Экономическая эффективность инвестиций и капитальных вложений

Оглавление.

Введение…………………………………………………………………………….……….3

1.Понятие капитальных вложений и инвестиций………………………………….……...5

1.1.Виды инвестиций…………………………………………………………….………5

1.2.Структура и значение капитальных вложений…………………………….……....6

2.Инвестирование в экономику Республики Беларусь…………………………….……..9

2.1.Формы иностранных инвестиций на территории РБ……………………….…….9

2.2.Приорететные направления иностранного инвестирования в экономику РБ…11

3.Защита иностранных инвестиций………………………………………………….……17

4.Экономическая эффективность инвестиций и капитальных вложений……….…….23

5.Планирование, финансирование и кредитование капитальных вложений…….…….29

Заключение…………………………………………………………………………….…...36

Литература……………………………………………….………………………….……..37

ВВЕДЕНИЕ

Инвестиционная деятельность в той или иной степени присуща любому предприятию. Принятие инвестиционного решения невозможно без учета следующих факторов: вид инвестиции, стоимость инвестиционного проекта, множественность доступных проектов, ограниченность финансовых ресурсов, доступных для инвестирования, риск, связанный с принятием того или иного решения и др.

Причины, обусловливающие необходимость инвестиций, могут быть различны, однако в целом их можно подразделить на три вида: обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производственной деятельности, освоение новых видов деятельности. Степень ответственности за принятие инвестиционного проекта в рамках того или иного направления различна. Так, если речь идет о замещении имеющихся производственных мощностей, решение может быть принято достаточно безболезненно, поскольку руководство предприятия ясно представляет себе, в каком объеме и с какими характеристиками необходимы новые основные средства. Задача осложняется, если речь идет об инвестициях, связанных с расширением основной деятельности, поскольку в этом случае необходимо учесть целый ряд новых факторов: возможность изменения положения фирмы на рынке товаров, доступность дополнительных объемов материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возможность освоения новых рынков и др.

Очевидно, что важным является вопрос о размере предполагаемых инвестиций. Так, уровень ответственности, связанной с принятием проектов стоимостью 1 млн. руб. и 100 млн. руб., различен. Поэтому должна быть различна и глубина аналитической проработки экономической стороны проекта, которая предшествует принятию решения. Кроме того, во многих фирмах становится обыденной практика дифференциации права принятия решений инвестиционного характера, т. е. ограничивается максимальная величина инвестиций, в рамках которой тот или иной руководитель может принимать самостоятельные решения.

Нередко решения должны приниматься в условиях, когда имеется ряд альтернативных или взаимно независимых проектов. В этом случае необходимо сделать выбор одного или нескольких проектов, основываясь на каких-то критериях. Очевидно, что таких критериев может быть несколько, а вероятность того, что какой-то один проект будет предпочтительнее других по всем критериям, как правило, значительно меньше единицы.

В условиях рыночной экономики возможностей для инвестирования довольно много. Вместе с тем любое предприятие имеет ограниченные свободные финансовые ресурсы, доступные для инвестирования. Поэтому встает задача оптимизации инвестиционного портфеля.

Весьма существен фактор риска. Инвестиционная деятельность всегда осуществляется в условиях неопределенности, степень которой может значительно варьировать. Так, в момент приобретения новых основных средств никогда нельзя точно предсказать экономический эффект этой операции. Поэтому нередко решения принимаются на интуитивной основе.

Принятие решений инвестиционного характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных формализованных и неформализованных методов. Степень их сочетания определяется разными обстоятельствами, в том числе и тем из них, насколько менеджер знаком с имеющимся аппаратом, применимым в том или ином конкретном случае. В отечественной и зарубежной практике известен целый ряд формализованных методов, расчеты, с помощью которых могут служить основой для принятия решений в области инвестиционной политики. Какого-то универсального метода, пригодного для всех случаев жизни, не существует. Вероятно, управление все же в большей степени является искусством, чем наукой. Тем не менее, имея некоторые оценки, полученные формализованными методами, пусть даже в известной степени условные, легче принимать окончательные решения.

  1. Понятие капитальных вложений и инвестиций.

Инвестиции – это долгосрочные вложения капитала в промышленность, сельское хозяйство, в транспорт и другие отрасли хозяйственной деятельности как внутри страны, так и за её пределами с целью получения прибыли.

Капитальные вложения – это долгосрочные финансовые средства, предназначенные для воспроизводства основных фондов.

Капитальные вложения предприятия – это затраты на: строительно-монтажные работы при возведении зданий и сооружений; приобретение, монтаж и наладку машин и оборудования; проектно-изыскательные работы; содержание дирекции строящегося предприятия; подготовку и переподготовку кадров; затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством и др.

1.1 Виды инвестиций.

«Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного положительного эффекта».

Инвестиции классифицируются по следующим признакам:

  1. по натурально-вещественному воплощению инвестиции бывают:

- материальные

- нематериальные или интеллектуальные

- финансовые

2) по назначению:

- прямые инвестиции

- жилищное строительство

- товарно-материальные запасы

- портфельные инвестиции

3) по источникам финансирования:

- собственные

- заёмные (кредиты, займы)

4) по целевому назначению:

- строго целевого назначения

- свободные

5) по срокам осуществления:

- краткосрочные

- среднесрочные

- долгосрочные

6) в зависимости от субъекта инвестиционной деятельности:

- государственные – это средства госбюджета, которые обычно направляются в сферы с долгосрочным оборотом капитала (научная деятельность, военная промышленность, социальные программы)

- частные – это средства из собственных источников, направленные в те отрасли хозяйственной деятельности, где быстрее можно извлечь наибольшую прибыль.

- международных организаций

Понятие «инвестиции» шире, чем понятие «капитальные вложения». Инвестиции включают в себя как реальные, так и портфельные инвестиции. Реальные инвестиции — вложения в основной и оборотный капитал. Портфельные инвестиции — вложения в ценные бумаги и активы других предприятий.

2.2.Структура и значение капитальных вложений.

Капитальные вложения представляют собой использование обществом валового национального продукта на воспроизводство основных фондов. По форме они выступают как совокупность затрат на создание новых, а также техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих основных фондов производственного и воспроизводственного назначения. Капитальные вложения имеют важное народнохозяйственное значение, определяемое ролью, которую выполняют вновь созданные или модернизированные средства труда в процессе производства материальных благ. Как важный фактор расширенного общественного воспроизводства достижений научно-технического прогресса, что создает материальные условия для роста и совершенствования общественного производства и повышения материального благосостояния народа. Капитальные вложения различаются по формам собственности отраслевому и территориальному признаку, назначению сооруженных объектов, формам воспроизводства основных фондов, составу затрат, способу строительства, источникам финансирования. Эффективность капитальных вложений в значительной мере зависит от их структуры. Различают отраслевую, территориальную, воспроизводственную и технологическую структуры капитальных вложений, которые определяют их соотношения в различных отраслях, регионах, формах воспроизводства основных фондов и отдельных затратах.

Под технологической структурой капитальных вложений понимаются состав затрат на сооружение какого-либо объекта и их доля в общей сметной стоимости.

Технологическая структура капитальных вложений оказывает самое существенное влияние на эффективность их использования. Совершенствование этой структуры заключается в повышении доли машин и оборудования в сметной стоимости проекта до оптимального уровня. По сути, технологическая структура капитальных вложений формирует соотношение между активной и пассивной частью основных производственных фондов будущего предприятия. Увеличение доли машин и оборудования, т.е. активной части основных производственных фондов будущего предприятия, способствует увеличению производственной мощности предприятия, а, следовательно, капитальные вложения на единицу продукции снижаются. Экономическая эффективность достигается и за счет повышения уровня механизации труда и работ.

Воспроизводственная структура капитальных вложений также оказывает существенное влияние на эффективность их использования.

Под воспроизводственной структурой капитальных вложений понимаются их распределение и соотношение в общей сметной стоимости по формам воспроизводства основных производственных фондов. Рассчитывается, какая доля капитальных вложений в их общей величине направляется на: новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующего производства, расширение действующего производства, модернизацию.

