Редуктор червячный
тверской политехнический ТЕХНИКУМ
1 9 9 7 г о д
? ? ? ? ? ? ? ? ?
????????
в ы п о л н и л с т у д е н т
г р у п п ы 3 П 1
???????? ??????
-
Раздел 1
“????????”
1.1 Общие сведения о редукторе
1.2 Описание проектного редуктора
Раздел 2
“????????? ?????”
2.1 Выбор электродвигателя
2.2 Расчет передачи редуктора
2.3 Предварительный расчет валов
2.4 Расчет открытой передачи
2.5 Подбор подшипников
2.6 Расчет шпонок
2.7 Уточненный расчет валов
2.8 Тепловой расчет редуктора
Раздел 3
“??????????????? ?????”
3.1 Конструирование деталей передачи редуктора
3.2 Конструирование корпуса редуктора
3.3 Конструирование подшипниковых узлов
3.4 Выбор посадок
3.5 Выбор смазки
Раздел 4
“??????????????? ?????”
4.1 Краткое описание сборки редуктора
ТМ.КП.РЧ.304.000.ПЗ.
Изм
Лист
№ докум.
Подп.
Дат
Разраб.
Самсонов А.
97
Лит.
Лист
Листов
Проверил
Стратонитский
СОДЕРЖАНИЕ
У
1
Рук.
расчетно-пояснительной записки
Н.контр.
курсового проекта
ТПТ гр.-2П1
Утвердил
-
?????
????????? ????????
??? 59. ??????? № 49
1-????????????????
2-?????-???????? ????????
3-???????? ????????? ????????
????:P=4.5 ??? ; n=30 ??/???
97
Лист
ТМ.КП.РЧ.304.000.ПЗ.
2
Изм
Лист
Ном. докум.
Подп.
Дат
-
Раздел 1
Введение
1.1 Общие сведения о редукторах (П-2.1 стр-9)
Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата, и служащий для пе- редачи вращения от вала двигателя к валу рабочей машины. Кинематическая схема привода может включать,помимо редуктора, отк- рытые зубчатые передачи, цепные или ременные передачи.
Назначение редуктора - понижение угловой скорости и соответствен но повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с веду- щим. Механизмы для повышения угловой скорости, выполненные в виде отдельных агрегатов, называют ускорителями или мультипликаторами.
Редуктор проектируют либо для привода определенной машины, либо по заданной нагрузке и передаточному числу без указания конкретного назначения.
Редукторы классифицируют по следующим признакам: типу передачи, (зубчатые, червячные или зубчато-червячные), числу ступеней (односту- пенчатые, двухступенчатые), типу зубчатых колес (цилиндрические, ко- нические, коническо-цилиндрические), относительному расположению валов редуктора в пространстве (горизонтальные, вертикальные), осо- бенностями кинематической схемы (развернутая, соосная, с раздвоенной ступенью).
Возможности получения больших передаточных чисел при малых габа- ритах обеспечивают планетарные и волновые редукторы.
1.2 Описание проектируемого редуктора (стр 18-22)
Червячный редуктор применяется для передачи движения между валами, оси которых перекрещиваются .
По относительному положению червяка и червячного колеса раз- личают три основные схемы червячных редукторов: с нижним, верхним и боковым расположением червяка.
Искусственный обдув ребристых корпусов обеспечивает более бла гоприятный тепловой режим работы редуктора.Выход вала колеса редуктора с боковым расположением червяка в зависимос-ти от назначения компоновки привода может быть сделан вверх или вниз. При нижнем расположении червяка условие смазыва-ния, зацепления лучше, при верхнем хуже, но меньше вероятнос-ть попадания в зацепления металлических частиц-продуктов зноса
Передаточные числа червячных редукторов обычно колеблются в пределах U=8-80 (см. ГОСТ 2144-76)
Так как К.П.Д. червячных редукторов невысок, то для передачи больших мощностей и в установках, работающих непрерывно, проектировать их нецелесообразно. Практически червячные ре- дукторы применяют для передачи мощности, как правило, до 45 кВт и в виде исключений до 150 кВт.
97
Лист
ТМ.КП.РЧ.304.000.ПЗ.
3
Изм
Лист
Ном. докум.
Подп.
