Шпоры по философии (работа 4)
1. Возникновение Философии. Предметная область философии.
Термин ф-я возник в древней Греции – на рус. «любовь к мудрости»
философами называли людей стремящихся к познанию как к самостоят. цен. человеческого познания.
Развитие античн. ф-ии было прервано в результате крушен. рабовладельческого строя, распада Римской империи, войн и т.д.,но эти социальные потрясения способствовали укреплению и распространению религии, Р – становится на долгие годы господствующей формой общественного сознания. Различные конкурир. течен. в борьбе за умы пытались привлечь на свою сторону философов, используя опыт ф-еого анализа для обоснования истинности своего учения.
Христианская церковь считает, что ф-я должна быть только служанкой богослов.. Это резко меняет проблематику, сам предмет ф-ю. Место физики занимает богопозн. этика подчиняется задачам религиозного воспитания.На матер. бог-ских дискуссиях развивается диалектика, породив современную логику и схоластику.
Постепенное освобождение ф-и от диктата и опеки религии вплоть до появления ф-кого атеизма. Но это не исключает того, что многие ф-фы остаются верными религии. Происходит как бы распад прежней проблематики: познания природы, человека самого процесса познания. Сэтого времени ф-ия приобретает статус науки. Антич. физика становится натурф-ей или ф-ей природы.
Постепенно познание природных явл. специализ.,учен. все больше заним. сбором фактического материала его систематизацией и классификацией и постепенно происходит процесс формирования наук и выделения их из ф-фии. Сформир. науки заним. изучением конкретного материала, а ф-ия перестав быть «наукой наук» стала заним. мировозренчискими вопросами.
2. Мировоззрение, его структура и роль в жизни человека. Уровни мировоззрения.
Мировозрен. – система взглядов, ценностей, убежден. человека на мир и место человека в этом мире.
О. мировозр. вопросами являются:
как возник окружающий мир
создан ли мир богом или друг. сущ. или сущ. извечн.
изменчив ли мир
Особенности мировозр. в. заключ. в том, что на них нет в принципе или на данный момент времени однозначно подтвержд. решен.
В различных фил. системах мировозр-ие вопросы решаются по разному.
3. Исторические типы мировоззрения. Специфика философии как теоретического мировоззрения. Специфика философии как теоретического мировоззрения.
Исторически 1-ой формой мировозр. знания явл. мивология
Мифология – представляет собой осмысление и представл. мира и человека в фантаст. образах и сюжетах.
Основные формы м-гии: сказки, легенды, вымыслы, слухи и т.д.
В основе первобытной и антич. мифологии лежит олицетвор. природы, т.е. уподобление ее человеку, человеческому способу существования.
Объяснен. природы и обществ. явлен. как результат действия сверхестеств. сил.
Мифотворство имеет место там где отсутств. реальн. опытно подтвержден. знания, которые заменяются вымыслами и предположениями.
Мифотворство может носить и искусственный характер преднамеренно осущ. с тем, чтобы вместо реалн. имеющ. достов. информ. предлагать не соотв. действит. мнения и оценки.
В недрах мифологии сформировалась религия.
Религия – форма мировозр. объясн. мир человека, через связь со сверх естеств. существами, в этом сходство мифологии и религии.
Отличие заключается в том, что мифология просто предлагает свою картину мира, а религия предписывает верить ей основной признак религии – вера в сверхестеств.
Сущ. различные организации и учреждения для формирования и поддержания такой веры, якобы обеспеч. контакт со сверхест. (культовая практика) призван. обесп. религиозное воспитание, контроль над умом людей.
Ф-я возникла как альтернатива мифологии и религии. Первые философы стремились отказ. от признания сверхъестественных сил, и объясн. мир исходя из него сомого, но в услов. отсутств. возм. опытным или эксперемент. путем проверить те или другие предположения, господствующим методом -ния их убедительности являлись логика и здравый смысл.
Для объясн. мира фил. предлог. причины и обстоят., которые не противореч. опыту, поскольку были ограничены возможности опытного познания явлений, то господств. предметом и одновр. инструментом познания и анализа являлись понятия в которых фиксировалась и называлась соответств. вещь. Поэтому ф. была главной формой понятийного теоретического мышления.
По характеру формирования и способу функционирования различают два уровня:
жизненно практический или уровень обыденного сознания.
теоритический.
+ 1-й базируется на здравом смысле и обширном повседневном опыте и складывается стихийно, этот уровень назыв. жизненной философией. 1-й ур. крайне не однороден, т.к. не однородны его носители. На формиров. этого уровня оказ. влияние нац. и религиозные традиции, уровни образов., интелект. и духовной культуры, характер проф. деятельн. и друг. Этот ур. включает в себя навыки, обычаи и традиции передов. из поколен. в поколен. и познанный опыт каждого конкретного индивида.
не отлич. глубок. продум., систематически, обоснов. эти недостатки преодолев. на 2-ом уровне теор.
2: К этому уровню относ. и ф-я. Ф-я претендует на теоретическое обоснование как содержания, так и способа достижения обобщен. знаний, а так же норм, ценностей и идеалов определ. цели, средства и характер деятельности людей. Ф=я видит свою задачу в том чтобы сделать мировозрен. предметом теоретического анализа.
Соотношение этих уровней можно выстроить в историч. последовательности, и в этом случае
1 - ому уровню соответствует мифология и религия
2 - ому - философия.
4. Проблема основного вопроса философии и различные варианты его решения.
О.в.фс. есть вопрос об отношении мышления и бытия, духа и природы, объективного и субъективного, психического и физического, материального и идеального, материи и сознания и т.д.
О.в.фс. имеет две стороны:
что первично, что вторично
познаваемый мир (или как относятся мысли об окружающем нас мире к самому этому миру или в состоянии ли мышление человека познать мир таким, каким он отражается в его сознании)
При решении первой стороны выделилось 2 основных направления: материализм и идеализм
М. считает, что материя первична (основа сознания), сознание вторично (производно от материи)
Идеалисты считают наоборот.
Разновидности идеализма:
объективный ид. считает, что сознание, дух существовали до, вне, независимо от человека: Платон, Гегель
субъективный ид. – направление в философ. которое за основу принимает индивидуальное сознание человека: Беркли, Мах, Авинариус
Общее между объект. и субъект. идеализмом в решении первой стороны О.в.фс. заключается в том, что они за основу принимают идею.
Фейербах (нем.) «Материя не есть продукт духа, но дух есть лишь высший продукт развития материи» - материалист (иногда нет)
Кант считал, что материя является объектив. реальностью (был агностиком)
К решению второй стороны философы относились по разному.
субъектив. ид. исходил из основного положения: мир есть комплекс моих ощущений, воспринимать - значит существовать (мир познаваем не полностью, ощущение - единственный источник познания)
Гегель признавал познаваемость мира, но считал, что познаваемы мысль, мышлен. чел-ка, абсолютная идея и дух.
Фейербах процесс познания начинается при помощи ощущений, но ощущения дают не полное, разрозненное представление об окружающей действительности и дальнейший процесс познания происходит при помощи восприятий (материалист)
Франц. материалисты 18 в.:Толон, Гельвеций, Гольбах, Дидро… - процесс познания происходит при помощи органов чувств, а разум человека не в состоянии познать то, что находится за пределом органов чувств (позиция суб. идиализма)
Кант – агностик.
Агностицизм - направление, сомневающееся в возможности познания мира
Кант считал, что мир познаваем как явление, но не как сущность.
Явление – познание предмета с внешней стороны, т.е. Кант стоял на позиции субъект. идеализма.
5. Философия как форма мировоззренческого знания. Функции философии.
В зависимости от того, какую роль философия выполняла или выполняет в общ-ве, относительно элементов духовной культуры общества, выделяют следующие функции:
логическая (содержан. ее является анализ понят., сужден., теорий с точки зрения их соответствия законам логики)
методологическая (заключается в сознательном систематическом анализе и выборе целесообразности путей и методов познания предмета)
эвристическая (эвр – теории обознач. обл. исследов. закономерности научного и технического творчества)( проявляется в возможности получен. новых знаний, новых результатов исследований в ходе философского анализа проблемы и путей ее решения)
мировоззренческая (главная функция ф-ии т.к. она совпадает с ее основным содержанием заключается в формировании, систематиз. обоснован., мировозр. знания в возможности через философ. образов. формировать мировоззрение людей)
критическая (ф-ия не останавливается на достигнутых результатах, она постоянно стремиться к выдв. и критическому анализу всё новых и новых возм. подходов)
6. Философия и наука.
История взаимоотношения философии и науки складывалась не однозначно и тем не менее существуют следующие этапы их взаимоотношений:
Синкретическое, т.е. неразличимое, единство науки и философии. Они не различаются ни предметом, ни методом , ни достигнутыми результатами (6 в. до н.э. – 17 в. н.э.).
Начало различия предметной области философии и науки. Представление о том, что философия должна заниматься воспитанием человека, а изучение природы предоставить науке (17-19 в.)
Многообразие предложений о том, чем должна заниматься философия:
а) ф-ия должна давать единую картину мира, основываясь на новейших достижениях естествознания;
б) ф-ия должна представлять человека во всем ее многообразии проявлений;
в) ф-ия есть теория познания, теория научного познания, теория науки;
г) ф-ия может быть предварительным изучением, исследованием, постановкой проблем в исследовании любого явления (19-20 века).
