Понятие и характеристика инфляции и антиинфляционной политики Украины
ДИИТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2
ПО МАКРОЭКОНОМИКЕ НА ТЕМУ:
“Понятие
и характеристика инфляции и антиинфляционной
политики государства в условиях
становления современного рыночного
государства в Украине”
г. Днепропетровск
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Понятие инфляции
Причины инфляции
Характеристика инфляции
Основные виды инфляции
Антиинфляционная политика
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Совсем мало времени прошло с тех пор, когда в нашей стране официальной наукой и пропагандой отрицалась сама возможность инфляции при социализме. А инфляция по существу была, хотя в большей мере в скрытой форме. Деньги утрачивали свою значимость даже при стабильных ценах из-за хронического дефицита товаров.
Теперь инфляция стала явной, ее масштабы нарастают. Однако не только широкие слои населения, но нередко и экономисты по образованию обладают явно недостаточной информацией как о реальном информационном процессе в нынешней России, так и о выражающих его понятиях, о его принципиальных механизмах и т. д.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В экономической литературе нет единого и однозначного определения инфляции.
Под инфляцией понимают:
чрезмерное увеличение находящихся в обращении наличных бумажных денег и объема безналичного по сравнению с реальным предложением товаров и услуг;
снижение покупательной способности денег (их обесценивание);
общее длительное повышение цен.
Говоря об инфляции, нелишне отметить, что для современной экономики в значительной мере характерен процесс постоянного обесценивания денег и изменения масштаба цен, но темпы этого процесса систематически меняются, и инфляцию констатируют лишь тогда, когда они достигают ощутимой величины. Нужно еще отметить, что рост цен сам по себе еще ни о чем не свидетельствует: ведь цены могут повышаться вследствие увеличения затрат на производство товара, в т. ч. в интересах повышения его качества, вследствие улучшения потребительских свойств товара и т.д. Инфляционному же росту цен отвечает относительное обесценивание денег по сравнению со стоимостью товаров, снижение покупательной способности денег. Происходит это тогда, когда количество денег, находящихся в обращении, превышает реальные потребности обеспечения обращения товаров и оказания услуг (как при наличных, так и при безналичных расчетах). Если отсутствует избыток денег в обращении, понятие инфляции по существу неприменимо. Однако обесценивание денег может происходить с силу других обстоятельств, например, в случае подрыва доверия населения к правительству, падения курса ценных бумаг, чрезвычайного спроса на денежный металл и валюту других стран для вывоза за границу и т. д.
Два фактора формируют инфляционный процесс: состояние производства и состояние государственного бюджета. Если объем производства товаров начинает уступать по своему денежному эквиваленту находящейся в обращении массе денег, то равновесие может быть достигнуто либо путем увеличения производства товаров, либо путем повышения цен на них, причем повышение цен именно инфляционного, а не вызванного повышением качества товаров, изменением их структуры и т. д. Другой фактор - соотношение и характер доходов и расходов государственного бюджета. Если доходы государства начинают превышать его доходы, одним из главных средств покрытия расходов становится денежная эмиссия, не обеспечиваемая реальными ценностями. И еще: если государственные расходы служат непроизводительным целям (например, на производство вооружений), то служащая их покрытию денежная эмиссия еще более усугубляет положение, стимулируя инфляционный процесс.
Обесценивание денег, вызываемое образованием их избытка в обращении, проявляется в повышении общего уровня цен, что является обобщающим показателям инфляционного процесса, суть которого заключается в изменении масштаба цен.
Инфляция возникает в результате и на базе несбалансированности натурально-вещественной и стоимостной структуры общественного продукта, вследствие чего доходы населения, предприятий, организаций и учреждений отраслей материального производства и непроизводственной сферы не обеспечиваются в полном объеме ресурсами товаров, включая услуги. Иными словами, инфляция возникает в тех случаях, когда рост доходов в обществе выходить за пределы возможностей их товарного обеспечения. Это касается всех видов конечных доходов, не только доходов населения, но и доходов предприятий и организаций.
