Роль центрального банка
Министерство образования Российской Федерации
Башкирский государственный университет
Экономический факультет
Кафедра экономики и управления
Курсовая работа
по предмету «Макроэкономика» на тему:
Роль Центрального банка
Выполнил: студент пятого курса заочного отделения экономического факультета БашГУ Полупанов Дмитрий Васильевич
Проверила: Муратова Зухра Маратовна
Уфа - 2000
Содержание
Введение 4
1. Особенности возникновения и формы организации центральных банков, их классификация. 5
Банк Франции 5
Банк Англии. 6
Банк России 6
Классификация центральных банков 8
2. Сущность, функции и операции центральных банков. 11
Сущность центральных банков, их структура. 11
Функции центральных банков. Взгляды экономистов на функции центральных банков. 12
Денежно-кредитная политика центральных банков. 15
Операции центральных банков. 18
3. Сотрудничество центральных банков на межгосударственном уровне. 21
4. Центральный банк Российской Федерации. 23
Заключение 29
Литература 30
Приложение. Организационная структура Центрального банка. 32
П Р А В Л Е Н И Е 32
Аппарат Правления 32
Введение
Современное кредитно-денежное и финансовое хозяйство страны переживает серьезные структурные изменения. Перестраивается кредитная система, возникают новые виды кредитно-финансовых институтов и операций, модифицируется система взаимоотношений центральных банков и финансово-кредитных институтов.
Существенные изменения происходят и в функционировании банков: повышаются самостоятельность и роль банков в народном хозяйстве; расширяются функции действующих и создаются новые финансово-кредитные институты; изыскиваются пути роста эффективности банковского обслуживания внутрихозяйственных и внешнеэкономических связей; идет поиск оптимального разграничения сфер деятельности и функций специализированных финансово-кредитных и банковских учреждений; разрабатывается новое банковское законодательство в соответствии с задачами современного этапа хозяйственного развития. Во всем этом немаловажную роль играют центральные банки.
В курсовой работе рассмотрены формы организации центральных банков, на примере Банков Франции, Великобритании и России прослеживаются два способа возникновения ЦБ. Приводится классификация центральных банков. Подробно рассмотрены роль и операции ЦБ, их функции - эмиссионного центра, валютного центра, банка банков, банкира правительства, центра денежно-кредитного регулирования экономики. Изучено международное сотрудничество центральных банков. Отдельный раздел посвящен функциям и роли Центрального банка Российской Федерации в настоящее время.
1. Особенности возникновения и формы организации центральных банков, их классификация.
Исторически существовали два пути образования центральных банков. Одни из них стали центральными в результате длительной исторической эволюции. Это имело место главным образом в странах, где капиталистические отношения возникли сравнительно рано (в середине XIX – начале XX вв.). Так, Банк Англии стал эмиссионным центром в 1844 г., Банк Франции – в 1848 г., Банк Испании – в 1874 г.
В эпоху государственно-монополистического капитализма получил большое развитие процесс национализации центральных банков, ранее имевших статус акционерных. Национализацию центральных банков ускорили экономический кризис 1929 – 1933 гг. и вторая мировая война, усилившие тенденции государственно-монополистического регулирования экономики. В 1938 г. был национализирован Банк Канады, в 1942 г. – Банк Японии, в 1946 г. – Банк Англии и Банк Франции.
Другие банки (федеральные банки США, образованные в 1913 г., центральные банки многих латиноамериканских государств) с самого начала были учреждены как эмиссионные центры.
После второй мировой войны были созданы государственный эмиссионные институты в ФРГ – Бундесбанк (1957 г.) и Австрии – Резервный банк Австрии (1960 г.).
В современных условиях в большинстве стран центральные банки по своей сути являются государственными, даже в тех случаях, когда формально не принадлежат государству. Например, государству принадлежит лишь часть капитала Швейцарского национального банка, 55% капитала Банка Японии, 50% капитала Национального банка Бельгии.
Рассмотрим организационно-правовые основы центральных банков ведущих промышленно развитых стран на примере Франции и Великобритании, а также Банка России.
Банк Франции
Во Франции первым банком, учрежденным в 1716 г. шотландцем Джоном Ло, был Банк Женераль, который в 1718 г. был переименован в Королевский банк и национализирован. Акции были реализованы на ¼ наличными и на ¾ государственными долговыми обязательствами. Затем в результате сильного падения курса акций Королевский банк “пошел с молотка”.
В начале XIX столетия была предпринята новая попытка создать центральный банк Франции. По решению первого консула Наполеона Бонапарта в 1800 г. был образован Банк Франции как акционерный и частный банк. С 1806 г. он получил исключительное право на выпуск банкнот, а с 1848 г., подчинив себе провинциальные банки, стал единственным эмиссионным банком Франции.
После Второй мировой войны в 1945 г. Банк Франции был национализирован. Во всех важнейших пунктах Франции он имеет филиалы, бюро и отделы.
Во главе Банка Франции стоят управляющий и два его заместителя, которые назначаются президентом республики на неограниченный срок. Принципиальные финансовые решения и руководство банком осуществляет Генеральный совет Банка, состоящий из 12 членов, семь из них назначаются министром финансов.
Банк контролируется казначейством и министерством финансов.
Банк Англии.
Банк Англии является одним из старейших банков мира, он был создан в 1694 г. как первый акционерный коммерческий банк. В условиях острой потребности государства в финансовых средствах Банк предоставлял кредиты правительству, за что получил право на эмиссию банкнот, беспрепятственно обменивающихся на металлические деньги. Кроме того, Банку Англии было предоставлено право размещения государственных займов, в результате чего была сформирована система управления государственным долгом через этот Банк.
В 1844 г. актом Р. Пиля Банк Англии в законодательном порядке получил право на эмиссию банкнот. Обращавшиеся старые банкноты были заменены новыми, которые должны были на 100% обеспечиваться золотом, за исключением 14 млн. фунтов стерлингов фидуциарной эмиссии, т.е. не покрытых золотом банкнот.
После Второй мировой войны, в 1946 г. Банк Англии был национализирован. Наряду с определением денежной политики ему было также предоставлено право контроля над банками.
Высший орган банка – Директорат, состоящий из четырех штатных директоров и 12 директоров-заместителей. Он возглавляется управляющим и заместителем, назначаемыми на пять лет. Директора по совместительству являются представителями ведущих банков и концернов промышленности и торговли. Директорат отвечает за денежную политику банка и работает в тесном контакте с правительством.
Банк России1
Банк России, как приемник Государственного банка Российской империи, Народного банка РСФСР, Государственного банка РСФСР и СССР, возник сразу как государственный банк.
Государственный банк Российской империи возник в 1860 году по указу императора Александра II. Являлся банком краткосрочного коммерческого кредита и, согласно уставу, был учрежден «для оживления торговых оборотов и укрепления денежной кредитной системы». В его функции входили учет векселей и других срочных правительственных и общественных процентных бумаг и иностранных трат, покупку и продажу золота и серебра, получение платежей по векселям и другим срочным денежным документам в счет доверителей, прием вкладов, выдача ссуд и покупку государственных бумаг за свой счет. С 1860 по 1894 год являлся вспомогательным учреждением Министерства Финансов.
С конца 80-ых годов XIX века Государственный банк Российской империи подготовил денежную реформу, которая была проведена в 1895-1898 гг. и ознаменовалась введением в России золотого монометаллизма. В ходе этих реформ банк получил эмиссионное право.
С принятием в 1984 году нового устава начинается второй период в деятельности Государственного банка Российской империи. После денежного кризиса, вызванного Русско-японской войной 1905-1906 гг. он трансформировался в банк банков. Государственный банк Российской империи являлся крупнейшим в Европе учреждением по количеству золотого запаса. Прекратил свое существование после 7 ноября 1917 года.
Народный банк РСФСР существовал с 1917 по 1920 годы. Официально действовал по уставу 1894 года, но фактически был вспомогательным учреждением Наркомфина. Занимался в основном эмиссией бумажных денег. В эпоху военного коммунизма и всеобщих безденежных расчетов его роль была сведена до минимума, и, в итоге, Народный банк РСФСР был расформирован.
