Хронологические схемы по истории философии: Философ, его взгяды (кратко)

Античность

Период досократиков

Классический период

Эллинистически - римский период.

Натурфилософы:

Занимались поисками архэ – первоначала всего. Причем, видели они это первоначало в силах природы, за что и были названы натурфилософами.

Фалес из Милета (625 – 547 гг. до Р.Х.). Был одним из семи мудрецов. Архэ – это вода.

Анаксимандр из Милета (610 – 546 гг. до Р.Х.). Архэ – апейрон (нечто беспредельное). Начало не есть ни вода, ни любая другая стихия.

Анаксимен из Милета (588 – 525 гг. до Р.Х.). Считал, что архэ – воздух. Он изначально колеблется, уплотняется и разрежается.

Гераклит из Эфеса (540 – 480 гг. до Р.Х.). Архэ у него – это огонь. Огонь – символ динамики.

Пифагорейская школа:


Пифагор с о.Самос (584 – 500 гг. до Р.Х.). Был одним из семи мудрецов. У него были 2 несколько различных по характеру учения:

1)религиозно-мистическое.

2)рационально-математическое. Архэ – число.

Элейская школа:

Ксенофан (570 – 478 гг. до Р.Х.). Создатель элейской школы. «Боги – порождены разумом людей. Земля – субстанция, породившая вместе с водой все многообразие мира. Лишь мнение одно – есть удел всех»

Парменид (540 – 470 гг. до Р.Х.). Парменид делает упор на гносеологию. «Алитея (истина) – продукт ума; Докса – мнение – дает представление о кажущемся состоянии вещей, опирается это на чувственное восприятие».

Сократ (469 – 399 гг. до Р.Х.). Познай самого себя. Я знаю, что ничего не знаю. Человек обладает тем, что нужно для постижения истины, нужно лишь помочь человеку постичь ее. От него пошли два направления школ: Мегарики и Киники. Мегарики развивали эристику Сократа, а Киники этику.

Мегарская школа:

Основана Евклидом из Мегары (? – 369 гг. до Р.Х). Развивал искусство спора – эристику. Вещь сама торжественна сама по себе. Мегарики пытались избежать двойственности в изложении и понимании.

Стилпон (490 – 370 гг. до Р.Х.) Утверждал, что говоря общими фразами о конкретных вещах, человек делает конкретное общим.

Киники:

Имела довольно много последователей. Но редкие представители этой школы оставили после себя труды.

Основатель - Антисфен (450 – 360 гг. до Р.Х.). Мыслить – только средство, цель – жить. Цель жизни – добродетель. Подлинное наслаждение дает лишь труд.

Диоген из Синопа (404 – 323 гг. до Р.Х.). Он отвергал наслаждение, и ему нужно было только Солнце. По мнению общественности той эпохи, у киников все выливалось в антикультурность. Киники были приверженцами монотеизма.

Платон (Аристокл) с о. Эгина (427 – 347 гг. до Р.Х.). Был ближайшим другом Сократа, знаком с философией Гераклита. Политика: «правильные» и «неправильные» формы государственности, идеальная форма государственности.

Эпикуреизм:

Эпикур (342 – 271 гг. до Р.Х.). Был продолжателем Демокрита. Состояние атараксии и наслаждения и является истинным счастьем. Человек не нуждается в вечной жизни, он никогда не встречается со смертью. Общество(государство) – договор отдельных индивидов. Справедливость не суща сама по себе, - она лишь договор о ненанесении вреда.

Тит Лукреций Кар (95 – 55 гг. до Р.Х.). Атеист. Продолжатель Эпикура и Демокрита. Религия – продукт страха и незнания причин вещей. Создал небольшую историческую периодизацию по использованию материала для орудий труда.

Стоицизм:

Зенон Китийский (336 – 264 гг. до Р.Х.). Основная цель жизни человека – жить в согласии с природой и добродетелью.

