Экзаменационные вопросы (работа 2)

Издержки производства. Прибыль и рентабельность

1. Сущность, значение издержек производства (себестоимости продукции)

Себестоимость – это затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме. Это «синтетический» показатель, он учитывает все элементы производства: сырье, средства производства, средства труда, энергию и др.

По себестоимости определяют эффективность различных проектов на предприятии, здесь себестоимость является критерием.

Значение себестоимости усиливается значимостью этого показателя. Себестоимость является также базой для расчета цены.

Виды себестоимости:

– индивидуальная (предприятия);

– среднеотраслевая;

– цеховая;

– производственная;

– полная, или коммерческая;

– плановая;

– отчетная;

– проектная;

– обезличенная;

– сортовая (по отдельным видам продукции).

Функции себестоимости:

– учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;

– база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;

– экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;

– определение оптимальных размеров предприятия;

– экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.

2. Состав, классификация и группировка затрат, образующих себестоимость продукции

Под расходами понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществляемые налогоплательщиком.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Группы расходов:

– материальные расходы;

– амортизация;

– оплата труда с отчислениями на социальные нужды;

– прочие.

Группировка затрат по экономическим элементам предполагает объединение однородным затрат независимо от целей и места их осуществления.

Элементы затрат:

– сырье и основные материалы;

– покупные полуфабрикаты;

– вспомогательные материалы;

– топливо;

– энергия;

– амортизационные отчисления;

– зарплата с отчислениями (всего персонала).

Такая группировка нужна для составления сметы затрат на производство, в которой увязываются показатели всех разделов плана.

Смета производства необходима для расчета суммы доходов. Она является основой для разработки финансового плана, в том числе суммы оборотных средств.

Группировка затрат по статьям калькуляции. При ней объединяются разнородные элементы в зависимости от места и цели их расходования. Например, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.

Статьи могут быть простыми и сложными (комплексными).

Такая группировка нужна для калькулирования себестоимости единицы определенного вида продукции.

Калькулирование – это исчисление.

Калькуляция – документ с расчетами.

Классификация издержек:

1) по связи с объемом производства:

– условно переменные

– условно постоянные

2) по связи с технологическим процессом

– основные

– накладные

3) по видам продукции

– прямые

– косвенные

4) в отчете

– производительные (полезные)

– непроизводительные (штрафы, брак…)

5) в зависимости от влияния предприятия

– зависящие

– независящие

6) освоения производств, продукции, инвестиции

– единовременные

– текущие

3. Структура себестоимости продукции

Для анализа результатов деятельности и определения путей работы важно изучение структуры себестоимости.

Структура себестоимости – количественная характеристика состава затрат, поэлементных или постатейных.

Поэлементная – процентное соотношение отдельных затрат в их общей сумме, то есть удельный вес.

Постатейная – процентное соотношение статей к общей сумме.

Структура дает возможность проанализировать состав затрат, где их больше, где меньше и т.д.; определяется материалоемкость производства, энергоемкость, трудоемкость, капиталоемкость (затраты на амортизацию). Отсюда каждое предприятие определяет уровень затрат на каждый элемент/статью.

Текстильная отрасль – материалоемкая. При производстве трикотажа затраты на сырье составляют 30-40%, шерсти 53%, х/б 60%.

4.Показатели уровня и динамики себестоимости

Уровень себестоимости:

– себестоимость товарной продукции

– себестоимость валовой продукции

– себестоимость реализованной продукции

– себестоимость единицы продукции

– затраты на 1 рубль товарной продукции

Расчет динамики изменения себестоимости ведется по 3 группам:

1) по материальным затратам

С> – % снижения себестоимости единицы продукции за счет снижения материальных затрат;

И> – индекс нормы расхода на единицу продукции;

И> – индекс цены единицы материального ресурса;

У – удельный вес данных затрат в себестоимости продукции.