Совершенствование воспроизводственной структуры заключается в повышении доли капитальных вложений, направляемых на реконструкцию и техническое перевооружение действующего производства. Теория и практика свидетельствуют о том, что реконструкция и техническое перевооружение производства намного выгоднее, чем новое строительство, по многим причинам: во-первых, сокращается срок ввода в действие дополнительных производственных мощностей; во-вторых, в значительной мере уменьшаются удельные капитальные вложения.

Экономическая эффективность капитальных вложений на уровне народного хозяйства существенно зависит и от отраслевой, и от территориальной (региональной) структуры капитальных вложений.

Под отраслевой структурой капитальных вложений понимаются их распределение и соотношение по отраслям промышленности и народного хозяйства в целом. Ее совершенствование заключается в обеспечении пропорциональности и в более быстром развитии тех отраслей, которые обеспечивают ускорение НТП во всем народном хозяйстве.

Инвестиции, в первую очередь реальные инвестиции, т.е. капитальные вложения, играют исключительно важную роль в экономике страны и любого предприятия, так как они являются основой для:

• систематического обновления основных производственных фондов предприятия и осуществления политики расширенного воспроизводства;

• ускорения научно-технического прогресса и улучшения качества продукции;

• структурной перестройки общественного производства и сбалансированного развития всех отраслей народного хозяйства;

• создания необходимой сырьевой базы промышленности;

• гражданского строительства, развития здравоохранения, высшей и средней школы;

• смягчения или решения проблемы безработицы;

• охраны природной среды и достижения других целей.

Перечень, для чего нужны инвестиции, можно было бы продолжить. Таким образом, инвестиции нужны в первую очередь для оздоровления экономики страны и на этой основе решения многих социальных проблем, прежде всего для подъема жизненного уровня населения.

2. Инвестирование в экономику Республики Беларусь.

При осуществлении инвестиций в Республику Беларусь, зарубежные, и даже национальные инвесторы сталкиваются как с экономическими, так и законода­тельными проблемами. Противоречивая экономическая ситуация в респуб­лике, слабая активность субъектов хозяйствования, отсутствие либо малая эффективность финансовых механизмов, неразвитость экономических рынков значительно снижают интерес к инвестициям и, как следствие, сдерживают темпы развития экономики страны.

Техническое перевооружение отечественных производителей, освоение ими новых технологических процессов и выпуска новых видов продукции с необходимостью требует импорта для собственного производства основных средств, зарубежных "ноу-хау", сырья, материалов, комплектующих. В усло­виях, когда наиболее эффективными и совершенными являются оборудование и технологии, приобретаемые в странах дальнего зарубежья, расчет с которыми практически возможен только в СКВ, весьма обостряется проблема наличия у белорусских производителей валютных средств. Следует также отметить, что реализуемая ныне программа импортозамещения предполагает реализацию предприятиями своей продукции главным образом на внутреннем рынке, что еще более ограничивает возможность получения валютной выручки. В этой ситуации при отсутствии возможности приобретения валюты на условиях, определяемых действующим законодательством, весьма про­блематичной оказывается возможность приобретения импортных технологий, как за счет собственных средств производителей, так и за счет банковских кредитов и банковского лизинга, поскольку возврат валютных ресурсов банков гарантирован только лишь на бумаге.

2.1 Формы иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь.

С 9 октября 2001г. вступил в силу Инвести­ционный кодекс Республики Беларусь, принятый 22 июня 2001 г., — базовый законодательный акт, регулирующий не только национальные, но и иностранные инвестиции на территории Республики Беларусь.

Регламентируя деятельность иностранных инвесторов на территории Республики Беларусь, Кодекс (ст. 77) указывает на то, что они вправе осуществлять в Республике Беларусь инвестиционную деятельность в тех же формах, что и на­циональные инвесторы.

Иностранные инвесторы вправе будут создавать юридические лица Республики Беларусь, а также приобретать на территории Республики Беларусь различные виды имущества и имущественных прав, в частности доли в уставных фондах юридических лиц, различные объекты недвижимости (например, здания и сооружения). Однако земля в собственность иностранными инвесторами может приобре­таться лишь по особому решению Президента РБ и под конкретный инвестиционный проект.

Кроме того, иностранные инвестиции на тер­ритории Республики Беларусь возможны также в ценные бумаги, права на объекты интеллектуальной собственности: объекты права промышленной собственности (изобретения, промышленные об­разцы, полезные модели); средства индивидуали­зации товаров (работ, услуг), прежде всего товар­ные знаки (знаки обслуживания); объекты автор­ского права.

Еще одной формой иностранных инвестиций является приобретение оборудования и других основных средств.

Вложения иностранных инвесторов в иные, чем указанные выше, вещи не рассматриваются Кодексом как иностранные инвестиции. В частно­сти, речь идет об оборотных средствах, например сырье и материалах, готовой продукции и т.д. Соответственно, Кодекс не предоставляет инвесторам гарантий в отношении указанного имущества, то есть на него не распространяется порядок, компенсаций стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества, предусматривающий компен­сацию реальной стоимости имущества, а также проценты за период с момента перехода права собственности на иностранные инвестиции к госу­дарству до даты фактической выплаты компенса­ции согласно курсу соответствующей валюты на Лондонском межбанковском рынке (LIBOR).

Наконец, последней формой инвестиционной деятельности для иностранных инвесторов на тер­ритории Республики Беларусь (которой не было в законодательстве Республики Беларусь около 70 лет) является концессия, которая представляет собой договор, заключаемый Республикой Бела­русь с инвестором о передаче на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории Республики Беларусь отдельного вида деятельности, на которую распространяется исклю­чительное право государства, либо права пользова­ния имуществом, находящимся в собственности только государства (например, недрами, водами, лесами, землей и т.д.).

Если сравнить нормы Кодекса, регламенти­рующие формы иностранных инвестиций, и ана­логичные нормы, действовавшие до его принятия (в частности, Закона об иностранных инвестици­ях), то можно отметить их сходство. Тем не менее, между ними существуют и различия, базовое из которых заключается в том, что Кодекс пре­дусмотрел закрытый перечень форм инвестици­онной деятельности иностранных инвесторов (Закон же об иностранных инвестициях допус­кал возможность осуществления иностранных инвестиций и в любых других формах хозяйст­венной и иной деятельности, не противоречащих законодательству, действующему на территории Республики Беларусь).

Отсюда следует, что особых гарантий со сто­роны Кодекса лишаются, например, кредиты, предоставляемые иностранными лицами субъектам Республики Беларусь, либо, что, на наш взгляд, особенно важно, вклады иностранных инвесторов в общее имущество простого товарищества и т.д.

Однако это ухудшает положение, например, иностранных кредиторов, незначительно, так как остаются общегражданские способы защиты их прав. То же, по моему мнению, относится и к иностранным участникам простых товари­ществ. Если в общем имуществе товарищей бу­дут объекты недвижимости, оборудование и другие основные средства, то, несмотря на то что они будут не в личной собственности ино­странного инвестора, а в общей собственности иностранного инвестора и, например, белорус­ского субъекта (но с учетом, что иностранный инвестор будет являться сособственником указанного имущества в целом (а не его части), так как при общей долевой собственности у сособственника доля в праве собственности, а не в кон­кретном имуществе), подобное имущество должно рассматриваться в целом как иностран­ные инвестиции с соответствующей степенью защиты. В отношении же денежных средств в рамках простого товарищества указанная защита будет отсутствовать.

Что же касается иных форм хозяйственной деятельности иностранных инвесторов на терри­тории Республики Беларусь, не вошедших в пе­речень, то применительно к ним, на мой взгляд, также будет действовать достаточно общеграж­данских способов защиты.

2.2 Приоритетные направления иностранного инвестирования в экономику Республики Беларусь.