Его учениками были Клеанф из Афин (330 – 232 гг. до Р.Х.)., Хрисипп (281 – 208 гг. до Р.Х.) из Сол. Сложилась целая система в философии стоиков: Логика, Физика, Этика.

Луций Сенека (6 г. до Р.Х. 65 г. от Р.Х.). Его стоицизм оказал значительное влияние на формирования христианства в Западной Европе. Нравственный разум есть Бог, а Бог и есть душа. Сенека говорит о наличии совести в душе, о равенстве людей перед Богом.

Эпиктет (50 – 168 гг. до Р.Х.). Человек имеет все условия для свободного выбора добра. Человек не свободен от того, что зависит от него. Наши поступки в нашей власти. Эпиктет против идеи бессмертия души.

Марк Аврелий Антонин (121 – 180 гг. до Р.Х.). Был римским императором. Натурфилософия должна освободить человека от праздности. Материальные ценности и некоторые обряды не имеют в себе абсолютно ничего особенного.

Зенон (515 - ? гг. до Р.Х.). Обоснования свои он строит на опориях. Опории строятся на миромнении. «Всего очень много и оно неподвижно».

Эмпедокл из г. Акрогант на о. Сицилия (484 – 424 гг. до Р.Х.). Архэ всего 4: огонь, вода, земля и воздух. Есть так же связь их, и последующий разрыв.

Анаксагор из г. Клазомены в Ионии (500 – 428 гг. До Р.Х.). «Из ничего не возникает нечто, а значит нечто существует изначально. Все возникает из подобного себе, из семян. Изначально были семена, эфир и огонь. Движет всем лишь разум(гнус).

Атомисты:

Левкипп из Элеи (500 – 440 гг. до Р.Х.). Знал Элейскую традицию. Создал учение об атомах. Атом – единый и неделимый. Но их множество. Они совершенно различны по форме, размеру, расположению, массе и весу. Есть лишь атомы и пустота.

Демокрит из Абдер (460 – 370 гг. до Р.Х.). Продолжил учение Левкиппа об атомах. Душа должна иметь атомную природу. Ее образовали шаровидные огненные атомы. Душа же после смерти телесной оболочки перестает существовать, а атомы ее рассеиваются в пространстве.

Аристотель из г. Стагир (384 – 322 гг. до Р.Х.). Аристотель критиковал соображения Платона по поводу связи идей и вещей, их сущности. Материя первоначально обладала свойствами: теплая, холодная, сухая, влажная. В разных комбинациях они и образовывали стихии. Политика: рабы существуют по природе, они животные, инструмент без души. Положение в обществе должно определяться собственностью. «Правильные» и «неправильные» формы государственности, идеал государственности.

Скептицизм:

Пиррон из Элиды (360 – 270 гг. до Р.Х.). Основатель скептицизма, который ведет свое развитие от софистики. Следует не доверять, воздерживаясь от мнений, говорить же нужно так: рассматриваемое столь же мало существует, как не существует. И после этого люди обретут отказ от высказывания, невозмутимость.

Энесидем (1 в. до Р.Х.). Говорил об относительности всякого знания. В выводах же он говорит о невозможности достоверного знания.

Секст Эмпирик (180 – 210 гг. от Р.Х.). Был даксографом. Изучал все течения философской мысли прошлого для нахождения в них элементов скептического взгляда на мир.

Иудейско – греческий

Духовный синтез:

Филон Александрийский (20 г. до Р.Х. – 40 г. от Р.Х.). Пытался осмыслить Ветхий завет. Бог – единственно подлинное бытие, логос, совершенство. В человеке обитает частица Бога. Человек есть микрокосмос. Идеи Филона были популярны в патристике.

Гностицизм:

Главным вопросом, которым занимались гностики, был вопрос о взаимоотношении божественного и человеческого. Существовало два варианта гностицизма: близкий к религии и философский.

