Необходимость и сущность государственного регулирования экономики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ИНСТИТУТ МУНИЦИПАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

Контрольная работа

по предмету «Государственное регулирование экономики»

Тема: Необходимость и сущность государственного регулирования экономики.

студента II курса

заочной формы обучения

(второе высшее образование)

Сидорова Алексея Станиславовича

Киев 2000

Содержание

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики. Экономические школы о государственном регулировании рыночной экономики 2

Сущность государственного регулирования рыночной экономики 5

Административное регулирование 5

Экономическое регулирование 6

Государственное предпринимательство 9

Налоговая политика и бюджетное регулирование 10

Заключение 13

Использованная литература. 14

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики. Экономические школы о государственном регулировании рыночной экономики

История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантелистов. Сущность теории меркантелизма заключается в тождественности понятий «капитал» и «деньги». Одностороння трактовка функции денег привела к тому, что меркантелисты считали основным источником капитала сферу обращения. Поскольку, по мнению меркантелистов, в результате внутригосударственного обращения денег их количество не увеличивается, а происходит только перераспределения капитала, основное внимание они уделяли международной торговле. Главной задачей государства, таким образом, становилось поддержание положительного сальдо внешнеторгового баланса. Эта цель предполагала активное вмешательство государства в экономику и воздействие на нее административными и экономическими рычагами.

Многие видные экономисты XIX и начала XX веков, которые вошли в историю экономической мысли как классики (Давид Рикардо, Джон Стюарт Милль, Альфред Маршалл и др.), полагали, что рыночная система способна обеспечить полное использование ресурсов в экономике. С точки зрения классиков, такие рычаги рыночного регулирования, как колебания ставки процента, с одной стороны, и эластичность соотношения цен и заработной платы, с другой стороны, способны поддерживать полную занятость и, что действуя совместно, эти два механизма регулирования превратили полную занятость имеющихся ресурсов в неизбежность. Капитализм стал восприниматься ими как саморегулирующаяся экономика, в которой полная занятость считается нормой. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней и даже вредной. Логика классической теории подводила к заключению о том, что наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмешательства.

Классической школой признавалось, что иногда могут возникать ненормальные обстоятельства, такие, как войны, политические перевороты, засухи, биржевые крахи, золотая лихорадка и т.д., которые уводят экономику с пути полной занятости. Но при этом утверждалось, что присущая рыночной системе способность к автоматическому саморегулированию вскоре восстанавливает в экономике уровень производства при полной занятости ресурсов. Если же и произойдет временное сокращение общих расходов, то оно будет компенсировано снижением цен и заработной платы, так что реальный доход и занятость не снизятся. Считалось, что финансовый рынок, и в частности ставки процента, автоматически приводят в соответствие планы субъектов рынка по сбережениям и инвестициям.

Классическая экономическая теория государственного невмешательства имеет своих приверженцев во многих странах, несмотря на то, что сама теория плохо состыковывается с имеющими место фактами длительных спадов в производстве, безработицей и инфляцией.

В 1936 г. крупнейший английский экономист Джон Мейнард Кейнс после окончания «великой депрессии» 30-х годов выдвинул новое объяснение уровня занятости в капиталистической экономике и сформулировал новые принципы и инструменты государственного регулирования рынка. Согласно этой теории, при капитализме просто не существует никакого механизма, гарантирующего полную занятость, полная занятость — частный случай, а не закономерность, капитализм — не саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию.

Кейнсианской теорией занятости отвергается положение о том, что ставка процента уравнивает сбережения и инвестиции. Субъекты сбережений и инвесторы — это разные группы населения. В условиях здоровой экономики население сберегает значительные суммы даже во время ее процветания. При этом по собственной инициативе. Корпорации и фирмы, располагая сбережениями в виде нераспределенных прибылей, принимают инвестиционные решения исходя из:

а) ожидаемой нормы чистой прибыли;

б) реальной ставки процента.

