Планирование на предприятии (работа 8)

Курсовая работа: ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Содержание курсовой работы

Стр.

  1. Введение.…………………………………………………….

  1. Общая характеристика планирования в рыночной экономике:

  • Функции и задачи планирования…………………..

  • Назначение и цели планирования………………….

  • Разработка стратегий и целей предприятия.

  • Технология планирования…………………………….

  • Основные формы планирования……………………

  1. Оптовая торговля:

  • Роль и функции оптовой торговли………………..

  • Экономический анализ показателей деятельности оптового предприятия…………..

  • Планирование оптового товарооборота……….

  1. Розничная торговля:

  • Понятие розничного товарооборота…………….

  • Анализ розничного товарооборота……………….

  • Планирование розничного товарооборота…….

  1. Планирование – не догма, а необходимость……

  1. Список использованной литературы……………..

02

04

05

07

10

12

17

20

24

28

30

33

36

37

Введение

П

ри переходе к рыночным отношениям в России планирование оказалось практически полузабытым. Между тем, планирование – важная функция управления любым предприятием.

Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показал, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к неоправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.

Грамотные руководители хорошо знают, что все великие битвы сначала выигрывают на бумаге – на плане, а только потом в реальной действительности. Рынок не подавляет и не отрицает планирование вообще, а только перемещает эту работу в первичное производственное звено. Даже в стране в целом сохраняется необходимость планирования, и его нельзя полностью заменить невидимой регулирующей рукой рынка. Государство должно планировать стратегию своего экономического развития, решение глобальных экологических проблем, крупных социальных и научно-технических программ, распределение бюджета страны, расходы на оборону и др. Успешно работающие предприятия осуществляют не только стратегическое (долгосрочное) планирование, но и детальную разработку оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту. Календарные планы (месячные, декадные, квартальные, полугодовые), конкретизирующие цели и задачи предприятия, включают сведения о заказах, об обеспеченности их материальными ресурсами, о степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом срока исполнения каждого заказа. В них предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, обучение работников и др. в условиях хозяйствования предприятия широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе.

Поэтому важно хорошо подготовится к началу ведения предпринимательской деятельности, уметь составить продуманный и всесторонне обоснованный детальный план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, технологию, организацию производства и реализацию продукции. Наличие такого плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы, а также:

  • максимально использовать конкурентные преимущества предприятия, предотвращать ошибочные действия;

  • использовать инновации в своей деятельности;

  • своевременно принимать защитные меры против разного рода рисков;

  • объективно оценивать результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия.

Одновременно план является руководством к действию. Он используется для проверки идей, целей, для управления предприятием и прогнозирования результатов деятельности. По мере реализации и при изменении обстоятельств план может уточняться путем корректировки соответствующих показателей.

План необходим не только крупным и средним, но и малым предприятиям. Стратегическое планирование (определение общей стратегии) осуществляется высшим руководством предприятия, а разработкой годовых и календарных планов (месячных, декадных и т.д.) занимаются все его службы.

Начинать любое дело без плана слишком рискованно. Поэтому каждый предприниматель должен знать основы планирования в новых условиях. Рынок и план в общем едины. Они не исключают, а уместно дополняют друг друга. В результате выигрывает дело и, следовательно, каждый принимающий в нем участие.

План – это образ, модель будущего; планирование – умственный процесс обработки информации по обоснованию предстоящих действий.

Планирование в рыночной экономике

Функции и задачи планирования

Планирование- это разработка и корректировка плана, включающая предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу. Планированием на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного результата. Утвержденный руководителем план имеет силу приказа для указанных в нем лиц и структурных единиц. В нем предельно четко и подробно указываются:

  • цель деятельности предприятия и его структуры на плановый период, количественно выраженная системой установленных показателей;

  • средства достижения цели (финансовые, материальные и трудовые);

  • правила и сроки увязки целей и средств по этапам на весь период действия плана;

  • этапы и сроки выполнения работ;

  • исполнители плана по срокам и видам работ

  • методы, этапы и средства контроля выполнения плана.

Практически вся система хозяйственного управления и регулирования деятельности фирмы строится на методах планирования. Завершение одного этапа работы служит началом следующего этапа. Связать все этапы производственного процесса другим методом без помощи планирования невозможно. Планирование занимает центральное место в механизме хозяйственного управления как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций. (Схема 1)

Ресурсы


Задачи

Люди


Время


Схема 1.Связь ресурсов и времени

Назначение и цели планирования

У

спех предпринимательской деятельности во многом зависит от качества внутрифирменного планирования, включающего определение перспективных целей, способов их достижения и ресурсного обеспечения. Каждый предприниматель или фирма должны решить три задачи своей деятельности: что, как и на кого направлена их деятельность. Не импровизация, не спонтанные ситуативные действия, а систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем сравнительной оценки альтернатив в ожидаемых условиях составляет сущность планирования бизнеса. (Схема 2).

Планирование


Целевая функция


Сознательно-обоснованное определение и поддержание необходимых пропорций развития фирмы


Приведение в относительное соответствие намерений фирмы и ее возможностей в обеспечении рынка товарами


Удовлетворение спроса потребителей в соответствующих товарах и получение максимальной прибыли








Схема 2. Планирование в системе предпринимательства

Виды планирования


Долгосрочное стратегическое (прогнозирование)


Среднесрочное перспективное (пятилетнее)


Краткосрочное (оперативное)


Разработка альтернативных вариантов развития

Выбор стратегических целей и определение важнейших направлений экономического развития.


Разработка и принятие направления экономического, технического и социального развития.

Установление важнейших экономических пропорций

Определение и обоснование предполагаемой экономической эффективности.


Система конкретных расчетов предпринима-тельской деятель-ности.

Разработка мер по обеспечению выполнения намеченных параметров.

Обоснование программ производственных подразделений.










Разработка стратегий и целей предприятия.

П

лан предпринимательского проекта по созданию новой или существенному изменению уже существующей фирмы (изменение профиля работы, выход на новые рынки сбыта, преодоление кризисных или предбанкротных ситуаций) начинается с осмысления места фирмы в системе сложившихся отношений, выработки ее стратегии и целей развития.

Последовательность шагов разработки проекта представлена в схеме 3:

Задачи и цели


Планы развития хозяйственного портфеля


Стратегия роста



Программа (философия)






Схема 3. Последовательность шагов разработки проекта.

Перед началом разработки программы, стратегических целей и задач развития следует учесть, что фирма будет действовать в сложившейся рыночной структуре. Поэтому предпринимателю необходимо оценить многочисленные факторы, влияющие на деятельность фирмы.


Маркетинг и другие функцио-нальные службы


Философия фирмы


СПРОС

  • в

    нешние факторы

  • внутренние факторы

Схема 4. Факторы, влияющие на деятельность предприятия

Из приведенной схемы следует, что эффективность предпринимательского проекта зависит от объективной оценки внешних факторов, на которые фирма повлиять, как правило, сразу не может. Это: общие политические и экономические условия развития бизнеса в стране, состояние законодательства, уровень доходов населения, сложившиеся традиции потребления, культура населения, его демографическая структура и ряд других важных параметров (Схема 5).

Важное значение для предпринимателя имеет информация о конкурентной среде и сложившемся уровне спроса на эти или аналогичные товары и услуги.

Основные факторы


Внешние


Внутренние




Демография


Состояние культуры


Развитие науки и техники


Политическая стабильность


Финансовая, кредитная и налоговая политика


Инфляция


Уровень доходов населения


Финансовое состояние предприятий-должников


Схема 5. Факторы, влияющие на развитие фирмы


Философия, цели и принципы фирмы


Организация маркетинга и сбыта


Уровень издержек


Производственный потенциал


Управленческий потенциал


Стимулирование труда


Диспропорции развития






















Весьма простым и эффективным средством оценки стратегических возможностей фирмы является проведение четырехпольного анализа (Схема 6).

1. Слабые стороны предприятия.

