталистического хозяйства", Мир, Москва, 1994; В.К. Ломакин "Мировая экономика", Финансы, М, 1998).
Таблица 1.
Сбережения и капиталовложения, % к ВВП
1976 |
1980 |
1985 |
1990 |
1995 |
|
Сбережения |
24, 0 |
25, 6 |
32, 2 |
35, 0 3 |
36, 2 |
Накопления |
27, 1 |
32, 8 |
30, 3 |
6, 2 |
37, 5 |
Источник: Balassa В., Wlliamson J. Adjusting to Success: Balance of Payments Policy in the East Asian NICs. W., 1987; Major Statistics of Korean Economy. 1996, 9.
Экономическая помощь и ссудный капитал способствовали созданию основных производственных отраслей, поддержанию социальной стабильности. В целом иностранный капитал составлял 59,6% объема капиталовложений в 1961—1965 гг., 38,8 — в 1966-1970, 30,2 - в 1971-1975, 14,2 - в 1976 -1980, 15,2% - в 1981-1984 гг.
В развитии южнокорейской экономики и приобщении страны к достижениям НТП немаловажную роль играло заимствование иностранной технологии. На этот путь страна встала с началом программы индустриализации. Как правило, закупки оборудования за границей сопровождались приобретением прав использования технологических процессов. При слабом развитии национальной науки привлечение из-за рубежа передовой технологии способствовало созданию новых производств, уменьшению себестоимости и повышению качества выпускаемой продукции.
В частности, активный обмен в области науки и техники позволил Южной Корее создать основу атомной электроэнергетики. В стране действуют 10 атомных реакторов, производящих более половины общей выработки электроэнергии.
По мере повышения уровня индустриализации постепенно увеличивалось развитие собственных НИОКР. За 1960—1980гг. расходы на эти цели увеличились с 0,25 до 0,58% ВВП. Только в 80-е годы в этой сфере произошли значительные сдвиги: были созданы научно-производственные парки, НИИ, рискофирмы.
В них принимали участие крупные предприятия ведущих отраслей, которые получили финансовые и налоговые льготы. В научно-производственных парках осуществляется экспериментальное мелкосерийное производство, разработка новых технологий, изделий и материалов. В случае положительных результатов организуется массовый выпуск новой продукции.
В 1987г. министерство науки и технологии разработало 15-летний план, определивший основные направления научно-технической политики государства. В нем намечено развитие разработок в сфере микроэлектроники и чистой химии, информатики и автоматизации производства. К 2001г. в этих отраслях Южная Корея должна выйти на передовые позиции в мире. Определенные перспективы план намечает в исследованиях в области аэронавтики и космической технологии. В 1993г. был выведен на орбиту исследовательский спутник, созданный на собственной технологии.
Доля затрат на НИОКР достигла 2,7% ВВП, что соответствует уровню ведущих западных стран. Большинство ассигнований направляется на разработки прикладного характера.
По оценкам общий уровень технологического развития Южной Кореи составляет 40% среднего уровня индустриальных стран Запада.
Важным условием быстрого расширения производства и повышения его технического уровня выступает количество и качество рабочей силы. В стране длительное время отмечается относительное перенаселение, особенно в сельской местности.
Общеобразовательная подготовка населения сильно изменилась. В начале 60-х годов было введено обязательное начальное образование, а в начале 90-х годов все дети были охвачены начальным образованием, 90% — средним. и 39% молодежи в возрасте 20—24 лет посещают различного рола учебные заведения. Однако до сих пор в стране остается 3,7% взрослого населения неграмотным.
Трудовые ресурсы были главным фактором экономического роста в 60—80-е годы, их удельный вес в приросте ВВП составлял 30,8%. На долю инвестиций приходилось 23,5%, на внедрение технологии — 17,8, на эффект масштаба производства — 18,7, рационального размещения ресурсов — 92%.
При этом в последнее десятилетие доля трудовых затрат сократилась, а роль технологии увеличилась. По отмеченным показателям страна подошла к уровню Японии в 60-е годы. В целом по уровню экономического развития, социальной структуре хозяйства Южная Корея сравнялась со среднеразвитыми капиталистическими странами.
В 1996 г. она была принята в ОЭСР — клуб богатых.
(Радионова И. Н, Экономическая география отдельных зарубежных стран, М, Московский лицей, 1997.)
2. Экономика
Экономика Республики Корея - двенадцатая экономика в мире по величине ВВП.
С 1979 г. Корея проводит политику экономической открытости для зарубежных инвесторов, что привело к широкомасштабным американским, японским и западноевропейским инвестициям. У концу 1980-х годов собственные корейские компании-конгломераты уже всерьез стали конкурировать с западными транснациональными компаниями. Страна, начав, как и Япония, с заимствования иностранных технологий не первой свежести, постепенно превратилась в довольно сильную в научно-техническом плане державу, производящую наукоемкую продукцию и запускающую спутники. Научно-технический потенциал страны находится под особым патронажем правительства. В 1999 - 2003 гг. Сеул планирует инвестировать в индустрию знаний и технологий и развитие наукоемких промышленных центров около 110 млрд. дол.
Валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, и ВНП на душу населения в 1998 и 1999 гг.
|
1998 |
2000 |
ВНП (в млн. дол. США). |
398 825 |
397 910 |
ВВП (в млн. дол. США). |
320 748 |
406 940 |
ВНП на душу населения (в дол. США) |
8 600 |
8 490 |
Несмотря на определенные успехи в развитии, экономика Республики Корея переживает в настоящее время серьезные проблемы. Предприятия-конгломераты, так называемые чеболи, чрезвычайно диверсифицировали свою деятельность, что привело к распылению финансовых ресурсов, неконкурентоспособности в большом спектре избранных сегментов бизнеса. Эффект экономии на масштабах производства, которыми пользовались чеболи, перестал действовать в результате появления большого числа национальных и зарубежных конкурентов и затоваривания на международных рынках. Чеболи, теряя прежние прибыли, стали разваливаться и превращаться в банкротов. Заработная плата в наукоемкой корейской промышленности стала превышать европейский уровень, сделав невозможным конкуренцию на основе экономии на издержках на оплату труда. Стабильный курс национальной валюты отрицательно сказался на дальнейшем наращивании корейского экспорта.
Дополнительный удар по Республике Корея нанес валютно-финансовый кризис 1997 г., который привел к накоплению у предприятий значительных внешних долгов в результате девальвации вона. Растущий дефицит платежного и торгового балансов снизил конкурентоспособность корейского экспорта при одновременной необходимости импорта зарубежных технологий и инвестиционных товаров. Безработица, которой не существовало за период бурного развития Республики Корея, достигла почти 3% работоспособного населения. Снизились темпы экономического роста.