Кейнсианцы ставят под сомнение положение об эластичности цен и заработной платы.

Теоретической основой неоклассической модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого предполагалось использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить полную свободу частного предпринимательства. Экономический пост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.

Главные препятствия на этом пути — высокие налоги на прибыль и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоклассики предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

Сокращение налоговых ставок сократит и доходы госбюджета, и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией и выполнение государством других экономических функций. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ и общее разгосударствливание экономики.

К мероприятиям по разгосударствливанию экономики относятся:

    политика приватизации государственной собственности;

    политика дерегулирования, которая означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, де регулирование рынка рабочей силы и др.

Таким образом, в неоклассической модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.

Наиболее глубоко необходимость государственного регулирования рыночной экономики изложил Маркс в своих работах о капиталистическом способе производства. Марксизм обоснованно и последовательно приводит к выводу о ограниченности капиталистического способа производства в чистом виде и необходимости замены его другим более прогрессивным строем с приоритетом социального аспекта.

Главным недостатком марксистской теории с позиции современной отечественной политэкономии считается именно вывод о необходимости революционного пути изменения способа воспроизводства и социально-экономической системы.

В общей массе современных экономических учений преобладает убеждение о необходимости государственного вмешательства в действие рыночного механизма. По большей части экономические школы расходятся только во мнении о методах и размерах такого вмешательства.

Общество устроено таким образом, что принуждение в известной мере является условием свободы. Рынок, свободный от какого бы ни было вмешательства государства может быть только теоретической абстракцией. Экономическая же реальность состоит в том, что государство выступает активным участником рыночных отношений. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено было брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д. В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, капитало- и энергоемкостью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутреннем и внешнем рынках. Сегодняшнее усилие межгосударственной интеграции ведет к тому, что общие экономические процессы перешагивают национальные границы, формируют новые социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, экологией, воспроизводством рабочей силы. Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста, особенно проблемы связанные с воспроизводством всех ресурсов. Наряду с двигательными силами в нем заложены и элементы, сдерживающие экономическое развитие. Это наблюдалось и раньше, когда равновесие в экономике достигалось при неполной занятости ресурсов и прежде всего рабочей силы.

Активное участие государства в экономической жизни обусловлено, как минимум, тремя причинами.

Во-первых, этого требует основная движущая сила рыночного механизма — конкуренция. Прямым следствием развития этой рыночной категории является монополизирование экономики. В сою очередь, развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства. На определенном этапе развития капитализма монополистический капитал начинает сращиваться с государственной системой управления с целью реализации своих экономических интересов. Поэтому задача по пресечению всесилия монополий перерастает в общенациональную и, даже, общечеловеческую. Монополизации рынка должна быть противопоставлена законодательная и иная антимонополистическая деятельность государства.

Антимонополистическое законодательство направлено на поддержание такой структуры производства, которая позволяла бы ему оставаться конкурентоспособной. Расчеты показали, что одна компания не должна производить более 40% того или иного вида продукции. Предусмотрены ограничения на долю акций других компаний, которыми может владеть крупная корпорация. Законодательство должно запрещать всякий сговор по искусственному поддержанию цен, не соответствующему реальному соотношению между спросом и предложением.

Другим аспектом антимонопольной политики государства и поддержания рабоспособности рыночного механизма является правовая защита производителей и потребителей. Прежде всего должно быть обеспечено право собственности и эеономической самостоятельности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и не сможет использовать в полную силу творческий и материальный потенциал.

Во-вторых. Всегда существовали такие виды производства, развитие которых невозможно в рамках рыночного механизма. Это убыточные или производства с длительным сроком окупаемости капитала, высокой степенью риска, высокой степенью стандартизации, которые функционируют в интересах всех членов общества. Без этих производств общество не может обойтись, а их результаты нельзя оценивать с позиции немедленного экономического эффекта: фундаментальная наука, поддержание обороноспособности страны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.).

