Сборная (работа 2)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
ПО КУРСУ «ПОЛИТЭКОНОМИИЯ»
ВАРИАНТ №6
Выполнила:
студентка 1 курса
заочного отделения
группы «А»
Петрасюк Оксана
Станиславовна
Проверил:
______________________________
______________________________
Донецк – 2001
Вопрос 1. Что такое метод и методология политической экономики?
Методология экономической теории – это наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений и способах научного исследования. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы. В методологии общей экономической теории можно выделить четыре главных подхода:
субъективистский (с позиции субъективного идеализма);
неопозитивно-эмпирический (с позиции неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);
рационалистический;
диалектико-материалистический.
При субъективном подходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное «я» абсолютно независимо, поэтому все равны. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики, поэтому теоретическая экономика рассматривается как наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребностей. Главная категория при таком подходе – потребность, полезность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов.
Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлений и их оценках. Во главу ставиться технический аппарат исследования, который из инструмента превращается в предмет познания, а результатом исследования выступают различного рода экономические модели, которые здесь являются главными категориями. Этот подход предполагает деление на микроэкономику (экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли) и макроэкономику (экономические проблемы в масштабе общества).
Рационалистический подход ставит целью открытие «естественных» или рациональных законов цивилизации. Это требует исследования экономической системы в целом, экономических законов, регулирующих данную систему, изучение экономической «анатомии» общества. Экономические таблицы Ф. Кенэ – вершина такого перехода. Целью экономической деятельности человека является стремление получить пользу, а цель экономической теории – изучение не человеческого поведения, а законов, регулирующих производство, распределение общественного продукта, именно того, как это происходит. Такой подход позволяет признавать деление общества на классы в отличие на субъективистов, представляющих общество как совокупность равноправных субъектов. Главное внимание при таком подходе уделяется стоимости, цене, экономическим законам.
Диалектико-материалистический подход считается единственно правильным решение научных проблем на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внутренние связи явлений, существующие в реальности и в их развитии. Экономические явления и процессы постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном движении, - и в этом диалектика.
Во всякой науке используется определенная сумма методов исследования. Экономисты формируют экономические принципы, которые полезны при разработке политики, ставящей своей целью решение экономических проблем. В изучении экономического поведения экономисты могут продвигаться как от теории к фактам, так и от фактов к теории, т.е. они применяют и дедуктивный, и индуктивный методы.
Под индуктивным методом (индукцией) подразумевается выведение принципов из фактов. Этот метод начинается с накопления фактов, которые затем систематизируются и анализируются таким образом, чтобы можно было вывести обобщение, или принцип.
При дедуктивном методе (дедукции) экономисты решают свою задачу, начиная с уровня теории, а затем подтверждают или отвергают данную теорию, обратившись к фактам. Таким образом, они могут опереться на случайные наблюдения, умозрительные заключения, логику или интуицию, чтобы сформулировать предварительный, непроверенный принцип, называемый гипотезой.
Дедукция и индукция представляют собой не противостоящие друг другу, а взаимодополняющие методы исследования. Сформулированные дедуктивным методом гипотезы служат экономисту ориентирами при сборе и систематизации эмпирических данных. В свою очередь, известное представление о фактах, о реальном мире является предпосылкой для формулирования весьма содержательных гипотез.
Методы также подразделяются на:
всеобщие (философские), вооружающие все области познания, например, метафизический и диалектический методы. В экономической теории применяется два противоположных философских метода – метафизика и диалектика.
общенаучные – исторический, логический, математический и др.;
специфический – для каждой отрасли науки.
Метафизика рассматривает все явления разрозненно, в состоянии покоя и неизменяемости. Такой подход к изучению науки допускается в тех случаях, когда приходится тщательно анализировать какой-то элемент системы в отдельности или выявлять внутреннюю структуру хозяйственных отношений, не принимая в расчет любые их изменения.
Экономическая теория полнее отражает действительность, если берет на вооружение диалектику – учение о наиболее общих закономерностях становления и развития всех явлений природы, общества и мышления. Центральное место в этом методе отводится противоречию. Так авторы «Экономикс» Макконнелл К.Р. и Брю С.Л. констатируют наличие противоречий в современной рыночной системе, в управлении всей экономикой и в других областях хозяйственной деятельности.
Диалектический метод отражает также не только противоречия, но и неотрывность и единство противоположностей. Это позволяет на практике объединить в целостность казалось бы несоединимые стороны явления.
Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимают исторический и логический методы. Они не противостоят друг другу, а применяются в единстве, поскольку исторический исходный пункт исследования совпадает в общем и целом с исходным пунктом логического исследования. Однако логическое (теоретическое) исследование экономических явлений и процессов не является зеркальным отражением исторического процесса. В конкретных условиях той или иной страны могут возникнуть экономические явления, которые не являются обязательными для господствующей системы хозяйствования. Если фактически (исторически) они имеют место, то в теоретическом анализе подобные явления можно игнорировать. Мы можем от них отвлечься. Историк же не может их игнорировать. Он должен их описать.
Используя хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить все особенности различных экономических систем. Но он имеет тот недостаток, что обилие описательного материала и частных исторических подробностей может затруднить серьезное теоретическое изучение хозяйства.
Так же широко используются математические и статистические приемы исследования, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется вычислительная техника. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования. Данный метод является одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и издержки влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов.
Еще один из методов изучения хозяйственных явлений – это метод научной абстракции. Исследователь отталкивается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. Так возникают общие понятия – производство вообще, потребности, распределение, обмен и др. При помощи абстрактного мышления шаг за шагом происходит раскрытие сущности экономических явлений, что требует определенных логических понятий, более или менее отражающих реальную экономическую деятельность в ее развитии.
Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества, называют экономическими категориями. К таким категориям относятся спрос, предложение, кредит, собственность, рынок, заработная плата, прибыль и многое другое.
Экономическими процессами в обществе управляют внутренние, присущие им законы – законы общественных действий людей – экономические законы.
Экономические законы – это устойчивое, прочное, многократно повторяющееся явление, которое не случайно, а типично, постоянно выражает внутреннюю сущность экономических явлений и процессов. Они в свою очередь образуют систему экономических законов развития общества, которая включает в себя различные группы сил общества.
Экономические законы классифицируются по следующим группам (в зависимости от их исторической устойчивости):
специфические экономические законы – это законы развития конкретных, исторически определенных форм хозяйствования, например, законы распределения при рабстве, крепостничестве и т.д.;
особенные экономические законы – это законы, свойственные тем историческим эпохам, где сохраняются условия для их действия, например, закон стоимости (ценности);
общие экономические законы – законы, свойственные всем, без исключения, историческим эпохам. Они выражают поступательный процесс развития общественного производства, например, закон экономии времени, закон возвышения (возрастания) потребностей, закон разделения общественного труда.
Экономические законы, однако, сами по себе не действуют, экономический прогресс автоматически не осуществляется. Для этого необходимы действия людей, а они приводятся в движение своими потребностями и интересами.
Потребности – это объективная нужда людей в чем-либо, необходимая для поддержания жизнедеятельности и развития организма, развития личности, требующая удовлетворения. Только при осознании потребностей возникает мотивация к труду. В этом случае потребности приобретают конкретную форму – интерес.
Экономический интерес – это форма проявления экономических потребностей. Интерес выражает хозяйственную пользу, выгоду, реализуя которые субъект хозяйствования обеспечивает самостоятельность, саморазвитие. Без этого он не сможет стать достойным партнером в следующем цикле хозяйственных связей, сохранить и воспроизвести себя и сойдет с арены экономической жизни, обанкротится.
Следующий метод – анализ – это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно. При анализе экономических проблем часто используют позитивный и нормативный анализ. На основе различают позитивную и нормативную экономические теории.
Позитивный анализ дает нам возможность увидеть экономические процессы и явления такими, какие они есть на самом деле, что было или что может быть. Позитивные утверждения не обязательно должны быть верными, но любой спор относительно позитивного утверждения можно решить проверкой фактов.
Нормативный анализ основан на исследовании того, что и как должно быть. Нормативное утверждение чаще всего выводится из позитивного, но объективные факты не могут доказать его истинности или ложности. При нормативной анализе выносятся оценки – справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.
Так же используется метод синтеза. Этот метод воссоздает единую целостность картины при изучении экономических процессов и явлений.
Анализ и синтез так же, как и индукция и дедукция применяются экономической теорией в единстве.
При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходимы экономически эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные результаты этих экспериментов.
Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.
Вся совокупность научных методов позволяет выполнять важную задачу – выявлять общие для всех изучаемых систем элементы и признаки, закономерности развития, а также показывать различия между ними.
Вопрос 2. Дайте характеристику товара, его свойств и особенностей.
Товар – это все, что может удовлетворить потребности и предлагается рынку для реализации. Товаром могут быть духи, одежда, металл и т.д.
Потребители приобретают огромное количество разнообразных товаров, поэтому их целесообразно классифицировать, чтобы представить себе структуру товарного рынка.