Сегодня разделяется мнение, что наука предпочитает браться за решение любых проблем, относительно которых возможна опытная проверка. В противном случае проблемы получают наименование ненаучных, и в этом своём качестве они остаются на рассмотрении ф-ии. В советский период такие проблемы получили название мировоззренческих.
Сейчас ф-ия оказывает наукам многообразную помощь:
Помогает формировать новые предметные области научных исследований.
Помогает формировать объяснительные принципы и представления, осмыслять и анализировать полученные противоречия.
Помогает критически осмыслить полученные результаты.
Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое положение в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия.
Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается культурная функция ф-ии.
Помогает оценить общественную значимость научных результатов.
7. Развитие представлений о материи в истории философии. Философское понятие материи.
Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо от сознания человека.
Греческие философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и др.) пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи (это позднее было названо субстанцией).
Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит – из огня; Эмпедокл – признавал 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю; Анаксимандр считает, что основу мира составляет ненаблюдаемое вещественное начало – апейрон; Демокрит – все состоит из атомов и пустоты; Пифагор – из чисел (материалисты).
Атомы имеют разную форму: шарообразную, угловатую, крючкообразную.
Взгляды философов Древней Греции носили наивный, но диалектический характер.
Платон – в основе мира лежат идеи, которые он признавал кирпичиками материального мира, но наделял их не физическими, а геометрическими свойствами. Свойства атомов зависят от того, какую геометрическую форму они имеют и какими математическими идеями они порождаются (идеалисты).
Философы считали, что субстанцию мира или основу чувственно воспринимаемого мира составляют конкретные элементы, и в этом заключается физический подход к пониманию материи.
В связи с революцией в естествознании в конце 19 – начале 20 вв. появляется философский подход к пониманию материи: материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.
В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта:
логический – материя как философская категория;
онтологический – (онтология – учение о бытии; бытие – единство объективной и субъективной реальности) – материя как объективная реальность;
гносеологический – (гносеология – теория познания) – материю можно познать через копирование, фотографирование, отображение;
заключительная формулировка: материя может существовать независимо от наших ощущений.
В философской категории материи можно выделить еще несколько аспектов:
материя – это то, что прямо или косвенно вызывает ощущения;
материя – это то, что существует вне и независимо от сознания человека;
материя – это то, отражением чего является сознание, мышление.
8. Понятие движения. Свойства движения. Движение и развитие, их соотношение.
Существуют различные подходы к понятию движения.
Материализм: движение – это 1) изменение вообще;
2) способ существования материи.
Субъективный идеализм: движение осуществляется в ощущениях, в мыслях, в сознании.
Объективный идеализм: “движение – это рост, изменение, уничтожение, возникновение, прохождение, гибель и т.д.”
Развитие – это движение от низшего к высшему, от простого к сложному.
Основные свойства движения: 1) объективность,
2) абсолютность,
3) относительность,
4) противоречивость.
9. Формы движения материи, их взаимосвязь.
Различают несколько форм движения материи, которые были выделены на основе классификации наук:
механическое – пространственное перемещение тел;
физическое – перемещение атомов, молекул;
химическое – различные химические реакции;
биологическое – обмен веществ;
социальное – общество (мышление, сознание).
Все формы движения материи между собой взаимосвязаны. Особенности взаимосвязи:
движение не исчезает бесследно, а наблюдается переход одной формы материи в другую;
высшие включают в себя низшие формы, но в «снятом» виде (как побочные явления).
Каждая форма имеет свой носитель движения, о чем говорит, что высшие формы не сводятся к низшим, а низшие – к высшим, т.к. одно включает другое.
Простые формы движения материи могут характеризоваться как сложные только в том случае, если их рассматривать в сложных полях (гравитационные, ядерные и т.д.).
10. Проблемы пространства и времени в философии.
То или иное понимание пространства и времени складывается в зависимости от характера взаимодействия материи и движения, движения и покоя.
Демокрит: вводит понятие пустого пространства для движения атомов как необходимого объективного условия; пространство Демокрита бесконечно и однородно, оно является вместилищем неограниченного числа миров. Время отождествлялось с бесконечностью, вечностью, как объективной основой вечного движения; вся природа представлялась в вечном и неустанном движении. Пространство и время рассматривались в качестве условий и причины её движения.
Такой подход к пониманию пространства и времени был характерен для многих материалистов Древней Греции.
Идеалисты: Платон и Фома Аквинский определяли вечность как нечто вневременное, божественное, сверхприродное, совершенное.
Аристотель: отвергал существование пустого, однородного и бесконечного пространства. Оно у Аристотеля неоднородно и конечно. Время выражает число движений и течет равномерно.
Ньютон: у него абсолютное пространство было демакритовой пустотой, оно неподвижно, однородно, непрерывно, бесконечно, трехмерное вместилище всех материальных тел и их движений. Время – чистое, однородное, равномерное, непрерывное, вечная и неизменная
длительность, оно имеет одно направление и течет от прошлого через настоящее к будущему и поэтому одномерно. Пространство и время не от чего не зависят. Такое понимание пространства и времени было характерно для Лейбница, Декарта и др.
Лейбниц: ни пустоты, ни чистой длительности, как самостоятельных начал бытия,- нет. Пространство – порядок взаиморасположения тел, а время – порядок сменяющих друг друга событий или состояний тел, т.е. пространство и время у него зависят от простейших субстанций, монад, которые активны, обладают движением, наделены способностью самодвижения.
В тесных рамках идеализма, но глубоко диалектически пытался решить эту проблему Гегель: он считал, что только в движении пространство и время действительны, они неразделимы и определяют друг друга как единство противоположностей. Диалектика пространства, времени и движения лежит в мировом духе в потусторонней мощи божественного духа.
Субъективные идеалисты: Беркли, Юм, Кант, отчасти Мах.
Кант: считал пространство и время в качестве априорных, доопытных и врожденных свойств человеческого сознания как чистые формы созерцания, благодаря которым человек воспринимает явления внешнего мира в пространстве и во времени. Кант считает, что тела представляются нам как имевшие определенную геометрическую форму, протяженность, потому что так устроено сознание человека.
Мах: пространство и время – это упорядоченные ряды ощущений.
Диалектический материализм: пространство и время – это форы или способы существования материи.
Свойства пространства и времени.
Общие свойства:
объективность;
абсолютность – движение, как и пространство и время, носит всеобщий характер;
относительность – содержанием пространства и времени является движущаяся материя, поэтому пространство и время меняются в различных частях света, на разных уровнях, в движущейся материи;
бесконечность – понимается в смысле бесконечности всеобщности бытия.
Специфические свойства:
непрерывность и прерывность – свойство связано с движением пространства и время прерывно, поскольку в движении осуществляется переход от одних пространственно-временных структур к другим;
мерность – пространственно-временные отношения м.б. описаны при помощи трех пространственных отношений и одного временного отношения; существует понятие n-мерного пространства, т.е. добавляются другие характеристики: t, p.
Время одномерно – т.е. оно необратимо, это свойство обусловлено характером причинно-следственных отношений.
Пространство – это, когда любой объект занимает место, т.е. обладает протяженностью, находится на каком-то расстоянии от других объектов, т.е. взаимодействует с ними и обладает определенной конфигурацией.
Время – 1) длительность явления;
2) следование сменяющих друг друга событий и явлений, имеющих одно измерение.
11. Проблема сознания в философии.
Развитие представления о сознании в истории.
Понятие отражения, уровни и формы отражения действительности.
Сознание человека и психика животных.
Единство языка и мышления.
Основные категории:
Отражение
Пантеизм
Психофизический параллелизм
Сознание
Раздражимость
Ощущение
Восприятие
Представление
Самые первые представления о психике и сознании возникли в первобытные времена, тогда же появились представления и о душе. Под душой древние люди понимали совокупность психических процессов: думать, чувствовать, переживать и т. д.
Демокрит.
Душа есть особого рода огонь и теплота. Она состоит из атомов, имеющих круглую форму, тела этой формы способны проникать всюду и двигать другие тела.
Душа – материальное образование. Она телесна и отсюда ее другая особенность – она дар природы и возникла под влиянием естественных сил, не нуждающихся в существовании сил, стоящих над ней.
Платон.
Придерживался противоположной точки зрения. Считал, что души существовали прежде, чем появились в облике человека. Существовали без тел, но имели разумение. Душа существует до человека, вне человека, как особая надприродная сущность.
Дуализм. Декарт.
Считают, что душа – особая, чуждая материи духовная субстанция. Он считает душу и тело независящими друг от друга началами.
Психофизический параллелизм.
разновидность дуализма ( Декарт ). Природа и дух выступают как два различных начала: основным свойством материи является протяженность, а основным свойством духа – способность мыслить. Отсюда: идея не имеет протяженности, а тело не может мыслить.
Идеализм + религия.
Продолжают линию первобытного анимизма, то есть одушевление окружающих предметов. Первобытные люди наделяли все уголки добрыми и злыми духами.
Пантеизм.
отождествление Бога с природой. Бенедикт Спиноза пытался отождествить материю с мировой духовной субстанцией.
Субъективный идеализм.
отождествляет вещи с ощущениями, восприятиями, мыслями. Такое отождествление приводит к выводу, будто ощущения существуют вне мозга человека.
