Русская философия (работа 3)
1
ЛЕКЦИЯ №3
Тема: Русская философия
1) Особенности становления и развития русской философии
2) Русская ренессансная философия (XVII – XIX вв.)
3) Русская философия ХIХ в. и начала ХХ в.
4) Философская мысль в советский период.
1 вопрос
Особенности становления и развития русской
философии
Перед началом рассмотрения 1-го вопроса мы должны отметить своеобразие Русской Культуры (важнейшей составляющей которой является русская философия), которая, в конечном счете, определила своеобразие русской философии.
Русская культура –явление уникальное.
С чем это связано:
1) Географически наше Отечество, на протяжении всего своего существования, находилось на перекрестке Западной и Восточной цивилизации.
2) Наша культура сложилась позже большинства азиатских и европейских цивилизаций и находилась с ними в постоянном контакте, но никогда не опускалась до “голого” их копирования, а с Х1Х века сама начала оказывать серьезное влияние на культуру других народов.
3) Формирование нашей культуры происходило не только в благоприятных условиях, но и в условиях насильственного насаждения чуждых образцов и идеалов, путем приказов и запретов, разрушения и наказания.
Однако русская культура сумела создать свой своеобразный тип мышления и самочувствия, который нельзя однозначно отнести ни к восточному, ни к западному вариантам.
4) Русь (а затем Россия) всегда была многонациональным и поликультурным социальным организмом, который способствовал образованию особой единой культурной основы своей общей Родины.
5) Находясь на протяжении значительного периода своей истории в положении отстающей и догоняющей, Россия приобрела редкую способность не просто быстро усваивать передовые идеи, но и перерабатывать их, приспосабливать к своей культурной среде.
6) Для русского общества всегда были характерны большая напряженность, взрывоопасность, конфликтность, связанные:
С господством власти (самодержавие, КПСС) и диктатом идеологии (религии, партии)
С архаичной или крайне прочной и неповоротливой государственной машиной, поэтому единственной сферой для развития свободы была духовная сфера, где находили свое воплощение различные теории и идеи.
Периодизация русской философии
В современной отечественной философии обычно выделяют следующие периоды русской философии
I период – Зарождение философской мысли на Руси. (XI-XVII в.в.)
II период – Русская ренессанская философия (XVIII – начало XIXв.в.)
III период – Русская философия XIX – начало XX в.
IV период – Философия в советский период истории (1917 – 1991г.г.).
1) Зарождение философской мысли на Руси
Этот период соответствует средневековой философии и делится на два этапа:
Древнерусская философия Киевской Руси (Х1 – Х111 в.в.)
Средневековая русская философия Московского государства (XV – XVII в.в.)
Древнерусская философия Киевской Руси.
Особенности исторического периода
Русь сформировалась как союзное государство во главе с Киевом;
Наличие культурных и торговых отношений с Востоком и Западом;
Создание письменности, распространение грамотности, книжности, школьного образования
Принятие Византийского православного христианства в 988 г., послужившее первоначальным толчком к появлению русской философии.
Особенностью этого процесса явилось то, что славяне православию не подчинились, они его оязычили, так как:
Славянам была чужда русская психология, (они не ждали Мессии-спасителя) поэтому постепенно произошла переориентация с культа Христа на культ Богородицы
С привычной общинной моралью не согласовывался принцип личной ответственности за грехи мира.
Поэтому христианство, трансформировавшись и переплетясь с язычеством, стало мощнейшей силой, внедрясь в основы национальной культуры и психологии.
Все это наложило отпечаток на особенности древнерусской философии
Философские идеи Киевской Руси
Русь восприняла две византийские философские традиции.
Объяснение мироздания и истории исключительно на жестко канонизированных христианских морально-назидательных кодексах;
Попытка увязки религиозных догматов с античной мудростью
Представители:
Киевский митрополит Илларион (Х1в.)
В “Слове о Законе и Благодати” он рассматривает:
вопросы истории человечества, закономерности его изменения, а также место России в общемировом историческом процессе;
значение принятия христианства на Руси, взаимоотношение церковной и велико княжеской власти;
проблема познания как богопознания выходит за рамки богословия и подходит к пониманию познания с позиции рационализма.
2. Владимир Мономах (1053-1125) – великий князь, политик, мыслитель.
В своих “Поучениях” оставил потомкам нравственные заветы:
власть – ответственность;
долг – справедливость;
каждый человек неповторим, мерило его полезности – труд;
к церкви надо относиться с почтением, но без подострастия.
3. Митрополит Климент Смолятич (XII в.) – философ.
В “Послании к пресвитеру Фоме” трактовал две метода познания:
Тайное, чтивое, не нуждающееся в усилиях ума знание, достигаемое “святыми”.
Обыденное знание, обоснованное практической жизнью
Разум – это естественный опыт души в чувственном познании мира. Разум выше чувств. В разуме человеческая душа обретает земное бытие и устремляется к познанию, мудрости бога, сокрытой в твари.
Вывод:
Киевские мыслители выступали против византийского влияния, на стороне светской великокняжеской власти за укрепление централизации русского государства.
В этот период Киевская Русь сумела познакомиться с античной и византийской философией, как постичь из нее многое.
Способом выражения смысла в древнерусской философии были свободно конструируемые аллегориум и символиум.
Философия Московского государства (ХV – ХVII вв.)