Причины кризиса кроются, в ранее проводимой политике форсирования экономических показателей. Практически все силы были брошены на подержание высоких темпов роста. Экспортоориентированная модель экономики не ставила перед собой задачу поиска внутренних резервов роста, задействую исключительно внешние факторы. Корея нуждается в разукрупнении монополий, их специализации на конкретных сегментах рынка. МВФ, оказывая Республике Корея помощь, поставил именно такие задачи.
1.4.2.1. Структура экономики
2.1.1. Сельское хозяйство и рыболовство
В начале экономического бума в 1963 г. большинство южных корейцев были фермерами. Шестьдесят три процента населения жили в сельских районах. За следующие двадцать пять лет Южная Корея превратилась из сельскохозяйственной нации в городскую, почти промышленную страну и сельскохозяйственная рабочая сила в 1989 г. сократилась до 21%. Государственные чиновники ожидали, что в дальнейшем урбанизация и индустриализация уменьшат число сельскохозяйственных рабочих до 20% к 2000 г.
Сельское хозяйство Южной Кореи имело ряд присущих ему проблем. Южная Корея - гористая страна, 22% которой приходится на пахотную землю, и здесь выпадает гораздо меньшее количество дождевых осадков, чем в большинстве других соседних странах, занимающихся выращиванием риса. Главная земельная реформа в конце 1940-х и в начале 1950-х гг. заключалась в передаче земли в собственность крестьянам. Участки земли, однако, были слишком малы (составляя в среднем один гектар, что делало культивирование неэффективным и препятствующим механизации) или слишком разбросаны, чтобы у семьи была возможность произвести достаточное количество продовольствия. Огромный рост городских областей привел к тому, что в сельскохозяйственных областях почти некому было работать, в то время как из-за увеличения населения спрос на продовольственные продукты возрос. Результатом этих событий было то, что к концу 1980-х гг. приблизительно половину продовольствия, необходимого Южной Кореи, главным образом пшеницу и корм для скота, пришлось закупать за границей.
По сравнению с промышленным сектором и сектором обслуживания, сельское хозяйство осталось самым вялым сектором экономики. В 1988 г. вклад сельского хозяйства в ВНП составлял только около 10.8%, что на 12.3% ниже, чем в предыдущий год. Большинство экономистов пришло к выводу, что сельские районы страны получили больше, чем вложили в индустриализацию. Однако, рост сельскохозяйственной продукции, которая составляла в среднем 3,4% в год в период между 1945 и 1974 гг., 6,8% в период между 1974 и 1979 гг., и 5.6% в период между 1980 и 1986 гг., был очевиден. С другой стороны, общий рост сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства в 1987 г. составлял только 0,6% по сравнению с промышленным сектором, который возрос на 16% в течение 1986 и 1987 гг. За первую половину 1989 г. сельское хозяйство, лесоводство и рыболовство выросло до 5,9%.
Сельское хозяйство составляет небольшой процент ВВП. В нем занято 1/7 часть работоспособного населения. После земельной реформы 1948 г. значительная часть крупных хозяйств была реструктурирована, в настоящее время в стране преобладают небольшие семейные фермы. Основная культура - рис, составляет 2/5 стоимости всей производимой продукции. Правительство закупает большую часть урожая по стабильным ценам. Кроме риса выращиваются ячмень, пшеница, соя, картофель, овощи. Свиньи и рогатый скот - основа семейных ферм. При правительственной поддержке в последнее время выдвинулось на первые роли рыболовство. Эта отрасль полностью обеспечивает потребности населения, а излишки рыбы и морепродуктов экспортируются. Республика Корея выдвигается на лидирующие места в мире, как страна, ведущая глубоководный лов рыбы.
Чтобы дать более точное представление о продуктивности вышеперечисленных отраслей хозяйства, я укажу в таблице основные важнейшие показатели:
Основные сельскохозяйственные показатели республики Корея в 1995 - 2000 гг. (в тыс. тонн):
|
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Рис |
6 387 |
7 121 |
7 312 |
6 779 |
7 270 |
7 067 |
Ячмень |
392 |
401 |
258 |
256 |
336 |
336 |
Пшеница |
10,2 |
10,9 |
7,4 |
4,7 |
4,8 |
5,0 |
Соя |
159 |
160 |
156 |
140 |
116 |
135 |
Картофель |
591 |
731 |
637 |
561 |
678 |
678 |
2.1.2. Индустрия
Рост индустриального сектора был основным стимулом экономического развития. В 1987 г. производственные отрасли промышленности составляли приблизительно 30% валового национального продукта (ВНП) и 25% рабочей силы. Извлекая выгоду из мощной внутренней поддержки и иностранной помощи, сеульские промышленники быстро совместили современные технологии с устаревшими или недавно созданными средствами обслуживания, увеличили производство товаров потребления - особенно тех, которые пользовались спросом на зарубежных рынках - и вложили доходы в дальнейшее индустриальное развитие. В результате, промышленность изменила общую картину страны, привлекая миллионы чернорабочих к городским производственным центрам.
Спад в южнокорейской экономике в 1989 г., вызванный резким снижением экспорта и иностранных заказов, сильно отразился на индустриальном секторе. Министерство Торговли и Промышленности заявило, что плохая экспортная работа следует из структурных проблем, заложенных в национальную экономику, включая чрезмерно твердую вону, увеличенную заработную плату, высокие трудовые затраты, частые забастовки и высокие процентные ставки. Результатом было увеличение наличных запасов и серьезное сокращение производства электроники, автомобилей и текстильной продукции, а также сокращение деятельности мелких фирм, поставляющих детали. Были введены фабричные системы автоматизации, чтобы уменьшить зависимость от рабочей силы, повысить производительность и конкурентоспособность. Было подсчитано, что две трети промышленников Южной Кореи потратили более половины своих капиталов на автоматизацию.
В 1990 г. южнокорейские промышленники планировали существенные изменения в будущих планах производства отраслей промышленности с высокой технологией. В июне 1989 г. группа специалистов правительственных должностных лиц, ученых и деловых лидеров провели сессии планирования производства таких товаров как новые материалы, мехатроники - включая индустриальную робототехнику, микроэлектронику, химическую промышленность тонкого органического синтеза и космос. Это изменение в направлении, однако, не означало немедленный спад в тяжелых отраслях промышленности типа автомобилестроения и судостроения, которые господствовали в экономике в 1980-х гг.
Кроме горной промышленности, большинство отраслей промышленности было расположено в городских областях северо-запада и юго-востока. Тяжелые отрасли промышленности, как правило, были расположены на юге страны. Фабрики в Сеуле составляли более, чем 25% от всей производственной добавленной стоимости в 1978 г. Фабрики Сеула и провинции Кёнги в том году произвели 46% продукции от всего производства. На этих фабриках работало 48% рабочего класса.
