Преступления в сфере кредитно-денежных отношений
План.
I.Введение.
II.Преступления в сфере финансово-кредитных отношений.
1) Мошенничество.
2) Преступления, совершаемые при проведении расчетных операций.
3) Хищения.
4) Задержки, неперечисления налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
5) Средства, незаконно перемещенные за границу.
6) Банковская деятельность без лицензии. Отмывание денег.
III.Методы борьбы с преступлениями в сфере финансово-кредитных отношений.
IV.Заключение.
V.Литература.
I.Введение.
Понятие "финансовые преступления" является в большей мере криминалистическим понятием, под которое подпадает весьма обширная группа различных видов преступлений, имеющих сходство в их криминалистических чертах (криминалистической характеристике), в частности, в особенностях предмета посягательства, в структуре способа и обстановки их совершения, в типологических особенностях личности правонарушителей. Данным понятием в основном охватываются составы преступлений, предусмотренные Уголовным кодексом РФ в ст. 159, 160, 171, 172, 173, 176, 177, 185, 186, 187,193,195,196,197,272.
Предмет названных преступных посягательств сразу или в конечном счете составляют денежные средства государства либо частных фирм, предприятий и лиц в рублевой и иностранной валюте, а также какой-либо товар и имущество.
Долгое время у нас не было четкого определения ценных бумаг как атрибута развития финансового рынка. Ныне действующий Гражданский кодекс РФ дал определение ценной бумаги, основанное на классических положениях общей теории права и гражданско-правовой теории. Под ценной бумагой понимается "документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении" (ч. 1 ст. 142 ГК РФ).
В своей работы я постараюсь наиболее полно раскрыть тему преступлений в сфере финансово-кредитных отношений, а также на основе статистического материала проанализировать картину совершения преступлений и их раскрытия.
II.Преступления в сфере финансово-кредитных отношений.
В экономике России особое место отведено банковской системе как важнейшему институту кредитно-финансовой сферы. Банковская система предназначена для обеспечения стабильности цен и устойчивости национальной валюты, обеспечения бесперебойного и надежного функционирования платежной системы, проведения единой денежно-кредитной политики, организации и осуществления валютного регулирования и валютного контроля в стране. Она выступает в качестве главного источника кредитования сектора экономики. Поэтому решение указанных задач служит гарантией устойчивости финансовой системы страны и важнейшим условием обеспечения экономической безопасности России.
Современное состояние банковской системы определяется последствиями кризиса. Если к августу 1998 г. в России действовало 1,4 тыс. коммерческих банков, то к весне 1999 г. были отозваны лицензии у 400 банков. Согласно данным ЦБ России в настоящее время 64% действующих банков относятся к категории финансово стабильных, в том числе 37,8% составляет группа банков без признаков финансовых затруднений, 26,3% - банков, имеющих определенные недостатки в деятельности.
К категории проблемных относится 36% банков от общего числа действующих кредитных организаций. Их активы составляют 15,3% от совокупных активов банковской системы. Среди проблемных банков значительна доля (25% от действующих) находится в критическом финансовом положении.
Анализ структуры кредитов, выдаваемых коммерческими банками, за последний двухгодичный период показал, что более 30% банков практически не кредитовали промышленность. Промышленные предприятия кредитовали, как правило, лишь те банки, которые были связаны со структурами реального сектора изначально, возникнув на их базе (например Промстройбанк).
Спад после кризиса 1998 г. ниже порогового значения реального сектора экономики выявил не только тенденцию к ускоренному сокращению производства, но и бесперспективность развития самого банковского сектора, так как банки, имеющие в составе своих активов высокую долю кредитных вложений в реальный сектор, как правило, попали в группу высокорискованных.
Государством предпринят ряд мер по реструктуризации, а также поиска новых форм работы банковской системы, направленных на преодоление финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности, либо по ликвидации их1. Создано и функционирует Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Только по «СБС-АГРО» оно осуществило ликвидацию 936 из 1233 имевшихся отделений банка.
Значительное влияние на дестабилизацию банковской системы оказывают преступные посягательства. Темпы прироста общего числа преступлений в банковской сфере в процентах к предыдущему году по Российской Федерации составила: 1993г. - (+ 25,5%), 1994 -(+49,9%), 1995 - (+25,8%). 1996г. - (-14,7), 1997г. - (-12,3), 1998г. - (+5%), 1999г. - (+6%).
