Милиция

Правовые основы деятельности милиции. Задачи, решаемые милицией.

Организация и деятельность милиции регулируются Законом РСФСР от 18 апреля 1991 г. "О милиции"1, в соответствии с которым милиция в России представляет собой систему государственных органов исполнитель­ной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы об­щества и государства от преступных и иных противо­правных посягательств и наделенных правом примене­ния мер принуждения. Милиция входит в систему Ми­нистерства внутренних дел Российской Федерации.

Милиция решает следующие задачи:

обеспечение личной безопасности граждан;

предупреждение и пресечение преступлений и адми­нистративных правонарушений;

раскрытие преступлений;

охраны общественного порядка и обеспечения об­щественной безопасности;

оказание помощи в пределах, установленных зако­ном, гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объеди­нениям в осуществлении их законных прав и интересов. Иные задачи на милицию могут быть возложены только законом.

Милиция строится и действует в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности, решая свои задачи во взаимодей­ствии с другими государственными органами, общест­венными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.

Милиция в России делится на криминальную и милицию общественной безопасности (местную мили­цию). В своей деятельности милиция подчиняется Ми­нистерству внутренних дел России и министерствам внутренних дел республик в составе Российской Феде­рации, а милиция общественной безопасности (мест­ная) еще и соответствующим местным представитель­ным органам и местной администрации.

Министр внутренних дел России осуществляет руко­водство всей милицией Российской Федерации. Руко­водство милицией в республиках в составе Российской Федерации возложено на министров, назначаемых на должность высшими органами власти республик по согласованию с Министром внутренних дел России.

В краях, областях, автономной области, автономных округах, в городах Москве и Санкт-Петербурге мили­цией руководят начальники управлений (главных уп­равлений) внутренних дел, назначаемые Министром внутренних дел по согласованию с соответствующими органами власти.

В районах, городах, районов (городов) милицией руководят начальники отделов (управлений) внутрен­них дел органов исполнительной власти районов (горо­дов), назначаемые министрами внутренних дел респуб­лик в составе России, начальниками управлений краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга по согласованию с органами исполнительной власти районов (городов).

На железнодорожном, водном и воздушном транс­порте организована и действует транспортная милиция, руководство которой осуществляют начальники соот­ветствующих управлений и отделов внутренних дел на транспорте МВД России.

Правовой основой деятельности всей российской милиции является Конституция Российской Федера­ции, Закон "О милиции", другие законы и правовые акты Российской Федерации, республик в составе Рос­сийской Федерации, акты местных органов власти и управления.

Перед криминальной милицией стоят задачи: предуп­реждения, пресечения и раскрытия преступлений по делам, производство предварительного следствия по

которым обязательно, а также организации и осущест­вления розыска лиц, скрывающихся от органов дозна­ния, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законом.

Криминальная милиция состоит из оперативно-ро­зыскных, следственных, научно-технических подразде­лений, необходимых для решения ее задач и оказания помощи милиции общественной безопасности. Опера­тивно-розыскные службы в соответствии со специали­зацией подразделяются на уголовный розыск, отделы борьбы с организованной преступностью, экономичес­кими преступлениями, наркобизнесом и др.

Численность криминальной милиции устанавлива­ется Правительством Российской Федерации, которое также определяет порядок создания и ликвидации под­разделений криминальной милиции.

Начальники криминальной милиции республик в составе России, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петер­бурга назначаются на должность и освобождаются от нее Министром внутренних дел Российской Федерации и являются по должности заместителями соответствую­щих министров внутренних дел республик и начальни­ков управлений внутренних дел. Начальники крими­нальной милиции районов (городов) назначаются на должность и освобождаются от нее министрами внут­ренних дел республик в составе Российской Федерации, начальниками краевых, областных и иных управлений и являются по должности заместителями начальников соответствующих отделов внутренних дел.

Местная милиция (милиция общественной безопас­ности), созданная Указом Президента Российской Фе­дерации от 12 февраля 1993 г., обеспечивает личную безопасность граждан, охрану общественного порядка и общественной безопасности, предупреждает и пресе­кает преступления и административные правонаруше­ния, раскрывает преступления, по делам о которых производство предварительного следствия необязатель­но, а также оказывает помощь гражданам, должност­ным лицам, предприятиям, учреждениям, организаци­ям и общественным объединениям.

