Малый бизнес (работа 7)

План

Малый бизнес: характерные черты, преимущества

зарубежный опыт и проблемы становления в России.

Стр.

Введение 3 - 4

Глава 1. Малые предприятия и их роль

в рыночной экономике.

1.1 Малые предприятия: сущность

и основные черты. 5 - 8

1.2 Место малых предприятий в

экономической системе. 9 - 10

Глава 2. Становление малого бизнеса в России.

2.1 Этапы развития малого бизнеса в РФ. 11 - 14

2.2 Состояние и проблемы совершенствования

системы государственной поддержки и

финансирования малых предприятий. 15 - 20

Приложение 1, 2 21-22

Список литературы 23

Введение

Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.

Значимость изучения проблематики малого предпринимательства усиливается тем, что именно малому бизнесу, пожалуй, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей могут быть квалифицированы как крупный, стратегический просчет, чреватый многочисленными народнохозяйственными негативами, усугублением кризиса российской экономики в целом.

Без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия малый бизнес не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.

Потенциал малых предприятий остается нереализованным. Существуют серьезные экономические и административные барьеры для выхода новых предприятий на рынок и развития их деятельности. Все большее количество малых предприятий вынуждены из-за несовершенства российского законодательства "уходить в тень". По некоторым экспертным оценкам, к

теневой экономике в той или иной степени причастны до 90% малых предприятий.

Сложившееся положение открывает безграничные возможности для коррупции, наиболее массовой жертвой которой на местном уровне является представитель малого бизнеса.

Государство не желает видеть в секторе малого предпринимательства равноправного субъекта экономических отношений, наиболее активного и подвижного участника процесса рыночных преобразований, который при минимальных собственных ресурсах обеспечивает высокую оборачиваемость капиталовложений. Мелкий собственник не имеет каких - либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и в налоговой системах, в таможенной защите, испытывает значительные препятствия в развитии бизнеса, действует в необычайно сложных для выживания условиях. Для представителя малого предпринимательства становится невыгодной какая - либо предпринимательская деятельность в сфере производства, и в большей мере он стремится утвердиться в торговле и посредничестве, а ведь именно перелив капитала из сферы обращения в сферу производства так необходим сейчас для российской экономики.

А в то же время в малый бизнес вовлекается все большее количество граждан. Занятие собственным делом как естественная форма проявления способностей человека и реализация его гражданских прав формируют условия создания и самоорганизации самостоятельного общественного слоя предпринимателей, составляющих социально-политическую базу демократических преобразований общества и в наибольшей степени заинтересованных в продолжении и развитии курса рыночных реформ.

1.1 Малые предприятия: сущность и основные черты

Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально - экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения и представляют собой и непосредственных производителей, и потребителей широкого спектра товаров и услуг одновременно. Малое предприятие является «клеточкой» малого предпринимательства. Отсюда следует, что последнее есть особый сектор экономики, образуемый совокупностью малых предприятий и потому являющийся специфической общественной формой мелкого производства в условиях рынка.

Какое именно предприятие правомерно квалифицировать как малое?

Само понятие «малое», вроде бы, должно предполагать упор на количественные характеристики, которые наиболее часто используются для определения размеров малого предприятия ( численность занятых, объем годового оборота, размер уставного капитала, участие в капитале предприятия иных фирм и организаций и т.д.). Но рассмотрев под этим углом зрения законодательство 75 стран, обнаруживаем 50 различных критериев, определяющих фирмы в качестве малых (и средних). К таковым в Японии, к примеру, причисляют те, что насчитывают до 50 работающих, в Италии и Финляндии - до 100, в Великобритании - уже до 200, а в США - даже до 500.

Разброс очень велик. Логично заключить, что сами по себе количественные критерии сущность малого предпринимательства адекватно выразить не могут. Надо поставить в центр внимания характеристики качественного порядка. В данной связи следует отметить, что первый федеральный закон о малом бизнесе, принятый в США в 1953 г., вообще не содержал никаких количественных критериев, ограничиваясь лишь отмеченного рода качественными характеристиками.

Применительно к России Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ от 14 июня 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как

«коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия

Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектом малого предпринимательства, не превышает 25 процентов, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно-технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица».

