Потребительский рынок Украины
Введение
Спрос и предложение – два важнейших понятия, с помощью которых описывается взаимодействие продавцов и покупателей, каждый из которых стремится к максимально полному удовлетворению своих потребностей.
Ясно, что для определенного товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене, а продавцы – продать его по более высокой. То есть цена товара является одним из важнейших факторов, как для спроса, так и для предложения, и одновременно общим для них фактором. Наряду с ценой, на спрос на каждый товар явно влияет, например, наличие у покупателя возможности удовлетворять ту же потребность иным близким по назначению товаром, а на предложение – уровень развития технологии в данной отрасли.
Поскольку стремления покупателей и продавцов удовлетворяются друг за счет друга, то они неизбежно встречаются друг с другом, образуется так называемый рынок, система экономических отношений между покупателями и поставщиками товара, в результате которых между ними совершаются сделки.
Цель настоящей работы – раскрыть экономическое содержание спроса, предложения и их взаимодействия, то есть для самого общего и простого случая описать соображения, которыми руководствуются покупатели и продавцы при формировании соответственно спроса и предложения на некоторый товар, описать подход к исследованию зависимости спроса и предложения от влияющих на них факторов и проанализировать, каким образом в самом общем случае покупатели и поставщики взаимодействуют друг с другом, то есть, как спрос влияет на предложение, а предложение – на спрос.
Раздел 1. Основные элементы потребительского рынка.
Потребительский рынок.
Его состав и характеристика важнейших элементов.
Рынок как экономическая категория товарного производства представляет собой сферу товарно-денежного обращения и охватывает совокупность конкретных отношений и связей между производителями и потребителями товаров. Формы рыночных отношений проявляются в количественных и качественных отношениях основных элементов рынка: спроса, предложения и цены. Под воздействием этих элементов формируются пропорции между производством и потреблением. Взаимосвязь элементов рынка товаров народного потребления (РТНП).
Рис. Взаимосвязь элементов РТНП
Потребительский рынок – обслуживает в основном сферу личностного потребления населения. Он представляет собой сложную систему. Состав и структуру потребительского рынка можно классифицировать по различным признакам:
По региональному признаку;
По назначению (рынок продовольственных, непродовольственных товаров, товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода);
По каналам реализации товаров.
Это позволяет в составе всего потребительского рынка выделить рынки регионов отдельных товаров для анализа их развития и достижения пропорциональности спроса и предложения как в целом по стране, так и по регионам, по отдельным товарам, а также целенаправленно формировать структуру потребления товаров населением страны.
Потребительский рынок характеризуется, прежде всего долей в его составе продовольственных и непродовольственных товаров. В свою очередь каждая из этих составляющих товарооборота подразделяется на отдельные товарные группы. Например, в составе продовольственных товаров выделяются хлеб и хлебобулочные изделия, мясо и мясопродукты, кондитерские изделия и т. д. Дальнейшая структура каждой группы представляет ассортимент товаров ( например, хлеб украинский , хлеб бородинский, батон и т. д. )
Для рынка продовольственных товаров характерны следующие специфические черты:
Широкая взаимозаменяемость товаров по своему функциональному назначению , что обуславливает отсутствие отлаженного спроса ;
Сезонность производства ряда продовольственных товаров , что вызывает существенные колебания реализованного спроса ;
Более широкие связи между торговлей и производством ;
Совпадение в основном срока производства товаров с их потреблением ;
Ограниченность срока хранения ряда продуктов питания .
Рынок непродовольственных товаров отличается более широким ассортиментом , высокой степенью обновления, существенным изменением спроса под воздействием моды , отсутствием естественных ограничений размеров потребления товаров , выраженной индивидуальностью в спросе населения , более четким разграничением товаров по функциональному назначению, более высокими требованиями населения к ассортименту и качеству товаров .
Для рынка товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода характерны :
Более длительные сроки потребления;
Отложенный спрос населения на отдельные изделия ;
Ярко выраженное влияние НТП и жилищных условий населения ;
Общественный характер использования многих предметов ;
Организация дополнительных услуг по эксплуатации многих изделий, торговля запасными частями.
Эти особенности обуславливаются своеобразием подходов к прогнозированию спроса и формирования структуры товарооборота. Например ,нельзя определять перспективы развития спроса, не располагая данными о наличии товаров длительного пользования населения .
В переходный период потребительский рынок приобретает различные формы, появляются новые каналы реализации товаров населению .
По каналам реализации товаров потребительский рынок можно подразделить на :организованный и неорганизованный .
Организованный рынок – охватывает реализацию товаров через официально зарегистрированную торговую сеть магазинов , палаток , киосков, предприятий общественного питания всех форм собственности. К этой категории относится также реализация товаров населению непосредственно производящими предприятиями и организациями , а также осуществляющими реализацию товаров , полученных по обменным операциям и торговым сделкам , колхозами и совхозами непосредственно из собственных хозяйств.
Неорганизованный рынок – охватывает реализацию частными лицами , занимающимися предпринимательской деятельностью , товаров как произведенных в республике, так и привезенных из стран ближнего и дальнего зарубежья в порядке свободной торговли в специально отведенных местах (стадионах, вещевых и смешанных рынках и т.д.) либо на улицах , площадях и других местах.
1.1. Спрос, кривая спроса, детерминанты спроса
Любой покупатель стремится максимально полно удовлетворить все свои потребности путем приобретения различных товаров. Однако он ограничен в своих действиях имеющейся в его распоряжении суммой денег, которые он имеет возможность передать в обмен на необходимый ему набор товаров. Таким образом, покупатель будет стремиться составить определенную комбинацию различных планируемых для покупки товаров, которая будет доступна для него по своей общей стоимости и одновременно наилучшим образом удовлетворит его индивидуальные потребности в целом. Формируется индивидуальный спрос – намерение покупателей покупать нужные им товары, подкрепленное их возможностью оплатить эти товары. Общий спрос для некоторой группы покупателей является суммой индивидуальных спросов.
Ясно, что для исследования спроса удобно определить его количественную трактовку. В целях анализа под спросом на определенный товар понимается зависимость платежеспособной потребности покупателей, имеющих доступ к определенному рынку, в определенном количестве этого товара от существующей цены на этот товар, то есть готовность покупателей приобретать данный товар в различном количестве при различных предлагаемых покупателю ценах на этот товар. При этом все иные факторы, существенные для решения о покупке, предполагаются неизменными.
Предположим, что существует некоторый набор потребностей покупателя, удовлетворяемых каждая своим товаром. На каждый из товаров существуют определенные цены, и покупатель решил для себя, что его общая удовлетворенность всеми покупками в целом будет оптимальна, если он купит эти товары в некоторых определенных количествах. При снижении цены на любой из товаров часть имеющихся у покупателя средств остается свободной для дополнительного использования и лучшего удовлетворения одной или нескольких его потребностей. В зависимости от приоритетов покупателя в удовлетворении своих различных потребностей может увеличиться спрос либо только на исследуемый товар, либо на любой другой из товаров, либо на несколько товаров, включая или исключая исследуемый, в любой пропорции. То есть со снижением цены спрос на товар, по крайней мере не снизится.
