Инфраструктура рынка (работа 2)

Московский Государственный

Социальный Университет

Курсовая работа

По предмету: «Экономическая теория»

На тему: «Рыночная инфраструктура и проблемы ее формирования»

Студента(Ки) курса группы

дневного отделения

Рецензент: .

Москва– 2002 г.

Введение

    Сущность, происхождение и основные элементы инфрастуктуры рынка

    Характеристика основных элементов инфраструктуры рынка

Заключение.

Список используемой литературы.

Введение.

Целью данной курсовой работы является дальнейшее изучение проблем со­временного рынка. Характеристику рынка как совокупности или арены актов купли-продажи можно раскрыть через его структуры, систему и инфраструктуру. Становление и налаживание эффектив­но функционирующей системы и инфраструктуры рынка является важнейшим компонентом процесса перехода экономики России на рыночные условия хозяйствования.

Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономи­ческих проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

Хотя товарное производство, рынок, конкуренция существуют очень давно, не следует забывать, что человечество большую часть своей истории прожило без рын­ка—в царстве натурального хозяйства. В подобной модели хозяйства продукты про­изводятся общиной или семьей для внутрихозяйственного потребления при прямом — командном — распоряжении ресурсами и уравнительном распределении созданного продукта. Однако при всей своей эгалитарности, то есть равенстве отдельных инди­видов, натуральное хозяйство было основой бедности, а не богатства, что связано с узостью экономических отношений, отсутствием специализации, ограниченностью производства и капитала.

Переход от натурального хозяйства к товарному связан с формированием таких основных предпосылок, как экономическая обособленность или автономность то­варопроизводителей, возможность или свобода для каждого экономического субъ­екта стремиться к обеспечению своих частных интересов и разделение труда между товаропроизводителями.

Историческая практика показала, что обеспечению первого условия в наиболь­шей степени адекватен правовой режим частной собственности (хотя это не означа­ет, что экономическая самостоятельность производителей не может быть достигнута другим путем). Экономическая обособленность означает, что производитель сам ре­шает, что производить, как производить, для кого производить и что существуют сво­бода конкурентного поведения, свобода выбора характера и форм хозяйствования в интересах конкретного товаропроизводителя.

Заключительное условие связано с развитием и углублением общественного раз­деления труда, в том числе отношений специализации и кооперации производства. На определенном этапе развития натурального хозяйства стадо ясно, что любое мно­гочисленное сообщество людей не сможет прожить за счет полного само обеспечения при возрастающих потребностях, поэтому различные группы производителей начинают специализироваться на выпуске одного какого-либо продукта, предлагая его в обмен на все остальные необходимые ему для жизни. Постепенно такая практи­ка расширяется и приводит к разрушению натурального хозяйства, образованию то­варного производства.

Рынок — это место, где продают и покупают. Это самое простое, но одновременно и самое поверхностное понимание рынка. В настоящее время существует множество оп­ределений, прежде всего рынок — это обязательный компонент товарного производства, товарного обмена. Обмен товарами про­исходит на основе эквивалентности, т. е. равноценности. Разви­тое товарное производство предполагает использование денег как посредников при обмене товаров.

Итак, основой рынка является товарное производство. Рынок — это общемировая ценность, результат развития человеческой цивилизации.

II. Сущность, происхождение и основные элементы инфрастуктуры рынка

Впервые термин инфрастуктура был использован в экономи­ческом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспе­чивающих нормальную деятельность вооруженных сил (начало XX в.). Он произошел от латинских слов "infra" — ниже, под; "struktura" — строение, расположение. Несмотря на широкое использование, су­ществуют различные трактовки этого понятия.

Одна группа авторов определяет инфраструктуру как всю систе­му обслуживания, видя функцию инфраструктуры в предоставле­нии услуг производству и населению, в обслуживании производ­ства и населения.

Другие понимают под инфраструктурой только систему произ­водственного обслуживания в виде ее назначения в создании об­щих условий производства, в обспечении деятельности основного производства.

Известна и такая точка зрения, согласно которой инфраструк­тура составляет накопленное материальное богатство, как совокуп­ность объектов и сооружений, обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которое призвано обеспечить беспрепятственное поле деятельности.

В 40-е годы XX в. на Западе под инфраструктурой стали пони­мать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функци­онирование материального производства В нашей экономической литературе эта проблема получила основное развитие в 70-е годы.1

Инфраструктура — это обязательный компонент любой целост­ной экономической системы и подсистемы. Она представляет со­бой составную часть общего устройства экономической или политэкономической жизни, носящую подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающую нормальную хозяйственную деятель­ность экономики или политической системы в целом.

Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной сферы общественного производства прошел ряд этапов, определяемых крупными вехами в общественном разделе­нии труда. Так, отделение ремесла от земледелия, или второе круп­ное общественное разделение труда, вызвав появление городов, объективно способствовало усилению продуктообмена между го­родом и деревней, что вело к развитию объектов инфраструктуры. Третье крупное разделение труда в обществе — отделение торговли от земледелия и промышленности — привело к дальнейшему росту продуктообмена за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, что в свою очередь с необходимостью потребовало рас­ширения инфраструктурной сферы.

Сегодня выделяют производственную инфраструктуру, обслуживающую производство (транспорт, связь, оптовая торговля и т.д.), социальную инфраструктуру — совокупность объектов отраслей сфер обслуживания (транспорта и связей по обслуживанию населения, образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.), деятельность которых направлена на удовлетворение личных по­требностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения, а также инфраструктуру рынка.1.

При рассмотрении вопроса о производственной инфраструкту­ре важно выделить то, что она не производит какой-либо продукт, лишь создает необходимые условия для его производства.

Инфраструктурные элементы экономики являются лишь след­ствием своеобразных функций, возложенных экономикой на инф­раструктуру. Эти функции с течением времени изменяются и все более обособляются от функций основного производства. Поэтому в определении производственной инфраструктуры первичным при­знаком выступают ее функции, состоящие в обеспечении произ­водства.

Особенностью хозяйственной деятельности предприятий инф­раструктуры является то, что результат их деятельности нельзя ре­зервировать или складировать, ибо он проявляется в форме про­цесса перемещения, хранения, передачи информации и т.д. Не сле­дует характеризовать инфраструктуру как вспомогательную и тем более как второстепенную сферу.

Новым видом инфраструктуры является рыночная инфраструк­тура. С развитием рыночного механизма в экономике страны появ­ляется необходимость создания специализированного вида деятель­ности по удовлетворению потребностей отдельных рынков, орга­низованной системы, отражающей спрос и предложение. Появление рынка обусловило возникновение новых организаций, учреждений, обеспечивающих его цивилизованное функционирование.

Инфраструктура рынкаэто совокупность правовых форм, опос­редствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслужи­вающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспече­нию нормального режима его функционирования.

Основными элементами инфраструктуры современного рынка яв­ляются:

1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их орга­низационно оформленное посредничество;

2) аукционы, ярмарки и другие формы организационного не­биржевого посредничества;

3) кредитная система и коммерческие банки;

4) эмиссионная система и эмиссионные банки;

5) система регулирования занятости населения и центр госу­дарственного и негосударственного содействия занятости (биржа труда);

6) информационные технологии и средства деловой коммуникации;

7) налоговая система и налоговая инспекция;

8) система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;

9) специальные рекламные агентства, информационные цент­ры и агентства средней массовой информации;

10) торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

11) таможенная система;

12) профсоюзы работающих по найму;

13) коммёрческо-выставочные комплексы;

14) система высшего и среднего экономического образования;

15) аудиторские компании;

16) консультативные (консалтинговые) компании;

17) общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;

18) специальные зоны свободного предпринимательства. Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, элементы инфраструктуры не на­вязаны извне, а порождены самими рыночными отношениями.1

Функционирование рыночной инфраструктуры имеет двойствен­ный характер: с одной стороны, это обслуживание рыночных субъектов, с другой — воспроизводство трудовых ресурсов, самого чело­века, т.е. фактора, который непосредственно участвует на рынке. Функции инфраструктуры рынка следующие:

• облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;

• повышение оперативности и эффективности работы рыноч­ных субъектов на основе специализации отдельных субъектов эко­номики и видов деятельности;

• организационное оформление рыночных отношений;

• облегчение форм юридического и экономического контроля, го­сударственного и общественного регулирования деловой практики;

• подготовка специалистов для эффективного функционирова­ния рынка.

Изменения в экономике страны не могут не отразиться на ее структурных институтах: учреждениях, организациях, обслужива­ющих и обеспечивающих взаимодействие отдельных частей экономики, в том числе и на инфраструктуре рынка.

Кратко охарактеризуем некоторые элементы инфраструктуры рынка.