В-третьих. Есть причины, вытекающие из ограниченных возможностей рыночных саморегуляторов: обеспечение равновесия в экономической системе, поддержание занятости населения на необходимом уровне, правовое обеспечение функционирования рыночного механизма, разработка теории общественного выбора и принципов рационального экономического поведения.

Сущность государственного регулирования рыночной экономики

В развитии экономики государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Рынок не способствует рациональному использованию исчерпаемых ресурсов, защиты окружающей среды, не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству. Рынок всегда был ориентирован на удовлетворение сиюминутных экономических интересов.

Административное регулирование

Административные методы государственного регулирования находят эффективное применение в таких основных областях:

    прямой контроль государства над монопольными рынками;

    административное регулирование рынков тех товаров неэластичного спроса, которые отнесены к монополии государства, с применением планирования цен, введением жестких ставок акцизных налогов;

    обеспечение экономической безопасности производства;

    разработка стандартов, необходимых для осуществления всех видов производственной и экономической деятельности и контроля за их выполнением;

    определение и поддержание минимально допустимых параметров и норм жизнедеятельности человека;

    защита национальных интересов в сфере международных экономических отношений.

Сфера применения административных регуляторов рыночных отношений довольно обширна. В странах с развитой экономикой они успешно работают на повышение эффективности экономических отношений.

Однако воздействие государства на экономику не может носить произвольный характер. Рыночный механизм диктует экономическим действиям государства свои требования. Применение внешних регуляторов не должно вести к ослаблению рыночных стимулов. В противном случае общество сталкивается с такими явлениями, как разрегулирование кредитно-денежной системы и государственных финансов, рост безработицы и инфляции и т.д.

Экономическое регулирование

В смешанной экономике правительство полностью интегрировано в кругооборот материальных и денежных средств, образующих экономический механизм. Все реально функционирующие экономические системы — это системы «смешанные»; повсюду правительство и рыночная система делят между собой функцию нахождения ответа на центральные вопросы экономики:

    Что и сколько следует производить? В каком объеме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе?

    Как эту продукцию следует производить? Как должно быть организовано производство? Какие фирмы должны осуществлять производство и какую применять технологию?

    Кто должен получать эту продукцию, как она должна распределяться между индивидуальными потребителями?

Разные экономические системы мира и отдельные государства отличаются друг от друга по соотношению ролей правительства и рынка в управлении экономикой. Различия касаются набора способов и форм регулирования, пределов действия той или иной формы, а также направленности регулирования экономики. Но во всех случаях, экономические функции правительства в развитии экономики играют очень существенную роль.

Количественно выразить экономическую роль правительства в управлении экономикой чрезвычайно трудно. Эта роль осуществляется в таких широких масштабах, что на деле невозможно составить исчерпывающий перечень его экономических функций. С определенной достоверностью можно установить долю национального продукта, производимого под эгидой правительства, общий объем продукции, приобретаемой государством, удельный вес и абсолютные размеры государственных инвестиций. Но как количественно измерить регулирующие меры государства, предназначенные для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определенных отраслях и т.д. Да и сам процесс расчета макроэкономических показателей достаточно трудоъемкий и ресурсотребовательный процесс. Для его осуществления необходимо поддержание в собственности государства больших вычислительных и аналитических мощностей.

Некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддержать и облегчать функционирование рыночной системы. К их числу можно отнести:

    обеспечение правовой базы регулирующей функционирование инфраструтуры рынка, способствующей эффективному функционированию рыночной экономики;

    защита экономической самостоятельности, конкуренции и обеспечения равноправия всех форм собственности;

    перераспределение общественного продукта в интересах социально незащищенного и экономически не самостоятельного населения;

    корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры и сбалансированности национального продукта и национальной экономики;

    стабилизация экономических процессов, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста

    содействие и поддержание рыночного механизма демонополизации экономики.