Эриней Лионский ввел понятие плеромы и эона. Эон – эпоха, век, жизнь. Плерома – изначальный и совершенный эон. Ей противостоит сама природа. Плерома – есть благо, природа – зло. Плерома  природа. Существуют эоны деградации плеромы. Гностиками были Валентин, Василид.

Софисты:

Протагор из г. Абдеры (481 – 411 гг. до Р.Х.). В гносеологии приходил к идеалу. Материя текуча и изменчива, а восприятие с возрастом меняется. Причина вещей само наличие материи. Человек – мера всех вещей, несуществующего, что оно не существует, а существующего, что оно существует.

Горгий из Лариссы (483 – 473 гг. до Р.Х.). Был против воззрений элеатов. «Ничто не существует…» Вообще позиция софистов такова: не существует окончательной истины.

Протагор из г. Абдеры (481 – 411 гг. до Р.Х.). О всяком предмете можно сказать двояко.

Неоплатонизм:

Плотин (205 – 270 гг. от Р.Х.). Положил в основу неоплатонизма средний платонизм, неопифагореизм. Аристотелизм же служит введением в общую систему взглядов.

Порфирий (232 – 304 гг. от Р.Х.). был учеником Плотина. Восхождение к уму и единству (благу) позволит все.

Учеником Порфирия был Ямвлих (? – 330 гг. от Р.Х.). Впервые ввел в неоплатонизм теургию. Его реформа комментария произвела большие изменения в неоплатонизме. И его стали делить на периоды до и после Ямвлиха.

Прокл(410 – 485 гг. от Р.Х.) подвел итог развитию платонизма в рамках языческого политеизма и дал детально разработанную сводку –основных понятий и методов неоплатонизма.

ФИЛОСОФИЯ

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

РЕНЕСАНС

НОВОЕ ВРЕМЯ

НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

ПАТРИСТИКА

Тертулиан (160-230 гг.). Философия – наследство язычества и она противоположна богословию. «Верю в то, что абсурдно». Триединство: ум, душа и тело.

Ориген (185-254 гг.). из Александрии. Сотворение мира – вечно длящийся акт. Прежде этого мира были и другие миры. В конце времен абсолютно все соединяться с богом.

Боэций Северин (480-524 гг.). из Рима. Сочинение: «Утешение философией». Бог – личность, любящая свой мир, пожелавшая создать человека по своему образу и подобию и внемлющая его молитвам.

Аврелий Августин (354-430 гг.). из Тагаста (Сев. Африка). Сочинения: «Исповедь», «О Троице», «О граде божьем». Бог является высшей сущностью, и все от него зависимо. Воля – есть проявление божественного в человеке. Она – самый авторитетный источник познания.

СХОЛАСТИКА

Иоанн Эскотт Уршренна (810-877 гг.). из Ирландии. Сочинение «О разделении природы». Бог есть природа. Существуют четыре вида природы:.

Гильом Коншский (1070-1121 гг.). из Парижа. Сочинения: «Философия мира», «Дагматикон философии». Нужно полагаться на логику в аргументации при рассмотрении поросов естественно-научного характера.

Ансельм Кентерберийский (1033-1109 гг.). Пытался рационально обосновать главные догматы христианства: сотворение мира из ничего, единство и раздельность св. троицы, бессмертие души и др.

Иоанн Расцелин (1050-1110 гг.). из Компьена (Франция). Существуют три самостоятельные божественные сущности. «Верю, а потому знаю».

Авероэс (Ибн Рудж) (1126-1198 гг.). из Кордовы. Сочинение «Опровержение опровержения» направленное против сочинения Аль Газали «Опровержение философов». Материальный мир вечен, как и Бог, но в пространстве ограничен. Бог не сотворил мир из ничего. Индивидуальная душа не бессмертна. Материя и дух неразделимы.

Альберт Великий (1193-1280 гг.). из Парижа. Пытался использовать Аристотелизм для систематизации христианского учения. Был учителем Фомы Аквинского.

