Эволюция взглядов на семью в экономической теории
Министерство образования Российской Федерации
Дальневосточный государственный университет
институт туризма и гостеприимства
кафедра социального менеджмента
эволюция взглядов на семью в экономической теории
студентки гр.1532
ф-т менеджмента и бизнеса
Крикса Анны Викторовны
Научный рук-ль
к. э. н; доцент
Черная И. П.
Владивосток
2000
Содержание
Введение 3
Глава I Эволюция взглядов в доклассический период 4
1.1 Семья в социальной философии Сократа 4
1.2«Домострой Ксенофонта 5
1.3 Истоки русской экономической мысли 8
Глава II Эволюция взглядов на семью в
классический период 11
2.1 Английский экономист и священник 11
2.2 Ф.Энгельс 13
Глава III Экономический подход в исследованиях
семьи в современных условиях 18
3.1 Теория Г.Беккера 18
3.2 Теория Дж. Колдуэлла 21
Глава IV Аспекты анализа домохозяйства 23
Заключение 32
Список литературы 33
Приложение I 30
ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА СЕМЬЮ
В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.
ВВЕДЕНИЕ
Древнегреческий философ Ксенофонт придумал слово -экономия (эйкос-дом, номос-правило). Когда-то оно означало "искусство управлять домашним хозяйством".
Во многих книгах в домашнем окружении главных героев фигурирует персонаж, который на Руси назывался ключницей (она держала при себе ключи от всех помещений и шкафов).В Европе её называли экономкой. Она руководила всем хозяйством дома, распоряжалась прислугой, ведала покупками, вела учёт доходов и расходов. Экономка была мереджером, плановиком, бухгалтером домашнего хозяйства, т.е. домоправительницей. Дом означал целое поместье со всеми, кто трудился в нём.
Аристотель, философ Древней Греции, образовал слово "политика". это наука о государственном устройстве. Антуан де Мон-тескье придумал название "политическая экономия". Страна представлялась большим общим домом, государь-хозяином, население- прислугой. Экономкой был министр финансов.
В средине 18 века великий шотландец Адам Смит размышлял
о том, что никакое правительство не сможет сделать народ богатым, если смотреть на жителей страны как на служащих, действующих по указке. Он понял, что каждому человеку нужно позволить себе свободно выбирать занятие и место жительства. Чтобы всякий мог изготовлять то, что он желает и с кем хочет, сам мог договариваться о цене и товаре.
Смит говорил, что в самой природе всё устроено так , чтобы
люди могли жить в материальном достатке. Если каждый будет
трудиться сам для себя (только честно, без обмана и воровства, без насилия), тогда весь народ будет становиться богаче. Смит
был против того, чтобы государство держало в своих руках всю
хозяйственную деятельность населения. Он назвал свою книгу
" политической экономией". Учение Смит озаглавил: "Исследование о природе и причинах богатства народов."
1 Глава
Эволюция взглядов в доклассический период.
Семья в социальной философии Сократа.
Интерес к семье как объекту философского осмысления возник давно. Над этим вопросом размышляли в далёкой древности египтяне и китайцы, римляне и греки.
То, что мы сейчас называем античным мировоззрением, зарождалось в период господства общинно -родового строя, основанного на труде всей общины, которая в свою очередь состояла из ближайших родственников. Распределение и потребление продуктов труда тоже было коллективным. Соответственно и окружающий мир объяснялся исходя из семейных и родовых отношений. Главную роль как в частной, так и в личной жизни человека играли брачно-семейные отношения богов.
Небесная жизнь проецировала общинность жизни человека и одновременно была ориентиром его личной и семейной жизни.
Для гражданина Греции v. века до нашей эры основой жизни были уже не небесные идеалы, а законы своего государства. В связи с этим возрастает роль отдельного человека, деятельного, предприимчивого и образованного. Сократ ( 469 - 399 гг. до н. э.)
первым попытался выдвинуть антропологическое объяснение сложности внутренней жизни человека. Не боги, а человеческая личность становится мерой всех вещей и венцом природы. В центре сократовской философии -проблемы добра и зла, жизни и смерти, свободы и ответственности, личности и общества. Это философия морали. Отношения между мужчиной и женщиной, разными членами семьи Сократ также рассматривает с позиций морали. Правовые отношения между супругами не являлись предметом обсуждения. Положение женщины и жены определялось законами древнегреческого полиса. С момента рождения и на протяжении всей жизни она была собственностью: сначала - отца, затем - мужа. В случае смерти мужа женщина становилась собственностью его брата. Основные занятия замужней женщины - дом и дети. С одной стороны, темой бесед Сократа были морально-этические принципы отношений супругов, а с другой - взаимоотношения личности и семьи с государством.
Основой воспитания в древней Греции был принцип калокагатии - своеобразный союз физической красоты и внутренней "хорошести". Так, личная и семейная жизнь гражданина полиса была полностью подчинёна интересам государства. В семье должно быть благо, но такое, которое являлось бы таковым не только для семьи, но и для общества. Подобное благо достигается в том случае, если каждый из супругов научится разумно управлять делами, поэтому регулятором и критерием человеческого поведения выступает знание. Ведя беседы на улицах и площадях Афин, Сократ пытался научить людей жить добродетельно. В основе каждого такого диалога лежат доброжелательность и участие, которые также должны стать основами брака. Но в любой ситуации мудрец выступал за миролюбивое разрешение семейных конфликтов.
Взаимопонимание между супругами возможно только в том случае, если основную роль в их взаимоотношениях играет любовь - чувство, которому Сократ придавал очень большое значение. Отношения даже в самой добродетельной семье строго регламентированы: как между подчинённым и господином, так и между мужем и женой, отцом и детьми. Для того чтобы была благополучна социальная атмосфера, каждая семья должна подчинить свои межличностные отношения и сугубо семейные привязанности чувству ответственности перед государством. Гражданские права афинские жители получали в восемнадцать лет.
Интересы семьи находились в зависимости от интересов полиса. Права и обязанности супругов были различны и строились на принципах любви и добродетели. Жизнь любого человека и семьи в целом - продвижение на пути постижения мудрости и знания о прекрасном.
"Домострой" Ксенофонта.
Воспоминания о Сократе.
Древнегреческий историк, писатель, полководец, ученик Сократа Ксенофонт (430-354) в своих литературных трудах размышлял о воспитании, устройстве государства, давал советы по рациональному ведению домашнего хозяйства. Домоводство он определял, как науку, при помощи которой люди могут обогащать хозяйство, а хозяйство- есть всё без исключения имущество, что полезно ему в жизни и всё, чем человек умеет пользоваться.
В книге "Воспоминания о Сократе " есть первый опыт обработки Ксенофонтом теории домоводства, которая называется "Домостроем". Он повторил мысль Сократа о том, что домашнее хозяйство, как и управление государством должны входить в программу философского образования.