Концентрация криминальной активности вокруг крупных денежных капиталов сказалась на географическом распределении преступности. Напряженной является криминальная ситуация в регионах с высокой степенью предпринимательской активности и приложения финансов, в том числе нелегальных. Основные очаги деятельности криминальных группировок - Центральный регион, в первую очередь Москва и Московская область, республиканские, краевые и областные центры: Казань, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь, Тюмень, Нижний Новгород, Саратов, крупные города Дальнего Востока, Северного Кавказа.
Применительно к видам кредитных организаций число зарегистрированных преступлений выглядит следующим способом:
Таблица 12.
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
|
Система Центрального банка РФ |
632 |
890 |
500 |
315 |
404 |
467 |
672 |
Система Сберегательного банка |
804 |
1096 |
1374 |
1412 |
2520 |
2198 |
2505 |
Система коммерческих банков |
1020 |
1862 |
2707 |
2388 |
1793 |
1669 |
1457 |
Итого: |
4578 |
8977 |
12094 |
10319 |
9051 |
8615 |
9196 |
Приведенные данные свидетельствуют о том, что, если ранее наибольшей криминальной активностью отличались коммерческие банки, то начиная с 1997 г. она стала в большей степени характерна для Сбербанка. При этом следует отметить и то обстоятельство, что после кризиса 98 г. часть расходов по возврату вкладов ликвидируемых банков государство взяло на себя. Вследствие этого в Сбербанке России, куда переводились вклады из проблемных банков, произошла концентрация значительного объема денежных средств (на 1 января 2000 г. - 89,8% всех банковских вкладов), что привело к активизации криминальных посягательств.
В то же время следует отметить, что, если средняя сумма ущерба от одного преступления в Центральном Банке России составила 12,6 тыс. руб., Сбербанке России - 26, 6 тыс. руб., то в коммерческих банках - 866, 6 тыс. руб. В определенной степени это свидетельствуют о проводимой профилактической работе в Банке России и Сбербанке и взаимодействии этих учреждений с аппаратами БЭП.
По данным ГИЦ МВД РФ (1995 1999 гг.) наибольшей криминальной активностью в системе Центрального банка и Сбербанка отличались бухгалтерские работники, тогда как в системе коммерческих банков этот показатель достиг наибольшего уровня среди руководящих и материально ответственных лиц. Среди лиц, совершивших банковские преступления, руководящие должности на момент совершения занимали 130 человек, являлись служащими - 429, собственниками и совладельцами - 24 человека. Только 101 лицо были частными предпринимателями, при этом большая их часть совершила преступления при соучастии должностных лиц. Вызывает тревогу интернационализация банковских преступлений. Из числа лиц, совершивших банковские преступления в 1999 г., выявлено 64 иностранца и лиц и лиц без гражданства.
Организованные преступные сообщества представляют особую опасность для банковской системы. В 1999 г. 443 человека совершили банковские преступления в группе, в том числе организованной, что составляет 51,7% от общего числа лиц, привлеченных к уголовной ответственности.
Структурно-динамический анализ статистических данных о состоянии преступности в банковском секторе экономики показывает, что наиболее высокими темпами растет количество хищений. Особенно это, касается двух его разновидностей: мошенничества и хищений, совершаемых путем присвоения и растраты, что видно из таблицы 2.
Таблица 2.
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
|
Совершено хищений |
2067 |
3966 |
5808 |
5075 |
4481 |
4229 |
Удельный вес в % от общего объема совершенных преступлений |
45,2 |
44,2 |
48,0 |
49,1 |
49,5 |
49,1 |
В т.ч. мошенничеств |
1246 |
3174 |
5009 |
4215 |
2793 |
1999 |
Удельный вес в % от общего объема совершенных преступлений |
27,2 |
35,3 |
41,4 |
40,8 |
30,8 |
23,2 |
Совершено иных преступлений |
2511 |
5011 |
6286 |
5244 |
4570 |
4386 |
Удельный вес в % от общего объема совершенных преступлений |
54,8 |
55,8 |
51,9 |
50,8 |
50,4 |
50,9 |
1) Мошенничество.
Мошенничество совершается при проведении различных банковских операций и сделок: кредитовании, вкладных операций, расчетов по кредитным картам и чекам, использовании в хозяйственной деятельности электронной и цифровой информации и др.