Исторические условия:
После монголо-татарского ига к XV веку Русь оказалась экономически опустошенной, политически оскорбленной и духовно униженной.
Русь начинает объединяться и обновляться. Общественно-политическая жизнь смещается в Московское княжество, которое со временем становится центром Русского государства. В XVI-XVII в.в. – это уже крупное централизованное государство с единой экономикой.
Власть опирается не на боярство, а на служилое дворянство.
Окончательно оформляется крепостное право.
Церковь остается оплотом идеологии, культуры и просвещения, но постепенно возникает светская литература.
Направления философии Московского государства
1) Историософское направление.
Становление русской государственности отразилось в учении псковского монаха Филофея “Москва-третий Рим”.
Историософия – концепция философии истории, созданная как целостное постижение вариантности форм с точки зрения раскрытия в них универсального закона или метаисторического смысла.
Согласно этому учению в основе исторического процесса лежит божественное провидение. “Старый Рим” как центр христианского учения пал в 476 г.
“Новый Рим” (Константинополь-Византия) как продолжатель христианских идей пал под напором турок в 1453г.
“Третьему Риму – Москве” - как истинному продолжателю христианского учения – стоять вечно.
Падение “старого” и “нового” Рима Фелофей объяснил тем, что тот и другой изменили истинной вере – православию – и за это подверглись божьей каре.
Учение “Москва- Третий Рим”, по существу, имело целью обосновать необходимость объединения русских удельных княжеств в единое сильное государство во главе с Москвой.
2) Религиозные направления
А). Ереси (от греч. – особое вероучение) – отклонение в вопросах религиозной доктрины от ортодоксии
Ереси возникли в ходе борьбы за независимость страны как движение против засилия религиозной византийской догматики.
Наиболее известные – стригольничество и движение “жидовствующих”.
Родоначальники ереси “жидовствующих” был ученый еврей Схария, и распространилась она главным образом в Новгороде:
-отдавали преимущество Библии перед Новым Заветом
-отрицали Троицу, святость икон, таинств;
-выступали против церкви как института;
-Христос – обычный человек, умерший обычным путем.
Б). Нестяжатели и стяжатели.
В конце ХV в. возник знаменитый спор между осифлянами (стяжатели) во главе с Иосифом Волоцким и нестяжателями во главе с Нилом Сарским и Василием Патрикеевым.
-Нестяжатели были противниками монастырского землевладения и богатой церкви. Главное – это развитие духовной культуры.
-Осифляне выступали за сильную и богатую церковь, которая способна выполнить божественное предначертание вместе с верховной властью.
В этом споре победили осифляне.
Борьба еретических и внутрицерковных идеологических направлений привела к возникновению русской схоластики.
3) Нравственное направление.
Наиболее важные мыслители этого периода:
-Сименон Полоцкий (1629-1680) -Юрий Крижанич (1618-1683) -Андрей Белобоцкий -Епифаний Славинецкий
1. Видный мыслитель С. Полоцкий ратовал за доброе законодательство и хороших правителей, осуждал тиранов и невежество. Он проповедовал любовь к подданным, трезвость в суждениях, скромность в поведении, прославлял просвещение, дружбу, трудолюбие.
Полоцкий считал, что вещественный и духовный мир создан Богом. Задачу философии он видел в том, чтобы просвещать людей, исправлять их нравы, врачевать болезни, поучать мудрости и правильной жизни.
Согласно учениям С. Полоцкого философия состоит из трех частей: логики, физики и этики.
Философские воззрения С. Полоцкого пронизаны верой в развитие и расцвет разума. Он отрицал существование врожденных идей, доказывая, что ум ребенка подобен чистой доске, на которой учитель пишет все, что хочет. Основная работа “Вертоград многоцветный”.
2. Юрий Крижанич выступал, прежде всего, с позиции политической философии. Основные идеи этой философии изложены в его основной работе “Политика”.
В этой работе автор призывает умножать государственное благополучие и богатство, развивать земледелие как основу богатства, а так же совершенствовать промыслы и торговлю.
В “Политике” осуждаются неумеренная роскошь, жестокие порядки и тирания, нещадные поборы, жадность, безделье и праздность.
Согласно Крижаничу человеческое тело состоит из 4 первозданных вещей: земли, воды, воздуха и огня.
Эти 4 стихии постоянно враждуют между собой, что ведет к разным несогласиям.
Человек отличается от животных разумом и руками. Все люди рождаются глупыми и только с годами приобретают ум и знания. Надо стремится преумножать в людях мудрость, ибо она приносит им благо. При хорошем правителе мудрость умножается, науки расцветают. Мудрость несет людям богатство, славу, благо и правду. Невежество порождает суеверие и обман.
Мудрость, по Крижаничу, должна познать такие наиважнейшие и наивысшие вещи, как бог, небо, земля, человеческие нравы, законопорядки. Знание призвано дать людям понимание причин вещей.
Мудрость Крижанич делил на духовную и мирскую. Духовная мудрость – это богословие. Мирская мудрость – математика, механика, философия.
Философия включает в себя : логику (грамматика, диалектика, риторика, поэтика), физику (изучает все видимые вещи), этику (личная нравственность), экономию ( наука о ведении хозяйства), политику ( наука об управлении народом).
3). Андрей Белобоцкий составил комментарии книги известного философа ХIII в. Раймонда Луемия “Великая и предивная наука." Эти комментарии представляли самостоятельное философское произведение.