Государственный банк РСФСР возник в связи с объявлением новой экономической политики 10 января 1921 года. В 1923 году после образования Советского Союза преобразовывается в Государственный банк СССР. Банк получил исключительное эмиссионное право. 20 декабря 1991 года Госбанк СССР был расформирован, в связи с роспуском Советского Союза. Активы переданы в Центральный банк Российской Федерации.
В банковской системе нашей страны Центральный банк Российской Федерации (ЦБР, Банк России) определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.
Принципы организации и деятельности ЦБР, его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном Банке и другими федеральными законами.
Конституция РФ в статье 71 устанавливает, что в ведении федеральной власти находятся, в частности, федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Таким образом, Банк России - экономическая служба, орган государственной власти.
Как орган исполнительной власти Банк России подчиняется Правительству, одной из функций которого2 является проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Подотчетен Банк России также законодательной власти, в ведении которой3 находится также назначение и освобождение от должности Председателя банка. Контроль над Банком России осуществляет и Президент: он представляет кандидатуру Председателя банка Государственной Думе4.
В соответствии со статьей 2 Закона РФ "О Центральном банке РФ" Банк России выступает в статусе юридического лица, то есть организации, которая "имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом"5. Между тем доктор юридических наук, заведующий сектором "Банковское право" Института государства и права РАН Г.А. Тосунян считает, что "имущество Банка России не отвечает признакам как имущества, принадлежащего субъекту на праве хозяйственного ведения, так и имущества, принадлежащего субъекту на праве оперативного управления. Собственностью Банка России оно также не является, указанное имущество - федеральная собственность"6. Таким образом, в определении статуса Центрального банка РФ содержатся спорные моменты.
Банк России управляется Советом директоров, состоящим из 12 членов, назначаемых Государственной Думой каждые 4 года. Кандидатуру Председателя Совета директоров ей представляет Президент, а остальных членов – уже назначенный Председатель.
Классификация центральных банков
По характеру собственности банки можно разделить на следующие виды:
Государственные, капитал которых принадлежит государству. Так, 100% капитала центрального банка принадлежит государству в Великобритании, ФРГ, Франции, России, Дании и Нидерландах;
Акционерные: в США 100% капитала федеральных резервных банков находится в собственности банков-членов ФРС; в Италии 100% капитала центрального банка принадлежит банкам и страховым компаниям;
Смешанные: в Японии (55% - в собственности государства и 45% частных лиц) и в Швейцарии (57% - в собственности кантонов и 43% частных лиц).
Некоторые центральные банки, как отмечалось выше, были сразу образованы в качестве государственных (в ФРГ, России); другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции).
Доля собственности государства в капитале центрального банка является важнейшим фактором, определяющим его место в экономике страны, которое в значительной степени зависит от национальных традиций и особенностей развития банковской системы.
Однако наиболее не зависимыми от государства являются ФРС США и Немецкий федеральный банк, хотя в США капитал федеральных резервных банков принадлежит банкам – членам ФРС, а в ФРГ – государству. Следовательно, 100%-ное участие государства в капитале центрального банка является больше вопросом престижа и традиций. Например, центральный банк Италии, хотя и находится в собственности банков и страховых компаний, является более зависимым от государственных органов.
Вторым фактором, определяющим независимость центрального банка от государства, является процедура назначения или выбора руководства банка. По этому признаку центральные банки можно сгруппировать по странам.
Первая группа – страны, в которых руководящие органы центрального банка (Президент и члены Директората) назначаются правительством или избираются из предложенных правительством кандидатур. К этой группе относятся Австрия, Великобритания, Дания, Россия, Франция, ФРГ, Швейцария, Япония.
Ко второй группе принадлежит Италия, где Президент центрального банка назначается советом управляющих Банка, в который не входят политические деятели, а затем должен быть одобрен Советом Министров и утвержден Президентом страны.
К третьей группе относятся Нидерланды, где решение о назначении принимает Совет министров на основе кандидатур, предложенных центральным банком.
В большинстве промышленно развитых стран руководство центрального банка не может быть отозвано ранее установленного срока. Исключение представляют собой центральные банки Италии, Франции, России, которые более зависимы от государства.
Третьим фактором, отражающим независимость центрального банка, является степень подробности определения в законодательстве целей и задач его деятельности. Этим устанавливаются, во-первых, рамки свободы деятельности центрального банка, во-вторых, в законодательном порядке определяются его полномочия. Так, в Австрии, Дании, Франции, ФРГ, Швейцарии и Японии основные цели и сфера деятельности отражены в конституции или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности.
Например, в ФРГ цели и область функционирования центрального банка определены Конституцией, которая формулирует основную задачу Немецкого федерального банка как обеспечение стабильности национальной валюты. Кроме того, Законом о Немецком федеральном банке 1957 г. перед ним поставлены следующие основные задачи: регулирование денежного обращения и кредитного обеспечения экономики, осуществление платежного оборота. Причем в этом Законе подчеркивается, что Банк поддерживает экономическую политику правительства лишь в той мере, в какой она не противоречит сохранению покупательной силы денег.
В таких странах, как США, Швеция, Италия, в законодательстве задачи центрального банка сформулированы лишь в общих чертах.
Банк Англии представляет собой исключение, так как его задачи не зафиксированы ни в законодательном порядке, ни предписаниями казначейства. Эти задачи базируются на национальных традициях в этой области, основанных на исторических документах.
Четвертым фактором независимости центрального банка является законодательно установленное право государственных органов на их вмешательство в денежно-кредитную политику.
Наиболее низкой степенью независимости в этом плане обладают центральные банки Франции и Италии. Определение направления денежно-кредитной политики в этих странах в законодательном порядке передано правительству. Центральный банк является лишь консультантом и должен выполнять решения правительства.
В таких странах, как Великобритания, Нидерланды, Швеция и Япония, законодательно установлена возможность государственных органов вмешиваться в политику центрального банка.
В Австрии и Дании законодательно не предусмотрено вмешательство государства в денежно-кредитную политику, но центральный банк обязан координировать свою политику с экономической политикой правительства.
И, наконец, центральные банки ФРГ и Швейцарии по этому признаку являются наиболее независимыми, так как в законодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику центрального банка. Кроме того, в отличие от Федеральной резервной системы США Немецкий федеральный банк не подотчетен парламенту.
Пятый фактор независимости центрального банка – наличие законодательного ограничения кредитования правительства.
По этому признаку независимыми являются центральные банки Австрии, Нидерландов и ФРГ.
Меньшая степень независимости предоставляется во Франции и в Японии, где объем кредитования правительства утверждается парламентом страны и предусмотрен законодательством.
Третью группу стран составляют Дания, Италия, Швеция и Швейцария, в которых формально не существует ограничения объема кредитования правительства. Это свидетельствует о большей степени зависимости центрального банка по этому признаку от государства.
В Великобритании и США распределение кредитов государству осуществляется при участии центрального банка на открытом рынке.
Таким образом, все эти пять факторов независимости центрального банка свидетельствуют о месте его в экономике промышленно развитых стран, влиянии на экономические процессы при помощи предоставленного ему законом инструментария регулирования, о степени зависимости от правительства и об особой роли в денежно-кредитной системе страны.
Как следует из материалов МФВ, ставка инфляции в среднем значительно ниже в странах, которые имеют высоко независимые ЦБ7. Исследование работы ЦБ ряда стран за 1960-89 годы, приводит к выводу о том, что более независимые ЦБ работают с более низкой инфляционной ставкой. Кроме того, установлено и существование обратной связи между независимостью ЦБ и инфляционной изменчивостью8.
Но независимо от того, принадлежит или нет капитал центрального банка государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи, особенно усилившиеся на современном этапе.
2. Сущность, функции и операции центральных банков.
Сущность центральных банков, их структура.
Эмиссионными банками являются центральные банки, наделенные правом эмиссии денежных знаков в обращение. Главная задача банков, выполняющих функции центральных, торгующих денежным товаром только среди банков и не вступающих непосредственно в отношения с отдельными хозяйственными единицами, состоит в управлении эмиссионной, кредитной и расчетной деятельностью банковской системы. Они не являются ни коммерческими организациями, ни органами государственного управления в традиционном понимании этого слова.
Эмиссионный банк располагает такими крупными средствами, какими не может располагать ни один из других банков. Это обстоятельство дает ему возможность оказывать поддержку всем остальным банкам и руководить их деятельностью. Эмиссионный банк становится центром по организации банковского дела в стране, вокруг которого группируются все прочие банки и иные кредитные учреждения.
