Расчетно-графический анализ тягово-скоростных свойст автомобиля ВАЗ-21083
Министерство образования Украины
Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет
Кафедра автомобилей
Курсовая работа
Расчетно-графический анализ тягово-скоростных свойств автомобиля ВАЗ -21083
Выполнил:студент гр.А-33
Бесчастнов П.С.
Проверил: Писарев В.П.
Харьков 2003
Введение
Различные виды подвижного состава автомобильного транспорта – одиночные автомобили, седельные и прицепные автопоезда объединяются понятием “автотранспортные средства”/АТС/. Общим для них служат колесные движители и опорные оси в различных комбинациях. В связи с этим взаимодействие АТС с дорогой и окружающей средой базируется на тех же основных закономерностях, что и для одиночного автомобиля.
Эффективность использования АТС в различных условиях эксплуатации определяется комплексом их потенциальных эксплуатационных свойств – тягово-скоростных, тормозных, проходимости, топливной экономичности, устойчивости и управляемости, комфортабельности плавности хода. На эти эксплуатационные свойства влияют основные параметры автомобиля и его узлов, прежде всего двигателя, трансмиссии и колес, а также характеристики дороги и условий движения.
При выполнении курсовой работы оценивалась взаимосвязь и взаимозависимость совместного влияния конструктивных параметров автомобиля и условий движения на эксплуатационные свойства. При анализе тягово-скоростных свойств автомобиля ВАЗ – 21083 выполняются необходимые расчеты на основании конкретных технических данных, строятся графики и по ним анализируются тягово-скоростные свойства.
Исходные данные для расчета
Вид автомобиля |
легковой |
Полная масса м, кг |
1370 |
Марка и тип двигателя |
ВАЗ-21083, карбюраторный |
Максимальная мощность Nemax, кВт |
52,6 |
Частота вращения двигателя при максимальной мощности nN, об/мин |
5600 |
Наличие ограничителя частоты вращения коленчатого вала |
нет |
Передаточные числа |
|
Uk1 |
3,636 |
Uk2 |
1,95 |
Uk3 |
1,357 |
Uk4 |
0,941 |
Uk5 |
0,784 |
раздаточной коробки или делителя |
нет |
главной передачи Ud |
3,7 |
Шины |
175/70R13 |
Статистический радиус колес rст |
0,269 |
Габаритные размеры: |
|
ширина Br, м |
1,62 |
высота Hr, м |
1,402 |
КПД трансмиссии η |
0,9 |
Коеффициент сопротивления воздуха К, Η*c2/м4 |
0,25 |
σ/ Реальные значения основных параметров автомобиля для сравнения их с полученными расчетами |
|
Максимальный крутящий момент двигателя Memax, Η*м |
106,4 |
Частота вращения двигателя при максимальном крутящем моменте nм, об/мин |
3400 |
Максимальная скорость Vmax, км/ч |
156 |
Время разгона до 100 км/ч tp, с |
13 |
1.Построение внешней скоростной характеристики двигателя
Д
ля
построения внешней скоростной
характеристики поршневого двигателя
внутреннего сгорания используют
эмпирическую формулу, позволяющую по
известным координатам одной точки
скоростной характеристики (Ne>max>>
>и n>N>)
воспроизвести всю кривую мощности:
где Ne, кВт – текущее значение мощности двигателя, соответствующее частоте вращения вала двигателя n, об/мин; Ne>max>> >, кВт – максимальная мощность двигателя внутреннего сгорания при частоте вращения n>N> , об/мин; A>1>,A>2> – эмпирические коэффициенты, характеризующие тип двигателя внутреннего сгорания.
Значения эмпирических коэффициентов A>1>,A>2 > принимают для карбюраторных двигателей A>1>= A>2 > = 1,0.
Д
ля
выбора текущего значения n
диапазон частоты вращения вала двигателя
от минимально устойчивых оборотов n>min>
до n>N>
разбивают на произвольное число участков:
Так как у карбюраторного двигателя, не имеющего ограничителя частоты вращения, максимальная частота вращения коленчатого вала n>max> при движении автомобиля с максимальной скоростью может на 10-20% превышать частоту n>N> , для него берут еще одно значение n после n>N> c тем же интервалом n.
Минимальную частоту вращения коленчатого вала n>min> выбирают в пределах 800 об/мин.
