Расчет себестоимости и основных показателей работы подвижного состава (работа 1)


МОСКОВСКИЙ

АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО КУРСУ ЭКОНОМИКИ

РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ И ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

СТУДЕНТ АГАФОНОВ А.В.

ГРУППА 4А2

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ БИЛИБИНА Н.Ф.

МОСКВА 1997

1. Задание.

    Исходные данные (таблица 1). На основе этих данных выбрать марку подвижного состава.

V>ср. технич. >- выбрать исходя из типа подвижного состава и класса дорог.

g- коэффициент использования грузоподъемности, выбрать исходя из классификатора грузов.

t>пр >- время простоя под погрузкой-разгрузкой, зависит от погрузочно-разгрузочных работ.

1.2. На основе исходных данных определить:

а) Автомобиле-часы за год (a>ч год>)

б) Годовой пробег.

в) Выработка автомобиля в тоннах.

г) Выработка автомобиля в тоннах/км.

    Исходные данные для расчета себестоимости (таблица 2).

    Расчет себестоимости единицы продукции:

а) Расчет 1 тонна/км.

б) расчет 1 часа эксплуатации.

    Определить тариф за:

а) Тонну.

б) Тонну/км.

в) км.

г) час.

    Определить годовые показатели:

а) доходы.

б) расходы.

в) прибыль.

г) рентабельность (по предприятию).

    Оценить использование основных финансов. Оценить использование основных фондов:

а) Фонд-отдача.

б) Фонд-емкость.

в) Фонд-вооруженность.

г) Рентабельность основных фондов.

    Оценить использование оборотных средств:

а) Количество оборотов оборотных средств.

б) Продолжительность одного оборота.

в) Загрузка оборотных средств.

г) Рентабельность оборотных средств.

** Размер оборотных средств принимать равным 30% от стоимости основных фондов.

    Определить численность, производительность, заработную плату (определить исходя из часовой тарифной ставки 4,5-10 тыс. руб.)

    Оценить экономический эффект за срок службы, подвижного состава и срок возврата капитальных вложений.

Таблица 1

Вид перевозимого груза

Белье в ящиках

Тип подвижного состава

Бортовая

Расстояние перевозки

l==45 км

Время в наряде

Т>=8,1 ч

Средняя техническая скорость

V>=40 км/ч

Коэффициент использования грузоподъемности

g=0,6 (исходя из класса груза)

Коэффициент использования пробега

b=0,8

Время простоя под погрузкой-разгрузкой

t>пр>=20 мин+10% от 20 мин (т.к. а/м с тентом)=22 мин =0,36 час

Коэффициент выпуска автомобиля на линию

a>п>==0,62

Таблица 2

Исходные данные

Значение

Примечание

Тип подвижного состава

бортовой ЗиЛ-5301

Бычок

Грузоподъемность

3000 кг

Вид топлива

дизельное

Размер шин

225 / 75 Р 16 С

Вес прицепа

-

Цена подвижного состава

77 500 000 руб.

Норма расхода топлива на 100 км

14 л

Надбавка на 100 т / км для бортовых

Надбавка на одну ездку для самосвала

Цена 1 л топлива

1500 руб.

Норма расхода на ТО и ремонт на 1000 км пробега

Норма расхода средств на восстановление износа шин на 1 комплект за год

140 000

Исходные данные

Значение

Примечание

Цена 1 комплекта колеса

750 000

колесо в сборе (колесо + диск, так как шины бескамерные, цены взяты из каталога московского “Таганского” шинного завода)

Число колес на автомобиле

6

Нормы амортизации по подвижному составу

0,2

Годовая сумма накладных расходов на 1 автомобиль

Часовая тарифная ставка на оплату труда водителя

Группа дорог

городские

Способ погрузки-разгрузки

ручная

немеханизированная

Пробег до капитального ремонта

300 000 км

Данные взяты из инструкции по эксплуатации

Расход - надбавка по топливу

1,3 л

Для дизельного двигателя Д-245 берем 1,3 л на 100 т/км

    Выполнение.