Как показывают данные уголовной статистики за 1998 г. и первое полугодие 1999 г., число случаев невозвращения кредитных средств, по сравнению с прошедшими периодами, снизилось. Уменьшилась и задолженность по банковским ссудам, которая в 1999 г. составила примерно 95,6 трлн. руб. Объяснением этому может служить приобретение по этой части коммерческими банками определенного опыта, а также ряд усовершенствований положений гражданского законодательства, например, связанных с залогами. К этому необходимо отнести и проблемы, связанные с кризисными явлениями в стране, при которых банки в силу своих финансовых возможностей не в состоянии осуществлять широкомасштабное кредитование.
Мошеннические действия при кредитовании в основном осуществляются двумя способами: путем представления работникам банка фиктивных регистрационных документов на предприятия; путем фальсификации документов, служащих обеспечением возврата полученных кредитов.
Наиболее распространенным способом совершения мошеннических действий при получении кредита являются различные махинации с документами на залог или заложенное имущество. Это обусловлено тем, что в настоящее время залог - наиболее распространенный способ обеспечения возвратности кредита.
По данным органов внутренних дел, банковский кредит, заведомо не реальный для возвращения, оплачивается 10-40% испрашиваемой суммы вперед. Почти треть от суммы невозвращенных кредитов похищается и используется преступными группировками.
2) Преступления, совершаемые при проведении
расчетных операций.
К преступлениям, совершаемым при проведении расчетных операций, относятся мошенничества с кредитными картами, дорожными чеками, другими платежными документами.
По данным Центрального банка, сумма средств, депонированных в банках для расчетов с использованием пластиковых карт, увеличилась с 2,4 млрд. руб. на 1 января 1999 г до 3,2 млрд. руб. на 1 января 2000 г, но их удельный вес в объеме наличной денежной массы не изменился и составил 1,2%. В 1999 г. ОВД было выявлено 130 фактов мошенничеств с применением поддельных кредитных либо расчетных карт.
Среди мошеннических действий, совершаемых с использованием кредитных карт, условно можно выделить: незаконное использование поддельных кредитных карточек; мошенническое использование платежных квитанций.
Наряду с этим все чаще стали совершаться хищения из банкоматов. Так, группа мошенников, владея технологией ведения счетов по смарт-картам в платежной системе банка "Сберкарт", пыталась похитить более 1,5 млрд. рубл. через банкоматы отделений Сбербанка России в городах Перми, Москве и С.-Петербурге.
Распространенным способом мошенничества является также использование похищенных или утерянных чеков.
Расширение применения в кредитно-банковской системе компьютерных технологий неизбежно ведет к росту преступных посягательств с использованием высоких технологий. В 1999 г. выявлено 100 фактов таких мошенничеств, которые становятся реальной угрозой стабильности банковской системы. Так, Г., используя персональный компьютер, подключился к сети Интернет, в которой обнаружил программу "PC Authorise", отвечающую за прием к оплате кредитных карточек с переводом денежных средств на счета магазинов, а также за возврат денежных средств со счетов магазинов на счета владельцев кредитных карточек. Его соучастники Ф. и В. открыли счета в банках и получили кредитные карточки. Имея возможность работать со средствами, размещенными на специально приспособленных счетах посредством своего персонального компьютера, Г. выступал от имени продавца компьютерного магазина. Сделанный от чужого имени заказ на покупку товаров оплачивался денежными средствами, размещенными на пластиковых карточках. Затем следовал отказ от покупки товара, а возвращаемые деньги переводились на счета сообщников. Преступниками нанесен ущерб на сумму более 800 млн. руб.
В Нижегородской области расследуется уголовное дело по ст. 159, 272, 327 УК РФ в отношении оператора ЭВМ одного банка, которая, имея личную электронную подпись, совершила хищение денежных средств в сумме 139 тыс. руб. путем завышения сумм при начислении процентам по вкладам физических лиц. Для обналичивания средств она открыла в отделении Сбербанка РФ личный счет и перечислила на него деньги по фиктивным проводкам.
В УВД Красноярского края возбуждено уголовное дело по ст. 160 и ч.2 ст.272 УК РФ в отношении бухгалтера филиала отделения Сбербанка РФ, который, используя личный ПК, вошел в локальную сеть филиала, скопировал программу, содержащую информацию о финансовых операциях, и внес в нее два ложных платежных поручения о якобы проведенных списаниях средств с расчетных счетов клиентов на 4 млн. руб.