2.1.3. Транспорт, инфраструктура
Дороги. Транспортная система Южной Кореи заметно улучшилась в 1980-е гг. и это было очевидно во всех секторах. В 1988 г. страну охватывали около 51 000 км. шоссе, 46,3% которых было вымощено. Автострады облегчали переезды между главными городами, а их длина в 1988 г. достигала 1 539 км. (в 1967 г. она составляла 86.8 км.). 1980-е гг. отмечаются увеличенным мощением дорог и строительством ультрасовременных шоссе вокруг Сеула (особенно около Олимпийских стадионов) и между Сеулом и такими крупными городами, как Пусан и Тэгу. В 1989 г. правительство объявило о начале строительства девяти новых скоростных автомагистралей с общей длиной 1 243 км. В 1996 г., когда строительство скоростных автомагистралей и двух дополнительных проектов, как ожидалось, будут закончены, Южная Корея будет иметь двадцать одну скоростную автомагистраль с общей длиной 2 840 км.
Метро и железные дороги. В 1990 г. метро постепенно стало заменять автобусы как главное транспортное средство в Сеуле. Сеульское метро, первая часть которого была открыта в 1974 г., принадлежало Сеульской Городской Компании Скоростного Транспорта. В 1985 г. метро ежедневно пользовались около 3 млн. человек. В 1990 г. рельсовый путь метро был более 200 километров, что позволяло жителям пригородной зоны добраться до любой станции в пределах 45 километров от столицы за час. Одна линия соединяла Сеул с Инчхоном. В дополнение к линиям Корейской Национальной Железной дороги Сеул обслуживали четыре линии метро.
Южная Корея имеет превосходную сеть железных дорог. Первая железная дорога, которая связывала Сеул и Инчхон, была открыта в сентябре 1899 г. Другие главные линии были проложены японцами во время колониального периода; они включали линии, начинающиеся в Мокпхо, Масане и Пусане. Эти линии связывали с Сеулом и с Синыйджи в Северной Корее, где они примыкали к транссибирской железной дороге. Сеть железных дорог была сильно повреждена во время Корейской войны, но позже она была восстановлена.
В 1970-е и 1980-е гг. Корейская Национальная Железная дорога, государственная корпорация при содействии Министерства транспорта, отвечала за метро и продолжала электризовать и класть дополнительные рельсы. Как и в 1987 г. общая длина сети железных дорог страны была приблизительно 6 340 км, включая приблизительно 761 800 км. двухрельсовых железных дорог и 1 023 км. электрических железных дорог. Пригородные линии были электрифицированы и связаны с сеульской системой метро. Подвижной состав включал 459 дизельных локомотивов, 90 электрических локомотивов, 133 моторных вагона и 370 автомобилей с электрическим приводом. В 1989 г. Сеул объявил, что он разрабатывает проект создания высокоскоростной железнодорожной системы, как в Японии и во Франции.
Железные дороги в 1980-х были нужны прежде всего для перевозки грузов, хотя они были не менее важны и для пассажирских перевозок вокруг Сеула и в тяжело проходимом коридоре, связывающем столицу с южным портом Пусан. Хотя система железной дороги немного расширилась за 1980-е гг. (в 1980 г. рельсы были проложены на 5 600 км.), за счет прокладки рельсов - увеличенной электрификации рельсов, замены старых рельсов и дополнения подвижного состава – все это позволяло осуществлять железнодорожные перевозки. Некоторые из самых перегруженных линий к югу от Сеула, связывающие столицу с Пусаном и Мокпхо, были трех- или четырехрельсовыми. 1980-е гг. отличительны появлением высокоскоростных поездов, идущих от Сеула до Пусана, Чонджу, Мокпхо и Кёнджу. Известный " Синий Поезд " доезжал от Сеула до Пусана (через Тэджон и Тэгу) всего за четыре часа и пятьдесят минут и предлагал два класса обслуживания: первый и высший. В 1987 г. железнодорожная система перевозила около 525 млн. пассажиров и 59 280 млн. метрических тонн.
Гражданская авиация. Хотя большее количество международных поездок осуществлялось либо на автобусе, либо на поезде, воздушный транспорт между крупными городами становился все более и более доступным и популярным, особенно среди бизнесменов. Корейская авиация (Korean Air), основанная правительством в 1962 г. и перешедшая в частную собственность в 1969 г., была единственной авиалинией Южной Кореи до 1988 г. Корейская авиация обслуживала девять главных внутренних маршрутов в 1988 г., а также предлагала международное обслуживание Японии, Соединенным Штатам, Канаде, Западной Германии, Франции, Гонконгу, Ираку, Ливии, Малайзии, Филиппинам, Саудовской Аравии, Сингапуру, Швейцарии, Tайваню, Таиланду и Объединенным Арабским Эмиратам. В 1988 г. была основана компания Азиатские авиалинии (Asiana Airlines) для обслуживания трех отечественных городов. Сеульский Международный Аэропорт Кимпхо почти удвоился в размере к 1989 г. (в значительной степени из-за Сеульских Олимпийских игр), чтобы разместить быстро возрастающее число пассажиров авиалинии. Международные аэропорты также были в Пусане и Чеджу. Еще один планировалось построить в Чхонджу.
Телефонная связь Превосходная система местной и международной связи. Местные линии - нет данных. Международные линии - волоконно-оптический морской кабель, соединяющий РК с КНР, российско-японско-корейский морской кабель, 3 станции системы Интелсат (2 над Тихим океаном и 1 - над Индийским) и 1 - Инмарсат (над Тихим океаном).
Радио- и телевизионные
станции в 1990-х гг.
|
1987 |
2000 |
Радиостанции |
|
|
Длинноволновые |
79 |
106 |
Коротковолновые |
0 |
6 |
FM-диапазон |
46 |
97 |
Телевизионные станции |
256 |
121 |
Число интернет-провайдеров - 11.
Длина железных дорог в 1995 - 1998 гг. (в км.)
|
1995 |
1996 |
1999 |
Всего |
6 763 |
3 101 |
6 240 |
Со стандартной колеей |
6 716 |
3 081 |
6 240 |
С узкой колеей |
47 |
20 |
... |
Длина автомобильных дорог в 1990-х гг. (в км.).
1993 |
1995 |
1996 |
1999 |
|
Всего |
61 296 |
74 235 |
83 400 |
86 990 |
Из них с твердым покрытием |
51 918 |
56 419 |
63 467 |
64 808 |
Из них хайвэев |
1 550 |
1 824 |
1 920 |
1 996 |
2.2. Влияние государственного сектора в экономике Кореи
Другой отличительной чертой социальной структуры южнокорейского хозяйства явилось создание весьма мощного государственного сектора, основу которого составила бывшая японская колониальная собственность.
Значительная часть государственной собственности была создана в 60—70-е годы на базе специального закона в целях развития промышленности и становления экспорториентированной экономики.
Государственная собственность охватывает электроэнергетику, строительство шоссейных дорог, производство черных металлов, химических удобрений, использование гидроресурсов, морской промысел, мелиоративные работы в сельском хозяйстве. В 1981г. 24 государственные корпорации давали 10% ВВП.
