Необходимость и сущность денег (работа 1)
Тема №1. Необходимость и сущность денег.
План:
Необходимость денег.
Сущность денег.
Функции денег.
Роль денег.
Основы обеспечения устойчивости денег.
1. Необходимость денег.
Необходимость денег вызвана товарным производством.
Товарное производство предполагает рассмотрение общих причин, объясняющих необходимость товарного производства и, следовательно, необходимость денег во всех экономических формациях.
Общая причина возникновения денег- общественное разделение труда. Товарное производство возможно без денег, но деньги не могут существовать без товарного производства.
Частные причины объясняют необходимость денег в конкретной общественно- экономической формации.
Общие и частные причины не исключают, а дополняют друг друга.
Частные причины:
Непосредственный труд частного производителя является частным трудом. Общественное признание труда возможно только обмен, таким образом общественный характер труда скрыт.
Неоднородность труда, обуславливающая распределение материальных благ в зависимости от затрат человека.
Уровень развития производительных сил предопределяет распределение материальных благ по затратам энергии.
Труд не стал первой жизненной необходимостью каждого члена общества, следовательно требуется стимулирование затрат труда. Наиболее действенный метод- материальное стимулирование.
Наличие разных форм собственности на средства производства и продукты труда.
Несознательное отношение некоторых членов общества к потреблению материальных благ.
Наличие международного разделения труда, международных экономических связей, требующие эквивалентного обмена продуктами труда между странами.
Чеканка монет началась в 10- 11 веках, затем была прервана монголо- татарским нашествием. Термин ”рубль” возник в 13 веке в Новгороде и обозначал половину гривны (слиток серебра весом в 200 грамм). Половина рубля называлась полтиной, а позднее московским рублем. В то время рубль выполнял функции платежной и весовой единицы. Чеканка монет возобновилась во второй половине 15 века. Рубль утратил значение весовой единицы и стал счетно- денежной единицей.
1704 год- реформа Петра 1: введена и узаконена десятичная денежная система.
1841 год- впервые введена в обращение бумажный кредитный рубль.
1919 год- в РФ выпущен первый советский рубль.
1 января 1991 года в РФ отменено золотое содержание рубля, прекращен выпуск казначейских билетов. Запрещена эмиссия центральным банком денежных средств с целью покрытия расходов государственного бюджета.
В конце 80-х годов у нас в стране появились первые кредитные карточки (Внешэкономбанк, Сбербанк, Кредо- банк).
Современное денежное обращение в России.
Количественные характеристики говорят обычно о подъеме или спаде промышленного или сельскохозяйственного производства, увеличении или уменьшении объема капитальных вложений, доходов населения, темпах роста товарооборота и тд.
Качественные характеристики позволяют судить о:
опережении темпов роста группы отраслей А по отношению к группе отраслей В или наоборот;
замедлении или ускорении темпов роста заработной платы;
росте или снижении производства товаров в разных отраслях экономики;
изменении денежных показателей.
1) динамика заработной платы: согласно закону от 20 октября 1995 года минимальная заработная плата составляет:
с 1 ноября - 57750,
с 1 декабря - 60800,
с 1 января - 63250.
2) прожиточный минимум:
январь 1995 179,5 тыс руб август 286,
трудоспос. 208 трудоспос. 332,
дети 181 дети 291.
3) безработица: 7.8% от трудоспособного населения или 72 млн человек; официально зарегистрировано 2.5 млн человек.
4) инфляция (согласно данным МВФ):
Годы 1991 1992 1993 1994 1995
% 2000 1353 800 500 204
Нормальным считается уровень инфляции 2-5%.
5) приватизация: с января по октябрь 1995 года приватизировано 6561 предприятие, с начала приватизации- 118000. Стоимость приватизированных предприятий и земли 1 трл 407 млрд рублей. На приватизированных предприятиях работает примерно 1 млн человек. Более половины составляют предприятия так называемой малой приватизации.
В 1995 году от приватизации получено 1 трлн 691 млрд рублей. В этом же году Москва стала самым дорогим городом для бизнесменов.
Валютные резервы Центрального банка России составляют $10 млрд, из них 75% хранится в долларах США, 20% - в немецких марках, 5% приходится на долю других валют. Золотой запас ЦБ и Минфина составляет 240 тонн, из которых половина- резервы ЦБ. На начало 1995 года запас составлял 133 тонны.
Основные меры по стабилизации денежного обращения:
Необходимо увеличить производство.
Прекратить эмиссию для покрытия дефицита государственного бюджета.
Увеличение объема товарных запасов.
Наращивание золотовалютных резервов.
Девальвация, ревальвация, нуллификация, денежная реформа, изменение уровня (масштаба) цен, деноминация, ...
2. Сущность денег.
Вопросы:
Деньги как всеобщий эквивалент товаров.
Деньги как выражение производственных отношений (деньги как экономическия категория).
Деньги как форма всеобщей непосредственной обмениваемости.
Деньги как внешняя вещная мера труда.
Золотое содержание денег.
Кредитный характер денег.
Определение денег.
Сущность- это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений.
Сущность как внутреннее содержание предмета имеет внешнее проявление и является нам в конкретных формах своего существования. Сущность денег раскрывается через формы ее проявления.
1) Первая форма проявления- как всеобщий эквивалент товаров. Деньги- товар особого рода, который имеет внутреннюю стоимость, и через этот товар измеряется стоимость.
Товар, выступающий в эквивалентной форме, имеет ряд особенностей:
Частный труд, заключенный в товаре- эквиваленте, является формой проявления общественного труда, заключенного в товаре, находящемся в относительной форме стоимости.
Конкретный труд, заключенный в товаре- эквиваленте, является формой проявления абстрактного труда, заключенного в товаре, выступающем в относительной форме стоимости.
Потребительная стоимость- форма проявления стоимости, заключенной в товаре, находящемся в относительной форме стоимости.
2) Деньги как выражение производственных отношений.
Деньги- не просто вещь, а такая вещь, которая выражает определенные экономические отношения. Деньги- экономическая категория. Экономическая категория- теоретическое выражение, абстракция общественных отношений производства.
Эти отношения в свою очередь могут быть кредитными (предоставление ссуды), финансовыми (начисление налога с оборота), расчетными и тд.
3) Деньги как форма всеобщей обмениваемости.
Одной из черт, характеризующих сущность денег, является их всеобщая непосредственная обмениваемость на все другие товары. (Товар- это продукт на продажу, имеет потребительную стоимость, проявляющуюся в денежной форме- стоимости). Это свойство проявляется во всех формациях, но характеризуется в зависимости от сфер применения денег.
В условиях рыночного хозяйства данная черта достигает своего апогея. Рабочая сила превращается в товар. Предметом купли- продажи становятся на только продукты труда, но и природные богатства, моральные качества человека.
В социалистическом обществе сфера применения денег сужается.
4) Деньги как внешняя вещная мера труда.
Деньги являются внешней мерой труда, потому что в деньгах выражается внутренняя стоимость всех товаров.
Вещь- каждый товар обладает только одному ему присущими качествами.
Товар обладает стоимостью и потребительной стоимостью.
Цена = себестоимость + прибыль.
Деньги выражают стоимость и потребительную стоимость.
Форма денег как форма меновой стоимости- все товары должны иметь меновую стоимость, которая определяется в процессе приравнивания товарных стоймостей к денежным.
В административной экономике существует плановое установление цен, деньги не могут превратиться в форму абстрактного богатства (власть денег).
5) Золотое содержание денег.
В обращении находятся денежные знаки обычно неразменные на золото. Исключение составляют Французский золотой франк и валюта ЮАР. Денежные знаки являются представителями золота, то есть их должно быть столько, сколько необходимо золота. Следует различать понятия золотое содержание и золотое обеспечение денег.
Золотое содержание- техническая сторона денег как меры стоимости- весовое содержание золота в денежной единице государства- масштаб цен. Золото при этом выступает идеально.
Золотое обеспечение- требует реальных золотых запасов.
Золотое содержание рубля неоднократно менялось, а с 1991 года отменено. Золотое обеспечение необходимо.
6) Кредитный характер денег.
В современных условиях деньги имеют кредитный характер, что проявляется в том, что деньги выпускаются (должны выпускаться), во-первых, в процессе кредитных операций, во-вторых, в процессе кредитных эмессий, в-третьих, деньги представляют собой кредитные операции государства.
Деньги выпускают в оборот на нужды кредитнования народного хозяйства, а не на цели покрытия бюджетного дефицита.
Эмиссия:
Показатели |
Бюджетная эмиссия |
Кредитная эмиссия |
|
1 |
Цель выпуска денежных знаков |
на покрытие бюджентого дефицита |
кредитование Н/Х |
2 |
Эмитент |
казначейство или банк под казначейские векселя или обязательства |
ЦБ, эмиссионный банк |
3 |
Особенности эмиссии |
деньги оседают в сфере обращения, переполняют каналы ден. обращения, не возвращаются к эмитенту |
деньги не оседают в каналах денежного обращения, не переполняют каналы ден. обращения, возвращаются в банк в процессе погашения кредита |
4 |
Обеспечение денег |
деньги не имеют обеспечения либо имеют пониженное обеспечение. Деньги обесцениваются |
деньги имеют товарное и золотое обеспечение, не обесцениваются. Обеспечение денег стабильное, либо растущее |
Бюджетная эмиссия допускалась в период 1 пятилетки на нужды индустриализации государства, в 1943 г. на нужды покрытия военных расходов, но преобладала кредитная эмиссия, конец 80-х - допускалась сверхплановая (фидуциарная, бюджетная) эмиссия на покрытие расходов государственного бюджета. С декабря 1990 г. ЦБ не имеет права по закону о ЦБ осуществлять бюджетную эмиссию.