Как уже было отмечено, наиболее часто субъектами совершения хищений путем присвоения или растраты выступают бухгалтерские работники, операционисты, руководители филиалов и другие категории. Так, заведующая филиалом Сбербанка Крестьяникова по поддельным расходным ордерам получала деньги по вкладам умерших граждан. Жукова, работая контролером-оператором, снимала ее счетов граждан денежные суммы, присвоив и растратив таким образом свыше 300 тыс. руб.
3) Хищения.
В соответствии с Указом Президент РФ "О мерах по предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской федерации в Сберегательном банке Российской федерации, обесценившихся в 1992-1995 годах" от 16 мая 1996 г. № 733 и во исполнение Федерального закона "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" от 10 мая 1995 г. № 73-ФЗ стала проводиться предварительная компенсация вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации.
В связи с проверкой исполнения названного выявлен ряд нетрадиционных методов совершения преступлений. В частности, установлено, что работники одного филиала Сбербанка Владимирской области в нарушение Порядка зачисления и выплаты предварительной компенсации по вкладам населения сумму положенной компенсации по действующим счетам зачисляли на новые счета, а не на открытый лицевой счет вкладчика. Пользуясь неосведомленностью получающих компенсацию лиц, они подделывали подпись вкладчика, заполняли расходные ордера и указывали реальные паспортные данные клиента. Полученные по оформленным таким образом документам деньги работники филиала присваивали. Ущерб составил 8,4 млн. руб.
Контролер-оператор другого отделения, совмещая должности контролера и кассира, вводила клиентов в заблуждение относительно правильности заполнения расходных кассовых документов и просила оформить еще один ордер. "Испорченные" бланки она использовала для изъятия денег из кассы банка, направленных на компенсацию. Ущерб составил 3 млн. руб.
Хищения совершаются и при проведении других банковских и хозяйственных операций. Так, президент АКБ Гусаков О.А. и его сын Гусаков А.О., вступив в преступный сговор и пользуясь бесконтрольностью председателя совета банка, похитили свыше 528 млн. неденоминированых руб. Гусаков А.О. создал и возглавил коммерческую фирму, через которую путем оформления фиктивных договоров и актов на выполнение работ похищались денежные средства банка.
Значительное количество злоупотреблений совершается с использованием так называемых проблемных банков. Нередко преступники покупают банк, у которого отозвана лицензия, после чего проводят различные незаконные банковские операции. Для реализации криминального умысла преступниками создаются сети из банков - банкротов. Так, в г. Москве выявлена противоправная деятельность руководителей ряда банков, которые под предлогом погашения задолженности перед федеральным бюджетом совершили хищение товаров и денежных средств коммерческих организаций из 26 регионов России.
Характерной тенденцией последнего времени является и то, что все чаще организованными преступными группами устанавливается контроль за банками. В настоящее время по оперативным данным в сфере криминального влияния находится 550 банков (более 50% от общего числа). Наиболее сильному криминальному воздействию подвержены банки, специфика проводимых операций которых обеспечивает получение максимальной прибыли.
Если раньше попытки установления такого контроля осуществлялись преимущественно через службы безопасности либо путем шантажа (физического или психического насилия) руководителей банка, то в настоящее время отмеченные методы все больше уступают экономическим способам захвата власти.
Алгоритм установления криминального контроля следующий. Сначала у банка, попавшего в тяжелое финансовое положение (часто искусственно провоцируемого путем организации хищений кредитных средств), скупается контрольный пакет акций. Затем в правление кредитной организации вводятся "свои" люди. После этого, за счет криминальных средств, отмытых через ряд коммерческих структур, осуществляется наращивание уставного капитала банка. Затем при использовании организационных структур банка осуществляются массированные финансовые махинации.
Следует также отметить, что продолжает усиливаться потенциал организованной преступности. Значительная часть сконцентрированных в криминальной среде теневых капиталов направляется на воспроизводство преступности в более широких масштабах, продолжается активная интеграция организованной преступности в экономическую сферу с целью получения сверхвысоких незаконных доходов. Свыше половины незаконного оборота наличных денег приходится на 10-12 специальных группировок, которые имеют иерархическую структуру. Сумма наличных денег, имеющих хождение вне банке», увеличилась за 1999 г. на 47, 6 млрд. руб.
4) Задержки, неперечисления налоговых платежей
в бюджет и внебюджетные фонды.
