Расчет себестоимости и основных показателей работы подвижного состава (работа 1)
МОСКОВСКИЙ
АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ
ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО КУРСУ ЭКОНОМИКИ
“РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ И ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА”
СТУДЕНТ АГАФОНОВ А.В.
ГРУППА 4А2
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ БИЛИБИНА Н.Ф.
МОСКВА 1997
1. Задание.
Исходные данные (таблица 1). На основе этих данных выбрать марку подвижного состава.
V>ср. технич. >- выбрать исходя из типа подвижного состава и класса дорог.
g- коэффициент использования грузоподъемности, выбрать исходя из классификатора грузов.
t>пр >- время простоя под погрузкой-разгрузкой, зависит от погрузочно-разгрузочных работ.
1.2. На основе исходных данных определить:
а) Автомобиле-часы за год (a>ч год>)
б) Годовой пробег.
в) Выработка автомобиля в тоннах.
г) Выработка автомобиля в тоннах/км.
Исходные данные для расчета себестоимости (таблица 2).
Расчет себестоимости единицы продукции:
а) Расчет 1 тонна/км.
б) расчет 1 часа эксплуатации.
Определить тариф за:
а) Тонну.
б) Тонну/км.
в) км.
г) час.
Определить годовые показатели:
а) доходы.
б) расходы.
в) прибыль.
г) рентабельность (по предприятию).
Оценить использование основных финансов. Оценить использование основных фондов:
а) Фонд-отдача.
б) Фонд-емкость.
в) Фонд-вооруженность.
г) Рентабельность основных фондов.
Оценить использование оборотных средств:
а) Количество оборотов оборотных средств.
б) Продолжительность одного оборота.
в) Загрузка оборотных средств.
г) Рентабельность оборотных средств.
** Размер оборотных средств принимать равным 30% от стоимости основных фондов.
Определить численность, производительность, заработную плату (определить исходя из часовой тарифной ставки 4,5-10 тыс. руб.)
Оценить экономический эффект за срок службы, подвижного состава и срок возврата капитальных вложений.
Таблица 1
Вид перевозимого груза |
Белье в ящиках |
Тип подвижного состава |
Бортовая |
Расстояние перевозки |
l==45 км |
Время в наряде |
Т>н>=8,1 ч |
Средняя техническая скорость |
V>т>=40 км/ч |
Коэффициент использования грузоподъемности |
g=0,6 (исходя из класса груза) |
Коэффициент использования пробега |
b=0,8 |
Время простоя под погрузкой-разгрузкой |
t>пр>=20 мин+10% от 20 мин (т.к. а/м с тентом)=22 мин =0,36 час |
Коэффициент выпуска автомобиля на линию |
a>п>==0,62 |
Таблица 2
Исходные данные |
Значение |
Примечание |
Тип подвижного состава |
бортовой ЗиЛ-5301 |
Бычок |
Грузоподъемность |
3000 кг |
|
Вид топлива |
дизельное |
|
Размер шин |
225 / 75 Р 16 С |
|
Вес прицепа |
- |
|
Цена подвижного состава |
77 500 000 руб. |
|
Норма расхода топлива на 100 км |
14 л |
|
Надбавка на 100 т / км для бортовых |
||
Надбавка на одну ездку для самосвала |
|
|
Цена 1 л топлива |
1500 руб. |
|
Норма расхода на ТО и ремонт на 1000 км пробега |
||
Норма расхода средств на восстановление износа шин на 1 комплект за год |
140 000 |
Исходные данные |
Значение |
Примечание |
Цена 1 комплекта колеса |
750 000 |
колесо в сборе (колесо + диск, так как шины бескамерные, цены взяты из каталога московского “Таганского” шинного завода) |
Число колес на автомобиле |
6 |
|
Нормы амортизации по подвижному составу |
0,2 |
|
Годовая сумма накладных расходов на 1 автомобиль |
||
Часовая тарифная ставка на оплату труда водителя |
||
Группа дорог |
городские |
|
Способ погрузки-разгрузки |
ручная |
немеханизированная |
Пробег до капитального ремонта |
300 000 км |
Данные взяты из инструкции по эксплуатации |
Расход - надбавка по топливу |
1,3 л |
Для дизельного двигателя Д-245 берем 1,3 л на 100 т/км |
Выполнение.