В "Домострое" автор высказывал мысли, которые актуальны и по сей день.
Экономика. Дело хорошего хозяина состоит в хорошем управлении хозяйством. Всё, что человек имеет, составляет часть хозяйства. Хорошие хозяева на небольшие деньги строят хорошие дома, в которых есть всё, что нужно.
Если женщина хорошая участница в хозяйстве, то она имеет одинаковое значение с мужем для хорошего домоводства. Средства входят в дом благодаря деятельности мужа, а расходуется большая часть их по распоряжению жены. Если её распоряжения хороши, состояние умножается, если дурны-уменьшается.
Обустройство дома. Значение хозяйки. Нет на свете ничего столь полезного и прекрасного, как порядок. Если хочешь хозяйничать аккуратно, брать без затруднения вещи, нужные для употребления, то отыщи место, подходящее для каждого рода предметов.
Жена должна считать себя блюстительницей законов над всем
находящимся в доме. Как царица хвалила бы и награждала достойных, бранила бы и наказывала, кто этого заслуживает. Так видно устроено, что заботится о детях порядочной женщине легче, чем не заботится, так и об имуществе, которое радует уже тем, что оно своё, заботится порядочной женщине приятнее, чем не заботится.
Цель брака. Пара соединяется для рождения детей, чтобы не прекратился род живых существ. С помощью этой пары люди приобретают себе кормильцев на старость. Оба пола по природе своей не одинаково ко всему способны. По этой причине они тем более нуждаются друг в друге. Эта пара бывает тем полезнее для себя, что один силен в том, в чем слаб другой. Женщине приличнее сидеть дома, чем находиться вне его, а мужчине более стыдно сидеть дома, чем заботиться о внешних делах. Ценность человека для практической жизни увеличивается не от красоты, а от его внутренних достоинств.
О необходимости знаний для практической жизни. Сократ учил, в каком объёме истинно образованный человек должен знать тот или иной предмет. Геометрию изучать лишь в том объеме, чтобы в случае надобности разделить участок земли, проделать отчёт о работе. Астрономию- чтобы уметь определять время дня и ночи, чтобы уметь пользоваться признаками времён года и т. д. Советовал заботиться о здоровье, учиться у специалистов и самому следить за собой: какая пища, какой труд полезен и как употреблять всё это, чтобы оставаться всегда возможно более здоровым.
О необходимости образования и необходимости учиться. Сократ считал признаком хороших способностей быстрое усвоение человеком предмета, который его занимал, запоминание выученного и интерес ко всем знаниям, которые помогают хорошо вести домашнее хозяйство, управлять государством и вообще уметь пользоваться людьми и действиями людей. Кто получил такое образование, считал Сократ, будет не только счастлив сам, но и сделает других людей и целые государства счастливыми.
Даровитым натурам больше всего нужно образование. Могучие духом, они научатся тому, в чём заключается долг человека, становятся в высшей степени полезными деятелями. Только дурак может вообразить, что будто бы он, ничего не зная, а лишь благодаря богатству заслуживает репутацию на что-то годного человека и приобретёт славу.
Познать себя- дело первостепенной важности. Кто знает себя, тот знает, что для него полно и ясно понимает, что он может и чего не может. Занимаясь тем, что он знает, он удовлетворяет свои нужды и живет счастливо. Благодаря этому он может определить ценности других людей и, пользуясь также ими, извлекать пользу и оберегает себя от несчастий. Кто не знает, что делает, не умеет выбрать себе занятия, терпит неудачу во всём, за что бы он ни брался. Не только за самоё предприятие подвергается штрафу и личному наказанию, но и получает дурную репутацию и попадает в смешное положение. Лучше заниматься таким делом, которое и на старости лет обеспечит тебя. Не очень легко найти работу, за которую не получишь упрёков. Трудно сделать что-нибудь так, чтобы ни в чём ни ошибиться. Надо стараться быть подальше от придирчивых людей искать судей справедливых. Всякое дело исполнять с большой тщательностью и охотой.
В таком случае меньше всего подвергнешься упрёкам, скорее найдешь помощь в нужде и проживёшь всего легче, безопаснее, не терпя никакого недостатка в старости.
О признательности к родителям. Кто же и от кого получает большие благодеяния, как не дети от родителей ? Они дали им бытие. Мать днём и ночью несёт труды, заботясь о ребенке. Родители сообщают детям сведения, полезные в жизни. Если другой более способен научить детей, посылают к нему, не щадя расходов и всячески заботясь о том, чтобы из них вышли как можно лучшие люди. Когда мать говорит что-нибудь ребёнку, она желает ему добра. Если ребёнок не может выносить такой матери, он не может выносить счастья. Если люди сочтут ребенка неблагодарным к родителям, то никто не будет рассчитывать на благодарность от него за своё добро.
История русской экономической мысли.
"Домострой" (xvi век)
"Домострой" -один из древнейших литературных памятников
Древней Руси. Он включает в себя массу кропотливых, бытийных
наставлений и правил, охватывающих почти все стороны русской жизни, и по нему, как по учебнику, учились выстраивать
жизнь наши предки. По нему можно и теперь изучать нашу историю. Непреходяще заложены в него нравственные ценности:
твёрдая вера и чувство долга, честность и искренность, деловитость и доброделание. Многие десятилетия формировали
эти ценности характер русского человека.
"Вот когда я умру, он закроет мне глаза," -говорит отец при рож-
дении первого сына. Это и есть "Домострой", великая идея которого, замечательно, ни разу не пробудилась в русской литературе 19, да и 18 века, но которая была в Москве, и дал эту идею поп Селивёрст, друг Грозного, друг и наставник. Великий,
прекрасный наставник. Одна идея "Домостроя", Домо- строя, есть уже великая, священная.
"Благословляю и наставляю жить с чистой совестью и в правде,
себя утверждая в праведном житии, и жену поучал и домочадцев, чтобы были успокоены, сыты и одеты, всегда в порядке. И отдаю вам это писание на память и на вразумление".
Поп Сильвестр
"Дом вести - не бородой трясти"
Кто родителей почитает, вовек не погибает. Тем, кто старше тебя, дань воздавай и кланяйся, средних как братьев почитай, немощных утешь любовью, а младших как детей возлюби, никакому созданию Божью не будь лиходеем. Дети, любите отца и мать, и слушайте их и чтите их старость, и немощь их на себе
понесите. Если же оскудеют разумом в старости отец и мать, не укоряйте их, и тогда почтут вас и дети ваши. Угождайте родителям во всяком добром замысле.