При рассмотрении причин возникновения инфляции следует различать две взаимосвязанные формы финансовой несбалансированности, имеющие одинаковое проявление, но неодинаковые основу и последствия.
Первая форма финансовой несбалансированности - это результат несбалансированности материально-вещественного и стоимостного состава фонда потребления. Несоответствие структуры спроса предложению товаров и услуг приводит к дефициту обоих товаров и затовариванию другими и как следствие этого - к общему превышению денежного спроса населения над предложением. Возникающая в результате этого несбалансированность денежных доходов и расходов государства приводит к необходимости дополнительной эмиссии денег, на основе которой достигается сбалансированность этих доходов и расходов.
Вторая форма несбалансированности финансовых пропорций является результатом несбалансированности материальной и стоимостной структуры всего общественного продукта. Она связана с образованием диспропорции в объемах выпуска продукции первого и второго подразделений общественного производства. Возникновение этой диспропорции также имеет своим следствием общее превышение спроса над предложением на рынке потребительских товаров и услуг и несбалансированность денежных доходов и расходов государства.
Существуют различные теории инфляции, объясняющие причины и механизм инфляционных процессов.
Инфляция на основе роста спроса. В основе этой теории лежит идея, заключающаяся в том, что до сих пор пока существуют еще не использованные факторы производства, изменение совокупного спроса на товары зависит от измененияя доходов и занятости. Однако при достижении полной занятости дальнейшее изменение спроса приведет к изменению общего уровня цен. Если же общий спрос повышается в связи с повышением одного из его компонентов, а предложение достигло своего максимального предела, то производители поднимают цены. Таким образом, рост спроса приводит к росту общего уровня цен и, следовательно, к развитию инфляции.
Если бы денежный доход различных экономических субъектов оставался постоянным, рост уровня цен вызвал бы сокращение реальных доходов, и, следовательно, спроса на товар. Разница между спросом и предложением имела бы тенденцию к постепенному сокращению из-за роста цен, и в результате инфляционное давление постепенно бы устранялось. Однако в действительности, когда растут цены, то в той же пропорции растут и денежные доходы, поскольку продажа данного количества товара по более высоким ценам даст более высокую выручку. Реальные доходы, таким образом, остаются неизменными и сокращения избыточного спроса на рынке товаров не происходит. Поэтому уровень цен продолжает расти.
Инфляция на основе роста денежных издержек производства. Эта теория возникла по причине того, что теория инфляции на основе роста спроса не могла объяснить одновременное наличие в экономике и инфляции, и безработицы (отсутствие избытка спроса на рынке труда). Основной фактор, вызывающий инфляцию по этой теоретической концепции, - установление предприятиями и профсоюзами цен и заработной платы при отсутствии избыточного спроса, а, следовательно, даже при наличии безработицы. При этом предполагается, что инициатива может быть проявлена в одинаковой мере обеими сторонами, но в любом случае в движение приводится механизм инфляции, охватывающий как зарплату, так и цены.
Если предприятия повышают цены, чтобы повысить норму прибыли, то трудящиеся, чтобы сохранить реальную покупательскую способность своих доходов, требуют повышения зарплаты. Рост зарплаты, в свою очередь, отражается на издержках производства и вызывает дальнейший рост цен
Инфляция вследствие расходов государства. Свои номинальные доходы государство может повысить как с помощью повышения налогов, так и путем выпуска добровольных займов. В ряде случаев государство внедряет принудительные займы, но эта мера предпринимается в основном для восстановления народного хозяйства и позволяет «перекачать» предметы потребления в строительные и другие фирмы без повышения цен потребительские товары. Что касается принудительных займов у эмиссионных банков, то полученные от них деньги не обязательно направляются на развитие производства. Чаще всего они идут на военные заказы, социальны программы, содержание растущего госаппарата.
Некоторые экономисты считают, что рост государственных расходов на основе повышения налогов не влияет на инфляцию, ибо спрос на товары «просто перемещается» в другие секторы общества, но абсолютно не растет. Однако более правы, видимо, другие авторы, которые указывают, что даже простое перемещение средств от состоятельного населения в руки государства через налоги и займы ведет к снижению инвестиций в производство товаров и услуг. Так получается потому, что, расходуя полученные средства на свои нужды, государство отвлекает их в основном на непроизводительные цели (содержание армии и государственного аппарата, помощь больным и беднякам). Отвлекаются также людские ресурсы, которые в ином случае влились бы в производственный аппарат.
