Шпоры по психологии (работа 1)

30

Паника как массовое психологическое явление – это стихийное поведение большого числа людей, находящихся в эмоциональном возбуждении связанное с чувством неконтролируемого страха. Это стихийно возникающее, неорганизованное состояние и поведение людей.

Факторы, влияющие на панику: 1)общая психологическая атмосфера тревоги и неуверенности 2)наличие возбуждающих и стимулирующих панику слухов 3)личностные качества (наличие предрасположенности к панике) 4) при стечение частных и конкретных условий жизни.

Также на панику влияют: 1)уровень образования (более высокий – менее подвержен) 2)имущественный статус (чем выше – менее подвержен) 3)семейный статус (более подвержены матери одиночки) 4)внушаемость, критичность, уровень тревожности

Формы поведения при панике (исследование Кэнтрила с радио): 1)испытали легкое чувство страха, затем самостоятельно проанализировав ситуацию успокоились 2) испытали чувство страха, затем обсудив с кем-то ситуацию успокоились 3)сильно испугались, затем самостоятельно проанализировав ситуацию впадали в панику 4)сразу паниковали, не пытаясь ничего проверить

Сверхпаника (люди находятся в оцепенении).

Наблюдаются феномены: 1)центральности 9переживает из-за того, что находится в самом центре событий 2)утрата чувства пространственной ориентировки 3) утрата границ между жизнью и смертью 4) человек переживает одиночество, даже если находится среди людей

29

Психология массовых слухов – это форма искажения информации о значимом объекте, циркулирующей в больших диффузных группах в условиях неопределенности и социально-психологической нестабильности. Это наиболее распространенное явление.

Причины слухов: 1)возникаю в связи с важными для людей событиями 2)в условиях неопределенности (непонятная или противоречащая информация 3)политическая и экономическая нестабильность в обществе 4)потребность людей в новой, необычной информации

Функции слухов: 1)удовлетворяют и стимулируют естественную потребность человека в познании окружающего мира 2)снимают или снижают неопределенность относительно важных событий 3)помогают сориентироваться в ситуации и регулируют поведение

Стратегии профилактики слухов: 1)добиваться высокой степени информированности диффузных групп 2)снижать значимость событий вокруг, которых назревают слухи 3)улучшение политической, экономической и межнациональной обстановки 4)нейтрализовать влияние распространителей слухов

28

Психология толпы: характеристика, виды, поведение Толпа - многочисленные скопления людей. К ним относятся: стихийные бедствия, общественный транспорт, массовые зрелища, политические акции, места массовых празднований и отдыха.

Характеристики толпы: В неограниченных пространствах толпа формируется кольцеобразно, имеет центр и периферийные слои. В ограниченных пространствах форма зависит от физических ограничений. Величина толпы определяется количеством собравшихся людей. Плотность толпы определяется числом людей, приходящихся на 1 кв.м. Границы толпы имеют подвижную форму. Состав толпы зависит от причин, по которым она возникает.

Особое поведение человека в толпе: 1)нивелирование индивидуальных различий в толпе 2)увеличение силы одного человека, в составе толпы 3)снижение интеллектуальной характеристики 4)снижение самоконтроля в зависимости от ситуации и вида толпы 5)в толпе распределяется внимание 6)иррациональность поведения в толпе

Основные признаки толпы: 1)многочисленность 2)высокая контактность (люди находятся близко друг от друга) 3)эмоциональная возбужденность 4)неорганизованность (стихийность) 5)неустойчивость цели (бесцельность)

Виды толпы: 1)по уровню активности: пассивные (отсутствие эмоционального возбуждения, стимула, быстро собирается, и рассеиваться) активные (всякая толпа, находящаяся в состоянии эмоционального возбуждения): агрессивные (решает проблемы насильственным путем) спасающаяся (паническая толпа) стяжательская (стремление к грабежу, мародерству)

Толпы бывают долговременные и ситуативные

27

Большая социальная группа, объект исследования

Значение исследований обусловлено тем, что человек осуществляет свою жизнедеятельность как член той или иной социальной группы.