Кроме того, в реальности в большинстве случаев существуют близкие по назначению товары, способные удовлетворить одну и ту же потребность, но отличающиеся, например, по сложности извлечения из них пользы, по продолжительности временного интервала, в течение которого возможно извлечение из них пользы, по интенсивности удовлетворения ими соответствующей потребности покупателя. Предположим, что до снижения цены на исследуемый товар фиксированную сумму можно было с чуть большей пользой направить на покупку близкого другого товара: условно, 5 единиц товара-1 давало чуть меньшее удовлетворение по сравнению 15 единицами товара-2, и поэтому приобретался товар-2. Если же цена товара-1 снизилась, то у покупателя появляется возможность на те же деньги купить либо, скажем, 7 единиц товара-1, либо те же 15 единиц товара-2, количественный прирост товара-1 вполне может компенсировать разницу в степени полезности товара-1 и товара-2, и выбор будет сделан в пользу товара-1, на который снизилась цена. То есть снижение цены делает товар более привлекательным для покупателя по сравнению с альтернативным близким по назначению товаром, и спрос на подешевевший товар может возрасти еще и за счет выбора в его пользу по сравнению с альтернативным товаром (но может и остаться прежним, если количественный прирост недостаточен для покрытия разницы полезности).
Постоянство спроса на определенный товар при снижении цены на него хотя и вероятно, но не может бесконечно сохраняться при постепенном дальнейшем снижении цены. Используя сэкономленные на покупке данного товара средства на повышенное удовлетворение иных потребностей, покупатель в конце концов неизбежно захочет лучше удовлетворить свою потребность, связанную именно с данным товаром, поскольку она будет отставать от удовлетворения иных потребностей. Тот же вывод следует из того, что количественный возможный прирост данного товара по сравнению с альтернативным в конце концов приведет к выбору большего количества товара-1 по сравнению с прежним количеством товара-2.
Из того, что для разных покупателей приоритеты удовлетворения потребностей и оценка соотношений полезности альтернативных товаров будут расставлены по-разному, следует, что общий спрос на определенный товар будет возрастать при снижении его цены и неизменности всех прочих факторов. Кроме того, при более высокой цене часть потенциальных покупателей, пусть даже имевшая доступ к данному рынку, не могла себе позволить покупать данный и альтернативный товар: соответствующая данному товару потребность вполне могла быть наименее актуальной для некоторых покупателей, и они могли вовсе отказываться от удовлетворения соответствующей потребности ввиду недостаточного дохода. При снижении же цены некоторые покупатели уже станут способны покупать данный товар, и спрос будет расти еще и за счет увеличения количества покупателей.
Измеряя спрос количеством товаров, которые покупатели готовы купить (Q), можно выразить зависимость спроса от цены (P) некоторой убывающей функцией Q=D(P) и наглядно представить закон спроса графически в виде так называемой кривой спроса:
Ясно, что вышеприведенные рассуждения не могут претендовать на абсолютную точность в любой ситуации. Например, невозможно круглосуточно удовлетворять свою потребность в просмотре кинофильмов или бесконечно наращивать покупки стиральных машин даже при исключительно малой их цене; существенным является и то, является ли некоторое минимальное количество товара принципиально важным для физического выживания человека. Исходя из этих соображений об убывающем характере кривой спроса в общем случае можно вполне уверенно говорить лишь для «обычной» ситуации, и из этих соображений при «слишком» больших и «слишком» малых значениях Q поведение кривой спроса на вышеприведенном графике должно исследоваться особо.
На наличие у покупателей желания и возможности покупать данный товар по определенной цене (то есть на положение и точную форму вышеприведенной кривой D в осях Q и P) влияет множество факторов, называемых неценовыми детерминантами спроса, которые предполагались фиксированными при построении кривой спроса, но в реальности, естественно, могут изменяться.
Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений (вызванное, например, проведением активной рекламной кампании для данного продукта, изменением моды на данный продукт или исследованием спроса на данный продукт в ином географическом регионе) будет означать, что спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса.
Увеличение или уменьшение числа покупателей, имеющих доступ на данный рынок, обусловливает соответственно повышение и снижение спроса.
Как уже отмечалось, на рынке обычно существуют товары, близкие к интересующему товару по характеру удовлетворяемой с их помощью потребности покупателя, т.е. интересующий товар входит в группу взаимозаменяемых товаров. В зависимости от изменений соотношения цен на взаимозаменяемые товары, появления на рынке нового близкого товара с лучшими потребительскими характеристиками спрос на конкретный товар из группы может изменяться: внутри группы спрос на одни товары растет за счет уменьшения спроса на другие товары.
Извлечение пользы из многих товаров требует наличия у потребителя некоторого другого товара, т.е. два или несколько товаров могут являться взаимодополняющими (например, кофе в зернах и кофемолка). Повышение или уменьшение спроса на взаимодополняющий товар (например, в результате изменения его цены) приводит к соответственно повышению или уменьшению спроса и на данный товар.
Изменение общего дохода (бюджета) потребителей также существенно влияет на спрос, причем в данном случае существенным оказывается вид исследуемого товара. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода потребителей, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами. Однако существуют товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть спрос возрастает при снижении доходов, – они называются товарами низшей категории и включают в себя, например, хлеб, одежду секонд-хенд, восстановленные автопокрышки.
Потребительские ожидания относительно будущих цен на товары (например, в связи с изменениями налоговой системы), относительно наличия существующих и иных товаров в будущем (например, при появлении информации об уходе с рынка крупного поставщика привычного товара или о скором начале выпуска товара, лучше удовлетворяющего соответствующие потребности) также способны изменить спрос в соответствующую сторону. Изменяющие спрос ожидания могут относиться и к собственному доходу потребителя в будущем.
Изменение неценовых параметров вызовет «смещение» кривой спроса на вышеприведенном графике Q=D(P) (при этом под «смещением», естественно, не может пониматься сдвиг каждой точки кривой спроса вправо или влево на одно и то же значение ΔQ, параметрическая зависимость в общем случае предусматривает и некоторую графическую трансформацию кривой спроса).
Во избежание путаницы под термином «изменение спроса» принято понимать изменение самой функции Q=D(P) («смещение» всей кривой спроса) под влиянием неценовых факторов, а под термином «изменение величины спроса» - реакцию спроса на изменение цены при постоянстве значений всех иных факторов (перемещение вдоль кривой спроса).
Для характеристики поведения кривой спроса на определенном участке, как и для анализа многих других зависимостей, в экономике используется так называемая функция эластичности, отражающая степень чувствительности изменений одной величины к изменениям другой, или, точнее, на сколько процентов изменится одна величина при определенном процентном изменении другой величины. То есть эластичность спроса по цене в определенной точке кривой спроса будет равна отношению процентного изменения объема спроса к процентному изменению уровня цен. Аналогичным образом оказывается удобным использовать понятие эластичности и для характеристики чувствительности спроса к изменениям неценовых параметров при фиксированной цене (эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность спроса на один товар по цене на другой товар и т.п.).
1.2. Предложение, кривая предложения, детерминанты предложения
Предложение – это совокупность товаров и услуг, которые могут быть поставлены на рынок поставщиками, предложены покупателям для покупки.
Для исследования предложения удобно, как и для спроса, определить его количественную трактовку. В целях анализа под предложением понимается зависимость количества товаров, которое поставщик готов поставлять для продажи, от установленной продажной цены на данный товар, если все иные факторы, включая уровень организации деятельности поставщика, остаются неизменными. То есть аналогично функции спроса вводится функция предложения Q=S(P), где P – продажная цена товара, Q – количество товара, которое будет поставляться продавцами на рынок при данной цене.