Дат
-
Раздел 2
Расчетная часть
2.1 Выбор электродвигателя, кинематический и силовой расчет
Исходные данные:
Частота вращения вала барабана:30об/мин
Мощность на валу барабана:Р=4.5 кВт
Количество передаточных звеньев привода: 2
Количество пар подшипников: 2
Количество валов: 3
Коэффициент учитывающий потери в одной паре подшипников:0.99
Параметры 1-го вала
Параметры цилиндрического редуктора
Максимальное передаточное число звена Umax = 4
Минимальное передаточное число звена Umin = 2
К.П.Д. звена 0.7
Параметры 2-го вала
Параметры червячной передачи.
Umax =40
Umin =8
К.Ï.Ä.=0.7
Требуемая мощность электродвигателя:
Выбираем асинхронный 132M2 у которого мощность 3 кВт
Диапазоны частот вращения вала электродвигателя 480-4800 об/мин
Величина скольжения: 0.023
Фактическая частота вращения
Действительное передаточное число:97.6999
Разбиваем действительное передаточное число между звеньями
и получаем Uред = 30 , Uрем=3.26
Вал 1
Передаточное число 1
К.П.Д. 1
Число пар подшипников на валу-0
Частота вращения вала 2931 об/мин
Мощность на валу 9.37013912 кВт
Вращающий момент на валу 30.54371261 Н*м
Вал 2
Передаточное число 3.26
К.П.Д. 0.95
Число пар подшипников на валу 1
Частота вращения вала 900 об/мин
Мощность на валу 8.81261539 кВт
Вращающий момент на валу 93.55217743 Н*м
Вал3
Передаточное число 30
К.П.Д. 0.7
Число пар подшипников на валу 1
Частота вращения вала 30.089об/мин
Мощность на валу 4.5 кВт
Вращающий момент на валу 1944.9498Н*м
97
Лист
ТМ.КП.РЧ.304.000.ПЗ.
4
Изм
Лист
Ном. докум.
Подп.
Дат
-
2.2 Расчет передачи редуктора
Т.к. к проектируемой передаче не предъявляется особых требований принимаем :
1- Материал для червяка среднеуглеродистая конструкционная сталь 45 с термообработкой HRC 45
2- Червячное колесо изготавливаем сборным: венец из бронзы марки А9ЖЗЛ, а центр из серого чугуна СЧ18, ориентируясь на скорость скольжения Vs=5 м/с, выбираем допускаемое контактное напряжение [sн]=155 Н/мм¢2
По табл. 4.8 стр. 66 выбираем допускаемое напряжение [s-1F]=75 H/мм¢2
ориентируясь на неограниченный срок передачи принимаем коэффициент долговечности K FL=0.543
Допустимое напряжение на изгиб [s F]=40.72 Н/мм`2
Число зубьев z1=1
Число зубьев червячного колеса z2=30
Коэффициент диаметра червяка q=10
Момент на валу червячного колеса M3=1944.95 Н*м
Коэффициент нагрузки К=1.2
Межосевое расстояние aw=273.59 мм
Уточненное межосевое расстояние aw=273 мм
Модуль m=13.679 мм
Уточненный модуль 16 мм (по ГОСТу)
По ГОСТу принимаем основные параметры червяка (стр.56 таб.4.2):
Делительный диаметр червяка d1=128 мм
Диаметр вершин витков червяка da1=160мм
Диаметр впадин витков червяка df1=89.5999мм
Длина нарезной части b1=204.8мм
Уточненная длина нарезной части b1=245 мм
Максимальная ширина венца b2=120 мм
По ГОСТу принимаем основные параметры червячного колеса
Делительный диаметр червячного колеса d2=480мм
Диаметр вершин зубьев червячного колеса da2=512мм
Диаметр впадин зубьев червячного колеса df2=441.6мм
Максимальный диаметр червячного колеса d aм2=544мм
Угол подъема g (стр.57 таб. 4.3) Ðg=5°43¢00²=5.7166°
Частота вращения червяка n2=900 об/мин
Þ
97
Лист
ТМ.КП.РЧ.304.000.ПЗ.
5
Изм
Лист
Ном. докум.
Подп.