Виды БСГ: Основой деления является характер межгрупповых и внутригрупповых социальных связей. В первом случае – группы существуют независимо от сознания и воли людей. Во втором – сознательное объединение людей. По времени существования: длительно существующие (нации, классы) и коротко существующие (митинги, толпа) По хар-ру организованности (партии, союзы) неорганизованности, возникающие стихийно (толпа) и организованные сознательно (партии)

БСГ интегрируется по объективным (социально-демографические показатели) субъективным (партии) объективно-субъективным (комитет солдатских матерей) основаниям

Уровни интеграции БСГ: 1)типологический (домохозяйки) – нет единства по социально-психологическим показателям, не относят себя к группе 2)идентификационный (человек ассоциирует себя с той или иной группой) 3)установочная солидарность (готовы действовать в совместной деятельности) 4)непосредственной совместной деятельности Факторы, определяющие уровни интеграции: 1)степени однородности-разнородности (чем более однородна, тем выше уровень интеграции) 2)Эмпиричные характеристики БСГ (позволяет отделить одну группу от другой) 3)внутри и межгрупповые коммуникации 4)социальная мобильность БСГ (при высокой вероятности перехода в другую группу, снижается интегрированость БСГ

Свойства БСГ: 1)активность - пассивность БСГ 2)открытость – закрытость (для вхождения в эту группу) 3)целенаправленность-бесцельность 4)интегрированность – дезинтегрированность

16

Психологические механизмы социальной перцепции.

Включает восприятие социальной действительности и человека человеком.

Механизмы включают: 1)феномен первого впечатления 2)механизм проекции (человек переносит свои переживания, ощущения на другого человека) 3)категоризация (отнесение человека к той или иной группе по определенным критериям 1)число категорий (min 1-2) 2)модальность категории (по позитивным критериям (относится к группе) по негативным критериям (не относится к группе)) 4)механизм упрощения (преувеличение негативного или позитивного восприятия характеристик человека) 5)механизм переноса (переносим мнение, которое мы получили в другой ситуации) 6)механизм создания «жертвы» (хочется пожалеть человека) 7)механизм группоцентризма (человек воспринимается через призму статуса))

Факторы социально-перцептивной точности

1)характеристика субъекта восприятия 2)характеристика объекта восприятия 3)характеристика взаимоотношений между объектом и субъектом 4)физические и социальные условия среды, в котором происходит процесс восприятия 5)цели и задачи социальной апперцепции

Биологические характеристики: пол и возраст. Эти показатели влияют на восприятие другого человека.

Психодинамические факторы: например тревожные люди обладают большей социальной перцепцией.

Факторы профессии: лучше воспринимают те люди, чьи профессии связанны с восприятием людей

Эмоциональное состояние: от него зависит, как воспримет человек другого человека

17

Межличностные отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. Межличностное общение – общение личности с личностью. Отношение к другому человеку. Общественные отношения – отношения между представителями больших социальных групп.

Виды: по модальности (позитивные (положительные), негативные (отрицательные), амбивалентные (двойственные) нейтральные) по целям (деловые, личные) по направленности (вертикальные (различные иерархические уровни) горизонтальные (один уровень))

Структура: 1)когнитивный компонент (предполагает осознание того, что нравится, а что не нравится в межличностных отношениях) 2)поведенческий компонент (реализуется в конкретных действиях. Если человек нравится, поведение будет доброжелательным) 3)эмоциональный компонент (переживание, оценка другого человека, обусловлены социо-культурными нормами групп))

Функции: 1) помогают адаптироваться в новой среде 2)познавательная (соц. познание, познание другого человека) 3)удовлетворяют потребности человека в контакте с другими людьми

18

Основные феномены межличностных отношений

1)симпатия (избирательная привлекательность (вызывает когнитивный, эмоциональный, поведенческий отклик), эмоциональная привлекательность) 2)аттракция ((притяжение) понимает потребность одного человека быть вместе с другим, обладающим определенными особенностями) 3)антипатия 4)эмпатия (сопереживание, отклик одной личности на переживание другой) 5)совместимость (оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их совместной деятельности) – несовместимость 6)сработанность (удовлетворение от общения; согласованность действий) 7) симтомность (феномен, приобщающий к жизни другого человека)

