Расчет зубчатой передачи
Содержание
Введение……………..…………………………………..……………..2
Анализ кинематической схемы…………..……..………………..2
Кинематический расчет привода…………………………………3
Определение геометрических параметров цилиндрической
зубчатой передачи………………………………………….…………..6
4. Геометрический расчет конической зубчатой передачи………9
5. Определение геометрических размеров и расчет на
прочность выходного вала…………………………………………….11
6. Проверочный расчет подшипника..……………………………….16
7. Список использованной литературы……………………………..18
Редуктор - это механизм состоящий из зубчатых или червячных
передач, заключенный в отдельный закрытый корпус. Редуктор
предназначен для понижения числа оборотов и, соответственно, повышения крутящего момента.
Редукторы делятся по следующим признакам:
- по типу передачи - на зубчатые, червячные или зубчато-червячные:
- по числу ступеней - на одноступенчатые (когда передаче осуществляется одной парой колес), двух-, трех- или многоступенчатые:
- по типу зубчатых колес - на цилиндрические, конические,или коническо-цилиндрические;
- по расположению валов редуктора в пространстве - на горизонтальные, вертикальные, наклонные:
- по особенностям кинематической схемы " на развернутую, соосную. с раздвоенной ступенью.
1. Анализ кинематической схемы
Наш механизм состоит из привода электромашинной (1), муфты (2), цилиндрической шестерни (3), цилиндрические колеса (4), конической шестерни (5), конического колеса (6), валов (7,6,9) и трех пар подшипников качения. Мощность на ведомом валу N>3>=9,2 кВт, угловая скорость п>3>= 155 об/мин, привод предназначен для длительной работы, допускаемое отклонение скорости 5%,
2. Кинематический расчет привода
2.1. Определяем общий КПД привода
=>1>*>2>*>3>3*>4>
Согласно таблице 5 (1) имеем
>1>=0,93 - КПД прямозубой цилиндрической передачи;
>2>=0,9 - КПД конической передачи;
>3>=0,98 - КПД подшипников качения;
>4>=0,98 - КПД муфты
= 0,93 * 0,983 * 0,9 * 0,98 = 0,77
2.2. Определяем номинальную мощность двигателя
N>дв>=N>3>/=11,9 кВт
2.3. Выбираем тип двигателя по таблице 13 (2). Это двигатель
А62 с ближайшим большим значением мощности 14 кВт. Этому значению номинальной мощности соответствует частота вращения 1500 об/мин.
2.4. Определяем передаточное число привода
i = i>ном>/n>3 >= 1500/155 = 9,78
2.5. Так как наш механизм состоит из закрытой цилиндрической передачи и открытой конической передачи, то разбиваем передаточное число на две составляющих:
i = i>1> * i>2>
По таблице б (1) рекомендуемые значения передаточных отношений цилиндрической передачи от 2 до 5; конической - от 1 до 3 по ГОСТ 221-75. Назначаем стандартные передаточные числа i>1> = 4, i>2> = 2,5.
2.6. Уточняем общее передаточное число
i = g.5 * 4 = 10
2.7. Определяем максимально допустимое отклонение частоты вращения выходного вала
где - допускаемое отклонение скорости по заданию.
2.8. Допускаемая частота вращения выходного вала с учетом отклонений
2.9. Зная частные передаточные отношения определяем частоту вращения каждого вала:
Таким образом, частота вращения выходного вала находится в пределах допустимой.
2.10. Определяем крутящие моменты, передаваемые валами механизма с учетом передаточных отношений и КПД:
2
.11
Аналогично определяем мощность,
передаваемую валами
2.12. Построим график распределения крутящего момента и мощности по валам привода
3. Определение геометрических параметров цилиндрической зубчатой передачи
3.1. Для колес со стандартным исходным контуром, нарезаемым без смещения режущего инструмента (х = 0), число зубьев шестерни рекомендуется выбирать в пределах от 22 до 26. Выбираем Z>1> = 22
3.2. Число зубьев колеса:
Z>2 >= Z>1 >* i>1> = 22 * 4 = 88
3.3. Определяем межосевое расстояние по формуле
где K>a> - вспомогательный коэффициент, для косозубых передач равен 43;
- коэффициент ширины венца шестерни расположенной симметрично относительно опор, по таблице 9(3) равен 0,4;
i>1> - передаточное число;
T
>2>
-
вращающий момент на тихоходном валу;
По таблице 3.1 (3) определяем марку стали для шестерни - 40Х. твердость > 45HRC: для колеса - 40Х. твердость 350НВ.