Определив
Ne для принятых значений
n, вычисляют
соответствующие значения крутящего
момента двигателя, Нм:
Результаты расчетов сводят в табл.1 и строят внешнюю скоростную характеристику двигателя N>e>=f(n) и M>e>=f(n).
Таблица 1
Результаты расчетов внешней скоростной характеристики двигателя
Параметры |
Значение параметров |
|||||||
n,об/мин |
800 |
1600 |
2400 |
3200 |
4000 |
4800 |
5600 |
6400 |
A1*n/n>N> |
0,1429 |
0,2857 |
0,4286 |
0,5714 |
0,7143 |
0,8571 |
1 |
1,1429 |
A2(n/n>N>)^2 |
0,0204 |
0,0816 |
0,1837 |
0,3265 |
0,5102 |
0,7347 |
1 |
1,3061 |
(n/n>N>)^3 |
0,0029 |
0,0233 |
0,0787 |
0,1866 |
0,3644 |
0,6297 |
1 |
1,4927 |
A1*n/n>N>+A2(n/n>N>)^2-(n/n>N>)^3 |
0,1604 |
0,344 |
0,5336 |
0,7113 |
0,8601 |
0,9621 |
1 |
0,9563 |
Ne,кВт |
8,437 |
18,0944 |
28,0674 |
37,4144 |
45,2413 |
50,6065 |
52,6 |
50,301 |
Ме,Hм |
100,717 |
108,001 |
111,685 |
111,659 |
108,014 |
100,686 |
89,702 |
75,059 |
2.Построение графиков силового баланса и динамической характеристики
П
ри
построении графиков силового баланса
для различных передач и скоростей
движения автомобиля рассчитывают
значения составляющих уравнения силового
баланса:
Т
яговое
усилие на ведущих колесах определяют
из выражения, Н:
где r>д> - динамический радиус колеса, который в нормальных условиях движения принимаем равным r>ст>, м. Вторую составляющую силового баланса - силу суммарного дорожного сопротивления определяют по формуле, Н:
г
де
G=gm
- полный вес автомобиля, Н; g=
9.8I м/с2 - ускорение свободного
падения.
В расчетах не учитывается влияние скорости движения на коэффициент сопротивления качению, в связи c чем полагают =const.
Для ВАЗ-21083 G=9,81*1370=13439,7Н, а при заданном =0,019 Р=0,019*1370*9,81=255,35 Н.
С
ила
сопротивления воздуха, Н:
где F - лобовая площадь, м2; v - скорость автомобиля, км/ч.
Лобовая площадь может быть определена по чертежу автомобиля, а при его отсутствии - приближенно по выражению:
г
де
- коэффициент
заполнения площади, для легковых
автомобилей =0,78-0,8.
Для ВАЗ - 21083 F =
0,78*1,65*1,402=1,804 м2
Сила сопротивления разгону, Н:
г
де
- коэффициент,
учитывающий влияние инерции вращающихся
масс; j - ускорение автомобиля в
поступательном движении, м/с2.
При построении и анализе графиков силового баланса величина P>j> не рассчитывается, а определяется как разность тягового усилия P>k> и суммы сопротивлений движению (P>>+P>w>).
Г
рафик
силового баланса и все последующие
строят в функции скорости автомобиля
v, км/ч, которая
связана с частотой вращения вала
двигателя n зависимостью:
где r>k> - радиус качения колеса, м, равный при отсутствии проскальзывания статическому радиусу r>ст>.
Д
инамический
фактор автомобиля D
определяется для различных передач и
скоростей движения по формуле:
Переменные по скорости величины P>k>,P>w> и D рассчитывают по формулам, сводят данные расчетов в табл.2 и строят по ним графики силового 6aланca и динамической характеристики.