Иной позиции придерживался позитивизм. Бертран Рассел пытался отождествить психическое с физическим, а это означает, что материальные предметы превращаются в ощущения и что ощущения выносятся за пределы нервной системы, то есть Рассел сближает материю и дух, т.к. под материей он понимает мысль, а под духом ощущения. Под мозгом он понимает совокупность ощущений и мыслей. Отсюда не мысль в мозгу, а мозг в мыслях.
Фохт, Бюхнер.
Мысль так выделяется мозгом, как желчь печенью.
Диалектический материализм.
Сознание – это функция мозга; свойство высокоорганизованной материи и форм отражения действительности.
12. Теория отражения. Развитие форм отражения.
Отражение – всеобщее свойство материи воспроизводить в своих особенностях особенности взаимодействующих тел.
Особенности отражения:
Зависимость отражения от отображаемого объекта.
Отражение вторично по отношению к отображаемому объекту.
Момент подобия ли сходства отражения с отображаемым объектом.
Географическая среда накладывает отпечаток на процесс отражения.
Для отражения необходимо взаимодействие, но не любое взаимодействие приводит к отражению, а лишь такое, результатами которого являются внутренние изменения. Отражение, присущее неживой природе, носит внешний механический характер. С возникновением жизни появляются более сложные формы отражения.
Различают несколько уровней отражения действительности:
Механический.
Физический.
Химический
Биологический
Социальный.
Биологический – растительный и животный мир.
У животного мира формы отражения действительности носят психический характер, потому что животные в отличие от растений обладают нервной системой.
13. Сознание как форма отражения действительности. Сознание человека и психика животных.
Раздражимость, ощущение (чувствительность ) , восприятие и представление.
Раздражимость – ответная реакция организма на воздействие внешней среды. Связана с обменом веществ. Это позволяет судить о внутреннем механизме человека.
С появлением жизни формируется избирательное отношение к некоторым веществам, и у организмов происходит формирование органов чувств.
Для растительного мира характерна раздражимость. Для социального уровня характерны: раздражимость, ощущение, представление, сознание, восприятие.
3.Человека отличает от животного:
Наличие абстрактного мышления в понятиях.
Наличие самосознания, которое является неотъемлемой частью сознания.
Для животных характерно наличие безусловных и условных рефлексов, которые составляет первую сигнальную систему, а человеку свойственна и вторая сигнальная система.
Первая сигнальная система связана с наличием органов чувств, сигналами для животных являются воздействие внешнего мира на органы чувств.
Вторая сигнальная система присуща только человеку, поскольку сигналами этой системы являются слова, видимые, слышимые, произносимые.
Слово заменяет непосредственный сигнал, и те самым заменяет определенные действительности, системы. Поэтому слово является сигналом сигналов.
Слово может быть материальной оболочкой чьей-то мысли.
14. Познание: сущность, уровни.
Процесс познания
15. Понятие истины. Объективность истины. Абсолютная и относительная истины.
Познание – это процесс проникновения мысли в объект. Познавательной мыслью (целью) этого процесса является постижение истины. Познание – это процесс отражения действительности в сознание человека.
ИДЕАЛИЗМ практикует истину как согласие или как некую вечную идею, существующую помимо сознания человеческого царствия чистой лжи.
МАТЕРИОЛИЗМ: истина – это такое содержание наших представлений, которое адекватно (или верно отражает объект). Всякое знание, если оно верно, отражает действительность есть объективно-истинное. В процессе познания человек не может сразу полностью познать действительность. Всякая теория обусловлена исторически, и потому заключает в себе неполную истину, а относительную истину.
Относительная истина – это неполное, неточное, незавершенное знание о предмете. Познание есть развитие истины. Истина есть процесс бесконечного накопления знаний. В процессе познания человек всё больше и больше преодолевает относительность истины, прибавляя к познанию моменты абсолютного знания.
Абсолютная истина – это более полное, более точное, более завершённое знание о предмете. Она складывается из относительных истин. По мере формирования абсолютной истины постоянно наблюдается взаимосвязь абсолютной и относительной истин, и в этом проявляется диалектический характер истины.
16. Роль практики в процессе познания.
Знания, полученные на основе чувственного и абстрактного мышления, реализуются на практике. Практика – целесообразная целенаправленная деятельность человека (по материалистам); практика – это не только духовная деятельность сознания, духа, воли, но и божественного разума (по идеалистам); практика есть идея блага, добра, достичь блага можно, ставя цели, действуя, направляя волю.
Практика – это волевая деятельность идеи, абсолютной идеи, а затем человеческого сознания (Гегель – объективный идеализм). Практика – это психическая деятельность человека, обусловленная разумом, волей, интуицией. Прагматисты – Джеймс, Дьюи, Пирс относили к практике религиозный опыт, сновидения, магию и суеверие. Метафизический материализм под практикой опыт учёных в лабораториях, научные наблюдения и эксперимент.
17. Соотношение чувственного и рационального в познании. Сенсуализм и рационализм.
19. Диалектика как учение о связях.
Предметы и явления окружающей действительности не сущ. изолированно друг от друга. Они определенным образом влияют друг на друга , зависят друг от друга .Связи и зависимости, существующие между явлениями, изучаются различными науками (пр. биология – связи и зависимости сущ. между наследственностью и изменчивостью ; физика – скоростью и временем ; философия- пространство и время , материя и движение и т.д.). Связи, выраженные в явлениях (между явлениями), связаны с законами.
20. Понятие закона. Классификация законов.
Закон- общая, относительно устойчивая, необходимая, существенная, повторяющаяся связь явлений.
Законы подразделяются на общие и специфические.
Общие законы – законы действующие во всех сферах действительности (в природе, обществе, мышлении). К ним относятся законы диалектики.
Специфические законы - законы распространяющиеся на более или менее ограниченную сферу явлений (пр. закон всемирного тяготения , распростр. только на физические явления; закон Бойля-Мариотта, распростр. на газы).
Законы диалектики (1. закон единства и борьбы противоположностей; 2. закон перехода количественных изменений в качественные и обратно 3. закон отрицания отрицания ) - законы изменения и развития . Они носят всеобщий, необходимый характер.
21. Закон единства и борьбы противоположностей. Понятие противоположности и противоречия. Виды противоречий.
Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.
Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ).
Противоположности применяются:
1. в науке (+,-),
2. диалектике (причина и следствие, возможность и действительность, содержание и форма),
3. в мышлении (истина и заблуждение, абсолютная и относительная истина).
На определенном этапе развития предмета противоположности начинают друг другу не соответствовать, сталкиваться между собой, взаимоисключать друг друга и приходят в состояние борьбы. Момент взаимодействия противоположностей – противоречие . В процессе развития предмета , явления противоречие может разрешаться и предмет переходит в новое состояние, новое качество с новыми, но вначале скрытыми противоположностями.
«Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета. Противоречие – это корень всякого движения и жизненности. Нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает жизненностью и деятельностью, но способностью к движению обладают не материальные предметы, а мысли, идеи». (Гегель)
Различают виды противоречий:
Антагонистические и неантагонистические.
Антагонистические - это такие противоречия, которые сущ. между классами, группами, слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие.
Неантагонистические – противоречия, противоположные антагонистическим. Этот вид противоречий характерен только для общества.
2. Внутренние и внешние.
Внутренние – противоречия между противоположными сторонами предмета (пр. между производством и потреблением).
Внешние - противоречия между данным явлением и другими явлениями (пр. между обществом и природой, живым организмом и внешней средой).
3. Основные и неосновные.
Основные - противоречия между ведущими (главными) сторонами предмета (пр. производительные силы и производство).
Неосновные - противоречия между другими сторонами предмета.
Различие основных и неосновных, внешних и внутренних противоречий важно проводить потому, что они играют неодинаковую роль в развитии предмета, а также связаны с наличием у предмета неодинаковых по своему значению сторон. Внутренние противоречия играют решающую роль в развитии предмета, они определяют сам характер и содержание развития. Внешние противоречия оказывают влияние на темпы развития (ускоряют или замедляют его).
Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета. Необходимо различать виды противоречий, т.к. это позволяет находить правильные пути и способы их разрешения. Данный закон показывает источник движения, источник развития.
22. Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. Понятия: качество, количество, мера, скачок.
Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством.
Качество –
свойство предмета - такие черты и особенности предмета, которые характеризуют его способность взаимодействовать с другими предметами.
структура предмета, которая связана со свойствами предмета (структура предмета - то из чего состоит предмет, из каких элементов).
функции предмета, т.е. то, для чего предмет предназначен.
место предмета в определенном процессе, т.е. является он исходным пунктом или его результатом, находится он в развитом или неразвитом состоянии.
Степенью той или иной качественной определенности является количество (металлы проводят ток по-разному). Любое явление обладает как количественными, так и качественными показателями. Связь их проявляется в том, что количественные изменения не приводят к качественным до определенного момента, которым является мера.
Мера - переход от одного качественного состояния к другому или единство количества и качества. Сущ. и обратная зависимость: качественные изменения приводят к количественным. И в том и в другом случае предмет меняет свое состояние, т.к. происходит нарушение меры и совершается скачок.
Скачок – переход от одной меры к другой или от одного качественного состояния к другому.
Скачки могут иметь разный характер – это зависит от природы самого явления, тех условий, в которых совершается данное качественное изменение, и от тех причин, которые его порождают. Скачки могут быть эволюционными и революционными. Эволюция – изменение предмета, когда становятся другими несущественные для него свойства, черты, закономерности и сохраняются его основные св-ва, закономерности, структура.