Мир, согласно Белобоцкому создан богом и управляется провидением. Земля шарообразна: она находится в центре вселенной.
Мир делится на 2 части: материальную и духовную.
В комментариях Белобоцкого содержатся также некоторые сведения по ботанике, зоологии и др. наукам.
4). В XVII в. в России начинает распространятся гелиоцентрическая теория Н.Коперника.. Первым ее проводником был Епифаний Славинецкий. Он перевел на русский язык труды Фукидида, Плиния и других философов. В своей книге “Зеркало всея вселенная”, он изложил наряду с геоцентрической и гелиоцентрическую теорию неба, дав математические выкладки годового и суточного движения планет и высказав сочувствие теории Коперника.
ВЫВОДЫ:
В рамках первого периода русской философии сформировались три важнейших идейных потока отечественной философской мысли – историософский, религиозный и нравственный.
Итак, через Византию впервые в Древнюю Русь начали проникать философские идеи и отдельные произведения античных, византийских и западноевропейских средневековых мыслителей. Наряду с этим передовые русские мыслители в IX-XVII вв. пытались постигнуть судьбы Родины, своими произведениями они стремились содействовать сознанию централизованного русского государства.
Этот период явился прологом к дальнейшему развитию русской философии.
Вопрос.
Русская Ренессанская философия(18 – начало19в.)
Исторические условия
18 век поставил Россию вровень с Европой.
-экономические реформы
-развитие производства, ремесел и науки
-политические новации, соседствовали с постоянными заговорами
-разнообразное художественное творчество
-использование жестокости и насилия при проведении реформ
Постоянные крестьянские выступления.
(две крестьянские войны под предводительством К. Булавина и Е. Пугачева)
Постоянные войны. Наиболее крупные:
-северная война 1700- 1721
-семилетняя война 1757- 1763
-с Турцией 1768- 1774 и 1787- 1791
В эти годы страна открыто воспринимает западную культуру, появляются великие ученые, мыслители, политики.
Вместе со светской наукой на русской почве укрепляется свободомыслие.
Герцен А. И. Так охарактеризовал это время: «Удивительное время наружного рабства и внутреннего освобождения».
Начало этому процессу положили реформы Петра I. Они раскрепостили русскую экономику, значительно пополнили и обновили господствующий класс за счет дворянства, превратили церковь в одно из звеньев государственного аппарата, усилили царский абсолютизм, низвергли народ до положения рабов.
Основные этапы развития философии в этот период.
Ученая дружина Петра I.
-Василий Никитич Татищев (1686- 1750)
-Феофан Прокопович (1681- 1736)
-Антиох Дмитриевич Кантемир (1708- 1744)
-Иван Тихонович Посошков (1652- 1726)
Идеи:
-отстаивали необходимость независимого от церкви развития философского и естественнонаучного знания.
-разработана первая в России классификация наук.
-отстаивали гелиоцентрическую теорию, учение о бесконечности вселенной .
-Бог- совершеннейший разум, в котором в форме первообразов существовали все материальные предметы и явления.
-в теории познания: критерии истины видели разум, физические и математические доводы, а саму истину- как согласие суждения с предметом.
-разработали философскую терминологию на русском языке.
2.Философские взгляды М.И. Ломоносова (1711- 1765) - крупнейший представитель механического материализма.
Идеи:
-Он придерживался идеи и принципов атомизма.
Его научный интерес- свойства материи:
«Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность. Материя есть протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части».
-В теории познания пытается преодолеть разрыв между эмпиризмом и рационализмом, понимая что и то и другое- это односторонние крайности процесса познания.
Поскольку Ломоносов был верующим человеком, то он стоял на позиции «двойной истины», т.е.:
-есть истины которые могут не совпадать с религиозными
-есть чисто религиозная сфера постижения истин
-Развивал гелиоцентрическую систему Дж. Бруно, доказывал постоянную изменяемость всего существующего, возражал против церковного исчисления Начала мира.
Григорий Саввич Сковорода (1722- 1794)
Родоначальником русской философии большинство исследователей считает Г.С. Сковороду. (В.В. Зеньковский называл его «первым философом на Руси в точном смысле слова»).
Философия Г.С. Сковороды носит прежде всего этическую направленность:
Следуя вслед за Сократом, Сковорода излагает свое учение в диалогах, рассуждениях нескольких человек на определенную тему.
Основная тема:
-познание человека, его души, стремлений, желаний, поступков.
-соотношение добра и зла в человеческой жизни, их обусловленность и влияние на бытие людей.
Он разрабатывает христианскую этику не в отвлеченном обществе, а в конкретно- российском социуме, учитывая при этом особенности национального менталитета.
Г.С. Сковорода первым указал путь дальнейшего развития русской философии- путь не прекращающейся внутренней борьбы между западно- европейской рассудочностью и восточно- христианским иррациональным постижением космических тайн и человеческой души.
Русские просветители 2 ой половины 18 века.
Отечественная философия эпохи Екатерины II с наибольшей целеустремленностью разрабатывала социологические проблемы, в особенности такие как «совершенствование общества» и «разумное устроение» государства. Причем активность в этом направлении прилагала сама императрица, состоявшая в переписке с французским философом Вольтером: в составленном ею знаменитом «Наказе» (1767) не только провозглашалось равенство всех сословий перед законом, но и высказывалось «пожелание» об улучшении положения крепостных крестьян. (Кстати этот «Наказ» был запрещен в дореволюционной Франции, как чересчур либеральная книга). Позже её взгляды резко трансформировались (после восстания Е. Пугачева и Французской революции).