2. Сильные стороны предприятия

3. Возможности, предоставляемые внешней средой

Устранение

недостатков предприятия

Устранение

недостатков предприятия

4. Опасность со стороны внешней среды

Возможность

кризиса

Подготовка к отражению неблагоприятной ситуации

Схема 6. Оценка стратегических возможностей фирмы посредством четырехпольного анализа

Анализ информации о внешней среде, сильных и слабых сторонах фирмы помогает предпринимателю трезво оценить свое положение на рынке и выработать соответствующую стратегическую линию поведения.

Самая благоприятная ситуация для фирмы складывается, когда возможности внешней среды совпадают с сильными сторонами предприятия. Напротив, угрозы со стороны окружающей среды, наложенные на слабые стороны предприятия, создают кризисную ситуацию и препятствуют осуществлению бизнеса. Предприниматель, учитывая различные сочетания внешних и внутренних факторов, формирует основные стратегические направления деятельности предприятия. В соответствии с ними он корректирует содержание бизнес-плана и деятельность своей фирмы.

Технология планирования

Т

ехнология планирования включает:

  • определение и обоснование основной цели и вытекающих из нее задач предприятия;

  • оформление поставленной задачи, установление конкретных показателей и заданий для исполнителей;

  • детализацию задания по видам и объемам работ, конкретным рабочим местам и срокам исполнения;

  • детальные расчеты затрат и получаемых результатов на весь период планирования.

Для разработки плана специалистам по планированию требуется соответствующая информация. Помимо прогнозных и маркетинговых данных, т.е. в основном внешней информации, в органы планирования поступает большой объем внутренней информации.

Сбор и обобщение поступающей информации, ее анализ относится к предплановой работе специалистов. Предплановая работа столь же необходима, как и разработка самого плана.

Составление плана деятельности предприятия начинается с подготовки проекта отдельных его частей:

  • плана производства и реализации продукции;

  • плана материально-технического обеспечения;

  • плана по кадрам и заработной плате;

  • перспективного плана по новой технике и капитальным вложениям;

  • финансового плана.

План производства и реализации продукции является основой, на которой разрабатываются все остальные части общего плана предприятия и его подразделений (Схема 7). На практике количество частей (разделов) плана предприятия и их названия различаются в зависимости от размеров предприятий, их отраслевой принадлежности и сложившихся традиций.

Портфель заказов


План по труду и заработной

плате


План материального

снабжения


План производства и реализации продукции

(работ, услуг)


План

по инвестициям

и новой технике

Финансовый

план


Потребители продукции


Схема 7.Укрупненная структура плана деятельности предприятия

После разработки частей плана предприятия и их взаимная корректировка до полной увязки и сбалансированности как по материально-финансовым ресурсам, так и по времени исполнения. Каждая часть общего плана предприятия оказывается при этом непосредственно связанной и обусловленной другими его частями.

Таким образом достигается сбалансированность плана деятельности предприятия. Создается динамическая система взаимосвязи производственных, технических, экономических, организационно-административных, технических, экономических и социальных мероприятий, направленных на достижение конечной цели. Определяются источники и размеры финансирования, а также предельно допустимые затраты по каждому мероприятию, этапам и видам работ (Схема 8). В плане обязательно указываются точная характеристика и масштабы конечных результатов работы предприятия в целом по датам, а также результаты работы цехов и других подразделений по каждому мероприятию в отдельности.

С начала исполнения плана начинается расходование ресурсов. Поэтому любые ошибки в планировании неизбежно оборачиваются потерей средств и времени на исправление выявившихся просчетов. Потери, связанные с просчетами в планировании, достигают порой таких размеров, что у предприятия не оказывается достаточных средств для погашения, и наступает банкротство предприятия.

План предприятия


Исполнители плана

Предмет планирования

Ресурсы


Сроки исполнения


Схема 8. Исполнение плана на предприятии

Основные формы планирования

Формы планирования в зависимости от длительности планов делятся на пять видов:

~ оперативно – календарный;

~ текущий;

~ среднесрочный;

~ долгосрочный;

~ стратегический.

Группировка планов на долгосрочный, текущий и оперативно-календарный в определенной мере носит условный характер. Различие между ними состоит в сроках получения конечного результата. Что касается объекта планирования, то, как правило, он не изменяется. Одно и то же изделие может включаться во все виды планов (Схема 9).

Например, подготовка производства и продажи изделия включается в долгосрочный план. Проектирование изделия, закупка оборудования и материалов для его производства включается в текущие планы. Распределение персонала по объемам, связанным с производством нового изделия, и оплата текущих расходов включаются в оперативные планы.

Наряду с этим каждый вид планирования имеет характерные отличия. Они заключаются главным образом в:

  • точности устанавливаемого интервала планирования;

  • степени интеграции и дифференциации, а также количестве показателей планирования;

  • степени точности расчетов затрат и результатов производства;

  • порядке распределения обязанностей между исполнителями плана.

Долгосрочное и текущее планирование

производства продукции (услуг)


Оперативно-календарное планирование и регулирование производства


Планирование технической подготовки производства


Административное управление и контроль за деятельностью предприятия


Нормирование

материальных

ресурсов


Нормирование, организация и оплата труда персонала

Планирование организационно-экономической подготовки производства


Государственный и общественный контроль производства


Перспективная научно-техническая деятельность


Установление цен на выпускаемую продукцию (услугу)

Материально-техническое обеспечение производства и сбыта готовой продукции


Прогнозирование экономического и технического развития предприятия


Бухгалтерский учет деятельности предприятия и составление отчетности

Планирование финансов


Подготовка данных и документации для разработки плана на новый период


Анализ хозяйственной деятельности предприятия

Планирование кадрового обеспечения


Производство продукции (услуг)


Реализация (сбыт) продукции (услуг)


Схема 9.Взаимодействие плана и организационно-экономического

механизма управления производством

продукции (услуг) на предприятии

Рамки стратегического плана почти всегда подвижны, так же, как и сроки получения конечного результата и суммы расходов. Как правило, устанавливается лишь основной ответственный исполнитель, так как при первом этапе еще не ясны ни содержание работ, ни их объемы. Точное адресное распределение заданий по срокам их исполнения, объемам расходов и конечным результатам определяется в текущих и особенно в оперативно-календарных планах.

В целом долгосрочное, текущее и оперативно-календарное планирования взаимосвязаны и представляют собой единую систему планирования. Посредством планирования связывается в единый целостный комплекс весь механизм управления предприятием (Табл. 1).

Табл. 1 Основные показатели по видам планирования

Стратегическое

Долгосрочное

Текущее

Операционно-календарное

Наименование продукта (услуг)

.

Ориентировочная, подлежащая уточнению сумма затрат

Ориентировочные подвижные сроки исполнения

Ответственные исполнители, без указания соисполнителей

.

Эффективность (достижение цели, окупаемость затрат)

Перечень важнейшей номенклатуры продукции

Сумма расходования ресурсов по видам продукции

Календарные сроки исполнения

Ответственные исполнители и соисполнители по этапам и видам работ

.

Превышение дохода над расходами (прибыль)

Перечень и количество позиций номенклатуры продукции

Сумма расходования ресурсов по видам и номенклатуре продукции

Точно установленные сроки исполнения

Подробный перечень исполнителей по этапам и видам работ и номенклатуре продукции

.

Сумма чистого дохода

Подетальный перечень и количество позиций номенклатуры продукции

Подетальные и пооперационные нормы расходования ресурсов по видам продукции

Почасовые и суточные графики исполнения

Подетальное распределение работ среди исполнителей

.

Своевременность и полнота выполнения плана по номенклатуре продукции

Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности предприятия и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатываются новые возможности фирмы, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменения профиля предприятия или радикальное изменение технологии. Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет отдельные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах.

Тактическое планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии.

Представляет интерес следующее толкование терминов, связанных с планированием:

планомерность-это основа управления;

плановость- это принцип управления;

планирование - важнейшая функция управления;

плановые задачи – метод управления;

разработка и реализация плана – это основное содержание процесса управления.