Кредитный характер денег вытекает из того, что все денежные знаки являются обязательствами на часть общественного продукта. Таким образом кредитный характер денег необходимо рассматривать в трех аспектах:
1. В широком смысле слова это обязательства государства предоставить по 1 требованию необходимые товары,
2. В узком смысле - это деньги, предоставляемые в долг хозяйственным организациям, подлежащие возврату в установленный срок,
3. В конкретном смысле слова - это деньги непрерывно поступающие в банк от торгующих организаций в порядке погашения кредитов под товары, находящиеся в обороте.
Визуально бумажные и кредитные деньги не отличаются.
Основные причины превращения кредитных денег в бумажные:
1. дефицит государственного бюджета,
2. неудовлетворенные платежеспособный спрос населения,
3. диспропорции в н/х и бюджете,
4. нарушения в процессе кредитования: пролонгация ссуд, невозврат % за пользование.
Условие превращения денег - нарушение закона кол-ва денег необходимых для обращения.
Роль денег выполняет золото. Причины:
1. Исторически роль всеобщего эквивалента закрепляется за определенным товаром, которым является золото, вещь, металл.
2. Юридически эта роль была закреплена в нашей стране дикретами советского правительства “О золотом содержании денежной единицы”.
С конца 1990 г. рубль золотого содержания не имеет. Раньше оно было 0.987412 гр. Это была чисто номинальная величина, не было размена на золото.
3. Золото обладает специфическими качествами:
- делимость,
- портативность,
- сохраняемость,
- высокая стоимость.
Может выразить все другие товары.
7). Деньги - всеобщий эквивалент товаров, их роль выполняет золото.
В уелом вопрос о сущности денег имеет ряд различных трактовок, в т.ч. позиции З.В. Атлас, А.Я. Кронрод, В.С. Геращенко.
1 группа экономистов рассматривает деньги с позиции товарного характера производства. Выделяются позиции, рассматривающие стоимость в классическом стиле. Позиции:
1. Деньги - товар-эквивалент, обладающий внутренней стоимостью: Конник, Усоскин, Красавина, Зайцева, Геращенко.
2. На основе закона стоимости деньги измеряют стоимость, но не в вещном механизме, а в ином: Кашин.
2 группа - позиция, рассматривающая модификацию закона стоимости. Позиции:
1. Деньги - особый товар, обладающий представительной стоимостью. Роль всеобщего эквивалента выполняют кредитные деньги: Шинаев, Матюхин, Белеченко, Божан.
2. Деньги рассматриваются не как товар, а рассматривается новая родовая сущность денег: Коган, Козакевич.
3. Отрицает деньги как всеобщий эквивалент товаров вообще: Певзнер (каждый товар свою стоимость выражает во всех остальных товарах, деньги из меры стоимости превращаются в соизмеритель - счетные единицы).
3 группа - нетоварный характер, отрицает закон стоимости. Считает, что при социализме существуют полуденьги, т.к. социалистическое производство полутоварное: Бадер, Андрэс.
Деньги, являясь всеобщим эквивалентом товаром, отражают производственные отношения и служат средством учета, контроля, регулирования производства и распределения общественного продукта.
3. Функции денег.
Во внутрихозяйственном обороте деньги выполняют 4 функции:
1). Мера стоимости.
2). Средства обращения.
3). Средства платежа.
4). Средства накопления.
На национальном уровне они выполняют функцию мировых денег.
1). Назначение денег функции как меры стоимости заключается в том, что деньги используются:
1. Для учета затрат труда.
Учитываются затраты труда:
- общественно-необходимые,
- индивидуальные,
- живого труда, выраженные в з/пл,
- овеществленного труда в виде сырья, топлива. производственных фондов.
Применяется 2 вида учета затрат труда:
- В натуральном выражении. Применяется для составления балансов материальных ресурсов, который необходим для достижения пропорциональности в н/х. Он является основой для денежного учета, но он не позволяет определить сводные показатели как по отдельным предприятиям, так и по н/х в целом.
- В денежном выражении. Используется для учета затрат живого и овеществленного труда, планового и фактического, индивидуального и общественно необходимого. Таким образом деноги используются для учета всех видов затрат труда.
2. Для контроля за мерой труда и потребления.
Осуществляется путем сопоставления плановых и фактических затрат труда (живого и овеществленного, каждого работника, коллективов, отрасли, по н/х в целом). Деньги функции меры стоимости используются для контроля за финансовой и хозяйственной деятельностью предприятий и организаций, независимо от формы стоимости.
3. В процессе ценообразования.
Установление цен на продукты труда невозможно без использования денег в функции меры стоимости. Цена - денежное выражение стоимости товара. Виды цен: оптовые. розничные, закупочные, рассчетные, договорные. Розничные цены имеют вержнюю и нижнюю границы отклонения от стоимости. Нижняя граница - себестоимость + прибыль, верхняя граница - спрос (стимулирование производства или его ограничение, стимулирование или ограничение потребления, условия производства и потребления). Говоря о границах отклонения цены от стоимости следует иметь ввиду помимо общих отклонений отклонения в стоимости отдельных товаров.Отклонение цены от стоимости дает возможность перераспределить часть НД между отдельными отраслями хозяйства. Те отрасли, товары которых продаются по ценам выше стоимости используют часть вновь созданной стоимости в других отраслях хозяйства. Когда цены ниже стоимости, часть стоимости ,созданная в данной отрасли, переходит в другую отрасль. Деньги - функция меры стоимости - используются для составления планов в стоимостном выражении как в целом по народному хозяйству, так и по каждой отрасли, предприятию. Во всех случаях, где учитываются затраты труда, сопоставляющая затраты труда, планируются затраты труда, деньги выполняют функцию меры стоимости. Особенность денег функции меры стоимости заключается в том, что деньги используются идеально. Для учета затрат труда, контроля и планирования, нет необходимости иметь реальные деньги, денежные знаки или денежные средства на счетах в банках. Достаточно мысленно представить себе нужную сумму.
2). Функция денег как средства обращения. Представляет собой одновременное движение товара и денег. Назначение этой функции в том, что:
1. Деньги опосредствуют (обслуживают) движение товаров.
Деньги опосредуют движение товаров в государственной, кооперативной торговле. при движении товаров между хозяйственными операциями, при закупку с/х продукции, при осуществлении сделок купли-продажи на рынке. Все акты как-либо опосредуются наличными деньгами.
2. Деньги способствуют реализации денежных доходов в соответствии с количеством и качеством затрачиваемого труда.
Деньги в данной функции являются эластичной формой распределения по труду, т.е. получив определенную сумму денежных знаков, как правило в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, их можно использовать на покупку товаров в соответствии с потребностями. Деньгам, выполняющих функцию средства обращения, присуще противоречие между качественной безграничностью и количественной ограниченностью денег. Деньги как всеобщий эквивалент позволяют приобрести любой товар (качественная безграничность), но денег никогда не бывает много. т.к. масса денег в обращении ограничена.
3. Деньги служат средством контроля за производством и распределением общественного продукта.
Контроль за производством и распределением общественного продукта при помощи денег - средства обращения осуществляется косвенным путем. Предъявляя спрос на товары хорошего качества покупатель воздействует на торговые организации, а те - на производителей.
Особенность денег в функции денег обращения заключается в том, что деньги должны быть обязательно реальными, но необязательно неполноценные. Могут быть незолотые монеты или бумажные денежные знаки. В мире нет стран, где в обращении находятся золотые монеты и полноценные деньги, кроме французского золотого франка и денежной единицы ЮАР.
На дальнейшее развитие денег функции средства обращения могут влиять факторы:
1. Увеличение товарооборота.
2. Увеличение или снижение доходов населения.
3. Увеличение или снижение товаров народного потребления.
На сужение использования денег влияют факторы:
1. Развитие безналичных расчетов, в т.ч. безналичных расчетов населения.
2. Расширение фондов общественного производства.
В целом дальнейшее развитие функции денег как средства обращения - сложный и противоречивый процесс, т.к. существуют разнонаправленные факторы, влияющие на сферу применения денег функции средства обращения.
Назначение функции денег как средства платежа заключается в том, что:
1. Денежные средства используются для погашения разного рода денежных обязательств.
Денежные средства могут быть классифицированы следующим образом:
- денежные обязательства по оплате труда, выплате пенсий, стипендий, пособий.
- долговые обязательства,
- финансовые обязательства,
- страховые обязательства,
- обязательства, вытекающие из решений административно-судебных органов.
При выплате пенсий, стипендий, пособий возникают денежные обязательства государства по отношению к населению или негосударственных структур по отношению к их работникам.
2. Используются для контроля за производством и распределением валового общественного продукта.
Контроль за производством и распределением общественного продукта при помощи денег функций средства осуществляется финансовыми и банковскими органами в процессе финансирования и кредитования экономики, в процессе расчетно-кассового обслуживания хозяйства. С этой же целью была создана налоговая система.
3). Особенность денег функции средства платежа заключается в том, что:
1. В этой функции имеет место самостоятельное движение стоимости непосредственно не связанное с движением товара или движением денег оторвано от движения товаров.
2. Деньги используются как наличные, так и безналичные перечисления.
3. Деньги должны быть реальные. Могут быть мысленно представляемые, когда осуществляется зачет взаимных требований (клиринговая операция), но и тогда сальдо по зачету примет форму реальных денег.
4. Функцию выполняют знаки стоимости (неполные деньги).
Рост государственного бюджета, кредитных вложений, увеличение денежных доходов населения, расширение безналичных расчетов влияют на дальнейшее развитие денег функции средства платежа. Противодействующие факторы: Качественные: сокращение неплатежей банку и поставщикам, устранение недостатков в выплате заработной платы, сокращение дебиторско-кредиторской задолженности. Количественные.