Любой поставщик имеет цель заработать максимальную прибыль, то есть всегда стремится подобрать количество поставляемых товаров таким образом, чтобы его общая прибыль при существующих ценах на эти товары была максимальной.
Очевидно, что производить товаров «слишком мало» невыгодно, т.к. любой поставщик несет так называемые постоянные затраты, не зависящие от объема поставок (например, плата за аренду помещений, оплата труда административного и обслуживающего персонала, амортизация стоимости зданий и оборудования, которые имеют физически и «морально» ограниченный срок службы независимо от степени их эксплуатации). Ясно, что на чем большее количество поставленных изделий распределяются эти постоянные расходы, тем меньшая сумма «постоянной себестоимости» будет у каждого из изделий – если бы все расходы поставщика были постоянными, то с наращиванием объема поставок себестоимость единицы изделия монотонно убывала бы. Существование же некоторого ограничения сверху на наращивание объема поставок объясняется тем, что для любого поставщика существует некоторое определенное количество поставляемого товара, превышение которого вызовет ускорение роста переменных расходов, необходимых для выпуска каждого дополнительного изделия. Или, говоря иначе, при увеличении переменных расходов сверх некоторого критического значения количество дополнительно произведенных изделий в расчете на единицу вложенных переменных издержек будет постепенно уменьшаться – так называемый закон убывающей производительности. Это связано прежде всего с существованием технических и технологических ограничений на наращивание объема производства сверх некоторого количества в единицу времени для любого оборудования: оборудование будет давать все более частые сбои, за счет несоблюдения технологии увеличится количество брака и отходов. При этом бессмысленно далее увеличивать затраты на внеплановые ремонты, увеличивать интенсивность подачи сырья, увеличивать число рабочих смен или ставить около каждого станка по два рабочих. Утверждается, что закон убывающей производительности применим ко всем известным производственным процессам.
Таким образом, с ростом интенсивности поставок критичность режима работы поставщика будет ускоренно нарастать, и себестоимость каждого отдельного дополнительно поставленного изделия (т.е. сумма затрат, которую производство этого дополнительного изделия добавит ко всем ранее произведенным общим затратам, которые были осуществлены для производства всех предыдущих изделий) превысит установленную продажную цену (т.е. сумму, добавляемую в результате поставки этого дополнительного товара к общей выручке). В этом случае поставка этого дополнительного изделия действительно уменьшит, а не увеличит общую прибыль, равную разности между общей выручкой и общими затратами. Ясно, что чем выше установленная продажная цена, тем больший объем производства соответствует оптимальному уровню для отдельного поставщика: поставщик имеет возможность выдержать более интенсивный (то есть более дорогостоящий) режим работы, бóльшую себестоимость последнего дополнительно произведенного изделия.
Кроме того, при повышении продажной цены для ряда других поставщиков, которые ранее не имели возможности предлагать на рынке данный товар по той причине, что продажные цены были ниже даже минимально возможной средней себестоимости поставляемых ими изделий, могут теперь начать поставки на рынок этого товара, т.к. продажа товара для них теперь может быть выгодной. Таким образом, рост цены влечет за собой увеличение предложения.
Кривая предложения может быть схематично представлена графически следующим образом:
Ясно, что кроме цены для каждого поставщика существуют иные факторы, существенные для принятия решения об определенном объеме продаж, которые выше предполагались неизменными, но в реальности постоянно изменяются. Аналогично тому, как изменения неценовых детерминантов спроса «сдвигают» кривую спроса, изменения неценовых детерминантов предложения будут вызывать «сдвиги» кривой предложения.
При общем снижении/повышении себестоимости производства в результате внешнего понижения/повышения цен на используемые в производстве ресурсы, или при улучшении/ухудшении технологии производства, или при снижении/повышении уровня налогов уровень оптимального объема продаж для той же продажной цены соответственно вырастет («смещение» кривой предложения вправо) или снизится («смещение» кривой предложения влево).
Ясно, что каждый новый продавец на рынке интересующих товаров дополняет общее предложение своим количеством товара, то есть чем больше/меньше продавцов – тем больше/меньше общее предложение для каждой цены.
При понижении или повышении цен на другие товары, которые данный поставщик имеет возможность поставлять на рынок, для него может оказаться выгодным соответственно увеличить поставки других товаров вместо исследуемого товара («сдвиг» кривой предложения исследуемого товара влево) – или наоборот сократить поставки других товаров, увеличив предложение исследуемого («сдвиг» кривой предложения исследуемого товара вправо).
Поставщику может сократить объем продаж в текущем периоде в надежде получить большую прибыль (или меньший убыток) в следующем периоде в связи с ожиданиями определенных изменений внешних условий (т.е. может «придерживать» товары в расчете на рост цен в ближайшем будущем или резко увеличить объем продаж для заблаговременного освобождения мощностей к началу периода, когда продажа данного товара будет явно и сильно убыточной, например, в результате тех же изменений налоговой системы).
Аналогично терминологии для спроса, для описания предложения под термином «изменение предложения» принято понимать изменение самой функции Q=S(P) («смещение» всей кривой предложения) под влиянием неценовых факторов, а под термином «изменение величины предложения» - реакцию предложения на изменение цены при прежних значениях всех иных факторов (перемещение вдоль кривой предложения).
Аналогично понятию «эластичность спроса по цене» в экономике в качестве характеристики «степени управляемости» объема предложения ценой или неценовыми факторами широко используется понятие «эластичность предложения по цене», «перекрестная эластичность предложения одного товара по цене другого товара» и т.п.
1.3. Взаимодействие спроса и предложения.
В предыдущих разделах обсуждались отдельно кривая спроса и кривая предложения, отражающие соответственно платежеспособные потребности покупателей в определенном количестве товара в зависимости от его цены и готовность продавцов поставить определенное количество товара в зависимости от цены. При этом в рассуждениях намеренно не затрагивалось влияние покупателей на продавцов и продавцов на покупателей, и кривые спроса и предложения построены исходя из предположений, что весь товар, который покупатель готов купить, существует на рынке, а весь поставленный на рынок поставщиком товар будет куплен. В действительности, естественно, покупатели и продавцы вместе формируют рынок, и нет смысла говорить об оптимальности удовлетворения потребностей покупателя, если он не купит всё, что запланировал, и о максимальности прибыли поставщика, если он не сумеет продать, скажем, половину того количества товара, которое рассчитывал продать.
Планы покупателей вполне могут не совпадать с планами поставщиков, и этот факт может быть наглядно продемонстрирован путем отражения кривой спроса и кривой предложения для одного и того же товара, рынка и внешних факторов, в одних осях.