Таблица 2
Результаты расчетов силового баланса и динамической характеристики
-
Параметры
Значение параметров
n,об/мин
800
1600
2400
3200
4000
4800
5600
6400
Ме,Нм
100,717
108,001
111,685
111,659
108,014
100,686
89,702
75,059
V,км/ч
6,0081
12,0163
18,0244
24,0326
30,0407
36,0489
42,057
48,0652
Uк1 =
Pк,Н
4600,82
4933,55
5101,84
5100,65
4934,15
4599,4
4097,64
3428,74
3,636
Рw,Н
-
-
11,3079
20,1031
31,411
45,232
61,5656
80,4124
Рк-Рw,H
4600,82
4933,55
5101,84
5100,65
4934,15
4599,4
4097,64
3428,74
D
0,3423
0,3671
0,3796
0,3795
0,3671
0,3422
0,3049
0,2551
V,км/ч
11,2029
22,4058
33,6086
44,8115
56,0144
67,2173
78,4202
89,6231
Uк2 =
Pк,Н
2467,43
2645,88
2736,14
2735,5
2646,2
2466,68
2197,58
1838,85
1,95
Рw,Н
-
17,474
39,315
69,894
109,21
157,262
214,051
279,577
Рк-Рw,H
2467,43
2645,88
2736,14
2735,5
2646,2
2466,68
2197,58
1838,85
D
0,1836
0,1969
0,2036
0,2035
0,1969
0,1835
0,1635
0,1368
V,км/ч
16,098
32,197
48,295
64,394
80,492
96,591
112,689
128,788
Uк3 =
Pк,Н
1717,08
1841,26
1904,07
1903,63
1841,49
1716,55
1529,29
1279,65
1,357
Рw,Н
9,02
36,082
81,183
144,329
225,511
324,739
442,002
577,314
Рк-Рw,H
1717,08
1841,26
1904,07
1903,63
1841,49
1716,55
1529,29
1279,65
D
0,1278
0,137
0,1417
0,1416
0,137
0,1277
0,1138
0,0952
V,км/ч
23,215
46,431
69,646
92,861
116,077
139,292
162,507
-
Uк4 =
Pк,Н
1190,7
1276,81
1320,36
1320,05
1276,96
1190,33
1060,47
-
0,941
Рw,Н
18,76
75,04
168,83
300,14
468,98
675,33
919,19
-
Рк-Рw,H
1171,94
1201,77
1151,53
1019,91
807,98
515
141,28
-
D
0,0872
0,0894
0,0857
0,0759
0,0601
0,0383
0,0105
-
V,км/ч
27,864
55,729
83,593
111,457
139,322
167,186
-
-
Uк5 =
Pк,Н
992,04
1063,78
1100,07
1099,81
1063,91
991,73
-
-
0,784
Рw,Н
27,02
108,1
243,22
432,39
675,62
972,88
-
-
Рк-Рw,H
965,02
955,68
856,85
667,42
388,29
18,85
-
-
D
0,0718
0,0711
0,0638
0,0497
0,0289
0,0014
-
-
РΨ+Р>W>,H
282,37
363,45
498,57
687,74
930,97
1228,23
-
-
255,3543
255,3543
255,3543
255,3543
255,3543
255,3543
-
-
3.Оценка показателей разгона автомобиля
Показатели разгона автомобиля представляют собой графики ускорений, времени и пути разгона в функции скорости.
У
скорение
j для разных передач и скоростей
определяют по значениям D
из табл.2, используя формулу:
где =1,04 + 0.04 u>ki>2 предварительно рассчитывается для каждой передачи.
Расчетные данные для построения графика ускорений сводят, в табл.3, где приводятся значения величин, обратных ускорениям 1/j, которые будут использованы при определении времени разгона АТС.
Поскольку при максимальной скорости для автомобиля без ограничителя частоты вращения вала двигателя ускорение j=0, а обратная величина 1/j=, построение графика 1/j=f(v) ограничивают последней точкой, примерно соответствующей 0.9v>max>. Для ВАЗ - 21083 это ограничение составляет 0,9*156=140 км/ч. Скорости 140 км/ч соответствуют значения j = 0,1761м/с2 и 1/j = 5,6786c2/м.