Механизм хозяйствования Южном Кореи с 1962 г. неразрывно связан с планированием экономической деятельности на основе пятилетних планов экономического и социального развития. С 1963г. в стране действовало Управление экономического планирования, функции которого в 1994г. были переданы министерству промышленности.
Планирование охватывало различные производственные и региональные разрезы хозяйственной активности, и ему был присущ в определенной мере нормативный характер. Выработка плановых ориентиров происходит с участием Федерации корейской промышленности, представляющей интересы крупнейших компаний.
Важное место в рамках планирования и планов экономического развития в первой половине 80-х годов было отведено такому аспекту структурной перестройки, как свертывание производственных мощностей в отраслях, утративших по разным причинам свои сравнительные преимущества в конкурентной борьбе, перелив труда и капитала в другие отрасли.
Как и в Японии, в Южной Корее в ряде промышленных отраслей были созданы так называемые депрессионные картели. В рамках таких картелей предприятия и фирмы при содействии правительства договаривались о добровольном сокращении объемов производства, сохранении лишь части наиболее эффективных и конкурентоспособных производственных мощностей и об условиях перепрофилирования или продаж тех мощностей, которые стали ненужными.
Подобное положение складывалось в электронной промышленности, в производстве минеральных удобрений, в судостроении и других отраслях, при планировании развития которых в прошлые годы были допущены просчеты в прогнозах сбыта или в связи с резким изменением обстановки на международных рынках. Финансировали деятельность депрессивных картелей коммерческие банки под гарантии правительства.
При направляющем воздействии государства происходило развитие капитализма в сельском хозяйстве. Важной вехой развития аграрной сферы было кооперирование. В 60-е годы осуществлялось создание снабженческих, сбытовых и кредитных кооперативов, в 70-е годы формировались «коллективы совместной обработки земли».
Организация коллективных хозяйств под контролем государства проводилась в рамках движения за новую деревню, начатого в 1972 г. Оно включало улучшение дорожной сети, мелиорацию и механизацию, создание в сельской местности предприятий для обеспечения работой разорившихся крестьян.
Кредитная система находилась под жестким контролем государства. В начале 60-х годов банки были национализированы, но в последующее время реприватизированы. Государственный банк обеспечивал правительству дополнительный контроль над деятельностью финансово-промышленных групп.
Связь правительственного банка и крупной группы создавала внутренний рынок финансирования, который функционировал более целенаправленно, чем финансовая система свободного рынка, но способствовал увеличению краткосрочной задолженности.
Финансовые институты, которые контролировались государством или находились в собственности государства, предоставляли в основном целевые кредиты и наблюдали за их использованием.
Кредиты предоставлялись на длительный период на льготных условиях, пока компании не становились международно-конкурентными. Правительство прямо или косвенно контролировало до 2/3 капиталовложений, при этом в 60-е годы оно финансировало 20%, в 1972—1975 гг. — 14, 5, в 1976— 1980 гг. — 20, в 1981—1984 гг. — 24, 4% капиталовложений.
Структура ВВП страны в 1994 - 1999 гг. (в процентах ВВП)
|
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
Сельское хозяйство, рыболовство, лесоводство |
6,5 |
6,2 |
5,8 |
5,4 |
4,9 |
2,7 |
Горнодобывающая отрасль |
0,5 |
0,5 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
Промышленность |
29,0 |
29,4 |
28,9 |
28,9 |
30,7 |
32,3 |
Энергетика |
2,2 |
2,1 |
2,1 |
2,1 |
2,3 |
2,5 |
Строительство |
11,2 |
11,3 |
11,6 |
11,6 |
10,1 |
8,9 |
Торговля, рестораны и отели |
12,6 |
12,5 |
12,0 |
11,4 |
10,6 |
11,0 |
Транспорт и связь |
6,6 |
6,6 |
6,6 |
6,6 |
6,9 |
7,4 |
Финансовые и бизнес услуги |
17,7 |
18,1 |
18,6 |
19,1 |
19,6 |
20,2 |
Коммунальные и социальные службы |
4,5 |
4,6 |
4,8 |
5,0 |
5,0 |
5,6 |
Правительственные службы |
7,6 |
7,4 |
7,6 |
7,6 |
8,0 |
7,5 |
Оборона и государственный аппарат |
4,2 |
4,2 |
4,2 |
4,3 |
4,5 |
4,2 |
Общественно-социальные службы, здравоохранение |
3,3 |
3,2 |
3,3 |
3,3 |
3,5 |
3,2 |
Остальные правительственные службы |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
0,1 |
0,1 |
Непрофилирующие домашнехозяйственные службы |
2,1 |
2,1 |
2,3 |
2,4 |
2,5 |
2,5 |
Пошлины на импорт |
2,8 |
3,1 |
3,2 |
3,4 |
2,8 |
3,0 |
ВВП |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
2.3. Роль финансово-промышленных групп (Чеболь)
Чеболь:
Это перевод на корейский язык японского слова зайбатзу или деловой конгломерат, т.е. группа специализированных в той или иной области компаний с взаимосвязанным управлением.
Процессы концентрации и централизации капитала привели к возникновению крупных финансово-промышленных групп — чиптан, или чеболь. Они сформировались на базе торговых фирм и включают компании различных отраслей, являясь огромными конгломератами.
Примерно 50 групп играют доминирующую роль в хозяйстве страны (1964 г. — шесть объединений). В их число входят «Хёндэ», «Самсунг» «Дэу», «Лакки-Голдстар», «Тэу». Особенность развития производства крупных объединений состояла в том, что они руководствовались не краткосрочными целями получения прибылей, а преследовали цели сохранить и усилить позиции на рынке, переходя от одного сектора производства к более высокому в технологическом отношении.
Если в конце 40-х — начале 50-х годов они сосредоточивали свою деятельность на таких отраслях, как производство бумаги, сахара, текстильных изделий, то в конце 50-х — в начале 60-х годов — черных металлов, нефтепродуктов, судов и т. д.
По мере экономического развития эти корпорации постепенно выходили на международные рынки. Их значение в экономике страны возрастало. Так, в начале 80-х годов на долю 10 крупнейших объединений приходилось 20% продукции обрабатывающей промышленности, а в конце 80-х годов — уже 23% по добавленной стоимости. В 1983 г. 50 ведущих чеболь производили порядка 25, а 100 — 47% ВВП страны.
В кредитной сфере доминируют три банка — «Бэнк оф Сеул энд траст», «Кориа ферст бэнк», «Коммершел бэнк».
В создании и развитии крупных объединений большую роль сыграло правительство, действовавшее по принципу «сделать мощным государство».
Рост чеболь во многом поддерживался благодаря созданному для них льготному финансированию. На них приходилось приблизительно 75% всей суммы банковских кредитов, предоставленных частному сектору в конце 70-х годов.
