Стандартизация в зарубежных странах (работа 2)
Российский Химико-Технологический Университет
им. Д.И.Менделеева
Кафедра Метрологии и Статистики
Реферат на тему:
“Стандартизация в зарубежных странах”
Выполнил: Жбанко Владимир, группа С-53
МОСКВА-2000
Введение.
В современном мире люди ценят многие вещи. В насущных вещах – товарах, продуктах, услугах – люди прежде всего ценят качество. А качество достигается многими факторами один из которых стандарт. В последнее время, в связи с тем что мировая экономика развивается по принципам географического разделения труда, интеграции и глобализации, важна роль институтов стандартизации ведущих стран мира. Взаимодействие этих институтов дает в целом положительный экономический эффект.
Рассмотрим подробнее деятельность таких институтов, в таких развитых странах, как СЩА, Великобритания, Франция, Германия , Япония.
Американский национальный институт стандартов и технологии (NIST) National Institute of Standards & Technology.
Эта организация координирует работы по добровольной стандартизации в частном секторе экономики, руководит деятельностью организаций, разработчиков стандартов, имеющей в своей компетенции возможность придания стандарту статуса национального.
NIST стандарты не разрабатывает, а утверждает национальные стандарты и основная задача этого института именно решение проблем общенационального масштаба (защита природы, условий труда, экономии ресурсов, и прочее).
NIST занимается целевыми программами планирования , а стандартами на готовую продукцию занимаются фирмы и их нормативные документы.
Национальные стандарты содержат обязательные к выполнению требования , касающиеся аспектов безопасности. Наряду с обязательными стандартами действуют технические регламенты, утверждаемые соответствующими министерствами и ведомствами. Если фирменные стандарты учитывают или превосходят требования национальных, то они могут автоматически стать национальными.
Разрабатывают федеральные стандарты авторитетные организации, имеющие соответствующую аккредитацию NIST. Перечислим некоторые из этих организаций:
Объединение испытательных лабораторий страховых компаний
Общество инженеров автомобилестроителей (SAE)
Общество инженеров механиков (ASME)
Американский транспортный департамент (DOT)
И другие…
Остается лишь упомянуть источники финансирования NIST. Финансирование ведется из взносов организаций-членов, фирм-членов, разработка специальных программ по заказам заинтересованных организаций, а также от продажи различных печатных изданий.
Британский институт стандартов. (BSI) Britain Standardization Institute.
Создан институт в 1901 году по инициативе обществ инженеров-механиков, инженеров-судостроителей, -электриков, -металлургов. Организация эта независима и подчиняется Уставу пересмотренному в последний раз в 1981 году. Основные функции BSI – координация деятельности по разработке стандартов на основе соглашения между всеми заинтересованными сторонами и принятие стандартов.
Скажем вкратце о бюрократическом аппарате. В штате 1300 человек, куда входят коллективные и индивидуальные члены; BSI подразделяется на структуры: Высший законодательный орган, высший исполнительный орган и Совет директоров, решающий общие вопросы управления. Но основные рабочие органы BSI – технические комитеты. Курируют работу последних комитеты по стандартизации , в свою очередь подчиняющиеся отраслевым советам по стандартизации. Главная задача этих советов – представлять интересы изготовителей , потребителей и всех других заинтересованных лиц в конкретной области.
Рассмотрим процедуру разработки нормативного документа. Процесс начинается с получения заказа от любых заинтересованных организаций. Каждое предложение рассматривает Управляющий совет, который при положительном решении поручает соответствующему техническому комитету разработать проект стандарта. Технический комитет в своей работе обязан руководствоваться организационно-методическим британским стандартом BS-O (британская система стандартов) Если аспект стандартизации представляет интерес для правительства, то в качестве консультанта в работе комитета могут принимать участие уполномоченные члены от правительства. Первая редакция проекта стандарта рассылается на отзыв заинтересованным сторонам, а окончательный проект поступает в соответствующий комитет по стандартам, который имеет право разрешать публикацию нормативного документа. Если разрешение подписывает представитель курирующего отраслевого совета, то стандарт считается принятым.