Революция - изменение предмета, которое коренным образом меняет его структуру, его основные черты и закономерности и он превращается в совершенно иной по своей структуре и закономерностям предмет.
Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета.
23. Закон отрицания отрицания. Роль отрицания в развитии.
Каждое явление, предмет, изменяясь, имеет определенный исходный пункт и результат. При этом результат данного процесса составляет исходный пункт дальнейшего процесса, который также имеет определенный результат. Так происходит в обществе, природе и мышлении. Одни явления отмирают, уходят в прошлое, другие становятся на их место. Между исходным пунктом и результатом всякого изменения сущ. связь между старыми явлениями, ранее существовавшими, и новыми, пришедшими к ним на смену. Такая связь старых и новых явлений имеет место в любом изменении, развитии.
Развитие - такое изменение предмета, когда последующая стадия процесса не просто включает в себя в преобразованном виде какие-то стороны, элементы предшествующих стадий, а имеет возможность сохранить положительное содержание данных стадий. Отрицание – такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные черты, присущие старому.
Связь старого и нового характеризует преемственность. Всякое старое включается в новое при том условии, если оно соответствует новым, изменившимся условиям. Но повторение в новом, некоторых черт и особенностей старого не обязательно имеет место сразу после смены старого новым. Оно может происходить и через 2, 3, 4 и более отрицаний .Ведь новое не всегда остается новым, со временем оно устаревает и поэтому отрицается другим явлением. По отношению к первому отрицанию данное отрицание является отрицанием отрицания.
Изменения, происходящие с явлениями, носят как прогрессивный, так и регрессивный характер. Прогрессивное развитие того или иного явления зачастую бывает связанно с регрессом некоторых, составляющих его элементов (пр. переход от рабовладения к феодализму – прогресс, но в области духовной культуры наблюдался известный регресс, связанный с господством церкви). Регрессивные изменения могут выступать и как определенный этап развития. Живые организмы возникают, совершенствуются, а затем постепенно стареют и гибнут. Характер прогресса отрицаний во многом зависит от условий, в которых возникает данный прогресс.
Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).
24. Категории единичного и общего, их взаимосвязь.
Окружающий нас мир, предметы, явления неповторимы, своеобразны и индивидуальны. Каждое явление, предмет характеризуется через понятия, которые обладают как общими, так и единичными свойствами.
Особенности свойств предметов отражают категории: единичное и общее.
Единичное - черты, признаки, присущие только одному предмету и отсутствующие у других предметов.
Общее - это то, что присуще не только данному предмету, но и другим предметам.
Единичное и общее взаимосвязаны между собой и связь выражается категорией особенного.
Особенное - это такие общие черты, свойственные индивидуальному предмету, которые отличают его от некоторых других предметов.
25. Явление и сущность, их взаимосвязь.
Cущность и явление употребляется в широком и узком смысле слова.
Сущность – это такая сторона предмета, которая определяет в данном отношении взаимодействие его с другими предметами.
Явление – установление чувственно воспринимаемых свойств предмета, а также раскрытие тех свойств, которые он проявляет при своем взаимодействии с другими предметами.
Сущность и явление взаимосвязаны между собой. Через явление мы узнаем о сущности, а на основании сущности объясняют и предсказывают явление. Нет непроходимой грани между сущностью и явлением, но сущность и явление-это не одно и тоже, это различные стороны одной вещи.
Явление - это сущность, проявившаяся во вне. Некоторые философы считают, что невозможно познать сущность предмета, объявляя сущность «вещью в себе» и тем самым скатываются на позиции агностицизма. Другие считают, что сущность вещей познать можно и в процессе познания «вещь в себе» превращается в «вещь для нас».
26. Категории необходимости и случайности, их взаимодействие.
Изменения, происходящие с предметами, имеют свою причину, но одни изменения связаны с внутренней природой самого предмета, а другие изменения зависят от внешних обстоятельств. Это лежит в основе различия категорий необходимости и случайности.
Необходимость - это те свойства предмета, а также происходящие с ним изменения, которые обусловлены внутренней природой самого предмета.
Случайность - это те свойства, изменения, которые обусловлены стечением внешних, несущественных для предмета обстоятельств.
Необходимость и случайность взаимосвязаны между собой. Всякая необходимость пробивает себе дорогу через массу случайностей. Случайность всегда, так или иначе, связана с необходимостью, служит формой ее проявления. А необходимость имеет своим дополнением случайность.
Связь необходимости и случайности проявляется в том, что одно и тоже событие случайное в одном отношении выступает как необходимое, в другом.
Пример: Засуха, погубившая растения - случайность для них, но засуха - необходимое следствие метеорологических условий.
Существует несколько подходов необходимости и случайности. Некоторые считают, что в мире все только необходимо, что случайности не играют никакой роли - фатализм (все в мире заранее предопределено). Противоположная точка зрения ощущает всякую необходимость и считает, что случайности играют определенную роль.
27. Причина и следствие, их взаимосвязь.
Связи, существующие между предметами и явлениями - это связи причины и следствия. То, что вызывает к жизни или видоизменяет какое-то явление называется причиной, а то, что возникает под действием определенной причины называется следствием.
Причинно-следственные связи разнообразны: главные и неглавные, существенные и несущественные, внешние и внутренние, общие и ближайшие и т. д. Причинно-следственные связи необходимо отличать от связей вообще.
Нельзя путать причинно-следственные связи со структурными связями, т.е. связи данного предмета с другими предметами, существующие одновременно с другими предметами или составляющие элементы определенного целого. От причины связи нужно отличать связь между возникновения данного явления и теми условиями, в которых оно происходит.
Под условием понимаются те явления, которые хотя и не вызывают данного явления, но делают возможным процесс его возникновения и оказывают определенное влияние на темпы, скорость, масштабы этого процесса.
Существуют различные подходы к причинно-следственной связи:
телеологический - это когда понятие причины пытаются подменить понятием цели.
религиозный, который стремится отрицать причинно-следственную связь и на место естественных причин поставить божественные, мистические силы.
материалистический, признающий существование причинно-следственных связей между явлениями.
28. Роль производства в развитии общества.
Понятие способа производства, духовного пр-ва, материального пр –ва.
Общественное пр-во – это пр-во по созданию материальных и духовных ценностей. Общественное пр-во – пр-во жизни. В общественном пр-ве выделяют материальное и духовное пр-во.
Материальное пр-во – процесс, совершающийся между человеком и природой, которым чел-к опосредует, контролирует и регулирует свой обмен веществ с природой. Материальное пр-во основано на потребностях вещей и предметных условий существования.
Духовное пр-во основано на информационных потребностях, на стремлении получать его новые знания.
Способ пр-ва является основным критерием развития и смены формаций. Его составляют производительные силы и производственные отношения.
Производительные силы и их элементы.
Производительные силы – активная сторона способа пр-ва. Производительные силы состоят из личного элемента (чел-к или труд), вещного эл-та (средства производства), которые подразделяются на предметы труда и средства труда.
Предметы труда – природный объект, на который направлены условия, труд чел-ка. Средства труда - вещь или комплекс вещей, которые помещает чел-к между собой и предметом труда. Из средств труда иногда выделяют орудия труда как главный эл-т средств труда. Жесткой грани между предметами и средствами труда не существует. Многие ученые считают, что чел-к является активным источником, эл-том производительных сил, т.к.:
а) ведущая роль чел-ка в пр-ве связана не столько с его физическими свойствами сколько с его мышлением. Духовные способности чел-ка позволяют приспособиться к новым техническим средствам пр-ва, идеально конструировать такие средства.
б) активность чел-ка выражается и в возможности предвидения конечной формы продукта пр-ва.
в) трудовые мотивации личности, т.е. отношение чел-ка к труду, его желание трудиться. Без мотивации профессионального знания навыки, физическая сила мертвы.
Другие ученые считают, что главным эл-том производительных сил являются орудия труда, которые чел-к застал в готовом виде, совершенствовал и поднимал их на более высокий уровень развития. Велика роль науки в развитии производительных сил. История науки говорит о том, что наука превратилась в непосредственную производительную силу общества, но такой она является в целостной системе производительных сил. Важным фактором развития пр-ва являются условия труда. В процессе пр-ва чел-к вступает в отношения не только с природой, но и др. с др. для совместной деятельности и обмена этой деятельностью.
Производственные отношения.
Производственные отношения – отношения, которые складываются между людьми в процессе пр-ва средств жизни. Производственные отношения наряду с производительными силами составляют 2-й эл-т способа пр-ва. Основным содержанием производственных отношений является обеспечение трудовой предметно-практической деятельности человека. По своей структуре производственные отношения состоят из организационно-технологических и экономических отношений.
Орг-техн отношения – отношения между людьми в непосредственном производственном процессе, связанные с разделением труда, координацией, согласованием деятельности, к ним относятся и отношения управления. Отсюда заключаем, что орг-техн отношения- отношения разделения, кооперации труда и управления. Орг-техн отношения складываются объективно, содержанием этих отношений является обмен трудовыми функциями, профессиональной деятельностью между различными группами и отдельными людьми. Орг-техн отношения имеют двойственный характер: они одновременно являются эл-том производительных сил, т.е. речь идет о разделении и кооперации труда. Орг-техн отношения рассматриваются исходя из самого производственного процесса, в центре же экономических отношений находится непроизводственный процесс как таковой, а вопросы собственности, распределения, обмена и потребления продукта.