Отдельно следует рассмотреть проблему задержки, неперечисления банками клиентских и налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды и хищений денежных средств. Преступления такого рода основаны на сдаче платежных поручений в "проблемные" банки, не имеющие денежных средств на корреспондентских счетах. Так, в УВЛ Хабаровского края расследуется уголовное дело в отношении руководителя КБ по факту хищения денежных средств в сумме 73,8 млн. руб., предназначенных для погашения задолженности федеральному бюджету.
Имеют место аналогичные факты неперечисления в бюджет других платежей. В настоящее время расследуется уголовное дело в отношении руководителей коммерческих банков по фактам неперечисления в бюджет акцизных сборов на 280 млн. руб. и присвоения ликероводочной продукции на 126 млн. руб. По оперативной информации БЭП, в преступную деятельность были вовлечены руководители предприятий - недоимщиков девяти регионов России.
Имеют место и факты задержки бюджетных средств на счетах коммерческих банков, что дает возможность банкам по сговору с получателями средств иметь значительные суммы. Так, предоставленный Минфином РФ правительству Дагестана кредит в размере 20,8 млрд. руб. находился в коммерческих банках "Московский национальный банк" и "Московский трастовый банк" 283 дня. В соответствии с ч.1 ст.395 ГК РФ коммерческие банки должны были перечислить на счет республиканского бюджета Дагестана, исходя из ставок рефинансирования Центробанка России, 21,4 млн. руб., что сделано не было.
Таким образом, злоупотребление банковскими работниками своими полномочиями является одним из основных условий совершения банковских преступлений, квалифицируемых по различным статьям Уголовного кодекса.
В 1999 г. выявлено 40 фактов незаконного получения государственного целевого кредита, а равно его использования не по прямому назначению. Основным объектом криминального воздействия стали кредиты, выделяемые на преодоление последствий кризиса банковской системы и поддержание важных отраслей экономики.
5) Средства, незаконно перемещенные за границу.
Чрезвычайно актуальной является проблема выявления и пресечения невозврата валютных средств, незаконно перемещенных за границу. Банк, являясь частью финансовой инфраструктуры, связан корреспондентскими отношениями не только внутри, но и за пределами России. Используя легальные финансовые технологии, преступники переводят значительные средства за границу. Банк в этом процессе - основной канал "перекачки" денежных средств на счета банков других стран. Для перевода денег за границу используются международные расчетные системы, оффшорные зоны поддельные банковские и таможенные документы, проводятся фиктивные экспортно - импортные операции.
Так, Дьяконова, работая главным бухгалтером совместного российско-норвежского предприятия <СП) и зная в силу этого порядок осуществления валютных операций, вступила в преступный сговор с Брейдо, направленный на завладение денежными средствами филиалов акционерного банка путем представления подложных документов о перечислении денежных средств для покупки валюты на счета этих филиалов.
Используя подложные регистрационные и учредительные документы (которые были утеряны владельцем), Блинова С.Е. представила в филиал АБ эти документы, на основании чего были открыты текущий и транзитный валютные счета СП и заключен Договор о совершении операции с валютными средствами в интересах клиента. Наряду с этим она представила сотрудникам банка заявление на перевод 87.200 долларов США от СП в адрес зарубежной фирмы, подложные паспорт импортной сделки между СП и зарубежной фирмой и контракт между данными предприятиями. Выполнив совместно с Брейдо Б.А. вышеуказанные подготовительные действия, с целью хищения денежных средств АБ, Дьяконова, не имея намерения и реальной возможности перечисления денежных средств на покупку валюты, посредством факсимильной связи передала из помещения филиала АБ в адрес другого филиала того же банка факсимильную копию изготовленного ею подложного платежного поручения о перечислении на рублевый счет филиала АБ для покупки валюты денежные средства с расчетного счета СП. Введенные в заблуждение мошенническими действиями Дьяконовой, сотрудники филиала банка сняли со счета филиала рублевую сумму, закупили на нес 87.200 долларов США и, согласно заявлению от СП, перевели эти валютные средства на счет зарубежной фирмы.
Следует отметить, что рост разного рода мошенничеств, связанных с использованием фальсифицированных документов, стал возможным благодаря массовому использованию цветной множительной техники коммерческими структурами.
Удельный вес деликтов, связанных с невозвращением валютных средств, к общему количеству выявленных внешнеэкономических преступлений крайне незначителен. В структуре данного среза преступности эти деяния занимают всего 1,33%. При этом следует учесть, что в 1997, 1998 г. всего было выявлено, соответственно 2S и 68 таких преступлений. Еще меньшее число уголовных дел завершалось привлечением к ответственности виновных лиц. В 1997 г. было прекращено 20 дел за отсутствием состава преступления, эта же тенденция сохранилась и в 1998 г.