2) по заработной плате

С>з/п> – % снижения себестоимости единицы продукции за счет снижения заработной платы;

И> – индекс средней заработной платы технических рабочих (т.е. тех, чья зарплата связана с производительностью труда);

И>Пт> – индекс производительности труда;

У>з/п> – удельный вес заработной платы в себестоимости.

3) по условно-постоянным расходам

С>уп> – % снижения себестоимости единицы продукции за счет снижения условно-постоянных расходов;

И>уп> – индекс условно-постоянных расходов;

И> – индекс объема производства;

У>уп> – доля условно-постоянных расходов в себестоимости.

5. Прибыль, рентабельность и валовой доход

Валовая выручка, валовой доход, валовая прибыль – результирующие показатели.

Валовая выручка – сумма денежных поступлений от реализации товарной продукции, услуг, материальных ценностей, а также от внереализационной деятельности.

Валовая выручка

Затраты (с/ст) Прибыль

Материальные затраты Заработная плата Прибыль

Валовой доход

Валовой доход – конечный результат производственной и/или коммерческой деятельности предприятия, исчисляемый путем исключения из валовой выручки (без НДС, акцизов, экспортных тарифов) всех затрат на производство, реализацию, вошедших в себестоимость, кроме затрат на оплату труда.

Валовой доход исчисляется только на основе выручки от реализации.

Прибыль – это полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Это поступления, полученные от результатов всех видов деятельности предприятия.

Прибыль – это один из основных показателей, оценивающих эффективности деятельности фирмы, ее финансовую устойчивость. Этот показатель имеет большое хозяйственное и общенародное значение, поскольку является основой для формирования госбюджета.

Прибыль – синтетический показатель, оценивающий количественно и качественно использование всех ресурсов предприятия.

Виды прибыли:

– валовая прибыль Пв. Формируется из прибыли от реализации продукции, имущества и прибыли от внереализационной деятельности

Пв = Пр + Пим + Пвн

Пр = В - с/ст

В – валовая выручка

Пр – прибыль от реализации продукции

Пим – разница между продажной ценой и остаточной стоимостью (при ОПФ) или стоимостью приобретения (другие виды имущества).

Пн = Пв – Пл

Пн – налоговая прибыль

Пл – льготная прибыль

Пч = Пн – Н

Пч – чистая прибыль

Н – сумма налогов и взносов

По = Пч – Взносы

По – прибыль, остающаяся у предприятия.

Прибыль идет на:

– пополнение резервных фондов;

– создание фонда накопления;

– создания фонда потребления;

– остаток чистой прибыли.

Рентабельность характеризует меру прибыльности.

Рентабельность продукции

Рентабельность производства

6. Пути повышения эффективности (доходности) производства: снижение издержек и повышение рентабельности.

На себестоимость влияют факторы организационного, структурного, отраслевого, материального и др. характеров, в т.ч. объемного.

7. Особенности расчета издержек производства в странах с развитой рыночной экономикой

1. Учет неполной, ограниченной себестоимости при калькулировании.

Себестоимость в этом случае может включать только переменные, то есть прямые затраты, которые зависят от объема производства.

2. Себестоимость исчисляется на основе прямых затрат, или производственных, косвенных, то есть на основе тех затрат, которые прямо или косвенно зависят от объема производства.

3. Другие виды затрат, которые являются по своей сути текущими издержками, в себестоимость не включаются, а возмещаются за счет общей суммы выручки, или валовой прибыли. Это система direct costing.

4. В зарубежной практике считается, что постоянные расходы слабо связаны с издержками производства отдельных видов продукции. В связи с этим их не включают в расчет себестоимости изделия, а как расход списывают с полученной в этот период прибыли.

Учет в условиях западных фирм подразделяется на финансовую подсистему и управленческую, или производственную.

Финансовая подсистема – это внешняя отчетность, для представления в соответствующие организации. Ее состав четко регламентируется.

Управленческая – внутренняя. Регламентируется администрацией целиком и полностью. Отсда они устанавливают принципы классификации затрат, степень детализации, связи их с центрами ответственности. Администрация решает, учитывать ли стандартные затраты или фактические расходы, полные или частичные расходы.