В период экономики планового типа кредитная система была развита в соответствии с условиями того времени, т.е. кредиты вы­давались не в соответствии с нуждами самого предприятия, а по решению органов государственного планирования. В наше время кредитные учреждения развиваются в большом количестве и с раз­нообразием услуг, необходимых для удовлетворения потребностей предприятий в денежных средствах в период становления рыноч­ной экономики. Бурное развитие на рубеже XXI в. получили ком­мерческие банки, которых не было в плановой экономике, а также специализированные небанковские' кредитно-финансовые инсти­туты. К последним относятся страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные и финансовые компании. Они производят операции и предлагают услуги, которые не оказываются коммер­ческими банками. Такая структура кредитной системы (с учетом функционирования Центрального банка Российской Федерации) отражает потребности рыночного хозяйства, приближаясь к моде­ли кредитной системы развитых стран.

В консалтинговых компаниях работают крупные специалисты в области теории и практики рынка и бизнеса. По контракту, за счет заказов предпринимателей они предоставляют консультации по эко­номическим и юридическим вопросам. Для предпринимателей оп­лата этих консультаций обходится дешевле, чем содержание таких специалистов на фирме. Для России это новое и перспективное дело, так как у наших предпринимателей мало опыта и знаний в области рыночной хозяйственной деятельности.

Аудиторские компании. Аудит — это комплексная ревизия фи­нансово-хозяйственной деятельности фирмы, которая позволяет оценить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса. Такая провер­ка имеет характер независимой экспертизы (по инициативе влас­тей, учредителей, управленцев, руководителей фирмы). В настоя­щее время в России созданы "Мосаудит" и "Инаудит", их экспер­тиза — обязательное условие для получения разрешения на внеш­неэкономическую деятельность, получение лицензий, организации совместных предприятий (СП). Объективность оценок западных ауди­торских компаний служит визитной карточкой на внешнем рынке.

Учебные заведения. Раньше в России ни одно учебное заведение не готовило бизнесменов, менеджеров, и понятно почему. Сегодня таких учебных заведений стало много, но у них главный недостаток — крайне малый срок обучения. Часто в таких учреждениях препода­ют случайные люди. И все-таки этот элемент инфраструктуры рын­ка развивается и набирает силу и авторитет.

Существенное значение для развития рынка и формирования рыночной экономики имеют свободные экономические зоны (СЭЗ). Первая свободная экономическая зона появилась в 1959 г. в Ирлан­дии. В 70-е годы наблюдался наибольший расцвет СЭЗ. Темпы за­нятости в этих зонах за последние 20 лет превышали ежегодно 20%. В рус­ском языке имеет место несколько терминов, определяющих поня­тие "свободные экономические зоны":

• зоны свободного предпринимательства (ЗСП);

• зоны свободной торговли;

• экспортно-производительные зоны (ЭПЗ);

• производственные зоны в регионах;

• свободные порты;

• свободные банковские зоны.

Все эти зоны рассматриваются как факторы экономического раз­вития с привлечением иностранного капитала, предоставлением различных льгот (освобождение от налогов сроком на 10 лет; пря­мые государственные субсидии; беспошлинный ввоз и вывоз това­ров; сдача земель в аренду за низкую плату; наличие дешевой рабо­чей силы и др.).

В настоящее время в мире насчитывается более 400 свободных экономических зон (преимущественно в развитых странах), гос­подствующее положение в СЭЗ занимают транснациональные кор­порации (ТИК) Японии, США и Западной Европы.

Для привлечения иностранного капитала СЭЗ очень важны: по­литическая стабильность; отсутствие хаоса, дезорганизации хо­зяйственных связей; законопорядок, а не война законов, дешевая рабочая сила. Всего этого у нас нет в настоящее время. Кроме того, отсутствует опыт создания и функционирования СЭЗ. Несомненно, это сдерживает развитие свободных экономических зон России.

В советской экономической литературе к инфраструктуре отно­сили основную торговую сеть, постоянно действующие ярмарки, аукционы для оптовой реализации товара, коммерческие банки для обслуживания коммерческих кредиторов, складское хозяйство (эле­ваторы, холодильники), тарное и транспортное хозяйство, всякого рода биржи и информационную службу. В этом случае инфраструк­тура рынка имела расширительное толкование.