профицит
дефицит
Из этого графика видно, что лишь при цене на исследуемый товар P=P>0> планы как покупателей, так и продавцов оправдаются полностью: покупатели запланированным оптимальным образом удовлетворят свои потребности, а поставщики получат запланированную оптимальную прибыль. Если же на рынке в данный момент существует цена P>1>< P>0>, то это означает, что покупатели готовы купить товара в объеме Q>3> (точка B на графике), тогда как продавцам выгодно поставить товара лишь в количестве Q>2><Q>3> (точка A на графике) – таким образом, при такой цене часть спроса останется непокрытой предложением, то есть возникнет ситуация избыточного спроса (т.е. дефицита данного товара на рынке в количестве Q>3>-Q>2>). Соответственно, если на рынке в данный момент существует цена P>2>>P>0>, то это означает, что покупатели готовы купить товара в объеме Q>1> (точка C на графике), тогда как продавцам выгодно поставить товара лишь в количестве Q>4>>Q>1> (точка D на графике) – таким образом, при такой цене часть предложения останется непокрытой спросом, то есть возникнет ситуация избыточного предложения (т.е. профицита, излишка данного товара на рынке в количестве Q>4>-Q>1>).
На любую из ситуаций дефицита и профицита, когда ожидания соответственно покупателей и продавцов относительно степени удовлетворения своих потребностей не оправдались, и те и другие будут действовать исходя из соображений максимально полного удовлетворения своих интересов. Фактически к перечню уже обсуждавшихся факторов, влияющих на действия покупателей и поставщиков добавляется еще по одному фактору, существенному для оптимизации их выбора, но этот дополнительный фактор (а именно: фактически имеющийся объем предложения – для действий покупателя и фактически имеющийся объем спроса – для действий поставщика) сам зависит от цены на товар.
Для выяснения действий неудовлетворенных покупателей при дефиците исследуемого товара и неудовлетворенных поставщиков при его профиците предположим, что в отношении прочих товаров ожидания покупателей и продавцов полностью оправдались.
В случае дефицита не оправдываются ожидания покупателей, то есть условие оптимальности набора потребленных товаров для некоторого конкретного покупателя не выполняется. В такой ситуации этот покупатель вынужден перераспределить имеющиеся у него средства между желаемыми товарами в иной пропорции, учитывающей значение предложения на данный товар. Одни покупатели могут полностью отказаться от удовлетворения потребности, связанной с недополученным товаром, но логично предположить, что среди покупателей будут такие, для кого получение данного товара в доступном при дефиците слишком малом количестве является принципиально неприемлемым. Такие покупатели перераспределят свои средства в пользу данного товара, обеспечивая появление спроса на него по более высокой цене. Ясно, что поставщику в этом случае выгодно, ориентируясь на таких покупателей, произвести дополнительное количество данного товара, поскольку возросшая цена предполагает возможность получения поставщиком дополнительной прибыли за счет роста объема производства (переход на более высокую рабочую точку на кривой предложения).
В случае профицита часть товара остается вовсе непроданной поставщиками, тогда как потребители удовлетворили потребности в соответствии со своими оптимальными предпочтениями. Чтобы возместить хотя бы часть затрат, фактически произведенных в ходе производства излишка товара, поставщик вынужден продавать излишки по более низкой цене (при меньшей цене величина спроса больше) и сокращать объем поставок (меньшая цена требует меньшего объема поставок для оптимальной прибыльности). Таким образом, в ситуации профицита существует тенденция к снижению поставщиками цен и сокращению ими объема производства, что автоматически влечет за собой увеличение величины спроса на эти более дешевые товары (более низкая рабочая точка на кривой спроса).
Таким образом, при несоответствии объема спроса объему предложения при первоначально заданной цене товара, поиск оптимального для себя выхода продавцами и покупателями приводит к изменению цены на данный товар в сторону некоторой равновесной цены, при которой спрос и предложение равны.
Ясно, что выбираемый покупателями и поставщиками новый уровень цены при дефиците или профиците товара на рынке не обязательно находится между значениями P>1> и P>0> для дефицита и между значениями P>0> и P>2> для профицита: новый уровень цены может «перелететь» через равновесную цену, и в зависимости от ситуации вполне возможны как затухающие, так и постоянные или даже нарастающие колебания цен на данный товар, однако всегда вокруг равновесной цены.
1.4. Особенности формирования товарного предложения на потребительском рынке
В современных условиях переходного периода к рыночной экономике формирование товарного предложения на региональном рынке потребительских товаров претерпело существенное изменение. Переходный период характеризуется преобладанием в структуре товарных ресурсов импортных товаров, как по продовольственной, так и непродовольственной группах; постепенным вытеснением отечественных товаропроизводителей с внутреннего потребительского рынка страны.
Для определения масштабов проникновения импортных товаров на региональный потребительских рынок и выявления причин изменения структуры товарного предложения на нем нами были проведены исследования рынка потребительских товаров Красноярского края и города Красноярска. В ходе проводимого исследования было обследовано 98 предприятий розничной торговли и ряд организованных рынков; опрошено 100 торговых работников, осуществлено анкетирование 200 покупателей.
Проведенное обследование розничной реализации продовольственных товаров в разрезе производителей показало высокие масштабы проникновения импортных товаров на региональный потребительский рынок. В ассортименте реализуемых продовольственных товаров преобладают товары зарубежного производства по таким товарным группам, как йогурты (91,1%), сыры (89,4%), колбасы полукопченые и сырокопченые (68,5%), масло кукурузное (95%), масло подсолнечное (82%), шоколад с наполнителем (74,1%), конфеты (62%), мясо индейки (100%) и т. д. Следует отметить, что на продовольственных рынках степень насыщенности импортными товарами выше, чем в предприятиях розничной торговли.
Вместе с тем, в последнее время наблюдается определенное расширение товарного предложения продовольственных товаров отечественных товаропроизводителей. В розничной торговле, как в магазинах, так и на продовольственных рынках, наиболее широко предложены такие виды продовольствия отечественного производства, как майонез, мясные консервы, колбасы вареные, куры, рыбные консервы, наборы конфет из шоколада. По данным товарам отечественные производители, в том числе и местные, представляют к продаже товары более широкого ассортимента и достаточно высокого качества, что обеспечивает устойчивый покупательский спрос населения.
Исследование регионального потребительского рынка непродовольственных товаров показало более значительные масштабы проникновения импортных товаров на данный рынок по сравнению с рынком продовольственных товаров. Из представленного к реализации ассортимента непродовольственных товаров импортные товары составляли по телевизорам цветного изображения — 96%, видеомагнитофонам — 100%, магнитофонам — 99%, холодильникам — 82%, стиральным машинам — 79%, игрушкам — 77% и т. д. Непродовольственные товары отечественного производства были представлены в основном товарами легкой промышленности в ограниченном числе предпряитий розничной торговли (в среднем в 16—20% обследованных розничных предприятий). Наиболее широкий ассортимент отечественных непродовольственных товаров был представлен по таким товарным группам, как женские блузки, женские пальто, детская обувь. Причем, более широкий выбор непродовольственных товаров отечественного производства был в предприятиях розничной торговли (магазинах), а не на вещевых рынках, где реализуются в основном импортные непродовольственные товары.
Проведенный опрос специалистов торговли показал, что при реализации продуктов питания более половины торговых агентов (59%) отдают предпочтения продаже товаров отечественного производства и только 29% — импортным продовольственным товарам, тогда как при продаже непродовольственных товаров торговые работники предпочитают работать с импортными товарами (76%) (рис. 1). Большая часть опрошенных специалистов торговли считает более выгодной торговлю импортными непродовольственными товарами, отмечая более высокое качество данных товаров зарубежного производства (49%), более быструю реализацию (34,5%), более широкий ассортимент товаров и выбор поставщиков (24,1%).