Жена мужу- пластырь, муж жене- пастырь. Если дарует Бог
жену добрую, получше то камня драгоценного: такая всегда устоит хорошую жизнь мужу. Как корабль торговый: издалека
вбирает в себя богатства и возникает из ночи. Даст пищу дома,
увеличит достояние намного, не угаснет светильник её всю ночь.
Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая- венец мужу. Как муку
сеять, как хлебы печь, как еду всякую готовить, все бы хозяйка
умела. Если будет все это знать, то всё будет споро и всего будет вволю.
У доброго батьки добры и дитятки. Заботиться о чадах своих
и воспитать в добром поучении, учить вежливости и всякому порядку, а затем учить их рукоделию- мать дочерей и мастерству-
отец сыновей. Любить их и беречь но и страхом спасать, наказывая и поучая. Наказывай детей в юности - успокоят тебя в старости. Если дети, лишённые поучений, в чем согрешат, то отцам и матерям грех, от людей- укоризна, дому- убыток.
Продай хоть ржи, а долга не держи. Пошлины и всякий оброк
и разные государственные подати не задерживать, не собирать в одно время сразу, а платить раньше срока: тогда ты и независим ,
и за просрочку денег не платишь, и взяток не носишь. А кто в срок не платит, в судах и в долгах обнищают. Кто же расплачивается и управляется в срок, тот человек свободно живет
и в жизни ловко, и после смерти детям оставит двор с припасом или лавку с товаром, и никаких кабал, ни порук.
Всякому человеку всё рассчитать и разметить, исходя из ремесла и из доходов, а также и по имуществу. По тому же рассчёту и есть и пить, и одежду носить, и с людьми сходиться
нужными. Если же кто-то начнёт жить не по средствам, занимая или беря незаконным путём, то честь его обернётся великим
бесчестьем, и в лихое время никто ему не поможет, надобно каждому человеку избегать тщеславия, и гордыни, и греховных встреч, жить на прибыль от законных средств.
Кто непорядком живет в дому- горе тому. Везде во дворе присматривали бы, все бы было ветхое починено, а порченое поправлено, а всё было бы и крепко, и цело. А для всякого рукоделия всякое бы орудие в порядке было: и плотницкое, и портновское, и кузнечное, и сапожное, а у жены бы порядок свой был, и держалось бы всё то бережно; и что себе не сделал-
в чужой двор не идёшь.
Глава 2
Эволюция взглядов на семью в классический период.
1. Английский экономист и священник
Мальтус Томас Роберт (1766-1834).
Население имеет свойство увеличиваться по закону сложных процентов (геометрическая прогрессия),но продовольствие может расти только по закону арифметической прогрессии. Если всё национальное богатство разделить равномерно, говорит Мальтус, то бедность исчезнет, но только на момент. Достаток пищи для всех снимет все преграды для размножения. Это вызовет неограниченный рост населения, далеко выходящий за пределы возможностей его прокормить. Возникает такой голод, какого ещё не было. Воцарится беспросветная нужда со всеми социальными бедствиями. Мальтус считал, что предотвратить массовую бедность можно только нравственным воспитанием населения. Вступать и брак следует лишь тогда, когда есть уверенность. что данная пара твёрдо стоит на ногах и можно прокормить детей. Каждому нужно понять, что рассчитывать он может только на себя. Каждый должен целиком нести ответственность за своё неблагоразумие. Всякие попытки, даже частной благотворительности, тем более государственных субсидий, только ослабляют вышеуказанные ограничения роста населения. Памфлет Мальтуса вышел в 1798 г. В русском переводе звучит так: "Опыт о законе народонаселения, или взгляд на его действия на счастие общества в прошедшем и настоящем, а кроме того, изучение, несколько основательны наши ожидания относительно устранений или смягчений тех бедствий, которые он производит".
Мальтус первым употребил выражение " борьба за существование". Рождение детей без заботы о том, как их прокормить, заслуживают того наказания, которое предуготовила им природа, и "было бы жалкой амбицией желать вырвать бич из её рук и ослабить действие законов природы, установленных Божественным промыслом, которые приговорили этого человека вместе с его семьёй к страданиям". Впоследствии Мальтус сильно смягчил свои суждения и вопреки своей теории высказался за предоставление государственной помощи семьям с числом детей, больше шести.
Мальтус не был рабом своей теории, но ратовал за то, чтобы в сознание народных масс постепенно внедрялась мысль о необходимости ощущать ответственность за своих детей. Теория Мальтуса успокаивает совесть богатых и сильных, перекладывая ответственность за положение бедных классов на объективные законы природы и самих бедняков: вы, мол, можете пенять только на самих себя. Он не был человеконенавистником . Его глубоко тревожили мысли о беспросветной нужде многих людей, о высокой детской смертности в семьях бедняков. Помощь бедным он считал бесполезной, не могущей установить причины бедности, и даже вредной, так как она отучает людей от чувства ответственности.
Причины бедности видел в безумном деторождении, несо-измеряемом с материальным положении семьи. Главными его противниками были все, кто верил, что причина бедности- дурное устройство общества. Это были сторонники мирных социальных реформ и революционеры.
Впоследствии был выявлен целый ряд ошибок Мальтуса в его исходных положениях. Главное значение он придавал соответственно браков и рождений, гораздо меньше принимал во внимание снижение смертности. Он недооценивал детскую смертность, как естественный ограничитель роста населения. Снижение смертности в группе старших возрастов ведёт к увеличению численности населения даже при постоянном темпе деторождения. Кроме того, с повышением уровня жизни народа в известных пределах рождаемость имеет тенденцию самопроизвольного снижения.
Но при всех его неточностях проблема, которую он выдвинул, не была мнимой. Она реальна в особенности для нынешней эпохи, а может быть, более насущной станет в третьем тысячелетии. Казалось, жизнь, опровергла теорию Мальтуса. Население Европы за истёкшее время выросло не менее, чем в пять раз, а площадь сельхозугодий практически не увеличилось. При этом средний европеец питается даже лучше, чем во времена Мальтуса. Массовая бедность в странах Европы изжита.
Но не всё так просто. Проблема, поставленная Мальтусом, встала перед некоторыми странами Азии и Африки в последней трети двадцатого века. Усилиями бывших метрополий этих стран в них был осуществлён значительный прогресс медицинской помощи населению: снижена смертность среди новорождённых и налажена борьба с эпидемиями. В то же время, материальный и культурный уровень населения ещё не поднялся до той планки, после которой начнётся самопроизвольное снижение рождаемости.
Современная экономическая наука оказалась в этой ситуации, не готова и не может предложить развивающимся странам иных рецептов, кроме тез, которые предлагал английский священник конца восемнадцатого - начала девятнадцатого столетия; а именно: планирование семьи, сообразуясь с возможностями её прокормить.