В состав местной милиции входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, отряды ми­лиции особого назначения (ОМОН), подразделения го­сударственной автомобильной инспекции, охраны объектов по договорам, изоляторы для временного содер­жания задержанных и заключенных под стражу лиц, конвойная служба, служба дознания и другие подразде­ления, а также участковые инспектора милиции.

Местная милиция содержится за счет бюджетов рес­публик в составе Российской Федерации и местных бюджетов, отдельные ее подразделения могут содер­жаться за счет республиканского бюджета Российской Федерации. Численность милиции определяется в зави­симости от порядка финансирования ее подразделений Правительством Российской Федерации или органами исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции либо органами местного самоуправления.

Начальники милиции общественной безопасности районов (городов), краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, республик в составе Российской Федерации утверждаются в должности и освобождаются от нее местными органами исполнительной власти и прави­тельством республик в составе Российской Федерации по представлению начальников соответствующих орга­нов внутренних дел и министров внутренних дел рес­публик и являются по должности их заместителями.

Служба в милиции.

Служба в милиции регулируется Положением о служ­бе в органах внутренних дел. Согласно Положению сотрудником милиции считается лицо, занимающее должность в милиции, которому в установленном по­рядке присвоено звание. Сотрудникам милиции в под­тверждение их полномочий выдаются служебное удос­товерение и жетон установленного образца. Им полага­ется единая форма одежды установленного образца. Сотрудник милиции имеет право на постоянное хране­ние и ношение табельного огнестрельного оружия и специальных средств только после прохождения соот­ветствующей подготовки.

На службу в милицию принимаются граждане Рос­сийской Федерации не моложе 18 и не старше 35 лет, имеющие образование не ниже среднего, способные по своим личным и деловым качествам, физической под­готовке и состоянию здоровья выполнять возложенные на них обязанности. Не допускаются к работе в мили­ции граждане, имеющие либо имевшие судимость.

Лица, принимаемые на работу в милицию, обяза­тельно проходят специальную подготовку и переподго­товку. Профессиональные кадры готовятся в высших и средних учебных заведениях системы МВД. Замещение

вакантных должностей в милиции осуществляется путем заключения индивидуальных контрактов. Воен­нообязанные, принятые на службу в милицию, снима­ются с воинского учета и состоят на учете в МВД Российской Федерации. Сотрудники милиции прини­мают присягу.

В Законе о милиции установлены служебные обязан­ности и права сотрудника милиции, порядок подготов­ки и прохождения службы, оплата труда, гарантии пра­вовой и социальной защиты, финансовое и материаль­но-техническое обеспечение.

В милиции не допускается создание и деятельность политических партий и организаций. Сотрудникам ми­лиции запрещается заниматься любыми видами пред­принимательской деятельности, работать по совмести­тельству на предприятиях, в учреждениях и организа­циях, за исключением творческой, научной и препода­вательской деятельности.

Закон установил недопустимость какого-либо вме­шательства в деятельность сотрудников милиции с пра­вом обжалования их действий в установленном поряд­ке. Контроль за деятельностью милиции осуществляют Министр внутренних дел Российской Федерации, ми­нистры внутренних дел республик в составе Российской Федерации и иные вышестоящие органы милиции. Надзор за законностью деятельности милиции возло­жен на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров.

Обязанности милиции.

Обязанности милиции в соответствии с поставленны­ми перед ней задачами заключаются в следующем:

предотвращение и пресечение преступлений и адми­нистративных правонарушений, а также устранение об­стоятельств, способствующих их совершению;

оказание помощи гражданам, пострадавшим от пре­ступлений, административных правонарушений и не­счастных случаев, находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;

принятие и регистрация заявлений, сообщений и иной поступающей информации о преступлениях, ад­министративных правонарушениях и событиях, угрожа­ющих личной и общественной безопасности, своевре­менное принятие мер, предусмотренных законом;

выявление и раскрытие преступлений;

возбуждение уголовных дел, производство дознания и осуществление неотложных следственных действий;