4) Функция денег как средства накопления (СН).
К. Маркс назвал накопление золотых монет функцией денег как средства образования сокровища. Он говорил о деньгах в этой функции как о приводных и отводных каналах денежного обращения ( д/о). в настоящее время в мире нет стихийного регулятора д/о. Золотые запасы накапливаются в слитках. Тем самым функцию сокровища выполняют действительные деньги (золото). Вместе с тем накапливаются знаки стоимости, не разменные на золото, и именно они выполняют функцию накопления.
В настоящее время в тезаврации находится 60 тыс. тонн золота, из них в частной тезаврации - 25 тыс. тонн. официальные золотые запасы Зап. стран - 50 тыс. тонн золота.
В настоящее время накопление денежных знаков осуществляется государством, гос. кооперативами, общественными организациями, населением, негос. организациями.
Назначение денег в функции СН:
1) деньги отражают действительное накопление материальных благ;
2) деньги являются средством контроля за производством и распределением общественного продукта;
3) деньги являются средством укрепления коммерческого расчета;
4) деньги способствуют перераспределению части НД;
5) деньги способствуют установлению пропорций между платежеспособным спросом населения и предложением товаров.
Существует 2 формы накопления денежных знаков:
- кредитная: накопление на счете банков, других небанковских институтов . Также может быть в форме гос. ценных бумаг, страховых полисов.
- тезаврационная : накопление в налично-денежной форме.
Все страны мира стремятся сократить тезаврационную форму и максимизировать кредитную, т.к. она используется во всех отраслях экономики, и средства не извлекаются из оборота.
Общая сумма сбережений населения в России только в Сбербанке на 1.01.96 составила 52 трлн. руб. Это 56-64% от всех сбережений. Около 40% - на счетах в коммерческих банках. В 90 году в Сбербанке -356 млн. руб. Средний размер вклада по всем счетам был 3 тыс. руб. В 96 г.- 2260000.
При кредитном методе хранения гос-во имеет информацию о том, на какую сумму население временно отказалось от потребления, следовательно гос-во может регулировать платежеспособный спрос населения и использовать денежные накопления как ресурсы для кредитования нар. хозяйства.
Существуют объективные причины роста сбережений:
- рост денежных доходов населения;
- изменение структуры потребительского спроса в пользу увеличения потребления товаров длительного пользования или дорогостоющих;
- стремление гарантировать привычный уровень жизни после выхода на пенсию или в результате потери трудоспособности, рабочего места и т.д.
- для ликвидации противоречия между уровнем потребления и доходами молодёжи;
- немотивированные накопления;
- отложенный спрос в связи с дефицитом отдельных видов товаров.
Те же причины влияют на тезаврационную форму, однако она существенно проигрывает с точки зрения эффективности для государства, населения по сравнению с кредитной. Гос-во не знает на какую сумму население отказалось от потребления, не может планировать, регулировать эти средства.
Независимо от формы хранения деньги в этой функции влияют на платежеспособный спрос населения:
- изменяется структура спроса;
- деньги влияют на объем платежеспособного спроса
- на размещение платежеспособного спроса.
Денежные накопления нельзя смешивать с текущими денежными средствами, предназначенными для удовлетворения текущих потребностей ( текущий денежный резерв ). На счетах хоз. организаций также имеются денежные средства, предназначенные для выплаты з/пл, оплаты сырья, материалов, топлива. Это тоже текущий денежный резерв. Он отличается от накопления:
- по длительности хранения
- по назначению (накопление - осуществление крупных инвестиций; текущий денежный резерв - для осуществления текущих денежных расходов.)
Факторы, влияющие на денежное накопление:
1) социальная структура общества
2) демографичесие факторы
3) национальные традиции
Особенность денег в функции СН: это могут быть наличные деньги и денежные средства в виде остатков на текущих и расчетных счетах в банках. Также средства, хранящиеся на депозитных счетах (срочных), знаки стоимости, т.е. представители денежного товара -золота.
Факторы , влияющие на развитие этой функции:
- увеличение денежных доходов населения
- укрепление коммерческого расчета
- изменение структуры потребления и т.д.
Формы и виды денег.
Виды денег:
1. Полноценные деньги - денежные знаки, разменные на золото или золотые монеты.
2. Неполноценные деньги - неразменные на деньги.
а) Кредитные. Выпускаются на нужды кредитования н/х в соответствии с нормальными потребностями экономики, имеют устойчивое или возрастающее обеспечение, неподвержены обесценению. Выпускаются в обращение в результате кредитной эмиссии.
б) Бумажные. Эмитируются с целью покрытия расходов государственного бюджета, не имеют устойчивого обеспечения (обеспечение падающее). Подвержены обечцениванию и инфляции.
Идеальные деньги - мысленно представляемые, реальные - реально существующие денежные знаки в виде монет или банкнот в налично-денежном обороте, либо остатки на счетах в банках в безналичном денежном обороте.
Отличия в понимании денег у нас и за рубежом. Запад: деньги приравниваются к денежным знакам и платежным средствам.
Россия |
С Ш А |
1. Деньги рассматриваются как экономическая категория, совокупность производственных отношений. 2. Денежные знаки рассматриваются как проявление функционирования денег как экономической категории на практике. Деньги имеют множество проявлений. Основные виды: - товарные деньги (мех, скот) - полноценные деньги (золото) - неполноценные деньги |
Деньги (денежная масса) представляют собой всеобщее платежное средство. Деньги представляют в виде валюты (национальной или иностранной). |
Формы денег в их взаимосвязи.
Абстрактные деньги (учетная единица)
Конкретные деньги (ср-ва платежа)
Товарнные деньги Банкноты Кредитные деньги
-в виде натур. ср-тв -легальные платежные
платежа средства
монеты бумажные
деньги
Теория США (Андерс):
Учетная единица имеет внутреннюю стоимость с помощью которой уравнивается стоимость товаров. Конкретные деньги рассматривются как средство платежа. Все расчеты, осуществляемые при помощи денежных знаков, предполагают осуществление платежей. К бумажным деньгам в США относят чеки, векселя, сертификаты, иногда кредитные договоры.
Основные функции денег с точки зрения западных экономистов:
1. Средство обращения.
Деньги существуют тогда, когда они обслуживают оборот товаров. Когда они прекращают обслуживать товарооборот, они теряют свои качества. Существуют 3 типа экономики:
Количество товаров |
Система, основанная на использовании товара-эквивалента (денег) |
Бартерная экономика |
Бумажно-денежная экономика |
2 |
1 |
||
3 |
3 |
||
4 |
6 |
||
... |
|||
N количество цен, которые необходимо установить и регулировать |
N-1 |
N(N-1) ----------- 2 |
N |
Самая выгодная для гос-ва 1 экономика, т.к. меньше всего цен надо устанавливать.Вывод: иея бумажно-денежную экономику нецелесообразно использовать полноценные или золотые деньги, т.к. очень велики издержки обращения. При использовании полноценные денег необходимо 100% покрытие золотом денег, находящихся в обращении. С точки зрения количества устанавливаемых цен, лучше система, основанная на использовании товарных денег, а преимуществом товарно-денежной экономики является простота и использования денежных знаков и низкие издержки обращения.
2. Мера стоимости ()учетные деньги).
3. Функция средства накоплния.
Деньги выполняют функцию средства накопления, т.е. в деньгах находит выражение покупательная способность за определенный период времени. Кроме денег многие активы могут выполнять эту функцию: недвижимость, земля. произведения искусства, чеки, векселя. Средство накопления - это актив, сохрняемый после продажи товаров и услуг и обеспечивающий покупательную способность в будущем. Несмотря на то. что средств накопления довольно многои их доходность может превышать доходность накоплений, выраженных в денежной форме, деньги обладают важным преимуществом - ликвидностью - возможностью ипользования актива в качестве средства платежа и способность актива сохранять свою номинальную стоимость неизменной. С точки зрения ликвидности различают денежные или монитарные агрегаты - элементы денежной массы, различающиеся по степени ликвидности. В настоящее время в США конструируют до 75 агрегатов.
Понятие монетарного агрегата |
Сумма, $ |
M1. Наибольшая ликвидность. Наличные деньги + дорожные чеки + депозиты до востребования + другие краткосрочные депозиты Всего: |
766 млрд |
M2. M1 + ... (ликвидность ниже, чем у М1) + сумма денежных средств на срочных депозитах, открытых на небольшие суммы + средства на сберегательных вкладах + средства на депозитных счетах денежного рынка + акции взаимных фондов, обращающиеся на денежных рынках + средства по соглашениям РЕПО, открытые на ночь + евродолларовые депозиты “overnight” Всего: |
2916 млрд |
M3. М2 + ... + срочные депозиты на крупные суммы + денежные средства взаимных фондов, обращающиеся на денежных рынках + срочные счета РЕПО + срочные евродолларовые контракты Всего: |
3679 млрд |
L. М3 + ... + краткосрочные казначейские ценные бумаги + корпоративные ценные бумаги + сберегательные облигации + банковские акцепты Всего: |
4352 млрд |
Финансовые рынки:
1. Денежные рынки. На ких проводятся банковские операции по срокам 1-7 дней. В среднем - 2 рабочих дня.
2. Финансовые рынки. (7дней - 12 месяцев) - среднесрочные.
3. Рынок капиталов. Долгосрочный финансовый рынок. Свыше 1 года.
Для определения экономического содержания устойчивости денег необходимо рассмотреть 2 понятия:
1. Покупательская способность.
Как один из важнейших признаков их устойчивости это кол-во товаров и услуг, которые могут быть приобретены на одну денежную единицу. Таким образом, важнейшие факторы, влияющие на покупательную способность денег включает:
- уровень цен и ценовую политику гос-ва,
- уровень производительности труда,
- рост или снижение объемов производства товаров народного потребления.