Итак, основные экономические черты малого предпринимательства:

обособленность (т.е. хозяйствование на свой страх и риск);

специализация на каком-либо виде деятельности;

реализация произведенных товаров (услуг) через куплю - продажу на рынке;

Можно сформулировать несколько групп устойчивых черт малого предпринимательства, обусловленных:

1.Характером производственного процесса:

ограниченность масштабов применяемых средств производства и технологических процессов;

небольшая номенклатура выпускаемых изделий, т.е. узкая специализация;

упрощенность системы сбыта.

2. Спецификой системы управления и руководства:

единство права собственности и непосредственного управления предприятием;

особое значение роли руководителя в жизни предприятия, его непосредственную включенность практически во все функциональные области;

компактность управленческой команды и многофункциональность менеджеров;

отсутствие громоздких управленческих структур, простоту информационных связей, неформальный характер планирования и контроля;

быстрота принятия решений.

3. Состоянием отдельных компонентов (кадры, финансы и т.д.):

особый, персонифицированный характер отношений между работником и хозяином (малый бизнес гораздо более склонен к патернализму, чем крупный);

гибкость, восприимчивость к нововведениям;

небольшой масштаб используемых финансовых ресурсов;

низкая капитализация, означающая, что владельцы пускают на расширение основного капитала лишь малую долю доходов;

высокая оборачиваемость капитала;

существенное влияние на кадровую политику, принятие стратегических решений, выбор правовых форм и на другие параметры хозяйственной деятельности семейных и родственных связей, что обусловлено правом наследования.

4. Особенностями внешних воздействий:

локальность ресурсных и сбытовых рынков;

неформальность взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей;

положение «ведомого» в системе кооперационных связей с крупными и средними предприятиями;

сверхчувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры, политической обстановки, изменениям законодательства;

ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капиталов (если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на ограниченные кредиты банков, собственные сбережения, денежные средства друзей, знакомых и родственников);

большая степень зависимости от системы поддержки малого предпринимательства.

Малое предпринимательство - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого предприятия являются его достоинствами, повышающим устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование малого предприятия на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально - экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обуславливают простоту и эффективность управления предприятием. Однако характерное для малого предприятия совмещение функций собственника и менеджера в лице хозяина предприятия, установление личных связей с работниками предприятия, неформальный стиль управления, снижая управленческие издержки, могут привести - и часто приводят - к самоэксплуатации и сверхурочным работам. Неустойчивость малого предприятия в силу ограниченности ресурсов гораздо выше, чем у крупных и средних предпринимательских структур.

Российский малый бизнес обладает некоторыми отличающими его от малых предприятий зарубежных стран особенностями. Наиболее значимыми из них являются:

совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития;

стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда, франчайзинга и т.п.;

общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;

высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики;

низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений;

высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества;

неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых предприятий;

стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных рынков, в том числе и на международные рынки;

работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг.

1.2 Место малых предприятий в экономической системе

Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно - технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

Социальная значимость малых предприятий определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:

развитие малых предприятий способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;

занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;

объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;

сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места (в мировой хозяйственной системе, по данным ООН, малые и средние предприятия являются работодателями почти для 50% трудового населения всего мира), а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране (так, например, в США за период 1976 - 1990 гг. крупные и средние предприятия потеряли соответственно 500 и 850 тыс. рабочих мест, а сектор малого предпринимательства за тот же период создал 4,1 млн новых рабочих мест, обеспечивая 65% чистого прироста рабочих мест по стране);

массовое развития малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.

Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения.

Существенная роль малых предприятий в экономической жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно

половина валового внутреннего продукта. Так, удельный вес малых предприятий в таких странах, как Япония, Германия, превышает 95%. Из 880 тыс. промышленных предприятий Японии только 4 тыс. имеют более 300 работающих и 700 - более 1000 работающих. В странах ЕС количество предприятий с численностью занятых свыше 500 человек не превышает 12 тыс.