В то же время, по оценкам специалистов Центрального банка, незаконный вывоз капитала из страны составляет от 12 до 15 млрд. долл. в год. По данным Международного валютного фонда и Парижского клуба, общая сумма нелегального оттока валютно-финансовых средств из России за рубеж в 1991-1995 г. достигла 50 млрд. долл. В 1999 г. официально было объявлено, что в настоящее время в банках Швейцарии депонировано более 40 млрд. долл. теневого российского капитала.
Большие расхождения, даже в официальных оценках, как считают экономисты РАЕН, являются следствием не всегда обоснованных методик, применяемых для определения масштабов такого бегства. С целью преодоления соответствующих неточностей, по их мнению, целесообразно в основу расчетов положить методику, применяемую Всемирным банком.
К числу основных причин массированного бегства капитала из России, по мнению экономистов, относятся:
всеобщее недоверие населения к отечественной валюте и в связи с этим - долларизация российской экономики;
стремление не столько к коммерческой выгоде, сколько к сохранению капитала, и лишь во вторую очередь - иметь безопасные условия для использования этого капитала;
недостаточность законодательного регулирования операций по вывозу капитала, а также слабая эффективность валютного и экспортного контроля. В связи с этим лицензированный вывоз капитала из России в десятки раз уступает нелегальному "бегству" капитала за пределы страны.
Установление экономических причин, приведших к такому положению, легло в основу построения схем опросов экспертов из числа сотрудников правоохранительных органов. В результате были названы следующие наиболее существенные причины:
противоречивое нормативно-правовое регулирование внешнеэкономических отношений, выраженное в отсутствии четко сформулированной государственной стратегии в отношении статуса субъектов внешнеэкономических отношений и порядка осуществления их внешнеэкономической деятельности (87%);
неурегулированность деятельности совместных с инофирмами предприятий на территории РФ, а также самих инофирм, их филиалов и представительств (62%);
отсутствие комплексного контроля со стороны государства (а также Центрального банка России) за коммерческими каналами, по которым осуществляются платежные операции участников внешнеэкономической деятельности (55%);
наличие криминальной психологии населения как результата резкого социального расслоения общества (и вследствие этого - усиления профессионализма преступных элементов, специализирующихся на полулегальных посреднических видах теневого бизнеса в сфере экономики) (48%);
активизация зарубежных криминогенных сообществ, специализирующихся на финансовых махинациях в сфере международной торговли (45%).
6) Банковская деятельность без лицензии. Отмывание денег.
Помимо традиционных банковских операций получили широкое распространение "подпольные" банковские операции. В нашей стране они стали использоваться в начале 90-х годов. В структуре криминальных банковских операций имеют место следующие виды:
банковская деятельность без лицензии (включая незаконные валютные операции); участие в отмывании денежных средств, полученных незаконным путем, а также в кредитовании криминальных видов деятельности.
Значительный урон банковской системе, ее нормальному функционированию наносят действия по осуществлению банковской деятельности без регистрации или специального разрешения (лицензии) или с нарушением условий лицензирования, которых за 1999 г. выявлено 43. При этом государству нанесен ущерб в сумме более 184 млн. руб.
В 1999 г. в банковской системе выявлено 273 преступления, предусмотренных ст. 174 УК РФ "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем". Так, в Москве была разоблачена деятельность афганской преступной группировки, осуществлявшей через московский акционерный банк легализацию денежных средств, полученных от контрабанды драгоценных камней и наркотиков. Оперативным путем установлены и задокументированы международные связи преступного сообщества. Выявлены 5 банков, созданных для отмывания денежных средств, располагавшихся в Нью-Йорк (США), Галифакс (Канада), Дубаи (ОАЭ), Вена (Австрия) и в Гамбург (Германия). Доказано отмывание денежных средств на сумму около 40 млн. долларов США. На основе материалов, выделенных из расследуемого в г. Москве уголовного дела, возбуждены 3 дела по фактам отмывания денежных средств в городах Берлин, Гамбург и Бремен. По подозрению в совершении данных преступлений криминальной полицией Германии были задержаны 14 выходцев из Афганистана.