Среднесрочные планы чаще всего охватывают пятилетний срок как наиболее соответствующий периоду обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В них формулируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия фирмы и каждого подразделения (реконструкция и расширение производственных мощностей, освоение новой продукции и расширение ассортимента); стратегия сбыта (структура сбытовой сети и ее развитие, степень контроля над рынком и внедрение на новые рынки, проведение мероприятий, содействующих расширению сбыта); финансовая стратегия (объемы и направления капиталовложений, источники финансирования, структура портфеля ценных бумаг); кадровая политика (состав и структура кадров, их подготовка и использование); определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения и учета внутрифирменной специализации и кооперирования производства. Среднесрочные вклады предусматривают разработку и в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели, в том числе и в отношении распределении ресурсов. В нем приводятся детальные сведения о разбивки по продуктам, данные о капиталовложениях и источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных отделениях.

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделениях в международном масштабе, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству материально-техническому снабжению. Основным звеном текущего плана производства является календарные планы, которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных стратегическим и среднесрочным планами. Календарные планы производства составляются на основе о наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами: степени загрузки производственных мощностей их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа. В календарных планах производства предусматривается расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение рабочей силы. В планы по сбыту продукции и предоставлении услуг включаются показатели по экспорту продукции, заграничному лицензированию, предоставлению технических услуг и обслуживанию

Оперативно-календарное планирование является развернутым продолжением текущего планирования производства. Оно включает:

  • детализацию текущего плана и доведение его заданий до каждого цеха, отдела или участка;

  • организацию доставки на рабочие места материалов, топлива, вывоз готовой продукции, организацию контроля качества;

  • обеспечение сплошного контроля за ходом производственного процесса и оперативное устранение неполадок и сбоев в работе.

Реализация оперативных планов осуществляется через системы бюджетов или финансовых планов, которые составляются обычно на год или на более короткий срок по каждому отдельному подразделению – центру прибыли, а затем консолидируются в единый бюджет или финансовый план предприятия.

Бюджет формируется на основе прогноза сбыта, что необходимо для достижения намеченных планов финансовых показателей. При его составлении, прежде всего, учитывается показатели, разработанные в стратегических или оперативных планах. Через бюджет осуществляется взаимоувязка между стратегическим, текущим и другими видами планирования.

Бюджет предприятия представляет собой выражение оперативного плана в денежных единицах, он как бы увязывает оперативный и финансовый планы, давая возможность предвидеть конечный результат деятельности, т.е. размеры и норму прибыли. Составлением бюджетов занимаются обычно различные службы или специальные секторы. Особые комитеты, состоящие из высших администраторов, рассматривают уже готовый бюджет. Руководитель предприятия утверждает бюджет и несет ответственность за эффективность методов по его разработке.

Основу бюджета составляет прогноз продаж и исчисление издержек производства. На основе прогноза продаж составляются планы производства, снабжения, запасов, научных исследований, капитальных инвестиций, финансирования, денежных поступлений. Бюджет фирмы охватывает все стороны ее деятельности и базируется на оперативных планах отделений предприятия.

Оптовый товарооборот

ИРоль и функции оптовой торговли

сторический процесс развития товарного хозяйства способство­вал обособлению сферы обращения и выделению в ней посредниче­ских отраслей — оптовой и розничной торговли. Оптовая торговля предшествует розничной, в результате оптовой продажи товары не переходят в сферу личного потребления, они либо поступают в производственное потребление, либо приобретаются розничной торговлей для реализации населению. Таким образом, оптовый то­варооборот представляет собой совокупный объем продажи товаров производственными и торговыми предприятиями, а также посредни­ками другим предприятиям и юридическим лицам для последующей реализации населению или для производственного потребления.

Роль и назначение оптовой торговли наиболее наглядно просле­живаются при рассмотрении ее функций.

На макроуровне оптовая торговля выполняет различные рыноч­ные функции:

интегрирующую — по обеспечению взаимосвязи между партне­рами-производителями, продавцами и покупателями — по нахож­дению оптимальных каналов сбыта продукции;

оценочную — по определению уровня общественно необходи­мых затрат труда через ценообразование;

организующую и регулирующую — по обеспечению рационального построения и гармоничного функционирования экономической системы с помощью импульсов, стимулирующих структурные изменения.

Макроэкономические функции оптовой торговли трансформируют­ся на микроуровне в разнообразные подфункции или функции опто­вых торговых предприятий. Среди них можно назвать следующие:

  • функция экономической интеграции территорий и преодоления пространственного разрыва:

  • функция преобразования производственного ассортимента в торговый ассортимент товаров;

  • функция формирования запасов для страхования от изменений спроса на товары;

  • функция сглаживания цен;

  • функция хранения;

  • функция доработки, доведения товара до требуемого качества, фасовки и упаковки;

  • функция кредитования своих клиентов, особенно мелких роз­ничных предприятий;

  • функция маркетинговых исследований рынка и рекламы.

Развитие рыночных отношений способствует возникновению но­вых элементов в деятельности оптовых предприятий. Например, предоставление разнообразных услуг по управлению и консалтингу своим клиентам. В перечень специализированных услуг входят консультации по эксплуатации товаров, особенно технически слож­ных, их ремонту и гарантийному обслуживанию.

Функции оптовой торговли можно подразделить также на два вида: традиционные — главным образом организационно-техниче­ские (организация оптовой купли-продажи, складирование и хра­нение запасов, преобразование ассортимента товаров, их транспор­тировка) и новые, возникающие под влиянием развития рынка.

Организация оптовой купли-продажи является одной из важней­ших функций оптовой торговли с тех пор, как в процессе обществен­ного разделения труда она обособилась в самостоятельную подо­трасль торговли. При контакте с производителями продукции оптовые посредники выступают в роли представителей спроса, а, предлагая то­вары покупателям, они действуют от лица производителей.

Специализация оптовой торговли на выполнении контактной функции обеспечивает значительную экономию издержек обраще­ния, что обусловливает уменьшение числа контактов. В результате покупатель, т.е. розничная торговля, экономит время, так как ос­вобождается от закупок у множества производителей, снижает ма­териальные затраты, связанные с хранением, формированием ас­сортимента товаров и их доставкой.

Общеизвестным фактом является то, что хранение запасов в опте обходится значительно дешевле, чем их размещение в розничной се­ти. Особенно большое значение имеет хранение оптовыми предприя­тиями товаров, производство и спрос на которые носят сезонный ха­рактер. К сожалению, пропорции размещения запасов в оптовой и розничной торговле в России далеки от оптимальных. Рассматривая в этой связи опыт хранения товаров в капиталистических странах, сле­дует отметить, что, несмотря на широкое развитие в них системы складов общего пользования, которые на коммерческой основе предо­ставляют свои площади товаровладельцам, оптовому звену принадле­жит ведущая роль в накоплении товарных запасов. Оптовые органи­зации более приспособлены для специализированного выполнения функций хранения, поэтому многие корпорации, например в США, укрепив связи с оптовыми поставщиками, освободили розничные предприятия от операций по содержанию значительной части товар­ных запасов. При этом сокращаются размеры подсобных помещений в магазинах и. следовательно, увеличивается площадь торговых за­лов, снижается численность персонала, обслуживающего ранее примагазинные склады. Передача на хранение оптовым предприятиям го­товой продукции, сырья, материалов выгодна и промышленным фир­мам, особенно имеющим сезонный цикл производства.

С функцией хранения продукции самым тесным образом связа­на функция преобразования ассортимента. В перечень операций, объединенных в данной функции, входят: подсортировка товаров и их комплектация, дробление и укрупнение партий продукции, ее стандартизация. Другими словами, оптовые предприятия преобра­зуют промышленное предложение товара в ассортиментные груп­пы, соответствующие спросу отдельных покупателей. Потребность в выполнении данной функции особенно актуальна в современных условиях, когда из-за развития специализации производство эф­фективно лишь при выпуске массовых партий товаров, а потребле­ние все в большей степени характеризуется ростом номенклатуры при небольших объемах закупок отдельных товаров.

Оптовые предприятия организуют завоз товаров в различные районы страны, благодаря чему совершенствуется территориальное разделение труда. Осуществление транспортной функции опта про­является при доставке товаров со складов предприятий в рознич­ную сеть или внерыночным потребителям своего региона.

Перечисленные выше функции осуществляются оптом с момента его возникновения, т.е. обособления в сфере обращения. В то же время дальнейшее развитие и совершенствование деятельности опто­вых предприятий невозможно без выполнения ранее нетрадиционных для них задач, возникающих под влиянием требований рынка.