Сектор малого предпринимательства динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.д. Важнейшими особенностями малых предприятий является способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой малых предприятий является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики. Например, в США количество внедренных новшеств на одного работающего в секторе малых предприятий в два раза превышает аналогичный показатель для крупных предприятий. Эти качества при массовом развитии сектора малых предприятий дают возможность совершить энергичный рывок в социально-экономическом развитии и позволяют накопить в короткий период средства для устойчивого развития других отраслей хозяйства страны, что великолепно подтверждается опытом Германии, Японии, Южной Кореи, Китая, Испании и других стран.

В аспекте воздействия малого предпринимательства на важнейших агентов рыночных отношений целесообразно выделить его роль в формировании конкурентной среды. Крайне важна функция малого бизнеса как амортизатора колебаний экономической конъюнктуры. Несомненна, далее, роль малого предпринимательства как катализатора научно-технического и технологического прогресса. Не случайно в США, к примеру, девять из каждых десяти новых технологических идей рождаются в малых фирмах

По оценкам специалистов, на его долю приходится около половины всех изобретений и научных разработок. Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться далее экологическая (природоохранительная) функция малого предпринимательства.

Таким образом, исследование воздействия малого предпринимательства на разнообразные общественные процессы позволяет сделать вывод об объективно высокой социально - экономической значимости его функций.

В содержании функций малых предприятий ныне появляются новые«чрезвычайные» составляющие, обусловленные необходимостью смягчения кризиса в экономике и социально-политической сфере. Экономическое значение малых предприятий объективно возрастает в силу того, что они призваны:

1.Значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь

для беднейших слоев, составляющих ныне большинство населения) с использованием местных источников сырья;

2.Принять активное участие в конверсии через подключение к сети кооперационных связей и использование высвобождающихся ресурсов;

3.Приблизить производство товаров и услуг к потребителю, помочь выравниванию условий жизни в населенных пунктах различных масштабов;

4.Вовлечь в производство часть материальных и финансовых средств населения, ранее использовавшихся исключительно для личного потребления;

5.Создать благоприятные предпосылки для трудоустройства части рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях ( в первую очередь, относящихся в ВПК);

6.Ускорить демонополизацию производства, развитие конкуренции, оптимизацию размерной структуры рыночных субъектов;

7.Послужить источником ощутимых бюджетных поступлений.

Место малых предприятий предопределено объективными экономическими

закономерностями, поскольку оно примерно одинаково вне зависимости от

особенностей политического уклада, истории развития страны, отраслевой

структуры экономики и других факторов.

Поэтому и для России неизбежно достижение аналогичных показателей уровня развития малых предприятий, жизненно необходимого для эффективного функционирования рыночной экономики и социально-политической стабилизации общества. Для этого требуется глубокое, длительное и целенаправленное реформирование всей экономической системы.

В условиях России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики.

2.1 Этапы развития малого бизнеса в России

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных малых предприятий приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 1/3 всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

В 90-е годы стабильно росла доля малых предприятий в общем объеме ВВП. Это - весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах российской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ на 1.10. 1997 г. в России насчитывалось 844,4 тыс. малых предприятий (по сравнению с их количеством на 1 января 1997 г. рост составил 2%) , на которых было занято 8,3 млн. человек, в том числе на постоянной основе - 6,2 млн. В отраслевой структуре доминирует торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре - Центральный экономический район с ядром в Москве (Приложение 1,2). По состоянию на 1 октября 1997 г. каждое малое предприятие (20,6% от их общего количества) функционировало в Москве. По другим регионам малые предприятия наиболее широко представлены в Санкт-Петербурге - 11,9% от их общего количества, Тюменской области - 4,1%, Московской и Свердловской областях - по 3,7%.

В развитии малого предпринимательства за последние несколько лет наметились кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов для динамики развития малых предприятий был характерен устойчивый рост как их числа ( за 1992 г. их количество увеличилось в 1,2 раза; за 1993 г. - в 1,5 раза), так и количество занятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около 80%, то в 1994 г. прирост числа малых предприятий составил лишь 3,7%, а в 1995 г. впервые наблюдалось абсолютное сокращение их числа на 2,2%.