Необходимым условием развития экономики стран переходного периода является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством привлечения внешних инвестиционных источников и наиболее эффективного использования инвестиционных ресурсов в приоритетных сферах материального и немате­риального производств. Значимость привлечения иностранных инвестиций заключается в том, что они формируют производственный потенциал на новой научно-технической основе и предопределяют конку­рентные позиции страны на мировых рынках. Если проанализировать этапы и закономерности экономи­ческого роста таких промышленно развитых стран, как, например, США, Япония, Германия, Франция, то можно отметить, что в последние десятилетия практически во всех случаях периодам наибольшей инвестиционной активности в этих странах (с определенным временным лагом) соответствовали периоды наиболее высоких темпов подъема экономики. В частности, это особенно ярко проявилось в 60-е годы, когда высокая инвести­ционная активность в этих странах сопровождалась наиболее высокими темпами роста такого интегрального показателя экономического развития, как валовой национальный продукт. Например, в Японии при удвоении объема капитальных вложений за период 1965-1970 гг. валовой национальный продукт возрос по сравнению с предыдущим пятилетием более чем на 70%. В США, Германии и Франции прирост валового национального продукта за этот период составил 25-30%. Это позволило вышеуказанным странам создать значимый произ­водственный потенциал, явившийся материально-технической базой для обеспечения устойчивого экономического и социального развития в последующий период, а также сформировать экономические основы постиндустриального общества.

При современном постоянно прогрессирующем уровне интеграции мировой хозяйственной деятельности инвестиционная активность и, соответственно, эконо­мический рост, как в развитых, так и в развивающихся странах поддерживается и усиливается участием иностранного капитала: чем выше темпы прироста валового национального продукта и национального дохода, тем больше возможности для расширенного воспроизводства инвестиционных ресурсов и форми­рования на этой основе рациональной инвестиционной политики. Так, например, в США накопленный объем прямых иностранных инвестиций, составляющий в начале 70-х гг. около 30 млрд. долл., возрос к началу 90-х гг. более чем в 10 раз, общий же объем иностранных активов в экономике страны превысил к этому времени 1,5 трлн. долл. При наличии в США развитой системы законодательного регулирования инвестиционной деятельности такой мощный приток иностранного капитала в значительной мере способствовал дальнейшему подъему ее экономики на основе развития конкурентоспособного экспортного потенциала.

В последние годы активизируют деятельность по привлечению иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь и Российская Федерация, Украина и Польша. При этом динамика иностранных инвестиций в эти страны по годам неравномерна, что отражено в Таблице 2.1.

Таблица 2.1

Прямые иностранные инвестиции, млн. долл. США

Страна

1994г.

1995г.

1996г.

1997г.

1998г.

1999г.

2000г.

Беларусь

7

30

48

73

105

212,9

240

Украина

-

-

159

267

350

600

700

Россия

-

637

2017

2479

3800

1500

Польша

378

1715

1875

3659

4498

3000

4000

Неравномерность привлечения иностранных инве­стиций в экономику оказывает влияние на динамические характеристики состояния макроэкономических пока­зателей. Например, изменение валового внутреннего продукта на душу населения, объем иностранных инвестиций на душу населения, структура иностранных инвестиций страны и т. д. Динамика изменения валового внутреннего продукта на душу населения, рассчитанная в долларах США по таким странам, как Беларусь, Украина, Россия и Польша (табл. 2.2), показывает, что наиболее высокие темпы изменения валового внутреннего продукта на душу населения наблюдались в 2000 г. -180,9% от уровня 1994 г.

Таблица 2.2

Динамика изменения валового внутреннего продукта на душу населения, млн. долл. США

Страна

1994г.

1995г.

1996г.

1997г.

1998г.

1999г.

2000г.

Беларусь

3027

2641

2189,6

2103,3

2151,9

2399

5219

Украина

1761

1337,8

996,5

932,3

846,7

637,4

663,1

Россия

2856,8

2586,9

2162,5

2373,1

2931,4

2960,8

2816,7

Польша

2153,7

2200

2363,5

3061,7

3474,4

3704,5

3897,1

В Беларуси данный показатель, по сравнению с анализируемыми странами достаточно высок: темп изменения валового внутреннего продукта на душу населения в 2000 г. составил 172,4% от уровня 1994 г. Эта тенденция повлияла на изменения доли иностранного капитала в валовом внутреннем продукте, сложившиеся в 2000 г. (табл. 2.3).

Таблица 2.3

Величина иностранного капитала и валового внутреннего продукта в 2000 г., млн. долл. США

Страна

Величина иностранного капитала

Валовой внутренний продукт

Беларусь

1550

25693,5

Украина

12700

33753,7

Россия

158500

414051

Польша

31700

150819

В соответствии с данными таблицы доля иностранного капитала в валовом внутреннем продукте в 2000 г. в Рес­публике Беларусь составила всего лишь 6%, в то время как в России и на Украине - 38%, а в Польше - 21%.

Анализ структуры уже привлеченных иностранных инвестиций в Республику Беларусь показывает их весьма узкую отраслевую направленность. Так, наибольшая доля привлекаемых инвестиций приходится на отрасли промышленности (70,5%), а в отрасли сельского хозяйства - 0,4% (табл. 2.4).

Таблица 2.4

Распределение прямых иностранных инвестиций по отраслям экономики Республики Беларусь по состоянию на 1.07.2000 г.

Отрасль экономики

Величина, %

Транспорт

4,1

Связь

3,2

Строительство

1,2

Торговля

13,5

Сельское хозяйство

0,4

Промышленность

70,5

Остальные

7,1

Данная ситуация в целом отражает, что в Республике Беларусь начался процесс формирования материально-технической базы для активизации обновления основного капитала в отраслях экономики (табл. 2.5).

Таблица 2.5

Структура инвестиций в основной капитал по отраслям экономики за период 1985-2000 гг. (в % к итогу).

Годы

Всего

В том числе по отраслям экономики

Промышленность

Сельское хозяйство

Строительство (без жилищного)

Жилищное строительство

Транспорт

Связь

Другие отрасли

1985

100

32

23

3

20

7

1

14

1990

100

24

29

3

20

6

2

16

1991

100

25

26

4

21

8

1

15

1992

100

25

18

2

26

8

1

20

1993

100

25

15

3

24

10

1

22

1994

100

32

9

2

25

9

1

22

1995

100

30

9

2

20

13

3

23

1996

100

31

8

1

20

13

7

20

1997

100

31

6

1

24

14

4

20

1998

100

35

7

2

23

10

3

20

1999

100

28

6

2

26

13

3

22

2000

100

29

7

0,7

30

10

3

20,3

Исследования показывают, что иностранный капитал необходим в тех сферах экономики, активизация которых способна вывести страну из кризисного состояния и обес­печить экономический рост. Поэтому в крупно­масштабном иностранном инвестировании особенно нуждаются наукоемкие экспортно-ориентированные отрасли, а также отрасли, способствующие реализации программ импортозамещения и ресурсосбережения.

Характеристика привлекаемых иностранных инве­стиций отражена в табл. 2.6.

Таблица 2.6

Показатели иностранных инвестиций в Республику Беларусь, млн. долл. США

Виды инвестиций

1996 г.

1997 г.

1998 г.

