Этика (работа 2)

1. Что есть добро, зло и пути становления к этому высшему добру

ДОБРО или ЗЛО – есть всегда моральный выбор, между ценностями высшего и низшего порядка. ДОБРО или ЗЛО всегда проявляется в выборе. Самые высшие ценности делают нас совершеннее, оставаясь у низших ценностей, мы выбираем ЗЛО между ДОБРОМ.

ДОБРО – это моральное, этическое понятие. Оно выражает положительное значение явлений или событий в их отношении к высшей ценности – к идеалу. ЗЛО – есть противоположность добра.

Если рассматривать ДОБРО как средство достижения цели, или саму цель, то ДОБРО является средством достижения совершенства, что и является целью человеческого бытия.

Человек может достичь совершенства только через гармонию в себе, с миром и людьми. У него есть выбор, право, что его возвеличивает либо губит (что чаще). Если будет последовательный выбор от одной ценности к другой, то в результате человек может добиться совершенства.

  1. этика буддизма

Существуют 4 истины Будды

  • жизнь –есть страдания

  • источник страдания – наши желания

  • избавляясь от желаний заканчиваются страдания

  • восьмеричный путь избавления от страданий

Карма – есть вселенский закон, дирижер оркестра, в котором, сознание – музыкант, а душа человека выступает одиноким солистом, который играет что хочет и получает по заслугам, Этот закон не нуждается в творце, он вечен. Буддизм - это атеистическая религия, в котором нет места богу.

Закон кармы утверждает, что смерть есть распад данной комбинации дхарм, как только старая комбинация дхарм разрушена, на этом месте образуется новая, качество которой лучше или худше.

Суть учения состоит в том, что в мире царствует спонтанный, универсальный закон причинности – закон дхармы. В основе Буддизма, кроме закона дхармы есть еще учение о малых дхармочках, которые выступают носителями некого признака, свойства, качества. Из дхармочек состоит поток человеческого сознания. Роль дхармочек заключается в том, что они проникают в человеческое сознание и возбуждают в нем иллюзию внешнего мира, которого на самом деле нет. Смена дхармочек. т.е беспрерывное перерождение одного состояния сознания в другое это и есть колесо сансары. Каждая дхарма возбуждает иллюзию мира, потому, что вибрируют, но если ее привести в абсолютный покой, то иллюзия мира пропадает и подвижное состояние мира сменяется блаженным состоянием покоя, нирваны.

Общая карма – заставляет переживать различных людей одно и тоже т.е. они видят, слышат и чувствуют одинаково.

Индивидуальная карма – это ощущения пережитые одним человеком, называемые настроением.

В индийском мировоззрении мир нереален, его нет.

  1. этика джайнизма

  2. этика карма йоги

учение об индийской карме йоге имеет два статуса.

- первый полагает, что карма – это инструмент в руках бога, по средством которого божественный абсолют контролирует моральный порядок мироздания

- карма есть нераздельный абсолют, где нет никакого творца. Закон кармы выступает высшим законом, который упорядочивает моральное бытие человека, его метафизическое состояние.

Структура кармы. В карме выделяют три силы, которые формируют человеческую судьбу.

КАРМА МЫСЛИ создает психику человека,

КАРМА ЖЕЛАНИЙ создает его физическое существование и среду,

КАРМА ПОСТУПКОВ – это внешние параметры благополучия и лишений.

  • КАРМА МЫСЛИ

Ее сравнивают с глиной. Это самая могучая сила мировоззрения. Ее форма воздействия на человека схожи с формой существования глины. Как из глины лепят что угодно, так и карма мысли полностью подченена нам. И как глина затвердевает, так и карма йога приобретает неизменную форму.

Сущность человека в карма йоге человек – есть создание собственных размышлений т.е. над чем он размышляет в этой жизни, тем он будет становиться в следующей жизни.

Взаимоотношение смерти и мысли. Йоги полагают, что физическая смерть не прерывает работу мысли, а наоборот. Выйдя из тела она витает и ее больше ничего не сдерживает, по этому стремление старого ума становится стремлением нового ума.