Стоит отметить о развитой системе информационного обеспечения стандартизации и распространении информации о стандартах. Этим занимается центральная справочная служба, которая имеет автоматизированную систему информации “Standardline”. Система организована с учетом участия BSI в деятельности ИСО и является составной частью ИСОНЕТ. Система обмена данных построена на высоком уровне и постоянно совершенствуется. Важно добавить что качественная и быстрая информация уменьшает время рассмотрения стандарта, запуска ее в серию, и, тем самым, фирмы быстрее запускают новые товар в оборот.
Общее количество национальных стандартов в Британии составляет 20 тысяч. BSI представляет Великобританию в международных организациях по стандартизации и принимает решения об использовании международных стандартов в стране. В ИСО BSI ведет стандарты 111 технических комитетов и подкомитетов, в СЕН – 29, в СЕНЭЛЕК – 11. При подготовке проектов национальных стандартов в максимальной степени учитываются требования нормативных документов , принятых этими организациями.
Интересно то , что Великобритания как ведущая держава в мире в своих стандартах опирается на международный опыт: около 20% национальных стандартов принято методом обложки международных стандартов; 70% разрабатываемых стандартов учитывает направления международной стандартизации; более 16% стандартов – частичное принятие международных.
Попробуем сравнить взаимоотношение BSI с правительством страны и рассмотренный ранее NIST в этом аспекте. Напомним, что NIST практически не зависит от государства. С BSI дела обстоят несколько иначе. В 1952 году между правительством и BSI был подписан меморандум о взаимопонимании, в котором BSI определяется как уполномоченный орган, ответственный за развитие национальной стандартизации. Меморандум определяет статус BSI, предопределяет качество стандартов, их удобное использование, а также возможность их использования для улучшения перспектив торговых отношений с другими странами. В свою очередь BSI считает приоритетными те стандарты , которые правительство определяет как отвечающие национальным интересам. Отметим также, для сравнения, то как в BSI осуществляется финансирование:
-
Правительственные субсидии
15,3%
Доходы от заказов на испытания и сертификацию
44%
Продажа стандартов и других публикаций
25%
Подписка и дотации
13%
Деятельность службы технической помощи экспортеру
1,6%
BSI имеет собственный испытательный центр, испытывающий широкий спектр товаров, его деятельность признана во всем мире.
Стабильность качества сертифицированной продукции обеспечивается путем регулярных проверок производителя на соответствие международным стандартам ИСО серии 9000.
В Британии существует специальный знак качества – “Кайтмарк”, подтверждающий безопасность изделия в эксплуатации. BSI издает специальный справочник , куда заносят фирмы, производящие продукцию высокого качества.
BSI участвует в работах по единому рынку Европы. Заключаются соглашения о взаимном признании сертификатов качества, исключающие повторные проверки.
BSI участвует в обеспечении безопасности инвалидов, в частности слепых. (“Требования к осязательным знакам на упаковке”)
BSI имеет службу технической помощи британским фирмам-экспортерам, по вопросам, связанным с техническими регламентами, системами сертификации стран импортеров и т.п.
Французская ассоциация по стандартизации
Во Франции национальной организацией по стандартизации является Французская Ассоциация по стандартизации (AFNOR), на которую возложены следующие функции:
Организация, руководство и координация деятельности по стандартизации;
Анализа поступающих заявок на стандарты и определение потребности в новых стандартах;
Разработка и принятие национальных стандартов;
Контроль за их внедрением;
Пропаганда и продажа стандартов;
Составление годовых программ по стандартизации с учетом национальных приоритетов развития экономики;
Управление деятельностью по маркировке продукции знаком соответствия национальному стандарту NF (AFNOR);
Обучение, подготовка специалистов;
Представление Франции в международных организациях по стандартизации.
AFNOR , помимо стандартизации занимается также сертификацией , метрологией и контролем качества.
Со времени основания этой организации в 1918 году она переходила от некоммерческой к полугосударственной, в связи с тем что правительство видело в стандартизации важное направление развития экономики.
В настоящее время AFNOR , приспосабливаясь к процессу создания объединенной Европы, принимает меры к улучшению "стандартизационной" среды в стране. Одним из таких шагов является привлечение к стандартизации мелких и средних предприятий, путем предоставления налоговых льгот. Другие важные шаги для этого – упрощение процедур стандартизации, вовлечение французских специалистов в европейской стандартизации и др.