В литературу этого периода входит целая когорта выдающихся просветителей:
-Д.С. Аничков (1733- 1788)
-Я.П. Козельский (1728- 1789)
-С.Е. Десницкий (1739- 1789)
-А.Н. Радищев (1749- 1802)
Александр Николаевич Радищев известен в основном как борец с абсолютизмом и крепостным правом, как автор «Путешествия из Петербурга в Москву».
Однако его философские идеи тоже оригинальны и новаторски, как по сути, ток и по форме выражения.
В своем трактате «о человеке, его смертности и бессмертия» он разрабатывает учение о бытии, человека и его душе:
-главное в его мировоззренческой позиции- это признание реальности материи и ее независимости от познающего субъекта
-весь живой и неживой мир состоит из единого вещества. Важнейшее свойство материи- движение. (В этом материализм).
-стоит на позициях идеализма, доказывая бессмертность души
-в отношении человека он отстаивает «естественное право» т.е. экономическое и правовое уравнивание людей
-исторический процесс представлял как последовательную смену циклов через борьбу равенства и неравенства. Прогресс в обществе связан с « шествием человеческого разума».
В дальнейшем социальная философия нашла свое продолжение и развитие в идеях декабристов, деятельностью которых кончается один и начинается другой период развития русской философии.
Вывод:
Русское Просвещение создало самобытную национальную философию, которая по сущности своих идей, по своей духовности стояла на уровне общемировой философии
Оно породило феномен светской духовной культуры, сформировало гуманистические ценности, зародило интерес к трудам мыслителей прошлого и настоящего.
Отход от церкви не означал для ученого разрыва с верой, с традицией, с культурой народа. Новый виток творческой жизни был не изолированным, а осуществлялся с опорой на предыдущие достижения.
3 ВОПРОС.
Русская философия 19 - начала 20 века.
Исторические условия:
Феодальные отношения оставались весьма прочными и укоренены в жизни страны. Несмотря на это, во второй половине 19 века в экономике энергично стал пробивать себе дорогу капитализм.
Почти весь этот период отмечен войнами, которые вела Россия: война Крымская, русско-афганский конфликт, русско-иранская, три русско-турецкие, русско-японская войны, первая мировая война. Постоянные восстания и народные выступления, целая серия революций.
Поэтому:
Вся мыслящая часть общества была охвачена проблемами перспектив его развития, все мечтали о переменах. Всеобъемлемость наступающего кризиса диктовала всеобъемлющего философского анализа, ситуаций и перспектив развития страны, т.е. решение вопроса «По какому пути развития идти России?»
Решение этого вопроса нашло своё отражение в русской философии этого периода.
Характеристика философии 19 века.
19 столетие по праву называют «золотым веком» русской философии. Это был классический период в истории русской философской мысли, эпоха универсализма (многообразие) в ней (западники и славянофилы, радикалы и либералы, народники и социалисты, крестьянские и буржуазные философы, демократы, идеалисты и материалисты, религиозные ортодоксы и реформаторы).
В это время философская мысль развивалась в значительной мере внутри художественной литературы. Философия и литература 19 века образовали весьма оригинальный и нерасторжимый синтез, ставший прочной традицией отечественной духовной культуры.
Русская философия - это философия предупреждения. Её лейтмотив - нравственное вето на любой «прогресс», любой социальный проект, если они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью.
Проблемное поле русской философии 19 века распадается на три сравнительно автономные, но тесно взаимодействующие сферы:
-сфера познания («вера» - «знание»)
-сфера действия («аполитизм» - «революционаризм»)
-сфера нравственности («альтруизм» - «эгоизм»)
В каждой из этих сфер присутствует альтернативная ориентация на определённый идеал:
-в сфере познания - это идеал рациональности или духовности (задаваемые наукой или религией)
-в сфере действия (социальной) - идеал социальности: монархия или демократия (либерализм, социализм, анархия)
-в сфере нравственности - идеал человека, определяемый:
а) с помощью определённых форм коллективности - государство, народ, община, церковь;
б) посредством личных атрибутов - природа человека, нравственное чувство, разумность.
Т.о. русская философия 19 века предстаёт как многообразие философских учений, организованных вокруг двух полюсов:
философия тотальности (коллективности, целостности)
философия индивидуальности.
Толчком к разделу русской философии на два полюса послужила историософия П.Я.Чаадаева.
Пётр Яковлевич Чаадаев(1894-1856 г.г.) одним из первых в прошлом столетии поднял вопрос об особенностях исторического развития России и Западной Европы, о русском национальном самосознании.
-Вначале он высоко оценивал западную цивилизацию и её достижения, с сожалением писал об отставании России от «общего движения», т.к. считал, что истинный прогресс зиждется на истинном христианстве, которым является только католицизм.
-Позже Чаадаев стал критически относиться к Западу, выделяя в его социальном организме такие пороки, как эгоизм, враждебность частных интересов, жизнь по расчёту.