Свойства мыслей. Мысль обладает самой высокой мобильностью в мире ,при этом она задерживается в одних головах, включаясь в общий строй мыслей, и пролетает мимо других голов, оставаясь незамеченной, если характер мыслей человека ей не сродни. Мысль обладает магнетической способностью, стремясь в ту сферу сознания, которая имеет тождественную ей природу. Мысль приходит через ощущения.

  • КАРМА ЖЕЛАНИЙ

Это вторая посиле и могуществу энергия вселенной. Желаньем обладают наши страсти, а те формируют нашу судьбу. Карма йога определяет

- тело, в котором воплощается наше сознание

  • место рождение

  • время рождения

  • среда, в которой человек формируется, т.е. семья, друзья, враги, общество.

  • КАРМА ПОСТУПКОВ

Поступки в меньшей мере, чем предыдущие две кармы формируют судьбу человека, ибо поступки мало влияют на его суть, однако часто повторяемые поступки становятся привычкой, а та –«второй натурой»

Однако отличие второй натуры от первой в том, что она умирает вместе с телом. Но если от поступков человека страдали его окружающие, то в последующем воплощении человек будет страдать в той же мере, в какой страдало его окружение. Важным фактом в карме поступков является мотив, он определяет фон нашего будущего воплощения. Это значит, что ошибочные деяния совершенные с добрыми намерениями, лучше чем дурной замысел с хорошими намерениями.

Существуют три ФОРМЫ Кармы: зрелая, скрытая и зарождающаяся

1 ЗРЕЛАЯ КАРМА – это карма уже готовая для «жатвы» и потому она неизбежна. Свобода выбора в прошлом. В настоящем остается уплатить свои долги, которые принимают следующие виды:

  • продолжение жизни

  • физические особенности тела

  • подбор родственников, друзей, врагов

  • особенности сознания, нервная система, но главная причина удовольствие, страдание.

2 СКРЫТАЯ КАРМА выражает себя через карму желаний, идущих из прошлого. Скрытая карма может проявиться, а может и не проявиться в данном воплощении, все зависит от обстоятельств. Если она не воплотится, то состояние ожидания скрытой кармы переходит из одного воплощения в другое, пока не дождется своего часа. (хронические болезни как вид скрытой кармы.)

3 ЗАРОЖДАЮЩАЯСЯ КАРМА проявляется через карму поступков. Т.е. это тот посев, плоды которого мы будем пожинать в будущем. А это значит, что сознательно строящий свою карму человек, должен владеть своими мыслями, желаниями и поступками. Подобный контроль доступен только зрелой душе, сознанию. Ибо только сильная воля способна уничтожить свою карму, уплатив все свои долги.

Карма в индийской традиции имеет широкое значение обозначающее любые действия, которые осуществляется в духовной, моральной или физической сфере. Целью карма йоги является прерывание цепи перерождений, которое обусловлено кармой. Для этого надо: познать истину и ее реализовать. Цепь, которая нас приковала к карме – это наши желания. Если хотим избавиться от кармы, мы должны порвать цепи, избавившись от желаний.

Вещи нужны человеку, чтобы возбудить в себе ощущения, которые в нем и так уже заложены. Если осознать, что в нас самих сущность всех вещей, то желания прекратятся сами собой, а с ними распадутся и наши цепи, которые связывают нас с кармой.

СУЩНОСТЬ ЖЕЛАНИЙ. Желания – это могучая вселенская сила, которая проявляется во всех процессах мироздания в виде магнетизма. По этому без вселенского магнетизма не родилось бы ощущение желания, которое в свою очередь заставляет действовать во имя его удовлетворения, так рождается эгоизм, проявление которого обусловлено превращением желаний в деятельность и наконец в свою цель. Задача последней – удовлетворить себя по возрастающей т.е. себя, других, народ, государство, мир.

СУЩНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Индусы сравнивают предмет желаний с игрушкой в руках матери, использующую ее чтобы заставить ходить малыша , который не желает этого делать. По этому различные вещи сводится к роли игрушки, которая возбуждает в человеке усилия, необходимые для того, чтобы дойти до цели, игрушки. Эти усилия необходимы человеку для того, чтобы обеспечить рост сознания. После достижения цели происходит разочарование обладания и мы хотим другого. Так в чередующихся разочарованиях и восторгах от обладания обеспечивается эволюция индивидуального сознания. Таким образом человека может удовлетворить некая абсолютная вещь. В этот момент человек осознает, что он неотделимая от мира частица, а его органическая часть. И в этот момент прекращаются сами собой все личные желания. Эти желания становятся сверх личными т.е. нацеленными на благо всего мироздания. Чтобы достичь этого состояния необходимо без привязанности к плодам своего труда, выполнять свой долг. Действуя так человек способен достичь предела. Влечение к плодам нашей деятельности – есть скрытый смысл кармы, удерживающей нас в вечном витке Сансары, возбуждающем ощущение страданий.

  1. этика даосизма

Важнейший момент китайской этики – учение о ДАО

ДАО- это некий символ бытия, первооснова всего сущего, ДАО вообще не может быть выражен словами.

ДАО рождает ОДНО ОДНО рождает ДВУХ -ИНЬ и ЯНЬ эти ДВА рождают НЕБО, ЗЕМЛЯ, ЭНЕРГИЯ

Взаимодействие ИНЬ и ЯНЬ есть источник всякого развития.

ЦИ – это энергия взаимодействия ИНЬ и ЯНЬ, которую содержат все вещи, некая пространственно - временная энергия, субстанция. Она обозначает энергию, дух, дыхание, жизнь, силу. ЦИ – универсальная категория, присущая и вселенной, как энергия, и человеку, как воля.

ЦИ может сгущаться и разряжаться, что символизирует состояние жизни и смерти.

Кто овладел энергией ЦИ, тот приходит к просветлению, т.е познает МИН.

МИН – это интуитивное постижение вечного закона изменчивости, ибо в жизни нет ничего более постоянного, чем перемена. МИН обозначает жизненное предопределение, это негласное предписание судьбы. Это предназначение заложила человеческая природа, которую он должен познав реализовать – это и есть МИН.

Тот кто познал свою энергию ЦИ, а следовательно и МИН, тот доходит до предела- это блаженство, совершенство.

Тот кто не познал свою ЦИ, тот умирает на середине неправильного пути в муках, страданиях.

СИНЬ – обозначает индивидуальную природу, качество, характер, природу человека и тесно переплетается с МИН

способ существования вещей или человека, который использует свое предназначение.

ДАО – это проявление МИН и СИНЬ приводит гармонию - часть в целое.

ДЕ – проявленная мощь ДАО, которая выражается в добродетели, достоинстве, даровании. ДЕ означает наилучший

ДЕ – может проявляться только в естественном состоянии, когда человек не делает над собой никаких усилий.

ДЕ – логически развивается и выливается в состояние У-ВЕЙ

У-ВЕЙ символизирует принцип невмешательства, естественного состояния вещей, которое основывается на спонтанности проявленного ДЕ. Т е. Процесс надо не останавливать, а управлять им из нутри.

Учение об оси мира ДАО.

ДАОСЫ полагают, что нет в мире вещи, которая в начале бы ни была ТЕМ, а затем не стала бы ЭТИМ. Учение о том, как всякая вещь порождает свою противоположность.

Как жизнь порождает смерь

Как истина порождает ложь

Как свет порождает тень.

Однако только мудрый, видя эту изменчивость занимает неизменную позицию, которая принадлежит ДАО.

Отношение к миру ДАОСА

Для ДАОСОВ мир является образом ДАО, он совершенен и прекрасен. Исходя из этого, любая попытка изменить мир является посягательством, святотатством на его совершенство.

Отношение к власти.