Для углубленного понимания нынешней ситуации с развитием российских малых предприятий необходимо критически рассмотреть некоторые страницы их «новейшей истории».

Российское малое предпринимательство в своем становлении за последние 10 лет уже прошло 2 этапа и находится накануне вхождения в новый четвертый этап.

Первый и наиболее яркий из них наблюдался в условиях бывшего СССР в конце 80-х годов. Огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюджета, в целом более благоприятное положение дел в экономике обусловили отношение к данному периоду как к «золотому веку» малого предпринимательства. Действительно, происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр.

В годы перестройки малый бизнес включился в общий, всячески поддерживаемый правительством процесс бурного развития кооперативного движения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения основам предпринимательства происходили через развитие кооперации и малого бизнеса.

Изнанкой «золотого века» было, однако, то, что малые предприятия выполняли роль канала перекачки ресурсов командно - управляемых госпредприятий в теневую экономику. Средства практически навсегда уходили из сферы накопления и не использовались для развития национального производства и его инфраструктуры.

Необходим был кардинально иной экономический курс, который воплотился уже в новой России в реформах типа шоковой терапии. Начался новый, второй этап в развитии российского малого предпринимательства.

1992 год - год шоковой терапии - характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,5 раза) и численности занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер,

поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не преодоленный до сих пор.

Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания, сельское хозяйство, материально - техническое снабжение и общая коммерческая деятельность. В то же время в 1992 г. в общей структуре российского малого предпринимательства произошло резкое уменьшение доли малых предприятий в сфере материального производства.

По широко распространенному мнению, модель шоковой терапии была малоконструктивна для быстрого и эффективного развития экономики страны и, в частности, сферы малого предпринимательства. Но следует признать, что вместо своего рода кормушки с сильным криминальным оттенком, что было присуще периоду перестройки, в сфере малого предпринимательства стала образовываться нормальная конкурентная прорыночная среда, характеризующаяся борьбой малых предприятий за выживание на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг. Сказанное, правда, не означает, что криминальные структуры оставили малый бизнес в покое.

Феноменальный рост числа малых предприятий в 1992 г. имеет свое объяснение. Бурное развитие торгово - посреднического малого предпринимательства стало ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия для любой торговой деятельности.

Падение потребительского платежеспособного спроса торговое малое предпринимательство тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных (типа продукции китайского производства), но пользовавшихся ажиотажным спросом у российского потребителя.

В целом ситуация 1992 г. может быть охарактеризована общепринятым термином «грюндерство». Малое предпринимательство было составным элементом этого массового процесса учредительства. Банки, биржи, страховые фирмы, крупные частные и полугосударственные акционерные предприятия возникали по всей России в невероятных количествах. Люди впервые в жизни получили свободу для самостоятельной предпринимательской деятельности, право заниматься финансовым планированием, что ранее было абсолютной монополией государственных структур и их чиновников. Многие малые предприятия появлялись на свет не в силу экономической целесообразности, не имея какой - либо программы долговременного развития, а только из общей надежды, мечты их организаторов на достаточно абстрактную «лучшую жизнь». В определенном смысле психологические ожидания скорого процветания доминировали над трезвым экономическим расчетом и даже здравым смыслом.

Грюндерство, как показывает исторический опыт, всегда ограничено во времени. Уже к 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово - посреднической деятельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преимущественно торгово - посреднической или, например, научно - консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского малого предпринимательства. Обозначился очередной, третий этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождающийся, как было отмечено выше, значительным сокращением прироста числа малых предприятий.

Главными причинами приостановки роста числа малых предприятий являлись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой доходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности. В нормальной рыночной экономике малое предпринимательство в большинстве случаев и по доходности, и по границам потенциальных возможностей уступает среднему и крупному бизнесу.

В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий.

На кардинальное замедление прироста числа малых предприятий в 1994 - 1995 гг. повлияло и завершение перерегистрации малых предприятий, созданных еще по законам бывшего СССР. Действующие малые предприятия в ходе перерегистрации принимали новые организационные формы, а прекратившие свою работу - просто ликвидировались. Поскольку величина числившихся зарегистрированными, но реально не функционировавших малых предприятий была достаточно велика, их официальная ликвидация внесла существенный вклад в общее замедление темпов роста числа малых предприятий России.