Динамика межличностных отношений: отношения зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, ослабляются, разрываются) Зависит от следующих критериев: 1)наличие и глубина эмоц. связей 2)частота и интенсивность контактов 3)повторяемость контактов 4)доверительность в контактах

Уровень межличностных отношений: 1)первичное знакомство 2)приятельские отношения (создает основу для дальнейшего развития отношений) 3)товарищеские отношения (позволяет закрепить межличностный контакт, происходит сближение интересов и т.д.) 4)дружеские отношения (устойчивые, общность интересов, целей и т.д.) 5)супружеские

На проявление межличностных отношений влияет: пол, возраст, национальность, темперамент, положение, профессия и др.)

19

Понимание малой группы – это небольшое по размеру объединение людей, объединенных общей целью и которые могут контактировать между собой. Количественная характеристика: нижняя граница – 2-3 человека, верхняя – 20-25. Наиболее оптимальная группа 7+-2

Качественная характеристика: контактность группы – способность каждого члена группы беспрепятственно контактировать друг с другом целостность социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу.

В группе малой численности (3-4) быстро развивается групповой эгоизм (к другой группе), развивается феномен «корпоративности», большая вероятность психической несовместимости членов группы, большая вероятность появления пресыщенности общением. В группе большой численности (> 15) происходит деление на микрогруппы, отношения складываются между микро группами.

Содержательные характеристики малой группы: 1)групповые свойства (сработанность, организованность и др.) 2)групповые процесс (лидерство, групповое принятие решений и др. 3)групповые состояния (социально-психологический климат, атмосфера) 4)мотивационные установочные характеристики малой группы (мотивы, установки, интересы, задачи, цели)

20

Структура малой группы – это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами.

1)Формальная – официально закрепленные отношения. Определяется формальными предписаниями (должностными инструкциями и др.)

2)Неформальная – отношения сложившиеся на неофициальном уровне. Реально складывающаяся структура связей, коммуникаций и влияния.

3)Социометрическая – совокупность связей между членами, характеризуемых взаимным предпочтением и отвержением по результатам социометрического теста (в основе лежит эмоциональные отношения)

4)Коммуникативная - совокупность связей между членами, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе.

5)Ролевая - совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемых распределением между ними ролей, т.е. типичных способов поведения, ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса

6)Социальной власти и влияния в малой группе - совокупность связей между индивидами, характеризуемая направленностью и интенсивностью их взаимного влияния. (типы: вознаграждение, принуждение и др.)

Внеформальные (фактически реально действующие формальные отношения – пример: должность ген. директора выполняет его заместитель)

Полуформальные (среднее между формальными и неформальными) – друзья организуют фирму

Виды малых групп:

1)лабораторные (специально создаваемые для решения задач) и естественные (существующие независимо от воли исследователя)

2)формальные и неформальные

3)первичные (далее не делимые по формальным признакам) и вторичные (объединяют несколько первичных групп)

4)временные (до года) и стабильные (постоянно существующие)

5)референтные (мнение которой для нас значимо) и членства (группа, членом которой мы являемся)

25

Конфликты в МГ – это групповое состояние, отражающее противоречие во взаимоотношениях между людьми (процесс взаимодействия между людьми в форме противодействия)

Функции конфликта: 1 т.з. это есть негативное явление в группе (основная функция: сигнализировать о проблеме) 2 т.з. объективно существует независимо от сознания людей в группе (основная функция: сигнализировать о жизни группы, об изменениях в ней (симпатия, антипатия и др.) 3 т.з. есть позитивное явление в группе, сигнализирует об изменении в группе, помогает избежать застоя в группе (управляемый конфликт)

Составляющие конфликта: 1)участники конфликта (их необходимо установить, может быть несколько людей и целые группы) 2)источники конфликта (причины: объективные (не зависит от сознания членов группы) субъективные (расхождение во мнении и т.п.) 3)формы конфликтного взаимодействия (косые взгляды, вербальный конфликт, физические повреждения) 4)физическая среда (пространственные характеристики состав воздуха и т.д. и социальная среда (наше окружение), в которой происходит конфликт 5)последствия конфликта (к чему он привел)

