Школьный курс экономики
Экзамен по экономике
МИКРОЭКОНОМИКА
1. Экономический выбор - выбор наилучшего из альтернативных вариантов, при которых достигается максимальное удовлетворение при минимуме затрат (критерий эффективности).
Альтернативные издержки - реальная экономическая стоимость товаров и услуг, выраженная в стоимости альтернативы, которая была принесена в жертву.
2. Производственные возможности - возможности общества по производству экономических благ, при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов и при условии данного уровня развития технологий.
3. Экономические агенты
а) Домохозяйство
основная функция - потребление
собственник всех ресурсов
доход получает от продажи факторов производства
б) Фирмы
основная функция - производство и инвестирование
доход получают от результатов своей деятельности
в) Государство
основная функция - обеспечение общественных потребностей
доход получают с налогов
4. Система До Индустриальная Пост |
Признаки |
а) главная сфера с/х промышленность сфера услуг |
б) ограничивающий земля капитал информация |
фактор |
в) господствующая земле- собственники собственники |
социальная группа владельцы капитала информации |
1) Традиционная
Экономическая роль членов общества определяется традициями, обычаями; а также наследственностью и кастовой принадлежностью.
Хозяйственная система базируется на отсталых технологиях, на ручном труде и на многоукладности экономики.
Уклады
натуральное общинное хозяйство
мелкое товарное производство
мелкие торговцы
Промышленного производства нет.
Торговля развита слабо, в основном с соседними государствами.
Технический прогресс с трудом проникает в систему, разрушая ее.
Государство играет активную роль в системе
а) следит за соблюдением традиций
б) распределяет часть товара в пользу бедных
На все вопросы экономики (Что? Как? Для кого?) отвечают традиции и обычаи.
2) Командная
а) существует государственная собственность на все материальные ресурсы
б) монополизация экономики
в) новый класс - бюрократия
г) все экономические решения принимаются государственными органами
д) государство осуществляет директивное (централизованное) планирование
На все вопросы отвечает производственный план
Последствия
деформированная структура (перекос экономики в сторону тяжелой промышленности и ВПК)
невосприимчивость к достижениям научного прогресса
неконкурентно-способные товары страны
слабая ориентация на потребителя (дефицит товаров, теневая экономика)
низкий уровень жизни
3) Рыночная
а) частная собственность на ресурсы
б) использование рынка и цен для координации экономической деятельности
в) наличие свободной рабочей силы
Что производить? Продукция, удовлетворяющая потребности покупателя и приносящая наибольшую прибыль.
Как производить? Уменьшать издержки по сравнению с конкурентами (использование достижений НТП, различные способы управления, различные методы мотиваций работников).
Для кого производить? Для потребителей с наивысшимими доходами.
Минимальная роль государства (защита частной собственности, законодательная деятельность).
4) Смешанная
а) регулирующая роль государства
б) экономическая свобода производителей
в) предприниматели и рабочие принимают решения сами
г) государство проводит антимонопольную, социальную, налоговую политику
Цель 1) повышение жизненного уровня населения
2) экономический рост
5) Переходная
а) возникает после кризиса и последующей трансформации экономики
б) наличие особых переходных форм, нехарактерных для крайних состояний
в) резкое обострение социальных противоречий (происходит социальное расслоение)
г) длительность периода
5. Рынок - определенный способ согласования действий участников общественного производства; механизм, соединяющий производителя и потребителя на основе спроса и предложения, саморегулирующаяся и самонастраивающаяся на спрос система.
Функции рынка
1) согласование интересов производителей и потребителей
2) достижения максимальной эффективности производства с помощью механизма конкуренции (выживает тот, кто рационально использует ограниченные ресурсы).
3) стимулирование НТП
4) отсечение слабых, низкоэффективных производителей
5) обеспечение высокого качества продукции, разнообразия ассортимента
6. Спрос - количество товаров, которое потребители желают купить в определенный период времени по определенной цене.
Закон спроса - описывает обратную связь между ценами и количеством товара, которое будет куплено по этой цене.
Факторы, влияющие на спрос
1) I - доход
2) Z - вкусы
3) W - ожидания
4) Psub>s - товары заменители
5) Pcomp - дополняющие товары
6) N - количество покупателей
7) B - прочее
7. Предложение - то количество товаров, которое продавцы готовы продать по различной цене в конкретном месте и в конкретное время.