-Чаадаев размышлял об особой роли России в мире. Эта роль должна состоять в том, чтобы «дать миру какой-нибудь важный урок», «...мы призваны решить большую часть проблем социального порядка, завершить большую часть идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество». Этой пророческой максимой он стремился преодолеть отчуждённость своей историософии от исторической почвы, придать ей характер национального идеала.
-По Чаадаеву основную роль в развитии общества играет Божественное откровение, которое должно вдохновлять человечество к построению Царства Божия на земле. Для будущего «Царства Божьего» свойственны равенство, свобода и демократия. Именно поэтому оно может быть определено как социалистическое, ибо «социализм победит не потому, что он прав, а потому, что не правы его противники».
«Славянофильство» и «западничество».
Славянофильство:
Сущность славянофильства определялось идеей «несхожести» России и Запада, самобытности русского духовно-исторического процесса (сам термин «славянофильство» достаточно условен и выражает лишь их общественно политические позиции).
Славянофилы:
-Иван Васильевич Киреевский (1806-1856)
-Алексей Степанович Хомяков (1804-1860)
-Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860)
Были выразителями идеи самобытности русского национального самосознания.
Все основные идеи славянофилов тяготеют к полюсу тотальности:
-Критика западной цивилизации как якобы «безбожной», низменной, бездушной.
-Православие - духовная основа русской нации, подлинный двигатель исторического процесса;
-Монархия - идеальная форма государственного устройства России, наиболее полно выражающая дух и традиции русского народа;
-Крестьянская община, патриархальная семья- социальная основа общества, внутри которого только и возможен подлинно нравственный человек;
-Соборность - выражение коллективного духа россиян, их общинного («хорового») начала в образе жизни. Соборность есть собирание, соединение всех сил ради общего дела.
-Русский народ - это особый народ (народ - богоносец), призванный к высокой роли в мире.
Вывод:
-По сути дела, славянофильство- это философия религиозно окрашенного коллективизма.
-Задачу последующего развития России они видели в том, чтобы дух православия пронизал весь общественный организм, придал ему высший смысл в развитии.
-Свобода индивида возможна, но лишь путем подчинения его абсолютным ценностям- авторитету религии и церкви, государству, своему народу.
Западничество:
В полемике со славянофилами складывалась русская философия индивидуальности, тяготевшая к тем или иным формам западничества.
Западники:
-Александр Иванович Герцен (1812- 1870)
-Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848)
-Тимофей Николаевич Грановский (1813- 1859)
-Николай Гаврилович Чернышевский (1828- 1889)
Были выразителями идеи единого общемирового прогрессивного развития.
1.Они активно выступали за европеизацию страны, т.е. ликвидацию феодально- крепостнических отношений и развитие общества по буржуазному пути.
2.Считали религию и церковь тормозом общественного прогресса.
3.Высоко оценивали человеческий разум и науку, уважительно относились к правовым нормам общества.
4.Основной ценностью общества для них является индивид, а государство прозвано защищать его права и свободы.
5.В социальной сфере они ориентировались либо на конституционную монархию, либо на социалистические или анархические формы государственного правления.
В последней трети 19 столетия сложилась вторая историческая форма полюсов русской философии:
-Традиции славянофилов продолжили почвенники:
-Аполлон Александрович Григорьев (1822- 1864)
-Федор Михайлович Достоевский (1821- 1881)
-Николай Яковлевич Данилевский (1822- 1885)
-Константин Николаевич Леонтьев (1831- 1891)
-Традиции западников - народники.
-Петр Лаврович Лавров (1823- 1900)
-Петр Никитич Ткачев (1844- 1886)
-Михаил Александрович Бакунин (1814- 1876)
А) «Почвенники» - философское направление, для которого главной была идея о «национальной почве» как основе социального и духовного развития России.
1) Для них была характерна идея о превосходстве искусства над наукой (сфера познания), поскольку искусство истетично и полнее угадывает потребности эпохи и дух народа. Ф. М. Достоевский отмечал «Философия есть тоже поэзия, только высший градус её».
Их отличала также религиозная ориентированность философии.
Достоевский построил целую концепцию делящую историю человечества на 3 стадии:
-Патриархальность (естественная коллективность)
-Цивилизация (болезненная индивидуализация)
-Христианство как синтез предыдущих.
Отвергали капитализм и социализм как путь развития России.
Идеи почвенников легли в основу книги Достоевского «Россия и Европа», в которой он выделил 12 цивилизаций и особенно славянскую, которая должна стать первой, гармонически соединяющей основные виды человеческой деятельности (религию. науку, политику, экономику ).
Б) «Народники»:
-сохранили веру в науку
-считали, что царство «нравственности, справедливости» может наступить лишь через деятельность героев, способных повести за собой бессознательное массовое движение.
В результате идейных исканий путей развития России в середине 80-х г.г. 19 столетия в русской философии образуется два мощных направления:
1-й: Русский религиозный ренессанс конца 19 - начала 20 века.
2-й: Русский Марксизм.
Как отмечал русский философ Н.А. Бердяев:
«Интелегенция раскололась на две расы: на одном полюсе сконцентрировалась «культурная элита», жаждавшая мистических тайн и религиозных откровений, на другом - «силы революции, вдохновлявшиеся идеями русского радикализма и марксизма». Это были будущие богоискатели и большевики ».
1-е направление: Русский «религиозный Ренессанс» (русское богоискательство).
Логика развития мысли неотвратима: сперва славянофильство породило религиозное реформаторство, а последнее, в свою очередь, породило русское богоискательство, т.к. необходимо было новое откровенное о человеке, новое религиозное сознание.