2. Полноценность денег.
В обороте есть только неполноценные и кредитные деньги. На устойчивость российских денег влияют общеэкономические, политические, социальные и финансово-кредитные факторы.
Общеэкономические факторы:
- экономическая политика правительства,
- определенная стадия экономического цикла развития гос-ва,
- уровень производста, объем ВОП, объем НД и т.д.
- наличие или отсутствие инфляции и инфляционных ожиданий.
Политические факторы:
- факторы конъюнктурные: принятие определенных решений перед выборами,
- политика правящей партии,
- уровень конкуренции между политическими партиями,
Социальные факторы:
- принятие социальных программ и их реализация или отсутсвие,
- введение отдельных льгот различным слоям населения.
Финансово-кредитные факторы:
- проведение мер, направленных на стабилизацию денежного обращения: изменение масштаба цен, девальвация, ревальвация, деноминация, нулификация, денежные реформы.
- денежно-кредитное регулирование экономики со стороны ЦБ:
а) установление и варьирование официальной учетной ставки,
б) операции ЦБ на открытом рынке,
в) установление экономических норм и нормативов в деятельности КБ.
Политика рестрикции - ограничение выдачи кредитов и уменьшение денежной массы в обращении - при увеличении учетной ставки.
Политика кредитной экспансии - расширение объемов финансирования.
Если ЦБ продает ценные бумаги и валюту, то КБ сокращают свои кредитные ресурсы, их кредитный потенциал снижается - политика кредитной рестрикции (дорогих денег). Если ЦБ скупает ценные бумаги, то средства со счетов ЦБ оседают на счетах КБ - политика кредитной экспансии.
- роль ЦБ как эмиссионного центра. ЦБ является единым эмиссионным центром страны, он изымает и вливает денежную массу по мере необходимости.
Денежный оборот и его структура.
1. Понятие денежного оборота и его структуры.
Денежный оборот -проявление сущности денег в их движении (словарь).
Ден. оборот - сумма всех ден. платежей предприятий, организаций, учреждений и населения, совершаемых с участием денег, функционирующих в качестве средства обращения и средства платежа (Шварц).
Ден. оборот - совокупность постоянно возникающих актов купли-продажи.
Предпосылки денежного оборота:
- ден. оборот представляет собой совокупность всех денежных потоков;
- независимо от формы организации денежного оборота деньги выступают единым мерилом стоимости общественного продукта и нац. богатства. Они обслуживают весь процесс воспроизводства.
- ден. оборот должен иметь кредитную основу, т.е. авансирование денег хоз. обороту, а также платежных средств населению должны осуществляться преимущественно в крединой форме;
- в настоящее время повышается научный уровень планирования денежного оборота, конкретным проявлением которого являются финансовые, кредитные планы и планы по денежному обращению не только текущего, но и перспективного характера.
Понятие “денежный оборот” нельзя отождествлять с понятием “платежный оборот”.
Платежный оборот - совокупность платежей с использованием денег в качестве платежного средства. Он охватывает все платежи путем перечислений, т.е. весь безналичный денежный оборот. Это определяется тем, что при перечислении по счетам денежные средства всегда выступают как средство платежа, т.к. перечисления осуществляются в процессе кредитных операций.
Наличный енежный оборот входит в платежный оборот не полностью, а в той его части, в которой наличные деньги функционируют как средство платежа. Напр., выплата ЗП, оплата финанс. обязательств, погашение банковских ссуд частными лицами.
Таким обр., платежный оборот -это часть денежного оборота, и денежный оборот - не всегда платежный.
На величину денежного оборота влияют следующие факторы:
1. стоимость общественного продукта и других элементов.
2. в какой мере производимая продукция вступает в обращение.
3. концентрация предприятий, их специализация.
4. изменения в функционировании денег как средства обращения и средства платежа.
В натсоящее время сложилась определенная система организации денежного оборота. Она предусматривает:
1) обязательное хранение ден. средств предприятий, организаций, учреждений, за исключением небольших сумм в банках.
2) проведение через банки основной массы ден. расчетов в наличной и безналичной форме
3) расходование наличных ден. средств предусматривается в основном на оплату труда и некоторых товарных закупок.
4) ограничение кассовой наличности для предприятий, организаций, учреждений.
5) банки обеспечивают ведение счетов предприятий, организаций, проведение по ним безналичных и наличных ден. расчетов с соответствующим контролем, а также прием и хранение ден. сбережений населения, их выдачу по первому требованию в наличной форме либо использование для проведения безналичных расчетов.
6) во внутрибанковском обороте применяются только расчетные документы установленной формы, а во внебанковском- гос. денежные знаки.
2.Понятие безналичного денежного оборота. Факторы, определяющие изменение его объема и структуры.
Различают 2 сферы денежного оборота:
- налично-денежный оборот: 8-12% денежного оборота
- безналично-денежный: 88-92%.
Денежное обращение представляет собой движение только наличных ден. знаков. Денежное обращение -часть совокупного денежного оборота.
Налично-денежный оборот осуществляется во взаимоотношениях гос-ва с населением, между отдельными гражданами общества, группами населения, между предприятиями и организациями.
Безналично-денежный оборот. Его преимущественное развитие объясняется объективными причинами и сознательно проводимыми гос-вом мероприятиями, цель которых - создание рациональной системы ден. расчетов и экономия общественных издержек обращения.
3. Принципы организации и формы безналичных расчетов.
Система безналичных расчетов состоит из ряда элементов:
- принципы организации безнал. расчетов
- вид расчетного или платежного документа
- способ платежа
- форма безналичных расчетов
- порядок документооборота
Безналичные расчеты по экономическому содержаниюподразделяются:
- расчеты по товарным операциям
- по нетоварным операциям
по месту нахождения поставщика и покупателя:
- одногородние
- иногородние
Принципы организации безналичных расчетов по товарным операциям:
1. платежи после отгрузки
2. платежи должны осуществляться по распоряжению плательщика
3. платежи производятся за счет средств, находящихся на соответствующем счете плательщика (либо за счет собственных средств на расчетном счете, либо за счет кредита банка).
по нетоварным операциям: (перечисление налогов, погашение задолженности и т.д.)
1. платежи осуществляются не позднее установленного срока;
2. за счет собственных средств плательщика.
Безналичные расчеты осущ-ся на основе расчетных документов, которые представляют собой распоряжение клиента банку о переводе средств с одного счета на другой или о зачете взаимных требований.
Существуют документы: платежные поручения, чеки, платежные требования-поручения, векселя.
Документооборот : расчетные документы совершают определенные движения между хозяйственными организациями и банками.
Форма безналичных расчетов - порядок оформления и оплаты расчетных документов. Форма определяется способом платежа и организацией документооборота.
Способ платежа - порядок перечисления средств при осуществлении расчетов:
- платеж в полной форме, указанной в расчетном документе;
- платеж в сумме сальдо взаимных требований поставщиков и покупателей;
- гарантированный платеж, т.е. с предварительнам депонированием (резервированием) средств на отдельном счете в банке;
- плановый платеж: исходя из суммы плановых, а не фактических поставок;
- предоплата ( полная или частичная (авансовый платеж)).
Счета предприятий, организаций бывают: расчетные, текущие, ссудные.
Расчетные счета открываются предприятиям, организациям, имеющим самостоятельный баланс и функционирующим в соответствии с правилами коммерческого расчета. Структурные подразделения этих предприятий открывают расчетные субсчета или текущие счета.
Текущий счет в России обычно открывают:
1) бюджетным, профсоюзным, некоммерческим организациям;
2) коммерческим организациям, входящим в состав крупных организационных структур;
3) если предполагается осуществить специальные платежи.
Но в нашем законодательстве нет четкого разграничения между текущим и расчетным счетами. В зарубежной практике на текущий счет зачисляются все текущие поступления в адрес владельца, и оуществляются все текущие платежи.
Основные формы безналичных расчетов:
1930-1932 гг.: - аккредитивная
- акцептная
- расчеты по особым счетам
1996: - аккредитивная
- платежными поручениями
- чеками
- в порядке плановых платежей
- требованиями-поручениями
- в порядке зачетов взаимных требований
Расчеты платежными поручениями:
- при предварительной оплате товаров и услуг
- при последующей оплате
при последующей оплате:
1
Поставщик Покупатель
6 2
4
Банк поставщика Банк покупателя
5 3
1.поступление товаров и услуг
2.передача платежного поручения
3. списание средств со счета клиента
4.перевод средств в банк поставщика
5.зачисление средств на счет поставщика
6.выписка о состоянии средств на счете поставщика
Это самая простая технически форма. Одна из наиболее распространенных. Недостатки: нет гарантии платежа.
- расчеты с предоплатой:
поставщик 1 покупатель
7
6 2
банк поставщика 4 банк покупателя
5 3
1.договор между поставщиком и покупателем
2.платежное поручение
3. списание средств со счета клиента
4.перевод средств в банк поставщика
5.зачисление средств на счет поставщика
6. выписка о состоянии средств на счете поставщика
7.товары и услуги
Это самая распространенная форма в России (вследствие кризиса неплатежей).
Аккредитивная форма. Аккредитив - условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору. по которому банк, открывший аккредитив, может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии предоставления им документов, предусмотренных в аккредитиве и при выполнении других условий аккредитива.
Аккредитив - соглашение об осуществлении платежей. При документарном аккр-ве обязательно должны быть представлены все документы, в строго установленные сроки, в соответствии с действующими требованиями.
Денежный аккредитив- документ, на основании которого клиенты банка могут получить наличные денежные средства в банке. Его в основном используют при переезде.