Фома Аквинский (1225-1274 гг.). из Парижа. Сочинения: «Сумма теологии», «Сумма философии…». Вера должна находиться в гармонии с разумом. Нужно признать то, что разум сможет обосновать бытие бога и и опровергнуть филос. Доводы против «истин веры».

Роджер Бэкон (1210-1294 гг.)., англичанин. Истинное только то знание, которое было получено в результате эксперимента.

Вильям Оккам. (1285-1349 гг.). англичанин, представитель позднего номинализма. Cущности вещей не следует умножать без необходимости («бритва Оккама.)

Пико делла Мирандола (1463-1494 гг.), итальянец. Сочинения: «900 тезиов», «Речь о достоинстве человека», «Апология». Человек – свободный и смелый мастер, который лепит себя словно горшок.

Николай Коперник (1473-1543 гг.). итальянец. Обосновал гелеоцентризм.

Иоган Кеплер (1571-1630 гг.). немец. Математически обосновал движение планет.

Галилео Галилей (1546-1642 гг.). обосновал закон инерции, изобрел телескоп, сделал много открытий в астрономии.

Николай Кузанский (1401-1464 гг.). немец. Сочинение: «Ученое незнание». Познание трудно. Бог есть природа. Бытие есть абсолютное, божественное бытие. Принцип познания: соединять видимые противоположности в предшествующим им единстве.

Джордано Бруно (1548-1600 гг.). из Неаполя. Сочинение: «120 тезисов», «О причине, принципе и едином», «О бесконечности, вселенной и мирах», «Об энтузиазме». Единое – форма форм вселенной. Существует множество миров. Душа находит перерожденье.

Никколо Макиавелли (14691527 гг.). Сочинения: «Записки о первых десяти книгах Тита Ливия», «Князь», «История Флоренции». Цель оправдывает средства. Правитель, который хочет прославить свое государство не может не быть жестоким.

Жан Баден (1530-1636 гг.). поддерживал взгляды Макиавелли. Помогал ему писать «Историю Флоренции».

Томас Мор (1479-1555 гг.). английский социалист-утопист. Изобразил идеальное общество, где нет классов и частной собственности. Оно основано на принципах всеобщего труда демократии и гуманности. Одним из первых отстаивал веротерпимость.

Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.). итальянский мыслитель, политический деятель, утопист. Состоял в Доминиканском ордене, но критиковал схоластов. Сочинение: «Город Солнца». Изобразил общество будущего, идеал общества: коммунистическая община, где нет частной собственности.

МИСТИКА

Мастер Экхард (1260-1327 гг.). немецкий мыслитель-мистик. Состоял в Доминиканском ордене. Сочинение: «Духовные проповеди и рассуждения». За триединым божеством стоит безличное и бесконечное божество. Человек познает бога только через искру божественного абсолюта в самом себе. Душа – есть порождение богом самого себя и мира.

Якоб Беме (1575-1624 гг.). Сочинение: «Аврора – утренняя заря в восхождении».

Предполагал самораскрытие бога в природе. Для познания нужно делить единое на множество мелких частных. Человек – книга сущностей и тайн. Он подобен богу; если живешь свято – ты бог.

Френсис Бэкон (1561-1626 гг.). английский эмпирист. Сочинение: «Великое восстановление наук», «Новая Атлантида». Знание – сила. Эксперимент и наблюдение – основные источники для строгой индукции.

Рене Декарт (1596-1650 гг.). французский ученый-рационалист. Сочинения: «О методе», «Геометрия». Я мыслю – значит я существую.

Томас Гобс (1588-1679 гг.). английский государственный деятель. Есть два рода опыта: первичное знание, знание об именах вещей. «Право всех на все».

ПРОСВЕЩЕНИЕ

Джон Локк (1632-1704 гг.). английский философ. Сочинение: «Опыт о человеческом разуме».