Закон предложения - продавцы предложат больше товаров при высоких ценах и наоборот.
Факторы, влияющие на предложение
1) Pr - цены на ресурсы
2) K - технологии
3) T - налоги и субсидии
4) N - количество продавцов
5) B - прочее
8. Равновесие- это точка пересечения кривых спроса и предложения.
Дефицит
производители увеличивают количество товаров и цены
покупатели сокращают количество спрашиваемого вследствие повышения цен
Излишек - есть разница между общей стоимостью, которую потребитель готов уплатить за все единицы товара, и его реальными расходами на их приобретение.
Равновесная или рыночная цена - та цена, при которой спрос равен предложению и товар или услуги действительно могут быть обменены на деньги.
9. Эластичность - показывает чувствительность спроса к изменению цены.
Критерии эластичности (P - цены; TR - общий доход)
1) эластичный спрос
(Р растут - TR падает; Р падают - TR растет)
2) неэластичный спрос
(Р растут - TR растет; Р падают - TR падает)
3) спрос с единичной эластичностью
(Р растут или Р падают – TR- const)
10. Полезность - способность блага удовлетворять одну или несколько потребностей человека.
Общая полезность - совокупная полезность, принесенная всеми единицами блага.
Предельная полезность - полезность, приносимая дополнительной единицей блага.
11. Фирма - организационно-хозяйственная единица, осуществляющая предпринимательскую деятельность, преследующая коммерческие цели и пользующаяся правами юридического лица.
Виды фирм
а) вид хозяйственной деятельности:
промышленные, торговые, инвестиционные, страховые, специализирующиеся в сфере транспорта и связи, банковские, посреднические, инновационные.
б) отраслевая сфера деятельности:
моноотраслевые
диверсифицированные
- концерны
- конгломераты
многоотраслевые (включают финансовую деятельность)
в) территориальное расположение
национальные
транснациональные
г) количество
крупные
средние
мелкие
д) по формам собственности
единоличное владение
партнерство
акционерное
кооперативное
государственное
12. Виды доходов фирм
Общий доход (общая сумма доходов, поступившая от определенного количества проданного плана)
TR=P*Q
Средний доход (доход, полученный на единицу товара)
AR=TR/Q=P (фирма не может влиять на цену)
Предельный доход (доход, который приносит дополнительная единица товара)
TR=P(Q2-Q1)
13. Виды издержек фирм
Общие издержки (все издержки на данный момент времени, необходимые для производства того или иного товара) [TC]
Постоянные издержки (издержки, величина которых не зависит от объема производства) [FC]
Включают в себя аренду, ремонт, административные расходы.
Переменные издержки (издержки, величина которых зависит от объема производства) [VC]
Включают в себя заработную плату, затраты на сырье, электроэнергию.
15. Равновесие фирмы в условиях монополии
а) фирма в состоянии влиять на цену
б) поскольку монополия - это единственная фирма, то спрос на её продукцию является отраслевым спросом
в) цель: определить количество, которое будет производить монополия и цену, которую она назначит
г) условие равновесия: MR=MC
MC - предельные издержки; MR - общий доход
16. Совершенная конкуренция (P=MC) MC-предельные издержки
а) на рынке действует такое количество покупателей и продавцов, что ни один из них не в состоянии повлиять на цену
б) экономические агенты принимают решения о покупке/продаже не зависимо друг от друга
в) продукт однороден (отсутствует реклама, торговые марки)
г) отсутствуют барьеры для входа и выхода из отрасли (абсолютная мобильность ресурсов)
д) фирмы используют сходные технологии
е) полная информация
17. Монополия - такая структура рынка, когда предложение представлено единственным продавцом товара без близких заменителей.
Спрос зависит от количества покупателей, каждый из которых не в состоянии оказать влияние на рыночную цену.
Монополия существует поскольку существуют барьеры для вхождения других фирм в отрасль.
Барьеры
большой стартовый капитал
исключительные права, предоставляемые государством
исключительные права фирмы на ресурсы без заменителей
18. Олигополия - отрасль, в которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами (от 3-5фирм), каждая из которых способна повлиять на рыночную цену своими действиями.
а) имеются ряд барьеров (например, высокая стоимость выхода на рынок)
б) ценовая конкуренция не эффективна (олигополия ориентируется на лидерство в ценах, соглашения и традиции в определении ценовой политики)
в) крупнейшая компания назначает свои цены, а остальные им следуют
г) особую роль играет реклама, призванная дифференцировать продукцию фирм в глазах покупателей
д) Картель - соглашение между соперничающимися продавцами, имеющее цель ограничить количество товаров и повысить цену.