По продовольственным же товарам опрошенные специалисты торговли отдают свое предпочтение реализации отечественной продукции, в основном местных товаропроизводителей. Вследствие более высокого качестве и безопасности данных товаров (65,6% респондентов), более выгодной формы оплаты за товар — по мере реализации (43,7%) более низких закупочных цен (34,3%), более быстрой реализации (40,6%).
Опрос потребителей показал, что большинство из них (82,4%) отдают свои предпочтения при покупке непродовольственных товаров импортной продукции, объясняя свой выбор более высоким качеством, надежностью и удобством в эксплуатации, соответствием моде и передовым технологиям; привлекательным видом и дизайном; престижностью торговых марок данных товаров. Только 12,6% потребителей предпочитают приобретать непродовольственные товары отечественного производства, вследствие их более низких цен, соответствия в большинстве случаев цены качеству реализуемых товаров.
При покупке же продовольственных товаров большая часть опрошенных потребителей (62%) предпочитают приобретать отечественные товары, так как они отличаются в большинстве случаев более высоким качеством, недлительными сроками хранения, безопасностью в употреблении, а кроме того, соответствуют рациону питания человека, проживающего в данной местности, что способствует устранению дисбаланса в питании и энергетике, а соответственно, укреплению здоровья.
По мнению торговых работников, основными критериями, определяющими выбор покупателями производителя приобретаемых продовольственных товаров является цена (84,3% респондентов отметили данный критерий), их качество (78,1%), упаковка (28,1%). Вместе с тем, покупатели стали меньше внимания обращать на внешний привлекательный вид продуктов питания и больше на их экологическую безопасность и срок годности. При выборе потребителями непродовольственных товаров основными критериями являются также цена реализуемых товаров (данный критерий отметили 72,4% респондента) и их качество (69%). Однако, при покупке непродовольственных товаров покупатели большее внимание уделяют привлекательному внешнему виду изделия (34,5%), и торговой марке производителя (62%).
При реализации непродовольственных товаров на потребительском рынке города большинство предприятий торговли испытывают такие трудности, как неплатежеспособность покупателей (90% респондентов), насыщенность потребительского рынка аналогичными товарами зарубежного производства (48,3%), высокая себестоимость товаров (38%) и как следствие указанных факторов — снижение покупательского спроса (20,7% респондентов).
Проведенные исследования показали, что товарное предложение непродовольственных товаров на региональном потребительском рынке формируется на 65—70% за счет импортных товаров, причем наблюдается тенденция дальнейшего, постепенного вытеснения отечественных непродовольственных товаров с потребительского рынка региона. Опрошенные торговые агенты и покупатели отмечают низкую конкурентоспособность отечественных непродовольственных товаров по сравнению с импортными, вследствие их относительно высоких цен при среднем уровне качества, недостаточно привлекательного внешнего вида и упаковки; несоответствия моде и требованиям НТП.
На наш взгляд, приоритетным направлением на современном этапе развития экономики страны является насыщение внутреннего потребительского рынка отечественными конкурентоспособными товарами и постепенное вытеснение импортных товаров отечественными с доведением доли импорта в общем объеме товарного предложения на рынке до 10—15%. Это необходимо для того, чтобы не только обеспечить экономическую безопасность страны, но и способствовать преодолению безработицы, росту доходов как потребителей, так и производителей, развитию инвестиций в экономику
Для достижения данной цели прежде всего необходимо создание конкурентоспособного отечественного потребительского рынка продовольственных товаров. Причем, формирование и развитие продовольственного рынка должно идти по двум направлениям:
Развитие отечественного производства и переработки продуктов питания.
Развитие торговли продовольственными товарами отечественного производства.
В первом направлении наиболее слабым звеном является именно переработка произведенных продуктов питания. Импортные продовольственные товары, уступая в большинстве случаев по своему качеству, выигрывают в современной технологии обработки и упаковки, обеспечивающей длительные сроки хранения товаров при сохранении их качества. Кроме того, современные технологии обработки продуктов позволяют существенно снизить и потери при их производстве, переработке хранении. Однако, многие перерабатывающие отечественные предприятия не имеют финансовых ресурсов для приобретения и внедрения современных технологий и линий по переработке и упаковке продуктов питания, а высокие проценты по кредитам ухудшают финансовое состояние предприятий. Поэтому, в целях стимулирования технического оснащения перерабатывающих предприятий для создания конкурентоспобной продукции необходима помощь государства и прежде всего местных органов власти. Помощь данным предприятиям может быть осуществлена в виде льготных долгосрочных кредитов на техническое перевооружение и реконструкцию под минимальные проценты, в форме льгот по местным налогам в виде полного или частичного освобождения от налогообложения прибыли на период срока окупаемости вложенных средств. Данные меры позволят перерабатывающим предприятиям осуществить накопление и вложение средств в дальнейшее развитие и расширение производства высококачественных продуктов питания. Опыт работы региональных товаропроизводителей подтверждает необходимость внедрения новых технологий для достижения успеха на рынке. Так, запуск новых технологических линий и линий по упаковке молочных продуктов «Тетрапак» предприятием позволили значительно увеличить сроки хранения продукции, улучшить качество товаров, расширить их ассортимент, что привело к увеличению доли продовольственного рынка, занимаемого данным предприятием.
Немаловажную роль в развитии отечественного потребительского рынка играет и торговля, призванная воздействовать на производство на основе изучения покупательских предпочтений и спроса. Вместе с тем, проведенные исследования показали, что только 37,5% опрошенных торговых работников осуществляют в той или иной мере изучение покупательского спроса на потребительские товары, используя такие методы, как опросы (6,3%), учет и анализ продаж и товарных запасов (18,7%) и т. д. Большая же часть торговых работников (62,5%) не осуществляет вообще изучение покупательского спроса населения, объясняя это большими затратами, нехваткой времени, отсутствием квалифицированных специалистов. Вследствие данной сложившейся ситуации торговля не выполняет в должной мере одну из своих основных функций — выявление предпочтений потребителей, изучение покупательского спроса и формирование на этой основе заказов товаропроизводителям. Кроме того, торговля должна не только изучать, но и осуществлять формирование покупательского спроса на новые потребительские товары, появляющиеся на рынке.
1.5. Модели потребительского поведения на рынке
Изучение поведения потребителей на рынке можно начать со сравнения ассортиментного набора. Допустим, что такой набор включает несколько предметов потребления, которое потребитель покупает каждый месяц. Например, набор продуктов питания в сочетании с одеждой, топливом и какой-нибудь услугой. Мы можем описать предпочтения потребителей, сравнив для простоты наборы продовольствия и одежды.
Альтернативные ассортиментные наборы потребительских товаров
Ассортиментные наборы товаров |
Количество видов продуктов питания |
Количество видов одежды |
A |
15 |
20 |
B |
10 |
35 |
C |
20 |
15 |
D |
5 |
40 |
Предложенный вариант ассортиментного набора лишь количественно описывает потребительские предпочтения. Однако данный пример может стать основанием для предположений, которые остаются в силе для большинства людей практически во всех ситуациях.
Теория поведения потребителей предлагает три основных предположения предпочтений потребителей определенного набора благ и услуг по отношению к другому набору.