2. Ф. Энгельс
Происхождение семьи, частной собственности и государства.
Семья.
По мере того, как общество развивалось от низшей ступени к высшей, семья тоже ( как степень родства ) претерпевала изменения.
У американских индейцев господствовало легко расторжимое обеими сторонами единобрачие - " парная семья". Ирокез называет своими сыновьями и дочерьми не только собственных детей, но и детей своих братьев, а они его - отцом. Детей же своих сестёр он называет племянниками, они его - дядей. А ирокезка наоборот, называет детей своих сестёр, как и своих собственных, сыновьями и дочерьми, а те её - матерью. Эта же система применялась и у древнейших обитателей Индии, в Индостане.
Отец, ребёнок, брат, сестра - не какие-то почётные звания. Они влекут за собой вполне определённые, весьма, серьёзные взаимные обязательства, совокупность которых составляет существенную часть общественного строя этих народов.
Изучение первобытной истории показывает состояние при котором мужья живут в многожёнстве, а их жёны - в многомужестве, дети считаются общими детьми их всех.
Из первобытного состояния неупорядоченных отношений развились семьи:
-- кровнородственная семья;
-- пуналуальная семья
-- парная семья.
-- моногамная семья.
Три главные формы брака соответствуют трём главным Стадиям развития человечества.
Дикости соответствует групповой брак, варварству - парный, цивилизации - моногамия.
1. Кровнородственная семья.
Первая ступень семьи. Брачные группы разделены по поколениям: все деды и бабки в пределах семьи являются друг для друга мужьями и жёнами. Их дети образуют новый, второй круг супругов, их внуки и правнуки - третий и четвёртый круг. Родственные отношения брата и сестры включают в себя половую связь как нечто само собой разумеющееся. Такие отношения существовали на островах Полинезии.
2. Пуналуальная семья.
Первый шаг в организации семьи состоял в том, чтобы исключить половую связь между родителями и детьми, второй- в исключении её для сестёр и братьев. Племена, у которых существовал этот запрет, развивались быстрее. Этот шаг повлиял на учреждение рода, который образует основу общественного порядка. Первобытное коммунистическое общее домашнее хозяйство определяло максимальные размеры семейной общины. Ряд или несколько рядов сестёр становились ядром одной общины, их братья - ядром другой. Таким или подобным путём из кровнородственной семьи произошла пуналуальная. По гавайскому обычаю родные, двоюродные и т. д. сёстры были общими жёнами своих общих мужей. Но из их числа исключались их братья. Эти мужья называли себя не братьями, а "пуналула", т.е. близким товарищем или компаньоном. Таким образом, отличительной чертой этой формы семьи была взаимная общность мужей и жён внутри определённого семейного круга. Из этой формы семьи возник институт рода.
При всех формах групповой семьи неизвестно кто отец ребёнка, но известно, кто его мать. Она называет всех детей общей семьи своими и несёт по отношению к ним материнские обязанности. Если существует групповой брак, то происхождение может быть установлено лишь с материнской стороны, а поэтому признаётся только женская линия. Английский миссионер Файсон в течение многих лет изучал эту форму семьи в Австралии. Племя австралийских негров было разделено на два больших класса - кроки и кумите. Половые связи внутри каждого класса запрещены. Каждый мужчина одного класса от рождения является мужем каждой женщины другого.
3.Парная семья.
При растущей запутанности брачных запретов групповые браки становились все более и более невозможными; они вытеснялись парной семьёй. Мужчина живёт с одной женой. Брачные узы могут быть расторгнуты любой из сторон, а дети, как и прежде, принадлежат матери.
Парная семья, сама по себе слишком слабая и слишком неустойчивая, чтобы вызвать потребность в собственном домашнем хозяйстве. Коммунистическое домашнее хозяйство означает господство в доме женщины, признавать родной можно лишь мать, невозможно с уверенностью знать родного отца. Это означает высокое уважение к женщинам, т.е. к матерям.
Приручение домашних животных и разведение стад в Европе создают неслыханные до того источники богатства и народили новые общественные отношения. Все прежние способы добывания пищи отступили на задний план, охота не стала необходимостью. Для надзора за скотом требовалось больше людей. Для этой цели подходил пленный враг, который мог легко размножаться, как скот. Богатства перешли в частные владения отдельных семей, они быстро возрастали и нанесли сильный удар обществу, основанному на парном браке и на материнском роде. Парный брак ввёл в семью новый элемент. Рядом с родной матерью он поставил родного отца.
Согласно тогдашнему разделению труда в семье на долю мужа выпадало добывание пищи и необходимых для того орудия труда, следовательно, и право собственности на последнее, в случае расторжения брака он забирал их с собой и за женой оставалась её домашняя утварь. Муж был собственником скота и рабов, дети не могли наследовать его имущество, оно наследовалось его сородичами и оставалось внутри рода. Таким образом по мере того как росли богатства, они давали мужу более влиятельное положение в семье порождали стремления изменить порядок наследования в пользу детей.
Ниспровержение материнского права было всемирно-историческим поражением женского пола. Жена была превращена в рабу, в простое орудие деторождения. Единовластие мужчин приводит к возникновению патриархальной семьи. Пример такой семьи - римская семья.
" Фамилия " - семья означает в переводе совокупность принадлежащих одному человеку рабов.
Патриархальная домашняя община встречалась у сербов и болгар под названием "содружество" или братство. Она образовала переходную ступень от семьи, возникшей из группового брака и основанной на материнском праве, к индивидуальной семье современного мира. У германцев такая община охватывает несколько поколений потомков одного отца вместе с их жёнами, причём все они живут вместе одним двором, сообща обрабатывают свои поля, питаются и одеваются из общих запасов и сообща владеют излишком дохода. Община находится под высшим управлением домохозяина, он несёт ответственность за правильное ведение хозяйства и ведает кассой. Он избирается и не обязательно должен быть старшим по возрасту. Женщины подчинены домохозяйке, которая обыкновенно бывает женой домохозяина. Высшая власть сосредоточена в семейном совете, в собрании всех взрослых членов общины, как женщин, так и мужчин.
4. Моногамная семья.
Возникает из парной семьи, на рубеже между средней и высшей ступенью варваров. Её окончательная победа - один из признаков наступления эпохи цивилизации. Она основана на господстве мужа с определённо выраженной целью рождения детей, происхождение которых от определённого отца не подлежит сомнению. Дети со временем в качестве прямых наследников должны вступить во владение отцовским имуществом. Она отличается от парного брака гораздо большей прочностью брачных уз, которые теперь уже не расторгаются по желанию любой из стороны. Теперь уже, как правило, только муж может их расторгнуть и отвергнуть свою жену. В силу обычая, за ним остаётся право на супружескую неверность.
Евреепид описывал семью афинянина так: слово (oikurema).