В частности, оптовая торговля призвана стать центром сосредо­точения и передачи информации по вопросам исследования рынка, т.е. выполнять так называемую информационную функцию. Имен­но опт, используя свое положение пункта пересечения информаци­онных потоков, способен в полном объеме обеспечить сбор, накоп­ление и обработку коммерческой информации и, обобщив и про­анализировав ее, передать контрагенту.

Отечественным оптовым предприятиям предстоит освоить новую информационную функцию, без которой их деятельность в условиях рыноч­ной экономики будет если не невозможна, то, во всяком случае, ущербна.

Маркетинговые исследования с целью изучения рынка и дальней­шей передачи этой информации включают следующие элементы:

  • опре­деление емкости рынка;

  • характеристику рыночной ситуации;

  • изучение возможности выхода на внешний рынок;

  • определение текущих и перспективных потребностей покупателя;

  • определение потребительских ха­рактеристик конкурентной способности товаров разных товаропроизво­дителей;

  • изучение мотивации покупок и закономерностей поведения покупателей на рынке;

  • изучение рынка товара и возможностей его реа­лизации;

  • разработка предложений по обновлению и усовершенствова­нию выпускаемой продукции с учетом требований покупателей.

В условиях отмены жесткой административной системы товародви­жения, когда клиенты оптовых предприятий, не удовлетворенные рабо­той последних, могут отказаться от их услуг, опт должен привлекать своих контрагентов, дабы сохранить свою значимость, укреплять взаи­мосвязи как с производителями товаров, так и с розничными торговы­ми предприятиями и организациями. В этой связи важное значение имеет развитие такой функции опта, как коммерческое кредитование, финансирование сделок. Опыт западных оптовых посредников учит, что во многих случаях выбор канала товародвижения зависит от того, насколько его организатор может сам кредитовать рыночные сделки за­интересованных сторон. В практической деятельности оптовые фирмы зачастую финансируют производителя тем, что предоставляют ему за­каз на определенный товар с гарантией его реализации и при этом в виде аванса оплачивают часть заказанной партии продукции. Что каса­ется розничных организаций, то и здесь оптовые предприятия осущест­вляют финансирование, реализуя им товар с отсрочкой платежа. Усло­вия предоставления кредитов разнообразны. Они зависят от величины торговой сделки, кредитоспособности покупателя, качества реализуемо­го товара, экономической конъюнктуры.

Важным направлением развития функций оптовых посредников в процессе формирования рыночных отношений является развитие услуг по управлению и консалтингу.

В перечень специализированных услуг входят консультации по использованию товаров, особенно технически сложных, их ремонту и гарантированному обслуживанию. Именно в оптовой торговле, где уровень знаний специалистов достаточно высок, следует орга­низовывать службы по послепродажному гарантийному обслужива­нию и консультированию клиентов.

В условиях формирования рыночных отношений роль торговли и се оптового звена, в частности, неуклонно возрастает. Именно в условиях функционирования нормального рынка оптовая торговля должна стать активным рычагом для стимулирования роста эффек­тивности производства, более полного удовлетворения потребностей покупателя, успешного развития всего народного хозяйства. Для выполнения этих задач оптовым предприятиям необходимо посто­янно совершенствовать свою коммерческую работу, расширять спектр выполняемых функций, отвечающих требованиям рынка.

Экономический анализ показателей деятельности оптового предприятия

Совокупность показателей деятельности предприятия определяется нормативными актами государства, в котором функционируют пред­приятия. Основные финансово-экономические показатели оптового предприятия в России те же, что и предприятия другой отрасли. Целью предприятия является получение прибыли, которая в оптовой торговле образуется за счет превышения доходов над издержками (расходами).

Доходы от оптовой деятельности предприятия складываются из разницы между ценой приобретения товара у производителя и це­ной реализации товара покупателю или оптовой наценкой (надбав­кой). В настоящее время величина наценки устанавливается на до­говорных началах между продавцом и покупателем.

Дополнительным источником дохода оптового предприятия может быть оплата услуг, которые оно предоставляет своим клиентам. Глав­ной функцией оптового предприятия является продажа товара поку­пателям, следовательно, объем этих продаж, или оптовый товарообо­рот, характеризует объем деятельности предприятия в целом.

Оптовая реализация может производиться со склада предприя­тия или минуя склад, непосредственно в адрес покупателя. Объем оптовой продажи со склада называется складским товарооборо­том, а без завоза на склад — транзитным товарооборотом. Сумма складского и транзитного товарооборотов составляет общий, или валовой, товарооборот оптового предприятия.

Экономический анализ основных показателей деятельности оп­тового предприятия - товарооборота, валового дохода, издержек обращения, балансовой прибыли - аналогичен экономическому анализу показателей розничного предприятия.

Из всех перечисленных показатель оптового товарооборота имеет особое значение и специфику. В условиях рынка специфика экономи­ческого анализа оптового предприятия обусловлена тем, что основное внимание в анализе переносится на оптовое предприятие. В командно-административной экономике государство отводило опту не рыночную, а распределительную функцию, и предприятию строго предписывалось обеспечить выполнение плана без учета интересов самого предприятия.

Кроме того, из-за распада СССР и централизованной государст­венной структуры оптовой торговли России стал не нужен анализ межреспубликанских и внурисистемных оптовых поставок. Анализи­руемый ранее так называемый "оптовый оборот по реализации това­ров" в настоящее время имеет другое экономическое содержание.

Анализ оптового товарооборота предприятия в рыночной сис­теме должен ответить на следующие вопросы: каковы тенденции и темпы изменения продаж; кому продаются товары; какова товарная структура оборота; в какие регионы реализуются товары; како­во соотношение складских и транзитных продаж; каково состояние товарных запасов и оборачиваемость; кто является поставщиками оптового предприятия и каковы объемы поставок.

Анализ оптового оборота включает три раздела:

  • анализ объема и структуры оборота,

  • анализ оптовых закупок (поступления товаров)

  • анализ товарных запасов.

Источниками информации для проведения экономического ана­лиза служат бухгалтерская и статистическая отчетность, данные оперативного учета, специальные и выборочные исследования, про­водимые на предприятии.

Анализ оптового товарооборота начинается с анализа изменений общего объема продаж в отчетном периоде в сопоставлении с рас­четными (плановыми) данными или с показателями за прошлые периоды. Определяются темпы роста оборота, средние темпы роста, изменения в стоимостном (натуральном) измерении. Аналогичные показатели при необходимости рассчитываются в постоянных ценах.

Направления экономического анализа товарооборота:

  • по формам товародвижения;

  • по категориям покупателей;

  • по регионам;

  • по структуре и ассортименту оборота;

  • по способу оплаты за товар (Табл. 2).

Табл. 2 . Варианты экономического анализа

оптового оборота предприятия (за период, квартал, год)

Варианты анализа

Виды оптового товарооборота

Оптовый оборот (предыдущий период)

Оптовый оборот (план-расчет)

Оптовый оборот (факт)

Изменения, %

По формам товародви-жения

По категориям покупателей

По регионам

По структуре и ассортименту оборота

По способу оплаты за товар

Валовой оборот в том числе: складской оборот;

транзитный оборот;

с участием в расчетах;

без участия в расчетах

Валовой оборот в том числе:

розничные предприятия:

промышленные предприятия;

оптовые предприятия;

экспорт;

госзаказ

другие покупатели

Валовой оборот в том числе:

местный регион;

другие регионы.

Валовой оборот в том числе:

продовольственные товары;

непродовольственные товары.

Валовой оборот в том числе:

немедленная оплата;

по перечислению;

в кредит

При необходимости проводится более глубокий анализ по любо­му из направлений. Например, анализируется продажа каждому покупателю в разрезе товарных групп. Возможны и другие направ­ления экономического анализа товарооборота и структуры продаж исходя из интересов предприятия и целей аналитической работы.

Анализ поступления товаров на оптовое предприятие проводит­ся по источникам поступления товаров и конкретным поставщи­кам. По источникам анализируются поступления товаров от пред­приятий-изготовителей, оптовых посредников, по импорту. Следует выделить поставщиков своего региона (города) и других регионов. Анализ ведется по товарной структуре, которая сопоставима со структурой оптовых продаж.