Рассмотрим процедуру подготовки и принятия национального стандарта:
Исследования, направленные на изучение потребности в стандарте и планирование работы;
Разработка стандартов группами экспертов в бюро или комиссиях по стандартизации;
Рассмотрение и оценка стандарта в национальной ассоциации;
Утверждение стандарта президентом AFNOR ;
Регистрация и публикация
Весь период занимает 1-1,5 года.
При AFNOR действует информационный центр, занимающийся сбором и продажей нужных сведений по стандартизации. В среднем за год центр обрабатывает до 90 тысяч таких запросов.
Развивается также и компьютерные базы данных одна из них NORIANE.
Одно важное направление , которым занимается AFNOR – рассмотрение глобальных экологических проблем.
В области сельскохозяйственной продукции прослеживается переход от национальных к региональным и международным стандартам, так как Франция страна-экспортер сельскохозяйственной продукции.
Уделяется внимание качеству услуг широкого спектра действия (автосервиса, энергообеспечения, ритуальных услуг и др.)
Поддерживая стиль данной работы упомянем и здесь источники финансирования AFNOR. Они, по структуре, полностью напоминают Великобританию.
Немецкий институт стандартов
В 1917 году был создан Комитет нормалей для общего машиностроения, что считается датой рождения национальной системы стандартизации страны. С 1975 года в Германии действует Немецкий институт стандартизации (DIN).
В Объединенной Германии действует основополагающий стандарт DIN 820 , определяющий принципы деятельности немецкой национальной организации по стандартизации:
Добровольность, обеспечивается правом любого лица принимать участие в создании стандарта, а нормативные документы носят рекомендательный характер;
Гласность, реализуется публикацией всех проектов стандартов и принятием во внимание каждого критического замечания;
Участие всех заинтересованных сторон – равноправие всех участвующих в стандарте юридических лиц;
Единство и непротиворечивость, выражается в установлении правил и процедур, обеспечивающих единство всей системы стандартизации , в обязательной проверке вновь принятых стандартов на их совместимость с действующими нормативными документами;
Конкретность, состоит в обязательном соответствии стандарта современному НТ уровню;
Ориентированность на общую выгоду, определяется правилом: польза для всей страны превалирует над выгодой отдельной стороны;
Ориентированность на экономические реальности, состоит в том , что стандарт закладывается только абсолютно необходимые требования, так как стандартизация – не самоцель;
Международный характер стандартизации – деятельность DIN направлена на устранение технических барьеров в торговле и создание единого рынка в Европе.
Членами DIN являются (предприятия)или другие заинтересованные лица, также отдельные специалисты, ученые , практики.
Отметим некоторые отрасли , охваченные национальной стандартизацией: строительство, электротехника, химические производства, точная механика, фотография, документация и делопроизводство, атомная техника, сельское хозяйство, здравоохранение, авиация, и многое другое. Особое место отводится стандартизации в области обеспечения безопасности товаров и услуг, защиты окружающей среды, созданию основополагающих стандартов.
Национальные немецкие стандарты носят рекомендательный характер, они рассматриваются как “общепринятые правила техники”. В сфере производства применение стандартов считается мерой безупречного технического поведения. Обязательный характер национальный стандарт принимает если он распространяется на сферу, которая “под контролем” федеральных законодательных актов.
DIN действует в интересах всего общества, вносит вклад в устранение технических барьеров в торговле, в охрану труда, защиту потребителей и окружающей среды. После принятия в 1980 году “Закона о безопасности технических устройств” принятые DIN стандарты стали обязательны как для немецких изготовителей, так и для импортеров промышленной продукции. После принятия закона о защите окружающей среды соответствующие стандарты превратились в соответствующие юридические нормы. После принятия этих мер экологическая ситуация в стране значительно улучшилась. Германия одна из стран инициаторов создания жестких норм по токсичности выхлопов в двигателях внутреннего сгорания. Эти нормы из года в год пересматриваются и подталкивают вперед научные разработки. Так, принятие в 2001 году норм Евро-4 предполагает внедрение новых технологий в автостроении.
DIN также занимается вопросами сертификации продукции. Этим вопросом занимается Германское общество по маркированию продукции (DQWK).