В зарубежной практике расчет себестоимости ведется по следующим разделам (элементам):

Разделы счета

Назначение

Отечественная практика

1. Учет по видам затрат:

– заработная плата

– материальные затраты

– энергия

– ремонт

– амортизация

– проценты

– риски

– прочие

Систематический учет затрат по различным видам, независимо от принятой системы полных или ограниченных затрат.

Похоже на группировку по экономическим элементам.

2. Учет по местам возникновения

Предприятие делится на участки – это дает возможность контролировать формирование затрат. Горизонтальное распределение затрат. Способствует обоснованному распределению затрат по их носителям, по различным видам продукции. Позволяет разделить затраты на переменные и постоянные.

Похоже на составление частных смет участков, хозяйств, цехов, на основе которых составляется общая смета.

3. Учет по носителям затрат

Распределение затрат по видам продукции. При системе директ костинг информация передается в органы ценообразования.

Калькулирование себестоимости единицы продукции.

4. Учет результатов по носителям затрат

Для определения результатов сопоставления с продажной ценой. Определяет для каждого изделия ? доход.

Фактическая видовая себестоимость.

5. Учет результатов за период

Выявление результатов. Прибыль нетто и прибыль брутто.

Отчетная себестоимость товарной продукции.

Ценообразование на предприятии

8. Цена: понятие, функции, значение

Цена – это денежное выражение стоимости единицы товара. Можно сказать и так: цена – это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель – продать.

От уровня цены зависят:

– величина прибыли коммерческой организации;

– конкурентоспособность организации и ее продукции;

– финансовая устойчивость предприятия.

Функции цены:

– учетная. Она отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Здесь цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей.

– распределительная. Она состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, ее секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения. Эта функция реализуется через включение в себестоимость многих налогов.

– функция сбалансирования спроса и предложения. Она выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.

– функция цены как средства рационального размещения производства. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.

– стимулирующая. Она проявляется в том, что цена может стимулировать НТП, улучшение качества продукции, увеличение объема выпуска.

Таким образом, цены играют важную роль в развитии экономики страны в целом и каждого предприятия в отдельности.

9. Система (виды) цен

Система цен характеризует собой взаимосвязь и взаимоотношение различных видов цен.

Классификация цен:

I. По характеру обслуживаемого оборота:

– оптовые цены (цена производителя);

– закупочные цены;

– цены на строительную продукцию;

– розничные цены;

– тарифы грузового и пассажирского транспорта;

– тарифы на платные услуги населению;

– цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

II. В зависимости от сферы регулирования:

– свободные цены;

– договорно-контрактные цены;

– цены в условиях монополизации рынка;

– регулируемые цены.

III. В зависимости от территории действия:

– единые, или поясные, цены;

– региональные, или зональные, цены.

IV. В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товара:

– цена «франко-склад поставщика»;

– цена «франко-станция отправления»;

– цена «франко-склад потребителя».

V. По времени действия:

– твердые (постоянные) цены;

– текущие цены;

– сезонные цены;

– скользящие цены.

VI. Цены, используемые в статистике:

– текущие;

– средние;

– сопоставимые;

– неизменные.

10. Основы ценовой политики предприятия

Наиболее распространенные ценовые стратегии:

– сохранение стабильного положения на рынке при умеренной рентабельности;

– получение сверхприбыли путем «снятия сливок»;

– вытеснение конкурентов;

– обеспечение выживаемости, предотвращение банкротства;

– внедрение новой продукции;

– завоевание лидерства.

Каждая стратегия имеет как положительные, так и отрицательные стороны, поэтому необходимо ориентироваться на смешанные стратегии.

Каждая фирма должна иметь четкую, упорядоченную методику установления цены.

Процесс ценообразования состоит ид следующих этапов:

– постановка цели;

– определение уровня спроса;

– оценка издержек и степени регулирования цен;

– анализ цен и товаров конкурентов;

– выбор метода ценообразования;

– расчет исходной цены;

– учет влияния на цену дополнительных факторов;

– установление окончательной цены.