" Жена" была среднего рода, как вещь для присмотра за хозяйством. Помимо деторождения она выполняла роль старшей служанки. Муж занимался своими гимнастическими упражнениями и общественными делами, к которым женщина не допускалась. Муж имел к своим услугам рабынь и находившуюся под покровительством государства проституцию.
Моногамия не была плодом индивидуальной половой любви, браки были браками по расчёту. Она была первой формой семьи, в основе которой лежали не естественные, а экономические условия именно победа частной собственности над первоначальной, стихийно сложившейся общей собственностью. Господство мужа в семье и рождение детей, которые были бы только от него и должны были наследовать его богатство,- такова была исключительная цель единобрачия, откровенно провозглашённая греками.
Единобрачие было великим историческим прогрессом, но вместе с тем оно открывает наряду с рабством и частным богатством, ту продолжающуюся до сих пор эпоху, когда всякий прогресс в то же время означает и относительный регресс, когда благосостояние и развитие одних осуществляется ценой страданий и подавления других.
Заключение брака в буржуазной среде.
В католических странах родители подыскивали жену для сына. Результатом была измена и со стороны мужа и жены. Церковь отменила развод.
Современная индивидуальная семья основана на явном или замаскированном домашнем рабстве женщины. Муж должен добывать деньги, быть кормильцем семьи. Он в семье господин, жена - прислуга.
Глава 3
Экономический подход в исследованиях семьи в современных условиях.
1. Теория Г. Беккера (1992)
В семье, как в ячейке общества, в свёрнутом виде содержатся все основные общественные отношения и противоречия.
Как же исследуется семья в экономической теории?
До второй половины 80 г. в нашей стране не уделялось практически никакого внимания семье в экономической теории. Под семьёй понималось группа людей, связанных родственными отношениями и ведущих совместное хозяйство для семейного потребления. Семья, или домашнее хозяйство, образуют заключительную фазу воспроизводства - потребления материальных благ и услуг. Семья включалась в фазы распределения и потребления продукта, но не выступала производящей ячейкой. Семья рассматривалась как домохозяйство. Но эти понятия хотя и тесно примыкают друг к другу, но различаются.
Основная функция семьи - рождение и воспитание детей, а также воспроизводство жизни взрослых её членов, которые связаны между собой родственными узами.
Основная функция домохозяйства - производство благ и услуг для обеспечения членов семьи.
Семья не потребляет, сколько производит человека, организует его жизнедеятельность, обеспечивает его развитие. В этом участвуют все члены семьи. Доходы, материальные блага, услуги, жилище, бюджет времени выступают основой и преходящими моментами этого производства.
Современное экономическое исследование общества в условиях перехода к постиндустриальному, информационному, технотронному обществу, в котором человек уже не является средством, а становится целью производства, выдвигает семью в центр своего научного интереса.
Осуществляя свой выбор в мире ограниченных ресурсов, человек в любой хозяйственной. Системе стремился свести к минимуму свои издержки и достичь максимума в получении выгоды. Универсальность этого принципа позволила ученым применить его не только в рамках экономической теории, но и объяснить мотивы человеческих действий в других неэкономических сферах жизни. Выдающийся вклад в такого рода исследования внес Г. Беккер, современный американский экономист, лауреат Нобелевской премии. Он дал оригинальное объяснение таким ситуациям, где прослеживается рациональный выбор.
Процесс усиления и усложнения взаимодействия, сращивания отдельных сфер общественной жизни, включение в экономический анализ демографических, социальных, психологических, национальных отношений, практические задачи достижения стабильного социально-экономического развития требуют нового подхода к изучению семьи.
Один из таких подходов использовал Г.Беккер. В своих работах он стремится объяснить природу и функционирование семьи, закономерности её формирование, репродуктивное поведение, внутренние взаимоотношения её членов и их семейные роли, объединяя все аспекты её функционирования в единой концепции, основанной на универсальном подходе.
Его характерные черты:
а). рынок является универсальной формой жизни человека.
б). человек сводится к экономическому потребляющему субъекту в условиях ограниченности ресурсов.
в). все виды человеческого поведения преобразуются в действия рационального эгоистического индивида, имеющего полную информацию об условиях своего функционирования на рынке и выбирающего оптимальный в рыночных условиях образ действий.
Семья рассматривается им как производственная ячейка, которая использует такие средства, как материальные ресурсы семьи, время, усилия её членов, в такие " товары", как здоровье, дети, удовольствия, отдых, положение в семье и др. ''Имеющиеся в распоряжении родителей ресурсы состоят из унаследованного капитала и трудовых заработков и расходуются либо на их собственное потребление, либо на содержание детей, либо на передачу детям человеческого и другого капитала. Содержание детей требует времени и издержки по их воспитанию связанны с ценностью бремени родителей. Родители ценят детей, которые оказывают им поддержку в старости''.1 Эти "товары" распределяются между членами семьи по общему правилу: от каждого - по месту и роли в семейном производственном процессе, каждому - в соответствии с его ценностью на брачном рынке, на рынке рабочей силы”. Образование и другие виды обучения - это тоже капитал. Знания и способности полученные в прошлом, облегчают получение дополнительных знаний в настоящем. Норма отдачи от инвестиций в человеческий капитал может не только не сокращаться, но и повышаться по мере увеличения запаса человеческого капитала. Родительские вложения в ребенка являются гораздо более важным источником формирования запаса капитала в экономике чем наследство или накопление капитала в течении жизненного цикла”.1При объяснении закономерностей снижения рождаемости, Беккер исходит из того, что семья стремится максимизировать функцию полезности, имея в виду соотношение количества и " качества" детей в условиях ограниченного семейного дохода. Дети более высокого "качества", как и машины, более дорогие, но могут удовлетворять те же потребности меньшим количеством.
Понятия "качество детей", "самоуважение", "удовольствие" подразумеваются, но не определяются. “Родители выбирают оптимальные варианты своего потребления, количество детей и объема капитала, передаваемого каждому ребенку, учитывая издержки на воспитания и зависимость своей полезности от уровня полезности детей. Дополнительный ребенок уменьшает полезность, извлекаемую родителями от каждого отдельного ребенка. По мере развития страны рождаемость в конечном итоге падает, растущая экономика будет сдвигаться к устойчивому состоянию равновесия с низкой рождаемостью и высоким доходом на душу населения. Брак, рождения детей и другие формы семейного поведения реагируют на колебания совокупного выпуска и цен. Семейные решения вызывают долгосрочные колебания в экономике благодаря отсрочке в рождении детей и отсроченного рождения на численность рабочей силы.”2 Беккер предполагает, что любая сторона семейной жизни имеет рыночную природу. Автору уже не важно, что именно он пытается объяснить: брачность, рождаемость, разводимость, сущность исследуемого - это товар. Надо, по Беккеру, использовать этот подход как универсальное средство, как машину, одинаково хорошо передвигающуюся по любой дороге, делающую кирпичи, стирающую белье и т.д. Беккер как бы случайно отбирает для анализа те факты, которые соответствуют технологии его объяснения, и отбрасывает те, которые противоречат заранее полученным выводам. Он не может объяснить закономерности развития семьи и демографического перехода, т.к. рыночный подход здесь уже не работает. Интересна экономическая концепция семьи и рождаемости, разрабатываемая Дж. Колдуэллом.