Рост монополий резко изменяет рыночную ситуацию. Создается положение, при котором число продавцов становится ограниченным и в силу этого каждый из них в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а поэтому и на цену продаваемого продукта.

Монополия по своей природе порождает нерациональное распределение экономических ресурсов. Однако на пути всевластия монополий есть ограничитель. Первым из них является сам рыночный механизм. Если продавец данного товара будет только один, то у потребителя не окажется выбора. Тогда он будет искать альтернативы, т.е. заменители данного товара. Спрос на товары-заменители возрастет, что влечер за собой увеличение предложения. В итоге у этого единственного монополиста появятся косвенные конкуренты.

В тех отраслях, где технологические и экономические условия исключают возможность существования даже косвенных конкурентных рынков, правительство регулирует цены и устанавливают стандарты на оказываемые услуги. Транспорт, связь, производство и сбыт электроэнергии и другие предприятия общественного пользования в той или иной степени в большинстве государств подвергаются правительственному регулированию, а во многих странах национализированы и являются собственностью государства.

Одна из экономических функций правительства связана с перераспределением доходов и ресурсов. В распределении доходов рыночная система может порождать большое неравенство. За короткий срок перехода к рыночным отношениям в Украине быстро появились миллионеры и миллиардеры, а десятки миллионов людей оказалась за чертой бедности. В отличии от цивилизованных государств, где рыночная система существует долгие годы, такое расслоение общества вызвало сильную социальную напряженность. Занимаясь перераспределнием доходов, государство параллельно решает другую не менее важную задачу, которая заключается в создании общественных институтов оправдывающих социальное неравенство.

В тоже самое время, в государствах с длительной историей рыночных отношений правительства разрабатывают и осуществляют программы социального обеспечения, устанавливают минимальные размеры заработной платы, пособия по безработице, фиксируют цены с целью повышения доходов определенных групп населения, устанавливают дифференцированные ставки налогов на личные доходы населения. Таким образом, правительства регулируют распределение доходов путем прямого вмешательства в функционирование рынка и косвенно с помощью системы налогов и других платежей. Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению некоторая доля национального дохода переводится от относительно богатых к относительно бедным.

Функция, связаная с корректированием распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта, призвана сгладить диспропорции в развитии национального рынка. Утверждение, что одним из достоинств конкурентной рыночной системы является обеспечение эффективного распределения ресурсов на производство товаров и услуг справедливо при одном немаловажном допущении: все выгоды и издержки, связанные с производством и потреблением каждого продукта, находят полное отражение в кривых рыночного спроса и предложения.

Между тем, при производстве и потреблении товаров и услуг могут возникать побочные эффекты, а выгоды или издержки таких эффектов перемещаться к третьим сторонам, которые не имеют прямого отношения ни к производству, ни к потреблению данного товара или услуг. Чаще всего такой третьей стороной выступает само население. Когда химическое предприятие или металлургический комбинат загрязняют своими отходами водоемы и атмосферу, то часть издержек по поддержанию собственного здоровья и окружающей среды перекладывается на население, которому они ни как не компенсируются. В целях предотвращения или уменьшения вредного воздействия на окружающую среду правительства принимают законодательства, обязывающие потенциальных загрязнителей нести расходы по обезвреживанию промышленных отходов. Правительство может ввести особый налог, который равен или очень близок к издержкам перераспределния на единицу продукции. Корректировка может производиться в сторону увеличения спроса или предложения. Так, в США программа продовольственных талонов предназначена для улучшения рациона питания семей с низкими доходами. Смысл этой программы сводится к тому, что улучшение питания поможет детям из бедных семей лучше учиться в школах, а низкооплачиваемым взрослым лучше выполнять свою работу. Более производительный труд участников экономического процесса несет за собой выгоды для всего общества. Противоположный подход реализуется на стороне рыночного предложения, когда правительство субсидирует производителей (безвозмездные кредиты, субсидии на образование, здравоохранение и т.д.).