Замедление роста числа малых предприятий объясняется еще и тем, что не проявил свою силу - и в экономическом, и в социальном плане - такой мощный фактор увеличения числа малых предприятий, как рост безработицы. Несмотря на все прогнозы ее бурного увеличения, вплоть до 1996 г. официальная безработица оставалась на уровне 2-3% экономически активного населения, хотя реальная безработица могла быть на порядок выше. Но тем не менее официальный статус работающих, пока он действует, создает социально - психологический эффект, при котором люди отказываются заниматься иной самостоятельной деятельностью, в том числе пробовать свои силы в сфере малого бизнеса.

Резкий спад темпов прироста числа малых предприятий по-разному нашел отражение в отдельных отраслях. Хотя и несколько замедлившись, но впервые за несколько прошедших лет опережающими темпами увеличилось количество малых предприятий за январь - октябрь 1997 г. в отраслях: здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (на 36,9%), культура и искусство (на 20,2%), операции с недвижимым имуществом. Уменьшилось число малых предприятий, работающих в отраслях науки и научного обслуживания на 7,0%, связи - на 4,5%, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка - на 3,9%.

Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособности малые предприятия активно диверсифицируют хозяйственную и инвестиционную деятельность. Более, чем половина малых предприятий неторгового профиля помимо основной деятельности в 1995 г. занималась еще и торговлей как несложной, но относительно прибыльной деятельностью с быстрым сроком оборачиваемости капиталов. А торговые капиталы все чаще устремляются в производство, хотя и в самых простых его формах.

Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста российского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его деятельности требуется активизация государственной поддержки малых предприятий на всех уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизнеса, стимулирование его инвестиционной активности.

2.2 Состояние и проблемы совершенствования системы государственной поддержки и финансирования малых предприятий

Анализ ситуации в России свидетельствует о том, что малое предприятие начинает играть все более весомую роль в развитии национальной экономики.

Фактически за все годы реформ именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики, обеспечивающим отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов. Он вбирал в себя основную часть трудового населения, высвобождаемого из других секторов, снимая тем самым острые социальные проблемы.

Из этого следует, что вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики.

Анализ содержания существующих программ в области государственной поддержки малых предприятий позволяет вскрыть их наиболее существенные недостатки:

1) рассогласованность , "нестыковку" элементов программ, в частности аналитических разделов и блока основных мероприятий;

2) декларативность, неконкретность поставленных задач;

3) слишком широкий спектр планируемых мероприятий, ведущий к распылению и без того скудных средств;

4) как следствие всего вышеназванного - нереалистичность, необоснованность ожидаемых конечных результатов.

В развертывании комплекса практических мер господдержки, нацеленных на перелом негативных тенденций в развитии российского малого бизнеса необходимо четкое выделение трех главных направлений:

1. Наведение элементарного порядка во внешней среде малого предпринимательства.

2. Осуществление регулирующего воздействия на его внутреннюю среду, прежде всего по линии оказания избирательной прямой ресурсной (в первую очередь финансовой) поддержки малых предприятий.

3. Организационное самосовершенствование системы господдержки.

Для обеспечения стабильности внешней среды малого предпринимательства необходимо осуществить как минимум:

1) реформирование налогообложения и совершенствование правовой базы

2) защиту субъектов малого бизнеса от преступных посягательств

3) устранение административных барьеров

4) улучшение условий сбыта

5) содействие развитию кооперационных связей с крупным бизнесом.

1) Следует категорически запретить практику постоянного пересмотра налогового законодательства в течение финансового года, тем более задним числом. Толкование налогового законодательства и определение порядка его применения должно стать исключительной прерогативой Федерального Собрания РФ. Финансовые и налоговые службы и другие органы исполнительной власти должны быть лишены такого права.

Абсолютный предел налоговых изъятий не должен превышать критический уровень 45 - 50% от ВВП, при более высоких ставках начинается массовое бегство от налогов, что в конечном итоге приводит к снижению налоговой базы и спаду производства. В России величина налоговых изъятий в совокупности с платежами во внебюджетные фонды и другими обязательными отчислениями превысила критический уровень. Все это приводит к тому, что главным способом приспособления представителей малых предприятий к этим явлениям стала практика ухода в тень.