е) Концентрация рынка - степень преобладания на рынке одной или нескольких фирм. Чем больше уровень концентрации, тем ближе отрасль находиться к монополии. Коэффициент концентрации в олигополии равен 60%.
19. Монополистическая конкуренция - тип функционирования рынка, в котором большое количество фирм производит близкую, но не взаимно заменяемую продукцию (существует сильная дифференциация товара).
а) отсутствуют барьеры для входа и выхода из отрасли
б) полная информация
в) каждый продавец ориентирован на определенную группу потребителей, отдающих предпочтение именно его продукции
г) широкое применение рекламы
д) не ценовые методы борьбы с конкурентами (например, качество рекламы)
20. Внешняя среда фирмы - множество сил и субъектов, которое оказывает непосредственное или опосредованное влияние на деятельность предприятий и действует за его пределами.
Среда прямого воздействия на фирму
а) Поставщики - организации и предприятия или отдельные люди, обеспечивающие фирму ресурсами.
б) Потребители - формируют рынок сбыта (непосредственные; производственные фирмы; рынок промежуточных продавцов)
в) Профсоюзы - специальная организация, которая представляет интересы работников и заключает с фирмой коллективный договор.
г) Государственные органы
1) разрешают или запрещают какие-то виды деятельности
2) выдают лицензии
3) устанавливают нормативы и условия работы
4) определяют форму бухгалтерской отчетности
Среда косвенного воздействия на фирму
а) международные события
б) НТП
в) политические факторы
г) состояние экономики
д) социальные и демографические факторы
21. Горизонтальное разделение труда подразумевает разделение всей работы на составляющие элементы:
а) разделение большого объема работы на многочисленные специализированные задачи
б) группировка задач с целью определения вида работ
в) формирование на основе группировки отделений и закрепление за ними специалистов
Фирма - производство - финансы - маркетинг - управление кадрами - материально-техническое обеспечение
Вертикальное разделение труда - согласование и координирование действий в процессе функционирования предприятия.
Выделяют 3 уровня управления
1) технический или низовой (руководители этого уровня следят непосредственно за работниками; их обязанности - расстановка заданий и распределение ресурсов)
2) управленческий (обязанности руководителей - подготовка информации для принятия решений на высшем уровне; преобразование решений в конкретные задания для руководителей низового уровня)
3) институциональный (принятие стратегических решений, например основные направления действия фирмы; конкретно личные задания не определяются)
22. Концепция маркетинга
а) сбор информации о рынках сбыта
б) закупка товара у производителя
в) транспортировка товара к месту продажи
г) реклама и продажа товара
д) хранение
е) финансирование для закупки товара
ж) стандартизация (установление определенных характеристик на товары и услуги)
з) сортировка по качеству или размеру товара
и) страховка для снижения риска
23.Источники финансирования деятельности предприятий
1) собственные средства
прибыль (идет расширение производства или деятельности фирмы; осуществляются инвестиционные проекты)
арматизация (происходит возмещение капитала)
2) заемные средства - ресурсы, которые фирма получила от других субъектов экономики. Основная характеристика заемных средств - возвратность и платность. Возвратность - фирма должна отдать долги кредиторам, а платность - процент от суммы.
Выпуск акций. Акция - ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом без установленного срока обращения. Делятся на обыкновенные (дивиденды могут меняться в зависимости от прибыли общества и целей её использования; дает право голоса на собрании акционеров) и привилегированные (фиксированный дивиденд; нет права голоса на собрании акционеров). Дивиденды - часть прибыли акционерного общества, которую оно распределяет между акционерами и выплачивает им ежегодно.
Выпуск облигаций. Облигация - долговое обязательство компании выплатить через определенный период времени её номинальную стоимость (стоимость ценной бумаги, указанная на самой бумаги). По облигациям выплачивается купон (процент от номинальной стоимости). Цена облигации зависит от ставки банковского процента.
Банковский кредит - денежная ссуда, предоставляемая банком заемщику на условиях срочности и возвратности с выплатой процента за пользование ссудой. Кредит может быть краткосрочным (меньше 1 года) и долгосрочный (больше 1 года).