Действие правительства по обеспечению рационального распределения и использования ресурсов реализуется через налоговую политику. Обложение предприятий и населения налогами в зависимости от ставок налогов может в одних случаях выключать часть их доходов и сокращать свои инвестиционные и потребительские расходы, а в других увеличивать их. Тем самым налоги высвобождают ресурсы из частного сектора или создают условия для их притока. Правительства сознательно перераспределяют ресурсы с целью осуществления изменений в структуре национального продукта страны.

Функция правительства по стабилизации экономики связана с помощью частному сектору в обеспечении полной занятости ресурсов и стабильного уровня цен. Уровень производства непосредственно зависит от совокупного объема инвестиций. Высокий уровень общих инвестиций означает, что для многих отраслей выгодно увеличивать выпуск продукции, низкий уровень не обеспечит полной занятости ресурсов и населения. Любому правительству надлежит, с одной стороны, увеличивать собственные расходы на общественные блага и услуги, с целью стимулирования совокупного спроса, а с другой стороны — сокращать налоги с целью стимулирования инвестиций частного сектора.

Другая ситуация может возникнуть, если государстов попытается расходовать больше, чем позволяют производственные мощности экономики производящие совокупный общественный продукт. Когда совокупные расходы превышают величину совокупного продукта при полной занятости, избыточные расходы вызовут повышение уровня цен и раскручивание механизма инфляции.

Государственное предпринимательство

Выполнение сложных функций по регулированию рыночных отношений может быть эффективным в том случае, когда в руках государства сосредоточены мощные экономические рычаги управления, когда оно само экономически сильно.

В хозяйственной деятельности капиталистических государств ведущее место занимает частный капитал. Однако, немаловажную роль в экономике играет и государственная собственность. Она распространяется на землю, леса и другие природные ресурсы, не вовлеченные в хозяйственный оборот и на многие предприятия. На долю государственной собственности во многих развитых странах приходится до 25% национального богатства.

На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все большее значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих государству производится от одной пятой до трети валового национального продукта. Сфера государственной производственной деятельности давно вышла за пределы почтово-посылочной службы, телеграфа, городского и железнодорожного транспорта. Государства осваивали программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. Доля государств в национальном доходе приблизилась к 40% вместо 5-10% в начале века. Государственные инвестиции в экономику, в отдельных странах достигли огромных размеров: в Швеции — до 25%, Италии и Великобритании — до 30%, в Австрии и Франции — свыше 40% общего объема капитальных вложений. Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования.

Располагая финансами, государства выступают по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку. Государственные расходы на товары и услуги возрастают быстрее, чем национальный доход. Так, в США к началу 90-х годов они приблизились к 1 триллиону долл. вместо 9 млрд. долл. в 1929 г. (закупка оружия, строительство автомагистралей, почтовых учреждений, оплата услуг учителей, судей, пожарных и т.д.). В дополнение к приобретению товаров и услуг государство производит выплаты, которые перераспределяют доходы, полученные от налогоплательщиков, определенным слоям населения в форме пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и социальному обеспечению. Рост государственных расходов, наряду с другими мерами, позволяет проводить соответствующую структурную политику, формировать такие производственные структуры, которые отвечают требованиям научно-технического прогресса, стимулировать научные исследования и подготовку высококвалифицированных кадров.

Для последних десятилетий стало характерным формирование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций, имеющих акционерную форму. Проблема государственной собственности и ее границ все больше преобразуется в проблему пределов и форм государственного контроля, его возможности реально влиять на поведение экономических субъектов.

Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:

    обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей;

    стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций;

    координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды;

    создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение;

    выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом;

    поддержание в нормальном состоянии кредитно-денежной и финансовой системы.

Ни одна из перечисленных задач не может быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно государства.