Сознание – пустая доска. Важен эмпирический опыт. Есть первичные и вторичные качества. Они возникают под воздействием мельчайших частиц воздуха. Главный познавательный принцип: нет ничего в интеллекте, чего раньше не было бы в чувствах.

СУБСТАНЦИОНАЛИЗМ в метафизике.

Бенедикт Спиноза (1632-1677 гг.). Сочинение: «Этика, изложенная способом, используемым в геометрии», «Богословско-политический трактат». Субстанция есть бог, который является причиной самого себя. Душа – идея человеческого тела. Воля есть разум.

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716 гг.). Сочинения: «Рассуждение о метафизике», «Теодицея» и др. Существует множество субстанций. Самостоятельное существование субстанции – монада.

Лаплас Пьер Симон (1749-1827 гг.). – француз. Природа может быть с помощью законов механики. Мы называем случайностью то, что неизвестно нам и не объяснено с помощью науки. Человек – существо социальное.

Жак Лаветри (1709-1751 гг.). Сочинение: «Человек-машина». Беспорядок в государстве происходит из недостаточного знания частных интересов. Человек по природе добр. Общественный порядок обусловлен равенством и справедливостью.

Дидро Дени (1713-1784 гг.). французcкий философ-материалист. Сочинение: «Философские основания материи и движения». Религия – продукт страха и обмана духовенства. Человек по нейтрален. Добрым или злым его делает окружающая среда.

Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.). французский просветитель. Бог приводит в движение вселенную. Общество возникло в результате договора между людьми.

Вольтер Франсуа Мари Аруэ (1694-1778 гг.). французский просветитель. Сочинения: «Философские письма». «Философский словарь», «Метафизический трактат». Религия – продукт невежества и обмана.

Идеал есть религия разума.

Поль Анри Гольбах (1723-1789 гг.). немецкий философ-материалист. Сочинения: «Система природы», «Карманное богословие». Каждый разумный человек обязательно придет к атеизму и поймет, что религия вносит неисправности в человеческое сознание.

СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ

Беркли Джордж (1685-1753 гг.). Сочинение: «Трактат о началах человеческого знания». Существовать – значит быть воспринятым человеком. Вещи – суть комплексы наших ощущений. Материя не существует самостоятельно, вне отдельных вещей. Бог существует.

Дэвид Юм (1711-1776 гг.). шотландский философ. Сочинения: «Трактат о человеческой природе», «Исследование человеческого разума». Разум оперирует лишь содержанием наших ощущений. Доказать вообще ничего нельзя.

Иммануил Кант (1724-1804 гг.). немецкий философ-идеалист. Сочинения: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Идея – представление о цели. Познание имеет опытную природу.

Человек – цель.

Иоган Готлиб Фихте (1802-1814 гг.). немецкий философ-идеалист. Сочинение: «Основа общего наукоучения». Абсолютное начало всего сущего – всеобщее действие «Я». «Я» заменяет всякие субстанции. Самая достоверная реальность – «я есть».

Фридрих Шеллинг (1775-1854 гг.). немецкий философ-идеалист. Сочинения: «Система трансцендентного идеализма», Тождество субъекта и объекта изначально. Тело человека – продукт взаимоотношений положительных и отрицательных сил. Во всем есть общая идея. В деятельности важную роль играет интуиция.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.). немецкий философ-идеалист. Сочинения: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук». Понятие есть элемент абсолютной идеи. Борьба противоположностей есть двигатель развития и ее метод. Истина – совпадение понятия и объективности, продукт философии. Душа – сон духа.

МАТЕРИАЛИЗМ.

Людвиг Фейербах (1804-1872 гг.). немецкий философ-материалист. Сочинения: «О едином, всеобщем, бесконечном разуме». Идеи – есть самостоятельные сущности. Мышление не имеет бытия. Главную роль играет чувственное восприятие. Человек - существо бесконечное, бессмертное, родовое и универсально. Бог – воля в идеальной форме.