Прямые инвестиции, всего

72,6

189,7

105,2

В том числе страны СНГ

53,4

125,4

39

За границу, всего

0

-2,1

-2,4

В том числе в страны СНГ

0

-0,7

-0,8

Во внутреннюю экономику, всего

72,6

191,8

107,6

В том числе в страны СНГ

53,4

126,1

39,8

Портфельные инвестиции, всего

-14,5

-42,8

13,9

В том числе в страны СНГ

-14,5

-42,8

13,9

Активы (нерезиденты), всего

-17,7

-80,3

26,8

В том числе в страны СНГ

-17,7

-80,3

26,8

Обязательства (резиденты), всего

3,2

37,5

-12,9

В том числе в страны СНГ

3,2

37,5

-12,9

Другие инвестиции, всего

401,4

431,1

496,9

В том числе в страны СНГ

229,7

366,8

374,4

Анализируя данные таблицы, наблюдается тенденция роста как прямых, так и портфельных инвестиций. Это немаловажно для развития национальной экономики Республики Беларусь, поскольку в целом происходит увеличение международных потоков портфельных инвестиций и усиление диверсификации их по двум основным направлениям: происходит перераспределение капиталов, как между странами, так и между отраслями. Межотраслевое перераспределение в мировом масштабе выражается в росте портфельных инвестиций, прежде всего в высокотехнологичные производства и такие отрасли, как телекоммуникации, разработка програм­много обеспечения, услуги Интернета. Приток же в страну

прямых инвестиций и селективный выбор их направлений по прио­ритетным отраслям эко­номики способен обес­печить создание новых наукоемких произ­водств, сокращение безработицы, укреп­ление конкурентоспо­собности предприятий, отраслей и страны в целом. Анализ склады­вающихся тенденций в экономике указывает на углубление инте­грации материального и нематериального производств, поскольку высокие технологии во все большей степени распространяются в сфере услуг, а мате­риальная сфера, в свою очередь, является крупнейшим потре­бителем специализи­рованных услуг. Проис­ходит расширение масштабов новых дого­ворных отношений между субъектами хозяйствования, осу­ществляемых в элек­тронной форме, без посредства бумажных носителей (банковские услуги, факторинг, лизинг, инвестиционные контракты и т. д.), формируются новые стратегии объединений предприятий. Структурные характеристики стран, инвестирующих Республику Беларусь представлены в табл. 7.

Таблица 2.7

Структурная характеристика основных стран-инвесторов Республики Беларусь по состоянию на 1.07.2000 г.

Страны

Доля в общем объеме иностранных инвестиций

Нидерланды

25,6

Германия

21,7

США

16,8

Польша

5,8

Кипр

3,7

Ирландия

2,8

Швейцария

2,6

Австрия

2,3

3. Защита иностранных инвестиций.

Процесс инвестирования связан с определенны­ми рисками для зарубежных предпринимателей, причем помимо коммерческих существуют так на­зываемые некоммерческие риски, которые обуслов­лены политической, экономической и правовой не­стабильностью в стране. Существуют такие понятия как неопределённость и риск. Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации обусловленной реализацией проекта. Неопределенность характеризуется понятием риска. Риск - возможность потери предпринимателем его средств или активов.

При расчете эффективности проекта принято учитывать следующие виды неопределенностей и рисков:

  1. Риск, связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуацией, а также условий инвестирования и использования прибыли.

  2. Внешнеэкономический риск (возможность закрытия границ или введения ограничений на торговлю).

  3. Нестабильность политической ситуации, неблагоприятные социально-политические изменения в стране или регионе.

  4. Возможность изменения валютных курсов цен и рыночной конъюнктуры.

  5. Неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных бедствий.

  6. Производственно-технологический риск (аварии, отказы оборудования, технологический брак).

В этой связи очень важ­ным моментом является система гарантий, предо­ставляемых иностранным инвесторам. Закон об иностранных инвестициях предусматривает в ст. 34-37 гарантии, содержание которых сводится к сле­дующему:

Недискриминационный режим иностранных инвестиций. Правовой режим иностранных инвес­тиций на территории Республики Беларусь, усло­вия деятельности иностранных инвесторов и созда­ваемых с их участием предприятий не могут быть менее благоприятными, чем соответствующий режим для имущества и имущественных прав, а также условия для инвестиционной деятельности юридических и физических лиц Республики Беларусь, кроме случаев, предусмотренных Законом.

По сути, Закон предоставляет иностранным инвесторам национальный режим, хотя и с некоторыми ограничениями и рядом преференций. Надо сказать, что закрепленный в Законе принцип национального режима является в странах с рыночной экономикой основным по отношению к иностранным инвесторам, причем данный принцип закреплен в целом ряде международных соглашений, в частно­сти, таких как «Руководящие принципы для международных инвестиций» (1972 г.), «Кодекс либерализации движения капитала» (1961 г.), «Деклара­ция о международных капиталовложениях и много­национальных предприятиях» (1976 г.).

Инвестиционный Кодекс, принятый Парламен­том Республики Беларусь, также, как и Закон, устанавливает национальный режим для иностранных инвесторов, указывая на то, что госу­дарство гарантирует равенство прав, предоставляемых инвесторам и защиту инвестиций, независимо от форм собственности инвестора, организационно-правовой формы и страны регистрации юридического лица-инвестора и гражданства (подданства) физического лица инвестора.

Вместе с тем следует заметить, что в нашей стране еще нет соответствующих условий для реализации данного режима. Как и в других странах с переходной экономикой, в Беларуси существуют как минимум три фактора, которые требуют введение для иностранных инвестиций определенных ис­ключений из национального режима.

Во-первых, национальный режим осуществле­ния хозяйственной деятельности в Беларуси во многом непривлекателен для иностранных инвес­торов, а иногда и противоречит их интересам. Ино­странный инвестор зачастую не может согласиться с потерями, связанными с применением к нему национального режима.

Во-вторых, имеются серьезные различия между национальным режимом Беларуси и режимами раз­витых стран, экспортирующих капитал. Многие за­рубежные предприниматели, несмотря на префе­ренции и гарантии, не рискуют вкладывать деньги в отечественную экономику. Сильный налоговый пресс, большой удельный вес государственной соб­ственности, нестабильное законодательство, сла­бая предпринимательская инфраструктура, негативное отношение в обществе к предпринимателям - вот только некоторые из факторов, отрицательно характеризующих национальный режим ведения хозяйственной деятельности. Все это означает, что в такой ситуации определенная часть иностранных инвестиций в национальную экономику будет про­сто упущена.

В-третьих, интересы привлечения иностранно­го капитала обуславливают особые льготы и гаран­тии для инвесторов, хотя с общетеоретической точ­ки зрения национальный режим является самым оп­тимальным общим правовым режимом, который можно представить в связи с осуществлением инве­стирования.

Следует отметить, что по вопросу выбора опти­мального режима иностранных инвестиций выска­зываются подчас самые полярные точки зрения. Не­которые специалисты отдают предпочтение префе­ренциальному режиму, поскольку предоставление такого режима вполне оправдано в связи с тем, что инвестирование осуществляется в особо социаль­но значимую и более рискованную сферу производ­ства материальных и духовных благ. «Преференциальный режим», с их точки зрения, позволя­ет, например, компенсировать дополнительные расходы инвесторов, которые не возникают у других видов субъектов экономических отношений. Подоб­ный режим является стимулирующим для привле­чения инвестиций в национальную экономику.

Другие — исходят в своих суждениях из концеп­ции регулирования иностранных инвестиций в рам­ках законодательства о конкуренции.

Соглашаясь в целом с позицией последних, сле­дует отметить, что реализация концепции, которую они предлагают, по нашему мнению, является от­даленной перспективой, поскольку идея привлече­ния иностранных инвестиций на основе законода­тельства о конкуренции может быть претворена в жизнь только в условиях сложившейся рыночной экономики. В условиях нестабильной правовой базы и в отсутствии определенных гарантий иностранные инвесторы вряд ли решатся на сколько-нибудь круп­ные вложения в экономику страны-реципиента.

Гарантии от изменения законодательства. В случае если акты законодательства Беларуси, принятые после регистрации предприятия с ино­странными инвестициями, ухудшают положение и условия иностранных инвесторов и создаваемых с их участием предприятий (т. е. на них возлагается дополнительные либо увеличенные по сравнению с ранее существовавшими обязанности или они ог­раничиваются либо лишаются имевшихся прав), то к инвесторам, предприятию с иностранными инве­стициями и (или) иностранным инвестициям в те­чение пяти лет применяется законодательство, действовавшее на день регистрации предприятия с иностранными инвестициями. Вместе с тем дан­ные требования не распространяются на измене­ние законодательства республики в области обес­печения обороноспособности, экологической безо­пасности и охраны здоровья населения.

Гарантии от принудительных отчуждений. Иностранные инвестиции не могут быть национа­лизированы, реквизированы, изъяты, захвачены, принудительно куплены либо взяты или подвергну­ты другим действиям, эквивалентным по послед­ствиям и ведущим к лишению иностранного инве­стора его права собственности либо контроля или существенного преимущества его инвестиций, кро­ме как по приговору или решению суда, а также по мотивам общественной безопасности, при соблю­дении определенных законом условий и порядка, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества.