Основной задачей автор считает объяснение перехода семьи от расширенной, многопоколенной, к нуклеарной, а рождаемости от высокой к низкой.
2. Анализ семьи по Дж. Колдуэллу
а) Каждый способ производства имеет свои экономические и зависящие от них демографические законы. Семейный способ Вв б) Те, кто господствуют в семье и принимают решения по всем аспектам её жизни , получают материальные и нематериальные выгоды от функционирования семейного способа производства. Высокая рождаемость выгодна именно им.
в) Семейный способ производства , в основном, самодостаточен, может существовать длительное время и в переходных к капитализму обществах и там, где капиталистические отношения не являются зрелыми. Семья может участвовать в нескольких сосуществующих способах производства.
г) Снижение рождаемости - следствие дезинтеграции семейного способа производства под влиянием капиталистических производственных отношений.
е) В семейном способе производства разные члены семьи получают различные преимущества . Материальные преимущества характеризуются типом и размерами трудовой активности, получаемых со стороны других членов семьи услуг, наличием свободного времени, правом диктовать свою волю.
ж) Материальные потоки в семье направлены от жены к мужу, от детей - к родителям. Господствует старшее поколение, в основном - мужчины. Такая система отношений стабильна, так как самим ходом жизни младшее поколение станет старшим и господствующим.
С переходом к капиталистическому способу производства происходит ломка системы отношений. Дети выключаются из семейного способа производства, их стоимость растет в связи с необходимостью их образования. Потоки богатства идут от старшего поколения к младшему. Более ценным становится труд вне семьи за заработную плату.
Необходимо включить в предмет экономической теории новые проблемы. Материальное производство нельзя сводить к производству материальных благ. Необходимо разработать теорию общественного производства непосредственной жизни, включающего два рода производства: средств к жизни и самих людей.
Глава 4
Аспекты анализа домохозяйства.
Современное обозначение домохозяйства. Оно представляет собой основную единицу социального и биологического воспроизводства, связанного с социально-экономической макроструктурой.
В соответствии с рекомендацией ООН домохозяйство определяется "как лицо или группа лиц, объединённых с целью обеспечения всем необходимым для жизни", то есть объединённых совместным ведением хозяйства.
Домохозяйство не является полным соответствием понятию "семья". (совокупность лиц, проживающих совместно и связанных родством или свойством и общим бюджетом.)
Домохозяйство- имеет более строгую привязанность к его территориальным границам, не являющихся родственниками, и предопределяет существование экономических отношений собственности внутри домохозяйства.
Домохозяйство- уровень принятия решений о рождении детей и о других демографических событиях: семейное планирование, брак, миграции, решение оставить родительский дом.
Домохозяйство: представляет собой основную единицу социального и биологического воспроизводства, связанную с социально-экономической макроструктурой.
Исследуя механизм взаимосвязи домохозяйства и экономической макроструктуры возникает ряд проблем:
-каков механизм взаимодействия семьи и экономики, какова степень автономии от внешней экономической системы.
-возможно ли сопоставить домашний и профессиональный труд
-как распределяются профессиональные и семейные роли среди членов домохозяйства.
-каким образом факторы домохозяйства влияют на предложение женского труда, на спрос на женский труд, влияет ли разделение труда по полу в семье на изменения на рынке труда.
-является ли домохозяйство базисной единицей в процессе принятия экономических решений на микроуровне.
Взаимодействие семьи и экономики и степень независимости домашнего хозяйства от национальной экономики рассматриваются в теории " новой экономики домохозяйства".
-Д. размещено внутри рыночной экономики и выполняет производственные и воспроизводственные функции согласно некоторому разделению труда.
Д. не имеет автономии и зависит от индустриальных обществ.
Д. рассматривается на срезе взаимодействия ряда рынков-рынка труда, рынка потребления товаров, финансового рынка (сбережений).
Д. является рыночной единицей, т. к. существует по законам рынка.
Все решения, принимаемые семьей, зависят от ценовых изменений в экономической среде.
-Количественно оценить домашний труд можно используя концепцию затрат на подготовку человека. Полные затраты включают в себя затраты на удовлетворение физических потребностей, фактические затраты на ребенка и сумму дополнительных расходов, чтобы не пострадал жизненный уровень семьи от появления ребенка. Затраты оцениваются в денежных и физических единицах (годы труда).
Такой рассчет полных затрат даёт возможность оценить домашний труд, уровень взаимодействия домашних и профессиональных ролей, степени эксплуатации женского труда.
Идея оплатить труд домохозяйки достаточно утопична. Но идея компенсировать семье затраты при рождении ребёнка в целях создания возможности выбора альтернативных форм воспитания детей может быть реализована.
В нашем обществе сегодня популярны идеи о суверенитете семьи в принятии различных семейных решений. При всей правильности этой идеи предпочтение всё же должно отдаваться суверенитету личности.
Д. не должно рассматриваться в качестве однородной единицы.
Это сложная система отношений полов.
Как происходит распределение труда в домохозяйстве. В соответствии с теорией " новой экономики" деятельность семьи требует вложений в определенные навыки, т.к. семья получает выгоду, если её члены реализуют свои профессиональные возможности. Это вложения или в качестве прямых денежных затрат или времени.
Приоритет в воспитании детей отдаётся женщине. Однако воспитание детей и выполнение домашнего труда- это не природная роль для женщины, а социально сформированная и поддающаяся изменению.
Наличие у женщин семейных обязанностей ограничивает возможности её на рынке труда. Мужчин работодатели считают более "выгодными" работниками.
На отношения между полами в семье влияют общественные стереотипы. Юношей родители на западе устремляют на получение высокого образования и карьерное продвижение, из девушек стремиться воспитать хороших домохозяек.
Занятость матери ослабляет традиционные стереотипы в сознании детей на распределение ролей- положительно влияют на самоуверенность дочерей и умеряют амбиции сыновей.
Двухкарьерные семьи имеют меньше стрессовых ситуаций, если распределение семейных ролей осуществляется достаточно гибко
Концепция развития семейного цикла позволяет проследить механизм взаимодействия домохозяйственных факторов на определенном этапе развития семьи. В подростковой фазе (младшему 12-17 лет) с одной стороны подросток может заработать, с другой-образование становится платным. Это влечёт отток денежных
средств из семьи.