Кроме того, государство само вкладывало капитал в эти группы. В результате Южная Корея в отличие от других восточно-азиатских стран имеет менее здоровую концентрацию экономической мощи, которая создает двойственную структуру внутреннего рынка.
Промышленные группы контролируются семейным капиталом. Семьи-основатели владеют 60% акций в 30 крупнейших чеболь, 3/4 входящих в них фирм не числятся на фондовой бирже. С одной стороны, это указывает на происхождение богатства (основатели групп увеличивали его за счет тесных связей с военными диктаторами), с другой стороны, это указывает на то, что отношения внутри групп строятся на нерыночных принципах, а размеры чеболь подавляют конкуренцию в стране.
За 1970—1982 гг. доля конкурентных рынков снизилась с 40 до 30%, а олигопольных производителей увеличилась с 35 до 50%. По отдельным оценкам, к концу 80-х годов доля последних понизилась до 40%.
Высокая степень концентрации капитала способствовала повышению эффективности производства, но в меньшей мере — занятости населения. Крупные корпорации в основном охватывают передовые отрасли, производимые изделия с высокой капиталоемкостью и наукоемкостью, а мелкие и средние предприятия — потребительские товары и изделия, производство которых не требует больших капиталовложений.
В 1987 г. на мелкие и средние предприятия приходилось 57% рабочей силы и около 30% промышленной продукции.
Кооперационные отношения между мелким и крупным капиталом менее распространены, чем в Японии, но значительно шире, чем в Индии.
В общем машиностроении субконтрактная система охватывает свыше 30% малых и средних предприятий.
(В.И. Шипаева "Южная Корея в системе мирового капиталистического хозяйства", Мир, Москва, 1994; В.К. Ломакин "Мировая экономика", Финансы, М, 1998).
Крупнейшие Южнокорейские Финансово-Промышленные Группы:
№№ |
Финансово-Промышленные
|
Основные
отрасли |
Количество компаний |
Объём
|
1 |
Хёнде |
Электротехническая промышленность, автомобилестроение, судостроение, электроника, строительство |
45 |
63,00 |
2 |
Самсунг |
Электроника, машиностроение, химическая промышленность |
55 |
52,53 |
3 |
Лаки
|
Электроника, нефтехимия, строительство |
54 |
39,15 |
4 |
Дэу |
Машиностроение, автомобилестроение, судостроение, транспорт, электроника. |
22 |
33,80 |
5 |
Санкёнг |
Нефтехимия, текстильная промышленность, транспорт |
32 |
22,09 |
6 |
Ханджин |
Машиностроение, строительство, транспорт |
9,25 |
|
7 |
Ссанъёнг |
Нефтехимия, цветная металлургия, автомобилестроение |
15,25 |
|
8 |
Киа |
Автомобилестроение, черная металлургия |
8,43 |
|
9 |
Ханхва |
Нефтехимия, транспорт |
8,25 |
|
10 |
Лотте |
Пищевая промышленность, химическая промышленность, транспорт |
2.4. Трудовые отношения
Особое положение в системе взаимоотношений факторов производства занимала рабочая сила. Стратегия быстрого экономического роста сопровождалась острыми социальными проблемами, включая рост неравенства в распределении доходов, неудовлетворение первичных потребностей, увеличение бедности.
Только с четвертого пятилетнего плана (1977—1981гг.) правительство стало включать в него вопросы контроля над рождаемостью, расширения занятости, образования, здравоохранения, улучшения производственных отношений. До этого основными целями социальной политики было предупреждение абсолютной бедности.
Профсоюзное движение длительное время было ограничено. В период правления военных рабочим и служащим государственных предприятий и отраслей, имеющих важное хозяйственное значение, было запрещено проводить забастовки для отстаивания своих прав (до 1987 г.).
Выступления за демократию жестоко подавлялись, примером чего являются события в г. Кванжу в 1980 г.
Труд рабочих в 70-х годах был одним из самых дешевых в Азии. В начале 80-х годов южнокорейский рабочий получал в среднем около 250 долл. в месяц, в два раза меньше сингапурского рабочего. В последующие годы заработная плата наемных работников росла быстрее, чем в западных странах. Существуют значительные различия в оплате мужского и женского труда почти в два раза.
После 1987 г. рабочие получили новые возможности при заключении коллективных трудовых соглашений. Количество профсоюзных объединений возросло в 3, 5 раза, но они охватывают менее 15% рабочих и служащих.
Коллективные соглашения заключаются на уровне предприятий, только в текстильной промышленности и в банковской сфере это происходит на уровне отрасли, а в горнодобывающей и обувной — на уровне региона.
Правительство воздействует на ход заключения трудовых соглашений в рамках трехсторонней комиссии, причем оказывает решающее воздействие. Довольно широко практикуются дополнительные выплаты от одного до четырех раз в год, которые в отличие от практики в западных странах редко отличаются по величине в одной группе работников.
В крупных объединениях используется система пожизненного найма, которая закрепляется трудовым законодательством. Для компаний было дешевле создать дополнительные производственные мощности, чем производить сокращение рабочей силы.
При сокращении рабочей силы фирма должна обеспечивать сокращенного в течение нескольких лет пособиями в размере прежней заработной платы, оплачивать в течение двух лет его детей в школе.
За 70—80-е годы разрыв в уровнях доходов самых бедных и богатых групп населения сократился с 19,8 до 8,5 раз, наиболее сильное выравнивание доходов произошло в 80-е годы. В 1976г. коэффициент Джини составлял 0,3908, а в 1990г. - 0,3226.
Характерной чертой положения трудящихся является продолжительная рабочая неделя. Законодательно она ограничена 44 часами (в середине 80-х годов — 60 часов). На практике продолжительность рабочего времени превышает установленные нормы.
В «Дэу» до середины 80-х годов рабочий день равнялся 12 часам при 6-дневной рабочей неделе. Эти данные помогают объяснить тот факт, что южнокорейцы не всегда разделяют восхищение иностранцев достижениями их страны. Модель экономического развитая привела к результатам за счет жертв и ограничений.
Для идеологического воздействия на население были использованы тезис об «угрозе с Севера» и концепция «чучхесон» (национальной самобытности). Последняя послужила важным элементом теорий «национальной и кореизированной демократии», которые представляли собой синтез традиций прошлого с формами буржуазной эволюции общества.
Модель экономического развития Южной Кореи имеет много общего с японской, но роль правительства в регулировании экономики здесь была значительно выше.
Широко использовались диктаторские методы руководства. Так, в 1978 г., когда многие южнокорейские фирмы не могли погашать свои иностранные долги, президент освободил их от выплаты процентов внутренним инвесторам и от погашения задолженности.
Длительное время внутренние инвесторы получали отрицательный реальный процент на их сбережения. Все было направлено на мобилизацию ресурсов.