Возможность легализации незаконных доходов создает предпосылки для вложения преступных капиталов в воспроизводство преступности. Таким образом, банковская система используется для осуществления нового криминального феномена -финансирования преступной деятельности. Например, расследование уголовного дела в отношении 16 человек, которые с помощью фиктивных ценных бумаг, подложных гарантийных писем банков, неликвидных векселей АОЗТ Акцептный Дом "Единые энергетические системы" совершили хищение, проводя мошеннические операции в Москве, Краснодарском крае, Нижегородской и Самарской областях, республике Саха - Якутия, других регионах России, на Украине. Денежные средства направлялись на личные счета в банки США и Германии и на содержание преступного сообщества, подкуп должностных лиц, организацию заказных убийств.
Как считает большинство экспертов, средства, полученные от преступного бизнеса, отмываются следующими способами:
а) вкладываются в уставные фонды банков и небанковских учреждений, осуществляющих операции с ценными бумагами и денежными вкладами населения - 23%;
б) вкладываются в уставные фонды совместных предприятий (18%);
в) вкладываются в недвижимость (22%).
г) конвертируются в твердые валюты и переводятся на счета зарубежных банков. Часть денег, полученных от масштабных преступлений и экспортированных за рубеж, "оседает" на личных счетах (37 %);
Нередко эти средства "смешиваются" с легитимными доходами от работы казино, торговых домов и т.д.
Зарегистрированы также случаи легализации денежных средств и имущества, незаконными приобретателями которых являлись организованные преступные группы и сообщества. За два прошедших года было установлено более 120 преступных групп, пытавшихся легализовать свои доходы. Соответственно, удельный вес к общему объему выявленных преступлений в виде легализации составил 12,9%.
В то же время, по оценкам респондентов, в поле зрения правоохранительных органов попадает менее 2% "отмываемых" средств. Еще меньший объем средств (примерно 30% от выявленного) в силу возникающих процессуальных сложностей был изъят в доход государства или стал предметом наложения ареста.
III. Методы борьбы с преступлениями в сфере
финансово-кредитных отношений.
Как показывает практика, положительных результатов можно добиться за счет поиска и выработки новых подходов не только к организации, но и тактике выявления рассматриваемых преступлений, основанной на знании нормативных основ функционирования кредитно-финансовой системы, механизма осуществляемых финансовых операций, особенностей правового оформления договорных отношений. Вышеизложенное позволяет нам делать вывод, что к наиболее существенным мерам в этом направлении относятся:
— скоординированная борьба с нарушениями в финансово-банковской системе кок на территориальном и региональном, так и на республиканском уровнях;
— сплошная проверка банков, расположенных на обслуживаемой территории, с целью фиксации и выявления фактов нарушений;
— уделяя при этом особое внимание раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых служащими органов власти и управления, народными депутатами, с использованием должностных полномочий по распоряжению средствами государственного бюджета, на выявление их коррумпированных связей, а также на факты взяточничества со стороны руководства и служащих ЦБ и других органов государственного управления;
— создание специализированного банка данных о занимающихся данными операциями банках и организованных преступных формированиях;
— повышенный контроль банковских операций с участием иностранных представителей и банков.
Прогрессирующая криминализация экономики, как отмечает АЛ, Кузнецов3, во многом стала возможной из-за отсутствия в масштабах государства четкой программы предупреждения экономической преступности. Для защиты кредитно-финансовых отношений от криминального влияния необходимо:
а) сосредоточить основные усилия на оперативном прикрытии сфер финансово-кредитных отношений;
б) обеспечить своевременный сбор, всестороннее изучение и обобщение информации, связанной с состоянием, тенденциями и прогнозированием развития криминальной ситуации в экономике;
в) совершенствовать формы и методы получения анализа и реализации информации о противоправных сделках, создании в преступных целях фирм-однодневок;
г) наращивать уровень и эффективность взаимодействия с государственными органами, осуществляющими защиту экономических интересов государства и прав потребителей, а также службами безопасности хозяйственных субъектов.
Складывающаяся обстановка позволяет сделать вывод, что в ближайшей перспективе даже при самом благополучном развитии ситуации в силу определенной инерции социальных процессов, прогнозируется дальнейший рост экономической преступности, усиление ее дестабилизирующего воздействия на экономическую сферу.
В целях обеспечения экономической безопасности необходимо:
— разработать государственную программу предупреждения преступности в кредитно-финансовой сфере;
— разработать государственную программу совершенствования деятельности контролирующих органов, укрепить материально-техническое обеспечение, повысить социальную и правовую защищенность их сотрудников.
