Правоохранительные органы (работа 14)
Вопрос №1. Назовите основные направления (функции) правоохранительной деятельности, и перечислите правоохранительные органы, выполняющие эти функции?
Ответ: функции, присущие правоохранительному органу, определяют его организацию, структуру и компетенцию. Выделяют следующие правоохранительные функции: конституционный контроль, осуществление правосудия, расследование преступлений, исполнение судебных решений, оперативно-розыскная деятельность, административная деятельность, прокурорский надзор.
Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию. Например, Конституционный Суд осуществляет функцию конституционного контроля. Другие функции он не выполняет. А на другие органы возлагается несколько функций. Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений, административную деятельность.
Конкретные правоохранительные функции имеют право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора могут осуществлять только органы прокуратуры. Другие же функции могут быть возложены на нескольких правоохранительных органов. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами федеральной службы безопасности, и органами налоговой полиции, и еще некоторыми другими органами. Ряд функций тесно взаимосвязаны, зависят одна от другой. Функция предварительного расследования предшествует осуществлению правосудия, а функция исполнения судебных решений следует только после судопроизводства.
Наиболее значимой является функция осуществления правосудия. Соответственно и суд занимает в системе правоохранительных органов главенствующее место. Именно суду принадлежит право принимать окончательные решения по уголовным и гражданским дела. Многие другие функции являются обслуживающими по отношению к функции осуществления правосудия.
История развития правоохранительных органов показала, что сосредоточение в одном органе нескольких правоохранительных функций, отрицательно сказывается на законности его деятельности. Поэтому в последние годы наблюдается процесс рассредоточения правоохранительных функций между различными органами. Так, функция исполнения судебных решений по уголовным делам, по которым назначено наказание в виде лишения свободы, передана из ведения МВД РФ в Министерство юстиции РФ. Неоднократно ставился вопрос о выделении следственного аппарата из прокуратуры, МВД, ФСБ и ФСНП и создании самостоятельного ведомства, занимающегося только предварительным следствием.
Вопрос №2: Что такое «подведомственность» и «подсудность»?
Ответ: Подведомственность – это разграничение компетенции между различными органами. Основными критериями разграничения подведомственности являются характер отношений, из которых возник конкретный спор. Подведомственность определяется и разграничивается в законодательных актах. Так, в соответствии с Законом РФ «Несостоятельности (банкротства) предприятия» решение ряда вопросов, возникающих при банкротстве и принудительной ликвидации – должников, возложено на арбитражные суды. Таким образом, подобные споры подведомственные арбитражному суду и не могут слушаться ни в каких иных судебных органам (например, в районом, уставном суде).
Подсудность – распределение между судами дел, принадлежащих рассмотрению по первой инстанции, то есть установление конкретного суда, который должен разрешить данное дело.
Подсудность может быть:
родовой (предметной), означающей отнесение дела к ведению того или иного звена судебной системы в зависимости от вида преступления и характер гражданского дела (например, дела об умышленных убийствах при отягчающих обстоятельствах, о посягательстве на жизнь военнослужащих и др. подсудны Верховному суду республики в составе РФ и иным федеральным судам, создаваемые на уровне субъекта Федерации, и, соответственно не могут рассматриваться в районом суде);
территориальной (местной), разграничивающей компетенцию между однородными судами, то есть между различными судами одного и того же звена судебной системы (территориальная подсудность по уголовным делам обычно определяется местом совершения преступления, то есть дело рассматривается тем судом, в районе деятельности которого совершено преступление; в отношении гражданских дел иск обычно предъявляется по месту жительства ответчика, иск к юридическому лицу – по месту нахождения его органа или имущества);
персональный – используется в уголовном процессе и зависит от субъекта преступления (например, дела о военнослужащих, имеющих воинские звания до подполковника, капитана 2 ранга включительно и занимающих должности не выше заместителя командира полка рассматривается в основном звене системы воинских судов – в военных судах гарнизона и им равных.
Вопрос №3: Чем отличается суд первой, второй (кассационной) и надзорной инстанций?
Ответ: На инстанции суды разделяются в зависимости от процессуальной компетенции, при которой один суд- вышестоящий – имеет право проверять решения нижестоящего и в случае необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения.
В суде первой инстанции дело слушается по существу, исследуются доказательства и выносится решением именем государства. В судах общей юрисдикции судом первой инстанции может быть любой суд, входящий в систему этих судов, как районный, так и Верховный Суд РФ.