Анализ поступления по отдельным поставщикам проводится как по объему выполненных заказов, так и по его структуре, срокам и качеству продукции. Результаты анализа служат базой для оценки степени выполнения заключенных контрактов (договоров) на по­ставку товаров.

При организации завоза товаров на оптовые склады, а также доставке товаров покупателям оптовое предприятие заинтересовано в максимальной рациональности перевозок. Это особенно важно при использовании собственного автотранспорта.

Для анализа рациональности перевозок рекомендуется исполь­зовать методы линейного программирования: распределительный, симплекс-метод, метод потенциалов.

Заключительный этап анализа — исследование состояния товар­ных запасов предприятия. С учетом существования двух форм то­вародвижения в опте анализируют товарные запасы, которые об­служивают только складской товарооборот.

Анализ товарных запасов включает следующие направления:

  • изучение общего объема и структуры запасов предприятия;

  • изуче­ние отклонения фактических товарных запасов от нормативов;

  • оп­ределение и измерение основных факторов, воздействующих на объем и состав товарных запасов;

  • исчисление и анализ скорости товарооборачиваемости.

Источниками информации о товарных запасах служат данные бухгалтерского, статистического, оперативного учета и отчетности.

Анализ товарных запасов начинается с оценки их общего объе­ма и местонахождения. Динамика величины запасов за выбранный временной отрезок характеризует объем деятельности и обеспечен­ность оптового оборота товарными ресурсами. Анализ проводится в абсолютных (стоимостных, натуральных) и относительных (днях, числе оборотов) показателях.

Товарные запасы по местонахождению подразделяются на това­ры на складах и товары отгруженные.

По назначению товарные запасы делят на запасы текущей реа­лизации, сезонного хранения и досрочного завоза. Последние две группы запасов в основном характерны для оптовых организаций, обеспечивающих государственные интересы по снабжению населе­ния и субсидируемых государством.

Структура товарных запасов в ассортиментном разрезе анализи­руется в соответствии со структурой оптовых продаж и закупок то­варов предприятием. Изучение товарных запасов проводится по степени соответствия нормативам, которые определяются предпри­ятием самостоятельно. Запасы сезонные и досрочного завоза не включаются в состав нормируемых. Сопоставление с нормативом необходимо проводить в целом по всем товарам и в ассортимент­ном разрезе. Отклонения от норматива сигнализируют о необходи­мости проведения углубленного анализа и выявления причин, вы­звавших эти отклонения.

Объем товарных запасов на оптовом предприятии может изме­няться под воздействием множества факторов. Важнейшими из них являются объем и структура товарооборота, скорость обращения товаров, формы и качество организации всех фаз оптового товаро­движения.

Объем товарооборота оказывает, как правило, прямое воздейст­вие на размер товарных запасов, увеличивая их, но зависимость эта непрямопропорциональна.

Изменения в структуре товарооборота заметно влияют на объем товарных запасов. Степень и характер воздействия различны. Так, при увеличении ассортимента товаров запасы растут, при росте до­ли продовольственных товаров запасы на единицу реализованных товаров снижаются и, наоборот, при увеличении доли непродовольственных товаров запасы возрастают.

Размер влияния изменения структуры оборота на товарный за­пас определяется методами процентных чисел и цепных подстано­вок.

Важную роль при анализе запасов играет анализ скорости об­ращения, или товарооборачиваемости. Этот показатель характе­ризует время, необходимое для полного обновления запаса на опто­вом предприятии.

На показатель времени обращения наибольшее влияние может оказать изменение объема и структуры товарооборота среднего то­варного запаса.

Анализу других экономических показателей деятельности пред­приятия посвящены соответствующие главы учебника. Там, где это целесообразно, выделены особенности проведения анализа или пла­нирования показателей оптового предприятия.

Планирование оптового товарооборота

Любое предприятие в условиях рыночной экономики постоянно осуществляет планирование своей деятельности. Результатом про­ведения плановой работы является постоянно обновляемый доку­мент — бизнес-план предприятия.

В разделах бизнес-плана оптового предприятия представлены прогнозные величины основных показателей его деятельности — прибыли, продаж, издержек и т.п. Методология и подходы для их расчета в розничной и оптовой торговле одинаковы, но имеются особенности, обусловленные различием функций опта и розницы в сфере обращения.

Показатель оптового товарооборота — важнейший среди пла­нируемых предприятием в бизнес-плане. От него зависят все ос­тальные — доходы, издержки, чистая прибыль и в конечном итоге развитие предприятия.

В то же время прогнозируемый объем продаж является резуль­тирующим показателем, который отражает различные аспекты дея­тельности предприятия — стратегические, маркетинговые, финансовые, технологические и т.д.

Прогнозирование – это управленческий инструмент для планирования и разработки политики принятия решения.

Прогнозирование и планирование продаж являются необходимым и обязательным элементом деятельности каждого предприятия в условиях рыночной экономики.

Первым этапом разработки прогноза продаж является всесторонний экономический анализ предыдущей деятельности. Результаты анализа, обнаруженные тенденции и выводы служат основой составления прогнозов.

На втором этапе определяются факторы, которые в прогнозируемом периоде будут влиять на развитие того сектора рынка, где работает оптовое предприятие. Отбираются и оцениваются количественно важнейшие факторы и с их помощью рассчитываются варианты прогноза продаж.

При прогнозировании применяются различные методы – экономико-статистические, сравнения, индексные, графические, экономико-математические.

Спецификой деятельности оптового предприятия на рынке товаров народного потребления является обслуживание прежде всего запасов розничной торговли, розничных предприятий. Поэтому процесс планирования оптовых продаж тесно взаимосвязан с аналогичными расчетами в розничном звене, которое обслуживает оптовое предприятие.

Возможны два основных варианта рыночной конъюнктуры, в которой может оказаться оптовое предприятие в будущем периоде. Первый характеризуется относительной стабильностью состояния рынка, а второй – значительными колебаниями спроса и продаж.

Экономический анализ оптовых продаж за предшествующий период позволяет выявить характер изменений и возможность применения экономико-статистических методов и моделей при расчете вариантов прогноза оптового товарооборота на плановый период. В зависимости от формы связи могут быть использованы различные уравнения регрессии – линейной, гиперболы, полулогарифмической, показательной, степенной.

Для оценки влияния факторов на величину оборота в будущем можно использовать коэффициенты эластичности – прямые и перекрестные.

Используются также и более простые графический и индексный методы, расчет средних темпов изменений оборота в течение анализируемого и прогнозируемого периодов.

После определения прогнозируемых валовых объемов оптовых продаж необходимо подразделить их на продажу через склады предприятия (складской оборот) и транзитом непосредственно от производителя (транзитный оборот).

Соотношение складского и транзитного оборотов зависит от множества факторов – конъюнктуры рынка, финансово-экономических интересов поставщика и покупателя, уровня цен, тарифов на складские и транзитные услуги, объемов и частоты поставок, вида реализации товаров, минимальной партии отгрузки производителем и т.п. Но в любом случае целевой функцией в планировании соотношения складского и транзитного оборотов для оптового предприятия является величина прибыльности проводимых оптовых операций в целом.

На следующем этапе планируется структура оптовых продаж. Следует отметить, что процесс прогнозных расчетов по общему объему, формам товародвижения и структуре оборота представляет собой единое целое, а методику и порядок планирования выбирает само предприятие. Так, возможны варианты плановых расчетов продаж по видам товаров и покупателям, предваряющие прогнозы валового объема оптового оборота. Данная методика планирования применима, когда в состав продаж входят товары, удовлетворяющие различные потребности, и изменения в спросе на одни товары не влияют на спрос на остальные группы товаров.

Нормирование товарных запасов следует за планированием оборота, поскольку прогнозируемый объем складского оптового товарооборота служит основой разработки нормативов запасов.

В теории и практике товарных запасов используется несколько методов: опытно-статистический, экспертных оценок, технико-экономических расчетов, экономико-математические.

Опытно-статистический метод базируется на анализе фактически сложившегося уровня товарных запасов оптового предприятия.