Дат
-
Коэффициент трения f=0.024 (стр.59 таб.4.4)
Угол трения p`=1.3
Уточненное значение К.П.Д. редуктора h=0.7726
Выбираем 8-ую степень точности
Коэффициент динамической нагрузки Kv=1.4 (стр.65 таб.4.7) Коэффициент диформации червяка q=108 (стр64. Таб.4.6)
Вспомогательный коэффициент х»0.6 (стр.65)
Расчетное контактное напряжение sн=146.802 Н/мм`2
Вывод: контактная выносливасть обеспечена, т.к. sн<[sн]
Эквивалентное число зубъев zv=30
Коэффициент формы зуба YF=2.1 (стр.63 таб.4.5)
Расчетное напряжение на изгиб sF=7.702 Н/мм`2
Вывод: прочность зубьев червячного колеса обеспечена, т.к. sF<[sF]
2.3 Предварительный расчет валов
Вращающий момент на ведущем валу передачи М2=93 Н*м
Допустимое касательное напряжение [t ]=20 H/мм`2
Диаметр выходного конца ведущего вала db1=28.598мм
Уточненный диаметр выходного конца ведущего вала db2=32мм
Вращающей момент на ведомом валу передачи M3 =1944.9 Н*м
Диаметр выходного конца ведомого вала db2=78.635 мм
Уточненный диаметр db2=80 мм
Диаметр ведомого вала под уплотнение: dу2=85 мм
Диаметр ведущего вала под уплотнение: dу1 =35 мм
Диаметр ведомого вала под подшипник: dn2=85 мм
Диаметр ведущего вала под подшипник: dn1=35 мм
Диаметр впадин витков червяка df1=90 мм
Диаметр технологической ступени ведущего вала: dT1= 62 мм
Диаметр под червячное колесо: dp2=90 мм
Диаметр буртика ведомого вала: dб=100 мм
Ведущий вал:
97
Лист
ТМ.КП.РЧ.304.000.ПЗ.
6
Изм
Лист
Ном. докум.
Подп.
Дат
-
Ведомый вал:
2.4 Расчет ременной передачи
Расчетная передоваемая мощность Р=9.37 кВт
Синхроннаячастота вращения вала 2931 об/мин
Передаточное отношение U=3.26
Скольжение ремня 0.01
Сечение клиновидного ремня (стр.134 рис.7.3) А
Вращающий момент Т=30.528 Н*м
Диаметр меньшего шкива (стр.132 табл.7.8) 100мм
Диаметр большего шкива 322.74 мм
Уточненный диаметр большего шкива 355мм
Уточненное значение передаточного числа U=3.58
Высоту сечения ремня 8 мм (стр.131 таб. 7.7)
Меж осевое растояние 258.25-455 мм
Уточненное межосевое растояние 300 мм
Расчетная длина ремня L=1368.899 мм
Округление по стандарту L=1320 мм
Уточненное значение межосевого растояния Ар=299.99999999 мм
Угол обхвата меньшего шкива =131.55°
97
Лист
ТМ.КП.РЧ.304.000.ПЗ.
7
Изм
Лист
Ном. докум.
Подп.
Дат
-
Мощнасть, передоваемая одним клиновым ремнем 1.76
Коэффициент учитывающий число ремней в
передаче Cz =0.9 (4 - ремня)
Коэффициент учитывающий влияние угла обхвата Ca =
Коэффициент учитывающий Cz =
Коэффициент Cz =
Силы деыствующие на цепь:
Окружная сила
От центробежной силы
От провисания
Расчетная нагрузка на вал:
Коэффициент запаса прочности цепи
97
Лист
ТМ.КП.РЧ.304.000.ПЗ.
8
Изм
Лист
Ном. докум.
Подп.
Дат
Раздел 2
Вал 4
Передаточное число:
Момент на ведущем валу передачи:
Частота вращения ведущего вала:
Выбор материала:
Материал для шестерни и зубчатого колеса выбираем ст.45 с термообработкой: для шетерни улучшение, степень твердости рабочей поверхности зубьев , для колеса нормализация, степень твердости рабочей поверхности зубьев .