Первое предположение состоит в том, что предпочтения уже сформировались, а их стоимость значения не имеет. В данном случае потребители могут
сравнить и классифицировать все наборы благ. Например, из двух наборов потребительских товаров и услуг А и В, потребитель предпочтет А вместо В, или наоборот, В вместо А. Возможен вариант одинаковой удовлетворенности тем и другим. Потребитель может предпочитать грудинку окорочкам, но купит все-таки окорочка, потому что они дешевле.
Вторым предположением является то, что потребительские предпочтения обладают свойством транзитивности. Это значит, что если вы предпочитаете А некоему набору В, а В некоему набору С, то вы предпочитаете А и этому набору С. Предпочтение автомобиля марки "мерседес" автомобилю марки "вольво" означает также, что "мерседес" предпочтительнее "рено", если "вольво" предпочтительнее последнего. Предположение о транзитивности гарантирует согласованность и рациональность предпочтений.
Третья модель потребительского поведения на рынке гласит, что все товары желательны и, пока не принимая во внимание цены, потребители всегда предпочитают большее количество любых товаров и услуг меньшему. Это предположение очень наглядно можно выразить графически. Разумеется, некоторые товары и услуги, потребление которых обществом осуждается (например, наркотики, как и сомнительные услуги), исключаются из контекста потребительского выбора, так как большая часть потребителей не покупает такие "потребительские блага". Их потребление нежелательно и население будет их в основном избегать.
Эти три модели образуют основу теории модели потребительского поведения на рынке и они лишь описывают, а не объясняют потребительские предпочтения.
Поведение потребителя не вписывается в строго определенную и тем более формализованную шкалу предпочтений покупки одного товара другому. Можно лишь говорить об общих принципах, которыми руководствуются потребители, выбирая товары для покупки.
Одну из таких закономерностей установил еще в XIX в. прусский статистик Эрнест Энгель, согласно которой по мере увеличения доходов потребителей структура потребления смещается в сторону дорогих товаров. При этом доля доходов, затрачиваемых на приобретение товаров первой необходимости, уменьшается, тогда как часть дохода, направляемая на предметы роскоши, товары не первой необходимости, увеличивается.
С одной стороны, уменьшение доли расходов высокодоходной части населения, затрачиваемых на товары повседневного спроса, необязательно означает, что эта категория граждан уменьшает потребление простейших товаров.
С другой стороны, смещение потребления богатых людей в область дорогих и ценных товаров может происходить и путем замещения более дешевых товаров и услуг, которые "вымываются" из зоны потребления. Интересно отметить, что изменение структуры потребления в соответствии с законом Энгеля наблюдается не только в связи с уже полученным, но даже в связи с ожидаемыми доходами. Вместе с тем закон Энгеля не носит абсолютного характера, так как структура потребностей ряда людей слабо зависит или даже не зависит от величины доходов.
Потребительское поведение на рынке по отношению к определенным товарам можно также объяснить действием закона убывающей предельной полезности.
Раздел 2. Товарная биржа.
2.1. Конъюнктура рынка
Особую важность в условиях современного рынка приобретает необходимость знания его конъюнктуры - совокупности условий, сложившихся на рынке в определенный момент. Различают общехозяйственную конъюнктуру - положение в экономике отдельной страны или мирового хозяйства в целом - и конъюнктуру рынка . Последняя зависит от соотношения спроса и предложения на рынке ; товарных запасов; соотношения цен на конкурирующие товары ; ёмкости рынка ; коммерческих условий реализации продукции ; распределения доходов ; уровня экономического развития страны .
Факторы , влияющие на конъюнктуру рынка , можно классифицировать следующим образом :
По продолжительности действия – на временные (сезонные , социальные, стихийные) и постоянные ;
По характеру воздействия – на циклические (обновление основных фондов и продукции ) и нециклические (регулирование экономики , инфляция и др.).
На конкретных рынках отмеченные факторы действуют с неодинаковой интенсивностью , причем один и тот же фактор влияет по-разному на одном и том же рынке в разные моменты времени . Возникновение , силу и длительность воздействия временных факторов на конъюнктуру рынка трудно предсказать , что осложняет анализ, вносит некоторую вероятность в прогноз.
Конъюнктурное исследование состоит из текущего наблюдения , анализа рынка и прогноза конъюнктуры . Прогноз – это научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и об альтернативных вариантах и сроках их осуществления .
В современной экономической науке используется более 100 различных методов и приёмов прогнозирования, отличающихся по своему инструментарию, области применения и научной обоснованности . Наиболее часто используются три метода :
Метод экстраполяции - состоит в анализе рынка за предшествующий период и установлении тенденций его развития в будущем , при этом используются относительные показатели , например темпы роста.
Метод экспертных оценок - предполагает внесение в прогнозируемые тенденции определенных корректировок на основе изучения и сопоставления конъюнктурных факторов в настоящем и будущем .
Метод математического моделирования - связан с установлением функциональной зависимости между отдельными конъюктурными показателями рынка, что выражается системой уравнений.
Емкость рынка - совокупный платежеспособный спрос покупателей . Изменяется в соответствии с развитием общественных потребностей
2.2. Биржевые товары и основные товарные биржи
Эффективное функционирование современного рынка находится в прямой зависимости от постоянно воспроизводимой рыночной среды. Важным его элементом является рыночная инфраструктура, представляющая собой систему предприятий и организаций, обеспечивающих движение товаров, услуг, денег, ценных бумаг, рабочей силы. К таким учреждениям принадлежат товарные и фондовые биржи.
В современной экономической литературе товарная биржа рассматривается, во-первых, как экономическая категория, отражающая составную часть рынка, спецификой которого является особая оптовая форма торговли товарами с определенными характеристиками: массовость, стандартности, взаимозаменяемость. Во-вторых, это хозяйственное объединение (общество) продавцов, покупателей и торговцев-посредников с целью создания условий для торговли, облегчения, ускорения и удешевление торговых соглашений и операций. Такие объединения организовываются для улучшения торговли, быстрого обеспечения товаропроизводителей необходимыми товарами, ускорения оборота капитала. Члены биржи выигрывают не от ее функционирования, а от своего участия в торгах. Члены товарной биржи, которыми могут быть как посреднические (брокерские, торговые и т.п.), производственные фирмы, так и банковские учреждения, инвестиционные компании, отдельные граждане, в соответствии с установленными биржевыми правилами заключают соглашения купли-продажи товаров по ценам, складывающимся непосредственно в ходе торговли в зависимости от соотношения спроса и их предложения. Это свидетельствует о том, что биржа представляет собой особый ценообразующий механизм. В свободном ценообразовании также заключается цель биржи.
Охарактеризовав различные стороны деятельности товарной биржи, можно дать ей следующее обобщающее определение. Товарная биржа - это ассоциация юридических и физических лиц, осуществляющая оптовые торговые операции на основе стандартов, образцов в специальном месте, где цены на товары определяются путем свободной конкуренции.
Биржа как сегмент общего рынка выполняет функции сбалансирования спроса и предложения путем открытой купли-продажи, упорядочения и унификации рынка товарных и сырьевых ресурсов, стимулирования развития рынка, экономического индикатора. В странах с развитой рыночной экономикой товарные биржи в основном функционируют как бесприбыльные ассоциации, освобожденные от уплаты корпоративного подоходного налога. Главными статьями их дохода являются: учредительские и паевые взносы и отчисления организаций, образующих биржу; доходы от предоставления услуг членам биржи и другим организациям; выручка от прочих поступлений.