проведение предварительного следствия;

розыск лиц, совершивших преступления, скрываю­щихся от органов дознания, следствия и суда, уклоня­ющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и в иных случаях, предусмотренных законо­дательством, а также розыск похищенного имущества;

осуществление производства по делам об админи­стративных правонарушениях;

обеспечение правопорядка в общественных местах;

регулирование дорожного движения, контроль за соблюдением правил, нормативов и стандартов в сфере безопасности движения, производство регистрации и учет автотранспортных средств, а также выдача удосто­верений на право управления ими;

выдача разрешений на приобретение, хранение, но­шение и перевозку огнестрельного оружия, боеприпа­сов, взрывчатых материалов;

охрану на основе договоров с собственниками при­надлежащего им имущества, инспектирование подраз­делениями охраны предприятий, учреждений и органи­заций;

проведение экспертизы по уголовным делам и адми­нистративным правонарушениям, а также научно-тех­нических исследований по материалам оперативно-ро­зыскной деятельности;

принятие при авариях, катастрофах, пожарах, сти­хийных бедствиях и других чрезвычайных событиях неотложных мер по спасению людей и оказанию им медицинской помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра;

участие в обеспечении правового режима чрезвычай­ного или военного положения при введении его в Российской Федерации или в отдельных местностях, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии;

исполнение постановлений судов и письменных по­ручений прокуроров, следователей о приводе лиц, ук­лоняющихся от явки по вызову, о заключении под стражу, производстве розыскных, следственных дейст­вий, а также оказание им содействия в производстве отдельных процессуальных действий;

исполнение постановлений и определений судей и судов об административном аресте;

охрана, конвоирование и содержание задержанных лиц, заключенных под стражу;

контроль за соблюдением гражданами и должност­ными лицами правил паспортной системы, а также за

соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда (вы­езда), пребывания и транзитного проезда через терри­торию Российской Федерации;

контроль в пределах своей компетенции за соблюде­нием лицами, освободившимися из мест лишения сво­боды, установленных для них ограничений, а также за поведением лиц, в отношении которых исполнение приговора отсрочено;

выдача в соответствии с законодательством разреше­ния на создание негосударственных детективных служб, контроль за соблюдением ими положений о деятельнос­ти этих служб;

принятие неотложных мер по обеспечению сохран­ности бесхозного имущества и кладов до передачи их в ведение соответствующих государственных органов и должностных лиц;

обеспечение сохранности найденных и сданных в милицию документов, вещей, ценностей и другого иму­щества, принятие мер по их возврату законным владель­цам либо по реализации в установленном порядке;

осуществление привода в учреждения здравоохране­ния по их представлениям уклоняющихся от явки лиц, которые страдают хроническим алкоголизмом, нарко­манией, венерическими заболеваниями или заражены вирусом СПИДа;

помощь народным депутатам, должностным лицам, а также представителям общественных организаций в осуществлении их законной деятельности, если им ока­зывается противодействие или угрожает опасность;

принятие предусмотренных законом мер по охране потерпевших, свидетелей и других участников уголов­ного процесса, а также членов их семей и близких, если здоровье, жизнь или имущество данных лиц находятся в опасности.

Милиция обладает рядом прав.

Милиция обладает рядом прав, к числу которых отно­сятся:

требовать от граждан и должностных лиц прекраще­ния преступления или административного правонару­шения, а также действий, препятствующих осуществле­нию полномочий милиции, законной деятельности представителей государственных органов, учреждений и общественных организаций;

проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления, административного правонарушения;

вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции;

подвергать приводу в случаях, предусмотренных зако­нодательством, граждан и должностных лиц, уклоняю­щихся без уважительных причин от явки по вызову;

получать от граждан и должностных лиц необходи­мые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них;

составлять протоколы об административных право­нарушениях, осуществлять административное задержа­ние и применять другие предусмотренные законода-гельством меры;

производить в предусмотренных законом случаях уголовно-процессуальные действия;

задерживать и содержать под стражей в соответствии с законом лиц, подозреваемых в совершении преступ­ления, а также лиц, в отношении которых мерой пре­сечения избрано заключение под стражу;