1.1. На основе исходных данных выбираем автомобиль ЗиЛ-5301 “Бычок”.
1.2. На основе исходных данных определяем:
а) Автомобиле-часы за год (a>ч год>):
Определяем время ездки
t>e>=t>пр>+l/(V>т>b)=0,36+45/(40*0,8)=1,766 ч
Определяем количество ездок за день
n>e>=T>н>/t>e>=8,1/1,766=4,5866
Определяем автомобиле-часы за год
a>ч год>= T>н >*365*0,62=1 833 ч
б) Годовой пробег:
L> год>= (T>н >l V>т> /(l + V>т>bt>пр>))D>к>a>п>=1 459,42 * 40=58 376,8 км
в) Выработка автомобиля в тоннах:
1 метод
B>т>= (T>н>V>т >b q g /(l + V>т>bt>пр>))D>к>a>п>=(8,1*40*0,8*3*0,6/(45+40*0,8*0,36))*365*0,62=
=1 868 т
2 метод
B>т>= n>e>qg D>к>a>п>= 4,5866*3*0,6*365*0,62=1 868 т
г) Выработка автомобиля в тоннах/км:
1 метод
B>т км>= B>т >l = 1868*45 = 84 060 т км
2 метод
B>т км>= n>e >q g l D>к>a>п>> >= 1868*45 = 84 060 т км
1.3. Выбираем и рассчитываем исходные данные для определения себестоимости продукции (таблица 2)
1.4. Расчет себестоимости единицы продукции:
а) Расчет 1 тонна/км.
определим затраты на топливо:
С>т>=(Н>км>+Н>т км>qgb)*Ц>л>*1,05/100=(14+1,3*3*0,6*0,8)*1500*1,05/100=250 руб/км,
где Н>км >- расход топлива автомобилем на 100 км (технический),
Н>т км >- надбавка к расходу на тонну перевозимого груза,
Ц>л >- цена литра топлива.
определим затраты на смазочные и обтирочные маатериалы:
С>см>=0,3 С>т>=0,3*250=75 руб/км
определяем затраты на ТО и ремонт:
Выбираем нормы для затрат на ТО и ремонт как для автомобиля ГАЗ-52, потому, что он наиболее близок по грузоподъемности (пользуемся [2] стр. 62)
Виды обслуживания |
Виды затрат |
||
Зар. плата |
Запасн. части |
Материалы |
|
ЕО |
1,39 |
- |
0,86 |
ТО-1 |
1,14 |
- |
0,42 |
ТО-2 |
1,13 |
- |
0,28 |
ТР |
4,79 |
2,14 |
2,27 |
Итого |
8,45 |
2,14 |
3,83 |
Итого с инфляцией |
50 700 |
14 120 |
30 640 |
С>ТОиР>=(Н>зп>*1,395+Н>зч>+Н>м>)/1000=(50700*1,395+17120+30640)/1000=
=118,23 руб/км
подсчитаем перечисления на капитальный ремонт:
Ц>кр>=0,7 Ц>пс>=0,7*77 500 000=54 250 000 руб,
где Ц>пс >- цена подвижного состава,
Ц>кр> - полная стоимость капитального ремонта.
С>кр>=Ц>кр>/(L>кр> к)=54 250 000/(300 000*1,7)=106,37 руб/км,
где С>кр >- сколько нужно перечислять денег на кап. ремонт за 1 км пробега а/м,
L>кр>> >- пробег автомобиля до капитального ремонта,
к - коэффициент пробега до капитального ремонта (к=1,7-1,8).
затраты по ремонтному фонду:
С>рф>=С>ТОиР>+С>кр>=118,23+106,37=224,6 руб/км
Затраты на восстановление износа и ремонт шин:
Нормы на восстановление износа шины и ее ремонт берем из [2] стр. 71, как для автомобиля “АВИА” у него такой же размер колеса (к=2,25).
Н>ш>=к Ц>компл>/100=2,25*750 000/100=16 875 руб / 1000 км
где Ц>компл >- цена комплекта колеса в сборе.
С>ш>=Н>ш> n>к>/1000=16 875 * 6 / 1000 = 101,2 руб/км,
где n>к >- число колес на автомобиле.