Отечественный законодатель предусматривает, что убытки, причиненные иностранному инвестору либо предприятию с иностранными инвестициями в результате принудительного отчуждения, возмещаются органом, принявшим решение о принуди­тельном отчуждении. Однако в Законе не указано, какие органы вправе принимать подобные решения. Не определено также, что представляет собой изъя­тие, захват, принудительный выкуп. В законе не дано толкование национализации и реквизиции. Причем, если в ст. 243 Гражданского кодекса дано понятие реквизиции, то о национализации законо­датель умалчивает, поскольку ст. 245 такого же ко­декса «Национализация» всего лишь отсылает к специальному закону о порядке и условиях нацио­нализации.

Вместе с тем проблемы национализации соб­ственности существенным образом влияют на инвестиционный климат. Акты национализации и огосударствления частной собственности как наци­ональной, так и иностранной, после 1917 года без какой бы то ни было компенсации, с точки зрения международного права считаются неправомерны­ми. Отрадно, международно-правовая практика Беларуси (в подписанных и ратифицированных ин­вестиционных договорах) пошла по пути признания правомерности актов законной национализации только при условии выплаты компенсации за наци­онализированное имущество. Представляется не­обходимым закрепить в Законе положение, в соот­ветствии с которым национализация будет рассмат­риваться, как исключительная мера и решение о ней будет приниматься только парламентом страны, что также будет являться определенной гарантией для иностранных инвесторов.

Гарантии компенсации при возмещении убыт­ков от незаконных действий государственных ор­ганов и их должностных лиц. Убытки, понесенные иностранным инвестором в результате исполнения им акта, решения, указания государственных орга­нов или их должностных лиц, нарушивших права инвестора, предприятия, а также убытки, получен­ные в результате ненадлежащего исполнения таки­ми органами или их должностными лицами в отно­шении инвестора либо предприятия обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, подлежат компенсации этими органами по решению суда. Компенсация должна быть сво­евременной, адекватной и эффективной.

К сожалению, законодатель не установил конк­ретного срока, в течение которого должна быть вып­лачена компенсация, указав лишь, что она должна выплачиваться без задержки. Таким образом, есть основания усомниться в эффективности вышеназ­ванной гарантии.

Гарантии по использованию доходов от инве­стиционной деятельности. После уплаты налогов и сборов иностранным инвесторам в отношении принадлежащих им доходов, полученных от исполь­зования их инвестиций, гарантируются следующие направления использования доходов:

• использование их на цели инвестирования и реинвестирования, а также на покупку товаров на территории Республики Беларусь;

• использование их на покупку другой валюты на внутреннем рынке Республики Беларусь;

• беспрепятственный перевод доходов в валюте в страну происхождения инвестиций или в любую другую страну.

Данным гарантиям придается большое значение практически во всех соглашениях о поощрении и взаимной защите инвестиций. Гарантия перевода капиталов и прибылей связана с повседневной ин­вестиционной деятельностью и составляет основу таких соглашений.

Страхование имущества. Одним из традици­онных, достаточно эффективных способов защиты имущественных прав физических и юридических лиц является страхование. Возможность застрахо­вать свои вложенные средства является для инве­стора гарантией того, что в случае их потери он получит хотя бы частичное возмещение потерь в виде страхового возмещения. Подавляющее боль­шинство законов зарубежных стран об иностран­ных инвестициях содержат правило, в соответствии с которым инвесторам представляется возможность самим определять, стоит ли им воспользоваться страховой защитой своих имущественных интере­сов. Белорусский Закон не является в этом смысле исключением. В соответствии со ст.37 Закона стра­хование имущества и рисков предприятия с иност­ранными инвестициями осуществляется по его ус­мотрению в любых организациях, осуществляющих страховые функции на законных основаниях, если законодательством Республики Беларусь не предус­мотрено обязательное страхование. Однако спе­циальный закон «О страховании» в значительной степени элиминирует возможности защиты иност­ранных инвесторов путем страхования, как ни па­радоксально это звучит. Дело в том, что по смыслу ст. 7 вышеназванного закона, иностранные юриди­ческие и физические лица, инвестирующие свой капитал в экономику Республики Беларусь, имеют

право застраховать свой имущественный интерес только у страховщиков Республики Беларусь. Та­кое положение, как правило, не соответствует ин­тересам иностранных инвесторов, так как они пред­почли бы страховать свои интересы в известных им страховых организациях, т. е. у себя в стране или в страховых компаниях, чья надежность не вызыва­ет у них сомнения. Кроме того, в ситуации, когда для Беларуси является характерным отсутствие мощных частных страховых компаний, способных страховать крупные инвестиционные проекты, институциональные инвесторы не решаются вкла­дывать значительные средства в экономику респуб­лики, в том числе и по этой причине.

Вместе с тем, в деле страхования иностранных инвестиций нашим государством сделан целый ряд позитивных шагов. В частности, для реализации за­щиты инвестиций в рамках системы страхования «Национальная программа привлечения инвести­ций в экономику Республики Беларусь» констатировала необходимость обеспечить макси­мально возможное взаимодействие страховых об­ществ с крупными зарубежными перестраховщика­ми. Предлагалось также решать проблему страхо­вания путем организации страховых пулов, созда­ния института страховых брокеров, что позволило бы в короткие сроки максимально использовать имеющийся страховой капитал, распределить рис­ки между страховыми организациями республики (данные предложения были реализованы в целом ряде нормативных актов, регулирующих вопросы страхования). Наконец, в качестве важнейшей меры предусматривается создание Национального пере­страховочного общества с уставным капиталом в размере не менее 6 млн. долларов США с участи­ем государства и иностранных страховых и пере­страховочных обществ, а также Всемирного банка.

Рассмотренные тут проблемы свидетельству­ют о необходимости скорейшей разработки (предпоч­тительно на уровне закона) четкого механизма реа­лизации гарантий иностранных инвесторов с учетом высказанных замечаний и предложений. В против­ном случае некоторые гарантии останутся всего лишь декларацией, а при таких условиях нельзя рассчи­тывать на значительные объемы инвестиций.

4.Экономическая эффективность инвестиций и капитальных вложений.

Необходимость быстрого технического и технологического пере­оснащения предприятий, повышение конкурентоспособности их про­дукции непосредственно связаны с инвестированием.

В последние годы в условиях общего кризиса экономики, нехват­ки собственных финансовых ресурсов, дефицита бюджетных средств происходит сокращение инвестиций в экономику. Объем инвестиций за последние десять лет упал более чем на 50%. В 1993 году удельный вес инвестиций в ВВП составил 25,3%, в первом квартале 2001 года— 13,3%. При этом доля капиталовложений производственного характера в об­щем объеме инвестиций меньше половины (48,9%).

Инвестированные ресурсы зачастую используются неэффективно, и, как следствие, возникает проблема "долгостроев", задолженности по кредитам. Данная практика инвестирования ведет к расточительству финансовых ресурсов. Происходит связывание денежных средств, кото­рые могли бы быть направлены в более эффективные производства и проекты. Поэтому в данных условиях особую актуальность приобрета­ет проблема оценки инвестиционных проектов.

Современные методы оценки инвестиционного проекта предпола­гают всесторонность, объективность анализа, повышенные требования к расчетам.

Рассмотрим наиболее важные составляющие данной оценки:

=> порядок расчёта и оценки финансовых коэффициентов эф­фективности;

=> анализ движения наличных денег;

=> определение устойчивости проекта.

При оценке эффективности инвестиционных проектов следует раз­личать:

коммерческую (финансовую) эффективностьвыгоду с точ­ки зрения реализующего проект субъекта хозяйствования;

бюджетную эффективностьфинансовые последствия осу­ществления проекта для республиканского и (или) местного бюджета;

экономическую эффективность затраты и результаты, свя­занные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансо­вых интересов участников инвестиционного проекта.

Основу оценки инвестиционного проекта составляет такое поня­тие, как соизмерение затрат и результатов на его реализацию.