Говоря об организации торговой сети за рубежом, в числе полу­чивших наибольшее распространение и более перспективных форм стоит выделить следующие:

супермаркеты магазины самообслуживания с преимуществен­но продовольственным ассортиментом;

суперонтер перспективный магазин по торговле скоропортя­щимися товарами, расположен чаще всего вне города;

конвинненс онтор небольшой магазин с ограниченным чис­лом продуктов высокой степени готовности (как дополнение к круп­ным магазинам);

супертриадо новая модель крупного магазина, имеющая со­временный торговый центр с реализацией высококачественных дорогостоящих товаров, зона супермаркета-склада, зона продажи товаров улучшенного качества;

драгонтер розничное предприятие с высокой степенью авто­матизации операций, где принимаются кредитные и дебиторские карточки;

магазин-дискаунт магазин сниженных цен, реализует товары среднего качества по сравнительно невысоким ценам и др.

Широкое распространение получают розничные конгломератыкорпорации свободной фирмы, объединяющие несколько предпри­ятий разнородных направлений и форм розничной торговли под единым владением с частичной интеграцией функций распределе­ния и управления. Представляют интерес и оптово-розничные клу­бы, членами которого являются мелкорозничные торговые фирмы (60%), вносящие 20—30 дол. в год, и индивидуальные потребители (40%), вносящие 5% от цены товара. Примером такого клуба может служить фирма Price club (Калифорния).

Классическая инфраструктура рынка включает товарные бир­жи, фондовые биржи, биржи труда и др.

Основные элементы инфраструктуры рынка

II. Характеристика основных элементов инфраструктуры рынка

На рынке товаров и услуг инфраструктура представлена товар­ными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, фирмами, предоставляющими участникам рыночную информа­цию, занимающимися маркетингом, рекламой и т. д. Эта часть инфраструктуры охватывает огромное экономическое простран­ство между производителями и потребителями; ее функциониро­вание обеспечивает регулирование сбыта и обслуживание потре­бителей. Эта инфраструктура реагирует на сигналы, идущие от спроса, и обеспечивает равновесие на товарном рынке.

На рынке труда инфраструктурой являются биржи труда, систе­мы, обеспечивающие обучение и переквалификацию работников.

На рынке ценных бумаг это в первую очередь фондовая биржа, где покупаются и продаются акции и облигации. Соединяя ин­весторов и владельцев сбережений, биржа способствует межот­раслевому и межрегиональному переливу капиталов.

Инфраструктура кредитного рынка это современная двух­уровневая банковская система (Центральный банк и коммерчес­кие банки), страховые компании и различные фонды, способные мобилизовать свободные денежные средства и превратить их в кредиты.

Государственные финансы (центральные и местные бюджеты) также являются частью инфраструктуры рынка. Бюджеты через налоги, а также через расходы позволяют государству решать те проблемы, перед которыми отступает рынок.

Следующий элемент инфраструктуры — это законодательст­во, правовая система, регулирующая взаимодействие участников рынка. Отсутствие или слабое развитие правовой системы пре­вращает рынок в «дикий», а экономику делает криминальной.

Мы рассмотрели основные элементы инфраструктуры рынка. Еще раз отметим, что рынок не может нормально функциониро­вать без развитой инфраструктуры. Поэтому перед странами, вхо­дящими в рынок, а значит, и перед нашей страной стоит задача создания рыночной инфраструктуры.

Инфраструктура рынка товаров и услуг.

В настоящее время уровень развития инфраструктуры товарных рынков в России в целом и в регионах не соответствует условиям свободного дви­жения товаров. В ходе экономических реформ нарушились процесс товаро­движения и существовавшие между хозяйствующими партнерами взаимо­связи, увеличилась звенность в процессе реализации товаров, возросли из­держки, цены, количество нерациональных перевозок, бессистемно осуще­ствляется оптовая и торгово-посредническая деятельность.

Мировой опыт свидетельствует, что непременным условием эффективности функционирования экономики рыночного типа является развитая инфраструктура товарного рынка. Ее субъекты выполняют очень важные функции: затаривание, расфасовка, хранение товаров на складах, в холо­дильниках, разукрупнение или наоборот увеличение объемов поставок, транспортировка и доставка продукции; предоставление информации о спросе, предложении, ценах, условиях продажи, местонахождении товаров, финансовая помощь для поддержки производства в некоторых случаях и др.1

В услугах оптовых баз особенно нуждаются мелкие и средние потреби­тели, так как из-за нетранзитных объемов поставок им товаров только эти базы могут предложить широкий ассортимент продукции и гарантировать стабильное и бесперебойное ее поступление. Инфраструктура товарных рынков должна создавать условия для поддержания необходимого соотно­шения спроса и предложения, сокращения времени реализации товаров, ускорения оборота капиталов, снижения издержек товарообращения и цен, формирования эффективной конкурентной среды.