Сущность центрального банка проявляется в следующих функциях:
Эмиссия и контроль денежного обращения;
Расчетный и резервный центр банков;
Управление государственным долгом и исполнение государственного бюджета;
Выполнение роли «кредитора последней инстанции», «банка банков»;
Установление экономически обоснованных лимитов и нормативов деятельности банков, в том числе официальной ставки центрального банка по кредитам;
Определение приоритетных целей денежно-кредитной и валютной политики и их реализация;
Проведение научных исследований;
Определение правовых основ и принципов функционирования кредитно-финансовых институтов, рынков краткосрочных и долгосрочных кредитных операций, а также видов платежных документов, обращающихся в стране;
Формирование эффективного механизма денежно-кредитного регулирования экономики.
Наделение центрального банка указанными полномочиями позволяет обеспечить эффективное функционирование двухуровневой банковской системы. Для реализации перечисленных функций центральному банку необходимы обширная сеть региональных учреждений и центральный аппарат.
Оргструктура центрального банка представлена его основными органами управления, а также службами и подразделениями, каждое из которых наделяется соответствующими полномочиями и выполняет строго определенные функции (см. Приложение). В случае организации банка в форме акционерного общества создаются характерные для него органы управления (например, ревизионная комиссия, наблюдательный совет и т.д.).
Функции центральных банков. Взгляды экономистов на функции центральных банков.
Центральный банк представляет собой орган государственного регулирования экономики, т.е. банк, наделенный монопольным правом эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса.
В современных условиях центральный банк выполняет следующие основные народнохозяйственные функции: (большинство из них уже были называны ранее)
Эмиссионный центр страны;
Валютный центр;
Банк банков и расчетный центр;
Банк правительства;
Центр денежно-кредитного регулирования экономики.
Функция эмиссионного центра заключается в том, что центральные банки в настоящее время обладают монопольным правом на выпуск банкнот, обеспечение которых значительно изменилось.
В период золотого монометаллизма банкноты центральных банков имели двойное обеспечение – золотое и вексельное (товарное).
Так, в Англии в соответствии с системой банкнотной эмиссии, введенной в 1844 г., как я уже писала ранее, Банк Англии обязан был обеспечивать банкноты на 100% золотом за исключением фидуциарной эмиссии, т.е. непокрытых золотом банкнот в сумме 14 млн. фунтов стерлингов.
После Первой мировой войны в соответствии с денежной реформой 1925-1928 гг. в стране был введен золотослитковый стандарт, т.е. банкноты Банка Англии обменивались на золото не в монетах, как раньше, а при условии предъявления их на крупную сумму – на сумму, эквивалентную 400 тройским унциям (12,4 кг), что составляло около 1700 ф. ст.
Кроме того, в 1928 г. размер фидуциарной эмиссии был увеличен до 260 млн. ф. ст. и предоставлено право казначейству, по согласованию с Банком Англии, расширять или сокращать ее размеры.
В 1931 г. Англия отменила золотослитковый стандарт.
В настоящее время основным обеспечением банкнот являются коммерческие векселя, золотовалютные резервы и государственные ценные бумаги.
За центральным банком как представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия только в отношении банкнот, т.е. общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств. В некоторых странах центральный банк монопольно осуществляет также эмиссию монет, но их чеканкой обычно занимается министерство финансов (казначейство). Банкноты составляют незначительную часть денежной массы промышленно развитых стран, поэтому функция эмиссионной монополии ЦБ несколько снижена, хотя банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле и обеспечения ликвидности кредитной системы. Я считаю, что чем выше доля наличного обращения в стране, тем важнее значение банкнотной эмиссии.
2.Функция валютного центра. Исторически сложилось, что для обеспечения банкнотной эмиссии в центральных банках были сосредоточены золотовалютные резервы. Кроме того, центральный банк осуществляет регулирование, т.е. регулирование платежного баланса и валютного курса, используя такие методы, как учетная (дисконтная) политика и валютная интервенция. И, наконец, центральный банк представляет свою страну в международных и региональных валютно-финансовых организациях: МВФ, Всемирном банке, Банке международных расчетов, Европейском союзе, ЕБРР, Европейском инвестиционном банке и др.
3. Банк банков и расчетный центр. Особая роль центрального банка в кредитной системе состоит также в том, что главной его клиентурой являются не торгово-промышленные предприятия и население, а кредитные учреждения, в основном коммерческие банки.
Для обеспечения своей ликвидности коммерческие банки хранят в центральном банке часть своих денежных средств в виде кассовых резервов на текущем счете. Причем эти резервы после Великой депрессии 30-х гг. стали обязательными, т.е. центральный банк в административном порядке устанавливает минимальное соотношение резервов с обязательствами банков по депозитам.
В периоды напряженного положения на денежном рынке центральные банки осуществляют кредитование коммерческих банков в виде переучета векселей, а также перезалога их ценных бумаг.
В последнее время взаимоотношения центрального банка с кредитной системой в промышленно развитых странах претерпели значительные изменения, что связано прежде всего с проведением мероприятий по либерализации рынка капиталов.
В настоящее время взаимоотношения центрального банка с кредитными учреждениями определяются следующим: во-первых, центральный банк является для них кредитором в последней инстанции; во-вторых, он осуществляет контроль или надзор над банками и, в-третьих, следует отметить его особую роль как регулирующего, контролирующего, исследовательского и информационного центра кредитной системы страны.
4. Банк правительства. Центральный банк осуществляет исполнение государственного бюджета по доходам и расходам, а также является агентом государства по размещение государственного долга.
Казначейство хранит свои свободные средства на текущем счете в центральном банке, которые оно использует для покрытия своих расходов. При этом казначейство расплачивается со своими поставщиками чеками на центральный банк. Следовательно, центральный банк исполняет роль банкира по отношению к государству.
Вместе с тем центральный банк, пользуясь беспроцентно свободными денежными средствами казначейства, выполняет бесплатно для него операции по исполнению бюджета. Так, по поручению казначейства центральный банк принимает налоговые платежи, которые зачисляет на его текущий счет.
Как агент государства по размещению государственного долга центральный банк осуществляет выпуск государственных займов, организует подписку на займы и размещение облигаций займов среди коммерческих банков, страховых компаний и других участников денежного рынка.
Однако этим не ограничивается функция центрального банка как банкира правительства, поскольку в ряде случаев центральный банк осуществляет также непосредственное кредитование государства за счет своих ресурсов.
5. Проведение денежно-кредитной политики, чему будет посвящен отдельный параграф.
В современной экономической теории регулирования рыночной экономики существуют несколько подходов и соответственно ряд программ денежно-кредитной политики. Особо выделяются два направления – кейнсианская доктрина и современный монетаризм.
Кейнсианская доктрина возникла после разрушительного мирового экономического кризиса 1929- 1933 гг., который выявил нестабильность «автоматического саморегулирования» рыночной экономики, как это пытались доказать представители неоклассического направления экономической мысли.
В 1936 году английский экономист Дж. М. Кейнс в работе «Общая теория занятости, процента и денег»9 выдвинул теорию дефицитного финансирования, в которой он предложил во избежание экономических кризисов и обеспечение занятости необходимость постоянного и широкого вмешательства государства в экономическую жизнь при помощи преимущественно финансовых инструментов регулирования. Денежно-кредитной политике отводилась второстепенная роль: она должна была обеспечить проведение политики «дешевых денег», то есть низких процентных ставок для решения проблемы эффективного спроса – личного потребления и инвестиций. Кейнс ратовал за дефицит государственного бюджета и расширение денежной эмиссии центрального банка, то есть игнорировал проблему обеспечения стабилизации покупательной силы денег.
Кейнсианская концепция дефицитного финансирования стала господствующим направлением в теории и практике государственного регулирования экономики стран Запада, особенно после Второй мировой войны.
Крах Бреттон-Вудской валютной системы, структурные кризисы и стагфляция в середине семидесятых годов вызвали отход от кейнсианской доктрины.
С середины семидесятых годов господствующим направлением экономической мысли в области регулирования рыночной экономики становится монетаристская концепция американского монетариста М. Фридмена10, которая является теоретической основой денежно-кредитного регулирования экономики.