1.1. На основе исходных данных выбираем автомобиль ЗиЛ-5301 “Бычок”.

1.2. На основе исходных данных определяем:

а) Автомобиле-часы за год (a>ч год>):

    Определяем время ездки

t>e>=t>пр>+l/(V>b)=0,36+45/(40*0,8)=1,766 ч

    Определяем количество ездок за день

n>e>=T>/t>e>=8,1/1,766=4,5866

    Определяем автомобиле-часы за год

a>ч год>= T>*365*0,62=1 833 ч

б) Годовой пробег:

L> год>= (T>l V> /(l + V>bt>пр>))D>a>п>=1 459,42 * 40=58 376,8 км

в) Выработка автомобиля в тоннах:

    1 метод

B>= (T>V>b q g /(l + V>bt>пр>))D>a>п>=(8,1*40*0,8*3*0,6/(45+40*0,8*0,36))*365*0,62=

=1 868 т

    2 метод

B>= n>e>qg D>a>п>= 4,5866*3*0,6*365*0,62=1 868 т

г) Выработка автомобиля в тоннах/км:

    1 метод

B>т км>= B>l = 1868*45 = 84 060 т км

    2 метод

B>т км>= n>e >q g l D>a>п>> >= 1868*45 = 84 060 т км

1.3. Выбираем и рассчитываем исходные данные для определения себестоимости продукции (таблица 2)

1.4. Расчет себестоимости единицы продукции:

а) Расчет 1 тонна/км.

    определим затраты на топливо:

С>=(Н>км>+Н>т км>qgb)*Ц>*1,05/100=(14+1,3*3*0,6*0,8)*1500*1,05/100=250 руб/км,

где Н>км >- расход топлива автомобилем на 100 км (технический),

Н>т км >- надбавка к расходу на тонну перевозимого груза,

Ц>- цена литра топлива.

    определим затраты на смазочные и обтирочные маатериалы:

С>см>=0,3 С>=0,3*250=75 руб/км

    определяем затраты на ТО и ремонт:

Выбираем нормы для затрат на ТО и ремонт как для автомобиля ГАЗ-52, потому, что он наиболее близок по грузоподъемности (пользуемся [2] стр. 62)

Виды обслуживания

Виды затрат

Зар. плата

Запасн. части

Материалы

ЕО

1,39

-

0,86

ТО-1

1,14

-

0,42

ТО-2

1,13

-

0,28

ТР

4,79

2,14

2,27

Итого

8,45

2,14

3,83

Итого с инфляцией

50 700

14 120

30 640

С>ТОиР>=(Н>зп>*1,395+Н>зч>+Н>)/1000=(50700*1,395+17120+30640)/1000=

=118,23 руб/км

    подсчитаем перечисления на капитальный ремонт:

Ц>кр>=0,7 Ц>пс>=0,7*77 500 000=54 250 000 руб,

где Ц>пс >- цена подвижного состава,

Ц>кр> - полная стоимость капитального ремонта.

С>кр>=Ц>кр>/(L>кр> к)=54 250 000/(300 000*1,7)=106,37 руб/км,

где С>кр >- сколько нужно перечислять денег на кап. ремонт за 1 км пробега а/м,

L>кр>> >- пробег автомобиля до капитального ремонта,

к - коэффициент пробега до капитального ремонта (к=1,7-1,8).

    затраты по ремонтному фонду:

С>рф>=С>ТОиР>+С>кр>=118,23+106,37=224,6 руб/км

    Затраты на восстановление износа и ремонт шин:

Нормы на восстановление износа шины и ее ремонт берем из [2] стр. 71, как для автомобиля “АВИА” у него такой же размер колеса (к=2,25).

Н>=к Ц>компл>/100=2,25*750 000/100=16 875 руб / 1000 км

где Ц>компл >- цена комплекта колеса в сборе.

С>=Н> n>/1000=16 875 * 6 / 1000 = 101,2 руб/км,

где n>- число колес на автомобиле.