В настоящее время в России насчитывается около 20 тыс. посредниче­ских организаций с численностью более 600 тыс. человек. Доля реализации товаров организациями оптовой торговли в общем объеме отгружаемой из­готовителями продукции составляет около 25%. Два года назад она не пре­вышала 10%, но и нынешний уровень еще не соответствует потребностям рыночной экономики. В развитых странах количество объектов инфра­структур и численность занятых в них в несколько раз больше. Например, в США еще в 1985 г. только в оптовой торговле работало 4,3 млн. человек, 60% которых было занято в обороте товаров производственно-технического назначения. В Германии доля реализации товаров через оптовых посредни­ков составляет 40%.

Условия рынка требуют увеличения количества торгово-посреднических предприятий и организаций, и прежде всего - реализующих товары производственного назначения в розницу и мелким оптом, а также оказывающих чисто посреднические и информационные услуги, а также более равномерного их размещения на территории России. Более 70% предпри­ятий и организаций оптовой торговли сосредоточено в пяти регионах: Цен­тральном - 24. Западно-Сибирском - около 14, Поволжском и Уральском -более 11. Северо-Кавказском - 10%.

Основная часть объектов оптовой торговли (95%) - негосударственные, 90% всех предприятий являются малыми с численностью работников до 25 человек, а на 58% предприятий занято лишь до пяти человек. Наиболее активно объекты оптовой торговли образовывались в 1992-1994 гг. В этот период было зарегистрировано более 80% таких предприятий, при этом лишь около 10% были созданы путем приватизации, остальные - вновь об­разованные.1

Наиболее распространенная организационно-правовая форма хозяйст­вования указанных предприятий - товарищество с ограниченной ответственностью (52% общего их числа), 18% составляют индивидуальные част­ные предприятия, 13 - акционерные общества закрытого типа, 9 - открытого типа, 10% - предприятия других форм.2

Предприятия оптовой торговли располагают складами общей площадью 63 млн. м2. На одно товарищество с ограниченной ответственностью в среднем приходится складской площади 244 м2 и емкость холодильников -12 т, на акционерное общество открытого типа - соответственно 13500 м2 и 513 т, акционерное общество закрытого типа - 847 м2 и 38 т, индивидуаль­ное частное предприятие - 41 м2 и 2,3 т.

Складские площади загружены на 40-60%, остальная часть сдается в аренду, используется на условиях кооперации или продается промышлен­ным предприятиям и коммерческим структурам. Однако, несмотря на на­личие значительного количества складских площадей, не хватает высокомеханизированных складов с соответствующим комплексом сервисных ус­луг. Поэтому требуются модернизация складских площадей, доведение доли активной части основных фондов торгового назначения до 35-40%.

По мере развития рыночных отношений создаются новые рыночные структуры и видоизменяется их деятельность. Например, на протяжении двух трех лет происходил бурный рост бирж, реализующих продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребле­ния. В настоящее время биржевая активность снижается. Значительно уменьшилось количество товарных бирж - на начало 1997 г. их было всего 78. Через них на протяжении последних двух лет реализуется менее 1% об­щего объема продаваемой продукции.

Важной проблемой функционирования товарных рынков является формирование системы соответствующего информационного обеспечения. Пока этот процесс происходит стихийно, никто не учитывает создаваемые ба­зы данных о состоянии и развитии товарных рынков, не координирует деятельность производителей информации и не обеспечивает их взаимовыгодное сотрудничество. В результате, несмотря на большое число фирм, специализирующихся на производстве и распространении информации, ни одна из них не имеет надежную и полную информацию, всесторонне характеризующую состояние товарных рынков и инфраструктуру (спрос, товарное положение, цены, конкурентоспособность, условия продажи, формы обслуживания).

Не отвечает объективным требованиям и нормативно-правовое обеспечение торговых отношений, не сформирована его четкая система и доста­точная законодательная основа. Количество правовых актов, принимаемых на разных уровнях власти и ведомствами, даже не поддается учету Норма­тивные акты рассогласованы между собой на стадии подготовки, принятия и действия, некоторые из них не отражают все стороны и аспекты функ­ционирования товарных рынков, а многие необходимые - еще не разработаны. В нормативной документации есть много противоречий. Эффектив­ность правовой системы в целом и отдельных ее составляющих не опреде­ляется.