Разновидности документарных аккредитивов: в России с 92г.(инструкция ЦБ №14)
1) отзывные
2) безотзывные
3)покрытые (депонированные)
4) непокрытые (гарантированные)
Существуют другие виды, используемые в международной практике:
-подтвержденные ( третьим банком) и неподтвержденные
-револьверные ( роловерные, возобновляемые): предоставляет право неоднократного использования суммы аккредитива в пределах установленной квоты в течение всего срока действия аккредитива.
-трансферабельные: получателем может быть не бенефициар, а другое лицо
- резервные: открываются, но не обязательно используются
- циркулярные: для использования любым банком
Отзывной может быть отозван, изменен или аннулирован банком-эмитентом без согласования с бенефициаром. Безотзывной - не может...//...
Покрытый аккредитив предполагает предварительное депонирование средств в банке в сумме платежа по аккредитиву. Непокрытые не предполагают предварительного бронирования средств, а открываются под гарантию банка-плательщика.
- аккредитив с предварительным депонированием средств:
1
7
8 6 11 2
10
4
5 3
9
1. заключение договора
2.заявление на открытие аккредитива и передача платежного поручения о депонировании средств со счета плательщика
3. списание средств со счета плательщика
4. перевод средств в банк плательщика
5. зачисление средств на счет”Аккредитивы”
6. сообщение об открытии аккредитива
7. отгузка товара
8.документы, подтверждающие отгрузку
9. зачисление средств на счет поставщика и списание со счета “аккр-вы”
10. сообщение об использовании аккредитива
11. сообщение об использовании аккредитива
- аккредитив под гарантию банка.
Поставщик 1 Покупатель
7
6 8 12 2
4
Банк поставщика 10 Банк покупателя
5,9 3, 11, 11а
1. Заключение договора.
2. Заявляение на открытие аккредитива и просьба банку дать гарантию платежа.
3. Отражение открытия аккредитива по внебалансовому счету, гарантия и поручительство банка.
4. Сообщение об открытие аккредитива под гарантию.
5. Отражение открытия аккредитива по внебалансовому счету.
6. Сообщение об открытии аккредитива под гарантию.
7. Отгрузка товара.
8. Документы, подтверждающие отгрузку.
9. Зачисление средств на счет поставщика.
10. Дебитовое авизо о списании средств со счета плательщика.
11. Списание средств со счета на основании поступившего авизо.
11а. При отсутствии средств на счете покупателя предоставляется банковский кредит.
12. Сообщение о списании средств.
Акцептная форма расчета.
Использовалась в СССР более 50 лет. В 1992г. отменили т.к. не дает гарантии платежа. Использует платежное поручение (ПП). Акцепт (=согласие на оплату) присущ всем формам расчета. Исключение: взыскания, пени, штрафы. Использовалась эта форма в соц. странах.
Акцепт товара - предполагает соглашение на оплату после проверки товара.
Акцепт счата - совершение платежа на основе соответствующих платежных документов (= коммерческим и финансовым документам).
Финансовые документы = платежные требования.
Коомерческие документы = это документы на основании которых совершаются: отгрузка продукции, гарантируется платеж, гарантии, счета-фактуры, поручительства, т.е. коммерческие документы носят вспомагательный характер, платежные обслуживают операции расчета.
Схема документооборота при акцептной форме:
Поставщик
Покупатель
12а
(8б)
1
2
8а
7б
13а
9б
11а
13б
3
11б
17а
15а(14б)
5
Банк поставщика
Банк покупателя
9а (11б)
4; 10а(12б); 16а
6; 7а(10б); 14а
а - последующий акцепт
б - предварительный акцепт
1. отгрузка продукции
2. поставщик выписывает платежное требование
3. сдача ПТ в банк на инкассо
4. контроль ПТ
5. пересылка ПТ
6. проверка ПТ
7а (10б). оплата счета прри акцепте
8а (7б). передача ПТ для акцепта
9а (11б). сообщение об оплате ПТ
10а (12б). зачислениесредств на счет поставщика
11а (13б). сообщение о зачислении средств на счет
12а (8б). акцепт или отказ
13а (9б). сообщение об акцепте или отказе
14а. востановление средств при отказе
15а (14б). сообщение об отказе и востановление средств на счете
16а. списание средств со счета поставщика
17а. сообщение о списании средств со счета
Существует 4 разновидности акцептной формы:
Положительный акцепт - покупатель в письменном виде сообщает банку о соем согласии на оплату. Используется редко, т.к. срок документооборота слишком долгий.
Отрицательный акцепт - согласие считается данным если плательщик в течении определенного срока не заявил отказа от акцепта ( в СССР 3 раб. дня).
Предварительный акцепт - осуществляется до оплаты, т.е. вначале покупатель определяет правильность условий договора, затем согласие на оплату счета , затем банк списывает средства со счета плательщика.
Последующий акцепт - оплата в день поступления счета в банк плательщика.
В нашей стране преобладал последующий отрицательный акцепт.
Мотивы отказа:
Полные
досрочная поставка
поступление расчетных документов на неотгруж. продукцию
переадресовка в пути продукции к другому покупателю
отсутствие утвержденной или согласованной цены на отгруж. продукцию
поставка недоброкачественной продукции
представление поставщиком фальшивых документов
Частные
завышение цены на отгруж. продукцию
арифметическая ошибка в расчетах
наравне с отгруж. товарами указаны и неотгруж. товары
в случае установления недостатка товара
Система безналичных расчетов (ВЫВОД):
Расчетные документы:
платежное требование
платежное поручение
платежное требование-поручение
вексель
тратта ( = переводной вексель )
Основные способы расчета:
путем перечисления средств со счета на счет
путем взаимного зачета (клиринг)
Основные способы платежа:
гарантированные
бронирование средств на счете в банке
банковская гарантия или гарантия 3-х лиц
негарантированные
Лекция №2 от 27.03.96.
Межбанковские расчеты.
Схема с ЦБ и РКЦ
При установлении кор. отношений банки обговаривают минимальное кол-во средств, необходимых в наличии на кор. счетах. Банки объединяются и создают клиринговые палаты или расчетные центры для того, чтобы из под контроля ЦБР. Успешно используется данная система для обслуживания филиалов ( Сбербанк, Инкомбанк). ТверьУниверсалБанк привлекает к своей системе другие мелкие банки. Все системы такого типа - региональные (на национальном уровне).
Существует международная межбанковская система:
SWIFT - Society For WorldWide Interbank Finational Telecommunications
В нашей стране единой системы межбанковских расчетов не существует, кроме ЦБ. Такие системы могут создаваться ЦБ или ком. банками, соответственно существует 2-а подхода:
Централизованный
Италия, Испания, Германия.
Великобритания (3 вида):
“Town Clearing”
Децентрализованный
США:
Денежная реформа 1922-24 гг.
В основе этой реформы лежал ленинский план реформы 1918 года. Необходимость проведения реформы заключалась в том, что надо было упрочить национальную валюту, прекратить ее обесценение, изъять денежные суррогаты из обращения и обеспечить основы для дальнейшего поступательного развития экономики.
Предпосылки реформы:
1. Увеличение производства и обращения товаров. К 22 году Россия резко увеличила объем производства различных отраслей, в основном преобладал социальный сектор. Препятствием для развития была обесценивающаяся валюта.
2. Золотое обеспечение денег. Необходимо было увеличить золотой запас гос-ва, чтобы обеспечить ту денежную массу, которую предполагалось выпустить:
- увеличить добычу золота в стране
- операции по покупке золота
С 1.01.22 по 1.01.23 золотые запасы гос-ва увеличились с 6,7 млн. руб. до 31 млн. руб.
3. Проведение двух деноминаций, т.е. мероприятий по уменьшению номинала или нарицательной стоимости денежной единицы. В результате советский знак 23 года выпуска соответствовал 1 млн. советских знаков, выпущенных до 22 года. В результате: 1) упрощен счет денежной массы; 2) стабилизация денежного обращения на короткий промежуток времени.
Деноминации служили улучшению денежного обращения, но стабилизировать советские знаки не могли, т.к. бюджетный дефицит покрывался выпуском денежных знаков, были трудности в период индустриализации. Все нехватки средств покрывались путем денежного станка.
Население стремилось отказываться от советских знаков, приобретая товарно-материальные ценности либо переходя к использованию царских золотых монет.
Начало денежной реформы относят к принятию декретов Совнаркома от 25.06.22 и 11.10.22. Этими декретами Гос. банку было предоставлено право выпуска банковских билетов для пополнения оборотных средств при кредитовании народного хозяйства. Эти банковские билеты назвали червонцами. Номинал: 1, 2, 3, 5,10, 25, 50 руб. 1 червонец = 10 руб. ( 7,74234 гр золота). Червонец имел реальную золотую основу и представлял собой устойчивую денежную единицу, т.к. 1) червонцы выпускались в результате кредитной эмиссии;
2) правительство обязало Гос. банк дополнительно обеспечивать червонцы золотом и устойчивой иностранной валютой в размере не менее 25 % от суммы выпуска.
Червонец не был размениваем на золото, но ЦБ следил за соответствием курса червонца и золотом поддерживал это соответствие.
На 1.04.23 г. червонцы составляли 15% денежной массы; на 1.07.23 - 37%; на 1.10.23 - 74%.
I этап денежной реформы заключался во введении в оборот устойчивых денежных знаков - червонцев.
В конце 22 года был сильнейший неурожай. Восстановление промышленности шло медленнее, чем восстановление сельского хозяйства, индустриализация требовала дополнительных средств. Возникли “ножницы в ценах” на с/х и промышленную продукцию. На промышленную - увеличение цен, на с/х - снижение. Превышение расходов гос. бюджета над доходами. Для покрытия бюджетного дефицита Минфин продолжал эмиссию советских знаков. В 22-23 гг темпы обесценения советских денег катастрофически увеличивались. Параллельно шло обращение устойчивого червонца.