Коэффициент долговечности 1, так как срок службы неограничен Кнl = 1
Коэффициент нагрузки К= 1,2
Расчетное допускаемое контактное напряжение:[G]h = H/мм
Определение допустимых напряжений на изгиб:
Первый множитель коэффициента безопасности: [S]F
Второй множитель коэффициента безопасности: [S]F
Допустимое напряжение на изгиб [G]F1
Допустимое напряжение колеса [G]F2
2.2 Расчет передачи редуктора
Межосевое растояние aw=273.59 мм
Уточненное межосевое растояние 273 мм
Модуль m=13.679
По ГОСТу принемаем основные параметры червяка (стр.56 таб.4.2):
Делительный диаметр червяка
Диаметр вершин витков червяка
Диаметр вершин зубьев колеса
Ширина шестерни
Ширина колеса
число зубьев шестерни
Коэффициент ширины венца
Минимальный нормальный модуль зацепления Mmin =
Максимальный нормальный модуль зацепления Mmax =
Число зубьев колеса
Косинус угла наклона зубьев
Уточненный угол наклона зубьев
Коэффициент ширины шестерни по диаметру
Окружная скорость колес
В зависимости от окружной скорости принимаем степень точности
Момент на ведомом валу
Первый множитель коэффициента нагрузки:
Второй множитель коэффициента нагрузки:
Третий множитель коэффициента нагрузки:
Контактное напряжение
Контактная выносливость передачи обеспечена
Динамический коэффициент:
Коэффициент влияния межосевого растояния:
Коэффициент наклона цепи:
Регулировочное напряжение цепи (регулировка периодическая)
Коэффициент способа смазки (смазывание переодическое)
Коэффициент переодичности работы
Коэффициент эксплуатации
Допустимое давление в шарнирах
Шаг цепи
Шаг однорядной цепи
Принимаем шаг ближайший больший
нагрузка
Масса
Площадь опорной поверхности шарнира
Скорость цепи
Окружная сила
Давление в шарнирах цепи
Допустимое давление для принятой цепи
Уточненное межосевое растояние цепной передачи
Для свободного провисания цепи предусмотреть уменьшение межосевого растояния на 0.4%
Диаметр ролика цепи
Делительный диаметр окружности звездочек
Силы действующие в зацеплении
Окружная сила
Радиальная сила
Осевая сила
Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба:
Первый множитель коэффициента нагрузки
Второй множитель коффициента нагрузки
Эквивалентное число зубьев шестерни
Эквивалентное число зубьев колеса
Взависимости от эквивалетного числа: зубьев шестерни, учитывающего форму шестерни
зубьев колеса, учитывающего форму колеса
Напряжение изгиба для колеса
Выносливость зубьев на изгиб обеспечен
2.3 Расчет открытой передачи
Исходные данные:
Момент на ведущей звездочке
Передаточное число цепной передачи
Частота вращения вала ведомой звездочки
Фактическое передаточное число цепной передачи
Диаметры наружных окружностей звездочек
Силы деыствующие на цепь:
Окружная сила
От центробежной силы
От провисания
Расчетная нагрузка на вал:
Коэффициент запаса прочности цепи:
2.5 Расчет шпонок
2.5.1 Вращающий момент на валу
Диаметр вала в месте установки шпонки:
Ширина шпонки
Высота шпонки
Глубина шпоночного паза
Длина шпонки
Шпонка призматическая с круглыми торцами.
Расчетное напряжение смятия шпоночного соединения
2.5.2 Вращающий момент на валу
Диаметр вала в месте установки шпонки
Ширина шпонки
Высота шпоночного паза
Глубина шпоночного паза
Длина шпонки
Шпонка призматическая с круглыми торцами.
Расчетное напряжение смятия
2.5.3 Вращающий момент на валу
Диаметр вала в месте установки шпонки
Ширина шпонки
Глубина шпонки
Глубина шпоночного паза
Высота шпоночного паза
Длина шпонки
Шпонка призматическая с круглыми торцами.
Расчетное напряжение смятия
Ведущей вал:
Определение продольных размеров вала: l1= b1+2y+2x+B
b1 - ширина шестерни
y = - зазор между торцом x = 8 - 12 мм
В - ширина подшипника
Ведомый вал:
2.6 Выбор подшипников
2.6.1. Радиальная сила: Ft= H
Окружная сила: Ft = H
Осевая сила : Fa = H
Делительный диаметр шестерни: d =
Rx1 = H
Rx2 = H
Ry1 = H
Ry2 = H
Опора 1: R1 = H
Опора 2: R2 = H
Выбираем подшипник по более нагруженной опоре: R1 = H
Подшипник
d = D =
В =
С = Н
Со = Н
Отношение осевой силы Fa к статической грузоподъемности
Отношение осевой силы Fa к радиальной нагрузке: Рr = ; x = ; y =
Коэффициент, учитывающий характер нагрузки на подшипник
Температурный коэффициент: Kt =
Коэффициент учитывающий взаимное движение колец подшипника: V =
Эквивалентная нагрузка: Рэ = H
Частота вращения вала: n = об/мин.
Расчетная долговечность: Lh = миллиона оборотов;
Расчетная долговечность: Lh = часа;
2.6.2. Расчет ведомого вала
Радиальная сила: Fr = H
Окружная сила: Ft = H
Осевая сила: Fa = H
Нагрузка на вал от цепной передачи: Fb = H
Делительный диаметр окружности зубчатого колеса: d =
Частота вращения вала: n = об/мин.