Для эффективного ценообразования необходимо учитывать особенность рынка(ов) сбыта, зависимость между спросом и предложением, фазу жизненного цикла товара (внедрение, рост, зрелость, упадок), государственное регулирование, конкуренцию.

На практике используются следующие методы расчета цены:

1. Метод полных затрат. В калькуляцию издержек производства включаются переменные и постоянные затраты. Предполагается, что учет условий и требований рынка не имеет большого значения. Используется при государственных контрактах, внедрении товара.

2. Метод усредненных затрат. В калькуляцию включаются средние затраты на производство единицы продукции.

3. Метод стандартных издержек производства. Затраты рассчитываются до начала производства на основе нормативов.

4. Метод целевого ценообразования. Себестоимость рассчитывается на основе издержек, а прибыль – в процентах.

Окончательная цена может корректироваться в зависимости от свойств товара и особенностей рынка.

11. Структура (состав) цены.

Состав розничной цены:

Себестоимость продукции

Прибыль предприятия

Акциз

Налог на добавленную стоимость

Наценки посредников

Торговые наценки

Налогообложение

12. Сущность и значение налогов и сборов.

Налоги и сборы – это обязательные взносы плательщиков, которыми могут выступать юридические и физические лица, в бюджет и иные (внебюджетные) фонды.

Налоги – это обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государственных, федеральных и муниципальных органов.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с физических и юридических лиц, уплата которого является одним из условий обеспечения плательщика со стороны государственных органов, органов местного самоуправления юридически значимыми действиями.

Налоги используются на оборону, правоохранительные органы, искусство, науку, образование. Здравоохранение и т.д.

13. Основные составляющие системы налогообложения

Основа налогообложения – налоговый кодекс.

Налоговая система – это совокупность различных видов налогов и сборов, порядок их изъятия, принципы – все это отражено в налоговом кодексе, который и устанавливает систему налогов и сборов, то есть виды налогов, основание и порядок выполнения, …, кто является налогоплательщиком, что является налоговой базой, ставку налогов, возможные изменения по уплате налогов и сборов, то есть льготы. Налоговый кодекс устанавливает права и обязанности сторон. Он устанавливает формы и методы налогового контроля.

Функции налоговой системы:

1. Регулирующая

2. (Пере)распределительная

3. Стимулирующая

4. Фискальная

14. Виды налогов и сборов

1. Деление налогов по уровням управления:

– федеральные (НП, НДС, акцизы, единый социальный, госпошлины, подоходные…);

– субъектов федерации, региональные (налог на имущество организаций, на недвижимость, дорожный налог, транспортный, налог с продаж, на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы);

– местные, муниципальные (земельный, на рекламу, на наследование или дарение, на имущество физических лиц, местные лицензионные сборы).

Существуют определенные правила: установлен налогоплательщик, налогосборщик, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, порядок исчисления налога.

2. По источникам оплаты:

1) Налоги, включаемые в себестоимость (ЕСН, пенсионный фонд, медстрахования, земельный, транспортный, страхования имущества…);

2) Включаемые в продажную цену (НДС, акциз, экспортные тарифы…);

3) Которые относятся на финансовые результаты (налог на прибыль, целевые сборы, на нужды образовательных учреждений…);

4) Налоги, покрываемые за счет прибыли, остающейся у предприятия (налог на перепродажу автотранспорта, перепродажу вычислительной техники, лицензионные сборы за право торговли…).

3. Деление на прямые и косвенные:

– прямые (НП, подоходный с физических лиц, налог на имущество, земельный…);

* личные;

* реальные (на землю);

– косвенные, то есть связанные с проведением хозяйственных операций (НДС, акциз, косвенный налог на ряд утвержденных товаров, на операции с ценными бумагами).

15. Налог на прибыль, НДС и акциз.