Расходы на амортизацию подвижного состава:
С>аморт км >= Н>а >С>б >/ (100 1 000) = 0,2 * 82 925 000 / (100 1 000) = 165,85 руб/км,
где Н>а> - норма амортизации подвижного состава (берется из справочника),
С>б >- балансовая стоимость подвижного состава (включает себя расходы на доставку и монтаж оборудования С>б>=1,07 Ц>пс >= 1,07 * 77 500 000 = 82 925 000).
Подсчитаем сумму переменных расходов (расходов на км):
С>км>=С>т>+С>см>+С>рф>+С>ш>+С>аморт км>=250+75+224,6+101,2+165,85=816,65 руб/км
Рассчитаем сумму постоянных расходов (в них будут входить только накладные расходы, расходы в час):
НР - берем из справочника [2] стр. 80, для а/м ГАЗ-52 (наиболее близок по грузоподъемности НР=900*8000=7 200 000 руб/год)
С>час>=НР/a>ч год>=7 200 000/ 1833 = 3928 руб / час
Подсчитаем зарплату водителя:
ЗП >вод час >= С>ст >6 000 1,395 = 0,65 *6 000*1,395 = 5 440,5 руб / час,
где С>ст >- часовая тарифная ставка водителя (берется из справочника зарплат).
ЗП >вод год> = ЗП >вод час >Т>н >a>п> 365 = 5 440,5 * 8,1 * 0,62 * 365 = 9 972 599,7 руб/год
Подсчитываем себестоимость единицы продукции:
1 метод:
S>т>=(С>км >L>год >+ С>час> a>ч год>+ ЗП >вод год>)/В>т (годовая)> = (816,65 * 58 376 + 3928 * 1833 +
+ 9 972 599)/1868=34 714 руб за тонну
2 метод:
S>т>=С>км> l / (q g b) + C >час >t> >>е >/ (q g) + ЗП >вод час> T>н >/ В>т сут>=816,65*45/(3*0,6*0,8) +
+ (3928*1,766)/(3*0,6)+(5440,5*8,1*365*0,62)/1868=34 714 руб за тонну
Подсчитываем себестоимость 1 т км:
1 метод:
S>т км>=(С>км >L>год >+ С>час> a>ч год>+ ЗП >вод год>)/В>т км (годовые)> =(816,65 * 58 376 + 3928 *1833 +
+ 9 972 599)/84 060=771,4 руб за т км
2 метод:
S>т км>=С>км> / (q g b) + C >час >t> >>е >/ (q g l) + ЗП >вод час> T>н >/ В>т км сут>=816,65/(3*0,6*0,8) +
+ (3928*1,766)/(3*0,6*45)+(5440,5*8,1*365*0,62)/84 015=771,4 руб за т км
б) Подсчитаем стоимость одного часа эксплуатации.
1 метод:
S>часа>=(С>км >L>год >+ С>час> a>ч год>+ ЗП >вод год>)/ a>ч год> =(816,65 * 58 376 + 3928 *1833 +
+ 9 972 599)/1833= 35 377 руб за час
2 метод:
S>часа>=С>км> V>эк> + C >час> + ЗП >вод час>=816,65*31,847+3928+5440,5 = 35 377 руб за т км,
где V>эк >- скорость эксплуатационная V>эк>= L>год> / a>ч год> =58 376 / 1833 =31,847 км/ч.
Себестоимость 1 км пробега:
1 метод:
S>км>=(С>км >L>год >+ С>час> a>ч год>+ ЗП >вод год>)/ L>год> =(816,65 * 58 376 + 3928 *1833 +
+ 9 972 599) / 58 376 = 1111 руб за км
2 метод:
S>км>=С>км>+C >час >/V>эк>+ЗП>вод час>/V>эк>=816,65+3928/31,847+5440,5/31,847=1111 руб за км.
Определяем тариф за:
а) Тонну.
Выберем коэффициент рентабельности K>R>=1,18, тогда:
Ц>т>= K>R> S>т>=34 714 * 1,18 = 40 963 руб/т
б) Тонну / км.
Ц>т км>= K>R> S>т км>=771,4 * 1,18 = 910,3 руб/(т км)
в) км.
Ц>км>= K>R> S>км>=1 111 * 1,18 = 1 311 руб/км
г) Час.