Налоговая политика и бюджетное регулирование

Для оплаты государственных расходов и различных выплат населению государству нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходов суммы можно получить от государственного сектора экономики, а также путем сбора налогов. Но чтобы построить подводную лодку или проложить автомагистраль, государству нужно приобрести на деньги необходимые экономические ресурсы: товары производственного назначения, землю, труд. Поэтому, решая вопрос о том, как облагать себя налогами, люди в действительности определяют, каким образом и в каком объеме необходимые для общественных нужд ресурсы будут изыматься из владения различных семей, из предприятий и направляться на цели производства государственных товаров и услуг. Государство всегда облагает налогами одних и выплачивает деньги другим. В прошлое ушли времена, когда налоги устанавливались власть имущими исключительно ради их собственной выгоды.

В доходной части бюджета СССР поступления от предприятий и организаций составляли 90% всех поступлений. Подоходный налог с населения составлял немногим больше 10%, чем достигался определенный уровень социальной справедливости. Это соотношение не менялось многие годы. Свыше 40% дохода перераспределялось в самом производстве, 15-17% национального дохода составляли расходы на оборону и только менее 25% направлялось в социальную сферу.

В странах с развитой рыночной экономикой налоги становятся все более активным инструментом государственной социальной и экономической политики. Среди общих принципов налоговой системы можно выделить следующие:

    Налоговые поступления формируют необходимую финансовую базу для операций государства в экономической сфере, а сама структура, объемы и методы налоговых изъятий создают возможность целенаправленного воздействия со стороны государства на темпы и пропорции накопления общественного денежного и производительного капитала, позволяют ему под свой контроль практический весь совокупный общественный спрос.

    В движении капитала на разных стадиях его кругооборота и в различных сферах можно выделить пункты изъятия налогов и создать целостную систему налогообложения. Этот принцип не был достаточно хорошо продуман при формировании налоговой системы для переходного периода к рыночной экономике на Украине. Здесь резкое и скоротечное перераспределение доходов происходило в сфере коммерческого бизнеса, а вся тяжесть налогового бремени оказалась перенесенной в производственную сферу. Во многом по этой причине частное предпринимательство в этой сфере не получило развития.

    В рыночном хозяйстве выделяются такие основные группы налогов:

    налоги на доходы (налог на заработную плату, подоходный налог, налог на прибыль и др.);

    налоги на собственность (налог на имущество, на землю, на прибыль от капитала, в том числе на процент и др.);

    налоги на движение и прирост имущества (налог на наследство, на движение капитала, на покупку земли и т.д.);

    налоги с оборота (включая налог на добавленную стоимость);

    налог с продаж и акцизный налог (являются «скрытыми» или косвенными налогами, поскольку обычно перекладываются с продавцов и производителей через более высокие цены на непосредственных потребителей).

Среди методов налогового регулирования важнейшее место занимает система налогообложения прибыли корпораций. В отличие от прогрессивного обложения доходов физических лиц, налогообложение корпораций осуществляется по пропорциональным ставкам. При этом с помощью легальных налоговых льгот государство воздействует на инвестиционный процесс в определенном направлении, реализуя при этом общеэкономические цели. Налоговое регулирование разнообразно. Оно включает в себя увеличение или уменьшение совокупных налоговых поступлений, изменение налоговой структуры, дифференциацию ставок, введение или отмену налоговых льгот, отсрочку платежа налога, изменения сферы распространения налогов и т.д. Система налогообложения предприятий представляет собой гибкий рычаг регулирования со стороны государства процесса воспроизводства индивидуального капитала.

К основным инструментам инвестиционного стимулирования относятся: система специальных амортизационных отчислений, в том числе система ускоренной амортизации в наиболее динамично развивающихся отраслях; налоговые скидки на инвестиции; различного рода инвестиционные премии, субсидии, инвестиционные фонды.