Инфляция вследствие увеличения кредитной массы. В отличие от предыдущей причины, денежная экспансия диктуется не тем, что у государства растут социальные и военные расходы, а тем, что государство выбрало политику произвольного вмешательства в экономику, следуя учению Кейнса об органических недостатках свободного рынка.
Основное содержание такой информации - стремление государства удешевить процент на кредиты, предоставляемые частными банками. В США, например, это достигается путем предоставления коммерческим банкам права выдавать в качестве кредитов частным инвесторам больший процент от суммы вложенных в них средств, принадлежащих банковским вкладчикам. Этот процент фиксируется федеральной резервной системой из тех соображений, чтобы коммерческие банки сохраняли у себя весомый процент денежных средств, вложенных вкладчиками, с тем, чтобы в случае повышенного изъятия вкладов клиентами они имели достаточную наличность для расчетов с вкладчиками.
Вследствие увеличения кредитной массы должен оживиться спрос, как на средства производства, так и на предметы потребления. В результате этого должен произойти некоторый всеобщий рост цен, который, согласно теории Кейнса, будет служить сокращению безработицы и росту производства.
По степени интенсивности процесса различают четыре роба инфляции: 1) нормальная, 2) умеренная, 3) галопирующая и 4) гиперинфляция. При нормальной инфляции цены растут медленно, примерно на 3-3,5% , при умеренной - до 10% в год. При галопирующей инфляции рост цен составляет от 20 до 200% в год. При гиперинфляции цены растут «астрономическими» темпами. Гиперинфляцией признается рост цен не менее 50% в месяц на протяжении длительного периода времени - полугодие или более. При гиперинфляции повышение цен за год составляет не менее чем 130 раз.
В условиях умеренной инфляции темп роста цен постоянен. Номинальный валовой национальный продукт растет с учетом темпа инфляции, не изменяя темпов роста реального валового национального продукта. При этом ожидаемый темп инфляции, как правило, учитывается в формальных и неформальных коммерческих соглашениях. Такая умеренная инфляция типична для рыночной экономики. Она продолжается длительное время и рассматривается как нормальное экономическое явление.
Отличия умеренной, галопирующей и гиперинфляции связаны с изменением стоимости денег и их роли в экономике. Так, при умеренной инфляции стоимость денег сохраняется, поэтому отсутствует риск заключения контрактов в номинальных ценах. При галопирующей инфляции большинство контрактов «привязывается» к росту цен или к иностранной валюте, например, к доллару США. При галопирующей инфляции деньги начинают ускоренно (по мере нарастания темпов инфляции) материализоваться в товары, и кредит по обычной ставке не предоставляется.
В наиболее критических своих фазах инфляция переходит в так называемую гиперинфляцию, в ходе которой стоимость денег падает так быстро, что они уже не в состоянии выполнять свои главные функции. При такой инфляции государство несет тяжелые дополнительные потери, т.к. свои текущие расходы оно в последствии через взимания налогов возмещает лишь частично. При гиперинфляции деньги вытесняются из оборота. На смену товарно-денежному обращению приходит бартер. Расхождение динамики цен и заработной платы становится катастрофическим и начинает влиять на уровень благосостояния даже наиболее обеспеченных слоев населения.
Отдельное предприятие, конкретный бизнес не может бороться с инфляцией. Подобная борьба под стать только государству. Борьба с инфляцией есть задача макроэкономическая. Перед правительством стоит главный вопрос: или ликвидировать инфляцию посредством радикальных мер, или адаптироваться к ней. Различные страны решают эту дилемму по-своему. США, Великобритания активно борются с инфляцией, другие же страны разрабатывают комплекс адаптационных государственных мер (индексация доходов, контроль роста цен и проч.). Либо пассивная адаптация к росту цен через индексацию доходов населения, или активная стратегия ликвидации инфляции в ходе спада деловой активности и усиления безработицы. Каждый из отмеченных путей имеет множество вариантов.