Монетаристы считают, что деньги занимают ключевое место в системе народнохозяйственных связей, а поэтому монетарные мероприятия центрального банка – наиболее эффективный инструмент экономического регулирования, в частности, проведения антиинфляционной политики.
Серьезную опасность монетаристы видят в манипулировании денежной массой, то есть в проведении «гибкой» денежно-кредитной политики, поскольку проявлению эффекта монетарных мероприятий в процессе регулирования присуще запаздывание между изменением денежной массы и соответствующим эффектом в сфере производства от 5 до 21 месяца в условиях циклического кризиса, и 13-14 – при циклическом подъеме. В связи с эти монетаристы делают вывод, что центральные банки должны проводить равномерное увеличение денежной массы – не более 3-5% в год. По мнению М. Фридмена ориентация не на кратковременные, а на долговременные тенденции динамики денежного обращения будет наилучшим образом содействовать поддержанию оптимальных темпов роста экономики.
Основываясь на монетаризме, неоконсерваторы выступают против антициклического регулирования рыночной экономики, поскольку, по их мнению, государственное регулирование спроса нарушает действие стихийных рыночных сил, следствием чего является усиление инфляционных тенденций. Монетаризм выступает за приоритет жесткой денежно-кредитной политики, не зависящей от состояния конъюнктуры и направленной на ограничение инфляции. Главная функция этой политики – контроль за выпуском денег в обращение в соответствии с определенным правилом, то есть уровнем, соответствующим долговременному темпу роста экономики.
Что касается политики обязательных, или минимальных резервов, то ее требования используются практически во всех промышленно развитых странах, за исключением Великобритании, Канады и Люксембурга. Видные западные экономисты, как, например, американский экономист П. Самуэльсон11, считают политику обязательных, или минимальных резервов сильно действующим и мощным орудием центрального банка.
Денежно-кредитная политика центральных банков.
Центральный банк – основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижения безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.
Общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Достаточно отметить, что от 75 до 90% денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 25-10% - банкноты центрального банка. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков.
Денежно-кредитная политика тесно увязывается с внутриполитическими и экономическими отношениями, особенно темпами инфляции и экономического роста. Причем она используется не как отдельный элемент регулирования экономики, а в совокупности с такими инструментами, как финансовая политика, политика доходов и др.
Методы, используемые в денежно-кредитной политике, разнообразны, но наиболее распространенными из них являются:
Изменение ставки учетного процента или официальной учетной ставки центрального банка (учетная, или дисконтная, политика);
Изменение норм обязательных резервов банков;
Операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг;
Регламентация экономических нормативов для банков (соотношения между кассовыми резервами и депозитами, собственным капиталом и заемным, акционерным капиталом и заемным, собственным капиталом и активами, суммой кредита одному заемщику и капиталом или активами и др.).
Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими в том смысле, что они влияют на операции всех коммерческих банков, на рынок ссудных капиталов в целом.
Могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли). К выборочным методам относятся:
Прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);
Регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды; ставками по депозитам и ставкам по кредитам и др.
Ведущим методом регулирования является учетная политика. Повышая или понижая официальную учетную ставку, центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента. Изменение учетной ставки центрального банка, вызывая соответствующее изменение рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса и валютного курса. Повышение ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам.
Изменение процентной ставки центрального банка особенно активно используется в условиях нарушения равновесия платежного баланса и обострения валютных кризисов.
Существенное воздействие на кредитные ресурсы коммерческих банков, на их возможности предоставлять ссуды оказывает изменение нормы обязательных резервов. Повышение ее не означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах центрального банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредитов. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению банковских кредитов и денежной массы, к снижению рыночного процента.
Изменение норм резервных требований, представляющее собой один из старейших и наиболее распространенных методов регулирования (впервые он был применен в США в 1913 г.), относится к косвенным методам регулирования денежного обращения, основанным на действии рыночных механизмов.
Минимальные резервы – это обязательная норма вкладов коммерческих банков в центральном банке, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Норма минимальных резервов зависит от вида вкладов (срочный, до востребования), их величины, географического расположения банка (в крупном или небольшом городе), институциональных различий (вида кредитного учреждения). В настоящее время географические и институциональные различия постепенно стираются.
Регулирование минимальных резервных требований имеет двоякое значение: с одной стороны, оно гарантирует минимальный уровень ликвидности коммерческих банков, с другой – используется как важный инструмент денежно-кредитной политики центрального банка.
В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным методом денежно-кредитного регулирования являются операции на открытом рынке, которые влияют на деятельность коммерческих банков через объем имеющихся у них ресурсов. Если центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних и соответственно их возможности предоставлять ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, центральный банк предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможности по выдаче ссуд. Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.
Для регулирования краткосрочных процентных ставок традиционно применяются операции центрального банка с векселями (казначейскими и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями. Продажа их ограничивает наличность денежного рынка и ведет к повышению рыночных ставок процента. Если центральный банк не желает допускать увеличения рыночной нормы процента, то он оказывает поддержку банкам, покупая у них краткосрочные ценные бумаги и векселя по текущим рыночным ставкам.
Традиционным средством регулирования долгосрочных процентных ставок служат операции центрального банка с долгосрочными государственными обязательствами. Покупка таких обязательств центральным банком вызывает повышение их рыночного курса (в результате расширения спроса на них). Увеличение цены облигации означает снижение их фактической доходности, которая определяется отношением суммы купонного дохода по облигации к ее рыночному курсу. Уменьшение фактической доходности долгосрочных облигаций приводит к снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа облигаций центральным банком на открытом рынке вызывает падение их курса и повышение доходности облигаций, а значит и долгосрочных процентных ставок. Кроме того, купля-продажа ценных бумаг оказывает влияние на процентные ставки через расширение или ограничение банковской наличности.
В целом операции на открытом рынке различаются в зависимости от:
Условий сделки: купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей – так называемые обратные операции (операции РЕПО);
Объектов сделок: операции с государственными или частными бумагами;
Срочности сделки: краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до 1 года и более) операции с ценными бумагами;
Сферы проведения операций: только на банковском секторе рынка ценных бумаг или на небанковском секторе рынка;
Способа установления ставок: определяемых или центральным банком или рынком.
Денежно-кредитную политику следует рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле она направлена на борьбу с инфляцией и безработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития через регулирование денежной массы в обращении, ликвидности банковской системы, долгосрочных процентных ставок. В узком смысле такая политика направлена на достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции, проведения учетной политики и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок. Под валютной интервенцией понимается политика купли-продажи центральным банком иностранной валюты на национальную на валютном рынке. Когда центральный банк продает или покупает иностранную валюту в обмен на национальную, то меняется соотношение спроса и предложения на иностранную валюту и соответственно изменяется курс национальной валюты. Если, например, Банк России продает доллары на валютной бирже, то предложение долларов увеличивается и соответственно курс их понижается, а курс рубля повышается. При скупке долларов их курс растет.
Денежно-кредитное регулирование экономики Российской Федерации осуществляется Банком России путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, проведения операций с ценными бумагами, установления экономических нормативов для банков.
В целях воздействия на ликвидность банковской систе6мы Банк России рефинансирует банки путем предоставления им краткосрочных кредитов по своей учетной ставке и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов.
Банк России устанавливает следующие экономические нормативы для банков: минимальный размер уставного капитала; предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска; показатели ликвидности баланса банка в виде нормативного соотношения между активами и обязательствами банка с учетом срока их погашения, а также возможности реализации активов; минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в Банке России, в процентном отношении к обязательствам банков; максимальный размер риска на одного заемщика в виде определенного процента от общей суммы капитала банка (при расчете максимального риска в понятие риска включается вся сумма вложений и кредитов этому заемщику, а также выданные по его поручению обязательства); ограничение размеров валютного и курсового рисков; ограничение использования привлеченных депозитов для приобретения акций юридических лиц.
Банк России осуществляет функции регулирования и надзора за деятельностью банков для поддержания стабильности денежно-кредитной системы, при этом Банк России не вмешивается в оперативную деятельность банков.
Операции центральных банков.
Перечисленные выше функции центрального банка проявляются в его операциях, которые делятся на пассивные – операции по созданию ресурсов банка и активные – операции по их размещению.