Червонцы выпускались Гос. банком как кредитные деньги. Советские знаки эмитировались Минфином на покрытие бюджетного дефицита. Червонец по номиналу был крупной валютой, было не удобно использовать для рассчетов на мелкие суммы.
На гос. предприятиях з/плата выплачивалась советскими знаками, т.к. гос-во было заинтересовано в получении эмиссионной прибыли.
Происходило разграничение сферы оборота: устойчивая валюта - в городе, обесценивающиеся деньги - на селе.
В конце 23 -начале 24 гг. возникли экономические предпосылки завершения денежной реформы:
1. успехи в хозяйственном развитии страны, завершение индустриализации;
2. увеличился объем товаров в обращении;
3. укрепилась финансово-кредитная система страны;
4. Дефицит гос. бюджета был снижен до 15% ;
5. На базе червонцев успешно развивались расчетные и кредитные операции Гос. банка. В 23 году было принято решение создать дополнительно различные кредитные учреждения наряду с банками;
6. накопление дополнительных золотых запасов; на конец 1.01.24 г. - 147,9 млн.руб
Завершающий этап реформы - 13 конференция РКП(б) и 2-й съезд Советов: решение заменить обесценивающиеся советские знаки новыми устойчивыми деньгами мелких купюр. В феврале 24 года в обращение были выпущены гос. казначейские билеты достоинством 1 руб, 3, 5 рублей. !0 казначейских билетов = 1 червонец. Они были обязательны для приема и осуществления платежей на всей территории СССР.
С 15.02. 24 выпуск советских знаков был прекращен, а их наличные запасы - уничтожены. В конце февраля 24г. выпустили мелкую разменную монету: серебряная 10, 15, 20, 50 копеек и медную 1, 2, 3, 5 копеек. В марте 24 года начали производить выкуп находящихся в обращении советских знаков по курсу :
1 казначейский билет = 50000 рублей советскими знаками, выпуска 23 года = 50.000.000 выпуска до 23 года.
В июле 24 года был ликвидирован дефицит гос. бюджета и с 25 года все денежные знаки стали выпускаться в оборот только Гос. банком. Таким образом реформа была завершена.
Результаты:
1. Была в корне перестроена денежная система страны. Страна перешла от выпуска бумажных к выпуску кредитных денежных знаков.
2. Была построена социалистическая денежная система страны.
3. Страна получила устойчивую денежную единицу, что стало дополнительным импульсом для равития экономики, что повлияло на развитие финансово-кредитных отношений, повысился престиж рубля среди населения, рост накоплений.
Денежная реформа 1947 года.
Необходимость реформы:
1. надо было стабилизировать рубль;
2. изъять денежные суррогаты из обращения (денежные знаки местных органов власти);
3. необходимо дополнительно стимулировать экономический рост.
Предпосылки:
1. экономический рост страны, увеличение объема производства продукции;
2. Были накоплены необходимые финансовые резервы.
Проведение реформы началось в декабре 47 года. Принято постановление Совмина СССР и ЦК ВКП(б).
Реформа предусматривала выпуск полноценных денежных знаков и отмену карточной системы. Выпустили новые денежные знаки, которые обменивались в пропорции 1:10. Были изъяты денежные излишки, страна освободилась от фальшивок. Реформа ударила по спекулянтам. Для широких масс потери были незначительны и кратковременны, т.к. реформа проводилась быстро в середине месяца (перед второй з/пл). Был осуществлен обмен 1:10 и переоценка денежных вкладов в сбер. кассах и Гос. банке на более льготных условиях, чем обмен: суммы до 3.000 обменивались 1:1; суммы 3-10 тыс.руб. - 3:2; свыше 10 тыс. - 2:1.
Проводилась конверсия всех ранее выпущенных гос. займов, кроме займа 1947 года. Все займы до 47 года преобразовались вновый 2% заем 48 года. Облигации обменивались 3:1.
При проведении денежной реформы з/пл и другие трудовые доходы населения выплачивались новыми деньгами в прежних размерах. Была отменена карточная система на все товары. Продажа товаров в розничной торговле стала открытой по единым ценам. На хлебные изделия и крупу цены снизились на 10-12% против карточных.
Значение:
1. Гос-во получило полноценные деньги для приобретения товаров без ограничений по единым ценам.
2.Выигрыш населения от снижения розничных цен составил 57 млрд. руб. на 1 год.
Снижение гос. цен повлекло снижение цен на колхозных рынках еще на 29 млрд. руб. на 1 год. Общий выигрыш - 86 млрд. руб.
Результат: покупательная сила рубля повысилась за 47-48 год на 41 %. Реальные доходы населения увеличивались, материальные стимулы для повышения производительности труда, в результате она увеличилась на 15 %. Внедрение устойчивой денежной единицы - важный фактор развития народного хоз-ва.
Лекция от 10.04.96.
Инфляция.
Инфляция - обесценение денег, проявляющееся в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги, ведет к перераспределению национального дохода и национального богатства в пользу имущих классов.
Инфляция - переполнение каналов денежного обращения не обеспеченное денежной массой.
Инфляция (соврем. трактовка) - многофакторный процесс, в числе важнейших факторов:
нарушение пропорций в структуре экономики;
дополнительная эммисия;
нарушение в практике кредитования, т.е. автоматизм кредитования, предоставление ссуд на покрытие прорывов недостатка финансово-хозяйственной деятельности пр-я;
пролонгация ссуд;
увеличение суммы (в т.ч. безвозвратных) ссуд;
снижение качества портфеля банка;
диспропорции ценообразования;
структурная перестройка экономики;
социальные факторы (расслоение общества, увеличение диференциации доходов, психологические, связанные с инфляционными ожиданиями)
Виды инфляции:
Скрытая - предполагает ухудшение качества продукции, услуг, но цена остается на прежнем уровне.
Открытая - резкий рост цен.
Ползучая - постепенное обесценение ден. знаков.
Галлопирующая - резкое, быстрое, скачкообразный рост цен и обесценение ден. знаков.
Факторы:
Инфляция сбережений - последствия действия инфляции в экономике.
Инфляция изменяет структуру потребления.
Инфляция уменьшает покупательную силу валюты.
“Энертность цен только только скрывает инфляцию под маской нехватки товаров”(Новожилов, 1920г.).
Контроль за ценами удерживал инфляцию. Но такой подход приводит к неравному положению отраслей в н/х и членов общества. Даже в условиях строгого регулирования цен происходит перераспределения НД и увеличение инфляции. При этом проявляется: рост цен на продукцию добывающих отраслей и с/х, эти отрасли не могут скрыто повышать цену, а открытый характер всегда имеет щоковое влияние на денежный оборот. Др. отрасли могут безгранично скрыть рост цены и приспосабливаются к инфляции. Внешне инфляция проявляется в росте цен, исторически инфляция присуща всем странам, важен уровень. Исторически она сопровождала все этапы соц. развития: сумма платежных средств возрастала, цены постоянны, но это не означало, что не было несоответствия между товарной и денежной массами.
Темпы инфляции в России стали посчитывать в 1992г. после либеризации цен(нормальный уровень 3-5% в год):
1992г. 1353%
1993г. 800%
1994г. 266%
1995г. 65%
1996г. до 23%
Пути преодаления инфляции в России:
Лекция от 17.04.96
Денежная реформа 1922-24 гг.
В основе этой реформы лежал ленинский план реформы 1918 года. Необходимость проведения реформы заключалась в том, что надо было упрочить национальную валюту, прекратить ее обесценение, изъять денежные суррогаты из обращения и обеспечить основы для дальнейшего поступательного развития экономики.
Предпосылки реформы:
1. Увеличение производства и обращения товаров. К 22 году Россия резко увеличила объем производства различных отраслей, в основном преобладал социальный сектор. Препятствием для развития была обесценивающаяся валюта.
2. Золотое обеспечение денег. Необходимо было увеличить золотой запас гос-ва, чтобы обеспечить ту денежную массу, которую предполагалось выпустить:
- увеличить добычу золота в стране
- операции по покупке золота
С 1.01.22 по 1.01.23 золотые запасы гос-ва увеличились с 6,7 млн. руб. до 31 млн. руб.
3. Проведение двух деноминаций, т.е. мероприятий по уменьшению номинала или нарицательной стоимости денежной единицы. В результате советский знак 23 года выпуска соответствовал 1 млн. советских знаков, выпущенных до 22 года. В результате: 1) упрощен счет денежной массы; 2) стабилизация денежного обращения на короткий промежуток времени.
Деноминации служили улучшению денежного обращения, но стабилизировать советские знаки не могли, т.к. бюджетный дефицит покрывался выпуском денежных знаков, были трудности в период индустриализации. Все нехватки средств покрывались путем денежного станка.
Население стремилось отказываться от советских знаков, приобретая товарно-материальные ценности либо переходя к использованию царских золотых монет.
Начало денежной реформы относят к принятию декретов Совнаркома от 25.06.22 и 11.10.22. Этими декретами Гос. банку было предоставлено право выпуска банковских билетов для пополнения оборотных средств при кредитовании народного хозяйства. Эти банковские билеты назвали червонцами. Номинал: 1, 2, 3, 5,10, 25, 50 руб. 1 червонец = 10 руб. ( 7,74234 гр золота). Червонец имел реальную золотую основу и представлял собой устойчивую денежную единицу, т.к. 1) червонцы выпускались в результате кредитной эмиссии;
2) правительство обязало Гос. банк дополнительно обеспечивать червонцы золотом и устойчивой иностранной валютой в размере не менее 25 % от суммы выпуска.