По степени долговечности, материальной осязаемости их можно разделить на:
товары длительного использования – материальные изделия, выдерживающие многоразовое использование (мебель, одежда, технологическая линия, телевизор и т.д.);
товары кратковременного использования – материальные изделия, необходимые полностью за один или несколько циклов использования (еда, зубная паста и т.д.);
услуги – объекты продажи в виде действий, выгод или удовольствий (образование, лечение, ремонтные работы).
С точки зрения частоты покупок, привычек потребителей их можно подразделить на:
товары повседневного спроса – товары, которые потребитель покупает часто, без раздумий (сахар, молоко, хлеб, газеты);
товары предварительного выбора – товары, которые потребитель сравнивает по качеству, внешнему оформлению, цене (одежда, мебель, автомобиль и т.д.);
товары особого спроса – товары с уникальными характеристиками, марочные товары, при приобретении которых потребитель готов затратить дополнительные усилия и средства (стереоаппаратура, особо модные товары, фотоаппаратура);
товары пассивного спроса – товары, которые потребитель не знает или не задумывается об их покупке (новинки бытовой техники, страхование жизни и т.д.).
С точки зрения использования товары можно подразделить на:
товары личного потребления – товары, которые предназначены непосредственно для потребления (одежда, еда, бытовая техника, лечение и т.д.);
товары производительного назначения – товары, приобретаемые для процесса производства (станки, оборудование, сырье и т.д.)
Товар обладает двумя свойствами:
способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность;
пригодность к обмену.
Способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека составляет его потребительную стоимость. Ею обладает любой товар. Характер потребностей может быть при этом самым различным (физические, духовные).разным может быть и способ их удовлетворения. Одни вещи могут удовлетворять потребность непосредственно как предметы потребления (хлеб, одежда и т.п.), другие – косвенно, опосредованно как средства производства (станок, сырье). Многие потребительные стоимости могут удовлетворять не одну, а ряд общественных потребностей (древесина, например, используется как химическое сырье, как топлива, для производства мебели).
В качестве товара выступают услуги. Потребительская стоимость услуг не имеет вещественной формы.
Потребительская стоимость услуг – это полезный эффект деятельности живого труда.
Услуга не имеет вещественной формы, ее нельзя непосредственно накопить, она может быть потреблена лишь в момент производства.
Потребительные стоимости составляют содержание богатства всякого общества. Она имеет три формы проявления:
количество;
натуральная форма;
качество.
Последнее – это степень полезности данной потребительной стоимости, степень ее соответствия потребности, ее пригодность удовлетворять потребность в конкретных условиях потребления.
Следует отличать потребительную стоимость товара от потребительной стоимости продукта в натуральном хозяйстве. Продукты труда в натуральном хозяйстве являются потребительной стоимостью для самих производителей, а товары обладают потребительной стоимостью для других, т.е. общественной потребительной стоимостью.
Потребительная стоимость товара переходит к непосредственному производителю только путем обмена.
Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях является меновой стоимостью.
Вопрос 3. Что нужно защищать государству: рынок или граждан от рынка?
Неравенство доходов, создаваемое в рыночной экономике, которое усиливается особенно в период спада производства и инфляции, должно быть ослаблено и в определенной мере компенсировано системой мер, программ и законов по социальной защите наименее обеспеченных групп населения. Во всех развитых странах с рыночной экономикой такие программы давно работают и способствуют ослаблению социальной напряженности.
Система мер, программ и законов по социальной защите исходит из основного положения Декларации прав человека, где человеческая жизнь признается высшей ценностью для общества. Поэтому любое цивилизованное государство обязано защищать своего гражданина от экономических и социальных невзгод, потрясений, вызванных потерей работы, или от резкого падения доходов, инвалидности, старости, болезни и т.д. В экономическом плане социальная защита зависит прежде всего от финансирования соответствующих мер и программ, но само финансирование во многом определяется возможностями экономики страны, показателем ее душевого дохода.
Поскольку в условиях перехода к рынку проблема социальной защиты приобретает особую актуальность, целесообразно рассмотреть те конкретные модели и программы, которые были и существуют в развитых странах с рыночной экономикой. Однако не следует забывать об условиях формирования нашего рынка и критически, а не слепо и бездумно переносить эти модели на нашу действительность. Наибольший интерес для нас представляют американская модель социальной защиты и шведская модель поддержания программы полной занятости.
Американская модель социальной защиты основывается на двух источниках финансирования: государственном и частном.