Главным источником ресурсов центрального банка в большинстве стран является эмиссия банкнот (от 54 до 85% всех пассивов). На современном этапе выпуск банкнот полностью фидуциарный, т.е. не обеспечен золотом. Золотое обеспечение банкнот отменено, хотя в некоторых странах формально продолжают действовать законы, ограничивающие пределы фидуциарной эмиссии. Повсеместно отменено официальное золотое содержание денежных единиц.
Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков, государства и увеличении золотовалютных резервов. Механизм эмиссии предопределяет характер кредитного обеспечения банкнот. Эмиссия банкнот при кредитовании банков обеспечена векселями и другими банковскими обязательствами; при кредитовании государства – государственными долговременными обязательствами, а при покупке золота и иностранной валюты – соответственно золотом и иностранной валютой. Иначе говоря, обеспечением банкнотной эмиссии служат активы центрального банка. В этом, в частности, проявляется взаимосвязь пассивных и активных операций банка. Размеры пассивной операции центрального банка «эмиссия банкнот» зависят от его активных операций: ссуд банкам, казначейству (министерству финансов), покупки иностранной валюты и золота. В этом смысле можно сказать, что перечисленные активные операции центрального банка первичны по отношению к пассивным.
Сказанное не означает, однако, что любая ссуда центрального банка кредитной системе или государству связана с новым выпуском банкнот. Такие кредиты могут зачисляться на счета коммерческих банков и казначейства, открытые в центральном банке, в этом случае происходит не банкнотная, а депозитная эмиссия центрального банка. Источником ресурсов центрального банка служат вклады коммерческих банков и их обязательные резервы, зачисляемые на специальные счета, а также вклады казначейства (средства госбюджета). Обычно не более 4% пассива приходится на долю собственного капитала банка.
К основным активным операциям центральных банков относятся: учетно-ссудные операции; банковские инвестиции; операции с золотом и иностранной валютой.
Учетно-ссудные операции представлены двумя видами:
ссуды коммерческим банкам и государству под залог коммерческих векселей (акцептованных солидными банками), казначейских векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг;
учетные операции – покупка центральным банком векселей у государства и банков. покупка векселей у коммерческих банков называется переучетом, так как при этом происходит вторичный учет, вторичная покупка векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов. Разница между суммой, которую центральный банк платит коммерческому банку при покупке векселя, и суммой, которая будет получена с должника по векселю при наступлении срока его погашения, образует доход банка.
Ставка, по которой центральный банк предоставляет ссуды коммерческим банкам и переучитывает их векселя, называется официальной учетной ставкой, или учетной ставкой центрального банка.
Банковские инвестиции – это покупка банком ценных бумаг. Инвестиции центрального банка состоят из вложений в государственные ценные бумаги. Покупка центральным банком государственных обязательств в большинстве промышленно развитых стран служит главной и даже единственной формой кредитования правительства. Прямое кредитование государства, т.е. предоставление банковской ссуды, в этих странах практически отсутствует (например, в США, Канаде, Японии, Великобритании, Швейцарии, Швеции) или ограничено законом (в ФРГ, Франции, Нидерландах). Следует обратить внимание на то, что в портфеле центрального банка находится лишь незначительная часть государственных ценных бумаг, основная их масса перепродается банком на рынке ценных бумаг. Соответственно основными кредиторами государства выступают не центральные, а коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, компании, население.
Важной, а нередко главной целью покупки центральным банком государственных ценных бумаг является регулирование ликвидности банковской системы и управление государственным долгом в ходе проведения денежно-кредитной политики.
Государственный долг России почти целиком образовался в результате прямого кредитования государства центральным банком. Однако Законом о центральном банке РФ (Банке России) предусмотрено, что последний может предоставлять кредит министерству финансов лишь путем покупки у него ценных бумаг.
3. Сотрудничество центральных банков на межгосударственном уровне.
Впервые сотрудничество центральных банков на межгосударственном уровне проявилось при создании международного банка центральных банков – Банка международных расчетов (БМР) в Базеле в 1930 г. Его организаторами были центральные банки Англии, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группа американских банков во главе с банкирским домом Моргана. Все эти банки подписали конвенцию со Швейцарией, на территории которой функционирует банк.
В настоящее время членами БМР являются центральные банки 33 стран: всех стран Западной Европы, шести стран Восточной Европы, которые вступили в него в довоенные годы и остались его акционерами, а также США, Японии, Австралии, ЮАР и др.
Одной из задач БМР было облегчение расчетов по репарационным платежам Германии и военным долгам, а также содействие сотрудничеству центральных банков и расчетов между ними. Главная же задача Банка – координация деятельности центральных банков ведущих промышленно развитых стран.
В соответствии с Уставом БМР выполняет две главные функции: оказывает содействие сотрудничеству между центральными банками и обеспечивает благоприятные условия для международных финансовых операций; в качестве доверенного лица или агента проводит международные расчеты со своими членами.
Сотрудничество центральных банков на межгосударственном уровне было продолжено после Второй мировой войны в рамках создания Европейского платежного союза (1950-1958 гг.), который позволил европейским странам возобновить товарообмен, несмотря на сохранившуюся неконвертируемость национальных валют. Европейский платежный союз (ЕПС) был создан для решения специфических задач и после их решения был распущен, т.е. представлял собой временный компромисс в сложившихся после войны условиях в Западной Европе.
Соглашение о Европейском платежном союзе подписали 17 стран.
Деятельность ЕПС состояла в том, что ежемесячно проводился зачет всех платежей стран-участниц, выводилось сальдо каждой страны, которое передавалось Банку международных расчетов, и страны вступали уже в отношения с БМР, который выполнял роль агента или посредника в этом многостороннем клиринге. Затем БМР осуществлял регулирование пассивных и активных сальдо по клиринговым счетам стран-участниц в соответствии с их квотами в ЕПС.
Механизм Европейского платежного союза привел к перекачиванию золота и долларов из стран-должников в страны-кредиторы, в первую очередь в ФРГ.
Таким образом, межгосударственное сотрудничество центральных банков осуществлялось в рамках ЕПС, что привело к значительной либерализации внешней торговли в западноевропейских странах и введению обратимости валют. С декабря 1958 г. ЕПС был заменен Европейским валютным соглашением. После прекращения деятельности ЕПС все страны-члены ЕПС смогли избежать дальнейшего роста дефицита платежных балансов и выплатить свои долги.
И, наконец, сотрудничество центральных банков на межгосударственном уровне продолжается в рамках Европейского союза (ЕС), что представляет собой долгосрочную стратегию, ведущую страны-участницы от элементарного таможенного союза к сотрудничеству на более высоком уровне в рамках общей валютной политики.
4. Центральный банк Российской Федерации.
Деятельность Центрального банка РФ регулируется Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, который был принят Государственной Думой 12 апреля 1995 г.
В законе зафиксировано, что имущество Банка находится в собственности государства, и в своей деятельности он подотчетен законодательным и исполнительным органам государственной власти. Наряду с этим Банк самостоятельно выполняет свои функции и в текущей деятельности не зависим от органов государственного управления экономикой.
Банк России – единая централизованная система с вертикальной схемой подчинения, включающая: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, учебные заведения и другие организации. Национальные банки республик, входящих в состав России, находятся на положении местных органов Центрального банка.
Таким образом, ЦБР можно представить как единую систему, имеющую своеобразные филиалы в каждом административном образовании страны. На местах такими филиалами являются расчетно-кассовые центры (РКЦ) или при крупных территориальных учреждениях (национальных банках, например Национальный Банк РБ, областных управлениях) так называемые ЦОУ (центральные операционные управления). Однако эти территориальные учреждения не имеют статуса юридического лица и не могут сами выпускать нормативные документы.
Функции и задачи территориальных органов определяются специальным Положением, утверждаемым Советом директоров.
Территориальные учреждения Банка России анализируют и прогнозируют экономическую и финансово-кредитную ситуацию в соответствующем регионе, организуют расчетно-кассовое обслуживание, делегируют функции валютного контроля банковского надзора и инвестирования, осуществляют расчетные операции по бюджету и внебюджетным фондам.