Виды конфликта: 1)по направленности (горизонтальные: между двумя сотрудниками; вертикальные: руководитель-подчиненный; перекрестный: люди из разных групп 2)по субъектам (между: 2 людьми, личностью и группой, группировками) 3)по основанию психологических компонентов (когнитивные: вступают люди в связи с каким-то мнением, когнитивной оценкой, противоречием; эмоциональные: противоречия в чувствах, переживаниях; поведенческие: противоречия в поведенческих актах 4)по содержанию интересов (организационные, политические, этнические. Реакция: на препятствия при достижении цели, личных целей, на противоречиям действиям, препятствующим нормам, личные конфликты.

21

Проблема групповой динамки

Зарубежная ψ: Морено: феномен «симпатии-антипатии», аттракция, эмпатия, совместимость лежат в основе развития группы. Важные показатели: число взаимных «+»- «-» выборов, неформальные связи, общение, контакты, общность интересов, т.е. межличностные отношения. Фестингер: коммуникативные связи членов группы (задания по совместному принятию важных решений, т.е. как можно больше тесных контактов между членами группы) Ньюком: групповое согласие, т.е. сходство социальных установок по отношению к значимым событиям. Нужно добиваться развития сходных представлений, оценок и т.д. для того, чтобы поднять группу на более высокий уровень

Отечественная ψ: Петровский: «стратометрическая концепция» (1 страта – непосредственные отношения между людьми (симпатия) 2 – межличностные отношения, которые связаны непосредственно с деятельностью 3 – отношение членов группы к предмету деятельности (к задачам, целям). Единство проявляется тогда, когда присутствуют все 3 страты. Также он выделял: 1)диффузные группы (нет совместной деятельности, продукта деятельности) 2)экспериментальная группа (не выполняют совместную деятельность, но имеют общественно значимые ценности) 3)МЛО опосредовано характеризует совместную деятельность и общественно значимый труд 4-5) см. 2-3, но продукт деятельности антиобщественный (4-скинхеды и др. 5 – подростки, громящие все на своем пути после футбольного матча) Уманский: «параметрическая концепция» (1 – общественный блок (организованность, подготовленность группы) 2 – личностный (единство групп: эмоциональное, волевое и др.) 3 – общих качеств (климат, лидерство, сплоченность). Выделяются 6 уровней развития групп: 1)конгломерат (люди на остановке) 2)номинальная (группа получает цели деятельности) 3)ассоциация (начальный этап МЛО, интеграция) 4)кооперация (сильно выражен первый блок, хорошо налажены формальные и неформальные отношения) 5)автономия (выражены 3 блока) 6)коллектив (высший уровень развития группы)

22

Психология лидерства в МГ – это феномен воздействия или влияния индивида на мнение, оценки, отношения и поведения группы в целом или отдельных ее членов. Лидерство основано на личных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе. Социально-психологические механизмы (принуждение, убеждение, внушение и др.) Лидер не назначается официально и использует психологические методы.

Психологические проявления лидерства: 1)лидер всегда более активен в решении совместных задач) 2)чаще выдвигает новые решения, идеи 3)высокая способность воздействовать на других людей 4)более информирован о решаемых задачах и возможностях каждого члена группы 5)соответствие качества лидера эталонам качества для группы 6)характеристики установок поведения лидера разделяется большинством группы

Мотивация лидерства (группа не может быть без лидера): 1)самореализация (например, не говорящее лидерство – до того как ребенок научился говорить) 2)самоутверждение в группе 3)помощи (стремятся помогать другим людям) 4)власти (над другими людьми)

Функции лидерства: 1)организация людей на решение задач 2)выработка и поддержание групповых норм, правил, эталонов поведения 3)принимает ответственность за то, что происходит в группе 4)внешние представительства группы 5)психотерапевтическое (установка и поддержание благоприятного климата в группе)

23

Основные психологические теории лидерства

Харизматическая – рассматривается харизма лидера. Обладают некоторыми качествами, свойства которых проявляются внешне и воздействуют на других людей (физические х-ки – рост, сложение и др. манера держаться – походка, жесты, поза, голо)