Таблица 3
Результаты расчетов ускорений и величин обратных ускорениям
n, об/мин |
800 |
1600 |
2400 |
3200 |
4000 |
4800 |
5600 |
6400 |
|
V,км/ч |
6,0081 |
12,016 |
18,024 |
24,033 |
30,041 |
36,049 |
42,057 |
48,0652 |
|
1-я передача |
D |
0,3423 |
0,3671 |
0,3796 |
0,3795 |
0,3671 |
0,3422 |
0,3049 |
0,2551 |
Uк1 = 3,636 |
D - ψ |
0,3233 |
0,3481 |
0,3606 |
0,3605 |
0,3481 |
0,3232 |
0,2859 |
0,2361 |
δ>1>= 1,56882 |
j,м/с2 |
2,0216 |
2,1767 |
2,2549 |
2,2542 |
2,1767 |
2,021 |
1,7878 |
1,4764 |
1/j |
0,4947 |
0,4594 |
0,4435 |
0,4436 |
0,4594 |
0,4948 |
0,5593 |
0,6773 |
|
V,км/ч |
11,203 |
22,406 |
33,609 |
44,812 |
56,014 |
67,217 |
78,42 |
89,6231 |
|
2-я передача |
D |
0,1836 |
0,1969 |
0,2036 |
0,2035 |
0,1969 |
0,1835 |
0,1635 |
0,1368 |
Uк2 = 1,95 |
D - ψ |
0,1646 |
0,1779 |
0,1846 |
0,1845 |
0,1779 |
0,1645 |
0,1445 |
0,1178 |
δ>2> = 1,1921 |
j,м/с2 |
1,3545 |
1,464 |
1,5191 |
1,5183 |
1,464 |
1,3537 |
1,1891 |
0,9694 |
1/j |
0,7383 |
0,6831 |
0,6583 |
0,6586 |
0,6831 |
0,7387 |
0,841 |
1,0316 |
|
V,км/ч |
16,098 |
32,197 |
48,295 |
64,394 |
80,492 |
96,591 |
112,69 |
128,788 |
|
3-я передача |
D |
0,1278 |
0,137 |
0,1417 |
0,1416 |
0,137 |
0,1277 |
0,1138 |
0,0952 |
Uк3 = 1,357 |
D - ψ |
0,1088 |
0,118 |
0,1227 |
0,1226 |
0,118 |
0,1087 |
0,0948 |
0,0762 |
δ>3 >= 1,11366 |
j,м/с2 |
0,9584 |
1,0394 |
1,0808 |
1,08 |
1,0394 |
0,9575 |
0,8351 |
0,6712 |
1/j |
1,0434 |
0,9621 |
0,9252 |
0,9259 |
0,9621 |
1,0444 |
1,1975 |
1,4899 |
|
V,км/ч |
23,215 |
46,431 |
69,646 |
92,861 |
116,08 |
139,29 |
162,51 |
- |
|
4-я передача |
D |
0,0872 |
0,0894 |
0,0857 |
0,0759 |
0,0601 |
0,0383 |
0,0105 |
- |
Uк4 = 0,941 |
D - ψ |
0,0682 |
0,0704 |
0,0667 |
0,0569 |
0,0411 |
0,0193 |
-0,008 |
- |
δ>4> = 1,075419 |
j,м/с2 |
0,6221 |
0,6422 |
0,6084 |
0,519 |
0,3749 |
0,1761 |
-0,078 |
- |
1/j |
1,6075 |
1,5571 |
1,6437 |
1,9268 |
2,6674 |
5,6786 |
-12,9 |
- |
|
V,км/ч |
27,864 |
55,729 |
83,593 |
111,46 |
139,32 |
167,19 |
- |
- |
|
5-я передача |
D |
0,0718 |
0,0711 |
0,0638 |
0,0497 |
0,0289 |
0,0014 |
- |
- |
Uk5=0.784 |
D - ψ |
0,0528 |
0,0521 |
0,0448 |
0,0307 |
0,0099 |
-0,018 |
- |
- |
δ5 =1.06459 |
j,м/с2 |
0,4865 |
0,4801 |
0,4128 |
0,2829 |
0,0912 |
-0,162 |
- |
- |
1/j |
2,0555 |
2,0829 |
2,4225 |
3,5348 |
10,965 |
-6,165 |
- |
- |
В
ремя
разгона получают как интеграл функции
графическим интегрированием функции 1/j=f(v), используя график величин, обратных ускорениям. Для этого площадь под кривыми 1/j=f(v) в интервале от v>min> до 0.9v>max> разбивают на произвольное число участков. Переход с одной передачи на другую выбирают при равных или при наиболее близких значениях j и 1/j.При этом каждый участок будет ограничен частью оси абсцисс, частью кривой зависимости 1/j=f(v) и ординатами точек этой кривой, соответствующих начальной и конечной скоростям выбранного интервала. Площади этих участков представляют собой в определенном масштабе время разгона в соответствующем интервала скоростей на данной дороге.