Это направление было самым плодотворным как по числу последователей, так и по объему и разнообразию созданных произведений:
-Владимир Сергеевич Соловьев (1853- 1900)
-Николай Александрович Бердяев (1874- 1948)
-Сергей Николаевич Булгаков (1871- 1944)
-Николай Онуфриевич Лосский (1870- 1965)
-Павел Александрович Флоренский (1882- 1943)
-Лев Исаакович Шестов (Шварцман) (1866- 1938)
Характеристика философии
Духовным источником религиозной философии явилось православие как специфический духовный и жизненный уклад.
В центре её внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними.
Она носит всеохватный характер. В ней с религиозных позиций были осмыслены такие проблемы, как:
-природа человека, его свобода, смерть и бессмертие;
-гуманизм и его кризис;
-смысл человеческой истории;
-ряд важных социальных вопросов.
I) Центральной фигурой во всей русской религиозной философии является В.С. Соловьев.
Соловьев во главу угла своей философской концепции ставил религию и стремился подчинить ей философию, науку, этику, будущее государственное устройство.
Он резко критиковал материализм и атеизм, представляя их как учения безнравственные, опустошающие природу человека и ведущие людей в тупик.
Вопрос о взаимоотношении материального и духовного Соловьев решал с позиции объективного идеализма.
Начало всего сущего - абсолютное, т.е. бог. Бог воспринимает не разумом, а только через веру. Бог содержит в себе вечные идеи, т.е. идеальный мир. Этот идеальный мир порождает мир физический. Этот физический мир связан с богом через человека, который обладает и материальной и идеальной субстанциями.
Возможность познания человеком окружающего мира Соловьев связывал с верой в бога - познание через веру.
В. Соловьев являлся автором теории вселенской теократии. Он считал, что в отношениях между собой люди должны забыть все распри и руководствоваться христианским учением о любви к ближнему. Этот же принцип должен был положен в основу между отдельными государствами. Легче всего его может осуществлять христианская религия. Чтобы претворить в жизнь христианский принцип «любви к ближнему» и окончательно исключить из общества классовые и национальные противоречия, православной, католической и протестантской церкви необходимо слиться воедино под эгидой Римского папы и русского самодержавия, образовав вселенскую теократию.
Последней работой В. Соловьева стали «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории...», посвященные развернутой критике религиозно- философского учения Л. Толстого.
Его обращение к проблеме мирового зла предстает как закономерное, ибо её всестороннего исследования оправдание добра оказывается неполным.
Исследуя мировое зло В. Соловьев последовательно опровергает тезис о непротивлении силой и показывает необходимость войны в обреченном на совершенство мире. И только по мере совершенствования мира война исчезнет из мира людей.
II) Ярким и многогранным явлением в русской религиозной философии была фигура Н.А. Бердяева.
Философию он считает чистым творчеством в отличии от науки, которая всегда должна приспосабливаться к необходимости бытия.
Исходя из творческой природы философии он предлагает свою концепцию миростроения, ориентированную на человека:
-В качестве первореальности выдвигается история и природа. Они вечны и включают в себя несотворенную свободу.
-Всё зло в мире истекает из этой свободы (Зло - это испытание, посланное людям благим Богом).
-В итоге - Бог мир создает, Себя в мире проявляет, но не управляет миром.
-Человеку Бог необходим как нравственный идеал и надежда на спасение.
-Богу нужен человек, как покаявшийся грешник, стремящийся к богочеловеческому образцу.
-Достичь этого результата человек может лишь через катастрофу, конец света, страшный Суд.
-В результате наступит новый мир - вечное царство свободы и духа, человеческое бессмертие.
3.Личность у Бердяева представляет собой сосредоточение индивидуальных духовных сил и сферу свободы.
Она постоянно испытывает давление со стороны общества, которое стремиться поработить личность, включив её в какую- нибудь общность.
Истинная свобода личности заключается в «соборности», концентрации индивидуальной духовной силы и воли, т.е. подразумевается верховенство личного начала над коллективным.
Идеи Бердяева оказали значительное влияние на развитие французского экзистенциализма.
С.Н. Булгаков своей центральной задачей считал обоснование целостности христианского мировоззрения (в 1918 году он принял сан священника).
Все социальные отношения и культура должны быть оценены и перестроены на религиозных началах.
Н.О. Лосский главную задачу философии видел в том, чтобы построить теорию о мире как едином целом на основе прежде всего религиозного опыта. Центральный элемент мира - личность.
П.А. Флоренский также разрабатывал религиозно- философскую проблематику, в центре которой - идущее от В. Соловьева концепция о всеединстве и учение о Софии, учение об интуитивном образносимволическом постижении мира основывающееся на нравственном учении личности.
2-е направление: Русский марксизм.
В середине 80-х г.г. 19 столетия народничество, вследствие массового разочарования в его идеях, распалось. Из него выделились первые русские марксисты. Марксизм увлек на первых порах людей самых разных ориентаций - от промышленных пролетариев до университетских профессоров: всем им казалось, что найдена окончательная истина, и социализм из народнической утопии превратился в настоящую теорию.
Ортодоксальный марксизм.
Возникновение марксизма в России связывают с творчеством Георгия Валентиновича Плеханова (1858- 1918).