Суд второй (кассационной) инстанции проверяет не вступившие в силу законную приговоры и решения судов первой инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц и протест прокурора. Суд кассационной инстанции вправе отменить приговор, решение суда первой инстанции или в определенных пределах изменить их. В системе судов общей юрисдикции областные, краевые и иные равные им суды являются кассационной инстанции по отношению к районным судам, а Верховный Суд РФ – к судам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним.
Суд надзорной инстанции проверяет приговоры и решения судов первой инстанции, вступившие в законную силу, а также решения кассационной инстанции и нижестоящей надзорной инстанции. Проверка осуществляется на основании протеста управомоченных прокуроров или председателей судов (или их заместителей). Суды второго звена судов общей юрисдикции могут выступать в качестве кассационной, и надзорной инстанций. Верховный Суд РФ также является и кассационной, и высшей надзорной инстанцией.
Вопрос №4: Назовите основные направления конституционного контроля, установленного Констатацией РФ.
Ответ: Конституционный контроль относится к одному из средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которые принято расценивать в качестве признака демократичности государства.
Конституционный контроль, согласно Конституции РФ, осуществляется по следующим направлениям: контроль со стороны судебных органов в рамках деятельности органов внутренних дел; контроль Президента в отношении актов исполнительной и законодательной власти; контроль со стороны Правительства в отношении актов МВД и других подконтрольных ему органов; ведомственный контроль за конституционностью актов принятых соответствующими ведомствами.
Вопрос №5: Какие судебные коллегии созданы в Верховном Суде РФ, из кого они состоят и каковы их полномочия?
Ответ: Структурными подразделениями Верховного Суда РФ являются Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по гражданским делам, Военная коллегия, Президиум и Пленум.
Судебная коллегия по уголовным делам в качестве суда первой инстанции рассматривает уголовные дела особой важности и общественного значения, принятые к производству по инициативе Верховного Суда или Генерального прокурора РФ. В качестве суда надзорной инстанции она проверяет не вступившие в силу приговоры судов второго звена суда общей юрисдикции. В порядке надзора судебная коллегия по уголовным делам проверяет приговоры всех нижестоящих судов, вступившие в силу, а также кассационные определения и решения, вынесенные в порядке надзора областных и других равных им судов.
Судебная коллегия по гражданским делам рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела, которые она приняла к своему производству. В качестве кассационной инстанции она проверяет обоснованность и законность решения по гражданским делам судов второго звена, не вступившие в законную силу. В качестве надзорной инстанции судебная коллегия проверяет решения по гражданским делам всех нижестоящих судов общей юрисдикции, вступившие в законную силу, кассационные определения и решения в порядке надзора областных и других равных им судов.
Военная коллегия в качестве суда первой инстанции рассматривает уголовные дела исключительной важности, а также военнослужащих, имеющих звание генерала (адмирала) либо занимающие должность командира соединения и выше. В качестве суда второй инстанции Военная коллегия проверяет законность и обоснованность приговоров судов округов, не вступивших в законную силу. Как надзорная инстанция – вступивших в законную силу приговоров и определений всех нижестоящих судов.
Вопрос №6: Каковы направления деятельности прокуратуры?
Ответ: Основными направлениями деятельности прокуратуры являются:
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представленными и исполнительными органами субъектов РФ органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющие назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Вопрос №7. Что составляют содержание адвокатской тайны?
Ответ: Адвокатская тайна – необходимое условие существования адвокатуры. Ее отсутствие исключало бы возможность оказания юридической помощи клиентам, так как они испытывали бы недоверие к адвокату.
В содержание адвокатской тайны включается: 1) сам факт общения гражданина в коллегию адвокатов за юридической помощи и мотив, побудившие к такому общению; 2) сведения о преступлении, его участниках, последствиях, данные о личной жизни, сообщаемые обвиняемым или потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, если нет согласия заинтересованного лица на их разглашение при производстве следствия в суд; 3) те же сведения, сообщенные адвокату родственником обвиняемого (подозреваемого) и другими лицами при общении за юридической помощью; ;) сведения о личной жизни граждан, почерпнутые из уголовного дела при ознакомлении с ним; 5) сведения, сообщенные адвокату лицом, которое он представляет в гражданском или административном процессах; 6) сведения, содержащееся в переписке адвокатом и обвиняемым и в адвокатских досье.
Вопрос №8. Какие задачи решает криминальная милиция и милиция общественной безопасности?
Ответ: Милиция подразделяется на милицию общественной безопасности и криминальную милицию. Задачами криминальной милиции являются предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по которым обязательно производство предварительного следствия (как правило, относящиеся к тяжким и особо тяжким преступлениям), а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания, без вести пропавших, и иных лиц в случаях предусмотренных законодательством.