Общие инвестиционные расходы состоят из капитальных зат­рат и издержек под оборотные средства. В свою очередь капитальные затраты включают прединвестиционные расходы (издержки на мар­кетинговые исследования, разработку технико-экономического обо­снования и бизнес-плана, организацию производства), сметную сто­имость строительства (стоимость оборудования и строительно-мон­тажных работ).

Согласно Рекомендациям по разработке бизнес-планов инвестици­онных проектов, утвержденным 31.03.99 г. Министерством экономики Республики Беларусь, в качестве результата выступают чистая при­быль и амортизационные отчисления. Отнесение амортизационных от­числений к результатам вполне правомерно, так как в результате реали­зации проекта субъект хозяйствования получает, наряду с прибылью, и определенную сумму амортизационных отчислений для восстановления основного капитала, которым он раннее не располагал.

Существующие методы оценки эффективности инвестиций мож­но подразделить на 2 группы:

1. Простые, или статистические методы.

2. Методы дисконтирования.

К простым, или традиционным, показателям оценки инвестиций относятся коэффициент эффективности (рентабельность) и срок окупа­емости.

Коэффициент эффективностиэто отношение среднегодовой суммы прибыли к сумме капиталовложений. Показатель отражает, какая часть инвестиционных затрат возмещается в течение одного года плани­рования. На основании сравнения расчетной величины рентабельности со средним уровнем доходности по отрасли или нормативным проводится заключение о целесообразности реали­зации инвестиционного проекта.

Срок окупаемостипериод возмещения инвестиций. В между­народной практике данный показатель определяется путем суммирова­ния доходов до тех пор, пока не будет получена сумма, равная объему инвестиций. В отечественной практике данный показатель рассчитыва­ется как отношение суммы инвестиций к среднегодовой величине при­были. Так как показатели прибыли в начале и в конце периода неодина­ковы, то происходит занижение срока окупаемости.

Проект считается приемлемым, если срок окупаемости удовлетворяет требованиям кредитора.

Недостатки традиционных показателей: не учитывается фактор времени, то есть изменение стоимости денег с учётом времени. Одинаковая величина денег сегодня и через определённый период времени имеют разную стоимость по причине обесценивания денег в результате инфляции, доходности капитала.

Для учёта временной стоимости денег используются дисконтированные критерии эффективности инвестиционного проекта.

Дисконтирование – это процесс приведения экономических показателей разных лет к сопоставимому по времени виду. Установление сегодняшнего эквивалента суммам, выплачиваемым в будущем, определяется как произведение будущих поступлений денег на коэффициент дисконтирования. Расчет коэффициента дисконтирования приве­ден ниже:

D = 1/(1+i)n,

где D — коэффициент дисконтирования;

I — дисконтная ставка;

n — продолжительность инвестирования.

В качестве дисконтной ставки могут выступать средняя депозит­ная или кредитная ставка, индивидуальная норма доходности с учетом инфляции и уровня риска, альтернативная норма доходности по другим возможным видам инвестиций, норма доходности по текущей хозяй­ственной деятельности.

Для оценки целесообразности проведения затрат в данный пери­од, чтобы получить выгоды в будущем, рассчитываются следующие дис­контированные показатели:

1. Чистый приведенный доход, который представляет собой разницу между приведенными к настоящей стоимости (путем дисконтиро­вания) будущих денежных потоков за весь период реализации бизнес-плана и суммой инвестируемых средств. Данный показатель должен быть положительным, в обратном случае инвестор не получит свои деньги обратно.

2. Индекс доходности (рентабельности) инвестиций — это от­ношение приведенного денежного потока к сумме инвестируемых средств. Его величина должна быть больше единицы,

3. Внутренняя норма рентабельности представляет собой ставку дисконтирования, при которой чистый приведенный доход в процессе дисконтирования будет приведен к нулю.

4. Динамичный период окупаемости — срок, в течение которого результаты последовательного сложения дисконтированной чистой при­были сравняются с величиной инвестиций.

При рассмотрении альтернативных проектов, в том числе с разны­ми показателями эффективности по чистому приведенному доходу и внутренней норме рентабельности, необходимо отдавать предпочтение первому показателю, так как в данном случае получается больше (в аб­солютном значении) выгод от реализации проекта.

В случае финансирования за счет бюджетных средств, осуществ­ления государственной поддержки в обязательном порядке рассчитыва­ется бюджетная эффективность.

Выгода для бюджета представляет собой разницу между буду­щей величиной уплачиваемых налогов в результате реализации проекта и субсидиями (налоговые льготы, льгота по кредиту). Проект должен соответствовать экономическим приоритетам государства.

При финансировании проекта государством или (и) международ­ными финансовыми фондами определяется экономическая эффектив­ность. Предполагается рассчитывать эффективность инвестиций без учета обслуживания долга (выплаты процентов и погашения основного долга), так как данные затраты приводят не к использованию (расходу) денежных ресурсов, а только к их перераспределению. Кроме того, для определения выгод в целом для общества необходимо рассчитывать сле­дующие количественные показатели: создание дополнительных рабо­чих мест, увеличение объемов производства и, соответственно, умень­шение дефицита определенной продукции; рост доходов населения за счет увеличения занятости и снижения цен.

Анализируя эффективность выбранной инвестиционной стратегии, следует оценивать экологические внешние эффекты (экстреналии). Если возможно ущерб выразить количественно, то его необходимо отразить в издержках проекта. При трудностях измерения данные негативные сто­роны проекта следует выявить в качественном анализе.

Оценка инвестиционного проекта должна в обязательном поряд­ке включать анализ последовательности платежей и поступлений денежных средств во времени (в западной экономической литерату­ре данный поток денежных средств получил название cash-flow). Кри­терием принятия проекта является положительное сальдо в любом вре­менном интервале. Отрицательная величина свидетельствует о необ­ходимости привлечения заемных средств и, в результате, о снижении эффективности из-за дополнительных расходов на выплату процентов за данный кредит. При этом шаг расчета должен быть для первого года сроком в один месяц. В обратном случае возникает опасность не выявления нехватки денежных ресурсов в определенные периоды (на­пример, во время сезонной закупки сырья для перерабатывающих пред­приятий).

На эффективность инвестиционного проекта большое влияние ока­зывают инфляционные процессы, происходящие в экономике. Сниже­ние результатов инвестиционной деятельности в связи с инфляцией обусловлено следующими причинами:

1. Финансирование будущих затрат в результате повышения обще­го уровня цен увеличится. Превышение сметных затрат, вызванных ин­фляцией, должно рассматриваться не как превышение запланированных расходов, а как дополнительное заимствование. По данным займам сле­дует предусмотреть выплату процентов и долга. В обратном случае пред­приятие столкнется с кризисом ликвидности.

2. Стоимость основных фондов, приобретенных для проекта, че­рез определенное время в результате инфляции обесценится. В резуль­тате амортизационные отчисления и, соответственно, себестоимость бу­дут искусственно занижены, а прибыль завышена, что приведет к возра­станию реальных сумм налога.

3. Обесценивание товарно-материальных запасов и, соответствен­но, увеличение налогового бремени. То есть предприятие будет вынужде­но платить так называемый "инфляционный налог".

4. Инфляция влияет на номинальную ставку кредитования. То есть одновременно с повышением цен на ресурсы и собственную про­дукцию следует предусмотреть увеличение суммы процентов по кре­диту.

Для достоверной оценки результатов хозяйственной деятельнос­ти, в том числе инвестиционной, в условиях инфляции следует разраба­тывать планы в текущих ценах.

Планируемый результат всегда далек от определенности. Следую­щим важным этапом оценки эффективности инвестирования является оценка рисков реализации проекта, определение степени влияния на результаты факторов внешней среды.

В зарубежной практике используются такие методы для оценки риска реализации проекта, как метод пороговых значений, анализ чув­ствительности, методика моделирования.

Анализ риска, основанный на "пороговых значениях", определя­ет максимально возможное отклонение переменных величин (цена ре­сурсов, инфляция, объемы производства и реализации проекта). В за­рубежной практике для данных целей используется расчетно-конструктивный метод определения точки безубыточности объема производ­ства.