Недостаточно развито и производство тароупаковочной продукции. Ее выпускают около 4000 предприятий самых различных отраслей промышленности, в том числе 78 предприятий (из них 21 специализированное) -картонную тару, 71 (6 специализированных) - полимерную, 38 - металлическую и более 2000 - деревянную тару.

Затраты на упаковку продукции обрабатывающей промышленности составляют в 12-14 трлн. руб. в год. Доля российской продукции, продавае­мой в расфасованном и упакованном виде, равняется всего лишь 30%, при этом одна треть упаковки - импортная.1

Что касается системы транспортно-экспедиционных услуг, то она фор­мируется стихийно, причем идет интенсивный процесс дезинтеграции, в то время как в развитых странах происходит интеграция складского бизнеса в крупные компании (оказывающие транспортно-экспедиционные, консалтинговые. информационные услуги) и товарораспределительные центры. Это позволяет рационализировать грузодвижение, обеспечивать экономию на общесистемных затратах и получать экономический эффект.

Создание рациональной инфраструктуры товарных рынков требует координации деятельности различных субъектов экономики в региональном. отраслевом и институционном аспектах, а в ряде случаев - и непосредст­венного участия государства. Поэтому она должна развиваться на основе комплексного системного подхода с использованием программного метода реализации решений.

Для формирования и функционирования рациональной инфраструкту­ры российских товарных рынков Правительство РФ постановлением от 3 августа 1996 г. "О комплексной программе развития инфраструктуры то­варных рынков Российской Федерации" поручило Минэкономики России с привлечением заинтересованных федеральных и местных органов исполни­тельной власти разработать указанную комплексную программу на 1998-2005 гг. В настоящее время закончена научная проработка и в ближайшее время будет подготовлен ее проект.

В соответствии с прогнозом развития инфраструктуры товарных рынков на 1998 г. и ближайшую перспективу доля реализации продук­ции производственно-технического назначения через оптовых посредников будет расти на 2-3% в год. По мере развития сети эффективных посредни­ков и увеличения объемов производства продукции этот показатель будет повышаться.

Структура объемов закупок товаров в наиболее крупных коммерческо-посреднических организациях может составить: закупка в своей области -30%, в соседних областях - 25, в других областях России - 25, в других го­сударствах - 20%. Доля реализации товаров в своей области прогнозируется на уровне 50%, в соседних областях - 20, в других областях России - 20, в других государствах - 10%.

В объеме реализации товаров коммерческо-посреднических организа­ций удельный вес других оптовых посредников может составить 10-30%, а в закупках товаров - 30-40%.1

По мере развития логистических функций возможны организационные преобразования в системе коммерческо-посреднических структур, измене­ния их специализации. Ожидается создание новых видов оптовых посред­ников, транспортно-сбытовых центров и др. Будет развиваться взаимодей­ствие складских предприятий оптовых посредников с транспортными тер­миналами и складами обслуживаемых предприятий и интегрированная ор­ганизация товародвижения через места складирования. Предполагается со­кращение складских перевалок и числа стадий складирования продукции.

Из новых посреднических организаций комплексного обслуживания могут выделяться или на их основе образовываться транспортно-экспедиционные структуры. При территориальном тяготении к крупным транспортным узлам новые посреднические организации комплексного об­служивания могут явиться базой для создания транспортно-сбытовых цен­тров (именуемых за рубежом распределительными центрами). При обслу­живании заказчиков по контрактам возможно образование на местах спе­циализированных структур, например, в рамках федеральной контрактной системы. Приоритетными в деятельности оптовых посредников по оказа­нию дополнительных услуг становятся услуги транспортно-экспедиционного характера, объем которых может увеличиться в большинстве органи­заций Их удельный вес в общей сумме оборота коммерческо-посреднических структур достигнет, вероятно, 15-20%. Интеграция и специализация оптовых посредников будет сопровождаться организацией складского об­служивания, развитием складской сети как важнейшего элемента рыночной инфраструктуры.

Влияние биржевых структур на формирование товарного рынка России будет оставаться незначительным из-за уменьшения промышленного производства, низкой платежеспособности, преобразования бирж в другие коммерческие структуры. Предполагается, что через биржи будет прода­ваться менее 1% общего объема реализации продукции.