Экономические отношения – отношения, которые объективно складываются между людьми по поводу присвоения средств пр-ва и предметов потребления непосредственно в процессе пр-ва, распределения, обмена и потребления. Эл-тами экономических отношений являются отношения собственности (отношения пр-ва), отношения распределения, отношения обмена и потребления. Главным эл-том экономических отн-й являются отн-я собственности.
Собственность – исторически определенная форма присвоения людьми материальных благ в процессе их пр-ва, обмена и потребления. Субъектом собственности могут выступать люди, предприятия, гос-ва. Объектом собственности являются факторы пр-ва и готовая продукция. Существует стандартный подход к видам собственности и фундаментальный (нестандартный, неклассический).
Стандартный – рассматривает индивидуальную частную, акционерную, государственную, кооперативную и смешанную собственность.
Фундаментальный – признает существование трех основных видов собственности: вещественная, интеллектуальная, управленческая.
Вещественная – собственность на любые материальные, телесные объекты. В основном она соответствует осязаемой конкретной вещи, которая может быть отчуждена (предприятия, недвижимость, транспорт, транспортные коммуникации, большинство предметов потребления, имеющих характер вещи). Специфический вид вещественной собственности – собственность чел-ка на свое тело.
Интеллектуальная – собственность на любые знания и информацию, на всякую идею, отличную от вещи.
Управленческая – назван так потому, что объект его не есть субстракт или имущество, а есть процесс или фун-ия.
Собственность на управление – есть нечто среднее между собственностью и властью, с др. стороны это есть экономическая власть.
Ведущим видом собственности становится интеллектуальная.
Взаимодействие производительных сил и производственных отношений.
Производительные силы и производственные отношения взаимосвязаны между собой, едины. Сущность взаимодействия производительных сил и производственных отношений состоит в том, что изменения в производительных силах (источником внутреннего развития производительных сил может быть либо чел-к, либо орудия труда) вызывают соответствующие изменения в производственных отношениях. Развитие производительных сил непрерывно, в то время как изменение производственных отношений проявляется главным образом при замене одного способа производства др. Производственные отношения не пассивны, а активны, причем эта активность может быть положительной, если она способствует развитию производительных сил, и отрицательной, если является тормозом развития производительных сил. Т.к. каждая форма производственных отношений подчиняет пр-во определенной цели, то у различных субъектов пр-ва проявляются определенные стимулы деятельности. У собственников средств пр-ва - это получение прибыли, у наемного работника – получение более высокой зарплаты при совершенствовании своей квалификации. Собственник при этом будет способствовать развитию производительных сил, пока производственные отношения обеспечивают ему получение прибыли. Активность производственных отношений проявляется через деятельность людей. Производственные отношения могут обладать относительной самостоятельностью, т.е. они могут развиваться без влияния на них производительных сил. Производительные силы и производственные отношения, вступая в противоречия др. с др., способствуют развитию общ-ва., но длительное время производительные силы не могут находиться в старой форме, т.к. новому содержанию должна соответствовать новая форма, разрешение противоречия осуществляется, когда происходит смена формаций и старый способ пр-ва заменяется новым. Вслед за способом пр-ва меняется и социально-классовая структура общ-ва.
29. Формационный подход к развитию общества.
Формационный метод был разработан марксистами, он составляет основу материалистического понимания общества.
Формация - определенный тип общества, цельная соц. система, развивающаяся и функционирующая на основе господствующего способа производства по своим законам.
Законы: общие и специфические.
Общие - законы, распространяющиеся на все формации (закон об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию, закон об определяющей роли способа производства в общественном развитии).
Специфические законы – законы, действующие в одной или нескольких формациях (закон пропорционального развития народного хозяйства).
Основным критерием опред. развитие и смену формаций является способ производства, который представлен единством развития производительных сил и производственных отношений. Вслед за способом производства меняется и социально-классовая структура развития общества. Развитие общества осуществляется по восходящей линии от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, феодальному, капиталистическому, коммунистическому обществу. Смена формации осуществляется с помощью соц. революций. Каждая формация имеет базис и надстройку.
Базис - это совокупность производственно- экономических отношений.
Надстройка - это совокупность идей организации утверждений и идеологических отношений.
Основными категориями формационного подхода является способ производства, класс, общество. Но эти категории являются категориями высокой степени абстрогированности поэтому не отражают весь спектр развития общества и формационный подход дополняется двумя другими: цивилизационным и культурологическим.
(из практики) Формационный подход. Общество развивается от низших формаций к высшим. Формации отличаются друг от друга способом производства, который в свою очередь изменяется благодаря производительным силам, те в свою очередь изменяются с помощью орудий труда. Однако теория Маркса в некоторых положениях была ошибочной. Он полагал, что производительные силы смогут развиваться и после изменения капиталистических производственных отношений. Формационная теория имеет активных сторонников и сейчас. Например: Уолтер Ростоу в своей теории стадийного роста рассматривает прогресс, как этапы развития техники и только техники. Интересную градацию предложил Дениел Бел – 3 этапа развития:
1.доиндустиальное общество 2.индустриальное общество 3.технотронное информационное общество.
В доиндустриальном обществе большая часть населения занята сельским хозяйством. В существующем обществе большая часть населения занята в промышленности. В обеих этих стадиях люди не могут обеспечить себя всем необходимым. В технотронном обществе большая часть населения занимается получением, обработкой и произведением информации. Это общество на основе эффективных технологий не только обеспечивает само себя, но и снабжает основной мир.
30. Культурологический подход к анализу общества.
Категория культуры является универсальной, Шпенглер рассматривал эту проблему не как единую общечеловеческую культуру, а как расколотую на 8 культур, каждая из которых вырастает на основе собственного прафеномена, т.е. способа переживания жизни.
Культура: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, культура майя и пробуждающаяся русско-сибирская культура.
Каждая культура подчинена жесткому биологическому ритму, который определяет основные фазы ее внутреннего развития: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и закат.
Каждая культура имеет 2 основных этапа:
восхождение культуры (собственно культура),
нисхождение или цивилизация.
Первый характеризуется органическим типом эволюции во всех сферах человеческой жизни: социальной и политической, религиозной и этической, художественной и научной.
Второй этап характеризуется механическим типом эволюции, представляющим собой окостенение органической жизни культуры и ее распад.
Отличие цивилизации и культуры:
цивилизация – функциональна, технологична, институциональна; культура – ценностна, связана с постановкой цели.
цивилизация – усвоение образцов прогресса; культура – способ освоения достижений в национальных рамках.
тип культуры – выражает отношение общества к миру; цивилизация – конкретную форму реализации этого типа в конкретных исторических условиях.
31. Общество как развивающаяся система.
1. Понятие соц. структуры общества. Соц. стратификация.
2. Соц. мобильность – это перемещение вверх и вниз.
3. Проблема соц. конфликтов.
Соц. структура общества – это совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных соц. институтов, групп и слоев. Основным элементом соц. культуры являются классы.
Классы – большие группы людей различающихся
по их месту в исторически определенной системе общественного производства,
по их отношению к средствам производства,
по их роли в общественной организации труда,
по размерам доли общественного богатства, которой они располагают,
классы – это группы людей, одна из которых может присваивать труд другой благодаря их различию в системе общественного уклада.
Это основные класообразующие признаки.
К вспомогательным относятся: уровень образования, характер и содержание труда, образ жизни…
В западной социологии с основным классообразующим признаком, т.е. отношение к средствам производства, не согласна теория социальной стратификации. На этой основе она предлагает свои критерии:
В качестве ведущего критерия теория социальной стратификации предлагает соц. престиж.
Главными считаются самооценки людей и их социальные позиции.
3. При рассмотрении общества учитываются некоторые объективные критерии: профессия, доход, образование.
Теория социальной стратификации снимает ограничения и односторонний подход при рассмотрении соц. структуры общества. Личностный подход также используется при рассмотрении соц. структуры общества. Этот подход включает в себя соц. отчуждение и др. характеристики. Личностный подход основан на теории модернизации, где каждому этапу модернизации присущ свой тип отчуждения. На этой основе выделяется 4-е модели общества.
Традиционное общество с сословно-иерархической соц. структурой и с внеэкономическим личным отчуждением.
Модернизированное классическое общество с классово-иерархической соц. структурой и экономической (вещной) формой отчуждения.
Общество с модернизацией 2-ого типа, т.е. с модернизацией вдогонку с корпоративно - иерархической структурой и с тотальной формой отчуждения.
Постмодернизационное общество с развитой соц. дифференциацией и снятием соц. напряженности и соц. отчуждения.
II.
Социально классовая структура общества показывает, что общество любого типа неоднородно. Классы, соц. слои, группы, отдельные члены общества выступают в качестве субъектов различного рода деятельности, поэтому в социуме происходят перемещения из одних соц. групп и сфер в другие
Из одних соц. групп и сфер в другие. На этой основе в западной социологии была сформулирована теория соц. мобильности.
Социальная мобильность – это переходы людей из одних соц. групп и слоев в другие (так называемые соц. перемещения) либо восхождения к более высоким позициям с более высоким престижем, доходом и властью, либо перемещение к более низким иерархическим позициям.
Термин соц. мобильность был введен в социологию американским социологом русского происхождения Питиримом Сорокиным.
Различают интергенерационную и интрагенерационную соц. мобильность
Интергенерационная - мобильность между поколениями, перемена соц. положения от отца к сыну.