К каждому коммерческому банку в соответствующем территориальном подразделении ЦБР, а к крупным банкам в Главном управлении по надзору за деятельностью коммерческих банков прикреплен куратор. У каждого коммерческого банка имеется также куратор в расчетно-кассовых центрах (РКЦ) - подразделениях, подчиненных Главным управлениям ЦБР по соответствующей территории, где сосредоточена конкретная деятельность по ведению корреспондентских счетов банков. Для того, чтобы деньги, принадлежащие банку, стали перемещаться по стране или в пределах города, необходимо дать соответствующее поручение в виде платежного поручения или сводного платежного поручения расчетно-кассовому центру, где у каждого коммерческого банка имеется прикрепленный операционист. Куратор в Главном территориальном управлении осуществляет контроль за всей деятельностью банка. В РКЦ ведутся счета обязательных резервов, которые коммерческие банки отчисляют от привлеченных от клиентов средств. Подкрепление кассовой наличностью осуществляется также через РКЦ. Коммерческие банки имеют право в безусловном порядке переводить средства с их корреспондентского счета в РКЦ на другие счета.
Роль РКЦ значительна, поскольку без них в условиях неплатежей страна вообще не могла бы функционировать: если платежное поручение выписано на РКЦ, деньги будут переведены, а если оно выписано на другой банк, то этого может не произойти.
Как уже отмечалось, в каждом РКЦ к коммерческому банку, так же как и в Главном управлении, прикреплен куратор, который следит за соблюдением коммерческим банком экономических нормативов и своевременной сдачей отчетности. В начале каждого месяца коммерческие банки сдают отчетность в РКЦ. Главным управлениям ЦБР по соответствующей территории коммерческими банками ежеквартально представляются более подробные отчеты, а в начале каждого года - подробный отчет за прошлый год.
В соответствии с законом актом основными целями деятельности Банка России являются:
защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности по отношению к иностранным валютам;
развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Во взаимодействии с Правительством России он разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля:
монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся аудитом;
осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
регистрируют эмиссию ценных бумаг кредитным организациям в соответствии с федеральными законами;
осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;
определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
организует и осуществляет валютный контроль как через уполномоченные банки, так и непосредственно.
Банк России участвует в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организации составления платежного баланса России.
Нормативные акты Банка России в полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации. Как правило, кредитные организации получают эти документы в том расчетно-кассовом центре Главного территориального управления ЦБР, в котором у них имеется корреспондентский счет.
Банк России не может участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено Федеральным законом. Например, ему разрешено иметь 51% акций Сберегательного банка РФ, участвовать в капитале Внешэкономбанка и Внешторгбанка РФ. В капитале других коммерческих банков и кредитных организаций ЦБ России участвовать не имеет права. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Его Уставный капитал 3 млрд. руб. В соответствии с федеральным законом Банк России находится на коммерческом расчете и самофинансировании и производит операционные расходы в пределах полученных доходов.
Высшим органом управления Банка России, как было отмечено выше, является Совет директоров, в который входят Председатель банка и двенадцать членов Совета Директоров. Председатель и члены Совета назначаются Государственной Думой на четыре года по представлению Президента РФ. Одно и то же лицо не имеет права занимать свою должность более трех сроков подряд (12 лет). Совет директоров устанавливает основные условия найма на работу, оплаты труда и дисциплинарной ответственности должностных лиц за упущения в работе.
Федеральным законом от 12 апреля 1995 года установлены основные функции и операции Центрального Банка Российской Федерации.
Функция проведения государственной денежно-кредитной политики по развитию рыночной экономики, обеспечению устойчивости денежного обращения и покупательной способности национальной денежной единицы. Выполняя эту функцию, Банк принимает участие в разработке основ экономической политики правительства и использует различные методы денежно-кредитного управления банковской системы, входящие в его компетенцию.
Для обеспечения бесперебойной циркуляции денег на Центральный банк возложен контроль за производством, транспортировкой и хранением денежных знаков, а также созданием их резервных фондов. Денежные знаки поступают в обращение после перечисления из резервных фондов в оборотные фонды банков.
Функция эмиссии денег и организации денежного обращения. Эмиссия денег является монопольным правом Центрального банка и находится только в его компетенции.
Выпуск денег - главный источник денежных средств Центрального банка, используемый для авансирования расширенного воспроизводства. Эмиссия денег производится в размерах, утверждаемых Правительством РФ, и распределяется в соответствии с предусмотренными целями, она осуществляется в двух формах: деньги банковского оборота при кредитовании коммерческих банков; наличные деньги, обеспечивающие кассовые операции по обслуживанию народного хозяйства и бюджета.
Функция кредитования коммерческих банков на основе рефинансирования портфеля ресурсов. Главная особенность этой функции состоит в том, что ЦБР как “банк банков” производит кредитование только банковских учреждений. Процесс кредитования заключается в восстановлении денежных средств низовых банков, вложенных в кругооборот капитала предприятий различных отраслей народного хозяйства. Предоставление кредитов происходит по ставкам рефинансирования, установленным Центральным банком.
Регулирование процентных ставок коммерческих банков осуществляется установлением маржи или предельного уровня превышения ставок рефинансирования Центрального банка.
Функция организации безналичных расчетов народного хозяйства. При выполнении этой функции “банк банков” устанавливает принципы организации расчетов, способы совершения платежей, формы бланков денежных документов, этапы их бухгалтерской обработки и порядок совершения расчетных операций.
Все предприятия, организации и учреждения обязаны хранить свои денежные средства на счетах в банках и совершать расчетные операции только по этим счетам. На расчетные счета зачисляется денежная выручка от реализации товаров, работ, услуг.
Безналичные расчеты организуются на основе корреспондентских счетов коммерческих банков в РКЦ Банка России. Эти счета используются для перевода денежных средств банковских клиентов, находящихся в различных пунктах нашей страны. Помимо РКЦ межбанковские корреспондентские отношения организуются через сеть расчетных палат, создаваемых региональными коммерческими банками.
Функция организации банковских операций, бухгалтерского учета и статистической отчетности о работе банков. В связи с этой функцией Банк России создает правила финансирования, кредитования, расчетов и кассовых операций, а также бухгалтерского учета и отчетности по основным участкам деятельности кредитных учреждений.
Важнейшие из них - правила кредитования предприятий и хозяйственных организаций коммерческими банками. Правила Центрального банка предусматривают осуществление контроля за целевым расходом и своевременным возвратом предоставленных средств.
Правила ведения кассовых операций содержат порядок обращения с наличными деньгами в хозяйствах и банках. Соблюдение этих правил имеет большое значение для ограничения налично-денежного обращения, сокращения издержек и ускорения оборота наличных денег.
Правила бухгалтерского учета12 отражают порядок совершения эмиссионных, расчетных, кредитных и кассовых операций по соответствующим счетам Центрального и коммерческих банков. Правила статистической отчетности содержат основные условия составления отчетных форм и таблиц о работе банков применительно к участкам их деятельности.
Функция государственной регистрации кредитных учреждений. Во исполнение этой функции Банк России рассматривает пакет документов для открытия нового кредитного учреждения и принимает решение о предоставлении лицензии на право ведения банковских операций. Такие лицензии выдаются только кредитным учреждениям, располагающим квалифицированными кадрами для выполнения возлагаемых на них обязанностей.
Функция организации государственного контроля за деятельностью кредитных учреждений. После открытия кредитных учреждений и начала их операций Центральный Банк осуществляет постоянный контроль за их деятельностью. Эта работа производится расчетно-кассовыми центрами банка, в которых находятся корреспондентские счета низовых кредитных органов.
Функция реализации облигации государственных займов и кредитования расходов федерального бюджета. Центральный Банк - уполномоченный орган Министерства финансов по продаже облигаций государственных займов. Реализация облигаций этих займов осуществляется банками-дилерами, состав которых формируется Министерством финансов и Центральным Банком.
Прямое кредитование бюджета производится Центральным Банком за счет своего эмиссионного фонда. С 1 января 1995 года прекращено прямое кредитование ЦБР расходов федерального бюджета.
Функция регулирования золотовалютных резервов страны. Центральный Банк России является главным депозитарием золотовалютных резервов государства и организует все операции по покупке и продаже золота и иностранных валют. Операции с этими ценностями производятся по ценам спроса и предложения на золотых и валютных рынках.