С необходимостью сосредоточения сил на борьбе с тяжкими преступлениями следует сделать акцент на осуществление оперативно-розыскной профилактики. Крупномасштабные профилактические меры играют решающую роль в предотвращении финансовых афер с возможными крайне негативными последствиями для государства и общество.
Подводя итог сказанному, необходимо еще раз отметить, что экономическая преступность тормозит развитие производства, отвлекает инвестиционный капитал, подстегивает инфляцию, лишает госбюджет значительной части доходов, обостряет все существующие экономические проблемы. Только борьба с нею всех ветвей государственной власти может стать залогом успеха происходящих в России преобразований.
Резкий всплеск экономической преступности в период реформирования общества обусловлен рядом факторов. Это несовершенство выбранной схемы перехода к рынку, глубочайший социально-экономический кризис, деформация общественной морали, просчеты в государственном регулировании хозяйственной сферы, экономический романтизм юридических и физических лиц и т.п.
Как показывает практика, положительных результатов можно добиться за счет поиска и выработки новых подходов не только к организации, но и тактике выявления рассматриваемых преступлений, основанной на знании нормативных основ функционирования кредитно-финансовой системы, механизма осуществляемых финансовых операций, особенностей правового оформления договорных отношений. Одними лишь силами правоохранительных и иных органов государственной власти и управления стабилизация и снижение уровня экономической преступности крайне сложно. Их необходимо сочетать с совершенствованием уголовного и банковского законодательства и мерами по формированию нравственною правового экономического сознания населения. Важно укрепление финансово-экономического контроля, обеспечение неотвратимости установленной законом ответственности за экономические преступления.
И только в этом случае можно говорить о возможности влияния на предупреждение и вытеснение преступлений из экономической сферы, обеспечении экономической безопасности страны.
IV.Заключение.
Экономическая преступность в значительно большей степени, чем уголовная, способна составлять уровень жизни значительной части населения, формировать полукриминальный авторитет.
По своей природе она носит почти полностью организованный характер. Причем если организованная преступность в большинстве зарубежных стран контролирует лишь преступные источники доходов — игорный и наркобизнес, проституцию, рэкет, торговлю оружием, то в России, как отмечалось, оно властвует практически над всей экономикой.
Криминальная ситуация в экономике достигло такого предела, когда необходимость ее изменения приобрело стратегическую значимость.
Поэтому эта проблема является в России одной из самой актуальнейших.
Рост преступности в сфере экономики в дальнейшем может приостановиться при условии наращивания активности в правоохранительных органов и стабилизации экономической ситуации.
В работе были изложены основные виды преступлений в сфере финансово-кредитных отношений, были даны конкретные примеры правонарушений, а также были перечислены меры для сдерживания развития криминализации экономики и оздоровлению ее.
V. Литература.
Аминов Д., Ларичев В., Гильмутдинов А. Обзор современной банковской преступности и практики борьбы с нею. / Законодательство и экономика. 2000 №8. С.42-48.
Бекмурзин М.С. Преступность в кредитно-экономической сфере и основные направления борьбы с ней. / «Банковское право». 2000 №1. С.44-51.
А.П. Коротков. Уголовно-правовой анализ и статистика незаконной банковской деятельности. / Законодательство и экономика. 2001 №3. С.14-19.
В.Д. Ларичев. Банковские преступления. / Уголовной право. 1998 №1. С.106-113
В.Д. Ларичев. Уголовная ответственность за незаконное получение кредита и меры по его предупреждению в банковской практике. / Законодательство и экономика. 1997 №3-4. С.14-26.
А.М. Плешаков. Преступные способы уклонения от погашения долга, мониторинг кредита и уголовная ответтсвенность. / Законодательство и экономика. 1997 №5-6. С.47-52.
Н.П. Яблоков. Криминалистическая характеристика финансовых преступлений. / Вестник Московского Университета. Серия 11. Право. 1996 №1. С.31-43.
Н.П. Яблоков. Основы методики расследования финансовых преступлений. / Вестник Московского Университета. Серия 11. Право. 1996 №2. С.3-17.
1 Порядок реструктуризации банков, регулируется ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» от 8 июля 1999г. №144-ФЗ и другими нормативными актами Банка России.
2 Законодательство и экономика №8, 2000. С.43
3 Кузнецов А.П. Уголовный кодекс России: ответственность за преступления, совершаемые в сфере валютного регулирования и кредитно-финансовой системе. / Следователь. 1999 № 12 С.21