Интрагенерационная соц. мобильнось – мобильность внутри поколения, индивидуальная карьера, связанная с соц. восхождением или нисхождением.
По направлению перемещений различают вертикальную и горизонтальную соц. мобильность, которая так же позволяет при анализе социальной структуры общества, дифференцируемо осуществлять подход к той или иной группе общества. Семиклассовая вертикальная классификация используется при анализе соц. мобильности:
Это высший класс профессионалов-администраторов.
Технические специалисты среднего уровеня
Коммерческий класс
4. Мелкая буржуазия
Техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции
Квалифицированные рабочие
Неквалифицированные рабочие.
При анализе соц. мобильности используется также методика сравнительного анализа престижа профессии американского социолога Треймана.
Ш
Проблемы соц. конфликтов.
Классы, соц. слои, группы часто вступают в противоречие между собой, приводящие к конфликтам. Причины конфликтов разнообразны: наличие противоположных интересов, недостаток жизненных благ, расхождения в целях…
Теория соц. конфликтов разрабатывается многими западными социологами и особенно немецким социологом философом Дарендорфом в работе «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе».
По его мнению, конфликт – это норма соц. жизни, который неизбежен в любой соц. системе. Дарендорф различает субъекты и объекты конфликтов, которые носят различный характер. Это недостаток информации, средств влияния, различные препятствия на пути достижения цели, всевозможные ситуации соц. выбора…
Конфликт связан с наличием противоположных интересов, возникающих в производственных отношениях с противоположностями норм и ожиданий, с позициями соц. институтах и группах.
Наиболее сложным, по его мнению, являются массовые конфликты на уровне общества, стран, государств. Субъекты массовых конфликтов (классы, нация, религиозная общность), как правило, вступают в труднорегулируемые экономические, политические и др. конфликты.
Существует специальная наука, которая занимается разработкой конкретных предложений и исследований по выходу из кризиса, конфликтов –эмпирическая социология.
32. Категории возможности и действительности, их взаимосвязь.
Существуют самые разнообразные изменения с предметами, но для того, чтобы эти изменения возникли должны существовать реальные предпосылки. Момент, предшествующий возникновению предмета, отражается категорией возможность. Другой момент процесса развития, когда возможность появления какого-либо предмета осуществляется - это есть действительность.
Действительность - то, что существует как наличное бытие в данный момент времени. Различают абстрактные или формальные и реальные возможности. Превращение возможности в действительность могут произойти в результате случайного стечения обстоятельств - абстрактная возможность. Если условие для превращения возможности в действительность вытекает из внутренней природы существующего предмета, то такая возможность называется реальной. Следует отличать абстрактную возможность от реальной возможности и невозможности.
33. Понятие социальной структуры общества. Теория социальной стратификации.
Соц. структура общества – это совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных соц. институтов, групп и слоев. Основным элементом соц. культуры являются классы.
Классы – большие группы людей различающихся
по их месту в исторически определенной системе общественного производства,
по их отношению к средствам производства,
по их роли в общественной организации труда,
по размерам доли общественного богатства, которой они располагают,
классы – это группы людей, одна из которых может присваивать труд другой благодаря их различию в системе общественного уклада.
Это основные класообразующие признаки.
К вспомогательным относятся: уровень образования, характер и содержание труда, образ жизни…
В западной социологии с основным классообразующим признаком, т.е. отношение к средствам производства, не согласна теория социальной стратификации. На этой основе она предлагает свои критерии:
В качестве ведущего критерия теория социальной стратификации предлагает соц. престиж.
Главными считаются самооценки людей и их социальные позиции.
3. При рассмотрении общества учитываются некоторые объективные критерии: профессия, доход, образование.
Теория социальной стратификации снимает ограничения и односторонний подход при рассмотрении соц. структуры общества. Личностный подход также используется при рассмотрении соц. структуры общества. Этот подход включает в себя соц. отчуждение и др. характеристики. Личностный подход основан на теории модернизации, где каждому этапу модернизации присущ свой тип отчуждения. На этой основе выделяется 4-е модели общества.
Традиционное общество с сословно-иерархической соц. структурой и с внеэкономическим личным отчуждением.
Модернизированное классическое общество с классово-иерархической соц. структурой и экономической (вещной) формой отчуждения.
Общество с модернизацией 2-ого типа, т.е. с модернизацией вдогонку с корпоративно - иерархической структурой и с тотальной формой отчуждения.
Постмодернизационное общество с развитой соц. дифференциацией и снятием соц. напряженности и соц. отчуждения.
34. Социальная мобильность. Проблема социальных конфликтов.
Социально классовая структура общества показывает, что общество любого типа неоднородно. Классы, соц. слои, группы, отдельные члены общества выступают в качестве субъектов различного рода деятельности, поэтому в социуме происходят перемещения из одних соц. групп и сфер в другие
Из одних соц. групп и сфер в другие. На этой основе в западной социологии была сформулирована теория соц. мобильности.
Социальная мобильность – это переходы людей из одних соц. групп и слоев в другие (так называемые соц. перемещения) либо восхождения к более высоким позициям с более высоким престижем, доходом и властью, либо перемещение к более низким иерархическим позициям.
Термин соц. мобильность был введен в социологию американским социологом русского происхождения Питиримом Сорокиным.
Различают интергенерационную и интрагенерационную соц. мобильность
Интергенерационная - мобильность между поколениями, перемена соц. положения от отца к сыну.
Интрагенерационная соц. мобильнось – мобильность внутри поколения, индивидуальная карьера, связанная с соц. восхождением или нисхождением.
По направлению перемещений различают вертикальную и горизонтальную соц. мобильность, которая так же позволяет при анализе социальной структуры общества, дифференцируемо осуществлять подход к той или иной группе общества. Семиклассовая вертикальная классификация используется при анализе соц. мобильности:
Это высший класс профессионалов-администраторов.
Технические специалисты среднего уровеня
Коммерческий класс
4. Мелкая буржуазия
Техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции
Квалифицированные рабочие
Неквалифицированные рабочие.
При анализе соц. мобильности используется также методика сравнительного анализа престижа профессии американского социолога Треймана.
Проблемы соц. конфликтов.
Классы, соц. слои, группы часто вступают в противоречие между собой, приводящие к конфликтам. Причины конфликтов разнообразны: наличие противоположных интересов, недостаток жизненных благ, расхождения в целях…
Теория соц. конфликтов разрабатывается многими западными социологами и особенно немецким социологом философом Дарендорфом в работе «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе».
По его мнению, конфликт – это норма соц. жизни, который неизбежен в любой соц. системе. Дарендорф различает субъекты и объекты конфликтов, которые носят различный характер. Это недостаток информации, средств влияния, различные препятствия на пути достижения цели, всевозможные ситуации соц. выбора…
Конфликт связан с наличием противоположных интересов, возникающих в производственных отношениях с противоположностями норм и ожиданий, с позициями соц. институтах и группах.
Наиболее сложным, по его мнению, являются массовые конфликты на уровне общества, стран, государств. Субъекты массовых конфликтов (классы, нация, религиозная общность), как правило, вступают в труднорегулируемые экономические, политические и др. конфликты.
Существует специальная наука, которая занимается разработкой конкретных предложений и исследований по выходу из кризиса, конфликтов – эмпирическая социология.
35. Понятия «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность».
Человек - это понятие относится к человеческому роду в целом и выражающее те социальные характеристики, которые отличают его от животного. Биологическая сторона в чел.-ке присутствует в снятом виде. Индивид - отдельный представитель чел-го рода. Личность - это действительность индивида, как соц-ого феномена, это субъект общественных отношений, реализующий себя в соц-ой деятельности. Индивидуальность - это конкретная личность в её неповторимом сочетании социальных и психофизиологических особенностей. Положение о том, что человек существо биосоциальное, при сохранение биол-го в нем существенно меняет его и позволяет перейти к качественно новому бытию. Общество как система человеческих отношений для каждого индивида одновременно выступает и внешней соц-ой средой и внутренним условиям его жизнедеятельности. Сущность человека, как совокупности общественных отношений, реализуется для каждого индивида только в процессе его деятельности (это труд, общение, творчество, познание). Человек реализует себя в труде, в процессе преобразования природы, общества. Преобразуя мир, человек тем самым преобразует себя, условия своего существования. Преобразованная объективная реальность становится чел-ой реальностью, 2-ой природой; человек – это субъект исторического развития, творец истории.
36. Общество и личность: диалектика единичного, особенного, общего.