Ц>час>= K>R> S>час>=35 377 * 1,18 = 41 745 руб/час
Определяем годовые показатели:
а) доходы.
1 способ:
Д=Ц>км >L>год>=1 311 * 58 376,8 = 76 531 984 руб в год
2 способ:
Д=Ц>час >а>ч год>=41 745 * 1 833 = 76 531 915 руб в год
3 способ:
Д=Ц>т км >В>т км>=910,3 * 84 060 = 76 531 010 руб в год
4 способ:
Д=Ц>т >В>т >= 40 963 * 1 868 = 76 531 354 руб в год
б) Расходы:
1 способ:
Р = S>т >В>т>=34 714 * 1 868=64 845 752 руб в год
2 способ:
Р = S>т км >В>т км>=771,4 * 84 060=64 845 353 руб в год
3 способ:
Р = S>км >L>год >=1 111 * 58 376,8 = 64 845 736 руб в год
4 способ:
Р = S>час >а>ч год>= 35 377 * 1 833 = 64 845 045 руб в год
в) Прибыль:
П = Д - Р = 75 731 915 - 64 845 045 = 10 886 870 руб в год
г) Рентабельность по предприятию:
R=(П/Р) 100% = (10 886 870/ 64 845 045) * 100 = 16,78 %
Оценим использование основных финансов. Оценим использование основных фондов:
а) Фонд-отдача.
ОПФ = С>б> 1,4 = 82 925 000 * 1,4 = 116 095 000 руб
где ОПФ - стоимость основных производственных фондов,
1,4 - коэффициент капитальных вложений в производственно-техническую
базу.
Натуральные:
ФО>т>=В>т>/ ОПФ=1 868 / 116 095 000 = 0,00001609 т / руб
ФО>т км>=В>т км>/ ОПФ = 84 060 / 116 095 000 = 84 060 /116095 000=0,000724ткм / руб
Условно-натуральные:
ФО>т км прив>=В>т км прив>/ ОПФ,
где В>т км прив>=В>т км >+ В>т >К = В>т км >+ В>т >V>т >b t>пр >= 84 060 + 1 868 * 40 * 0,8 * 0,36 =
= 105 579, 36 т км прив.
ФО>т км прив>= 105 579,36 / 116 095 000 = 0,000909422 т км прив / руб
Денежные:
ФО = Д / ОПФ = 75 731 915 / 116 095 000 = 0,6523
б) Фондоемкость.
Натуральные:
ФЕ>т>=1/ФО>т>=1/0,0000169=58879 руб/т
ФЕ>т км>=1/ФО>т км>=1/0,000724=1381,21 руб/т км
Условно-натуральные:
ФЕ>т км при>=1/ФО>т км прив>=1/0,000909422 = 1100,11 руб / т км прив
Денежные:
ФЕ=1/ФО = 1/0,6523= 1,5330
в) Фондо-вооруженность.
ФВ=ОПФ/N,
где N - количество работающих.
N=N>в>+N>рр>+N>проч>,
где N>в >- количество водителей на 1 автомобиль, N>в>> >= T>н>/7,0=8,1/7,0=1,157 чел,
N>рр> - количество ремонтных рабочих (N>рр>=0,5 чел),
N>проч >- прочий обслуживающий персонал (N>проч>=0,2 чел)
N=1,157+0,5+0,2=1,857 чел.
ФВ = 116 095 000 / 1,857 = 65 517 501 руб / чел.
г) Рентабельность основных фондов.
R>ОПФ>=(П/ОПФ)*100%=10 886 870 / 116 095 000 * 100 % = 9,38 %
Оценим использование оборотных средств:
а) Количество оборотов оборотных средств.
ОБ - величина оборотных средств ОБ=0,3 ОП(ОПФ) = 0,3 * 116 095 000 =
= 34 828 500 руб (исходя из допущения принятого в условии задания).
К>об>=Д/ОБ=75 731 915 / 34 828 500 = 2,174 раза.
б) Продолжительность одного оборота.
Т>об>= D>к>/К>об>=365/2,174=167,89 дней
в) Загрузка оборотных средств.
З>об>=ОБ/Д=75 731 915 / 10 886 870 = 0,46 руб.