Налог на прибыль – основной прямой налог. Плательщик налога на прибыль – все предприятия и организации, имеющие статус юридического лица, кроме того, этот налог должны платить филиалы, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Объект налогообложения – валовая прибыль, уменьшенная на сумму расходов по операциям от внереализационной деятельности. Налоговая ставка сегодня 24%, из которых 7% идут в федеральный бюджет, 14,5 – субъекту, 2,5 – в местных бюджет. Налоговые льготы: затраты на инвестиции, благотворительность, погашение долга.

Налог на добавленную стоимость. НДС фактически оплачивается конечным потребителем и не затрагивает себестоимость и прибыль. Это разница между суммой налога, полученной от покупателя за реализованную продукцию, и суммой налога, уплаченной поставщиками.

Результаты производственно-финансовой деятельности предприятия

16. Значение и задачи анализа результатов финансовой деятельности предприятия

Деятельность предприятия включает в себя разнообразные направления: производство, коммерция, реализация, финансы, внешняя, социальная…

Предприятие в своей деятельности использует капитал, имеет спонсоров, акционеров, инвесторов…

Предприятие работает в окружении внешней среды.

Деятельности предприятия должна быть прозрачной.

Предприятие всегда рискует.

Значение и задачи анализа:

1) Оценить ситуацию, чтобы профессионально и быстро оценить результаты хозяйственной деятельности в целом предприятия и его подразделений;

2) Выявить факторы и причины, повлиявшие на результаты;

3) Определить затраты на производство, тенденции их изменения с целью дальнейшего повышения эффективности производственной и финансовой деятельности;

4) Подготовить обоснованные управленческие решения.

На основе анализа принимаются решения. В современной экономике значение анализа растет.

17. Методы анализа

1. Горизонтальный анализ, или временной, – сравнивается отчет с базой, факт с планом, то есть изменение показателя во времени. Это сопоставление отчетных показателей с плановыми/базовыми. Это динамика.

2. Вертикальный анализ, или структурный, – определяется структура итоговых показателей и выявляется их влияние на конечный результат.

3. Трендовый анализ – производится сравнение каждого отчетного показателя за ряд предшествующих периодов, тем самым выявляется тенденция изменения каждого показателя за ряд лет.

4. Анализ относительных показателей – рассчитываются коэффициенты, индексы, которые используются для анализа.

5. Сравнительный анализ, или пространственный, – проводится внутрихозяйственный анализ сводных показателей фирм, дочерних фирм, цехов или других подразделений.

6. Факторный анализ – определяется роль каждого показателя в суммарном отклонении.

18. Виды и показатели анализа.

При проведении анализа должны быть соблюдены определенные условия:

1) существующие методики расчета показателей;

2) проведение анализа;

3) система показателей.

Все эти условия должны быть одинаковы при всех расчетах. Это делается для сравнимости показателей.

Полный анализ хозяйственной деятельности

(виды анализа)

финансовый анализ управленческий анализ

внешний финансовый анализ

внутренний финансовый анализ внутрихозяйственный производственный

анализ

Внешний финансовый анализ предполагает предоставление его государству, финансово-кредитным органам, налоговым органам. Информацией для составления такого анализа служит публичная отчетность, то есть официальная, статистическая.

Внутрихозяйственный анализ основывается на статистической, бухгалтерской отчетностях, более детальных, используемых для руководства фирмой (ТЭП, количество, ассортимент).

Внутренний финансовый анализ – ориентация результатов на руководство фирмы, основа для принятия решений. Использование всех источников информации. Отсутствие регламентации со стороны. Максимальная закрытость результатов анализа – коммерческая тайна.

Системы показателей:

1. Индивидуальные показатели.

2. Групповые показатели.

3. Общие показатели.

4. абсолютные показатели.

5. Относительные показатели.

6. Средние показатели.

Показатели должны иметь качественную определенность, то есть в них должно отражаться пространство, время, количество (сколько, где, за какой период времени).

Показатели в зависимости от единиц измерения могут быть:

1) натуральными

2) стоимостными

3) условно-натуральными.

Показатель – это один из признаков, характеризующий какую-либо сторону явления, количественную или качественную, а также степень выполнения определенных заданий.