Чувствительность проекта — это устойчивость проекта по отно­шению к изменениям основных внешних и внутренних параметров, за­данных в качестве допустимых. Алгоритм расчета можно представить следующим образом (рис. 4.1):

Рисунок 4.1. Анализ чувствительности проекта

Таким образом, при высокой вероятности повышения цен на мате­риальные ресурсы проект становится неэффективным.

Использование вышеизложенных методов оценки инвестиционно­го проекта позволит достаточно объективно определить эффективность инвестиционной деятельности, избежать ошибок в выборе объектов вло­жения финансовых ресурсов.

5. Планирование, финансирование и кредитование капитальных вложений.

Стратегическое планирование развития предприятий предусматривает обоснование необходимых капитальных вложений, или инвестиций, на осу­ществление предстоящих проектов. В состав капиталовложений входят денеж­ные ресурсы, или инвестиционные средства, связанные с приобретением, содер­жанием и расширением основных производственных фондов, нематериальных активов, оборотных средств и других видов собственности предприятий и фирм.

Основные фонды — это часть средств производства, которые многократно используются в хозяйственной деятельности, не изме­няя свою первоначальную вещественно-натуральную форму Стоимость основных производственных фондов переносится на готовый продукт (услуги) частями по мере износа и возвращается предприятию после реализации про­дукции или услуг. Процесс переноса стоимости основных фондов принято на­зывать амортизацией. К основным фондам относятся здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы, вычислительная техника, транспортные средства, тех­нологическая оснастка, хозяйственный инвентарь и т.д.

Нематериальные активы включают стоимость объектов промышлен­ной и интеллектуальной собственности и иных имущественных прав. К нема­териальным активам, используемым в течение длительного периода хо­зяйственной деятельности и приносящим доход, относятся:

• права, возникающие из авторских и иных договоров на произведения науки, компьютерные программы, изобретения;

• аренда земельных участков и др.

Такие активы по своему экономическому назначению напоминают основ­ные средства. Они также используются в течение длительного времени, прино­сят прибыль их владельцу, не теряют со временем свою первичную стоимость. На нематериальные активы тоже начисляется амортизация. Особенностью дан­ных активов является отсутствие материально-вещественной формы, сложность определения их стоимости и расчета прибыли от их применения.

Оборотные средства состоят из оборотных фондов и фондов обраще­ния. Оборотные фонды по своему вещественном содержанию представляют различные материальные запасы, ресурсы. Они однократно участвуют в производственном процессе, изменяют свою натурально-вещественную фор­му и полностью переносят стоимость на создание товара или услуги. Фонды обращения связаны с продажей готовой продукции. Они включают изготов­ленные товары, запасы ресурсов, денежные средства на расчетных счетах и в кассе предприятия. По характеру участия в процессе производства и реализа­ции продукции оборотные фонды и фонды обращения тесно связаны между собой, переходят из сферы производства в сферу обращения, и поэтому они учитываются в денежной форме как единые оборотные средства.

Капитальные вложения, или инвестиции, на предприятиях плани­руются на осуществление следующих инновационных проектов:

=> выполнение научно-исследовательских, экспериментальных, конст­рукторских, технологических и организационных работ;

=> приобретение, демонтаж, доставка, монтаж, наладка и освоение технологического оборудования и оснащение производственного процесса;

=> освоение производства продукции и доработка опытных образцов изде­лия, изготовление макетов и моделей, проектирование предметов и средств труда; =>строительство и реконструкция зданий и сооружений, создание или аренда производственных площадей и рабочих мест, а также других элемен­тов основных фондов, непосредственно связанных с осуществлением проекта производства новых товаров;

=> пополнение норматива оборотных средств, вызванное внедрением проектируемых процессов или производством продукции;

=> предотвращение отрицательных социальных, экологических и дру­гих последствий, вызванных внедрением предлагаемых проектов.

Общая величина планируемых капитальных вложений включает все сум­марные затраты на выполнение предусмотренных в стратегическом плане про­ектных работ. Используя основные показатели стратегического планирования, можно составить план капиталовложений по отдельным производственным подразделениям или предприятию в целом на требуемый плановый период.

В общем виде, например, суммарную величину требуемых капитальных вло­жений в технологическое оборудование можно определить по следующей формуле:

К>об>=Ц>*К>+Т>+С>смр>+А>пл>+З>нир>+З>пкр>

где К>об> — общая сумма капитальных вложений;

Ц> — рыночная цена единицы оборудования;

К> — количество требуемых единиц оборудования;

Т>— транспортные расходы;

С>стоимость строительно-монтажных работ;

А>пл> — аренда (стоимость) производственной площади;

3>нир> — затраты на научно-исследовательские работы;

3>пкр>— затраты на проектно-конструкторские работы.

Подобные расчетные зависимости или модели могут быть составлены по каждому подразделению предприятия, виду производственных ресурсов, типу по­ставщика или сегменту рынка и т.п. Они могут быть использованы на всех предприятиях для расчета требуемых капитальных вложений и оценки инвестицион­ных последствий разнообразных плановых решений. Эти последствия можно оце­нивать для ряда соответствующих допущений относительно будущих условий хо­зяйственной деятельности. Основная структура капитальных вложений в произ­водственную сферу предприятия представлена на рис. 5.1. Как видно, величина ка­питальных вложений на отдельные виды ресурсов, а также производственные зат­раты и конечные финансовые результаты имеют тесную взаимозависимость. На­пример, количество продукции, которое планируется продать на рынке, зависит от наличия производственных мощностей в будущем, что в свою очередь — от пла­нируемого объема продаж. Аналогично издержки производства зависят от суммы капитальных вложений, инвестируемых в производственную сферу.

Планы капиталовложений обычно разрабатываются на годовые инвестици­онные проекты, но могут быть составлены и для более длительного срока, напри­мер, на 5 или 10 лет. Инвестиционные проекты можно использовать для оценки разнообразных финансовых последствий альтернативных средств, ресурсов, а также условий внутренней или внешней среды. Они могут быть применены в долгосроч­ном планировании таких показателей деятельности фирмы, как доход на инвести­ционный капитал, дивиденды на акцию, прибыль на единицу проданной продукции, общий доход на акцию, доля продаж на рынке и т.д. В зарубежной инвестиционной деятельности плановые расчеты и модели широко используются при разработке рыночной стратегии фирмы, политики привлечения денежных средств, програм­мы технического развития, модификации технологии и т.д.

Стратегическое планирование капиталовложений позволяет каждо­му предприятию выбирать такие варианты размещения дефицитных ресурсов, которые могут обеспечить получение наилучших из ряда возможных социаль­но-экономических результатов. Оно служит не только основой оценки экономи­ческой эффективности инвестиционных проектов, но и является аналитичес­ким инструментарием, с помощью которого можно найти правильные ответы на следующие вопросы:

• Какой общий объем капиталовложений может или должна сделать фир­ма в плановом периоде?

• Какие конкретные инвестиционные проекты должна принять фирма в будущем времени?

• Из каких источников будет финансироваться инвестиционный портфель фирмы?

Выбор и обоснование плановых решений по всем этим вопросам тес­но связаны между собой. Они не должны сводиться к нахождению простых ответов о том, какое направление капиталовложений следует финансиро­вать из данного объема средств, поскольку сейчас и объем заимствования, и размер эмиссии акций являются переменными значениями, которые по­стоянно находятся под контролем высшего руководства фирмы. Поэтому все решения о выборе инвестиционного проекта и получении фондов в иде­альном случае должны приниматься одновременно. В свою очередь, отбор проекта не может быть сделан предприятием без учета его стоимости, на величину которой оказывают большое влияние возможности получения не­обходимых инвестиций.

Анализ эффективности инвестиций дает ответы на все поставленные вопросы. В конечном счете, он создает предприятию возможность свободного выбора такого варианта распределения расходов в пространстве и времени, который в будущем может дать максимальную прибыль или доход на вложен­ный капитал. С учетом выработанных в теории инвестиционных решений и методологических положений максимизация дохода или приращение капитала могут быть достигнуты по правилу либо чистой дисконтированной стоимости, либо внутрифирменной нормы прибыли.