В основе метода – личностная оценка состояния запасов в прошлом и субъективное понимание перспектив их развития. Достоинство метода – быстрота и малая трудоемкость. Недостатки заключены в человеческом факторе (опыт, знания экономиста, трудности безошибочной обработки большого количества информации).

Методы экспертных оценок применяются в том случае, когда нет достаточной информации, рынок товара мало изучен.

Сущность метода технико-экономических расчетов состоит в определении норматива. Исходная формула норматива слагается из времени на приемку и подготовку товара к продаже, рабочего за­паса, запаса пополнения и страхового запаса.

Экономико-математические методы нормирования товарных за­пасов все более широко применяются в управлении запасами опто­вой торговли.

Простейший метод, применяемый для нахождения норматива запаса в сумме или в днях, — метод экстраполяции, который пере­носит темпы изменения показателя, сложившиеся в прошлом, на будущее.

Наилучшие результаты этот метод дает, если период наблюде­ния достаточно длительный — три-четыре года.

Формула экстраполяции по данным четырех лет на пятый имеет вид

У5=0,5 (2У4 + У3 –У1),

где У — уровень запасов соответствующего года.

Для расчета требуются данные об уровне запасов (в сумме, днях, % к товарообороту) четвертого, третьего и первых годов. Данная формула может применяться для прикидочных расчетов и с использованием данных поквартальных запасов.

Другим подходом планирования товарных запасов с помощью экономико-математических методов является расчет оптимального размера запаса при минимальных издержек по доставке и хране­нию. Классическая модель наиболее экономичного размера товар­ного запаса (3) или размера поставки с учетом издержек обраще­ния имеет следующий вид:

2

З = √

C1


RC2

где С1 — издержки по хранению;

С2 — издержки по доставке;

К — объем спроса (товарооборота).

Для определения оптимальной частоты завоза (tопт) необходи­мы следующие данные: частота (период) завоза в днях; интервал между очередными поставками в течение года (t1); однодневный то­варооборот (m); совокупные издержки по хранению и доставке (Со); издержки хранения за год (С1); издержки по доставке за год (С2); издержки хранения, приходящиеся на 1 руб. товарных запа­сов в один день (h); издержки по доставке партии товара (S):


tопт = √

mh


2S

Однако следует иметь в виду, что для исчисления оптимальной частоты завоза требуется информация, которую трудно получить (например, затраты на завоз и хранение в разрезе товарных групп). Поэтому рекомендуется использовать модифицированную форму­лу, где выражение

h

2S

п

= н

ринимается за постоянную величину для всех товаров на предприятии.

Тогда оптимальное число поставок для отдельной товарной по­зиции n = Н√R, а в целом по товарной группе

n

∑√R

n = Н R; Н =

Для такой модели требуется минимальная информация — объе­мы поставок товаров по ассортиментным позициям за отчетный год и на планируемый год, а также данные о количестве поставок по товарным группам на отчетный год.

Расчет оптимального числа поставок необходимо дополнить оп­ределением страхового запаса. Его величина зависит от среднего квадратичного отклонения поступления товаров на оптовое пред­приятие и уровня обслуживания покупателей:

Зстр = К 6,

где Зстр — страховой запас;

К — коэффициент уровня обслуживания, принимаемый от 1 до 3;

6 среднее квадратичное отклонение поступления товаров на оптовое предприятие.

Чем выше К, тем больше степень вероятности наличия товаров на оптовом предприятии

Процесс планирования оптового товарооборота завершается пла­нированием товарного обеспечения.

Общий объем товарных ресурсов, требующийся на плановый пе­риод, равен величине транзитного оборота плюс объем складского оборота с учетом изменения товарных запасов в начале и в конце планового периода:

П = Отран + Оскл +к 3н) + В,

где П — объем ресурсов товаров на предприятии в плановых пе­риодах;

Отран — транзитный оптовый оборот;

Оскл — складской оптовый оборот;

3к., Зн — запасы на конец и начало планового периода;

В — выбытие товаров.

Планирование поступления рассчитывается в целом, но отдель­ным поставкам и по товарным группам.

Розничный товарооборот

ОПонятие розничного товарооборота

сновную массу материальных благ, используемых для удовлет­ворения личных потребностей, население получает через торговлю.

Количественная и качественная характеристика товарной мас­сы, которая переходит из сферы производства в сферу потребления в соответствии с законами товарного обращения, находит свое вы­ражение в показателях розничного товарооборота.

Под розничным товарооборотом понимается продажа товаров населению для удовлетворения личных потребностей в обмен на его денежные доходы.

Экономические отношения, связанные с обменом денежных до­ходов на товары, выражают экономическую сущность розничного товарооборота: розничный товарооборот характеризует завершение процесса обращения, товары переходят в собственность потребите­лей, потребляются или же образуют потребительский фонд, т.е. выпадают из сферы обращения и перестают быть товарами.

Однако население удовлетворяет свои потребности в предметах потребления не только путем их индивидуального потребления, но и через различные формы совместного потребления. Покупателями в этом случае выступают различные организации, учреждения, предприятия (санатории и дома отдыха, больницы, детские сады и ясли, дома для престарелых и т.д.). Продажа товаров организациям и предприятиям может производиться как по безналичному, так и за наличный расчет и называется мелкооптовой продажей. В рознич­ном товарообороте мелкооптовая продажа занимает примерно 5 %.

Розничный товарооборот — это важнейший показатель торгово­го предприятия. Он характеризует объем деятельности предприя­тия, от него зависит объем валового дохода и прибыли.

Розничный товарооборот имеет также народнохозяйственное значение. Через розничный товарооборот происходит смена форм стоимости товаров народного потребления, созданной в процессе производства. В результате возмещаются производственные затра­ты и создаются условия для дальнейшего развития производства.

Посредством розничного товарооборота получают общественное признание стоимость и потребительная стоимость товаров народно­го потребления.

Розничный товарооборот — важное звено в процессе осуществ­ления экономического закона распределения по труду. Денежные доходы, полученные в соответствии с количеством и качеством за­траченного труда, обмениваются через розничный товарооборот на нужные товары.

Розничный товарооборот отражает уровень жизни населения.

Для характеристики уровня жизни населения применяется це­лая система показателей. К ним относятся:

  • уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров;

  • обеспечение жилищем и благоустройство быта;

  • образование;

  • медицинское об­служивание;

  • условия труда; организация отдыха;

  • продолжитель­ность рабочего дня и др.

Продовольственные и непродовольственные товары, которые полностью или в преобладающей степени являются объектом роз­ничной торговли, занимают в общем фонде потребляемых населе­нием материальных и культурных благ основное место. Так, това­ры личного потребления составляют в общем фонде потребления более 70 %, а остальная часть приходится на жилищное и комму­нальное обслуживание, пользование транспортом, на различные культурные потребности.

Розничный товарооборот существенно влияет на денежное обра­щение в стране и устойчивость валюты, поскольку обращение на­личных денег связано главным образом с обслуживанием рознично­го товарооборота.

Анализ розничного товарооборота

Анализ розничного товарооборота позволяет определить, в ка­кой степени выполнен план товарооборота и удовлетворен спрос покупателей, какие изменения произошли в товарообороте за от­четный период и чем они были вызваны, вскрыть новые явления, а также имеющиеся резервы в развитии товарооборота.

Анализ товарооборота базируется главным образом на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Б
ухгалтерская отчетность позволяет установить общий объем продажи, товарных запасов и поступления товаров по торговому предприятию.

Статистическая отчетность (в частности, форма № 3-торг) дает возможность рассмотреть эти же показатели по отдельным товар­ным группам.

Анализ товарооборота проводится отдельно по его элементам в их взаимосвязи — общий объем продажи (товарооборота), товарная структура оборота, товарное обеспечение, включая движение то­варных запасов.

Анализ общего объема продажи (товарооборота) начинается с установления степени выполнения торговым предприятием годового плана путем сравнения ожидаемого оборота за теку­щий год с суммой продажи товаров по плану. Установленный на основе такого сравнения процент выполнения годового пла­на является важным исходным показателем для оценки работы предприятия.