Аналогичные цели стремятся ставить перед собой и отечественные учредители бирж. Так, в статье 1 Закона Украины “О товарной бирже” говориться, что товарная биржа не занимается коммерческим посредничеством и не имеет целью получение прибыли. Однако на практике биржи получают прибыли, источником которых являются отчисления из сумм комиссионного вознаграждения, поступающего от брокерских контор. Поступления от биржевых операций, определенные ст. 13 упомянутого Закона, являются одним из источников формирования имущества биржи. Как правило, отчисления в пользу бирж составляют 0.1 - 0.5% от суммы заключенных брокерами соглашений.
Количество и ассортимент постоянно изменяется. Если в
конце ХIХ века в это число входило до 200 товаров, то на сегодня их число уменьшилось до 60-65, из них около 45 постоянно
обращаются на бирже.
Чем вызван выбор того или иного товара? Последний должен обладать определенным набором качеств. Во-первых, он должен соответствовать определенным стандартам по количеству и качеству. Во-вторых, цена на товар должна быть изменчивой, колебаться в зависимости от погодных или других условий. В-третьих, товар должен дробиться и быть транспортабельным.
Все обращающиеся на бирже товары можно условно разделить на две группы: первую составляют сельскохозяйственные продукты, где большая часть приходится на семена масленичных культур. В эту же группу входят зерновые, продукция животноводства, сахар, кофе, какао-бобы, пиломатериалы. Вторая группа-промышленное сырье и продукция ее переработки. Сюда входят энергоносители, драгоценные и цветные металлы. Следует отметить, что на товарной бирже вместе с контрактами на обычные товары обращаются контракты на ценные бумаги, в том числе государственные облигации, акции акционерных банков, акции производственных акционерных обществ, депозитные банковские сертификаты.
Теперь я, хотела- бы рассказать о основных видах товарных бирж . Товарная биржа - организация, действующая на основе самоокупаемости для: оказания посреднических услуг по заключению торговых сделок; упорядочения товарной торговли; регулирования торговых операций и разрешения торговых споров; сбора и опубликования сведений о ценах, состояния производства и других факторах, оказывающих влияние на цены. Предметом сделок на товарной бирже является товар и договоры на его поставку.
Товарная биржа, как правило, не является коммерческим предприятием. Получение большой прибыли - это не ее цель. С определенной долей условности товарные биржи можно представить в виде консорциума, который создается заинтересованными производителями и посредническими фирмами для осуществления совместного проекта организации регулируемого рынка товаров, обеспечивающего каждому
из его участников проведение сбытовых и закупочных операций.
Выгода участников обеспечивается экономией расходов на проведение коммерческой работы.
Высшим органом управления биржи служит собрание акционеров Текущее руководство деятельностью биржи осуществляет комитет, состав и председателя которого выбирает собрание акционеров.
Основные лица, действующие на бирже , - брокеры, представляющие участников биржи и заключающие сделки от их лица. В этом случае брокеры выступают в качестве агентов. Если брокерская контора производит операции за свой собственный счет, то она выступает в качестве принципала.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА БИРЖИ
Биржевой аппарат
аппаратом
Управляющий биржевым
1 зам
управляющего
Старший маклер
2 зам
управляющего
3 зам
управляющего
Центр экономического анализа
Информационный центр
АХО
Маклериат
Дог.-прав. отдел с арбитражем |
отдел орг-ии и обеспеч-ия бирж.торговли |
Биржевой музей |
|
транс.-тариф. отдел |
Биржевое издательство |
||
отдел соверш. биржевой торговли |
Остановлюсь на основных задачах структурных подразделений биржевого аппарата:
1. Центр экономического анализа осуществляет:
- контроль за конъюнктурой рынка продукции;
- подготовку конъюнктурных обзоров;
- анализ технических, экономических и других факторов,
способных повлиять на конъюнктуру рынка;
- конъюнктурные прогнозы;
- платные консультации по экономическим вопросам.
2. Договорно-правовой отдел с арбитражем осуществляет:
- оформление договоров между партнерами по сделке;
- юридическое оформление сделок, контролирует правильность их осуществление маклерами;
- контроль правомерности действий участников торгов;
- подготовку дел к рассмотрению их в арбитражной комиссии.
3. Транспортно-тарифный отдел осуществляет:
- организацию и обеспечение доставки купленной на бирже продукции;
- консультирование продавцов и покупателей по вопросам, связанным с транспортировкой;
- подготовку предложений по эффективным способам доставки партии грузов покупателю;
- оформление расчетов за доставку грузов.
4. Отдел совершенствования биржевой торговли осуществляет:
- анализ уровня развития и состояния торговли на данной бирже;
- поиск путей повышения эффективности и качества работы биржи;
- разработка и внедрение нововведений, побуждающий биржевой аппарат к более активной деятельности;
- изучение опыта организации биржевой торговли в стране и за рубежом.
5. Информационный центр обеспечивает:
- получение, хранение и обработку всей циркулирующей информации;
- оказание членам и посетителям биржи услуг по проведению необходимых расчетов, а также по информационному обслуживанию.
6. Отдел организации и обеспечения биржевой торговли осуществляет:
- содержание биржевого зала в надлежащем порядке;
- обеспечение биржи коммерческой информацией;
- обеспечение членов биржи необходимыми материалами и условиями для заключения сделки.
7. Административно-хозяйственный отдел осуществляет:
- традиционные хозяйственные задачи;
- решение задач, связанных с ведением бухгалтерских
дел, решение вопросов по оплате труда и кадрам.
8. Маклериат обеспечивает:
- осуществление биржевой торговли в биржевом зале;
- предоставление маклеров членам биржи для осуществления ими торговых сделок;
- оформление сделок;
- контроль выполнения обеими сторонами договорных обязательств;
- экспертизу партий товаров, поступающих на биржевой торг.
В своем развитии товарные биржи прошли несколько ступеней от оптового рынка, где сделки совершаются с наличными партиями товара до современного фьючерсного рынка.
Правила торговли по фьючерсным контрактам открывают возможности: за продавцом сохраняется право выбора - доставить продукцию или откупить срочный контракт до наступления срока поставки товара; покупатель - принять товар или перепродавать срочный контракт до наступления срока поставки.
Среди преимуществ, которые представляют фьючерсные контракты, можно выделить:
1) улучшение планирования;
2) выгода;
3) надежность;
4) конфиденциальность;
5) быстрота;
6) гибкость;
7) ликвидность;
8) возможность арбитража.
Теперь о разнице между открытой и закрытой биржами. Она заключается в том, что в первом случае сделки могут заключаться только между биржевыми маклерами и брокерами, которые представляют интересы и выступают от имени как участников биржи, так и разовых покупателей. Во втором случае контракты могут заключать и клиенты биржи как самостоятельно, так и через посредников. На начальном этапе, когда еще не отработан механизм биржевой торговли и отсутствуют методы защиты интересов продавцов и покупателей, целесообразно проводить закрытые торги.
Любая товарная биржа имеет два основных направления деятельности: оптовая торговля с одной стороны и котировка центоваров с другой. Остановлюсь на последнем.