В DIN ведется деятельность по информационному обеспечению стандартизации. База фонда данных насчитывает 30000 стандартов и их проектов. Информационный центр DIN – DITR входит в информационную сеть ИСОНЕТ, тем самым DIN интегрирован в Европейскую систему Стандартизации.
Как следствие одного из основополагающих пунктов (о международном характере стандартизации) в DIN создано “Общество по стандартизации в Европе” (GZE). Задача этого предприятия – содействие экспорту западноевропейской продукции в страны восточной Европы, в частности Россию и Украину.
DIN финансируется в основном за счет заключения договоров с заинтересованными сторонами, издательской деятельности и 18% финансируется государством. Стоит отметить что эффективность вложений в стандартизацию составляет от 300 до 500%!
5. Японский комитет промышленных стандартов (JISC).
Основана эта организация в 1949 году как консультативный орган при Министерстве внешней торговли и промышленности, подчиненный управлению
науки и техники, которое утверждает планы работ JISC.
Деятельность JISC финансируется правительством.
Национальные промышленные стандарты носят добровольный характер для отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности, но стандарты на медицинские препараты, средства защиты сельскохозяйственных культур и минеральные удобрения – обязательны.
Процедура разработки стандарта состоит из следующих этапов:
Любая организация, научное общество , ассоциация вносят предложение о разработке стандарта (или составленный проект) министру соответствующей отрасли промышленности;
Один из технических комитетов обсуждает проект, передает его на дальнейшее рассмотрение совету отделения, который имеет право принять или одобрить проект стандарта;
Заключение по проекту стандарта передается в управление науки и техники Министерства внешней торговли и промышленности;
Проект одобряет министр отрасли в качестве национального стандарта;
Информация о принятом (переработанном) стандарте передается в СМИ.
На промышленную продукцию в Японии выдается знак JIS наличие которого говорит о высоком качестве. Для успешного продвижения на рынке промышленных товаров необходимо получение данного знака. Сертификация на знак JIS охватывает такие отрасли как : машиностроение, электротехника, автомобилестроение, железнодорожный транспорт, судостроение, авиация, химическая промышленность, горная промышленность и др.
Так же как и в других странах в Японии стремятся сломать технические барьеры в торговле. Это стремление связано с давлением иностранных партнеров, которые импортируют японскую продукцию, а выход их продукции в Японию невозможен в связи с другими стандартами.
Приведем один пример из области автомобилестроения. Как известно в США действует своя система мер, мили, дюймы, футы, фунты ит.д. Это влечет за собой несоответствие европейским стандартам. То есть американская гайка не закрутится на европейском болте. И совсем недавно американские автомобилестроители, не выдержав конкуренции, стали использовать метрическую систему мер, европейские монтажные размеры в электрике и прочее. Это позволило использовать европейское оборудование, снизить стоимость запасных частей и, тем самым, повысить привлекательность американских машин на европейском рынке.
Таким образом, мы видим что в Японии велика роль государства в стандартизации, здесь происходит оценка стандартизации с позиции закона для улучшения условий жизни общества.
Заключение:
После рассмотрения институтов по стандартизации пяти ведущих стран, мы можем для себя отметить некоторые закономерности:
Деятельность стандартизации в мире направлена на улучшение условий жизни и защита общества, защиту окружающей среды и природы;
Содействие стандартизации продвижению товаров отдельных стран, как на рынки других, так и на внутреннем рынке;
Развитие глобальной информационной сети для ускорения принятия стандартов и переработки старых;
Гласность принятых и разрабатываемых стандартов;
Следование стандартам не всегда обязательно, но почти всегда престижно (товар с маркой качества пользуется большей популярностью на рынке;
Финансирование стандартизации выгодно (в США не финансируется государством, в Германии, Франции и Великобритании финансируется государством частично, а в Японии практически полностью финансируется государством).
Деятельность институтов по стандартизации способствует мировой интеграции, глобализации мировой экономики.
Литература:
1.Г.Д. Крылова “Основы Стандартизации Сертификации Метрологии”, М., “Аудит”, 1998г.
2.И.М. Лифиц “Основы Стандартизации Метрологии и сертификации”, М., “Юрайт”, 2000.
3.Интернет