По оценкам Мирового банка, почти 2/3 прироста ВВП за 1960—1989гг. было обеспечено за счет использования ресурсов, а не роста эффективности. По мере экономического роста эффективность средств производства снижалась.
С 1987 г. сделаны шаги по ослаблению государственного регулирования, предприняты меры по либерализации и созданию более открытой для иностранных производителей экономики.
Основными сдвигами в характере экономической политики явились отказ от повсеместной поддержки крупных объединений и усиление поддержки мелкого и среднего предпринимательства, уменьшение роли государства в регулировании учетных ставок, усиление роли частного капитала в кредитной сфере.
2.5. Южная Корея в мирохозяйственных связях
Развитие хозяйства Южной Кореи во многом определялось расширением ее внешнеэкономических связей, важнейшее место среди которых занимала внешняя торговля.
Внешняя торговля.
В 60—80-х годах темпы внешней торговли в 1,5—4,0 раза превосходили темпы прироста ВВП. Так, в 60-е годы среднегодовой прирост экспорта составлял 33, 4%, в 70-е - 39,8, в 80-е - 14,5, в 1990-1994 гг. - 10%. Быстрый рост внешней торговли явился результатом воздействия различных факторов и условий, в том числе внешнеторговой политики, на процесс формирования и расширения экспортного потенциала страны.
Южная Корея не относится к странам свободного торгового режима. Правительство, играя доминирующую роль в экономике, осуществляет прямой и косвенный контроль во внешнеэкономических связях.
До недавнего времени внешнеторговая политика по существу представляла собой систему протекционистских методов развития экспорта и лицензирования импорта. С начала 60-х годов была введена система жесткой зависимости объемов импорта от размеров экспортной выручки.
Согласно этому, компании получили право импортировать товары, стоимость которых не превышала величину экспортных поступлений этих компаний. В отличие от потребительских товаров импорт оборудования и промежуточных товаров освобождался от каких-либо пошлин и пользовался льготными тарифами. Исключение составляли материалы, производство которых в какой-то степени получило развитие.
Высокие темпы внешнеторгового оборота привели к росту значения Южной Кореи на мировых рынках. Ее доля в мировом экспорте возросла с 0,04% в 1962г. до 1,1 в 1980г., 1,9 - в 1990 г. и 2,4% — в 1996 г.
Увеличилась вовлеченность страны в международное разделение труда, о чем свидетельствует коэффициент эластичности экспорта и импорта по отношению к ВВП и рост экспортной и импортной квот.
Экспортная квота достигла 36% ВВП (1960 г. - 1, 1%; 1980 г. - 30, 1%) и несколько уступает соответствующему показателю Таиланда. Импортная зависимость остается традиционно более высокой, но разница в показателях значительно сократилась.
Экспорториентированное производство усилило зависимость страны от состояния мирового хозяйства, от характера и масштабов внешнеэкономических связей.
Существенные изменения произошли в структуре внешней торговли. В товарной структуре экспорта существенно увеличилась доля продукции материалоемких и наукоемких отраслей и сократилась доля трудоемкой продукции. Изменения в товарной структуре внешней торговли отразили отраслевые сдвиги и производстве (табл. 2).
Быстрый рост тяжелой промышленности со второй половины 70-х годов позволил Южной Корее выйти на внешний рынок поставщиком различного вида машин и оборудования.
Наиболее динамичной и перспективной статьей экспорта продукции обрабатывающей промышленности стали электронные и электротехнические изделия. Так, за 1976—1990гг. доля телевизоров в экспорте Южной Кореи увеличилась с 1,3 до 2,4%, доля радиоприемников, кассетных магнитофонов — с 1,25 до 2,1%, оборудования для дальней связи — с 1,7 до 3%, оргтехники — с 0,5 до 4,15%. В целом доля электроники и электротехники увеличилась до 25% экспорта.
До середины 80-х годов в его структуре занимала важное место бытовая электроника. В последующие годы электронные компании направили усилия на производство телекоммуникационного оборудования, средств автоматизации производственных процессов.
В 90-е годы произошел переход к вывозу более дорогостоящего оборудования по сравнению с бытовой техникой. Среди электронных товаров наиболее высокой конкурентоспособностью обладают полупроводники. В группе транспортных средств помимо судостроения важное место занял вывоз автомобилей и запчастей к ним — свыше 3% всего экспорта.
(Дак Ву Нам «Опыт экономического развития Республики Корея в условиях рыночной системы», 1993).
Внешняя торговля страны в 1994 - 1999 гг. (млрд. дол. США).
|
1994 |
1995 |
1996 |
1998 |
2000 |
Экспорт |
96,2 |
125,4 |
130,9 |
133 |
144 |
Импорт |
102,3 |
135,1 |
150,2 |
94 |
116 |
География экспорта
1994 |
1995 |
1996 |
1998 |
США 26% |
США 19% |
США 17% |
США 17% |
Япония 17% |
Япония 14% |
ЕС 13% |
Япония 9% |
ЕС 14% |
ЕС 13% |
Япония 12% |
Китай 9% |
|
|
|
Гонконг 7% |
|
|
|
Тайвань 4% |
География импорта
1994 |
1995 |
1996 |
1998 |
Япония 26% |
Япония 24% |
США 22% |
США 22% |
США 24% |
США 22% |
Япония 21% |
Япония 18% |
ЕС 15% |
ЕС 13% |
ЕС 13% |
Китай 7% |
|
|
|
Австралия 5% |
|
|
|
Саудовская Аравия 5% |
По отдельным товарам южнокорейские компании заняли прочные позиции на мировом рынке: текстильные изделия — 7,0% в 1992 г., одежда — 5,2, суда — 15, персональные компьютеры — 1,3%. Но эти товары испытывают возрастающую конкуренцию со стороны других стран.
В структуре импорта основное место занимают промышленное оборудование, сырье и продовольственные товары. Значительная часть промышленных материалов и топлива (41%) и 25% капитальных товаров реэкспортируются. Удельный вес сырья и топлива превышает половину импорта.
(Радионова И. Н, Экономическая география отдельных зарубежных стран, М, Московский лицей, 1997)
По ввозу круглого леса, каменного угля, железной руды, хлопка, кукурузы, нефти Южная Корея выступает на мировых рынках вторым — четвертым по величине импортером в мире. Это предопределяет ее высокую зависимость от колебаний цен на сырьевые товары.
Южнокорейские компании закупают за рубежом значительную часть специального оборудования и машин высокой сложности. Объем импорта машин и оборудования увеличился за 1980—1995 гг. в 10 раз и достиг 37% общего объема импорта. За счет импорта удовлетворяется до 50% спроса на промышленное оборудование.
В основе конкурентных преимуществ южнокорейских товаров длительное время находились низкие издержки на рабочую силу, а также прямое и косвенное субсидирование. В экспортных отраслях были наполовину снижены налоги, сняты пошлины на ввоз сырья и полуфабрикатов, необходимых для производства товаров на экспорт.