Стадии семейного цикла могут комбинироваться с производст-
венным трудом каждого члена или определять экономическую
ситуацию домохозяйства.
Зависимость между доходом домохозяйства и уровнем трудового участия женщин.
В низкодоходных семьях тенденция женской занятости. Это может объясниться исключительно невозможностью существования
семьи только на зарплату мужа. Данный феномен наблюдается в
нашем обществе.
В высокодоходных семьях увеличивается возможность оплатить уход за детьми.
Доходный уровень может влиять на изменение домашних и бытовых условий, на уровень жизни, возможность улучшить образование или профессиональную квалификацию.
На западе, в течение жизненного цикла семьи могут возникать фазы бюджетного давления: после заключения брака, когда идёт период установления хозяйства и рождение детей и в подростковой семье, когда затраты на высшее образование не покрываются заработками родителей.
В развивающихся странах: 1) семья с малолетними детьми, большинство детей не работает; 2) дети вступают в брак, рождение внуков. Подростковая фаза не является фазой давления - подростки приносят доход в семью, работают.
Для России: первая фаза давления: период установления хозяйства и рождение детей. Степень давления будет больше, чем на западе. Вторая фаза: дочь или сын вступают в брак, рождение детей у второго поколения.
Итак, домохозяйство является источником " неконкурентно-способности " женщин в условиях рыночной конкуренции. Рыночные силы направлены на снижение дискриминации, но решения принимаемые в домохозяйстве порождают новое распределение роли в рабочем процессе, усиливая дискриминацию.
С одной стороны, домохозяйственные факторы ограничивают предложение женской рабочей силы на рынке труда, ориентируя женщину на роль воспитателя детей и хранительницы очага. С другой, ограничивается спрос на женскую рабочую силу. Стереотипы в отношении " женских " и " мужских " ролей действуют на работодателей. При найме на работу предпочтение отдаётся мужчинам, т.к. любая женщина заранее воспринимается как невыгодный и нестабильный работник, имеющий домохозяйственную нагрузку.
Общие аспекты проявления доходного фактора
, влияющее на профессиональную занятость женщин:
-- общий уровень дохода
-- оценка домашней зарплаты каждого члена дома
-- оценка личной собственности членов
-- распределение доходов
-- другие источники доходов
-- конечное потребление.
В современных экономических условиях в домохозяйстве могут быть производственные отношения, то есть например, в фермерских хоз. или малом семейном бизнесе возможно включение продукции домохозяйства в рыночные структуры. Решение о том, чей труд будет оплачиваемым, будет зависеть от распределение производства и воспроизводства труда в домохозяйстве.
Типы классификации домохозяйств, связанные с
занятостью женщин.
1.Связана с типом семьи: полная, неполная, с детьми, без, с родственниками, несколько супружеских пар.
2.Виды брачных отношений: стабильные союзы, нестабильные
союзы, "визитирующие" и одинокие женщины.
3.Социальный статус: возможность оплатить уход за детьми.
Демографическая характеристика домохозяйства: размер, количество поколений, полововозрастная структура, семейный и брачный статус, отношение зависимости и иждивенчества.
Социально- экономические характеристики: территория проживания, занятость (полная, неполная), жилищные условия, доход,
образование членов.
Типы моделей женской занятости:
1. Беспиковая модель. Женщина не бросает трудовую деятельность в период воспитания ребенка.
2. Поздний пик: В старших и средних возрастах, когда закончен
период воспитания ребенка.
3. Ранний пик: Женщина участвует в трудовом процессе до рождения ребёнка. Идёт процесс вытеснения женщин из сферы
профзанятости.
4. Двойной пик: Женщина имеет перерыв в трудовом стаже.
Т. о. брак и наличие детей не имеют приоритетного влияния
на трудовую активность женщины.
В России сейчас наблюдаются две тенденции: снижается общий
уровень женской занятости и формируется модель двойного пика
( кризис, безработица, трехлетний отпуск по уходу за ребенком,
приводящий к дисквалификации или увольнению в случае реорганизации предприятия.
Домохозяйство- сложная категория и влияние её на экономическую сферу недостаточно изучено и объясняется использованием многих теорий.
Многие из негативных социальных явлений, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни, - результат десятилетиями проводимой ошибочной, порой преступной демографической политики, направленной на уничтожение семьи. При этом идеологи коммунизма нередко опирались на ошибочное положение работы Ф. Энгельса « Происхождение семьи и частной собственности и государства ». Известен афоризм Н. Бухарина: «Дети принадлежат не семье, а обществу. В 60 годы повсеместно создавались школы-интернаты, причем не только для детей-сирот. Провозглашали, что при коммунизме все школы будут интернатами.
До недавнего времени предметом советской гордости был факт, что у нас самая маленькая в мире разница в оплате труда мужчин и женщин. Речь же шла не об истинном равенстве, а об уравниловке, при которой работник получал не за труд, а за факт существования. Тот же факт, что мужчины, как правило, работают больше, чем женщины, игнорировался.
Средства массовой информации внедряли в сознание нелепые представления о семье. Образ мужчины – кормильца, защитника- не создавали. Единственное положительное качество, которое предполагалось обязательным – быть защитником отечества. Но ведь основа Отечество – семья, и ее тоже надо беречь всю жизнь.
Провозглашенное равноправие мужчин и женщин на деле не выполнялось и не выполняется. Законы регламентирующие участие отца в воспитании детей, хотя и существуют, но добиться их выполнения бывает невозможно.
Доктор биологических наук В. Н. Геодакян предпринял попытку создать биологию пола. Мужской пол – авангард эволюции, отрабатывающий новые биологические решения, женский пол их сохраняет. По данным американского социолога Д. Карнеги, в подавляющем большинстве случаев причиной разводов служат сексуальная дисгармония.
Ценность мужчин в семье понижена.
Как укрепить семью?
1. В решении проблем семьи на государственном уровне приоритетным должно быть мнение не политиков, а ученых.
2. Закон должен гарантировать истинное равноправие (а не равенство, которое вообще быть не может) мужчин и женщин в семейных вопросах, и прежде всего в воспитании детей.1
3. Прекратить дискредитацию мужчин в средствах массовой информации, литературе, искусстве. Вместо этого показывать реальный положительный образ мужчины хозяина дома, главы семьи (см. приложение № 3).
4. Что бы мы ни делали, всегда останется часть людей, которым не удастся создать семью. Общество должно учитывать интересы одиноких, а подрастающее поколение должно знать, что полноценная семья суждена не всем.
Приложение 1
Примеры домохозяйства.