задерживать и содержать в милиции лиц, уклоняю­щихся от исполнения уголовного наказания и админи­стративного ареста, для последующей передачи их со­ответствующим органам и учреждениям;

задерживать и доставлять в специальные учреждения лиц, уклоняющихся от прохождения назначенных им принудительных мер медицинского и воспитательного

характера;

задерживать и доставлять в приемники-распредели­тели лиц в случаях и в порядке, предусмотренных

законом;

доставлять в медицинские учреждения либо в дежур­ные части милиции и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей об­становке, а находящихся в жилище — по письменному заявлению граждан;

задерживать военнослужащих, подозреваемых в со­вершении преступления или административного право­нарушения, до передачи их военным патрулям;

вносить в государственные органы, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объедине­ния представления об устранении обстоятельств, спо­собствующих совершению преступлений;

осуществлять предусмотренный законодательством учет лиц, предметов и фактов, а равно использование данных этих учетов в своей деятельности;

производить регистрацию, фотографирование, зву­козапись, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, заключенных под стражу, задержанных по подо­зрению в совершении преступления, обвиняемых в со­вершении преступлений, подвергнутых административ­ному аресту, а также лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения при невозмож­ности установления их личности;

осуществлять в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия;

принимать предусмотренные законом меры по кон­тролю за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, осужденными к лишению свободы, в отноше­нии которых исполнение приговора отсрочено;

входить беспрепятственно в жилые и иные помеще­ния граждан, на их земельные участки, на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организа­ций и осматривать их при преследовании лиц, подозре­ваемых в совершении преступлений, а также для обес­печения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспоряд­ках;

проводить освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если это необхо­димо для подтверждения или опровержения факта пра­вонарушения;

производить оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации последствий стихийных бед­ствий, аварий, катастроф, проведения карантинных ме­роприятий при эпидемиях, пресечении массовых бес­порядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий и организаций, а также при розыске совершивших побег осужденных и лиц, заключенных под стражу, преследовании лиц, подозре­ваемых в совершении преступлений;

производить досмотр ручной клади и багажа пасса­жиров гражданских воздушных судов, а при необходи­мости — и личный досмотр граждан;

временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, а также не допускать граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их остаться там или покинуть их в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан, проведения следственных и розыскных действий;

запрещать эксплуатацию технически неисправных транспортных средств, останавливать транспорт и про­верять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз, отстранять от управления транспор­том лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, а также лиц, не имеющих документов на право управления и пользования транспортными средствами;

осматривать места хранения и использования огне­стрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также объекты, где они находятся; при нарушении давать обязательные для исполнения граж­данами и должностными лицами предписания по их устранению; изымать указанные предметы, запрещать деятельность соответствующих объектов, аннулировать выданные разрешения и применять другие меры, пред­усмотренные законом;

при нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, входить беспрепятственно в по­мещения предприятий, учреждений, организаций неза­висимо от форм собственности, производить с участием собственника осмотр производственных, складских, торговых, служебных помещений и транспортных средств, изымать необходимые документы и денежные средства, образцы сырья и товаров, прекращать кредит­ные и финансовые операции, опечатывать кассы и помещения; проводить контрольные закупки; требовать обязательных проверок, инвентаризаций и ревизий фи­нансово-хозяйственной деятельности; получать от должностных лиц сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства;

аннулировать разрешения на деятельность негосу­дарственных детективных служб при выявлении нару­шений установленных правил и применять другие пред­усмотренные законом меры;

изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находя­щиеся у граждан без специального разрешения; хранить бесхозное имущество и в установленном порядке раз­решать вопрос о его дальнейшей принадлежности;

использовать транспортные средства предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений или граждан для поездки к месту стихийного бедствия и другие полномочия.

Литература.

    Правоохранительные органы Российской Федерации : Учебник. / Под ред. Ю.И.Скуратова, В.М.Семенова.-М.:Юрид. лит., 1998.-228с.

    Судебная и правоохранительная системы. Сборник нормативных актов.- М. Проспект, 1997,344с.

    Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации. / Под ред. В.И.Швецова.- Проспект,1997.-376с.

1 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 32. Ст. 1231; Собрание законодательства Рос­сийской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2964.

2