На осуществление экспортных операций предоставлялись льготные ссуды. С середины 80-х годов значение вышеуказанных факторов снизилось. За 70—80-е годы реальная заработная плата в промышленности увеличилась более чем в 4 раза, за 1990—1994 гг. — на 1/3, хотя по абсолютному размеру она и сейчас в 3 раза уступает японской.
Издержки на рабочую силу для чеболь увеличились еще больше в связи с отчислениями на социальные нужды, в частности, на субсидирование жилищных расходов рабочих. Усложнение проблем конкуренции, давление предпринимателей заставляют правящие круги изыскивать пути ослабления установок в сфере занятости.
Главными торговыми партнерами Южной Кореи на всех этапах индустриализации выступали Япония и США. Развивающиеся страны АТР сыграли роль поставщиков таких товаров, как нефть и другое минеральное сырье, рынков сбыта промышленных товаров.
На долю Японии в 1994 г. приходилось 14,1% южнокорейского экспорта и 24,8% импорта, на долю США соответственно —21,4 и 21,1%. В связи с укреплением конкурентных позиций южнокорейских компаний на мировых рынках США ужесточили свою внешнеэкономическую политику.
В конце 1989 г. американская администрация исключила Южную Корею, как и другие НИС Азии, из числа государств, имеющих право на экспорт своих товаров в США в рамках Генеральной системы преференций, потребовала открыть южнокорейский рынок для американских товаров и иностранных инвестиции.
Значение США и Японии несколько снизилось. Укрепляются связи со странами АСЕАН. На их долю приходится 14,3% южнокорейского экспорта и 5% импорта. Крупнейшим торговым партнером в данном регионе выступает Сингапур.
Изменения в товарной структуре внешней торговли нашли отражение в обмене технологией. Главной особенностью географической структуры обмена технологией является то, что основным ее поставщиком выступает Япония, а не США.
Внешнеторговый оборот высоко концентрирован. Четыре крупнейших чеболь обеспечивают 57% экспорта страны, который реализуется через торговые компании. Семь торговых компаний сосредоточивают почти 40% экспорта.
Внешняя торговля длительное время сводилась с дефицитом, чему способствовало увеличение импорта машин и оборудования. Дефицитность внешней торговли не покрывалась другими операциями, и основным средством поддержания внешнего баланса являлось использование внешних ресурсов в различных формах.
Внешняя задолженность страны (млрд. дол.)
1993 |
1995 |
1996 |
1998 |
1999 |
44,1 |
77 |
93 |
154 |
142 |
Экспорт, импорт капитала.
На первых этапах экономического развития это была помощь. Крупнейшим донором помощи являлись США, а также страны Западной Европы. Иностранная помощь, полученная Южной Кореей за 1954—1962гг., составила 8,1% ВВП. Япония только с 1966г. стала предоставлять экономическую помощь.
При ограниченности ресурсов полученная помощь способствовала смягчению трудностей в процессе реорганизации сельского хозяйства и стабилизации жизни народа. Она служила важным источником ресурсов для индустриализации в форме импортзамещения, ускорения формирования новой структуры экономики. С 1955 по 1960гг. внешняя помощь равнялась 78% импорта Южной Кореи. Предоставление прямой экономической помощи было прекращено в 1980г.
Наряду с экономической помощью важную роль в экономическом развитии играл ссудный капитал. Между различными формами привлечения капитала отмечаются значительные отличия. В период восстановления хозяйства основная его масса поступала в виде продовольствия и экономической помощи развитию.
Во время индустриализации, особенно при осуществлении экспорториентированной политики, основное место занимали государственные займы. Так, за 1962—1971гг. из 2122 млн. долл., полученных Южной Кореей, 89% пришлось на государственные займы, 6,8% — на частные кредиты и только 1,4% — на прямые инвестиции.
В последующие годы возросла доля частных кредитов и прямых инвестиций (в 1976—1988гг. — соответственно 46,8%, 16 и 10,7%, на долю краткосрочных займов приходилось 26,4%). С конца 70-х годов доля государственных займов значительно сократилась.
Широкое привлечение ссудного капитала привело к резкому росту внешней задолженности, которая увеличилась с 3,5 млрд. в 1972 г. до 44 млрд. долл. в 1985 г. Страна занимала четвертое место среди развивающихся стран по объему внешней задолженности после Бразилии, Мексики, Аргентины.
Но норма обслуживания долга держалась на приемлемом уровне — 15—16%. После сокращения внешней задолженности во второй половине 80-х годов ее абсолютные и относительные показатели возросли — ее объем в 1997 г. превысил 120 млрд. долл. при высокой краткосрочной компоненте.
Начиная с 70-х годов возрастающую роль во внешнеэкономических отношениях стало играть движение прямых капиталовложений. По совокупному объему иностранных прямых капиталовложений (4,5 млрд. долл. в 1990г.) страна уступает ряду восточно-азиатских и юго-восточных стран.
По относительным показателям иностранные инвестиции также уступают названным выше странам. В 1971—1980 гг. среднегодовой приток иностранных прямых капиталовложений составлял 1, 34% валовых инвестиций в хозяйстве страны, в 1981—1990 гг. — 0, 54%.
Правящие круги проявляют заинтересованность в привлечении прямых капиталовложений при долевом участии местного капитала, что способствовало бы усвоению новой технологии.
С середины 60-х годов приняты законы, согласно которым, в частности, предприятия с иностранным капиталом освобождались от подоходного налога на первые пять лет, от налога с юридических лиц, налога с имущества. При этом власти старались держать иностранные прямые капиталовложения под контролем.
В некоторые секторы экономики их доступ был закрыт, включая средства информации, нефтепереработку, ряд услуг. Иностранные капиталовложения в основном сосредоточены в экспортных зонах, которые были учреждены в 1966г. для производства товаров на экспорт. На иностранных предприятиях в 1887г. производилось 2,3% ВВП (Сингапур — 53,8%, Индонезия — 11,3, Тайвань — 8,1% ВВП).
Повышение уровня экономического и социального развития превратило Южную Корею во второй половине 80-х годов в нового экспортера капитала. Подобное изменение означает радикальную трансформацию ее позиций и значения в международных экономических отношениях и в мировом хозяйстве в целом, особенно в экономике АТР.
Капитал стал вывозиться еще в конце 60-х годов, но это были эпизодические сделки. За 1966—1981гг. кумулятивная сумма прямых инвестиций составила только 209 млн. долл., а с 1981 по 1989гг. она достигла 1,7 млрд. Основными рынками приложения капитала выступают страны ЮВА.
Если в 70-е годы южнокорейские компании вкладывали капитал в объекты, продукция которых поставлялась на внутренние рынки получивших инвестиции стран, то в последние годы 75% зарубежных предприятий экспортируют большинство своей продукции.