Черт (качеств) - лидером может стать человек, который обладает набором определенных качеств (интеллект, доминантность, уверенность в себе, независимость, общительность и др.). Для разных сфер деятельности характерны различные качества

Ситуационная – эффективность лидерства определяется соответствием качеств лидера и особенностей поведения в различных ситуациях. Вероятностная модель лидерства (авт. Фидлер): 1)характер взаимоотношений между руководителем и подчиненным 2)структурное решение задач 3)величина официальной власти лидера «Установка флюгера» (при изменении ситуации люди реагируют на них и меняют свои характеристики)

Функциональная – зависит от решаемых задач: эмоциональные, интеллектуальные, деловые лидеры

Поведенческая (лидером становится человек, который обладает нужной формой поведения): ориентированны на задачи или на взаимоотношения. Левин выделяет: демократический, авторитарный, попустительствующий стиль лидерства

24

Феномен конформизма в малых группах

Явление конформизма было открыто амер. психологом Ашем (1951) .В основе этого понятия лежит групповое давление на личность.

Мейо «Хоторнчкие эксперименты» (влияние присутствия незнакомых людей на рабочем месте)

Ашем провел эксперимент с подставной группой. При выполнении задания индивидуально испытуемые без особых затруднений давали правильный ответ (сравнение и оценка длинны линии). В следующей серии эксперимента вместе с испытуемом участвовала подставная группа, все члены которой давали заведомо неправильный ответ. Было отмечено, что 30% испытуемых вслед за группой давали неправильный ответ, т.е. демонстрировали конформное поведение. После опроса испытуемых многие говорили о психологическом давлении, которое оказывало на него мнение большинства группы.

В следующих экспериментах (Крачфилд) выделили 3 формы поведения 1)испытуемые давшие не правильный ответ искренне думали, что решили задачу правильно (эффект группового внушения) 2)не согласны с мнением группы, но не хотели конфликтовать (внешний конформизм или приспособление) 3)возник внутренний конфликт из-за не совпадением с мнением группы (внутренняя конформность).

На степень выраженности конформизма влияют следующие факторы: 1)пол (женщины более конформны) 2)возраст (чаще проявляется в молодом или старческом) 3)социальный статус (более высокий статус – менее подвержены) 4)психическое и физическое состояние (плохое состояние усиливает конформизм) 5)численности группы (чем больше, тем сильнее выражена конформность)

26

Причины внутригрупповых конфликтов

1)метод и стиль руководства 2)противоречия в представлениях о совместной деятельности 3)конфликты из-за организации, условий труда 4)ролевая неопределенность 5)личностные особенности людей (уровень образования, стиль общения и др.)

Конфликтные личности (Скотт): 1)рационалист (на конфликт идет сознательно, для достижения своих целей) 2)жалобщик (постоянно жалуется) 3)взрывной 4)паровой каток (груб, бесцеремонен, не может приспособиться к окружающей среде)

Стадии конфликта: 1)латентная (участники готовы вступить в конфликт, формируются предпосылки конфликтных действий) Основные признаки: существуют реальные противоречия, осознание конфликтной ситуации

2)открытого конфликта (реальное противоборство людей) Основные признаки: увеличение числа участников, количества проблем, активности противоборствующих сторон 3)эскалация (усиление противоборства, приводит к разрушительным последствиям Основные признаки: ущемление интересов друг друга, угроза физического насилия 4)латентная готовность к разрешению конфликта (противоборство продолжается, осознание безвыходности ситуации, острое переживание) 5)разрешения конфликта (приступают к переговорам, прекращается реальное противоборство, снимается причина конфликта)

Методы разрешения конфликтов: 1)сила одной из сторон или третьих лиц (силовые методы, административно-правовых полномочий) 2)уход от конфликта (прибегают, если конфликт может разрушить группу, если одна из групп не готова к разрешению конфликта) 3)отсрочка конфликта (конфликт переносится) 4)компромиссные методы (принимаю компромиссное решение) 5)сглаживание конфликта (замалчивание некоторых обстоятельств) 6)конфронтация с последующим сотрудничеством (открытое признание конфликта, обсуждение проблем. Снятие причины и разрешение противоречий)