Даосы полагали, что человек который обладает высшей добродетелью не стремится делать добрые дела. Он как ДАО пребывает в победоносном не деянии. Лучшим правителем для даосов является тот, о котором народ ничего не знает, или знает понаслышке. Худшим – тот которого народ любит, совсем плохим – тот, которого народ боится и ненавидит.

Они полагали, что только та страна счастлива, люди которой живут согласно естественным желаниям. Так , как с ростом знаний растет количество произвола и насилия, следовательно растет количество законов. Дополнительные знания поражают скорбь и несчастия, и только естество пребывает в удовольствии и счастье.

Отношение к жизни и смерти.

В жизни они не видели добра, а в смерти – зла. Нужно хорошо подумать, прежде чем наделить жизнь добром, а жизнь злом. Они не боялись смерти, но не избегали жизни. Неизвестно, что является сном –это жизнь или небытие. Жизнь можно представить, как один миг в вечности, где смерть – есть постоянство, т.е. символ блага.

Отношение ко сну и является сон, такая же маленькая смерть, а жизнь – это сон.

Как надо быть

Надо перестать быть кем – то, чтобы стать всем.

Как надо общатся

«сеть нам нужна до тех пор, пока мы не поймали рыбу. Слова нам нужны до тех пор, пока мы не уловили смысл»

  1. этика конфуцианства

основателем конфуцианства был Конфуций, 5-6 век до нашей эры. Основное произведение Лунь Юй.

Центральная категория учения Конфуцианства – ЖЕНЬ - человеколюбие, гуманность, которая выражается через ритуалы – ЛИ. Существует нравственная категория ВЭНЬ – это воспитанность, органическая совокупность образования и культуры.

У Конфуция ВЕНЬ ЖЕНЬ и ЛИ – являются одновременно идеальной личностью, именуемой благородным мужем.

Благородный муж – это совокупность всех высоких качеств, идеальная личность, которая стремится познать правильный путь, т.е. ДАО.

Человек по своим возможностям открыт, как добру, так и злу, однако творить добро и противостоять злу – не не единовременный акт человеческого бытия, а его непрерывное состояние.

  1. этика легистов

ЛЕГИЗМ – законники, одно из основных направлений древне китайской этико-политической мысли. В основе учения лежит главенство единого политического закона, создателем которого является только самодержавный правитель. В отличие от ЛИ (ритуалы) законы могут изменяться, в зависимости от потребности момента

  • деспотическое государство

  • неограниченная власть

  • антагонистическое (враждебное) отношение правителя с народом.

  • Ограничение образования народа

  • Моральные нормы, традиции и культура внеположенны сознанию народа – отвлекают от выполнению обязанностей перед государем.

  • Методы управления – награды и наказания.

  • Поощрение доносительства

  • Основным соперником легистов было Конфуцианство.

  1. этика Сократа

философия Сократа сводится к трем тезисам, в которых

  • отношение к самому себе. Я знаю, что я ничего не знаю

  • отношение к миру. познай себя и тогда познаешь вселенную и богов

  • взаимоотношения мира и себя.

Благо – не что иное, как удовольствие и зло – не что иное, как страдание.

Я знаю то, что ничего не знаю. В этом высказывании, ЗНАНИЕ есть СОВЕРШЕНСТВО, совершенству нет предела. Знающий человек относительно более высоких знаний ничего не знает.

Человек, который СОЗНАТЕЛЬНО делает ЗЛО, знает что есть ДОБРО. У него есть знание добра, что делает его способным к добру. Если же человек совершает ЗЛО НЕНАМЕРЕННО, не ведая о том, что он делает, то он вообще не знает, что такое ДОБРО