Зарубежные инвестиции на территории развивающихся стран сделаны с целью перевести туда трудоемкие и материалоемкие отрасли, использовать местное сырье и рабочую силу, в развитых странах — обойти внешние торговые барьеры, получить доступ к научно-техническим достижениям принимающих стран.
(Дак Ву Нам «Опыт экономического развития Республики Корея в условиях рыночной системы», 1993).
Заметное место в системе международных экономических отношений страны занимают рабочей строительные услуги и миграция силы. На первом этапе основную массу трудовой эмиграции составляли моряки и медицинский персонал.
В 60—70-е годы экспорт строительных услуг развивался по восходящей линии. В начале 80-х годов доходы от зарубежных строительных подрядов составили 40% всех поступлений от невидимой торговли.
Основным районом приложения рабочих рук были страны Ближнего и Среднего Востока, прежде всего Саудовская Аравия. В тот период страна вышла на второе место в мире после США по стоимости осуществленных зарубежных проектов — 6,1% контрактов.
Экономическая стратегия вызвала серьезные структурные проблемы. Ориентация на экспорт, зависимость от внешних рынков усилили подверженность внутреннего рынка внешним воздействиям, ограничили размеры и эффективность внутренней стабилизационной политики.
Капиталовложения превратились в функцию экспортных перспектив. Поскольку экспортные поступления колеблются в зависимости от сбыта, валютная политика стала изменчивой в соответствии с колебаниями цикла.
Развитие экспорта с 1965 г. в большом размере поддерживалось краткосрочными кредитами. Экспортные кредиты связывались с объемом экспорта, изменения в экспортных доходах нарушали механизм валютного контроля.
(Радионова И. Н, Экономическая география отдельных зарубежных стран, М, Московский лицей, 1997)
Заключение.
В двух основных разделах курсовой работы я постарался дать подробную информацию об экономической роли данной страны в системе международного разделения труда, внутренних экономических особенностях и возможных перспективах. На мой взгляд, опыт «экономического чуда» Республики Корея очень интересен. Отсталая аграрная азиатская страна за половину прошедшего столетия смогла осуществить головокружительный экономический рост и выйти в число богатых, цивилизованных государств. Некоторые экономисты по ряду экономических показателей предлагают записать РК в число экономически развитых государств, хотя и существует еще ряд причин, объективно препятствующих этим доводам. Безусловно, без финансовой поддержки США на начальных этапах становления современной корейской экономики трудно представить ее нынешнее состояние. Однако очень важна экономическая стратегия правительства, направленная на развитие наукоемких, конкурентоспособных производств, поддержку развития крупных производственно-экономических объединений-конгломератов – Чиптан, помноженная на традиционное трудолюбие азиатских народов. Как видим, сейчас Южная Корея имеет за собой место крупного мирового производителя различных наукоемких производств, продуктов обрабатывающей промышленности, и др. Всем известны корейские автомобили «Хендэ», телевизоры корпорации «Самсунг», «Дэу», «Эл-Джи», бытовая техника, автомобильные масла и многое другое. В мире РК также широко известна как крупнейший производитель морских судов и специального портового оборудования.
Какие деловые перспективы имеет Республика Корея по развитию делового сотрудничества с Российской Федерацией? Перспективы его очевидны. Безусловно, торговый оборот России с данной страной значительно меньше, чем, скажем, с Китаем или Японией. В значительной степени это обусловлено тем, что Китай – страна с огромным трудоспособным населением и достаточно лояльной политикой к развитию деловой активности, Япония же уже много лет держит первые места в мире в сфере товарообмена и торговли, но экономика Республики Корея набирает обороты и, несмотря на некоторый экономический спад и кризисы последних лет, имеет все шансы на первые места среди торговых партнеров страны. Почему? К примеру, жители Приморья уже давно и очень тесно сотрудничают с предпринимателями изучаемой страны. Да и в остальной части России все активнее продаются, к примеру, корейские автомобильные масла под маркой «ЗИК», автомобили корейских фирм; корпорация «Дэу» даже пыталась организовать сборочные производства на территории нашей страны. Несмотря на крах этой идеи по причине нестабильного экономического положения в России, и в самой Республике Корея, большие трудности у компании «Дэу», специалисты склонны рассматривать сотрудничество между двумя странами как весьма перспективное, тем более, что в последнее время благосостояние населения в России стабилизировалось после экономического кризиса в 1998-99 годах, и наблюдаются устойчивые тенденции к его росту; также Россия представляет собой огромный рынок для сбыта корейской продукции, еще недостаточно освоенный зарубежными компаниями в силу различных причин. Россия же, в свою очередь, традиционно предлагает продажу сырья: лес, уголь, металл, алюминий. Горячо обсуждаются предложения по торговле газом и электроэнергией. На основании перспектив сотрудничества учебные заведения, как и наш Иркутский Государственный Технический университет, в частности, факультет Экономики и Востоковедения, готовят высококвалифицированные трудовые ресурсы для делового взаимодействия двух стран. Знание экономики и языка играют здесь ключевую роль.
При написании курсовой работы я постарался подойти к этому несколько творчески: работа богата цветными таблицами, подробными экономико-географическими картами, цветными иллюстрациями. На мой взгляд, работа получилась несколько с экономическим уклоном, так как подавляющее большинство найденных источников были именно экономического характера. Традиционно наиболее свежие сведения и таблицы с данными я нашел во Всемирной информационной сети Интернет (источники я указал как включениями в тексте, так и в нижеследующем разделе), попутно отметив большую перспективность этого способа получения информации, его большую оперативность.
В завершение сказанному хочется подвести итог: экономика Кореи при грамотной политике имеет достаточные перспективы для дальнейшего роста и улучшения качества продукции. Для нас же изучение экономики и языка этой страны необходимо в связи с перспективами дальнейшей взаимоинтеграции и расширения делового сотрудничества.
Список использованных источников:
1. Малая Советская Энциклопедия, - М., 1959
2. Страны мира. Краткий политико-экономический справочник. 1996
3. Максаковский В. П., Географическая карта мира, ч. 1, Общая характеристика мира, - Ярославль: Верхневолжское книжное издательство, 1996
4. Радионова И.Н., Экономическая география отдельных зарубежных стран, - М.: Московский лицей , 1997
5. Шипаева В. И., Южная Корея в системе мирового капиталистического хозяйства, - М.: Мир, 1994
6. В.К. Ломакин "Мировая экономика", - М, Финансы, 1998
ссылки на Веб-сайты:
7. www.korea.ru
8. http://www.stodorog.ru/country/stories.asp?id_country=kr
9. http://www.rambler.ru/db/news/msg.html?mid=1517542
10.http://asiatimes.narod.ru/country/south_korea/south_korea_pol1.htm
11. http://bilet.ru/country/kr/map.asp
12. http:/www.turizm.ru/south_korea/
13. «Всемирная статистика» http://allworld.wallst.ru/