По таблице 3.2 (3) для шестерни для колеcа предназначенных для длительной работы.
Тогда
Полученное значение межосевого расстояния для нестандартных передач округляем до ближайшего из ряда нормальных линейных размеров, A>W> = 100 мм.
3.4. Определяем модуль зацепления по формуле
где К>m>, - вспомогательный коэффициент, для косозубых передач равен 5,8;
допускаемое напряжение изгиба материала колеса с менее прочным зубом по таблице 3.4 (3).
Тогда
Полученное значение модуля округляем в большую сторону до стандартного из ряда стр.59 (3). Для силовых зубчатых передач при твердости одного из колес > 45HRC. принимается модуль > 1.5. поэтому принимаем модуль m=2.
3.5. Определяем угол наклона зубьев для косозубых передач:
3.6. Определяем суммарное число зубьев шестерни и колеса для косозубых колес
Полученное значение округляем в меньшую сторону до целого числа, то есть Z = 100.
3.7. Определяем число зубьев шестерни
3.8. Определяем число зубьев колеса
Z>2> = Z - Z>1> = 100 - 20 == 80
3.9. Определяем фактическое передаточное число и проверяем его отклонение
следовательно передаточное число выбрано верно.
3.10. Определяем основные геометрические параметры передачи и сводим их в таблицу
Параметры |
Формулы |
Колесо |
|
1 |
Число зубьев |
Z>2> |
80 |
2 |
Модуль нормальный, мм |
m>n>=m |
2 |
3 |
Шаг нормальный, мм |
6,28 |
|
4 |
Угол исходного контура |
||
5 |
Угол наклона зубьев |
||
6 |
Торцовый модуль, мм |
2,03 |
|
7 |
Торцовый шаг, мм |
2,03 |
|
8 |
Коэффициент головки зуба |
H |
1 |
9 |
Коэффициент ножки зуба |
С rn > 1 |
0.25 |
10 |
Диаметр делительной окружности, мм |
d = Z * m>t> |
162.4 |
11 |
Высота делительной головки зуба, мм |
h>a> = h * m |
2 |
12 |
Высота делительной ножки зуба, мм |
H>f> = (h + C)*m |
2,5 |
13 |
Высота зуба, мм |
h = h>a >+ h>f> |
4.5 |
l4 |
Диаметр окружности выступов, мм |
d>a>= d + 2 h>a> |
166.4 |
15 |
Диаметр окружности впадин, мм |
d>f>=d - 2h>f> |
155,4 |
16 |
Межосевое расстояние, мм |
A = 0,5 (d>1> + d>2>) |
100 |
17 |
Ширина венца, мм |
40 |
4. Геометрический расчет конической зубчатой передачи
4.1 Определяем делительный диаметр колеса
где определены заранее
- коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца, для прирабатывающихся колес равен 1;
V>Н>- коэффициент вида конических колес, для прямозубых равен 1.
Тогда
Полученное значение внешнего делительного диаметра колеса округляем до ближайшего значения из ряда нормальных линейных размеров табл.13.15 (3).
d>е4> =250 мм
4.2. Определяем углы делительных конусов шестерни и колеса
4.3. Определяем внешнее конусное расстояние
4.4. Определяем ширину зубчатого венца
4.5. Определяем внешний окружной модуль
где К>f>>>> >- коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца, равен 1; (3)
V>f>> >> >= 0,85 - коэффициент вида конических колес. (3)
Так как передача открытая, увеличиваем значение модуля на 30%, то есть m = 5 мм.
4.6. Определяем число зубьев колеса и шестерни
4.7. Определяем фактическое передаточное число.
4.8. Определяем внешние диаметры шестерни и колеса:
делительный ;
вершин зубьев =109,28 мм;
= 253,71 мм;
впадин зубьев = 90,72 мм;
= 246,3 мм;
средний делительный диаметр =85,7 мм;
214,25 мм.
5. Определение геометрических размеров и расчет на прочность выходного вала
5.1. Определяем силы действующие в зацеплении конической прямозубой передачи:
окружная
радиальная = 612 Н,
осевая = 1530 Н.
5.2 Выбираем материал для вала по таблице 3.2 (3). Это сталь 45 улучшенная, со следующими механическими характеристиками:
допускаемое напряжение на кручение
5.3. Ориентировочно определяем геометрические размеры каждой ступени вала:
- диаметр выходной части
Принимаем d>1>= 45 мм.