-он посвятил большинство своих трудов историко- философскому, гносеологическому и социологическому аспектам материалистического понимания истории, т.к. считал что именно в этом теоретическом построении сосредоточено центральное ядро марксистского учения в целом;
-осуществил первые попытки научного социального предвидения;
-определил основы религиозного и эстетического мировоззрения людей;
-предложил диалектико- материалистическую модель революционных процессов в социальной сфере;
-разработал учение о роли народных масс и личности в истории.
2. «Легальные марксисты» (Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк) - в целом на начальном этапе поддерживали Плеханова и Ленина в критике народничества, в начале 900-х г.г. разошлись с ними по вопросам:
-неприятия насильственных средств борьбы;
-в теории- *неприятием подавления личности обществом
*несогласием с идеями «воинствующего» материализма и атеизма.
Философия большевизма.
Прежде всего связана с деятельностью В.И. Ленина (1870- 1924).
Новое в марксизме.
а) В социальной философии:
1) Опираясь открытии русскими народниками законе неравномерного развития капитализма, Ленин провозгласил «непреложный вывод» о победе социализма «первоначально в одной или нескольких странах».
Разработано учение о социалистической революции, о роли пролетариата в ней и его авангарде- коммунистической партии.
Разработано учение о примате политики над экономикой (особенно в переходные периоды)
Разработано учение «О защите социалистического отечества», об «Армии нового типа».
б) В диалектическом материализме:
В соответствии с естественно- научными открытиями того времени по- новому сформулировал определение материи (в отличие от механистической трактовки её Ф. Энгельсом).
в) В диалектике:
-Ленин видел в ней прежде всего «закон познания (и закон объективного мира)». «Диалектика и есть теория познания (Гегеля и марксизма)», а стал быть, философского материализма.
-Введен принцип примата практики над теорией.
Вывод:
В целом теоретические философские и социально- философские произведения В.И. Ленина («Материализм и эмпириокритицизм»; «Философские тетрады», «Государство и революция» и др.) существенно дополнили и обогатили марксистскую теорию.
Непрекращающийся критический анализ сделанного Лениным, постоянное заимствование его идей являются косвенным доказательством их оригинальности.
Кроме этих 2-х течений, универсализм русской философии проявился в наличии других течений:
Философия права, в рамках которой развивалась идеология либерализма с его идеей незыблемости прав и свобод человека (Б.Н. Чечерин).
Естественно- научный материализм (Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов).
Был ориентирован на философское осмысление данных естествознания и продолжал традиции М.В. Ломоносова, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского.
Русская космическая философия (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский).
Они отстаивали идеи:
-единства человека и космоса, космической природы человека;
-его бессмертия и безграничных возможностей, благодаря нравственному совершенствованию и росту научных знаний.
Военные вопросы в произведениях русских философов.
В русской философии спектр отношения к войне, как крайней форме насилия, чрезвычайно широк:
-от полного её отрицания в любых формах
-до признания её главным двигателем прогресса.
Тем не менее есть два общих аспекта рассмотрения этой проблемы:
1-й - попытки нравственной оценки войны (П.Я. Чаадаев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев);
2-й - подходы к возможности или невозможности оправдания насилия и войны для осуществления мессианского предназначения России, а также выбора её исторического пути (А.И. Герцен, Н.П. Огарев, М.А. Бакунин, В.И. Ленин).
Выводы:
В целом русская философия 19 - начала 20 века явилась отражением идейных исканий исторического пути развития России.
В противоборстве идей славянофилов и западников в конечном итоге победила западная ориентация, но трансформировавшаяся на русской почве в теорию марксизма- ленинизма.
4 ВОПРОС.
Философская мысль в советский период.
В советский период отечественной истории (1917- 1991 г.г.) исключительную поддержку получила материалистическая традиция в философии.
В Советском Союзе в 20-х годах единственным философским течением становиться марксизм, который со временем обрел статус официального учения.
Философия постепенно превратилась в служанку политики.
Это становиться возможным в условиях:
-отсутствия свободы интеллектуального творчества
-жестокого контроля со стороны государства и правящей партии
-использования философии для идеологического обоснования практики советского строя и перспектив его исторического развития.
Основные этапы философии в СССР.
1-й этап с 1922 - 1930 гг.
Это время, когда идеологические тиски уже были, но ещё не сжались и в рамках материалистической философии оставалось место для дискуссий и споров. Для этого был основан философский журнал «Под знаменем марксизма».
Какие проблемы решались?:
Соотношение в жизни человека и общества биологических и социальных факторов.
2) Дискуссия вокруг марксистского понятия базиса и представлений об азиатском способе производства.
В 1925 г. была впервые опубликована работа Энгельса «Диалектика природы», где систематически был изложен диалектический материализм. Это послужило стимулом для внутрипартийной философской полемики, получившей известность как спор между механистами и диалектиками.
-механисты (во главе с Н.И. Бухариным)
подчеркивали материализм диамата за счет диалектики, которую считали лишь подсобным методом
защищали автономию естественных наук против философской диктатуры.
в идее развития более подчеркивали эволюцию, чем качественные скачки и чем революцию.
-Диалектики (профессор Деборин) считали именно материалистическую диалектику главной сутью марксизма.
