Что такое текст

Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.).

Тема – то, о чём говориться в тексте, часто отражена в его заголовке.

Основная мысль – обычно передаёт отношение автора к пре6дмету речи, его оценку изображаемого. В художественном тексте часто используются предложения со значением оценки. Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам, переходя от одной части к другой. Часть одной общей темы называют подтемой или микротемой. Вокруг неё группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем. В абзаце выделяют зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку).

Стилистика – наука, изучающая стили речи и употребление в них языковых средств.

Цель художественной речи – образное отражение действительности и эмоциональное воздействие на мысли и чувства читателя. Писатель мыслит образами. Анализируя действительность, он запечатляет жизнь в картинах, в образах людей, типичное раскрывает в индивидуальном и конкретном.

Стилистические чертыобразность (с помощью слов, рисующих художественный образ картины), эмоциональность и экспрессивность (гиперболы, метафоры, олицетворения).

Соединение типов речи должно быть оправданным и должно определяться замыслом автора и основной мыслью высказывания.

СТИЛИ РЕЧИ.

Научный стиль. Р. С. - 1-много, о/о, сообщение + объяснение.

    Используется в научных трудах, докладах, лекциях, учебниках.

    Задача речи – сообщить сведения, имеющие познавательный характер.

    Высказывание обычно бывает:

    Точным

    Доказательным + термины.

    Обобщенным (о группе предметов)

    Отношения автора нет.

    Научное рассуждение часто встречается в научной литературе, где раскрываются какие-либо понятия, отвечающие на вопрос «Что это такое?» и начинающиеся с научного определения.

Деловой (официально) стиль. Р. С. – 1-много, О/о, сообщение + инструкция.

    Используется обычно в различных деловых бумагах, инструкциях, законодательных документах.

    Задача речи:

    Сообщить сведения из практической жизни. Которое поможет человеку что-то сделать.

    Дать точные указания, рекомендации.

    Высказывание обычно бывает:

    Официальным

    Точным

    Бесстрастным (лишенным эмоций)

    Используются книжные, официальные слова и выражения, существительные, образованные от глаголов и прилагательных с суффиксами ени, ани, ств, ость.

Публицистический стиль. Р. С. – 1-много, о/о, воздействие на массы + сообщение информации.

(Публицистика – отрасль литературы, освещающая вопросы политики и общественной жизни.)

    Используется в общественно-политической сфере жизни: газеты, журналы, радио, ТВ. Это речь агитаторов, пропагандистов, журналистов, тех, кто обращается к народным массам.

    Задача речи:

    Сообщить информацию

    Воздействовать на массы

    Сформулировать определённое отношение к общественной жизни, гражданскую позицию.

    Высказывания бывают:

    Злободневными по теме

    Яркими, страстными, призывными

    Удачный заголовок

    Языковые средства и приёмы построения текста:

    Прямое обращение к читателю

    Фрагменты текста, в котором использован параллельный способ связи предложений

    Экспрессивный повтор и стандартная лексика

    Разные виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

    Оформление важных для раскрытия основной мысли членов предложения как самостоятельных предложений

    Параллелизм в построении этих неполных предложений

    Ряды однородных членов без союзов или с повторяющимся союзом И

    Сочетание книжной и разговорной речи

    Прямые обращения к собеседнику

    Обратный порядок слов (инверсия)

    Риторические вопросы

Жанры публицистики. (Жанр – вид литературного произведения)

    Заметка (в газету)

    Краткое сообщение о каком-нибудь интересном факте или событии общественной жизни

    Цель сообщения – привлечь внимание к жизни общества; автор сознательно находится в тени

    Репортаж (живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни).

    Задача автора репортажа: рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели это на самом деле

    Сообщение о каком-либо процессе как процессе

    Автор (личность) всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется (радость, огорчение…)

    Построение репортажа:

    Зачин (описание состояния места действия, описание состояния окружающей среды – всё завит от авторского решения; должно быть динамичным (односоставные предложения, безглагольные конструкции), может начинаться с прямого обращения к читателю)

    Центральная часть (тип речи повествования, так как идёт рассказ о событии)

    Обилие глаголов, кратких страдательных причастий

    концовка (содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит автор и приводит читателя)

    лексика состоит из синтаксических конструкций (вопросительные предложения или их цель, восклицательные, обращения, вводные слова и предложения)

    темой репортажа может стать экскурсия по городу: знакомство с архитектурными памятниками, парками, улицами, историческими местами (тип речи – описание + фрагменты)

3. Статья – «объясняющий» жанр

    задача статьи – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-нибудь мысли.

    Убедительность, доказательность, личная позиция автора.

    Построение: зачин – постановка проблемы, центральная часть – её раскрытие, аргументы, примеры, вывод – заключение, концовка. (Композиции как у репортажа)

    НО: по типу речи – проблемная статья – это рассуждение

    Внутри рассуждения могут быть другие типы речи (повествование, описание).

    Основная мысль (тезис) --- аргументы (для связи аргументов с тезисом используются союзы, вводные слова) --- вывод (вводные слова)

    Портретный очерк.

    Тема очерка – общественно-значимый факт (событие – знание суть дела)

    Герой очерка – человек высоких моральных качеств, преобразующий жизнь, отдающий делу знания, опыт, силы.

    Речь идёт не только о работе, а о характере самого героя, интересах и увлечениях, взаимодействиях с другими людьми

    Составные части очерка

    Описание внешности

    Рассказ о его деле, профессии, творчестве

    Отдельные факты биографии

    Характер, речь

    Эпизод (несколько), раскрывающий в герое главное.

Художественная речь используется, если надо нарисовать словами, изобразить картину, передать читателю свои чувства.

Задача речи – воздействие.

Использование конкретных слов, помогающих автору нарисовать картину слов в переносном значении, создающих образ; эмоционально-оценочных слов, в которых раскрывается отношение автора к тому, что он описывает, экспрессивный повтор, местоимения, синонимы.

Описание – речь идёт об одновременных признаках.

Повествование – последовательность действий.

Рассуждение – говорится о причинах свойств или явлений.