2) Пренебрежительное отношение государства к малому собственнику выражается и в том, что он остается незащищенным от проявлений организованной преступности, рэкета, коррупции. По имеющимся данным, преступными формированиями контролируется 41 тыс. крупных и средних хозяйственных субъектов, в том числе 1500 государственных предприятий, 4000 акционерных обществ и около 600 банков. В таких условиях единственно возможными способами выживания предпринимателя является его интеграция или сотрудничество с криминальными элементами и вовлечение в теневую экономику, методы которой обеспечивают относительную стабильность и защищенность для малых предприятий.

3) Рассматривая проблемы развития малого бизнеса в России, неизбежно приходится затрагивать вопросы взаимоотношений между предпринимателями и различными властными структурами. К сожалению, они весьма далеки от совершенства. В своей деятельности предприниматели постоянно сталкиваются с разнообразными препятствиями, создаваемыми органами власти на федеральном, региональном и местном уровнях, которые существенно затрудняют создание новых фирм, мешают им выходить на рынок и успешно развиваться.

По антимонопольному законодательству федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления запрещается принимать акты и совершать действия, направленные на:

введение ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов, а также установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности;

установление запретов и иных ограничений на вывоз и продажу товаров из одного региона РФ в другой;

выдачу хозяйствующим субъектам указаний о приоритетном заключении договоров или о первоочередной поставке товаров определенному кругу покупателей;

предоставление отдельным хозяйствующим субъектам необоснованных льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим предприятиям, действующим на данном рынке, и др.

Но практика показывает повсеместные нарушения антимонопольного законодательства в различных субъектах Российской Федерации.

4) Главное направление поддержки малого предпринимательства в области сбыта - обеспечение участия субъектов малого бизнеса в производстве продукции для государственных нужд. Установление обязательной квоты на размещение госзаказов на малых предприятиях (не менее 15% от общего объема) дает им гарантированный рынок сбыта продукции и услуг, позволяет оптимально планировать свою производственную и финансовую деятельность.

5) В условиях рыночных отношений основными формами интеграции крупных и мелких хозяйственных структур являются: субподряд, франчайзинг, венчурное финансирование, лизинг. В результате их использования:

1) возрастает стабильность внешней среды малого предприятия;

2) происходит взаимовыгодное движение информационных, технологических, сырьевых, кадровых, финансовых ресурсов.

По данным Администрации малого бизнеса США, к концу пятого года существования разорялись лишь 14% франчайзинговых предприятий, тогда как для независимых малых форм хозяйствования этот показатель составил более 65%. В настоящее время в системе франчайзинга в России работают известные зарубежные компании: "Пицца Хат", "Баскин Роббинс", "Рибок" .

Перспективным представляется развитие и создание франчайзинговых систем в таких сферах деятельности, как: предприятия питания, строительство, услуги по трудоустройству, бытовое обслуживание населения, заправка и обслуживание автомобилей, гостиницы и мотели. Развитию франчайзинга в России в современных условиях препятствует ряд обстоятельств: отсутствие специальной нормативно-правовой базы и должного информационного обеспечения, недостаточная осведомленность предпринимателей о возможностях и особенностях такого способа ведения бизнеса, нехватка знаний, необходимых для его осуществления, отсутствие соответствующих консультационных структур, а также общие проблемы финансово-кредитного характера.

Значение такой формы взаимодействия крупного и мелкого производства, как лизинг объективно обусловлено самим ходом российских экономических реформ. С одной стороны, многие крупные предприятия (в первую очередь ВПК) не используют значительную часть производственных фондов, с другой стороны, подавляющая масса мелких производителей не располагает адекватной материальной базой и не имеет финансовых средств для закупки необходимой техники. Применение лишь 20% незадействованного сегодня оборудования позволило бы произвести в секторе малого предпринимательства продукции на 500 трлн. рублей.

И хотя на начало 1996 г. в России насчитывалось около 25 активных лизинговых компаний, практически лишь Московская лизинговая компания (МЛК) специализируется на работе с малым бизнесом.