Адаптационная политика. На частном уровне индексация доходов осуществляется через коллективный договор профсоюза с ассоциацией предпринимателей или с отдельным предпринимателем. Рост заработка ставится в зависимость от роста инфляции. Так, в США 60% трудовых контрактов конкретно и многовариантно оговаривают рост заработка в зависимости от темпа инфляции.
В Европе механизм антиинфляционной защищенности распространен еще больше. Государственное вмешательство и контроль за индексацией гораздо сильнее. Индексация же доходов людей с фиксированной оплатой труда (для СНГ-это 90 млн. государственных служащих, студентов, пенсионеров, военных) имеет целью не ухудшить их положение в сравнении с занятыми в частном секторе. В случае резких, неожиданных скачков цен, все надлежащие коэффициенты индексации приходится чаще и быстрее пересматривать. Даже при очень высокой (активной) адаптационной «расторопности» правительства отставание индексации от фактического роста цен неизбежно.
Политика доходов. Одно из направлений адаптационной антиинфляционной борьбы. История знает много ее подвариантов. В 60 - 70-х гг. нашего века в Англии и других странах внедрялась политика «стоп - вперед», оказавшаяся неэффективной в плане снижения инфляции. Сдерживание цен покупалось ценою снижения производительности и жизненного уровня населения.
Другая политика - контроль соотношения цен и окладов (Скандинавские страны, Нидерланды и др.).
Следующий вариант - государственные рекомендательные ориентиры установления цен и заработной платы. Пример-правление Кеннеди и Картера в США. Этого тоже не хватает надолго.
Наиболее радикальный и пока еще популярный вариант - минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил, усиленная антимонопольными мерами. Подобная политика есть своеобразный возврат к «невидимой руке» А. Смита.
К сожалению, ни один из перечисленных видов политики доходов не является идеальным. Экономисты с мировым именем признают: к концу 80-х гг. не был найден ни один вид такой политики, позволяющий динамично сочетать умеренный рост цен и невысокую безработицу.
Поиск новых вариантов продолжается: в США весьма популярна идея выборочного государственного налогового поощрения тех фирм и профсоюзов, которые медленнее других повышают цену товаров и рабочей силы на добровольной основе. Преимущества подобного подхода в том, что в случае его малой эффективности органы госуправления (центральные и местные) ничего не теряют.
В основе большинства вариантов стратегии активной борьбы с инфляцией лежит, по преимуществу, так называемая «компромиссная теория инфляции», в соответствии с которой рост безработицы и рост инфляции взаимообратны. Это означает, что для снижения темпов инфляции надо увеличивать количество безработных.
В связи с популярностью, «естественностью» стихийного рыночного механизма применяется обеспечение так называемого естественного уровня безработицы.
Естественный уровень безработицы - тот, при котором динамично уравновешиваются факторы, влияющие на изменения заработной платы и цен. При нем достигается умеренная взаимная стабильность и цен, и заработной платы. Естественным такой уровень можно назвать еще и потому, что он достигается через естественный для рынка механизм адаптации спроса к предложению: в случае экономического спада безработица увеличивается сверх естественного уровня и инфляция спадает. Таким образом, в долгосрочном плане стабильный, умеренный рост инфляции возможен только после достижения естественного уровня занятости. Последний определяется эмпирически. К сожалению, во временном аспекте не ясно, сколько лет необходимо экономике для адаптации к различного рода экономическим потрясениям для достижения естественного уровня занятости. При этом не забудем и о пределах терпимости населения к экономическим неурядицам. Все это может поставить под сомнение полезность теории естественного уровня безработицы для СНГ и для России.
Для сдерживания инфляции практически во всех странах требуется все больше и больше увольнять, т. е. повышать естественный уровень безработицы. Так, за последние 20 лет этот уровень возрос для США, например, с 4 до 7% трудоспособного населения.
