Ответы на вопросы (работа 2)
Ответы на вопросы по экономике
студентки группы 9832
Кулинич Виктории
Вопрос.
Перечислите причины и условия рыночных отношений.
Ответ.
Рыночная экономика обеспечивает удовлетворение интересов всех членов общества посредством наиболее эффективного экономического механизма. Она возникла в результате общественного разделения труда и зависит от обособленности товаропроизводителей. Также возникновение и развитие рыночных отношений в связи с эволюцией форм организации общественного производства (экономических систем). Основными этапами и формами организации общественного производства являются натуральное хозяйство, простое товарное хозяйство, капиталистическое товарное хозяйство, командная экономика и смешанная экономика. Каждый способ организации общественного производства характеризуется темя группами элементов:
стимулами экономической деятельности;
совокупностью социальных, юридических и институциональных элементов: режимом собственности, статусом труда, ролью государства;
техникой, совокупностью материальных способов, с помощью которых получают и трансформируют блага.
Вопрос.
Почему рыночная экономика считается более эффективной, чем командная?
Ответ.
Рыночное хозяйство – это общественная форма организации экономики, которая обеспечивает взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка. Рынок – это совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара ( услуги) вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара ( услуги), а также совокупность актов купли-продажи, т.е. торговых операций. Благодаря здоровой конкуренции каждая из сторон добивается наибольшей выгоды для себя.
Командная (централизованная) экономика сформирована в результате насильственного свержения капитализма, национализации средств производства и полного огосударствления экономики. Стимулы – на место экономического и социального неравенства капитализма и колебаний рынка поставить равенство и экономическую стабильность (относительное удовлетворение потребностей населения). Юридическая и социальная организация характеризуется коллективной собственностью на средства производства, государство берет на себя управление производством и распределяет совокупный продукт с тем, чтобы обеспечивать равновесие между производством и спросом. Структура производства ориентирована не на потребителя, а на интересы государства.
Вопрос:
Закон спроса, кривая спроса, неценовые факторы.
Ответ:
Закон спроса – обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на него на любом рынке, при прочих равных условиях : Q>D>=f(P). Величина спроса имеет тенденцию роста при падении цены и уменьшения при ее повышении.
Зависимость Q>D>> >от P, представленная в виде графика, называется кривой спроса.
Спрос – DD, величины спроса – А, В, С.
Изменение величины спроса происходит в результате изменения цены товара и показывается на графике перемещением точки по кривой спроса. Изменение спроса, происходящее в результате действия неценового фактора, называется сдвигом кривой спроса.
На рыночный спрос влияет ряд неценовых факторов:
Денежные доходы потребителей и их изменение. Если доходы увеличиваются сдвиг кривой спроса вправо из положения DD в положение D>1>D>1 >, если доходы уменьшаются, то кривая спроса сместится влево в положение D>2>D>2 >.
Вкусы, предпочтения, реклама (летом спрос на прохладительные напитки увеличивается, кривая спроса сдвигается вправо, зимой спрос снижается, кривая спроса – влево).
Цены на взаимосвязанные товары – взаимозаменяющие (субституты) и взаимодополняющие (комплементы). При увеличении цены на товар А , а цена товара В остается прежней, кривая спроса товара В сдвинется вправо. Если цена на товар А снизится, то кривая спроса В сдвинется влево.
Инфляционные ожидания или предполагаемые изменения будущих цен. Если ожидается увеличение цен на товар А, то кривая спроса сдвинется вправо, т.к. последуют закупки впрок.
Численность населения. Увеличение населения ведет к росту потенциальных покупателей на рынке.
Вопрос:
Закон предложения, кривая предложения, неценовые факторы.
Ответ:
Предложение – это количество товаров, которое может быть представлено к продаже по установившимся ценам в течение определенного периода времени. Между ценой и величиной предложения существует прямая зависимость, которая выражает закон предложения Q>S>=f(P). Зависимость Q>S>> >от P, представленная в виде графика, называется кривой предложения.
Изменение величины предложения в результате изменения цены товара, графически изображается движением вдоль кривой предложения SS по точкам А, В, С. Изменение предложения, происходящее в результате изменения неценового фактора, показывается сдвигом кривой предложения SS. В случае увеличения предложения – сдвигом кривой SS вправо, в случае уменьшения – влево.
Неценовые факторы:
Цены на ресурсы. Снижение цен на ресурсы снизит издержки производства и увеличит предложение, т.е. кривая предложения сместится вправо от SS к S>1>S>1 >. Повышение цен увеличит издержки и сократит предложение, кривая сместится влево - положение S>2>S>2>.
Технология производства. НТП приводит к снижению затрат на производство, росту производительности труда и увеличению объемов выпускаемой продукции, т.е. к росту предложения товара на рынке.
Налоги и дотации. Повышение налогов удорожает производство и сокращает предложение. А субсидии снижают издержки и увеличивают предложение товара.
Цены на другие товары.
Инфляционные ожидания. Ожидание изменения цены на товар влияет на желание производителя увеличить или сократить поставки на рынок.
Число продавцов. Чем больше поставщиков, тем больше рыночное предложение.
Вопрос:
Цена рыночного равновесия. Дефицит и избыток.
Ответ:
Конфликт интересов в условиях конкурентного рынка разрешается автоматически путем колебаний цен и уравновешивания объемов спроса и предложения. В результате устанавливается рыночное равновесие, которому соответствует равновесная цена.
DD – функция спроса от цены
SS – функция предложения от цены
В точке Е достигается равенство Q>D> = Q>S>
Рынок находится в равновесии, когда объем спроса равен объему предложения товара. В состоянии равновесия рынок сбалансирован.
Если покупатели и продавцы ориентируются на реальную рыночную цену ниже равновесной, т.е. Р>1>Р>Е >. Тогда величина спроса Q>D>> >окажется больше величины предложения Q>S>> >, т.е. товар станет дефицитным. Т.к. будет сокращаться потребление этого товара, покупатели предпочтут заплатить за него более высокую цену. В результате избыток спроса (дефицит) Q>D>- Q>S> будет оказывать повышающее давление на цену Р. Более высокая цена побудит производителей увеличить производство товара. Т.о. произойдет движение вверх по линии спроса и по линии предложения, пока они не уравняются.
Если реальная рыночная цена будет выше равновесной, т.е. Р>1>Р>Е> . При такой цене величина спроса Q>D> будет меньше величины предложения Q>S> . В этом случае возникает избыток предложения этого товара и производители предпочтут несколько снизить цену, чтобы поощрить покупателей потреблять больше. В результате избыток предложения Q>S>- Q>D> будет оказывать понижающее давление на цену Р. Производители начнут сокращать выпуск этого товара, и произойдет движение вниз по линии спроса и по линии предложения, пока цена опять не установится на равновесном уровне, при котором объемы спроса и предложения равны. Равновесие на рынке свободной конкуренции стремится к устойчивости, а любое отклонение от положения равновесия приводит в действие силы, которые возвращают рынок в данное положение.