Анализируя общий объем товарооборота, необходимо установить выполнение плана по отдельным кварталам, а внутри каждого квартала — по месяцам. Квартальные и месячные планы товаро­оборота, установленные исходя из годового плана, отражают спе­цифику внутригодового развития товарооборота, обусловленную прежде всего особенностями покупательского спроса в отдельные периоды года.

Важным моментом анализа товарооборота является изучение его динамики, для чего рассчитываются среднегодовые темпы товаро­оборота по формуле средней геометрической:


Т

У к ,

У о

n- 1

═ √

г
де Т — среднегеометрический темп роста;

Ук — конечный показатель динамического ряда;

У о — начальный показатель динамического ряда;

п — число показателей в динамическом ряду-

Темп роста товарооборота, рассчитанный на основе сравнения сумм продажи товаров в ценах соответствующих лет, не характе­ризует в полной мере действительного роста объема товарооборота (роста его физического объема).

Наряду с сопоставлением оборота в сложившихся ценах необхо­димо проанализировать сумму продаж в сравнимых неизменных ценах, используя для этого индексы цен.

Важное значение имеет изучение состава розничного товарообо­рота (по организационным формам, методам торговли, товарному составу).

Анализ товарооборота по организационным формам предпола­гает определение долевого участия в товарообороте стационарных предприятий и мелкой розницы (палатки, разносная торговля и т.д.).

Анализ товарооборота по методам торговли (самообслужива­ние, автоматы, обычным методом и т.д.) проводится с целью выявления наилучших методов обслуживания и экономичности товар­ного обращения.

Анализируется также продажа товаров в кредит и за наличный расчет.

Анализ ритмичности товарооборота позволяет установить степень и равномерность продажи товаров по месяцам и кварталам, выявить сезонные особенности торговли.

Ритмичность продаж рассчитывают по формулам

δ

(X – X) 2

n

δ x 100

x



= √ или v =

где δ среднее квадратичное отклонение;

v коэффициент вариации;

х
— процент выполнения плана за каждый месяц;

х — средний процент выполнения плана за год;

n — количество месяцев.

Анализ товарной структуры оборота является дальнейшей конкретизацией анализа товарооборота торгового предприятия и его важнейшим этапом. Цель анализа товарной структуры обо­рота заключается в установлении удовлетворения спроса населе­ния на отдельные товары в отчетном периоде, изучении сдвигов в структуре товарооборота по сравнению с предыдущим перио­дом. В процессе такого анализа ожидаемые показатели за отчет­ный год сравниваются с соответствующими показателями про­шлого периода.

Сравниваются абсолютные суммы оборота по отдельным то­варным группам, а также удельный вес товарных групп в общем товарообороте. Такое сравнение позволяет установить, насколько увеличилась продажа населению отдельных товаров, какие сдви­ги произошли в структуре товарооборота за истекший период, в какой мере возросла реализация наиболее ценных видов товаров и изменился их удельный вес в общем товарообороте.

Анализ товарной структуры оборота требует, кроме того, рас­смотрения внутригруппового ассортимента реализованных товаров.

В отдельные периоды года продажа ряда товаров имеет осо­бенности и обнаруживает значительные колебания в реализа­ции, обусловленные характером спроса и предложения этих товаров.

Простейший расчет показателей сезонности товаро­оборота приведен в Табл. 3.

Табл. 3 . Расчет сезонности продажи овощей в магазине

Кварталы

Объем продажи, млн.руб.

Показатель сезонности,

%

1 год

2 год

3 год

в среднем за 3 года

I

137

191

163

164

78

II

121

175

154

150

71

III

288

258

352

299

142

IV

213

208

271

231

109

Среднеквартальный уровень

190

208

235

211

100

Определим степень колебания продажи овощей в течение года по отдельным кварталам на основе расчета среднего квадратического отклонения:



(X – X) 2

n


δ =


В нашем примере

δ =

(164-211) 2 + (150-213)2 + (299-21I) 2 + (231-211) 2 =

4

= 59 млн. руб.,

а коэффициент вариации (v) составит

V = 59 • 100 = 28 %

211

Итак, из приведенного выше примера следует, что сезонные ко­лебания спроса и предложения нельзя не учитывать, поэтому ана­лиз товарной структуры оборота не может ограничиваться рассмот­рением показателей по продаже товаров в целом за год; следует выяснить, как удовлетворить спрос населения на конкретные това­ры в отдельные периоды года — кварталы.

Установив, какие изменения произошли в развитии товаро­оборота, необходимо выявить вызвавшие их причины. Поэтому важнейшим моментом анализа розничного товарооборота являет­ся анализ влияния основных факторов, вызвавших изменения товарооборота. Здесь можно использовать формулу баланса товарооборота:

Зн + П = Зк + Р + Вп

где Р — реализация или розничный товарооборот;

Зн — запасы на начало периода;

П — поступление товаров;

Вп — прочее выбывание;

Зк — запасы на конец периода.

Влияние на объем реализации товаров слагаемых товарного ба­ланса можно рассчитать методом цепной подстановки или методом исчисления разницы между фактическими и плановыми величина­ми либо фактическими величинами в динамике.

На объем товарооборота непосредственное влияние оказывают также факторы, связанные с численностью работников, организа­цией и производительностью труда, а также с использованием ос­новных средств.

Аналитическая работа завершается выводами об итогах и перс­пективах роста общего объема и изменениях структуры реализации товаров.

Выводы и обобщения имеют важнейшее значение для разработ­ки прогноза продажи товаров.

Следует подчеркнуть, что анализ товарооборота используется не только для разработки прогноза, но и как действенное средство хо­зяйственного руководства, с помощью которого осуществляется контроль за ходом реализации товаров и разрабатываются меры, обеспечивающие успешный рост товарооборота.

Составление плана (прогноза продаж) розничного товарооборота

Прогноз общего объема товарооборота магазина рассчитывается как сумма продаж отдельных товарных групп. Базой для такого расчета служат маркетинговые исследования, основанные на глубо­ком изучении происходящих социально-экономических изменений, анализе товарооборота за прошлые годы, тщательном учете перс­пектив развития всех отраслей народного хозяйства, изменений в спросе населения на различные товары. При этом учитывают комплексное влияние множества факторов, основными из которых яв­ляются следующие.

1. Сложившийся уровень потребления и реализации товаров и его зависимость от покупательских фондов населения. Анализ этих данных позволяет выявить тенденции в спросе населения на от­дельные товарные группы. По тем товарам, на которые спрос насе­ления удовлетворяется полностью, фактическая продажа в определенной мере характеризует размер платежеспособного спроса. Учи­тываются изменения, которые происходят в структуре товарооборо­та под влиянием роста материального благосостояния населения. Так при увеличении продажи мяса снижается потребление хлеба; при расчете реализации сахара учитывается рост продажи конди­терских изделий. Чем выше уровень потребления отдельных това­ров и степень удовлетворения потребностей в них населения, тем меньше изменится реализация этих товаров в будущем даже при значительном росте покупательских фондов.

Для оценки спроса по товарам, которых в продаже недостает, приходится определять примерную величину неудовлетворенного спроса.

2. Уровень производства отдельных предметов потребления и со­ответственно изменение объема и структуры товарных ресурсов.

3. Соотношение товарного и нетоварного потребления. На объем розничного товарооборота по продуктам питания влияет объем про­дукции личного подсобного хозяйства, другие источники удовлет­ворения потребности в таких продуктах, как мясо, молоко, карто­фель, овощи. При этом учитываются выявленные тенденции разви­тия подсобных хозяйств.

4. Нормы потребления пищевых продуктов и важнейших непро­довольственных товаров в сопоставлении с фактическим уровнем потребления.

5. Изменения жилищно-бытовых условий обслуживаемого насе­ления. В связи с расширением жилищного строительства резко уве­личивается спрос на мебель, растет продажа индивидуальным за­стройщикам различных строительных материалов.

Методика прогнозирования и планирования розничного товаро­оборота различна в зависимости от особенностей отдельных групп товаров. Применительно к каждой товарной группе используют дифференцированные методы расчета объема продажи с учетом тех экономических факторов, которые оказывают на него решающее влияние. В соответствии с этим могут быть выделены следующие группы товаров:

  • продукты питания, часть потребностей в которых удовлетворя­ется за счет нетоварных источников потребления (мясо, картофель и т.п.);

  • продовольственные товары, вся потребность в которых удовлет­воряется за счет покупок в торговле (колбасные изделия, соль, чай и т.п.);

  • непродовольственные товары;

  • товары длительного пользования, спрос на которые зависит от степени обеспеченности населения этими товарами (швейные машины, радиоприемники, часы, велосипеды и т.п.), поэтому следует учитывать наличие у обслуживаемого населения предметов дли­тельного пользования в расчете на 100 семей.