Зададимся вопросом: какую цену заплатит наше общество за снижение уровня инфляции? Количественные оценки таковы: для снижения инфляции на 1% безработица должна в течение года быть на 2% выше своего естественного уровня. По закону Оукена это означает снижение реального ВНП на 4% ниже потенциального. Так, для США в 1985 г. подобная потеря продукта составила 160 млрд. долл. Для СНГ проблема необходимости платить безработицей и недопроизводством за снижение инфляции стоит особенно остро. В любом случае, никто еще не доказал, что уволить человека для экономики выгоднее, чем обеспечить его работой и получить в итоге больше дефицитного конечного продукта.
ИНФЛЯЦИЯ В УКРАИНЕ
Инфляция - это обесценивание денежных знаков, проявляющееся в росте цен. Последнее не всегда бывает следствием роста денежной массы, как утверждают представители монетаризма и количественной теории денег. Конечно, рост денежной массы может быть причиной инфляции. На Западе это и сейчас один из важнейших ее факторов. Однако то, что у нас произошло в 1992 г. в результате либерализации цен, не укладывается в эту схему.
Денежная масса не успевала за ростом цен, ее не хватало для расчетов. Достаточно вспомнить, какие усилия прилагались Центральным банком Украины, чтобы увеличить объем денежной массы. Для этих целей ЦБУ расширил купюрность банкнот. Денежная масса, наличная и безналичная, увеличилась в 1992 г. в 7,6 раза, тогда как цены выросли в 26 раз. В 1993 г. наличная и безналичная денежная масса (М) возросла почти в 10 раз 1994 г. цены увеличилась почти в 4 раза, тогда как денежная масса только в 2,9 раза. Из приведенных данных видно, что прирост денежной массы отставал от роста цен и поэтому не мог быть причиной галопирующей инфляции.
Инфляция-это многофакторное явление. Закон денежного обращения отражает взаимосвязь многих элементов, к числу которых относятся: сумма цен товаров и услуг (объемы товарной массы и услуг и цены на них), наличная и безналичная денежная масса с учетом скорости обращения денег, прирост кредита за соответствующий период. Однако важно понять не только объективность взаимосвязи этих компонентов, но и то, что причинно-следственные отношения между ними меняются в зависимости от конкретной обстановки, конкретных мер денежной, кредитной и финансовой политики. При одних конкретных обстоятельствах рост денежной массы действительно является источником роста цен, а стало быть, инфляции. Но при других обстоятельствах рост денежной массы является не причиной, а следствием роста цен. Монетаристы, характеризуют причину инфляции, априори исходят лишь из односторонней связи между денежной массой и ценами, игнорируя возможность обратного влияния роста цен на денежную массу. Но при этом они упускают из виду другие факторы инфляции.
В соответствии с требованиями объективных экономических законов выравнивание спроса и предложения, возможно, было лишь следующим образом: во-первых, путем сокращения объема производства, а следовательно, и предложения реальных товаров и услуг; во-вторых, за счет падения цен на товары и услуги; в-третьих, через кредитную экспансию путем эмиссии дополнительной как наличной, так и безналичной денежной массы с учетом скорости обращения денег.
Лишь анализ всех этих факторов в их взаимодействии и взаимозависимости, при которой причинно-следственные связи меняются местами, может дать ответ на вопрос об истинных причинах обесценения денег и инфляции, а также выявить виновников инфляционного процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции - в различных его проявлениях - носит не случайный характер, а весьма устойчивый.
По сообщению Государственного комитета статистики Украины, индекс инфляции в 1998 году составил:
в январе – 101,3 %;
в феврале – 100,2 %;
в марте – 100,2 %;
в апреле – 101,3 %;
в мае – 100,0 %;
в июне – 100,0 %;
в июле – 99,1 %;
в августе – 100,2 %;
в сентябре – 103,8 %;
в октябре – 106,2 %;
в ноябре – 103,0 %;
в декабре – 103,3 %;
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Булатов А.С. Экономика. М.: Бек. 1996. Гл. 14
Маконнелл К, Брю С. Экономикс. М.: Республика, 1993. Т. 1, 2.
Чепурин М.Н. Курс экономической теории. Киров.: АСА. 1995.