Тогда же, в 20-е годы, в России работают такие ставшие впоследствии знаменитыми авторы, как Михаил Бахтин («Философия поступка», 1921 г.), Алексей Федорович Лосев (с 1927 по 1930 гг. Им написано восемь томов произведений), Густав Густавович Шпет, Лев Семенович Выгодский, создавший культурно- историческую теорию развития психики.
2-й этап 1930 - 1953 гг. Сталинский.
Это время теоретического упадка, полной вульгаризации и догматизации марксизма.
В 1938 г. вышел в свет «Краткий курс истории ВКП(б)», где в качестве 4-го раздела была не большая по объему статья «О диалектическом и историческом материализме».
Эта статья была объявлена «вершиной марксистского философского мышления» и положена в основу преподавания философии и методологии научного познания. Вся философия свелась к «цитатничеству» классиков марксизма.
Тем не менее в этот период:
В.И. Вернадский создает «Размышления натуралиста», где развивается идея ноосферы.
Кета Романович Мегрелидзе создает книгу « Основные проблемы социологии мышления», на которой впоследствии учились философскому раздумью целые поколения советских философов.
Возникает целый ряд формальных философских структур:
на базе МГУ и ЛГУ создаются философские факультеты
с 1947 г. начинает выходить существующий поныне журнал «Вопросы философии».
3-й этап 1953 - 1991 гг.
Явное оживление философской мысли начинается примерно с 60-х годов хотя до этого:
-с 1956 г. философию преподают как самостоятельный предмет не только в гуманитарных вузах и университетах, но и в технических;
-в 1958 г. - возникает ещё один философский журнал «Философские науки»;
-с конца 50-х гг. Советские философы начинают принимать участие в международных философских конгрессах.
Главные темы работы советских философов:
Новое прочтение К. Маркса (-соотношение идей раннего и позднего Маркса, -анализ внутренней логики и диалектики «Капитала») М.М. Розенталь, Э.В. Ильенков, Б.М. Кедров.
Развитие диалектической логики. Диалектика анализируется как объективный процесс и метод познания. (Ильенков, Байтищев, Библер)
Формирование отечественной методологии науки.
Стремление соединить системные представления и диалектику (до этого системный метод считался «буржуазным» и не мог использоваться как научный метод) (Штофф, Швырев, Мамчур, Степин. Ракитов).
Под видом критики происходит, знакомство с западной философией. (Мельвиль, Матрошилова, Богомолов, Быховский и др.)
Раскрытие проблем гносеологии и теории познания. (П.В. Копнин, В.А. Лекторский, В.С. Швырев)
Обсуждение проблемы сознания. Развернулась многолетняя дискуссия об идеальном между Э.В. Ильенковым и Д.И. Дубровским. Продолженная Михайловым, Библером, Мамардашвили.
Обсуждение, прежде запрещенной, темы ценностей.
«Лекции по марксистко- ленинской эстетике» М.С. Кагана утверждают право на существование аксиологического подхода к сознанию.
Выдвижение комплекса взаимосвязанных проблем «деятельность - культура - человек».
-над проблемой деятельности и практики работали А.П. Огурцов, Б.А. Воронович, М.С. Каган.
-по теме культура сформировались противоположные точки зрения:
«Деятельностная» или технологическая позиция (Э.С. Маркарян, В.Е. Давидович)
«Кормативно- ценностная» (В.М. Межуев, Л.Н. Коган, А.С. Злобин)
-в теме человека (хотя экзистенциональные проблемы обсуждать не разрешалось) обсуждались темы:
сущности человека, его свободы, истории, диалектика его жизни
ставились вопросы философской познаваемости человека и единства человечества.
Темы, связанные со спецификой философского знания.
Она определялась как наука или не наука, выяснялось как она соотносится с другими видами сознания. (Т.И. Ойзерман, П.В. Алексеев).
Осмысление социальной жизни.
Даже в условиях существенных ограничений, по- разному интерпретировались марксистские положения с целью сделать предписанную схему как можно более гибкой, позволяющей вмещать и охватывать те феномены, о которых специально не задумывались классики марксизма. (В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзон, Ю.К. Плетников).
Выводы:
Диалектико- материалистическая философия в СССР, несмотря на сложные политические и идеологические условия (начиная с 1917 г. и по н.в.), в основном сохранила своё методологическое значение, приобрела начало плодотворных идей из работ известных советских ученых: общественников и естественников, историков философии, этиков, эстетиков.
Сегодня в России философы продолжают работать, творить. Освободившись от жестких рамок официального марксизма они ищут новые пути в теории, открывают для себя и других прежде неведомые пласты бытия, переживания, мышления.
Выводы по лекции:
Русская философия - это живой и динамичный организм. Она имеет сравнительно не долгую историю, но тем не менее, она внесла значительный вклад в сокровищницу мировой философской мысли.
Русская философия несёт на себе отпечаток национальной культуры, национального характера, национального психологического склада, особого типа мышления и мировоззрения, т.е. она является одним из ресурсов ретроспективного портрета народа.
Философские концепции отечественной философии всегда были связаны с конкретными социально- политическими обстоятельствами в стране.
В русской философии никогда не было «голого» копирования западных философских теорий. Русские мыслители как бы отталкивались от чужого учения и предлагали самостоятельные построения .
Русская философия в своей основе высоконравственна. Нередко нравственный аспект был тем стержнем, вокруг которого строилась вся система.
Обращение к истории русской философии позволяет военным кадрам обогатить свой державный мир, расширить мировоззрение.