Начало девяностых годов. Молодой крестьянин вернулся из армии к отцу в деревню. Семья отца была большая. Было принято решение – взять отрубную землю и строить усадьбу. Так на неосвоенном, неудобном участке в отдалении от села стали строить хутор Синицыны. Строили сообща, всей семьей по принципу: ты мне помоги сейчас, я тебе потом.
Поставили дом, распахали землю. Хутор расположился на площади около 6 га. Это – дом, хоз. Постройки, земельные угодия: посевы, покосы, пастбище, огород, сад, хвойные и лиственные насаждения – защитная лесополоса. Хоз. постройки скотный двор, дровяная баня, амбар, сельхозинвентарь, погреб, хранилище для зерна и сена. Жилой дом состоял из двух частей: летняя и зимняя половины.
Молодой крестьянин женился, семья росла. Прошли годы. Семья состояла из 13 человек: хозяин, жена хозяина, отец хозяина, 9 детей – восемь дочерей и один сын. Хозяин был основным работником в хозяйстве. Сына убили на финской войне. В хозяйстве работали все: и жена, и дочери. Основным источником существования было крестьянское хозяйство. Продукты питания: мясо, птица, мед, молочные продукты, овощи, грибы, ягоды давала земля, скот, труд, тяжелый, ежедневный. Овечья шерсть использовалась для изготовления валенок, одежды. Кожу животных обрабатывал сам хозяин, шил сапоги и легкую обувь для всей семьи. Он был большой мастер: делал веретена, домашнюю деревянную утварь, мебель, телеги, ткацкий станок. Женщины пряли лен, ткали холсты и шили одежду.
Весной в половодье ловили рыбу, охотились на зайцев, осенью заготавливали грибы, ягоды, делали соленья и запасы на зиму. Часть продуктов вывозили на продажу в город Череповец. На вырученные деньги покупали соль, сахар, чай, необходимую одежду, книги, посуду.
Семейные проблемы решали совместно: отец, мать, старшие дочери. Явного превосходства и главенства не высказывал ни один из супругов. Братья отца помогали делать тяжелую работу и ремонт. В остальном управлялись сами. Образование получили все, кто учился в школе, кто в техникуме.
После коллективизации домохозяйство распалось, хутор ликвидировали, землю распахали и отдали колхозу, дом перевезли в село, хозяйка умерла, дети пошли работать в город на бумажную фабрику, на фарфороразработки, на лесозаготовки. Жили на зарплату, хозяин пошел работать в колхоз, жил в селе, в маленьком доме с новой семьей.
Дети на хуторе воспитывались в трудолюбивой, доброжелательной семье. Сестры разъехались по всей стране, живут в квартирах. На месте хутора сейчас пустырь, заросший таволгой и лещиной.
Сейчас в России пытаются возродить домохозяйства. Это фермерские хозяйства, которые образовались в заброшенных колхозах. Мигрировавшие из городов, где остановились производства, семьи, пытаются организовать свои хозяйства. Например, переселенцы из Казахстана организовали семейную ферму, работают в хозяйстве все трудолюбивые члены, у каждого свои обязанности. Шестнадцатилетний сын ухаживает за стадом из 17 коров, убирает навоз, дочь 14 лет помогает сбывать молоко, яйца. Хозяин – глава семьи, заботится о качестве молока, выбирает и привозит корма, готовит землю под кормовые культуры, покупает коров.
Дом, доставшийся от колхоза, будет ремонтироваться.
Жизнь продолжается. Одно беспокоит хозяина – большие налоги.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема семьи важна для всех стран, независимо от типа экономической системы и уровня развития. Люди проводили большую часть своей жизни в состоянии зависимости от родителей в начальный период и от взрослых детей в старости. Брак – критический шаг для большинства людей, дети отнимают время, энергию и деньги родителей, причиной развода бывают экономические затруднения, психическая депрессия.
Итак, семья настолько важный институт. Что пытаться добиться объяснения ее поведения достойная задача для любой научной дисциплины. Добиться этого хотели многие выдающиеся личности с древности и до нашего времени. Древнегреческие философы Сократ и Ксенофонт. Их советами пользовались многие поколения. Русский “Домострой’’ 16вв. был незаслуженно забыт на многие столетия. Советская власть считала его мещанским пережитком, а жаль, его полезные советы и наставления очень бы пригодились молодым семьям и многих спасли бы от распада.
Много времени посвятил истории появления и развития видов семейных образований классик марксизма Ф. Энгельс. Причины массовой бедности населения. Проблемы рождаемости, ответственности за своих детей интересовали английского священника Мальтуса.
Наши современники Беккер и Колдуэлл пытались объяснить природу и функционирование семьи, закономерности его формирования. Семейные роли ее членов, переход семьи от многопоколенной к нуклеарной, уменьшению рождаемости. Справедливо будет сказать, что экономический подход внес огромный вклад в понимание причин резкого падения рождаемости на протяжении последних 100 лет, бурного притока с конца 50 гг. замужних женщин на рынок труда и других изменениях в семьях.
Сегодня экономика семьи – признанная и успешно развивающаяся область экономической науки. Число экономических исследований семьи растет. Они оказывают влияние на подход представителей других социальных дисциплин к этому фундаментальному институту.
Список литературы.
1.Антология экономической мысли в двух томах
2.Беккер Г. «Экономика семьи и макроповедение»,
США-ЭПЧ, 1994, №3 стр.93-97, №2 стр.99-107
3.Зверева Н.В. «Экономический подход в исследованиях
семьи в современных условиях», Вестник МГУ, серия
«Экономика», №6, 1994, стр.38-49
4.Калабихина И.Е. «Некоторые аспекты теоретического
анализа домохозяйства», Вестник МГУ, серия «Экономика»,
1995, №5, стр.28-41
5.Ксенофонт «Воспоминание о Сократе», «Домострой»
6.Розанов И.Д. «История русской экономической мысли»,
газета «Экономика и жизнь»
7.Сапунов В.К. журнал «Чудеса и приключения», №3, 1999,
стр.7-12
8.Проневская И.В. «Семья в социальной философии Сократа, Платона и Аристотеля», Вестник МГУ, серия «Социология и политология», 1998, №4, стр.129-137
9.Эггельс Ф. «Происхождение семьи, частной собственности
и государства», Избранные сочинения, т.6, М., Политиздат,
1987, стр.664
1
1 Беккер Г. Экономика семьи и макроповедения. // США ЭПИ 1994 №2 с.103
1 Беккер Г. Экономика семьи и макроповедения. // США ЭПИ 1994.№2 с.102
2Беккер Г. Экономика семьи и макроповедения. // США ЭПИ 1994.№2 с.105
1 Сапунов В. Законы семьи // Чудеса и приключения. 1999. №5 с.12
1