    Расходы на амортизацию подвижного состава:

С>аморт км >= Н>/ (100 1 000) = 0,2 * 82 925 000 / (100 1 000) = 165,85 руб/км,

где Н> - норма амортизации подвижного состава (берется из справочника),

С>- балансовая стоимость подвижного состава (включает себя расходы на доставку и монтаж оборудования С>=1,07 Ц>пс >= 1,07 * 77 500 000 = 82 925 000).

    Подсчитаем сумму переменных расходов (расходов на км):

С>км>=С>+С>см>+С>рф>+С>+С>аморт км>=250+75+224,6+101,2+165,85=816,65 руб/км

    Рассчитаем сумму постоянных расходов (в них будут входить только накладные расходы, расходы в час):

НР - берем из справочника [2] стр. 80, для а/м ГАЗ-52 (наиболее близок по грузоподъемности НР=900*8000=7 200 000 руб/год)

С>час>=НР/a>ч год>=7 200 000/ 1833 = 3928 руб / час

    Подсчитаем зарплату водителя:

ЗП >вод час >= С>ст >6 000 1,395 = 0,65 *6 000*1,395 = 5 440,5 руб / час,

где С>ст >- часовая тарифная ставка водителя (берется из справочника зарплат).

ЗП >вод год> = ЗП >вод час >a>п> 365 = 5 440,5 * 8,1 * 0,62 * 365 = 9 972 599,7 руб/год

    Подсчитываем себестоимость единицы продукции:

    1 метод:

S>=(С>км >L>год >+ С>час> a>ч год>+ ЗП >вод год>)/В>т (годовая)> = (816,65 * 58 376 + 3928 * 1833 +

+ 9 972 599)/1868=34 714 руб за тонну

    2 метод:

S>=С>км> l / (q g b) + C >час >t> >>/ (q g) + ЗП >вод час> T>/ В>т сут>=816,65*45/(3*0,6*0,8) +

+ (3928*1,766)/(3*0,6)+(5440,5*8,1*365*0,62)/1868=34 714 руб за тонну

    Подсчитываем себестоимость 1 т км:

    1 метод:

S>т км>=(С>км >L>год >+ С>час> a>ч год>+ ЗП >вод год>)/В>т км (годовые)> =(816,65 * 58 376 + 3928 *1833 +

+ 9 972 599)/84 060=771,4 руб за т км

    2 метод:

S>т км>=С>км> / (q g b) + C >час >t> >>/ (q g l) + ЗП >вод час> T>/ В>т км сут>=816,65/(3*0,6*0,8) +

+ (3928*1,766)/(3*0,6*45)+(5440,5*8,1*365*0,62)/84 015=771,4 руб за т км

б) Подсчитаем стоимость одного часа эксплуатации.

    1 метод:

S>часа>=(С>км >L>год >+ С>час> a>ч год>+ ЗП >вод год>)/ a>ч год> =(816,65 * 58 376 + 3928 *1833 +

+ 9 972 599)/1833= 35 377 руб за час

    2 метод:

S>часа>=С>км> V>эк> + C >час> + ЗП >вод час>=816,65*31,847+3928+5440,5 = 35 377 руб за т км,

где V>эк >- скорость эксплуатационная V>эк>= L>год> / a>ч год> =58 376 / 1833 =31,847 км/ч.

    Себестоимость 1 км пробега:

    1 метод:

S>км>=(С>км >L>год >+ С>час> a>ч год>+ ЗП >вод год>)/ L>год> =(816,65 * 58 376 + 3928 *1833 +

+ 9 972 599) / 58 376 = 1111 руб за км

    2 метод:

S>км>=С>км>+C >час >/V>эк>+ЗП>вод час>/V>эк>=816,65+3928/31,847+5440,5/31,847=1111 руб за км.

    Определяем тариф за:

а) Тонну.

Выберем коэффициент рентабельности K>R>=1,18, тогда:

Ц>= K>R> S>=34 714 * 1,18 = 40 963 руб/т

б) Тонну / км.

Ц>т км>= K>R> S>т км>=771,4 * 1,18 = 910,3 руб/(т км)

в) км.