г) Рентабельность оборотных средств:
R>об>=П/ОБ=(П/ОБ) 100%=10 886 870 / 34 828 500 * 100%= 31,25 %
Определяем численность, производительность, заработную плату:
К>тр>=Т>н>D>к>a/(Н>т>В>т>+ Н>т км>В>т км>)= 8,1 * 365 * 0,62 / (0,23166*1 868 + 0,02666*
*84 060)= 0,6855 - коэффициент трудоемкости.
В натуральных показателях.
ПТ>т> = B>т> / N = 1 868 / 1,857 = 1005,92 т / чел
ПТ>т км> = B>т км> / N = 84 060 / 1,857 = 45 267 т км / чел
В условно-натуральных показателях.
ПТ>т км прив> = B>т км прив> / N = 105 579,36 / 1,857 = 56 855 т км прив / чел
В стоимостных показателях.
ПТ = Д / N=75 731 915 / 1,857 = 40 781 860 руб / чел
По трудоемкости.
K>тр>= Т>ф>/Т>пл >= Т>н>/Т>пл >= Т>н >D>к >a>п>/(Н>т>В>т>+ Н>т>> >>км>В>т км>) = 8,1 * 365 * 0,62 / ((13,9 * 1 868 + + 1,6 *84 060) / 60 ) = 0,685 < 1 - это плохой показатель.
Численность и годовая заработная плата уже подсчитаны в пунктах 1.7 и 1.4 соответственно.
Оценить экономический эффект за срок службы, подвижного состава и срок возврата капитальных вложений.
Определим срок службы подвижного состава:
Т>службы >= Н>до кр >1,8 / L>год >= 300 000 * 1,8 / 58 376,8 = 9,25 лет.
Э>т> = (Р>езультаты >- З>атраты>)> >/ (К>р>+e>н>),
где Р>езультаты >= Д = 75 731 915 (годовые),
З>атраты >= С*+К(К>р>+e>н>),
где С* - эксплуатационные затраты, С* = P - С>аморт км>> >L> >>год >= 64 845 045 - 165,85 * * 58 376,8 = 55 163 252 руб/год,
К - единовременные затраты (капитальные вложения), К = ОПФ = 116 095 000,
К>р> - коэффициент амортизации с учетом фактора времени,
e>н>> >- норматив эффективности капитальных вложений (e>н >= 0,1)
К>р >= e>н >/ ((1+e>н>)Тслужбы-1) = 0,1 / ((1+0,1)^9,25 -1) = 0,071
З>атраты>> >= 55 163 252 + 116 095 000 * ( 0,071 + 0,1) = 75 015 497 руб / год.
Э>т> = (75 731 915 - 75 015 497) / (0,071 + 0,1) = 4 189 578,9
Срок возврата инвестиций:
a>т >= (1+e>н>)tp-t
Капитальные вложения |
года |
года отдаления |
a>т> |
(П+А>год>) a>т> |
Сумма |
1 |
0 |
1 |
20 568 662 |
20 568 662 |
|
2 |
1 |
0,9091 |
18 698 970 |
39 267 632 |
|
3 |
2 |
0,8264 |
16 997 942 |
56 265 574 |
|
4 |
3 |
0,7513 |
15 453 236 |
71 718 810 |
|
116 095 000 |
5 |
4 |
0,6830 |
14 048 396 |
85 767 206 |
6 |
5 |
0,6209 |
12 771 082 |
98 538 288 |
|
7 |
6 |
0,5645 |
11 611 009 |
110 149 000 |
|
8 |
7 |
0,5132 |
10 555 837 |
||
9 |
8 |
0,4665 |
9 595 280 |
||
10 |
9 |
6,3349 |
Т>возв>=7+(116 095 000 - 110 149 000) / 10 555 837 = 7,5632 года
Список используемой литературы.
Методические указания к курсовому проекту по курсу “Экономика автомобильного транспорта” , Н.Ф. Билибина, Е.М. Васильеа, В.Н. Лившиц.
Методические указания к справочным нормативным материалам для планирования работы автомобильного транспорта, под общей редакцией Н.Ф. Билибиной.
Экономика автомобильного транспорта. Практические расчеты и производственные ситуации, Н.Ф. Билибина, А.К. Бертман, Л.И. Артанова.
Конспект лекций по экономике.