Понятие личности является главной характеристикой человеческого индивида. Понятие личность выражается мера присвоения человеку, соц. сущности конкретных исторических условиях. Родившейся человек в течение всей своей жизни социализируется, присваивая социальное – это возможно только в общении, в процессе усвоения культуры. Социализация избирательна , она зависит от среды обитания, влияния эпохи, психофизиологических особенностей человека, поэтому нет 2-х одинаковых личностей. Личность является как бы индивидуальной формой бытия, общественного сознания. Степень присвоения социального у всех различна. Процесс присвоения быстрее идёт в детстве, но продолжается всю жизнь. Личность – это единство общего (т.е. того, что присуще обществу, классу, нации), особенного (т.е. того что характеризует особенности соц-ой среды), единичного (т.е. того, что хар-ет индивидуальность) .Личность формируется под влиянием материальной, социальной, политической, духовной жизни общ-ва. Каждому этапу присущ свой тип личности, с переходом от индустриального к информационному обществу типологизация усложняется.В зависимости от внутренней и внешней активности выделяют след. типы личности: активная и пассивная; личность ориентированная на интенсивное и экстенсивное развитие; творческий тип личности; эгоцентрический тип личности; западный или деловой; восточный (рефлексирующий). На формирование личности оказывают влияние материальные условия жизни и процесс формирования происходит под влиянием окружающей среды. К объективным условиям формиров-ия личности также относятся материальные факторы соц-ой среды - это условия труда, быта, предметы обихода, определенные инстинкты, каналы и средства передачи информации, транспорт, клубы. Вещественной стороной соц-ой среды они становятся тогда, когда включаются в практику общ-ва. Большое значение имеет личностный фактор соц-ой среды - та соц-ная общность (друзья, семья, коллектив), в которую включена личность и её духовная атмосфера . Человек практически не бывает включенным в одну среду. Множественность сред говорит о том, что чел-к может выполнять различные функции, в зависимости от того, в которой к-ой соц-ой среде он находится. Личность может обладать относительной самостоятельностью, т.е. судить о ней можем с учётом всего спектра действий, находясь в макро и микро средах. Однако нельзя абсолютизировать роль соц-ой среды, потому что чел-к активен, способен выйти за пределы соц-ой среды, подняться над ней и изменить её. В процессе формирования личности объективные условия и субъективный фактор зачастую неразрывны. В реальной действительности чел-к приобретает свои личностные хар-ки и качества, тогда, когда он включается в жизнедеятельность определённой соц-ой общности. Индивид только тогда заслуживает право называться личностью, когда он яснее осознаёт мотивы своего поведения.
37. Становление личности. Общение и обособление.
Взаимоотношения личности и общ-ва на протяжения всей истории складывалась неодинаково. Личность и общ-во развиваются, меняются и их взаимоотношения. Параллельно идут два процесса: общение и обособление. Но для осознания себя личностью, чел-к должен обособиться понять свою автономность, отличить себя от др-их и сравнить с ними. В родовом общ-ве общение превалирует над обособлением Коллективный труд, общая собственность, общественных хар-р распределения - всё это способствует становлению личности. Отношения личной зависимости хар-ны как для доклассового общ-ва, так и для классовых общественных отношений. Общим явл-ся включенность индивида в жестко регламентируемую систему общественных связей (род, сословие, община). Различие в том что в доклассовом общ-ве отсутствует эксплуатация, и личная зависимость проявляется как непосредственная зависимость от первобытного коллектива.
38. Отчуждение личности и возможности его преодоления.
Становлеие личности происходит с усложнением трудовой деятельности, с разделением труда. В период разложения первобытного общ-ва появл-ся частные интересы, обособление - это продукт исторического развития. Обособление начинается превалировать над общением. С развитием общ-ва происходит его атомизация (т.е появ-ние частных лиц, не связанных отношениями личной зависимости). Внеэкономическое принуждение сменяется экон-им, появл-ся личная независимость и новая форма зависимости - вещная. Производятся вещи, предназначенные не для личного потребления, а для продажи. Труд, производимые товары обезличиваются, появляются различные формы отчуждения.
Причины отчуждения:1.Появление разделения труда, к-ое превращает чел-ка в частичного чел-ка. 2.Машинная техника. Труд отчужден от лич-ти, ей не принадлежат средства производства; процесс труда не явл-ся творческим, не позволяет личности реализовать свои способности, не выступает средством её развития. Происходит отчуждение личности, т.е. потеря человеческой сущности и перенос её на предметы, товары. 3. Разрыв в общении. Человек – это одинокая, обособленная личность, человеческие миры не пересекаются (эта проблема достаточно хорошо разработана в экзистенциализме), человек - это винтик, автомат, конформист. Маркузе (нем. флсф) назвал такого чел-ка стандартным и одномерным.
Отчуждение характерно не только для неимущих, но и для богатых. Отчуждение возможно преодолеть, но для этого необходимо создавать условия для развития личности. С этой целью на 1-ый план ставят свободу личности, экономическую, политическую, социальную, духовную.
39. Категории содержания и формы, их взаимодействие.
Любое явление обладает как содержанием, так и формой.
Содержание - это совокупность элементов, составляющих данный предмет и свойственные ему функции.
Форма - это связи, существующие между элементами содержания, та организация предмета, благодаря которой он выступает, как единое целое и может выполнять свои функции.
Содержание и форма взаимосвязаны между собой, но они не всегда в одинаковой степени зависят друг от друга.
Определяющая роль во взаимоотношениях содержания и формы принадлежит содержанию. Форма возникает и складывается под влиянием содержания.
Форма по отношению к содержанию не всегда автоматически меняется вслед за изменением содержания. Некоторое время содержание остается в старой форме. Отставание формы от содержания может быть связано с некоторыми причинами влияния содержания.
Форма может обладать относительной самостоятельностью, т.е. она влияет на содержание.
Противоречие, существующее между содержанием и формой, может носить двоякий характер:
1. если форма соответствует содержанию, то она создает условия для его развития.
2. если форма не соответствует содержанию, то содержание не может развиваться в полной мере, т.к. ему мешает старая форма.
Разрешение противоречия необходимо и это приводит к тому, что предмет меняется качественно.
40. Нравственность и ее роль в развитии общества.
Проблемами морали, нравственности занимается этика. Мораль, нравственность означает определенную сферу общественной и личной жизни, сферу культуры. К сфере морали относятся разные явления: правили и нормы поведения, оценки и ценности, идеалы, свойства и способности человеческого характера, само поведение людей.
Первые этические представления возникли при разложении первобытнообщинного строя и зарождении классового общества.
Сущность морали. Мораль – форма самосознания, посредством которого человек приходит к постижению своего бытия, своего призвания, а значит цели и смысла своего существования.
На протяжении всей истории любой класс пытался приспособить мораль к своим интересам, с ее помощью оправдать своей образ жизни.
Особенностью морали является то, что она не применяется в какой-то одной сфере человеческой деятельности, она обладает все проникающей способностью, регулируя человеческие отношения в любой сфере.
Мораль многофункциональна, т.е. она может решать разные социально-исторические задачи. При помощи морали человек может ориентироваться в мире социальных ценностей, в мире человеческой культуры. Через систему норм, запретов, оценок, идеалов мораль регулирует поведение людей.
Мораль избирательна. Вопросы, перед которыми ставит человека мораль и разрушения которых она от него требует, носят мировоззренческий характер. Но ставит она их в практически поведенческой форме. Этим мораль отличается от философии и науки.
Благодаря мировоззренческой направленности, мораль является внутренне цельной упорядоченной системой. Специфическая сущность морали проявляется в ее функциях:
регулятивная
воспитательная
познавательная
оценочно-императивная
ориентирующая
мотивационная
коммуникативная
прогностическая.
Мораль включает в себя: нравственную деятельность, нравственные отношения, моральное сознание.
Различают 3 типа связи, существующей между людьми, и на этой основе 3 типа нравственности:
первый тип связей – это естественные природные связи, характерные для начального этапа развития человека
второй тип связей – связи, отношения личной зависимости, обусловленные характером общественного устройства.
В наиболее простой и жестокой форме эти отношения проявляются на начальном этапе развития классового общества, где человек является собственностью другого человека.
В наиболее ослабленном виде эти отношения присущи более позднему этапу развития классового общества, для которого характерны социальное неравенство, поддерживаемое при помощи политико-правовых институтов, религиозных и нравственных механизмов.
третий тип связей характерен для общества, в котором процветает личная независимость и новая форма зависимости – вещная.
41. Эстетическое сознание и его структура.
Слово эстетика произошло от греческого слова «эстезис», что означает «ощущения», «чувственное восприятие». Впервые его ввел немецкий ученые Баунгартен и положил тем самым начало 3 сферам духовного мира человека: разум, воля и чувство – свел чувственное восприятие к характеристике двух явлений: прекрасное и искусство как сфера наивысшего проявления красоты.
Предметом эстетики является человеческая чувственность, ответственная за целостное, образное постижение человеком мира. В это определение входит и прекрасное, возвышенное и другие категории (комическое, трагическое и т.п.).
Сфера искусства, которая развивает и воспитывает чувственность, также является предметом эстетического. Человеческая чувственность – способность суждения; образное мышление, фантазия, сила воображения.
Отличие человека от животных состоит в:
целостном восприятии мира, силе воображения;
мышлении, понятиях.
Мышление в образах, творческое воображение может быть присуще человеку изначально или воспитано. Простые формы этой способности представлены в искусстве. Для развития способности мыслить необходим такой способ как изучение истории философии, истории развития логических категорий. Для развития человеческой чувственности существует один путь: воспитание вкуса на сокровищах мирового искусства.
Главная черта, развитой человеческой чувственности – видеть в индивидуальном уникальное, единственное в своем роде, всеобщее. Создает такое индивидуальное художник. Специфика искусства состоит в том, что оно развивает всеобщую способность человека.
Основные категории эстетического: прекрасное, возвышенное, комическое, трагическое и др.
Категория прекрасного является мерой всех других категорий. Прекрасное всегда исторически конкретно. Разные исторические периода знают разные идеалы красоты. Прекрасное всегда национально окрашено.
Категории безобразное, низменное на имеют положительных ценностей для человека.
На становление предмета эстетического влияли такие факторы как: философия, искусство, социальный заказ, внутренняя логика развития науки. Все эти факторы действуют сообща, но можно проследит решающее влияние какого-то одного
Существуют этапы в развитии предмета эстетического.