24. Баланс предприятия - одна из форм бухгалтерской отчетности
Актив
[I] Основные средства и иные необоротные активы
1) нематериальные активы
2) основные средства
3) оборудование
4) незавершенные капиталовложения
5) долгосрочные финансовые вложения
[II] Запасы и затраты
1) производственные запасы
2) малоценные и быстро изнашиваемые приборы
3) незавершенное производство
4) готовая продукция
5) НДС
[III] Дополнительные средства расчета и прочие активы
1) отгруженные товары
2) расчеты с дебиторами
3) краткосрочные финансовые вложения
4) денежные средства
5) прочие активы и оборотные фонды
Пассив
[I] Источники собственных средств
1) уставной капитал
2) резервные фонды
3) фонды накопления
4) нераспределенная прибыль прошлых лет
5) прибыль отчетного года
[II] Расчеты и прочие пассивы
1) долгосрочные кредиты
2) краткосрочные кредиты
3) расчеты с кредиторами
4) резервы предстоящих расходов и платежей
5) резервы по сомнительным долгам
6) прочие краткосрочные пассивы
МАКРОЭКОНОМИКА - наука о функционировании экономики в целом, о закономерностях поведения хозяйственных субъектов.
1. Основные макроэкономические показатели
а) экономически активное население
б) инфляция и денежная масса
в) занятость/безработица
г) ВНП/ВВП
д) национальный доход
е) национальное богатство (совокупность природных ресурсов, созданных средств производства, материальных благ, ценностей, которыми располагает страна)
2. ВНП - расчет по расходам
ВНП=C+I+G+Nx
C - потребление домохозяйств
I - инвестиции фирмы
G - государственные закупки товаров и услуг
Nx=Ex-Im
Nx - чистый экспорт; Ex - экспорт; Im - импорт
3. ВНП - расчет по доходам
а) арендная плата (доход от земли)
б) заработная плата (доход от труда)
в) доходы от собственности
г) амортизация (доход на возмещение)
д) косвенные налоги (доход государства)
е) прибыли корпораций=дивиденды+налоги+нераспределенная прибыль (доход от фирмы)
4. ВНП - расчет по добавленной стоимости
Производственная цепочка:
а) руда 1$
б) обогащение 1.5$
в) прокат 2$
г) автомобиль 2.5$
д) розница 5$
е) потребитель 6$
ВНП=1+0.5+0.5+0.5+2.5+1=6
5. Деньги - товар особого рода, выполняющие роль всеобщего эквивалента.
Свойства денег
1) делимость
2) защищенность
3) портативность
4) долговечность
5) однородность
6) стабильность
Виды денег
металлические
бумажные (представители золота, которое должно было бы обращаться в экономике)
кредитные
а) Чек - документ, содержащий письменное распоряжение владельца текущего счета в банке о выплате определенной суммы денег определенному лицу или предъявителю чека.
б) Вексель - письменное долговое обязательство возвратить указанную сумму в течение определенного срока.
в) Банкнота - деньги, выпущенные ЦБ.
электронные (кредитки)
6. Функции денег
мера стоимости
средство обращения (с помощью денег снижаются издержки обмена)
средство накопления (деньги наиболее ликвидное богатство)
средство платежа (кредитные деньги - чек, вексель, банкнота, кредитная карточка)
мировые деньги (средство платежа между странами)
7. Денежные агрегаты (строятся на принципе убывания ликвидности; отражают объем денег в экономике)
M0 - наличные деньги
M1=M0+счета до востребования+другие чековые вклады+дорожные чеки
M2=M1+срочные и сберегательные депозиты
M3=M2+депозитные сертификаты+вклады в финансовые компании
L(M4)=M3+долгосрочные ценные бумаги
8. Банковская система - совокупность взаимосвязанных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого кредито-финансового механизма.
Виды кредитных учреждений
I) эмиссионные банки (ЦБ)
II) 1) коммерческие банки
2) специальные кредитные институты
инвестиционные банки
специальные банковские учреждения (ипотечные банки - банки, дающие кредит под залог недвижимости)
специальные небанковские учреждения (инвестиционные и страховые компании, пенсионные фонды, сберегательные учреждения, ПИФы)
Функции банков
1) посредничество в кредите
2) посредничество в платежах
3) мобилизация денежных доходов и превращение их в капитал
4) осуществление операций с ценными бумагами
Функции ЦБ
1) эмиссионный центр страны
2) банк банков
3) орган регулирования экономики денежно-кредитными методами
4) банкир правительства
9. Процесс создания денег
D - полученные средства или первоначальный депозит
R - обязательное резервирование
S - ссуды
r - обязательная норма резервирования (r=R/D), то есть процент от депозита, который должен быть направлен в резерв)
(D-R) - избыточные резервы идут на новую ссуду
Пример
D=100$ r=20%
№ D R (D-R)
1 100 20 80
2 80 16 64
3 64 12.8 51.2
4 51.2 10.2 40.9
5 40.9 ...... ......