Подсчитав площади участков и нарастающую сумму площадей, вычисляют время разгона, сводят расчеты в табл.4 и строят график времени разгона.
Таблица 4
Результаты расчетов времени разгона
Параметр |
Значение параметра |
||||||||
V,км/ч |
6 |
26,5 |
47,5 |
68 |
88 |
109 |
128 |
139 |
140 |
Fti,мм2 |
0 |
157,5 |
189 |
241,5 |
304,5 |
378 |
462 |
330 |
138,6 |
ΣFti,мм2 |
0 |
157,5 |
346,5 |
588 |
892,5 |
1270,5 |
1732,5 |
2062,5 |
2201,1 |
Σ t,c |
0 |
2,612 |
5,746 |
9,751 |
14,8 |
21,07 |
28,731 |
34,204 |
36,502 |
П
уть
разгона определяют по аналогии графическим
интегрированием функции t=f(v),
т.е. подсчетом соответствующих площадей
графика времени разгона, поскольку
Методика расчета и построения аналогична предшествующей. Для этого площадь над кривой t=f(v) в интервале от v>min> до 0.9v>max> разбивают на произвольное число участков. Каждый участок ограничен частью оси ординат, частью кривой t=f(v) и абсциссами точек этой кривой, соответствующих начальной и конечной скоростям выбранного интервала. Площади этих участков представляют собой в определенном масштабе путь разгона в соответствующем интервале скоростей на данной дороге
Подсчитав площади участков и нарастающую сумму площадей, вычисляют путь разгона, сводят расчеты в табл.5 и строят график пути разгона.
Таблица 5
Результаты расчетов пути разгона
-
Параметр
Значение параметра
V,км/ч
6
43,5
69,3
89
119,5
140
Fsi,мм^2
0
643,5
1466,4
2057,9
5421
7785
ΣFsi,мм^2
0
643,5
2109,9
4167,8
9588,8
17373,8
S,м
0
123,75
405,75
801,5
1844
3341,12
4.График мощностного баланса автомобиля
Уравнения баланса мощности могут быть выражены через мощность двигателя Ne:
и
ли
через мощность на колесах N>k>:
где Nr - мощность, теряемая в трансмиссии; N>> ,Nw - мощность, расходуемая на преодоление соответственно суммарных дорожных сопротивлений и сопротивления воздуха; Nj - мощность, используемая для разгона.
Вначале вычисляют мощность на ведущих колесах N>k>. Эту величину определяют через мощность Ne, развиваемую на коленчатом валу двигателя, с учетом потерь в трансмиссии
Значения мощностей N>>> > и Nw рассчитывают с использованием величин P>>> > и Pw , взятых из табл.2 для высшей передачи с целью обеспечения всего диапазона скоростей движения автомобиля:
Полученные значения величин N>>> > и Nw суммируют.
Из табл.2 берут также значения скоростей движения автомобиля на всех передачах, соответствующие принятым ранее величинам частоты вращения коленчатого вали двигателя. Данные расчетов сводят в табл.6 и по ним строят график мощностного баланса автомобиля.
На графике мощностного баланса строят следующие зависимости . мощностей от скорости движения автомобиля: N>e>=f(v) - только для высшей передачи; N>k>=f(v) - для всех передач; N>>=f(v), N>>+Nw=f(v).
Мощности Nr и Nj определяются на графике как разности Nr=Ne-Nk, Nj=Nk-(N>>+Nw).