Перспективы развития в России венчурного финансирования в качестве

формы интеграции крупных и мелких структур, как представляется, связаны прежде всего с реализацией потенциала финансово-промышленных групп. Взаимодействие последних с малыми инновационными фирмами эффективно способствовало бы разрешению противоречия между невостребованностью творческих возможностей российских ученых и необходимостью кардинального обновления технической основы фактически всех отраслей народного хозяйства; это в определенной мере решило бы и проблему "утечки умов".

В настоящее время в России осуществляется ряд программ венчурного финансирования сферы малого бизнеса со стороны зарубежных финансовых институтов, таких, как Европейский банк реконструкции и развития, Агентство США по международному развитию, Управление по кредитованию и развитию (Германия) и др. организаций. Их опыт в реализации схем венчурного финансирования малого бизнеса может представлять интерес для российских банков и других финансовых институтов.

Реализация экономического потенциала малых предприятий во многом зависит от условий их финансирования.

Финансовая поддержка малого предпринимательства должна носить стимулирующий и выборочный характер. Стимулировать надо прежде всего жизнеспособные хозяйственные структуры, деятельность которых отвечает целям и направлениям социально-экономической политики, поддержка не должна принимать форму основного источника увеличения дохода и повышения рентабельности.

Государственную политику стимулирования малого предпринимательства надо проводить с учетом приоритетности главных направлений сферы производства. Во многих развитых странах налоги на прибыль предприятия, которое занимается производственной деятельностью, не превышают 20 - 30% его прибыли и при этом строго дифференцируются в зависимости от выпускаемой продукции. Налоги на коммерческое посредничество значительно выше. Например, в США они достигают 90 - 95%. Такой механизм стимулирует перелив капитала в производство. Российская же налоговая система одинакова и для производителя, и для посредника. И пока не будет устранен этот парадокс, бегство капитала малого бизнеса из производства в сферу обращения не прекратится.

Можно выделить несколько направлений совершенствования существующей системы поддержки инвестиционной деятельности малого бизнеса:

1. Развитие научно-аналитического и информационного обеспечения механизма инвестиционной поддержки сферы малого бизнеса. Главной задачей здесь является разработка системы приоритетов финансирования по основным направлениям развития малого предпринимательства и обоснование мероприятий по их реализации с целью отражения интересов всех уровней: федерального, регионального и самих малых предприятий.

2. Усиление целевой направленности и перенесение центра тяжести процесса активизации инвестиционной деятельности малых предприятий на региональный уровень.

3. Развитие перспективных форм финансирования и поддержки сферы малого бизнеса.

Особое внимание должно быть обращено на следующие моменты:

развитие системы кредитования с целью увеличения количества получателей финансовой поддержки и облегчения доступа малых предприятий к коммерческим кредитам предполагает расширение сети финансовых институтов, осуществляющих кредитование малых предприятий на льготных условиях: пониженный процент; более продолжительный срок кредитования; снижение требований к залоговому обеспечению; бесплатное консультирование.

Развитие механизма гарантий по инвестиционным кредитам, предоставляемым предприятиям малого бизнеса, должно включать наличие государственных гарантий коммерческим банкам, участвующим в финансировании этих предприятий.

Механизм финансово-кредитной поддержки малого бизнеса призван способствовать развитию новых форм сотрудничества малых предприятий в области кредитования - обществ взаимного кредитования. Создание систем производственного и технологического обслуживания малого бизнеса предполагает учет того обстоятельства, что в настоящее время существенным резервом для формирования определенных элементов инфраструктуры малого бизнеса может стать использование имущества и производственных площадей несостоятельных предприятий при их ликвидации, реорганизации или перепрофилировании.

Необходимо развитие системы страхования инвестиций. На Западе страхование воспринимается как неотъемлемый механизм перераспределения риска. Его повышенный уровень на предприятиях малого бизнеса предъявляет особые требования к работе страховых компаний.

роль агентств поддержки малого бизнеса в развитии кредитно-финансового и инвестиционного механизмов сферы малого бизнеса.