--------------------------------
Всего 500 100 400
400 - вновь созданные деньги
Депозитный мультипликатор (Mul) - множительный коэффициент, на который умножается первоначальное значение для получения конечного результата.
Mul=1/r M=D*Mul, где М - денежная масса
10. Безработица - ситуация, при которой желающие работать люди ищут приемлемое для себя место работы.
Типы безработицы
фрикционная. Люди ищут работу, ожидают её получения в ближайшем будущем; люди добровольно меняют работу, ищут работу из-за увольнения, из-за сезонных работ; впервые на рынке труда.
структурная. Возникает в связи с изменением структуры экономики (например, технологические изменения; перевод рабочих мест из одного региона или страны в другие).
циклическая. Возникает из-за циклического развития (колебания экономической активности)
ожидания. Возникает с негибкостью заработной платы.
Общий уровень безработицы - процент трудовой силы (людей старше 16 лет), которые активно ищут работу, но не могут её найти.
Уровень безработицы=число безработных/число рабочей силы
Социальные последствия безработицы
1) отставание объема ВНП от потенциального уровня (потери от недоиспользования ресурсов)
2) неодинаковое бремя безработицы. Наибольшее бремя для квалифицированной молодежи и работников.
3) потеря квалифицированных работников
4) снижение жизненного уровня населения
11. Инфляция - обесценение бумажных денег в результате роста цен.
Инфляцию измеряют с помощью индекса цен (рассчитывается на основе потребительской корзины, то есть индекс цен - это частное суммы расходов на корзину в каком-то году и суммы расходов на корзину в этом году, но в ценах того года).
Причины инфляции
инфляция спроса - возникает тогда, когда при фиксированном предложении увеличивается совокупный спрос.
AD=I+G+C+Nx C - потребление домохозяйств
I - инвестиции фирмы
G - государственные закупки товаров и услуг
Nx - чистый экспорт
инфляция издержек - связана с уменьшением совокупного предложения. Это происходит при уменьшении прибыли и уходе фирм из отрасли. Прибыли уменьшаются из-за роста налога, из-за существующих высоких процентных ставок, требований о повышении зарплаты, роста цен на мировых рынках.
монетарные факторы (неоправданная эмиссия денег для краткосрочных нужд; бюджетный дефицит)
структурная инфляция - связана с изменениями в экономике (монополизация и милитаризация экономики)
Социальные последствия инфляции
1) обесценивание денег, угроза спада производства
2) возникновение диспропорций в экономике (фирмы из производственной сферы переходят в финансовую, что влечет за собой спад производства и чересчур расширяемый финансовый сектор)
3) сокращение реальных доходов населения, ухудшение их благосостояния и снижения уровня жизни
4) самовоспроизводство инфляции, то есть люди предвидят инфляцию
12. Экономические циклы - периодические колебания деловой активности в обществе. Выделяют следующие циклы:
1) длинные циклы (полное техническое обновление экономического потенциала)
2) средние циклы (обновление оборудования)
3) короткие волны (колебания, связанные с изменением ситуации)
Причины циклического развития
[I] Внешние факторы
а) изобретения и новации (взрыв деловой активности; широкое инвестирование; создание новых рабочих мест)
б) войны и другие политические события
[II] Внутренние факторы
а) потребление (когда расходы потребителей возрастают, то фирмы нанимают новых рабочих и повышается уровень производства; когда расходы потребителей уменьшаются, происходит обратное)
б) инвестирование
в) деятельность правительства (влияет на деловой цикл через фискальную политику (то есть использование права правительства устанавливать налоги и расходовать средства) и монетарную политику (то есть регулирование денежного предложения и кредитов).
13. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства
Основные инструменты: государственные закупки и налоги
Цель: стимулирование или торможение экономического роста
C=C0+c(ВНП-T)
Т - налоги
C0 - автономное потребление (не зависит от доходов)
G - закупки
(ВНП-Т) - доход после уплаты налогов
с - доля от дохода, идущего на потребление
ВНП=С0+с(ВНП-Т)+I+G+Nx
Nx - чистый экспорт
I - инвестиции
1) стимулирование роста Твверх Gвниз
2) торможение роста Твниз Gвверх
Проблемы, с которыми сталкивается налоговая полиция
запаздывание во времени (должен быть закон о повышении или понижении налогов)
политическая проблема (правительство стремится остаться у власти; оставляет налоги)
эффект вытеснения (бюджетный дефицит нужно финансировать; возрастает спрос на деньги; растут процентные ставки; кредит и ссуды дорожают; предприятия сокращают инвестиции)
14. Монетарная (денежно-кредитная) политика государства - состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.
Цель: воздействие на предложение денег
Инструменты: MV=RQ
операции на открытом рынке (покупка или продажа государственных ценных бумаг)
изменение нормы резервов Mul=1/n Sm=Mul*D
изменение учетной ставки ЦБ (ставка процента, по которому ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам)
Подъем: рост-ВНП падение-Sm
1) продажа ценных бумаг
2) рост нормы резервов
3) рост учетной ставки
Спад: рост-Sm падение-ВНП
1) покупка ценных бумаг
2) уменьшение нормы резервов
3) уменьшение учетной ставки
Недостатки политики
1) избыточные резервы появляются в результате стимулирующей политики, которые могут быть не использованы банками для расширения Sm.
2) изменение Sm может быть частично компенсировано изменением скорости обращения денег
3) расширение Sm может не повлиять на спрос на инвестиции
15. Роль государства в экономике
Функции государства
обеспечение эффективности функционирования экономики (законодательная функция)
обеспечение справедливости (распределительная функция - государство собирает налоги и перераспределяет их между членами общества)
обеспечение стабильности (антиинфляционная политика, устойчивый экономический рост, сокращение безработицы, проведение реформ)
17. Налоги - обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами власти с физических и юридических лиц, поступающие в федеральные и местные бюджеты.
Классификация налогов
Прямые налоги взимаются непосредственно с физических или юридических лиц или с их дохода (подоходный налог, налог на прибыль предприятия, налог на заработную плату и так далее). Косвенные налоги снимаются с ресурсов, видов деятельности, товаров и услуг (налог с оборота, НДС, на землю, на таможенную стоимость). Акциз - налог с единицы проданной продукции, вводимый на определенный товар.
Маркированные налоги - налоги, которые взимаются на определенную цель; заранее оговорено, как будет использован налог (например, дорожные цели). Немаркированные налоги - налоги, которые заранее не оговорены на что будут потрачены.
Прогрессивный налог - ставка налога увеличивается с увеличением налогооблагаемой базы и наоборот (например, подоходный налог). Пропорциональный налог - все налогоплательщики выплачивают одинаковую ставку независимо от величины дохода. Регрессивный налог - означает взимание более высокого процента с низких доходов и меньшего процента - с высоких (например, акцизный налог).
18. Государственный бюджет - финансовый план государства, расписанный по его доходам и расходам. Регулируется бюджетным кодексом и федеральным законом об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ.
Бюджет состоит:
доходы - средства, по которым в дальнейшем у государства не возникает никаких обязательств
- налоговые доходы
- доходы целевых бюджетных фондов
- безвозмездные перечисления от одних бюджетов к другим
- неналоговые доходы
1) доходы от государственной собственности
2) доходы от деятельности государственных предприятий
3) продажа государственного имущества
4) доходы от внешней экономической деятельности
расходы - государственные платежи, которые не вызывают финансовых требований со стороны государства
1) финансирование государственного аппарата
2) государственная поддержка экономики
- субсидии предприятиям
- инвестиции
- государственные закупки
3) социальная поддержка
- борьба с безработицей
- выплата пенсий, пособий, стипендий
4) пополнение государственных резервов и запасов
5) расходы целевых бюджетных фондов
бюджетный дефицит - превышение расходов над доходами
Финансирование бюджетного дефицита:
1) кредито-денежная эмиссия
2) займы (кредиты; займы в виде ценных бумаг)
3) продажа активов (собственности)
4) повышение налогов
бюджетный префицит
государственный долг - представляет собой накопленный бюджетный дефицит. Бывают внешние и внутренние.