В том и другом случае требуется правильное определение стоимости капитала. Она представляет собой стоимость используемых для финанси­рования проектов ресурсов. Величина капитала может быть определена на рынке или рассчитана как альтернативная стоимость. При оценке инвести­ционного проекта стоимость капитала должна выполнять роль минимального норматива окупаемости затрат, который перекрывается приемлемыми ре­зультатами. Идеальным будет такой вариант проекта, когда стоимость капи­тала автоматически устанавливает величину общего инвестиционного бюд­жета фирмы, так как должны выбираться решения, обеспечивающие воз­можность получения доходов, равных или превосходящих стоимость капита­ла. Такая инвестиционная политика ведет к максимизации прибыли и благо­состояния акционеров, поскольку в стратегические планы предприятия вклю­чаются только те проекты, которые увеличивают общую сумму его чистого дисконтированного дохода.

В процессе планирования капиталовложений на стратегические или дол­госрочные проекты стоимость капитала и совокупные доходы будут неопреде­ленными. В связи с этим при расчетах обычно предполагается, что общая стоимость фондов на рынке отражает не только существующую цену денеж­ных средств с учетом доходов будущего периода, но также и степень риска, связанного с их использованием в любой конкретной фирме или на предприя­тии. Кроме того, необходимо учитывать предполагаемый период

осуществле­ния инвестиционного проекта, привлечение собственных или заемных денеж­-

Рисунок 5.1. Структура капиталовложений предприятия.

ных средств, планируемые ставки рефинансирования и кредитования проектов и многие другие факторы неопределенности, как внутренней среды, так и внеш­него окружения предприятия.

В рыночных отношениях промышленных предприятий, банковских структур и финансовых организаций основными источниками инвестиций являются собственные доходы фирм и организаций, привлеченные капиталы акционеров и учредителей, целевое финансирование из федеральных или ре­гиональных фондов, кредиты коммерческих банков, выпуск ценных бумаг или эмиссия акций корпораций, спонсорские и другие виды взносов и т.п. В каж­дом из перечисленных источников финансирования капиталовложений суще­ствует много общих правил и особенностей максимизации результатов и ми­нимизации затрат.

В современной зарубежной экономической теории и хозяйственной прак­тике нет разногласий относительно роли стоимости капитала, однако нет согласия относительно этого понятия, а, следовательно, и его измерения. В мире современных рынков и финансово-экономической ста­бильности такой проблемы не существует. Результаты эффективной финансо­вой деятельности многих зарубежных фирм и корпораций давно уже доказали, что в условиях определенности ставка процента играет роль стоимости капи­тала и представляет собой рыночную ставку обмена между сегодняшними и будущими деньгами. Поскольку риск в этом случае отсутствует, то здесь нет разницы между стоимостью долга и акции. Доходность любого инвестицион­ного проекта зависит от условий рынка капитала, определяющих ставку про­цента, которая регулирует спрос и предложение средств. Приемлемость про­екта зависит главным образом от величины рыночной ставки процента. Ины­ми словами, он может быть принят при одних ставках и не рекомендован при других. Следовательно, ставка процента, впрочем, как и любая другая рыноч­ная цена, выполняет свою распределяющую роль. Она также выполняет эту функцию и в условиях неопределенности, когда одна ставка процента заменя­ется рядом других, каждая из которых связана с различной степенью неопре­деленности в планировании затрат и результатов.

Таким образом, действующая в условиях рынка учетная ставка про­цента или норма прибыли на капитал служит не только основой долгосрочно­го планирования требуемых инвестиций, но и распределения имеющихся де­нежных ресурсов. В первые годы перехода от плановой экономики к рыноч­ной учетная ставка рефинансирования Центрального банка Российской Фе­дерации выросла в сотни раз, что лишило большинство предприятий возмож­ности брать кредиты на долгосрочное развитие. Максимальная ставка Цен­трального банка Российской Федерации в размере 210% пришлась на период с 15 октября 1993 г. по 29 апреля 1994 г., и затем пошло ее медленное сниже­ние. Коммерческие банки выдавали в этот период кредиты предпри­ятиям под 300 и более процентов годовых. В первом полугодии 1998 г. мини­мальная ставка составляла 30%, средняя — 50%, максимальная — 150%. По прогнозам, ставка непрерывно будет снижаться после 2000 г. до 6%-10%, как в цивилизованных рыночных странах. В США, например, она составляет 5,75% годовых.

Снижение учетной ставки будет способствовать широкому использо­ванию банковских кредитов для подъема производства на отечественных предприятиях. Кредитование всех предприятий и организаций производится на основе принципов срочности, возвратности, платности, целевого назначения, залога имущества и гарантии возврата, в соответствии с условиями договора. Кроме кредитов коммерческих банков, предприятия имеют сейчас возможность использовать для своего долгосрочного разви­тия также другие источники финансирования.

Заключение

В заключении нужно отметить, что белорусская законодательная база еще достаточно несовершенна и недостаточна для нормального и устойчивого протекания процесса инвестиционной деятельности.

Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности должны быть более гибкими и не допускать разночтений. Они не могут быть исключительно запрещающими или разрешающими, а должны быть направлены на максимальное сотрудничество с субъектами инвестиционной деятельности, обеспечивать получение обоюдной выгоды, как государству, так и инвестору. Для устойчивого функционирования экономики государства необходима стабильная работа производственных отраслей, а без привлечения инвестиций поднятие производства весьма затруднительно для белорусской экономики. А для привлечения в экономику РБ инвестиций необходимо создание здорового инвестиционного климата, и формы и методы государственного регулирования играют здесь одну из ключевых ролей.

Капитальные вложения выступают как одна из форм инвестиций в экономику страны. Непрерывность и достаточность их являются обязательными для нормального функционирования экономики каждой страны. В настоящее время инвестиционная деятельность в стране осуществляется в условиях общего кризиса ее экономики, нестабильности социально-экономического положения в стране. Гиперинфляция, либерализация цен, дефицит бюджета, тяжелое финансовое состояние предприятий и организаций, платежный кризис, непрерывный рост стоимости строительства, дорогой банковский кредит, а также другие кризисные явления вызвали резкое снижение объемов капитальных вложений, капитального строительства и ввода производственных мощностей и объектов строительства, что обусловило спад производства необходимой продукции. Одной из мер по выводу экономики из кризиса должна являться активизация инвестиционной деятельности, для чего необходимо изыскать средства для дополнительных капитальных вложений, направить их на выполнение приоритетных государственных программ, обеспечить их целевое и эффективное использование.

Из всего вышесказанного следует, что инвестирование экономики процесс на данном этапе развития Беларуси неизбежный. Поскольку, использование в качестве инвестиций государственных займов и иностранных кредитов, как показала практика, весьма неэффективно, необходимо привлекать частный, в том числе и иностранный капитал в экономику РБ, и для этого нужно совершенствовать законодательную базу, регулирующую инвестиционный процесс в Беларуси.

Литература

1. Волков О.И. Экономика предприятия. Учебник. М.: Инфра-М, 2000 г.

2. «Белорусский рынок» №№ 1-12, 2001 г,

3. Самуэльсон П. Экономика, 1 т. М.: 1995 г.

4. Сергеев И.В. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика, 1999 г.

5. Фадеев А., Рукин А. Инвестиционные портфели. //Рынок ценных бумаг, №13, 2000.

6. Шойко С. Способны притягивать инвестиции. - "Белорусский рынок" 2001 г. № 14 с.16.

7. «Экономический бюллетень» № 1, 5, 6, 8, 2002 г.

8. Электронный архив газеты “Белорусский рынок” – www.br.minsk.by/archive

9. Экономика. Финансы. Управление. 2002, № 11

10. “Экономика предприятия”. 2001, № 7

11. “Главный бухгалтер”. 2001, № 37

12. “Белорусский фондовый рынок”. 2001, № 6.