Ц>км>= K>R> S>км>=1 111 * 1,18 = 1 311 руб/км

г) Час.

Ц>час>= K>R> S>час>=35 377 * 1,18 = 41 745 руб/час

    Определяем годовые показатели:

а) доходы.

1 способ:

Д=Ц>км >L>год>=1 311 * 58 376,8 = 76 531 984 руб в год

2 способ:

Д=Ц>час >ч год>=41 745 * 1 833 = 76 531 915 руб в год

3 способ:

Д=Ц>т км >т км>=910,3 * 84 060 = 76 531 010 руб в год

4 способ:

Д=Ц>= 40 963 * 1 868 = 76 531 354 руб в год

б) Расходы:

1 способ:

Р = S>=34 714 * 1 868=64 845 752 руб в год

2 способ:

Р = S>т км >т км>=771,4 * 84 060=64 845 353 руб в год

3 способ:

Р = S>км >L>год >=1 111 * 58 376,8 = 64 845 736 руб в год

4 способ:

Р = S>час >ч год>= 35 377 * 1 833 = 64 845 045 руб в год

в) Прибыль:

П = Д - Р = 75 731 915 - 64 845 045 = 10 886 870 руб в год

г) Рентабельность по предприятию:

R=(П/Р) 100% = (10 886 870/ 64 845 045) * 100 = 16,78 %

    Оценим использование основных финансов. Оценим использование основных фондов:

а) Фонд-отдача.

ОПФ = С> 1,4 = 82 925 000 * 1,4 = 116 095 000 руб

где ОПФ - стоимость основных производственных фондов,

1,4 - коэффициент капитальных вложений в производственно-техническую

базу.

Натуральные:

ФО>=В>/ ОПФ=1 868 / 116 095 000 = 0,00001609 т / руб

ФО>т км>=В>т км>/ ОПФ = 84 060 / 116 095 000 = 84 060 /116095 000=0,000724ткм / руб

Условно-натуральные:

ФО>т км прив>=В>т км прив>/ ОПФ,

где В>т км прив>=В>т км >+ В>К = В>т км >+ В>V>b t>пр >= 84 060 + 1 868 * 40 * 0,8 * 0,36 =

= 105 579, 36 т км прив.

ФО>т км прив>= 105 579,36 / 116 095 000 = 0,000909422 т км прив / руб

Денежные:

ФО = Д / ОПФ = 75 731 915 / 116 095 000 = 0,6523

б) Фондоемкость.

Натуральные:

ФЕ>=1/ФО>=1/0,0000169=58879 руб/т

ФЕ>т км>=1/ФО>т км>=1/0,000724=1381,21 руб/т км

Условно-натуральные:

ФЕ>т км при>=1/ФО>т км прив>=1/0,000909422 = 1100,11 руб / т км прив

Денежные:

ФЕ=1/ФО = 1/0,6523= 1,5330

в) Фондо-вооруженность.

ФВ=ОПФ/N,

где N - количество работающих.

N=N>+N>рр>+N>проч>,

где N>- количество водителей на 1 автомобиль, N>> >= T>/7,0=8,1/7,0=1,157 чел,

N>рр> - количество ремонтных рабочих (N>рр>=0,5 чел),

N>проч >- прочий обслуживающий персонал (N>проч>=0,2 чел)

N=1,157+0,5+0,2=1,857 чел.

ФВ = 116 095 000 / 1,857 = 65 517 501 руб / чел.

г) Рентабельность основных фондов.

R>ОПФ>=(П/ОПФ)*100%=10 886 870 / 116 095 000 * 100 % = 9,38 %

    Оценим использование оборотных средств:

а) Количество оборотов оборотных средств.

ОБ - величина оборотных средств ОБ=0,3 ОП(ОПФ) = 0,3 * 116 095 000 =

= 34 828 500 руб (исходя из допущения принятого в условии задания).

К>об>=Д/ОБ=75 731 915 / 34 828 500 = 2,174 раза.

б) Продолжительность одного оборота.