Составляющая нагрузка на вал от цепной передачи: Fbx = Fby = H
Расстояние между опорами вала: L2 =
Расстояние от звездочки цепной передачи до ближайшего подшипника: L3 =
Реакции опор
а) в горизонтальной плоскости: Rx3 = Н
Rx4 = H
б) в вертикальной плоскости: Ry3 = H
Ry4 = H
сумма реакций: Pr3 = H
Pr4 = H
Суммарная реакция наиболее нагруженной опоры: Pr = H
Подшипник
d = (внутренние кольцо подшипника)
D = (наружное кольцо подшипника)
В = 20 мм (ширина подшипника)
С = 35100H
C = 19800H (статическая грузоподъемность)
Отношение осевой силы Fa к статической грузоподъемности Со: Fa/Co
l =
Отношение осевой силы Fa к радиальной нагрузке Pr4: Fa/Pr4
X =
Y =
Температурный коэффициент:
Коэффициент учитывающий взаимное движение колес подшипника
Эквивалентная нагрузка
Расчетная долговечность
2.7 Уточненный расчет валов
Предел прочности [G]w
По нормальным напряжениям:
По касательным напряжениям:
Расчет ведомого вала.
Диаметр под сечением:
Ширина шпонки:
Глубина паза вала:
Момент сопротивления кручению:
Момент сопротивления изгибу:
Крутящий момент в сечении:
Изгибающий момент в сечении:
Амплитуда и средние напряжения касательных напряжений:
Амлетуда нормальных напряжений изгиба:
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:
Результирующий коэффициент запаса прочности:
Раздел 3
Конструкторская часть
3.1 Конструирование зубчатого колеса
Диаметр ступицы зубчатого колеса:
Длина ступицы:
Толщина обода колеса:
Толщина диска зубчатого колеса:
Диаметр центровой окружности:
Дотв.
До - внутренний диаметр обода
Диаметр отверстий:
3.2 Конструирование корпуса редуктора.
Межосевое растояние:
Толщина стенки крышки:
Толщина верхнего пояса (фланца) корпуса:
Толщина нижнего пояса (фланца) корпуса:
Толщина ребер основания корпуса:
Толщина ребер крышки корпуса:
Диаметр болтов фундаментных:
Диаметр болтов у подшипников:
Диаметр болтов соединяющих основание корпуса с крышкой:
Винты крепления крышек подшипников:
Наименьший зазор между поверхностью колеса и стенкой корпуса:
3.3 Выбор посадок
зубчатые колеса и зубчатые муфты на валы.
мазеудерживающие кольца.
стаканы под подшипники качения в корпус.
шкивы и звездочки.
уплотнения.
внутренние кольца подшипников качения на валы.
наружные кольца подшипников качения в корпусе.
3.4 Выбор смазки
Смазывание зацепления осуществляется окунанием зубчатых колес в масло,
заливаемое в внутрь корпуса. Назначаем сорт масла по таблицам 10.8 и 10.10.
(страница 253, курсовое проектирование деталей машин).
Вязкость масла:
Эту вязкость удовлетворяет масло
Для смазки подшипников приминяем ластичный смазочный материал -
пресс - солидол ГОСТ 4366 - 76
Раздел 4
Технологическая часть
4.1 Краткое описание сборки редуктора.
Перед сборкой внутреннию полость корпуса редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской.
Сборку производят в соответствии со сборочным чертежем редуктора, начиная с узлов валов:
на ведущей вал насаживают шпонку и напрессвывают зубчатое колесо до упора в бурт вала; затем надевают мазеудерживающие кольца и устанавливают шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле.
Собранные валы укладывают в основание корпуса редуктора и надевают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхности стыка крышки и корпуса спиртовым лаком. Для центровки устанавливают крышку на корпус с помощью двух конических штифтоф; затягивают болты, крепящие крышку корпуса.
После этого в подшипниковые камеры закладывают пластичную смазку, ставят крышки подшипников с комлектом металических прокладок для регулировки.
Перд постановкой сквозных крышек в проточке закладывают войлочные уплотнения, пропитанные горячим маслом. Проверяют проворачиванием валов отсутствие заклиневания
подшипников (валы должны проворачиваться от руки) и закрепляют крышки винтами. Затем ввертывают пробку маслоспускного отверстия с прокладкой и жезловой маслоуказатель.
Заливают в корпус масло и закрывают смотровое отверстие крышки с прокладкой из технического картона; закрепляют крышку болтами.
Собранный редуктор обкатывают и подвергают испытанию на стенде по программе, устанавливаемой техническими условиями.