Карл Генрих Маркс (1818-1883 гг.). немецкий философ-материалист. Сочинения: «Капитал», «Немецкая идеология», «Тезисы о Фейербахе». Метод познания – восхождение от абстрактного к конкретному. Истина есть объективное знание о предметах. Практика – есть критерий истины. От каждого по способностям каждому по потребностям.

Фридрих Энгельс (1820-1895 гг.). немецкий философ-материалист. Сочинения: «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Диалектика природы». Труд нужен для удовлетворения жизненных потребностей. Труд есть средство для удовлетворения потребностей. Прогресс социальной жизни есть воспроизводство этой жизни. Жизнь и сознание – внутренние моменты трудовой деятельности.

ПОЗИТИВИЗМ

Огюст Конт (1798-1857 гг.). французский философ-позитивист. Сочинения: «Курс положительной философии». Человечество проходит три стадии. Человечество обладает великим бытием, Вселенная есть великая сфера, Земля – великий фетиш. Все может быть достигнуто только посредством науки. Институты – храмы общества, храмы наук.

Герберт Спенсер (1820-1903 гг.). английский философ-позитивист. Сочинения: «Основные начала». Эволюция – интеграция материи при рассеянном движении. Высшая ступень прогресса во Вселенной связана с человеком.

Иеремия Бентам (1848-1932 гг.). английский философ, родоначальник утилитаризма. Сочинения: «Деонтология, или Наука о морали». Руководящий принцип в этике – принцип полезности. Критерий морали – достижение пользы, выгоды, удовольствия, счастья, добра.

Авенариус Рихард (1843 – 1893 гг.). швейцарский философ-идеалист, один из основоположников эмпириокритицизма.

Сочинения: «Критика чистого опыта». Опыт есть прежде всего личный опыт. Субъект и объект принадлежат одной реальности. Следует придерживаться «экономии мышления».

Мах Эрнст (1838 – 1916 гг.). австрийский философ-идеалист, физик. Сочинения: «Анализ ощущений», «Механика…»… Совокупность опыта – результат эмпирии. Наука нужна для объяснения взаимозависимости. Материя – есть связь элементов ощущений.

Пуанкаре Жуль Анри (1854-1912 гг.). французский методолог науки. Был предшественником интуиционизма. В науке главную роль играет не только опыт, но и соглашение ученых о какой-либо теории или факте. Объективная истина есть лишь в законах природы.

НЕОКАНТИАНСТВО

1.Марбургская школа

Коген Герман Косвиг (1842-1918 гг.). немецкий философ-идеалист, глава школы. Сочинения: «Логика чистого познания», «Этика чистой воли», «Этика чистого чувства». Устранение дуализма вещей в себе и явлений. Ничто не дано нам чувственно. Реальность – есть мыслимое бытие. Логическое сознание в прогрессе порождает опыт. Предмет познания – понятие о вещи. Истина есть лишь поиск истины. Человек есть цель.

Наторп Пауль(1854-1924 гг.). немецкий философ-идеалист. Сочинения: «Логические основы точных наук». Небытие есть внутренний момент бытия. Небытие логического бытия – есть материя. Единство опыта есть единство многообразия, а оно задано априорными категориями.

Кассирер Эрнст (1874-1945 гг.). немецкий философ-идеалист. Сочинения: «Познание», «Действительность». Не суть предмета, а отношения между предметами должны изучать науки. Категория – есть научный эксперимент.

2.Баденская школа

Виндельбанд Вильгельм (1848-1915 гг.). немецкий философ-идеалист, глава школы. Сочинения: «История философии». Необходимо осознать большое различие между методами гуманитарных и естественных наук. Реальность задана через ценностные нормы. Науки делятся: номатические, идеографические.

Риккерт Генрих (1863-1936 гг.). немецкий философ-идеалист. Сочинения: «Введение в трансцендентальную философию», «Система философии». Бытие доступно только через ценности, оно вне досягаемости для естественных наук. Существует всего 6 сфер ценностей.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ.