Поощряя частное предпринимательство во всех секторах экономики и взимая налоги, американское правительство тем самым способствует перераспределению национального дохода, ослаблению неравенства между богатыми и бедными, хотя налоговая реформа 1986г. вновь усилила это неравенство в пользу богатых, которые получили налоговые льготы и на прибыль, и на личные доходы. В настоящее время в условиях спада экономики социальные программы еще больше урезываются.
Основную тяжесть по социальной защите несет, конечно, государство, которое оказывает помощь наименее социально защищенным группам населения. Эта помощь идет по линии государственного социального страхования (выплата пенсий по старости, инвалидности, в связи с потерей кормильца и т.п.), а также государственного вспомоществования. Хотя может быть и нерегулярно, но оно охватывает более широкую категорию нуждающихся (престарелые, слепые, нуждающиеся семьи с детьми, студенты и т.д.). Такая помощь оказывается не только федеральной администрацией, но и в рамках социальных программ штатов. Кроме того, она включает не только денежные пособия, но и материальную помощь в виде талонов на продовольствие, школьные завтраки и обеды, специальное питание беременным женщинам и грудным детям и т.п.
Государственный фонд помощи безработным хотя и формируется более чем наполовину за счет потенциальных получателей фонда и предпринимателей, но почти на одну треть финансируется также государством.
Частная социальная помощь осуществляется в разнообразных формах от простой благотворительности до частного социального страхования и пособия, которые выплачивают фирмы своим работникам, уходящим на пенсию, пострадавшим на работе и заболевшим. Однако эта помощь не имеет обязательного и регулярного характера, особенно в условиях общего спада производства.
В осуществлении программы и мер по поддержанию занятости населения и сокращению безработицы особого внимания заслуживает опыт Швеции. Благодаря новым планам и методам подготовки рабочих, повышению квалификации и трудоустройства Швеция раньше других стран сумела провести структурную перестройку промышленности. Хотя при такой перестройке всегда возникает структурная безработица, но здесь в результате продуманных мер, она была значительно сокращена. Переподготовка работников там производится в течение 18 недель специальными организациями по договору с государством и фирмами. Как правило, люди, прошедшие такую переподготовку, впоследствии получают работу. Активная политика по обеспечению полной занятости и уменьшению до естественного уровня безработицы подкрепляется системой мероприятий правительства и муниципальных органов. Из всех средств, направленных на поддержание занятости, около ¾ расходуется на создание рабочих мест, переквалификацию рабочих и специалистов и осуществление других мер, способствующих профессиональному росту кадров. Ведь именно от этого зависит прежде всего производительность труда, а следовательно, и экономический рост. Характерно, что только ¼ часть средств расходуется на пособия по безработице, а это как раз и свидетельствует не о пассивной политике по отношению к данной категории лиц, а об активном включении их в трудовой процесс после необходимой переподготовки. Пособия по безработице только на 15% оплачиваются самими рабочими, а 85% - правительством и предпринимателями.
В Швеции создана широкая сеть бюро по трудоустройству населения, которые стремятся к тому, чтобы предоставить человеку не временную и неквалифицированную работу, а работу по специальности, его склонности и интересам. Не забыты здесь и инвалиды, а также лица с определенными физическими недостатками, для которых создаются специальные так называемые защищенные мастерские.
Задача 1. Масса товара в обращении оценивается в 58 млрд. долларов. Сделки в кредит составляют 13 млрд. долларов, срочные платежи – 10,5 млрд. долларов, взаимопогашающиеся платежи – 5,5 млрд. долларов. В обращение выпущено 12 млрд. долларов в форме золотых монет. Среднее число оборотов денежной единицы – 5. Сколько золота ушло в сокровище?
цен = 58 млрд.дол.
Кр = 13 млдр.дол.
СП = 10,5 млдрд.дол.
ВП = 5,5 млрд.дол.
Кден = 12 млрд.дол.
О = 5
Золото в сокровищах - ?
Задача 2. Стоимость пряжи 10 долларов, из них 8 долларов – стоимость средств производства. Ткань, изготовленная из пряжи, стоит 14 долларов, в том числе 2 доллара – износ ткацких станков. Просчитайте затраты общественного и живого труда на производство пряжи и на производство ткани, если 1 час труда воплощается в одном долларе.
Wпряжи = 10 дол.
С пряжи = 8 дол.
W ткани =14 дол.
Износ тк.стан. – 2 дол.
Общ.труд.ткани - ?
Общ.труд.пряжи - ?
Жив.труд.пряжи - ?
Жив.труд.ткани - ?
ЛИТЕРАТУРА
Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ.ред.акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА, 1997.- 560с.
Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики. – М.: Банки и биржа, 1996. – С.359-362.
Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: Общество «Знание» России. Центральный институт непрерывного образования, 1996. - 478с.