Методы прогнозирования и планирования структуры розничного товарооборота зависят в значительной мере от содержания и объе­ма экономической информации, которой располагают для расчетов розничные торговые предприятия. Используются следующие основ­ные методы прогнозирования структуры розничного товарооборота: экономико-статистические, экономико-математические, норматив­ный и др.

Прогноз розничного товарооборота целесообразно составлять по кварталам, что имеет важное оперативное значение.

Экономически обоснованные прогнозы товарооборота по перио­дам года имеют важное значение для ритмичного удовлетворении платежеспособного спроса населения, нормального денежного обра­щения, обеспечения развития товарооборота и других показателей торговой деятельности предприятия.

Составление прогноза розничного товарооборота по периодам года (кварталам и месяцам) требует комплексного учета целого ря­да факторов:

Остановимся на основных из них.

1. Покупательная способность населения в разные периоды года, определяемая на основе примерных расчетов денежных доходов на­селения. Внутригодичные колебания покупательских фондов, или денежных доходов, не совпадают с соответствующими показателя­ми розничного товарооборота, так как доходы, полученные населе­нием в одном периоде, могут быть израсходованы на покупку това­ров в другое время. Однако использование данных о динамике де­нежных доходов населения по кварталам и месяцам, о темпах их роста на планируемый период наряду с глубоким экономическим анализом розничного товарооборота за прошлые годы позволяет по­высить обоснованность внутригодичных прогнозов товарооборота.

2. Особенности покупательского спроса населения в отдельные периоды (весенне-летний и осенне-зимний сезоны, предпразднич­ные и праздничные дни, в период подготовки к учебному году и т.п.). Они отражаются на показателях внутригодичного товарообо­рота. Для анализа этих показателей рассчитывается удельный вес каждого квартала в годовом товарообороте и соответственно доля каждого месяца в квартальном обороте. При этом учитывается се­зонность в производстве и потреблении отдельных групп товаров, климатические особенности каждого периода, влияющие на спрос населения, и другие факторы. Можно привести простой расчет анализа удельных весов товарооборота каждого квартала в общем товаро­обороте магазина за ряд лет (Табл. 4):

Табл. 4 . Расчет анализа удельных весов товарооборота каждого квартала в общем товарообороте магазина за ряд лет

(% к итогу года)

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

I квартал

22,8

22,9

22,9

23,0

23,0

II квартал

24,1

24,0

24,1

24,0

24,3

III квартал

26,1

26,1

26,1

26,1

25,9

IV квартал

27,0

27,0

26,9

26,9

26,8

Итого:

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Как видно из приведенных данных, наибольший удельный вес в товарообороте магазина занимает IV квартал, что, очевидно, связа­но с увеличением спроса населения в рождественские и предново­годние дни.

Проследим удельный вес месячных оборотов в товарообороте магазина за I квартал:

Табл. 5 . Удельный вес месячных оборотов
в товарообороте магазина за I квартал

(% к итогу года)

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

Январь

31,4

31,3

30,5

31,4

31,6

Февраль

32,0

32,0

32,7

32,1

32,2

Март

36,6

36,7

36,8

36,5

36,2

И т о г о:

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

В целом по магазину в годовом и в квартальном оборотах име­ется некоторая стабильность. Однако при планировании товарообо­рота нельзя механически переносить в план сложившиеся в про­шлом пропорции. Надо критически проанализировать результаты и выявить, под влиянием каких факторов сложились внутригодичные колебания розничного товарооборота и какова степень влияния этих факторов в плановом периоде с учетом изменений, происходя­щих в экономике района торговли.

3. Равномерность завоза товаров по периодам года. Исследова­ния внутригодичного товарооборота показывают, что он колеблется по месяцам в значительной степени в зависимости от поступления товаров. Изменение внутригодичных оборотов под влиянием поку­пательных фондов населения и особенностей спроса — нормальное явление. А колебания оборота в результате неравномерного завоза товаров свидетельствуют о неудовлетворительной работе коммерче­ского отдела и недостатках в организации торговли. Поэтому при внутригодичном планировании предусматриваются меры по обеспе­чению более ритмичного завоза товаров в соответствии с особенно­стями покупательского спроса населения в отдельные периоды года. Поступление товаров на протяжении года должно быть подчинено задаче наилучшего удовлетворения потребностей населения, так как это является основой увеличения товарооборота

Планирование – не догма, а необходимость

К

рупные провалы советской экономики в прошлом обусловлены не принципом плановости и не централизацией управления, а полнейшим застоем некогда неплохо работавшей плановой системы, что вызвано догматизмом партийного аппарата КПСС, сосредоточившего государственную и политическую власть и не допускавшего отступлений от застывших доктрин. Для предприятий не имеет принципиального значения, какой орган планирует его работу: собственный плановый отдел или отдел министерства. Важно качество планирования и критерии, по которым оценивается работа предприятия.

Сторонники чисто капиталистической системы хозяйствования исходят из ошибочного положения, что часть предпринимателей, став хозяевами предприятий, самостоятельно без каких-либо планов, на основе здравого смысла могут эффективно управлять производством, не нуждаясь в стороннем вмешательстве. «Предприниматели спасут Россию», - любят повторять они. Стремление российских реформаторов 1990-х годов копировать западные методы хозяйственного управления, как якобы цивилизованные, свидетельствует лишь о крайне низкой квалификации и полном отсутствии нравственности. Западные стандарты, мировые стандарты, цивилизованные нормы и т. д. – это понятия абстрактные. В каждой стране есть свои нормы и стандарты, которые соответствуют конкретным условиям того или иного государства.

Изучая опыт Запада, российские специалисты столкнулись с фактами, когда ставшие популярными в России понятия, как «бизнес» и «маркетинг» нередко отвергаются самими западными учеными. Так, экономисты Главной национальной школы администрации Франции считают, что эти понятия пришли в Европу из США, где они получили наибольшее развитие. По их мнению, далеко не все методы и технологические приемы современного управления, которые имеют распространение в Америке, могут быть автоматически скопированы в Европе.

Наивная эйфория вокруг капиталистического рынка вызвана крайне поверхностным знанием не только капиталистического, но и прошлого советского централизованного механизма управления экономикой, который искаженно представляется как чисто тоталитарный. В капиталистических странах экономикой управляют в основном наемные менеджеры, а вовсе не владельцы имущества.

Следовательно, высокая эффективность производства в ведущих капиталистических странах обусловлена не фактором собственности, а прежде всего высокой квалификацией руководителей и филигранно отработанной системой управления, направленной на получение максимально возможного дохода.

Система хозяйственного управления в СССР с момента своего зарождения в 1920-х годах в принципе была передовой и прогрессивной. Постепенно это система оказалась законсервированной и не способной реагировать на происходящие изменения. Она была скована идеологией, корнями уходившей в ХIХ век. Несмотря на то, что принципы планирования зародились и получили развитие в Советском Союзе, современные прогрессивные методы «сетевого планирования», «точно в срок» и другие были впоследствии разработаны и внедрены за рубежом.

Использование планирования, передовых методов разработки и контроля выполнения плана основной путь развития современного менеджмента.

Список использованной литературы

  1. «Экономика предприятия». Учебник под редакцией О.И.Волкова. М.: Инфра-М, 2001 г.

  1. «Планирование на предприятии» Учебник В.А.Горемыкин, Э.Р.Бугулов, А.Ю.Богомолов. М.: Филинъ, 1999 г.

  1. «Экономика торгового предприятия». Учебник под общей редакцией А.И.Гребнева. М.: Экономика, 1997 г.

  1. «Анализ хозяйственной деятельности в торговле». М.И.Баканов. М.: Экономика, 1990 г.

Выполнила Левкович Г.А. 2 год уск./з Москва 2001 год