Первый этап начался в Др. Греции в У1 в. до н.э. и завершился в Новое Время в начале ХУШ в.
Второй этап ХУШ – середина Х1Х вв. Эстетика утвердилась как самостоятельная необходимая часть философии. Период немецкой классической философии.
Третий этап начался в середине Х1Х и продолжается до сегодняшних дней. На него влияют позитивизм, социология.
Теория эстетики изучает эстетическую деятельность и эстетическое сознание.
Эстетическая деятельность – деятельность по законам красоты. Самостоятельными формами эстетической деятельность являются искусство и дизайн.
Дизайн – сознательная художественная форма образования предметной среда.
Искусство – форма общественного сознания.
Включает в себя: проблемы художественной условности, особенности процесса художественного творчества; особенности проблемы формы и содержания искусства; морфологию (классификацию) искусства; проблемы эстетического восприятия.
К проблемам художественного творчества относятся художественные направления в искусстве, стиль, индивидуальная манера.
Эстетическая деятельность – специфичный вид практически духовной (создание произведений искусства, фольклор, дизайн и др.) и духовной (эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое суждения) деятельности.
Эстетическое сознание – эстетические чувства, вкус, созерцание, восприятие, суждения, ценности, взгляды, идеал. Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности.
Морфология искусства (виды):
художественная литература
архитектура
декоративное искусства
живопись
графика
музыка
хореография
театр
искусство фотографии
кино
телевидение
эстрада
цирк.
Функции искусства:
Гносеологическая
Воспитательная
Коммуникативная
42. Производительные силы и их элементы.
Производительные силы – активная сторона способа пр-ва.
Производительные силы состоят из личного элемента (чел-к или труд), вещного эл-та (средства производства), которые подразделяются на предметы труда и средства труда. Предметы труда – природный объект, на который направлены условия, труд чел-ка. Средства труда - вещь или комплекс вещей, которые помещает чел-к между собой и предметом труда. Из средств труда иногда выделяют орудия труда как главный эл-т средств труда. Жесткой грани между предметами и средствами труда не существует. Многие ученые считают, что чел-к является активным источником, эл-том производительных сил, т.к.:
а) ведущая роль чел-ка в пр-ве связана не столько с его физическими свойствами, сколько с его мышлением. Духовные способности чел-ка позволяют приспособиться к новым техническим средствам пр-ва, идеально конструировать такие средства.
б) активность чел-ка выражается и в возможности предвидения конечной формы продукта пр-ва.
в) трудовые мотивации личности, т.е. отношение чел-ка к труду, его желание трудиться. Без мотивации профессионального знания навыки, физическая сила мертвы.
Другие ученые считают, что главным эл-том производительных сил являются орудия труда, которые чел-к застал в готовом виде, совершенствовал и поднимал их на более высокий уровень развития. Велика роль науки в развитии производительных сил. История науки говорит о том, что наука превратилась в непосредственную производительную силу общества, но такой она является в целостной системе производительных сил. Важным фактором развития пр-ва являются условия труда. В процессе пр-ва чел-к вступает в отношения не только с природой, но и др. с др. для совместной деятельности и обмена этой деятельностью.
43. Производственные отношения и их структура.
Производственные отношения – отношения, которые складываются между людьми в процессе пр-ва средств жизни.
Производственные отношения наряду с производительными силами составляют 2-й эл-т способа пр-ва. Основным содержанием производственных отношений является обеспечение трудовой предметно-практической деятельности человека.
По своей структуре производственные отношения состоят из организационно-технологических (орг-техн) и экономических отношений.
Орг-техн отношения – отношения между людьми в непосредственном производственном процессе, связанные с разделением труда, координацией, согласованием деятельности, к ним относятся и отношения управления.
Отсюда заключаем, что орг-техн отношения- отношения разделения, кооперации труда и управления. Орг-техн отношения складываются объективно, содержанием этих отношений является обмен трудовыми функциями, профессиональной деятельностью между различными группами и отдельными людьми. Орг-техн отношения имеют двойственный характер: они одновременно являются эл-том производительных сил, т.е. речь идет о разделении и кооперации труда. Орг-техн отношения рассматриваются исходя из самого производственного процесса, в центре же экономических отношений находится непроизводственный процесс как таковой, а вопросы собственности, распределения, обмена и потребления продукта.
Экономические отношения – отношения, которые объективно складываются между людьми по поводу присвоения средств пр-ва и предметов потребления непосредственно в процессе пр-ва, распределения, обмена и потребления.
Эл-тами экономических отношений являются отношения собственности, отношения распределения (пр-ва), отношения обмена и потребления. Главным эл-том экономических отн-й являются отн-я собственности.
Собственность – исторически определенная форма присвоения людьми материальных благ в процессе их пр-ва, обмена и потребления. Субъектом собственности могут выступать люди, предприятия, гос-ва. Объектом собственности являются факторы пр-ва и готовая продукция. Существует стандартный подход к видам собственности и фундаментальный (нестандартный, неклассический).
Стандартный – рассматривает индивидуальную частную, акционерную, государственную, кооперативную и смешанную собственность.
Фундаментальный – признает существование трех основных видов собственности: вещественная, интеллектуальная, управленческая. Вещественная – собственность на любые материальные, телесные объекты. В основном она соответствует осязаемой конкретной вещи, которая может быть отчуждена (предприятия, недвижимость, транспорт, транспортные коммуникации, большинство предметов потребления, имеющих характер вещи). Специфический вид вещественной собственности – собственность чел-ка на свое тело. Интеллектуальная – собственность на любые знания и информацию, на всякую идею, отличную от вещи. Управленческая – назван так потому что объект его не есть субстракт или имущество, а есть процесс или фун-ия.
Собственность на управление – есть нечто среднее между собственностью и властью, с др. стороны это есть экономическая власть.
Ведущим видом собственности становится интеллектуальная.
44. Цивилизационный подход к анализу общества.
Цивилизация – это крупные социокультурные системы со своими закономерностями, которые не сводятся к закономерностям функционирования государств, наций, соц. групп и т. д.
Цивилизации могут определять материальную и духовную жизнь общества или на нее воздействовать. Каждая цивилизация самобытна, живет своей жизнью, имеет свою историческую судьбу, свои институты и ценности. Цивилизации взаимодействуют между собой, при этом не теряют своей уникальности, заимствование может ускорить или замедлить их развитие, обогатить или обеднить их. Этнографические параметры цивилизации передаются с помощью термина культурный ареал.
Функции цивилизаций:
1. реализация единства духовной жизни крупной общности в исторической преемственности и на определенной территории.
2. дифференциация единства культурной жизни в тех же рамках места и времени.
Специфичность цивилизации придает духовный фактор.
Отличие формации и цивилизации:
для цивилизации характерна преемственность и передача культуры через механизм традиций.
формация не совпадает с цивилизацией, т.к. цивилизация реализует собственную приемственность во времени и с др цивилизациями в пространстве.
Существуют различные критерии определения цивилизаций: по технико–экономическим параметрам, исходя из критериев духа и стиля, ментальности, этноса, массового коллективного сознания, мировоззрения, культурного географического ареала и т.д.
Цивилизация – это собственно-социальная организация общественной жизни и культуры,
характеризующаяся всеобщей связью индивидов или первичных, т.е. базисных общностей в целях воспроизводства общественных богатств.
Британский философ Тойнби в 12-томном труде «Исследование истории» рассматривает цивилизацию в форме культурно-исторической монадологии, т.е. на основе представления о самозамкнутых дискретных единицах, на которые распадается человечество и которые он называет цивилизациями. Это представление Тойнби сложилось под влиянием немецкого философа Шпенглера. Различие в теориях Тойнби и Шпенглера в том, что Тойнби наряду с естественной необходимостью признает за человеком способность к самоопределению. А динамику цивилизации определяет законом вызова и ответа, согласно которому каждый шаг вперед связан с адекватным ответом на вызов истории. Адекватный ответ – заслуга творческого меньшинства, которое властвует сначала в силу своего авторитета, а затем превращается в господствующее меньшинство.
Возникнове6ние цивилизации, ее рост, надлом, упадок, разложение связаны со способностью или неспособностью творческого меньшинства найти адекватный ответ на вызов истории.
(из практики)Цивилизационный подход. Сторонники цивилизационного подхода в основу развития ставят не экономику и технику, а социокультурные особенности. Родоначальником этого подхода считается Маркс. Вебер – автор работы “Протестантская этика и дух капитализма”. В исламе, как в особой цивилизации, более ясно и чётко отношение к деньгам не одобряется. Наиболее известная классификация принадлежит Арнольду Тойнби. Он различает 5 культур – Западно-христианская культура, православно-христианская, исламская, индуистская и дальневосточная (конфуцианская). Цивилизационный подход также очень многое объясняет в человеческой истории. Примеры современности: боснийский конфликт. Различий между сербами и хорватами в языке меньше, чем различия в русском и украинском. А боснийские мусульмане по национальности являются сербами. До сих пор ведутся споры о месте России: принадлежим ли мы к православной культуре или мы особая цивилизация.
Есть градация на две цивилизации: Запад и Восток. По Чаадаеву: мы первая азиатская цивилизация, которая столкнулась с Западом и начала преобразовываться. Славянофилы полагают, что мы уникальная культура, совмещающая в себе достоинства, как Запада, так и вост