Фромм Э. Искусство любить, главы 1,3
Фромм Э. «Искусство любить», главы 1,3.
Глава 1. Любовь – искусство?
В своей работе «Искусство любить» Эрих Фромм рассуждает о любви как об исключительной способности человека, которая дается не так легко, как это кажется сначала.
Часто люди подменяют понятия «любить» и «быть любимым» и стремятся решить для себя вопрос как сделать, чтобы их любили. Каждый находит свой ответ на этот вопрос. Женщины тщательно следят за своей внешностью, мужчины добиваются власти и денег.
Для многих любовь сама по себе не представляет большой сложности, и основная проблема сводится к поиску объекта любви. То есть человека, чьи моральные и физические качества будут соответствовать существующему «привлекательному» образу, заданному временем. Причем немаловажное значение имеет и вероятность ответного интереса со стороны данного объекта. Т.е., «влюбляются друг в друга тогда, когда каждый из двоих чувствует, что нашел наилучший из имеющихся на рынке объектов с учетом своей собственной обменной ценности».
Любовь – это искусство. И, как и всякое другое искусство, оно предполагает обучение или овладение. Процесс овладения включает в себя две части: теорию и практику. При изучении необходима полная отдача человека этому искусству.
Глава 3. Любовь и ее разложение в современном западном обществе.
Любовь в современном западном обществе - довольно редкое явление. Ее стали заменять различные формы псевдолюбви. Психиатры рассматривают их как неврозы. Наиболее часто встречающиеся формы псевдолюбви – следующие.
1. Человек в современном мире пытается в любви найти спасенье от одиночества. И, таким образом, двое любящих людей объединяются против окружающего мира, образуя «команду». В таких случаях любовь и близость являются лишь видимостью. Это эгоизм вдвоем - одна из патологий форм любви.
2. Один или оба любящих людей привязаны к образу одного из родителей и, уже, будучи взрослыми, они переносят на своего партнера те чувства, страхи, надежды, которые они питали к отцу или матери.
3. Невротическое расстройство, основанное на ситуации, когда родители равнодушны друг к другу, еще более сложно. Близкие ребенку люди поддерживают спокойную атмосферу в доме, стараясь не ссориться, и маленький человек ощущает недосказанность, которая и исключает близкие доверительные отношения с родителями.
4. Существует и такая псевдолюбовь, которую многие воспринимают как «великую». Это любовь идолопоклонническая. Она зарождается, когда незрелая личность, не осознавая своей индивидуальности, создает из любимого человека кумира, боготворит его, растворяется в нем. Но часто кумир не выдерживает на своем пьедестале долго, что приводит любящего его человека к разочарованиям и поиску нового кумира. Нередко обе стороны видят друг в друге «божество», и тогда их любовь представляет собой страсть вдвоем.
Сущность «сентиментальной любви» состоит в отсутствии реальных отношений с конкретным человеком, перенесение переживаний в мир фантазий. Это переживание в мечтах, при прочтении любовного романа или просмотре фильма о любви. В реальности же люди не способны преодолеть отчуждение.
Смещение любви во времени – одна из разновидностей сентиментальной любви, когда пара наслаждается воспоминаниями о прошлом (знакомство, первое свидание и т.п.) или мечтает о будущем, подменяя этим действительность.
5. Использование проективных механизмов более тяжелая форма невротической любви. Человек, пытаясь переделать, откорректировать партнера, отвлекается от своих проблем и недостатков. Он предпочитает «ломать» партнера, нежели развивать свою личность. Проецирование собственных желаний на детей также тяжело сказывается и на детях, и на родителях.
Необходимо отметить, что любовь не должна непременно исключать конфликты. Настоящие конфликты не оказывают на любовь пагубного воздействия. Они вносят ясность в отношения, что способствует укреплению взаимопонимания и близости.
Любовь возможна лишь, если каждый из двоих живет в гармонии с самим собой. Лишь в этом случае пара составляет единое целое, союз двух самодостаточных личностей.