Выделяют следующие виды институтов поддержки малого предпринимательства:

1. Финансовые, в том числе фонды поддержки малого предпринимательства, специализированные банки, финансовые корпорации, страховые фонды и т.д.

2. Лизинговые компании.

3. Бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные полигоны, агенства и центры развития малого бизнеса.

4. Центры (пункты) информационного обеспечения.

5. Учебные центры.

Формирование инфраструктуры наиболее интенсивно идет в Воронежской, Новгородской, Пензенской, Самарской, Свердловской областях и в Москве, в некоторых субъектах РФ; при этом активно используются внутренние финансовые возможности и ресурсы.

При некоторых позитивных сдвигах в рассматриваемом отношении обнаруживаются, однако, серьезные проблемы и деформации. Так, например, во многих регионах объекты инфраструктуры отсутствуют или существуют лишь на бумаге.

Приложение 1

Отраслевая структура малого предпринимательства (в %)

----------------------------------------------------------------------------------------------------------- Отраслевая структура Отраслевая структура Структура производства

числа МП полной численности продукции по основным

занятых на МП отраслям МП

------------------------------------------------------------------------------------------------------------Промышленность 14,6 24,0 20,0

Сельское хозяйство 1,1 0,8 0,3

Лесное хозяйство 0,05 0,05

Транспорт и связь 2,3 2,2

Строительство 16,6 29,9 16,3

Торговля и общественное

питание 42,7 24,6 50,5

Материально-технич.

снабжение и сбыт 1,8 1,3 6,0

Информационное

обслуживание 0,8 0,5 0,2

Общая коммерческая

деятельность 4,8 3,9 2,5

Прочая деятельность в

матер. производстве 1,5 1,4 0,7

Бытовые услуги,

жилищное хозяйство 1,8 1,1 3,3

Здравоохранение, спорт,

социальное обеспечение 1,9 1,3 0,1

Народное образование 0,9 1,0 0,04

Культура и искусство 0,9 0,7 0,06

Наука 5,6 5,3

Финансы, пенсионное

обеспечение 1,3 0,9

Прочие 1,05 3,15

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложение 2

Региональная структура малого предпринимательства

-------------------------------------------------------------------------------------------

Экономические районы Доля в общем числе МП

-------------------------------------------------------------------------------------------

Центральный (в т.ч. Москва) 30,5 (20,0)

Северный 2,9

Северо-западный 9,6

Волго-Вятский 2,9

Центрально-Черноземный 2,7

Поволжский 9,6

Северо-Кавказский 9,8

Уральский 10,6

Западно-Сибирский 10,5

Восточно-Сибирский 5,2

Дальневосточный 5,0

------------------------------------------------------------------------

Список литературы

1. Айказян А. Малое промышленное предпринимательство: о реальных инвесторах и выборе (поиске) инвестиционных проектов // РЭЖ - 1998 - №3

2. Архипов А., Баткилина Т., Калинин В. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение // Вопросы экономики - 1997 - №4

3. Афанасьев В., Крылова Е. Малое предпринимательство в решении проблемы занятости // РЭЖ - 1996 - №10

4. Блинов А. Малое предпринимательство и большая политика // Вопросы экономики - 1996 -№7

5. Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики - 1996 -№7

6. Малые предприятия и рабочие места // Человек и труд - 1996 - №8

7. Малый бизнес в России: оценка ситуации (из доклада Российской ассоциации развития малого предпринимательства) // Общество и экономика - 1996 - № 9-10, 11-12

8. Митрофанова Н. Малый бизнес в тени - государству жарко // Экономика и жизнь - 1998 - №20

9. Орлов А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы // Вопросы экономики - 1997 - №4

10. Посеешь бизнес - пожнешь налоги // Экономика и жизнь - 1998 - 1998 - №24

11. Социально - экономическое положение России в 1997 году (материал Госкомстата РФ) // Общество и экономика - 1997 - № 9-10

12. Цыганов А. Предприниматель и власть: проблемы взаимодействия // Вопросы экономики - 1997 - №6

13. Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России // РЭЖ - 1997 - № 5-6, 7

14.Инвестиционная поддержка малого предпринимательства // РЭЖ - 1998 - №5

2