Таблица 6
Результаты расчета составляющих баланса мощности
Параметр |
|
|
Значение параметра |
|
|
|
||
n,об/мин |
800 |
1600 |
2400 |
3200 |
4000 |
4800 |
5600 |
6400 |
Ne,кВт |
8,437 |
18,094 |
28,067 |
37,414 |
45,241 |
50,606 |
52,6 |
50,301 |
Nк,кВт |
7,6777 |
16,466 |
25,541 |
34,047 |
41,17 |
46,052 |
47,866 |
45,774 |
V,км/ч Uк1=3,636 |
6,0081 |
12,016 |
18,024 |
24,033 |
30,041 |
36,049 |
42,057 |
48,065 |
Uк2=1,95 |
11,203 |
22,406 |
33,609 |
44,812 |
56,014 |
67,217 |
78,420 |
89,623 |
Uк3=1,357 |
16,098 |
32,197 |
48,295 |
64,394 |
80,492 |
96,591 |
112,69 |
128,79 |
Uк4=0,941 |
23,215 |
46,431 |
69,646 |
92,861 |
116,08 |
139,29 |
162,51 |
- |
Uk5=0,784 |
27,864 |
55,729 |
83,593 |
111,46 |
139,32 |
167,19 |
- |
- |
Nψ,кВт |
1,9764 |
3,953 |
5,9294 |
7,9058 |
9,8824 |
11,859 |
- |
- |
Nw,кВт |
0,2091 |
1,6734 |
5,6476 |
13,387 |
26,147 |
45,181 |
- |
- |
Nψ+Nw,кВт |
2,1856 |
5,6264 |
11,577 |
21,293 |
36,029 |
57,04 |
- |
- |
5.Анализ тягово-скоростных свойств автомобиля
Из внешней скоростной характеристики двигателя определяют значения максимального крутящего момента Me>max> , частоту вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте n>M> и момент при максимальной мощности M>N>. Полученные значения Me>max> и n>M> сравниваются с реальными данными. По значениям Me>max> и M>N> можно вычислить коэффициент приспособляемости двигателя
Для ВАЗ - 21083 значение M>emax>> >= 89,872Н*м а M>N>> >=90,3Н*м. Тогда Kпр=0,995
По графику силового баланса определяют максимально возможную скорость движения автомобиля для заданных дорожных условий. Ее можно определить также по динамической характеристике, графику ускорений и мощностному балансу автомобиля. При правильном построении указанных зависимостей максимальные значения скорости будут для всех графиков одинаковы. По динамической характеристике автомобиля для каждой передачи определяют максимальное дорожное сопротивление >max>> >>i>, которое может преодолеть автомобиль, критическую скорость v>кр >>i> и максимальный преодолеваемый продольный уклон дороги i>max>> >>i>.
Максимальный преодолеваемый продольный уклон дороги:
Для большей наглядности полученное значение уклона представляют в процентах.
Для автомобиля ВАЗ - 21083 перечисленные параметры составляют:
v>max>> >= 156 км/ч
>max>>1 >= D>max>>1 >=0,3782 v>кр1> =20 км/ч
>max>>2 >=D>max>>2 >=0,205 v>кр2> = 39 км/ч
>max>>3 >=D>max>>3 >=0,143 v>кр3> = 56 км/ч
>max>>4 >=D>max>>4 >=0,089 v>кр4> = 46,4 км/ч
>max>>5 >=D>max>>5 >=0,073 v>кр5> = 44 км/ч
i>max1>=0,3782 – 0,10 = 0,2782 = 27,8%;
i>max2>=0,205 – 0,10 = 0,105 = 12,8%;
i>max3 >= 0,143 – 0,10 = 0,043 =4,3%
i>max>>4>=0,089 – 0,10 =- 0,011 =- 0,1%
i>max>>5 >= 0,073 – 0,10 = -0,027 =-2,7%
По графику ускорений определяется максимальное ускорение j>max> для каждой передачи и оптимальные скорости перехода v>пер> с одной передачи на другую на данной дороге.
С помощью графиков времени и пути разгона для принятого дорожного сопротивления определяют соответственно время и путь разгона автомобиля до скорости 100 км/ч.
Для автомобиля ВАЗ - 21083 :
J>max>>1> =2,77м/с2 ; V>пер 1-2>= 48 км/ч ;
J>max>>2> =1,53 м/с2 ; V>пер 2-3>= 87 км/ч ;
J>max>>3> = 1,08м/с2 ; V>пер 3-4>= 112км/ч ;
J>max>>4> = 0,64м/с2 ; t>100 >= 18,3 с ;
J>max>>5> = 0,49м/с2 ; S>100 >= 315 м.
Список литературы
Алекса Н.Н., Алексеенко В.Н., Гредескул А.Б. Теория эксплуатационных свойств автотранспортных средств в примерах и заданиях: Учеб. пособ. –К.:
УМК ВО, 1990. –100 с.