Функция составления платежного баланса страны. В условиях детронизации золота, ликвидации золотомонетного стандарта и монетного паритета основой обеспечения банкнот Центрального Банка служат товарные массы, включая товары отечественного и зарубежного производства.
В целях контроля за состоянием внешней торговли, платежей и золотовалютных резервов ЦБ РФ составляет платежный баланс Российской Федерации. В балансе отражается соотношение платежей и поступление в страну инвалюты, на основе чего рассчитывается сальдо баланса. Соотношение платежей в области внешней торговли имеет большое значение для курса рубля по отношению к иностранным валютам. При превышении экспорта над импортом спрос на отечественную валюту возрастает, а при обратном соотношении – падает, что оказывает соответствующее воздействие на курс рубля. Поэтому поддержание стабильности платежного баланса – одна из наиболее важных задач Центрального банка, связанная с регулированием курса рубля.
Успешное выполнение функций Центрального банка – необходимое условие эффективного развития рыночной экономики нашей страны.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России в соответствии с законодательством являются:
процентные ставки по операциям Банка России;
нормативы обязательных резервов коммерческих банков;
операции на открытом рынке;
рефинансирование банков;
валютное регулирование;
установление ориентиров роста денежной массы;
прямые количественные ограничения деятельности коммерческих банков.
В соответствии с федеральным законом от 12 апреля 1995 года основными задачами ЦБР являются:
участие в разработке денежно-кредитной политики правительства;
поддержание стабильности денежного обращения;
обеспечение устойчивости курса рубля по отношению к иностранным валютам;
создание государственного фонда золотовалютных резервов;
использование методов денежно-кредитного управления банковской системой для развития рыночной экономики.
Выполнение этих задач осуществляется на основе эмиссии денег, кредитования коммерческих банков, продажи и покупки золота и иностранных валют и поддержания внутренней и внешней покупательной способности национальной денежной единицы.
Заключение
Значение банков как важнейшего звена в экономике существенно возросло после Второй мировой войны. Усиление концентрации и централизации капитала банков укрепило их позиции, а стремление увеличить размеры получаемой прибыли определило развитие диверсификации и универсализации банковской деятельности, привело к расширению международных операций, образованию новых межбанковских объединений как на национальном, так и на интернациональном уровне.
Роль Центрального банка в развитии рыночной экономики выражается в денежном авансировании расширенного воспроизводства посредством обеспечения потребностей народного хозяйства в денежных средствах для реализации совокупного общественного продукта и национального дохода страны.
Таким образом, Центральный банк играет ключевую роль в платежной и банковской системе страны.
Литература
1. Нормативно-правовые акты Российской Федерации.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая.
2. Конституция Российской Федерации.
3. Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)».
4. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».
5. Федеральный закон о бухгалтерском учете.
2. Монографии, научная и учебная литература.
1. Банки и банковские операции : Учебник для вузов/ Е. Ф. Жуков; Л. М. Максимова, О. М. Маркова и др.; под ред. проф. Е. Ф. Жукова.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
2. Банковское дело. Под ред. Колесникова В.И., Кроливецкой Л.П., М., Финансы и статистика, 1997
3. Долан Э. Дж., Кемпбелл Р. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. – М., – 1992.
4. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег// Избранные произведения. – М.: Экономика, 1993.
5. Курс экономической теории. Под ред. Проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. Киров, АСА, 1995.
6. Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов/ под ред. проф. Е. Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
7. В.П.Поляков, Л.А.Московкина «Основы денежного обращения и кредита» М., «ИНФРА - М», 1996
8. Самуэльсон П. Экономика. – М.: Алгон, 1992.
9. Фридмен М. Количественная теория денег. – М.: Эльф пресс, 1996.
10. Шепаев В. Н., Наумченко О. В. Центральный банк в процессе экономического регулирования. М.: Изд-во АО «Консалтингбанкир», 1994.
11. Экономика: Учебник/ Под ред. доц. Булатова А.С. – М.: БЕК, 1997.
3. Публикации в периодических изданиях.
1. Андрюшин С.А. Банковская система России: либеральные реформы и их последствия.// Деньги и Кредит, 1997, №4.
2. Джулмухамедова Г.А. Некоторые аспекты независимости ЦБ. // Деньги и Кредит, 1993, №6.
3. Евстигнеев В. Денежная эмиссия и переходная экономика. // Вопросы экономики, 1997, №10.
4. Найшуль В. А. Либерализм и экономические реформы. // Мировая экономика и международные отношения, 1992, №8.
5. Тосунян Г.А. К вопросу о статусе Банка России. // Деньги и Кредит, 1998, №10.
6. King Banaian, Laney Leroy O., Willett Thomas D. Central Bank Independence: An international Comparison. – Federal Reserve Bank of Dallas Economic Review, 1983 March.
7. Robin Bade, Parkin Michael. Central Bank Laws and Monetary Policy, unpublished mimeo, Dept. of Economics, University of Western Ontario, 1980 December.
4. Информация в сети Internet.
1. http://www.cbr.ru – официальный сайт Центрального банка РФ.
2. http://www.gov.ru - сервер органов государственной власти Российской Федерации.
3. http://www.goverment.gov.ru – официальный сайт Правительства Российской Федерации.
Приложение. Организационная структура Центрального банка.
П Р А В Л Е Н И Е
Аппарат Правления
СЛУЖБЫ
И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
Департамент статистики
Департамент банковского надзора
Контрольные
Аналитическо-информационные
Ревизионный департамент
Экономический департамент
Департамент денежно-кредитного регулирования
Департамент кас-сового исполнения госбюджета
Управлен-ческие
Операцион-ные
Департамент эмис-сионно-кассовых операций
Валютно-экономи-ческий департамент
Юридический
департамент
Департамент науч-ных исследований
Департамент
стратегического планирования
Департамент бухучета и финансового планирования
Методологичес-кие
Операционный департамент
Департамент авто-матизации бан-ковских операций
Департамент соци-ального развития
Административно-хозяйственный департамент
Вспомогатель-ные
протокольные
Департамент координации деятельности центрального банка
Департамент внешних связей
1 Более подробно Центральный банк РФ будет рассмотрен в соответствующем разделе курсовой работы.
2 Конституция Российской Федерации (ст. 114, подпункт б)
3 Конституция Российской Федерации (ст. 103, подпункт в)
4 Конституция Российской Федерации (ст. 83, подпункт г).
5 Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая (ст. 48).
6 Тосунян Г.А. К вопросу о статусе Банка России. // Деньги и Кредит, 1998, №10.
7 Robin Bade, Parkin Michael. Central Bank Laws and Monetary Policy, unpublished mimeo, Dept. of Economics, University of Western Ontario, 1980 December.
8 King Banaian, Laney Leroy O., Willett Thomas D. Central Bank Independence: An international Comparison. – Federal Reserve Bank of Dallas Economic Review, 1983 March.
9 Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег// Избранные произведения. – М.: Экономика, 1993.
10 Фридмен М. Количественная теория денег. – М.: Эльф пресс, 1996.
11 Самуэльсон П. Экономика. – М.: Алгон, 1992.
12 Федеральный закон о бухгалтерском учете.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ НЕЙРОСЕТЕВЫХ МОДЕЛЕЙ СЛОЖНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ.
Горбатков С.А., Полупанов Д.В.
В работе рассмотрены вопросы построения нейросетевых математических моделей сложных экономических объектов, например налогообложения, которые можно отнести к классу систем, функционирующих в условиях неопределенности. Целью нашего исследования является оценка выходных показателей объекта по известным значениям входных факторов. Неопределенность, в которой функционируют сложные объекты, обусловлена неполнотой информации, декларируемой в отчетной документации и ее возможными искажениями, дефицитом наблюдений, изменчивой внутренней структурой объекта во времени и стохастическим характером влияния динамической внешней среды. Специфические трудности построения математических моделей для указанного класса объектов характеризуются сильной зашумленностью данных, мультиколлинеарностью класса входных факторов, а также сильными нелинейностями в связях «вход-выход».
Пусть в составе объекта моделирования имеются сложные экономические системы. Требуется построит отображение типа «вход-выход»: , чтобы по известным значениям вектора входных факторов , оценить значения выходного вектора .