Во всех зарубежных странах биржевая деятельность наряду с банковской и денежной системой служат объектом государственного регулирования. Это не случайно. В рыночной экономике при отсутствии прямого директивного вмешательства в предпринимательскую деятельность именно биржи являются инструментом косвенного, но весьма существенного воздействия на бизнес. Несмотря на то, что на бирже контролируется небольшое количество товаров, большинство из них носит стратегический характер. Поэтому те цены, которые на бирже в условиях свободного ценообразования отражают движение рынка того или иного товара, служат своеобразным индикатором состояния экономики страны.
Сегодня между крупнейшими товарными биржами налажены информационные связи. Это способствует выравниванию цен и формированию единого мирового рынка.
Зарождающаяся товарная биржа Украины
В 1993 году в Украине функционировало свыше 60-ти товарных бирж. Такое большое их количество обусловлено низким уровнем развития оптовой торговли. Со временем, с развитием экономики, количество бирж уменьшится.
Особенностями украинских бирж является по сравнению с западными малый уставной капитал и универсальность, низкий уровень специализации.
В зависимости от объекта продажи и биржи подразделяются на универсальные и специализированные. Объектом продажи Киевской универсальной товарной биржи являются картофель, капуста, консервированные помидоры и огурцы, говядина, свинина и скот.
В условиях сокращения производства закономерным является ускорение биржевых процессов, расширение ассортимента биржевых товаров - и наоборот. Вот почему для нашей страны характерен рост универсальных товарных бирж.
Биржи, на которых объектом торговли являются отдельные товары или их группы, называются специализированными. В свою очередь, они подразделяются на специализированные широкого профиля и узкоспециализированные.
В Украине значительно чаще встречаются специализированные широкого профиля биржи. Среди них выделяется “Украгропромбиржа”, в которую входят центральная биржевая структура и несколько региональных. Через “Украгропромбиржу” реализуется сельско-хозяйственная и промышленная продукция для удовлетворения потребностей АПК Украины. В перспективе предполагается проведение как национальных, так и международных торгов сахаром, зерном, металлоизделиями, сельхозтехникой и транспортными средствами.
Биржи можно классифицировать по субъектам образования. В Украине большинство товарных бирж организовываются государственными учреждениями, например, органами снабжения, министерством сельского хозяйства и продовольствия, другими министерствами и ведомствами. Так были образованы Украинская универсальная товарная биржа и “Украгропромбиржа”. В тоже время существуют биржи, организованные свободными предпринимателями, например, одесская частная биржа “Светлана и К”. Определенные плюсы имеют каждый из способов организации бирж. Преимуществом первых является то, что они имеют относительно развитую инфраструктуру, а других - их доступность для большего количества субъектов.
Заключение
Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно удовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики – ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться. Характерная кривая спроса, отражающая зависимость количества товара, которое покупатели готовы купить, от цены на данный товар, является убывающей. Характерная кривая предложения, отражающая зависимость количества товара, которое поставщики готовы продать, от цены на данный товар, является возрастающей. Конкретное положение кривой спроса и кривой предложения в осях {цена, количество} определяется рядом неценовых параметров спроса и неценовых параметров предложения. Степень чувствительности изменений спроса и предложения к изменениям цены на товар или любого неценового параметра принято описывать коэффициентом эластичности. Если существующая на рынке цена на данный товар ниже или выше цены, для которой объем спроса совпадает с объемом предложения, то образуется соответственно дефицит или профицит товара на рынке, при существовании которых отслеживание покупателями и поставщиками своих интересов по максимально полному удовлетворению своих потребностей приводит к изменению существующей цены в направлении к равновесной цене, что не исключает варианта колебаний цены на товар вокруг равновесного значения при слишком больших корректировках первоначальной цены.
В настоящей работе за кадром в силу ограниченности темы остались многие конкретные ситуации, в которых взаимодействие и структура спроса и предложения имеют, естественно, свои особенности.
Например, для рынка ресурсов, используемых для производства другого товара, принципиальной является прибыль от последующих поставок готовых изделий, и увеличивать потребление ресурсов (т.е. значение спроса на них) целесообразно лишь пока прирост их общей стоимости за счет покупки дополнительной единицы ресурса меньше, чем прирост дохода от продажи дополнительного количества готовых изделий, поставленных благодаря данной дополнительной единице купленного ресурса. Для выяснения, каким образом себя будет вести кривая рыночного (отраслевого) долгосрочного предложения, принципиальным становится влияние роста отрасли на цены используемых в данной отрасли ресурсов; если благодаря своим увеличившимся размерам отрасль получает возможность приобретать необходимые ресурсы по более низким ценам, то кривая долговременного отраслевого предложения будет убывающей.
Или, например, при выяснении характера кривой совокупного спроса, т.е. объемов национального производства, которые готовы купить все потребители страны при различном совокупном уровне цен, становится принципиальным влияние изменений уровня цен в стране на процентные ставки, инфляционные ожидания потребителей и спрос на импортные товары. При выяснении характера кривой совокупного предложения определяющим становится наличие в стране свободных для дополнительного использования ресурсов.
Поскольку целью настоящей работы являлось общее описание экономического содержания спроса, предложения и их взаимодействия, то исследование спроса, предложения и их взаимодействия было произведено на примере самой общей простейшей ситуации, а вышеупомянутые и иные конкретные ситуации могут быть предметом отдельного исследования
Список литературы
Закона Украины “О товарной бирже”
Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И.П.Николаевой. – М.: «Проспект», 1998.
Введение в рыночную экономику под ред. А.Я. Лившица –М.: «Высшая школа»,1994
Тарасенко О. “Заметки к Закону Украины “О ценных бумагах и фондовой бирже” Голос Украины” 5 июня 1992 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таб.2. Уровни инфляции по группам товаров и услуг 2001-2002
Инфляция, всего |
Продовольственные товары |
Непродовольственные товары |
Платные услуги |
|
Январь |
101,5 |
102,0 |
100,1 |
101,0 |
Февраль |
100,6 |
100,8 |
100,1 |
100,3 |
Март |
100,6 |
100,8 |
100,1 |
100,3 |
За 3 месяца |
102,7 |
103,6 |
100,3 |
101,6 |
Апрель |
101,5 |
102,2 |
100,0 |
100,3 |
Май |
100,4 |
100,6 |
100,0 |
100,2 |
Июнь |
100,6 |
100,7 |
100,0 |
100,6 |
За 6 месяцев |
105,3 |
107,3 |
100,3 |
102,7 |
Июль |
98,3 |
97,3 |
100,1 |
100,2 |
Август |
99,8 |
99,7 |
100,1 |
100,3 |
Сентябрь |
100,4 |
100,4 |
100,1 |
100,6 |
За 9 месяцев |
103,7 |
104,5 |
100,6 |
103,9 |
По данным журнала « Формування ринкових вiдносин в украiни» 2001
Таб. 2.Соотношение между продовольственными и непродовольственными товарами
Год |
Доля продовольственных товаров, % |
Для непродовольственных товаров, % |
1940 1965 1970 1980 1985 1988 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 |
63 57,5 55,5 50,8 48,9 47,1 44,9 44,8 50,1 55,4 59,2 62,7 59,1 57,9 59,3 |
37 42,5 44,5 49,5 51,1 52,9 55,1 55,2 49,9 44,6 40,8 37,3 40,9 42,1 40,7 |