Существует система показателей, делящихся на:

– оценочные

– затратные.

Оценочные характеризуют уровень достигнутых результатов, достигнутого развития, текущих и перспективных.

Затратные характеризуют уровень затрат на осуществление различных видов деятельности.

Такое деление достаточно условно. Например, себестоимость можно отнести и в ту, и в другую группу.

19. Обобщенные и основные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия

I. Блок показателей технико-организационных условий производства: М, По, Т, Кро, норма расхода сырья и материалов.


IV. Капитал (фонды) ОПФ, ОС

II. Ресурсы производства, М

1. Стоимость ОПФ

2. Стоимость ОС, затраты на сырье и материалы

3.ППП

1. Средства труда (ФО, Фе, Амортизация)

2. Предметы труда (материалоемкость, материалоотдача. Ко.

3. Трудовые ресурсы (ППП, Пт, фонд з/пл, зарплатоемкость).

V. Издержки производства (себестоимость)

Амортизация + материальные затраты + фонд заработной платы.


III. Стоимость продукции

N (количество производимой продукции)

N*Фо*ОПФ=стоимость продукции

N*ср/г остаток ОС*Ко

VI. Прибыль

Прибыль=выручка-с/ст

VII. Оборачиваемость капитала

Капитал/N; N/авансированный капитал

VIII. Результаты производственной деятельности: прибыльность, рентабельность, эффективность ОСисточники финансирования


20. Финансовое состояние предприятия и его показатели

1. Платежеспособность

2. Финансовая устойчивость

3. Ликвидность баланса

4. Кредитоспособность

5. Деловая активность

6. Рентабельность

Платежеспособность – возможность предприятия расплачиваться по своим обязательствам.

Финансовая устойчивость – такое состояние предприятия, при котором оно выполняет свои обязательства по производству продукции, по расчетам с государством (бюджетом), кредиторами, имеет средства для дальнейшего развития и осуществления социальных мероприятий.

Ликвидность баланса. Активы делятся на ликвидные и неликвидные. Степень ликвидности обозначает скорость превращения активов в деньги. Быстроликвидные, среднеликвидные, медленноликвидные и ОПФ.

Кредитоспособность – возможность получить кредит, своевременно его погасить за счет собственных средств и других финансовых ресурсов.

Деловая активность – связана с оборачиваемостью средств. Чем она выше, тем выше и деловая активность.

21. Санация и банкротство

Основа развития рыночной системы, малый и средний бизнес.

Банкротство:

    Неспособность удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров и услуг;

    Неспособность производить платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

Можно ли ощутить приближение банкротства? Да. Предкризисное состояние: предприятие суетится, начинает искать выход. Оно начинает проводить реорганизации (реформирование отделов, меняет структуру управления). Все на нее обращают внимание. Предприятие меняет партнеров, прежде всего поставщиков, начинает искать новые рынки (продукция по более высоким ценам). Далее происходит задержка отчетов, понижение их качества, повышение задолженности кредиторам, понижение дохода. Все это ведет к проведению аудиторских проверок и комиссий.

Диагностика состояния предприятия:

+ подробный аудит предприятий. Предприятие должно быть готово к нему. Предприятие должно прогнозировать все и предвидеть аудит. 2/3 банкротств имеют в основе внутренние причины: не прогнозировали и не предвидели критические ситуации. Для этого необходимо иметь широкий кругозор, читать много информации.

Задержки в оплате зарплаты. Если в течение года предприятие не расплатилось с 40% своих долгов, то это плохо. Самый последний этап – объявление банкротства, а до этого: передача части предприятия в другие руки, оздоровление предприятия (изменение экономической политики), реструктуризация, ликвидация предприятия.

Большое внимание отводится социальной защите: обеспечение работы, в случае невозможности обеспечение работы – статус безработного + пособие, переобучение.

Основная цель состоит не в уничтожении, а в умении и способности поднять предприятие.

Предприятия нашей (текстильной) промышленности остаются незащищенными.