Червонец не был размениваем на золото, но ЦБ следил за соответствием курса червонца и золотом поддерживал это соответствие.
На 1.04.23 г. червонцы составляли 15% денежной массы; на 1.07.23 - 37%; на 1.10.23 - 74%.
I этап денежной реформы заключался во введении в оборот устойчивых денежных знаков - червонцев.
В конце 22 года был сильнейший неурожай. Восстановление промышленности шло медленнее, чем восстановление сельского хозяйства, индустриализация требовала дополнительных средств. Возникли “ножницы в ценах” на с/х и промышленную продукцию. На промышленную - увеличение цен, на с/х - снижение. Превышение расходов гос. бюджета над доходами. Для покрытия бюджетного дефицита Минфин продолжал эмиссию советских знаков. В 22-23 гг темпы обесценения советских денег катастрофически увеличивались. Параллельно шло обращение устойчивого червонца.
Червонцы выпускались Гос. банком как кредитные деньги. Советские знаки эмитировались Минфином на покрытие бюджетного дефицита. Червонец по номиналу был крупной валютой, было не удобно использовать для рассчетов на мелкие суммы.
На гос. предприятиях з/плата выплачивалась советскими знаками, т.к. гос-во было заинтересовано в получении эмиссионной прибыли.
Происходило разграничение сферы оборота: устойчивая валюта - в городе, обесценивающиеся деньги - на селе.
В конце 23 -начале 24 гг. возникли экономические предпосылки завершения денежной реформы:
1. успехи в хозяйственном развитии страны, завершение индустриализации;
2. увеличился объем товаров в обращении;
3. укрепилась финансово-кредитная система страны;
4. Дефицит гос. бюджета был снижен до 15% ;
5. На базе червонцев успешно развивались расчетные и кредитные операции Гос. банка. В 23 году было принято решение создать дополнительно различные кредитные учреждения наряду с банками;
6. накопление дополнительных золотых запасов; на конец 1.01.24 г. - 147,9 млн.руб
Завершающий этап реформы - 13 конференция РКП(б) и 2-й съезд Советов: решение заменить обесценивающиеся советские знаки новыми устойчивыми деньгами мелких купюр. В феврале 24 года в обращение были выпущены гос. казначейские билеты достоинством 1 руб, 3, 5 рублей. !0 казначейских билетов = 1 червонец. Они были обязательны для приема и осуществления платежей на всей территории СССР.
С 15.02. 24 выпуск советских знаков был прекращен, а их наличные запасы - уничтожены. В конце февраля 24г. выпустили мелкую разменную монету: серебряная 10, 15, 20, 50 копеек и медную 1, 2, 3, 5 копеек. В марте 24 года начали производить выкуп находящихся в обращении советских знаков по курсу :
1 казначейский билет = 50000 рублей советскими знаками, выпуска 23 года = 50.000.000 выпуска до 23 года.
В июле 24 года был ликвидирован дефицит гос. бюджета и с 25 года все денежные знаки стали выпускаться в оборот только Гос. банком. Таким образом реформа была завершена.
Результаты:
1. Была в корне перестроена денежная система страны. Страна перешла от выпуска бумажных к выпуску кредитных денежных знаков.
2. Была построена социалистическая денежная система страны.
3. Страна получила устойчивую денежную единицу, что стало дополнительным импульсом для равития экономики, что повлияло на развитие финансово-кредитных отношений, повысился престиж рубля среди населения, рост накоплений.
Денежная реформа 1947 года.
Необходимость реформы:
1. надо было стабилизировать рубль;
2. изъять денежные суррогаты из обращения (денежные знаки местных органов власти);
3. необходимо дополнительно стимулировать экономический рост.
Предпосылки:
1. экономический рост страны, увеличение объема производства продукции;
2. Были накоплены необходимые финансовые резервы.
Проведение реформы началось в декабре 47 года. Принято постановление Совмина СССР и ЦК ВКП(б).
Реформа предусматривала выпуск полноценных денежных знаков и отмену карточной системы. Выпустили новые денежные знаки, которые обменивались в пропорции 1:10. Были изъяты денежные излишки, страна освободилась от фальшивок. Реформа ударила по спекулянтам. Для широких масс потери были незначительны и кратковременны, т.к. реформа проводилась быстро в середине месяца (перед второй з/пл). Был осуществлен обмен 1:10 и переоценка денежных вкладов в сбер. кассах и Гос. банке на более льготных условиях, чем обмен: суммы до 3.000 обменивались 1:1; суммы 3-10 тыс.руб. - 3:2; свыше 10 тыс. - 2:1.
Проводилась конверсия всех ранее выпущенных гос. займов, кроме займа 1947 года. Все займы до 47 года преобразовались вновый 2% заем 48 года. Облигации обменивались 3:1.
При проведении денежной реформы з/пл и другие трудовые доходы населения выплачивались новыми деньгами в прежних размерах. Была отменена карточная система на все товары. Продажа товаров в розничной торговле стала открытой по единым ценам. На хлебные изделия и крупу цены снизились на 10-12% против карточных.
Значение:
1. Гос-во получило полноценные деньги для приобретения товаров без ограничений по единым ценам.
2.Выигрыш населения от снижения розничных цен составил 57 млрд. руб. на 1 год.
Снижение гос. цен повлекло снижение цен на колхозных рынках еще на 29 млрд. руб. на 1 год. Общий выигрыш - 86 млрд. руб.
Результат: покупательная сила рубля повысилась за 47-48 год на 41 %. Реальные доходы населения увеличивались, материальные стимулы для повышения производительности труда, в результате она увеличилась на 15 %. Внедрение устойчивой денежной единицы - важный фактор развития народного хоз-ва.
Лекция от 8.05.96.
Основы регулирования налично-денежного обращения.
Принципы организации денежного обращения в России:
1. Обращение наличных ден. знаков в нашей стране планируется и регулируется;
2. Ден. обращение организуется с учетом объективно действующих экономических законов, в т.ч. закона К-М;
3. Управление ден. обращением осуществляется в централизованном порядке;
4. Обращение наличных денег концентрируется , как правило, в функционирующих банках страны. Текущие запасы находятся в кассах предприятий и на руках населения;
5. управление ден. обращением осуществляется с целью создания условий, обеспечивающих устойчивость ден. обращения страны.
6. Обращение наличных денег организуется исходя из принципа наибольшей экономичности и систематического снижения издержек обращения.
Постоянный оборот наличных денег обеспечивается строгим порядком их использования, который характеризуется правилами:
1) Все организации, предприятия, учреждения обязаны хранить ден. средства на счетах в банках.
2) Наличные деньги, поступившие в кассы предприятий, организаций, учреждений, должны сдаваться ими в банки, либо предприятиям связи. Только небольшая часть наличных ден. средств может быть израсходована на собственные нужды.
3) Наличные ден. знаки,необходимые для выплаты з/пл и др. расходов, предприятия, организации и учреждения получают в соответствующих банках, в которых ведутся их расчетные, текущие и др. счета.
Необходимость планирования и регулирования денежного обращения определяется следующим: Гос-во должно стремиться к установлению пропорционального соотношения между объемом реализованных товаров, суммой предстоящих платежей и кол-вом денежных знаков, необходимых для обращения товаров и совершения платежей. Решение этой задачи требует планирования и регулирования ден. обращения в стране, однако необходимость планирования и регулирования ден. обращения может превратиться в возможность при наличии определенных условий. Основой для планирования и регулирования ден. обращения служат планирование и регулирование объемов и темпов увеличения производства товаров, величины СОП и НД.
Задачи планирования и регулирования ден. обращения:
1. Определение колич. изменений ден. массы (размера выпуска или изъятия денег из обращения) в масштабах всей страны.
2. Определение колич. изменений в ден. обращении отдельных регионов страны.
3. Расчет величины и стуктуры ден. доходов и расходов населения.
Объекты планирования и регулирования ден. обращения:
1.Величина и структура ден. доходов и расходов населения.
2.Покупательный фонд населения.
3.Сбережения населения.
4. Объем и структура налично-денежного оборота.
5. Масса денег в обращении.
6.Территориально-количественные изменения в ден. обращении.
Планирование и регулирование ден. обращения в нашей стране осуществляется с помощью 2-х планов ден. обращения: баланса ден. доходов и расходов населения и с помощью кассовых планов.
Основные методы планирования и регулирования ден. обращения:
- балансовый
- нормативный
- экономико-математический
- статистический и проч.
Раньше использовались еще два метода: 1) доходная или расходная версия;
2) метод сравнительных характеристик, использующий данные 61 года в качестве базы; 3) метод монетарных агрегатов (за рубежом).
Баланс ден. доходов и расходов населения является составной частью плана экономического и социального развития страны. С одной стороны он является самостоятельным документом. Плановый баланс составляется Мин. экономики, отчетный баланс - статистическими органами. Составляют баланс по стране в целом и территориальные. Особенность вторых - в террит. балансах находит отражение миграция денег.
Баланс ден. расходов и доходов составляется с сальдо, т.е. расходная часть всегда равна доходной.
Доходы |
Расходы |
А. Поступления от гос-ва, кооперативов и других организаций и предприятий. Б. Поступления от обмена товарами и услугами между группами населения |
А. Расходы, производимые через гос-во, кооперативы и другие предприятия Б. Расходы на оплату товаров и услуг в порядке обмена м/у группами населения |
Всего денежных доходов Превышение расходов над доходами |
Всего денежных расходов Превышение доходов над расходами |
Баланс |
Баланс |
План кассовых оборотов.