Анализ результатов налоговых реформ в развитых капиталистических странах позволил западным экономистам вывести зависимость между величиной налоговых ставок, инвестиционной активностью товаропроизводителей и налоговыми доходами государства. Рост налоговых ставок имеет предел, за которым начинается падение деловой активности, а значит, сокращение доходов бюджета. Считается, что предел наступает при перераспределении через бюджет более 30% от суммы всех доходов предпринимателей и населения.

Особая роль в эффективном развитии экономики принадлежит кредитной политике государства. Коммерческие банки, различные инвестиционные и кредитные организации, заинтересованные в постоянном росте оборота кредитных средств как источника роста их прибыли. В переходный период к рыночной экономике в странах СНГ возникли многочисленные коммерческие банки, которые по существу торгуют денежным капиталом и получают огромные прибыли. Привлекая свободные денежные средства предприятий и населения посредством начисления высоких процентов, банки используют их как кредитное средство, т.е. выдают кредиты предприятиям и организациям под еще более высокие проценты или непосредственно пускают их в оборот.

В переходный период, ввиду неразвитости кредитной системы Украины и несовершенства законодательной базы, для большинства промышленных и агропромышленных предприятий ставки процента оказались непосильными, что привело к практически полному отсутствию новых инвестиций. В то же время посреднические фирмы, занятые в сфере обращения и на «дорогом» кредите получают многомиллионные прибыли.

Использование временно свободных накоплений как кредитного средства в определенных условиях может тормозить развитие хозяйственной деятельности или стать инфляционным фактором. Чем дороже кредит, тем ниже спрос на него со стороны производства, чем дешевле кредит, тем выше спрос и выше риск товарно-денежной несбалансированности, так как кредиты на рынке средств производства и товаров выступают как денежные средства.

Состояние ссудного рынка нередко становится пусковым механизмом инфляции и кризиса, поэтому регулирование кредитных отношений является важнейшей функцией государства. Функции регулятора выполняют центральные банки. В соответствии с законодательствами каждой страны коммерческие банки обязаны создавать резервы и передавать их центральному банку, который устанавливает их норматив. Центральный банк вправе использовать полученные резервы для кредитования коммерческих банков, устанавливая процентную (учетную) ставку за кредит. Центральные банки являются собственностью государства. От величины норматива и размера учетной ставки зависит объем оборота кредитной массы. При росте норматива резервов и учетной ставки кредит становится более дорогим и спрос на него сокращается, снижается инвестиционная деятельность и сохраняется только кредитование наиболее эффективных проектов. Сокращение кредитной массы способствует снижению инфляции. Темпы роста денежной массы должны быть ограничены долгосрочными темпами роста национального дохода. При таком условии достигается стабильность денежных отношений и устойчивость экономического роста.

Государственное регулирование кредитных отношений выполняет еще одну важную функцию стабилизации рыночной экономики — защиту накоплений предприятий и населения.

Заключение

Изучение данной темы дает обильную пищу для полемики и дискуссий. Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели, в большинстве случаев, тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно благоприятствовать реализации рыночных интересов субъектов рыночного механизма. Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство излишне.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было например, во Франции и Великобритании в конце 70-х, начале 80-х годов. Из-за слишком активного государственного вмешательства из страны начался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. Решением проблемы явились приватизация и де регулирование экономики.

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что первостепенной задачей всего государственного механизма является достижение «золотой середины» в процессе влияния на рыночную экономику.

Использованная литература.

    Гурне Б. Державне регулювання — К., 1993.

    Дідківська Л.І., Головко Л.С. Державне регулювання економіки Навчальний посібник. — К.: Т-во “Знання”, 2000

    Мочерний С.В. Основи економічних знань — Львов, 2000

    Г.І. Башнянин, Л.Ю. Лазур, В.С. Медеведєв Політична економія. — К., Видавицтво «Ніка-Центр Ельга», 2000.

    Мочерный С.В., Симоненко В.К., Секретарюк В.В., Устенко А.А. «Основы экономической теории» — К., Издательство «Знання», 2000

    Юхименко П.І., Леоненко П.М. Історія економічних учень — К., 2000