Шопенгауэр Артур (1788-1860 гг.). немецкий философ-идеалист. Сочинения: «Мир как воля и представление». Субъект и объект неразделимы. Объективность сама по себе не существует. Невозможно объективное само в себе. Есть 4 вида ценностей. Воля – есть натиск, раскрывающий мир. Человек – суть воли.

Кьёркигор Сёрен (1813-1855 гг.). датский философ-идеалист. Сочинения: «Страх и трепет», «Философские крохи». Разум познает лишь сущность. Все нужно рассматривать с точки зрения человека. Он поглощает всеобщее, не подвластен никакой системе. Страх – отношение человека к миру, разочарование – отношение человека к себе.

Фридрих Ницше (1844-1900 гг.). философ-иррационалист, волюнтарист. Сочинения: «Так говорил Заратустра», «Сумерки богов», «По ту сторону добра и зла», «Эссегомо» и др…

Жизнь – слепая иррациональность. Только искусство может противостоять страданию. Нужно возвестить смерть бога. Христианство отравило человечество. Вера и религия – две разные вещи. Мораль – способ господства над себе подобными. Высказывался по поводу идеала человека.

ПРАГМАТИЗМ

Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914 гг.). американский философ. Сочинения: «Как сделать идеи ясными», «Определение веры». Истинность – условие практической пригодности. Истина относительна, и требует постоянной проверки. Конечный результат познания – конкретная космология. Знания должны удостоверяться учеными.

Джемс Уильям (1842-1910 гг.). американский философ-идеалист. Сочинения: «Научная основа психологии», «Прагматизм»…Психика – инструмент приспособления к среде. Реальность есть нечто иррациональное. Новый критерий истинности: истинно все, что выгодно.

Джон Дьюи (1859-1952 гг.). американский философ-идеалист. Познание – инструмент приспособления человека к среде. Мерило истинности утверждения – его практическая ценность. Ученые должны нести ответственность за свои изобретения.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Бертран Рассел (1872-1970 гг.). английский философ. Сочинения: «Философия логического атомизма». Не стоит умножать сущности без необходимости. Следует придерживаться экономии мышления. Каждое суждение о реальности содержат имена и дескрипции.

Витгенштейн Людвиг (1889-1951 гг.). австрийский философ. Положил начало Лингвистической философии. Сочинения: «Философские исследования». Предложение в языке – осмысленное выражение логического факта. Событие – есть атомарный факт. Смысл мира – вне мира, т.к. мир не имеет в себе смысла. Все есть как оно есть..

Карнап Рудольф (1891-1970 гг.). американский философ. Сочинения: «Значение и необходимость», «…Введение в философию науки». Философские предложения не имеют смысла. Науки делятся на экспериментальные, неэкспериментальные.

Ханс Рейхенбах (1891-1953 гг.). немецкий философ. Есть статьи из сборника «Современная философия науки».

Познание причинности событий и фактов есть основная цель науки.

ПОСТПОЗИТИВИЗМ

Карл Раймунд Поппер (1892-1994 гг.). английский философ. Сочинения: «Логика и рост научного знания». Знание не может быть абсолютно точным. Соотношение: Гипотеза > Теория > Опровержение Теории.

Имре Лакатос (1922-1974 гг.). английский философ. Сочинения: «Доказательство и опровержение». Старые и новые теории могут спокойно сосуществовать и взаимодействовать. Есть ядро во всех теориях, и именно его изменение ведет к коренному изменению в науке, к перевороту.

Томас Семюэл Кун (1922 г.). Сочинение: «Структура научных революций». Парадигма – совокупность убеждений, технический средств, исследований, - то, что принято научными сообществами.

Пауль Фейерабенд (1924 гг.). американский философ. Сочинения: «Против единственного метода. Защита анархистской теории знаний». Нет чистых фактов для верификации предложений в языке науки. Нет постепенного накопления истин. Теории логически несоизмеримы.