Исходя из перечисленных особенностей использование для построения модели классических методов математической статистики оказывается весьма проблематичным, поскольку традиционные методы обладают недостаточной аппроксимационной способностью. Так мультиколлинеарность вектора входных факторов делает невозможным использование корреляционного анализа. Применение регрессионного анализа для разработки моделей типа «черный ящик» существенно отягчается влиянием изменчивой внешней среды.
Инструментарием, позволяющим получить приемлемые по точность математические модели в подобных условиях, являются нейронные сети (НС). Необходимо построить НС, которая с заданной доверительной вероятностью обеспечит заданную погрешность моделируемого показателя. Проведенные нами эксперименты показали, что приемлемые характеристики модели не могут быть достигнуты путем применения НС без разработки новых принципов моделирования, учитывающих специфику объекта.
Нами предложены следующие новые принципы построения адекватных НС-моделей сложных экономических объектов:
1) Принцип вложенных математических моделей (ВММ), который первоначально был разработан в [1] для технических детерминированных систем, и в данной работе обобщен на более сложный случай стохастических экономических объектов. ВММ позволяет учитывать в модели динамическое взаимосвязанное влияние внешней среды и изменения внутренней структуры объекта. Согласно ему на различных этапах математического моделирования используются модели разного уровня сложности и точности - «точные», но сложные базовые модели, и «грубые», но более простые субмодели. Будем постулировать, что в составе систем ,можно выделить подсистемы с устойчивыми внутренними связями, то есть операторами . На первом этапе моделирования сложного объекта построим «грубые» субмодели для подсистем , приближенно реализующие операторы . Главная цель субмодели - это агрегирование совокупности входных факторов. Тем самым сокращается размерность базовой модели сложного объекта. Вместо нескольких факторов, отражающих влияние подсистем на объект в целом, мы вводим в рассмотрение только по одной переменной от каждой подсистемы. Субмодели синтезируются таким образом, чтобы они были способны отражать динамику скачкообразного изменения внутренней структуры подсистемы, а также «плавный временной тренд» параметров оператора . На втором этапе моделирования строится базовая модель сложного объекта, ко входным факторам которой добавляются выходные переменные субмоделей, названные авторами «системными переменными», выходом базовой модели являются интересующие нас экономические показатели.
2) Кластеризация объектов и построение модели отдельно для каждого подкластера, при этом кластеризация может проводиться с помощью дополнительной НС модели [2].
3) Использование на предварительном этапе методов корреляционного и факторного анализа с целью уменьшения количества входных факторов. Это существенно, поскольку большая размерность вектора входных факторов приводит к неустойчивости модели. Корреляционный анализ применяется для селекции входных факторов. Он позволяет выявить факторы, слабо влияющие на моделируемый выходной вектор. Факторный анализ позволяет выделить главные факторы путем линейной «свертки» исходных входных факторов модели.
Для повышения вычислительной эффективности и ассоциативных свойств НС были проанализированы различные подходы учета динамического состояния сложного объекта. Первый заключается в введении в модель дополнительных входных факторов – лаговых (ретроспективных) переменных, как для моделируемой выходной величины, так и для входных величин. Второй подход заключается во введении в качестве дополнительного входного фактора времени t, дискретно изменяемого в каждом временном интервале при получении отчетный документации. Третий совмещает два предыдущих. Анализируются преимущества и недостатки этих подходов.
На основе изложенных выше принципов предлагаемая нами НС-модель сложного экономического объекта может быть описана следующим образом:
Оператор типа «вход-выход» предложено представить в виде композиции действующих последовательно операторов , где F>1> – оператор образования подкластеров, F>2> – оператор нормализации переменных, переводящий значения входных факторов из бесконечного множества в отрезок [0,1], F>3 >– оператор выделения главных факторов по методу факторного анализа, F>4 >- оператор НС-отображения, который согласно [3] имеет вид: , где – активационная функция НС, почти всюду,s - функция состояния нейрона. Состояние i–го нейрона является взвешенной суммой сигналов на его входе с определенными весами . Здесь коэффициенты взвешенной суммы (так называемые синаптические веса), соединяющие i–ый нейрон с j–ым, подстраиваются по встроенному в НС алгоритму обучения, наиболее распространенным из которых является алгоритм обратного распространения (Back Propagation Algorithm - BP) [3]. Идея этого алгоритма заключается в вычислении чувствительности ошибки сети к измениению весов. Главная его особенность состоит в том, что подстройка синаптических весовосуществляется послойно, от последнего (выходного) слоя – к входному, т.е. в обратном направлении по отношению к направлению преобразования входного сигнала.
На основе описанных выше принципов и методов была построена НС-модель прогноза так называемых «эталонных» значений финансовых показателей для группы торговых предприятий по трем районам города Уфы. Доступная информация бралась из отчетной документации. Исходные данные выбирались авторами по выборке за 1997 и 1998 гг. и первый квартал 1999 г. На основе экспертных оценок и предварительных цифровых экспериментов в качестве входных факторов были предложены следующие величины: Х>1 >- сумма основных средств (ОС) предприятия, Х>2 > - себестоимость товаров, продукции, услуг предприятия, Х>3> - среднесписочная численность работающих, Х>4> - сумма оборотных активов (ОА) предприятия, Х>5> - среднегодовая стоимость облагаемого налогом имущества предприятия, Х>6> - коммерческие расходы. В качестве моделируемого экономического показателя (выходной величины) использовалась: Y - выручка предприятия. Этот показатель был выбран потому что выручка, во-первых полно характеризует финансовое состояние предприятия, и, соответственно, сумму налоговых выплат, а, во-вторых менее всего подвержена искажениям, в отличии от прибыли.
В качестве основного инструментария использовался нейропакет BrainMaker Pro 3.11, построенный на алгоритме BP. Была выбрана следующая структура НС: допустимая погрешность – 10% от диапазона изменения прогнозируемого параметра, количество скрытых слоёв – 2, количество нейронов в первом скрытом слое – 15, во втором – 10, тип активационной функции – гиперболический тангенс -
Результаты вычислительного эксперимента |
На рисунке обозначены схематично результаты испытания модели на тестовом множестве. На оси абсцисс отложены номера предприятий в моделируемом подкластере. На оси ординат – соответствующее каждому предприятию нормированное значение выручки. Средняя ошибка составила 25,7%. В связи с особенность модели существуют два возможных объяснения большого отклонения между предсказанным уровнем выручки и представленным в отчетности в точке 1: 1) отклонение – результат ошибки моделирования; 2) отклонение – результат существенного искажения входной информации объектом налогообложения (важная информация для принятия решений). |
Верификацию модели предлагается проводить в два этапа: 1) пассивный эксперимент; 2) активный эксперимент. Пассивным экспериментом является испытание модели на имеющейся статистике, при этом необходима гарантированная точность входных факторов, то есть выбирать следует только отчетность предприятий, прошедших документальную налоговую проверку. Активный эксперимент – налоговая проверка предприятий, имеющих максимальный уровень отклонения декларированной выручки от оценки модели. Такие проверки могут проводиться только в сотрудничестве с соответствующими органами инспекции Министерства по налогам и сборам и требуют больших затрат труда высококвалифицированного персонала.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бадамшин Р.А., Горбатков С.А., Клестов Е.А. Оптимальное терминальное управление системами с распределенными параметрами при неполном измерении их состояния. - Уфа: Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т., 1997. - 313 с.
2. Морозкин Н.Д., Горбатков С.А., Полупанов Д.В. Об одном алгоритме кластеризации сложных экономических объектов при построении для них нейросетевых математических моделей (в данном сборнике).
3.Beastans D.E., Berg W.M. Wood D. Neural Network Solutions for Trading in Financial Markets. – Amsterdam: Pitmap Publishing, 1996. – 225 p.
Сведения об авторах:
Горбатков Станислав Анатольевич - проф., д.т.н., профессор кафедры экономико-математических методов и моделей Всероссийского финансово-экономического института (ВЗФЭИ).
Адрес: Уфимский филиал ВЗФЭИ, г. Уфа, ул. Социалистическая, 69/1. Тел: (3472)-52-08-23.
E-mail: sagor@ufanet.ru
Полупанов Дмитрий Васильевич – аспирант кафедры вычислительной математики БашГУ.
Адрес: Башкирский государственный университет, г. Уфа, ул. Фрунзе, 32. Тел (3472)-23-67-18
E-mail: PolupanovDV@ic.bashedu.ru