Исходя из этого принимаем диаметр под подшипником d>2> = 50 мм.
5.4. Выбираем предварительно подшипники качения. По таблице 7.2 (3) для конической передачи при n<1500 об/мин применяется подшипник роликовый конический однорядный. Выбираем типоразмер подшипника по величине диаметра внутреннего кольца, равного диаметру d>2>= 50мм. Это подшипник легкой широкой серии 7510: d = 50мм, D = 90мм, Т = 25 мм, угол контакта 160, C>r>=62 kH.
5.5. Вычерчиваем ступени вала по размерам, полученным в ориентировочном расчете и определяем расстояния между точками приложения реакций подшипников.
5.6. Вычерчиваем схему сил в зацеплении конической передачи.
5.7. Определяем реакции опор:
а) вертикальная плоскость
б) строим эпюру изгибающих моментов в характерных сечениях A, B, C (рис.5.1)
в) горизонтальная плоскость,
Проверка:
г) строим эпюры изгибающих моментов в характерных сечениях A, B, C (Рис.5.1)
M>YC> = 0,
M>YB> = F>t >* l>1> = 4580 * 52 = 238160 Нмм,
M>AY> = 0,
д) строим эпюры крутящих моментов (Рис.5.1)
5.8. Определяем суммарные реакции опор
5.9. Определяем суммарные изгибающие моменты в наиболее нагруженном сечении В
5.10. Определяем приведенный момент
5.11. Определяем диаметр вала исходя из третьей теории прочности
где = 160 Мпа - допускаемое значение напряжений для стального вала.
Полученное значение вала под подшипником округляем до ближайшего стандартного
d = 40 мм.
В результате расчета уменьшим диаметр вала под колесом до 45 мм.
5.12.Рассчитываем шпонку на срез и смятие.
Для закрепления на валах колес применяют шпонки. Размеры призматических шпонок выбираем в зависимости от диаметра вала по ГОСТ 23360-78, b*h = 14*9 мм, 1 = 38 мм.
5.13. Условие прочности при деформации смятия проверяется по формуле
где T - передаваемый валом крутящий момент;
- допускаемое напряжение на смятие по табл. 3.2 (3) 260 Н/мм2
5.14. Условие прочности при деформации среза проверяется по формуле
где - допускаемое напряжение на срез по табл. 3.2 (3) 80 Н/мм2
6. Проверочный расчет подшипников
6.1. Пригодность подшипников определяется сопоставлением расчетной динамической грузоподъемности с базовой. В результате расчетов имеем : угловая скорость вала , осевая сила в зацеплении - F>а> = 1530 Н, реакции в подшипниках - R>XB> = 3400 Н, R>YB>= 7557 Н. В результате расчета нам необходимо уменьшить размеры ранее выбранного подшипника, это подшипник легкой широкой серии 7508 c характеристиками: d = 40мм, D = 80 мм, Т = 25 мм, С>r> = 56 кН, е = 0,381, У = 1,575, угол контакта 14°.
Подшипники установлены по схеме враспор.
6.2. Определяем осевые составляющие радиальных реакций
R>g1> = 0,83 e R>BY> = 0,83 * 0,381 * 3400 = 1188 H,
R>g2> = 0,83 e R>BX> = 0,83 * 0,381 * 7557 = 2640 H,
6.3. Определяем осевую нагрузку подшипника
R>a1>= R>s1>= 1188 Н, R>a2> = R>s1> + F>a> = 2718 H.
6.4. Определяем отношения:
где V - коэффициент вращения. При вращающемся внутреннем кольце подшипника согласно табл.9.1 (3) V = 1.
6.5. По соотношению 0,35 < 0,381 и 0,36 < 0,381 выбираем формулу для определения эквивалентной динамической нагрузки, воспринимаемой подшипником, R>e> ; R>e>= VR>r>K>g> K>T>,
K>g> - коэффициент безопасности, по табл. 9.4 (3) K>g> =1,2,
К>T> - температурный коэффициент, по табл. 9.5 (3) =1, K>T> тогда
R>e> = 1 * 3400 * 1,2 * 1 = 4080 H,
6.6. Определяем динамическую груэоподъемность
где L>h> - требуемая долговечность подшипника, при длительной работе привода, принимаем 5000 ч.
C>rp> < С>r >, значит подшипник пригоден к применению.