Основными задачами милиции общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, а также оказание в пределах своей компетенции помощи граждан, должностным лицам, предприятия, учреждениям и организациям.
Вопрос №9. Какие органы обеспечения безопасности в РФ Вам известны?
Ответ: Органами обеспечения безопасности являются: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц; налоговой службы; налоговой полиции; пограничные войска, внутренние войска; службы обеспечения безопасности средств связи и информации; таможенная служба;
Вопрос №10. Милиционер вневедомственной охраны Дубинин выехал на срабатывание сигнализации в ювелирном магазине «Лазурит». Приехав на место, Дубинин увидел, как через разбитую витрину магазина вылезла женщина, в руках у контрой была хозяйственная сумка. На требование Дубинина остановиться женщина не отреагировала и попыталась скрыться. Дубинин один раз выстрелил в воздух, а вторым выстрелом убил грабительницу. Правомерны ли действия Дубинина? Свой ответ обоснуйте.
Ответ:
В данном случае действия Дубинина были неправомерными.
Обоснование этого ответа заложены в законе «О милиции» главе IV «О применении милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия». В ст.15 этого закона указано дословно «…запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин».
Поэтому, даже застигнув преступницу на месте преступления с поличным, и при действительной необходимости задержания милиционер Дубинин не имел право применять оружие. Он должен был применить по возможности другие приемы задержания – физическую силу, специальные средства и т.п.
Вопрос №11. ООО «Дальинвест» продало ЗАО «Запад – Лимитед» помещение площадью 537 кв.м. При оформлении сделка в Бюро технической инвентаризации, инспектор Бушуева отказало в регистрации договора, мотивируя тем, что он нотариально не удостоверен. Правомерны ли действия Бушуевой? Свой ответ обоснуйте
Ответ:
При ответе на данный вопрос необходимо основываться на Основах законодательства Российской Федерации о нотариате, ст.55, где говорится, что «Договоры отчуждения и о залоге имущества, подлежащего регистрации, могут быть могут быть удостоверены при условии представления документов, подтверждающих право собственности на отчуждаемое или закладываемое имущество» и ст.56 этого же закона, в которой указано, что удостоверение договоров об отчуждении жилого дома или другого недвижимого имущества производится по месту нахождения этого имущества. Таким образом, у приведенных в примере акционерных обществ существовала реальная возможность нотариального удостоверения сделки.
Кроме того, согласно ст.ст.163, 164, 165 ГК РФ, сделки об отчуждении ( в частности, и сделки купли-продажи квартир), подлежат обязательному нотариальному удостоверению. В противном случае сделка является недействительной.
Ст. 131 ГК РФ указывает также, что право собственности подлежит обязательной государственной регистрации.
Таким образом, инспектор Бушуева совершенно законно отказала оформителям сделки в регистрации, так как данная сделка без нотариального удостоверения не является действительной.
Вопрос№12: Сергачев, получив в ОВД по месту жительства лицензию на право частной сыскной деятельностью, заключил договор с Михалевым на выполнение поручений конфиденциального характера. При осуществлении наружного наблюдения за супругой Михалева, Сергачев был остановлен участковым инспектором Борисовым для проверки на выполнение конфиденциальных поручений, заключенный с Михалевым. Борисов изъял у Сергачева лицензию и договор, отметив, что данный договор не имеет юридической силы. Правомерны ли действия Борисова? Свой ответ обоснуйте.
Ответ:
Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» в ст.6 указывает, что при получении лицензии на частную сыскную деятельность, соответствующим органом внутренних дел должно быть выдано соответствующее удостоверение установленного образца.
Статья 7 этого гласит: «Частным детективам запрещается … собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическим и религиозными учреждениями отдельных лиц».
В приведенном в примере даже в том случае, если у Сергачева имелось , кроме лицензии, удостоверение (о чем по условию задачи не известно), и имелся договор на выполнение конфиденциальных поручений, и Сергачев действовал в рамках этого договора, действия Борисова были совершенно правомерны, так как такой вид деятельности, как осуществление наружного наблюдения за лицами, не предусмотрен законом при определении им действий, разрешенных частным детективам.
В ст.5 указанного закона говорится: «В ходе частной сыскной деятельности допускаются…наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания услуг, перечисленных в ч.1 ст.3 настоящего закона»., которой говорится : «разрешается сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса».
Как видно из обстоятельств приведенного примера, наблюдение за личной жизнью супруги Михалева не могло быть сферой деятельности Сергачева в рамках указанного договора, поэтому Борисов совершенно правильно заметил, что данный договор не имеет юридической силы.