Т>об>= D>/К>об>=365/2,174=167,89 дней

в) Загрузка оборотных средств.

З>об>=ОБ/Д=75 731 915 / 10 886 870 = 0,46 руб.

г) Рентабельность оборотных средств:

R>об>=П/ОБ=(П/ОБ) 100%=10 886 870 / 34 828 500 * 100%= 31,25 %

    Определяем численность, производительность, заработную плату:

К>тр>=Т>D>a/(Н>+ Н>т км>т км>)= 8,1 * 365 * 0,62 / (0,23166*1 868 + 0,02666*

*84 060)= 0,6855 - коэффициент трудоемкости.

В натуральных показателях.

ПТ> = B> / N = 1 868 / 1,857 = 1005,92 т / чел

ПТ>т км> = B>т км> / N = 84 060 / 1,857 = 45 267 т км / чел

В условно-натуральных показателях.

ПТ>т км прив> = B>т км прив> / N = 105 579,36 / 1,857 = 56 855 т км прив / чел

В стоимостных показателях.

ПТ = Д / N=75 731 915 / 1,857 = 40 781 860 руб / чел

По трудоемкости.

K>тр>= Т>/Т>пл >= Т>/Т>пл >= Т>D>a>п>/(Н>+ Н>> >>км>т км>) = 8,1 * 365 * 0,62 / ((13,9 * 1 868 + + 1,6 *84 060) / 60 ) = 0,685 < 1 - это плохой показатель.

Численность и годовая заработная плата уже подсчитаны в пунктах 1.7 и 1.4 соответственно.

    Оценить экономический эффект за срок службы, подвижного состава и срок возврата капитальных вложений.

Определим срок службы подвижного состава:

Т>службы >= Н>до кр >1,8 / L>год >= 300 000 * 1,8 / 58 376,8 = 9,25 лет.

Э> = (Р>езультаты >- З>атраты>)> >/ (К>+e>),

где Р>езультаты >= Д = 75 731 915 (годовые),

З>атраты >= С*+К(К>+e>),

где С* - эксплуатационные затраты, С* = P - С>аморт км>> >L> >>год >= 64 845 045 - 165,85 * * 58 376,8 = 55 163 252 руб/год,

К - единовременные затраты (капитальные вложения), К = ОПФ = 116 095 000,

К> - коэффициент амортизации с учетом фактора времени,

e>> >- норматив эффективности капитальных вложений (e>= 0,1)

К>= e>/ ((1+e>)Тслужбы-1) = 0,1 / ((1+0,1)^9,25 -1) = 0,071

З>атраты>> >= 55 163 252 + 116 095 000 * ( 0,071 + 0,1) = 75 015 497 руб / год.

Э> = (75 731 915 - 75 015 497) / (0,071 + 0,1) = 4 189 578,9

Срок возврата инвестиций:

a>= (1+e>)tp-t

Капитальные вложения

года

года отдаления

a>

(П+А>год>) a>

Сумма

1

0

1

20 568 662

20 568 662

2

1

0,9091

18 698 970

39 267 632

3

2

0,8264

16 997 942

56 265 574

4

3

0,7513

15 453 236

71 718 810

116 095 000

5

4

0,6830

14 048 396

85 767 206

6

5

0,6209

12 771 082

98 538 288

7

6

0,5645

11 611 009

110 149 000

8

7

0,5132

10 555 837

9

8

0,4665

9 595 280

10

9

6,3349

Т>возв>=7+(116 095 000 - 110 149 000) / 10 555 837 = 7,5632 года

Список используемой литературы.

    Методические указания к курсовому проекту по курсу “Экономика автомобильного транспорта” , Н.Ф. Билибина, Е.М. Васильеа, В.Н. Лившиц.

    Методические указания к справочным нормативным материалам для планирования работы автомобильного транспорта, под общей редакцией Н.Ф. Билибиной.

    Экономика автомобильного транспорта. Практические расчеты и производственные ситуации, Н.Ф. Билибина, А.К. Бертман, Л.И. Артанова.

    Конспект лекций по экономике.