  1. платона

ИДЕАЛЬНЫЙ КОСМОС

СТРОЕНИЕ ДУШИ

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

ФОРМА ПОЗНАНИЯ

ДОБРОДЕТИЛИ

ЭТИЧЕСКИЕ ЗАПОВЕДИ

ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

ЕДИНОЕ БЛАГО КОЛИЧЕСТВО КАЧЕСТВО

РАЗУМНАЯ ЧАСТЬ

БЫТИЕ

СОЗЕРЦАНИЕ

МУДРОСТЬ

ПОЗНАНИЕ СЕБЯ

МУДРЕЦЫ

МИРОВОЙ РАЗУМ

СОЗЕРЦАЯ СЕБЯ

ЗНАНИЕ

ДИАЛЕКТИКА

МУЖЕСТВО

БУДЬ СОБОЙ

ВОИНЫ

МИРОВАЯ ДУША

СТРАСТНО - БОЖЕСТВЕННОЕ

ИСТИННОЕ МНЕНИЕ

РЕФЛЕКЦИЯ РОЖДАЕТ ИСТИНОЕ МНЕНИЕ

УМЕРЕННОСТЬ

СОБЛЮДЕНИЕ МЕРЫ

КРЕСТЬЯНЕ РЕМЕСЛИНИКИ

ПРИРОДА

РОСТИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

МНЕНИЕМ ОБЛАДАЕТ ТОЛПА

ПОДРАЖАНИЕ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

КАЖДОМУ СВОЕ

ЧЕТЫРЕ ДОБРАДЕТЕЛИ:

-МУДРОСТЬ бытие, которое культивирует божественный разум, единое благо.

-МУЖЕСТВО страстно-волевой душе человека есть между божественным и животным.

-УМЕРЕННОСТЬ мера добра низкого порядка.

-СПРАВЕДЛИВОСТЬ добро общее для всех

  1. Аристотеля

  2. этика стоиков

стоицизм сознательное подчинение господствующей в мире необходимости, господство человека над страстями.

  1. этика эпикурейцев

  • наслаждение – есть отсутствие страданий

  • независимость индивида от мира – безмятежность, внутренний покой, свобода, которая обретается в результате этой независимости.

  • Различие между удовольствиями тела и души

  • Удовольствие души зависит от разума и правильного понимания

  • Удовольствия делятся на три класса:

1 – естественно-необходимые, элементарные телесные потребности (голод, холод, жажда)

2 – естественные но не необходимые, изысканные яства

  1. – неестественные и не необходимые, честолюбивые замыслы.

Первый класс удовольствий является вполне достаточным условием добродетельной и счастливой жизни.

  • ограничение желаний – не самоценный принцип, нет нужды всегда его культивировать., рассматривая в качестве критерия добродетельности.

  • Внутренне раскованное безразличное отношение к удовольствиям позволяет индивидууму постичь всю их сладость.

Философия – это стиль жизни, философия просвещает человека, освещая его жизненный путь.

  1. этика иудаизма

иудаизм – религия евреев, освобожденных от рабства, по этому Моисей учил не как философ, а как законодатель.

Целью его учения было сплотить народ в единой вере вокруг единого бога. десять заповедей – это свод правил жизни народа, которые задают основную меру справедливости, равенства перед Богом,

Субъектом этики иудаизма является народ.

Этика иудаизма- этика справедливости, милосердие - это особая форма справедливости. милосердие разрешается в гневе (поскольку я милостив, я убью вас) и прямо совпадает с справедливостью по формуле (око за око)

  1. этика христианства

этика христианства – есть этика любви. Любовь смиренна – она есть служение другим людям.

Любовь деятельна – это установка на деятельное отношение к жизни.

Любовь бескорыстна, направлена на обездоленных, грешников – спасти погибшее

Любить врага- божественная высота человека в братском единении людей.

В милосердии любовь - братские чувства к человеку ,независимо от его поступков и заслуг.

Добро проявляется в выборе тех средств человека, которые приближают его к цели его существования, т.е. к Богу, а зло остается, а зло символизирует отклонение от средств, которые приближают к своему отцу.

  1. взаимоотношение блага с добром

  2. добро и истина

  3. добро и красота

  4. иерархия добра

  5. счастье, прекрасное, совершенное

  6. критерий нравственного совершенства в разных культурах