Приход |
Расход |
1. поступление торговой выручки. 2.поступление выручки ж/д, водного и воздушного транспорта 3.поступление выручки местного транспорта. 4.поступление квартплаты и платежей. 5.поступление выручки зрелищных предприятий. 6.поступление налогов и сборов. 7.поступление на счета колхозов 8. поступление на счета кооперативов 9. поступление от предприятий министерств связи 10.поступление от учреждений Сбер. Банка 11.Прочие поступления |
1.выдача на з/пл., вкл. стипендии, прочие виды оплаты труда, выплаты взамен командировочных, премии из фондов, материальные поощрения. 2.выдача на закупки с/х продуктов 3.выдача со счетов колхозов 4.выдача на выплату пенсий, пособий, страх. возмещений. 5. выдача на прочие цели. 6. выдача подкреплений предприятиям Министерств связи 7.выдача подкреплений учреждениям Сбер. банка |
Итого по приходу |
Итого расходов |
Сравнительная характеристика планов ден. обращения.
Показатели |
Баланс ден. доходов и расходов населения |
Кассовый план ( КП ) |
1.Цель составления и мтоды планирования |
Балансирование товарно- рование ден. обращения,р обращении. Основной мет |
денежных потоков, плани- егулирование ден. массы в од - балансовый |
2.На какие органы возложено составление документов |
Плановый составляет Мин экономики, отчетный - Госкомстат |
Сводный КП составляет ЦБ, отдельные КП состав- ляются всеми к/банками |
3.Порядок составления планов по срокам |
Основной документ соста- вляется на 5 лет, сост-ся годовые балансы, с разбивкой по кварталам |
Основной КП -годовой с разбивкой по кварталам, сост-ся квартальные с раз- бивкой по месяцам, составляются 5-летние |
4.Какие ден. потоки находят отражение в плане |
Наличный и безналичный денежный оборот |
наличный денежный оборот |
5.Как осуществляется балансирование плана |
Существуют балансирующие статьи |
Путем перечисления средств из оборотной кассы в резервные фонды и наоборот |
6.В чем взаимосвязь планов ден. обращения |
Цель составления одна, схожи, отличия по суммам |
методы одинаковы, статьи и ден. потокам |
7.Структура плана ден.об. |
||
8.На какие органы возло-жена обязанность по сос-тавлению отчетного доку-мента и его контролю |
Госкомстат |
ЦБ |
9.Характеристика доку-мента с т.зр. директивнос-ти, оперативности |
Неоперативный, 70 лет носил директивный харак-тер, сейчас -ориенти-рованный документ |
Оперативный, директивный |
Все операции по выпуску денег в обращение или изъятию из обращения возложены на ЦБ РФ. Эмиссия денег представляет собой выпуск дополнительных ден. знаков и т.о. является частью понятия “выпуск денег в обращение”.
Эмиссия денег осуществляется в строго централизованном порядке, что вытекает из самого характера организации ден. системы страны. Это означает, что органы гос. власти и управления на местах не имеют права издавать законы, указы, постановления, касающиеся основ организации и функционирования ден. системы страны, а также изменения объема ден. массы (ее уменьщения или увеличения) на данной территории. Общий размер эмиссии определяется ЦБ страны в соответст-вии с законом о ЦБ РФ. Исходя из этой суммы правление ЦБ дает разрешение на выпуск денег в обращение подчиненным кредитным организациям, включая КБ. Т.о. ден. система страны является единой,эмиссионная функция централизована.
Основные принципы организации эмиссионных операций в стране:
1. Демократический централизм регулирования эмиссионных операций. Учрежде-ния банков самостоятельно распоряжаются поступающими в их кассы наличными деньгами и в то же время производят эмиссию ден. знаков только в пределах, установленных ЦБ.
2. В стране существует безусловное выполнение заданий по изъятию денег из обращения.
3. Своевременное и бесперебойное удовлетворение основных потребностей в наличных деньгах клиентов банков. Принцип связан с ликвидностью банка.
4. Составление всеми кредитными организациями, осуществляющими кассовые операции, расчета возможных ежегодных поступлений и выдач наличных денег с целью предварительного определения величины возможной эмиссии.
5.Самостоятельное изъятие денег из обращения в случаях, когда фактическая сумма ден. средств, находящаяся в оборотной кассе банка, превышает установленную предельную сумму. Выпуск денег и их изъятие имеют непосредственную связь с кассовыми операциями банков. Стремление ко всемерному снижению издержек по содержанию кассового хозяйства предопределило в качестве одной из центральных задач задачи ускорения оборачиваемости наличных денег. Решение этой задачи связано:
1. с поддержанием необходимых минимальных остатков денег в каналах их размещения.
2.с быстрейшей инкассацией.
3.прием и пересчет денег в учреждениях банков.
4. своевременное зачисление их на счета клиентов.
5.удовлетворение заявок на наличные деньги для расчетов по з/пл, оплате труда колхозн-ов и на другие цели, а также обеспечение полной сохранности ден. билетов при максимально возможном ислючении перевозок денег между учреждениями банков, включая нерациональные ден. потоки между учреждениями банков и предприятиями, учреждениями и организациями. Стремление к ускорению оборачиваемости денег как к средству экономизации их оборота не должно достигаться за счет ухудшения самого обслуживания клиентов банков в результате чрезмерного уменьшения остатков средств в кассах банков, т.е. банки обязаны постоянно поддерживать свою ликвидность.
Во всех банковских учреждениях, совершающих кредитные, расчетные, кассовые и др. операции, создается оборотная касса. Весь оборот наличных денег (поступ-ление и выдача) совершается с обязательным использованием оборотной кассы.
Масса денег , находящихся в кассах банка в части ее принятой на баланс и готовой к выдаче (деньги пересчитаны, упакованные и формированные в определенном порядке), образует оборотную кассу банка. Седоват-но, в оборотной кассе не чис-лятся деньги в кассах пересчета и вечерней кассе до их обработки и зачисления на счета клиентов. От оборотной кассы следует отличать резервные фонды. Рез. фон-ды- это запасы ден. билетов и металлич. монеты, предназначенные для дополни-тельного выпуска денег в обращение, обновления ден. массы, улучшения ее валют-ного и купюрного строения, а также хранения изъятых из обращения ден. знаков.
Благодаря системе резервных фондов становится возможным без излишних перевозок реализовать принцип централизованного управления при децентрализации конкретного осуществления эмиссионной операции, т.е. передача денег в соответствии с эмиссионным разрешением центра из резервных фондов в оборотную кассу (выпуск денег в обращение) либо обратное вложение денег из оборотной кассы в резервные фонды (изъятие денег из обращения). В нашей стране действует система централизованного эмиссионно-кассового регулирования. Ее черты:
1. выпуск денег в обращение осуществляется по эмиссионным разрешениям, выдаваемым правлением ЦБ в пределах эмиссионного права.
2. удовлетворение потребностей клиентов банков прежде всего за счет текущих поступлений денег в кассы банка, а также остатка ден. средств в оборотной кассе банка на начало операционного дня.
3.лимитирование остатка ден. средств в оборотной кассе банка.
4.автоматический режим текущего изъятия денег из обращения в сочетании с действием специально устанавливаемых заданий на вложение денег в резервные фонды.
Автоматический режим изъятия заключается в том, что если на конец операцион-ного дня фактический остаток денег в оборотной кассе банка превышает установленный ему лимит, то вся сверхлимитная сумма в тот же день подлежит изъятию из оборотной кассы в резервные фонды.
Механизм эмиссионно-кассового регулирования в нашей стране базируется на показателях кассового плана и имеет своей целью безусловное соблюдение утвер-жденного на период ( на каждый конкретный месяц) эмиссионного результата. Следует иметь в виду:
1. в условиях фактически складывающейся неравномерности поступления денег в кассы банка и выдач их клиентам банки при организации кассового обслуживания не могут обходиться только текущими поступлениями. Может быть излишек или недостаток кассовой наличности. Этим объясняется существование наряду с понятием эмиссионного результата (выпуска или изъятия денег на территории за период) понятия “эмиссионное право”. Оно выражает предельную сумму выпуска денег в обращение на протяжении месяца, определенного в территориальном разрезе как суммы утвержденного эмиссионного результата и экономии возможных вложений денег в фонды на протяжении месяца.
2. получение каждым учреждением банка утвержденной сверху эмиссионной директивы на квартал с помесяц. разбивкой не дает им, однако, права на свободный дополнительный выпуск денег в обращение даже в пределах установленного результата.
В современных условиях централизованного эмиссионно-кассового регулирования Правление ЦБ держит в едином центре предоставленное ему право эмиссии, раз-решая конторам ЦБ на местах его исполнение в соответствующей доле на каждую из предстоящих календарных пятидневок.
В настоящее время существуют проблемы, связанные с планированием и регулированием ден. обращения:
1) Переход от жесткого директивного планирования....
Сейчас составляют прогнозные планы, ориентиры, контрольные цифры.
Переход к прогнозному планированию в ряде случаев вреден. Баланс ден. доходов и расходов населения утратил директивность. Предприятия и организации пере-стали составлять и предоставлять в банки собственные кассовые планы. КБ не обладают необходимой информационной базой, чтобы составлять обоснованные собственные планы кассовых оборотов.
2) Ряд экономистов предлагают перейти полностью к планированию и регулированию ден. массы, основываясь на расчете монетарных агрегатов, исключив баланс и кассовые планы.
3) В рамках макроэкономики у нас в стране возможности по реальному планированию и регулированию ден. обращения значительно сужены по сравнению с дореформенной системой. Причины (общеэкономические):
- отход от составления общегос. планов экономического и социального развития страны на 5-летку;
- невозможность проведения той централизованной политики, которая существовала в условиях монобанковской системы;
- реорганизация системы управления экономикой (структурные изменения);
- инфляция;
Перспективы:
при условии стабилизации ден. обращения значимость планов будет возрастать и будет более действенный контроль.