Становление рыночной экономики в агропромышленном производстве невозможно без формирования системы организованных сельскохозяйст­венных рынков. Предстоит сформировать необходимое количество регио­нальных. межрегиональных специализированных и универсальных агробирж в крупных товарных центрах сельскохозяйственного производства (торгующих зерном, маслосеменами и растительным маслом, сахаром и другими продуктами), производящих операции с форвардными и фьючерс­ными контрактами на поставку продовольствия и сельскохозяйственного сырья Эти биржи должны осуществлять котировку цен и страхование уча­стников торгов от чрезмерного колебания цен.

Возможно развитие аукционной торговли шерстью, льноволокном и племенным скотом. Широкое распространение должны получить постоянно действующие ярмарки розничной и оптовой продажи всех видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, оптовые универсальные продо­вольственные плодоовощные, мясные рынки, рынки живого скота и морепродуктов (особенно в местах их массового производства). Для развития оптовых продовольственных рынков требуется экономическое стимулиро­вание сельскохозяйственных товаропроизводителей с целью увеличения объемов производства и улучшения качества продукции, оздоровления со­циально-экономической ситуации в АПК.

Учитывая ограниченность капитальных вложений, при формировании товаропроводящей сети и создании ее рыночной инфраструктуры на район­ном. городском, региональном, межрегиональном уровне необходимо мак­симально полно использовать имеющуюся материально-техническую базу (холодильники, общетоварные склады, плодоовощные базы и другие оптово-складские предприятия инфраструктуры).1

Прогнозируется развитие информационного обеспечения на основе создания системы единого информационного пространства и расширения возможностей получения всеми участниками рынка наиболее качественной и полной информации обзорного, рекомендательного и прогнозного характе­ра о состоянии товарных, особенно - внутренних, рынков (спрос, предложе­ние, запасы, цены, тарифы, технико-экономические характеристики про­дукции и условия ее поставки - партии, сроки, виды оплаты и т.п.). Эта система будет обслуживать как постоянных клиентов, так и хозяйствующих субъектов, нуждающихся в эпизодической информации.

В рамках Комплексной программы должны быть созданы региональные и головной информационно-маркетинговые центры, сформированы соответствующие банки данных, разработаны методическое и программное обеспечение функциональных задач, механизмы информационного обмена между производителями информации, а также производителям, потребите­лями и посредниками. При совершенствовании нормативно-правовой базы предполагается привести в соответствие друг другу положения, регламентирующие правила розничной и оптовой торговли, права потребителей, права и обязанности производителей и государства. Новые общие принци­пы и положения должны обеспечивать единую направленность норм и ак­тов создание четкой логической схемы регулирования отношений.

Прогнозируется совершенствование тароупаковочного производства, что будет способствовать повышению эффективности продвижения россий­ской продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках, сохранению качества и уменьшению потерь товаров, обеспечению требований мировых стандартов по экологической и санитарной безопасности, улучшению конкурентоспособности российских товаров.

Будет продолжено формирование условий для создания эффективных региональных систем грузодвижения, основанных на терминальной техно­логии перевозочного процесса. Это позволит сократить транспортные из­держки и сроки доставки, уменьшить потери и порчу грузов. В ближайшее время предстоит создать и развить транспортные мощности и средства для обеспечения непрерывности торгово-складских и сбытовых процессов, а также для погрузочно-разгрузочных операций, организовать торгово-транспортные фирмы и транспортные терминалы, которые будут осуществ­лять комплексное обслуживание транспортом, погрузочно-разгрузочными средствами, предоставлять складские помещения, развесочные, расфасо­вочные цехи, торговые площади, тароупаковочные средства и др.

В качестве примера системного развития объектов инфраструктуры транспортного обеспечения можно привести сооружение сервисно-терминального комплекса в Чувашской республике, которое начато на базе незавершенного (55% сметной стоимости) строительства завода по ремонту тяжелых строительных машин. Он располагается на южной окраине Чебок­сар на разветвлении шоссейных дорог, соединяющих Чувашскую республи­ку с Москвой, Нижним Новгородом, Казанью, Ульяновском. Здесь прохо­дит транзитный грузовой поток на Нижегородскую, Ивановскую, Ульянов­скую, Кировскую, Московскую области, республики Мордовию, Марий Эл, Удмуртию, Татарстан и на Урал. Комплекс будет предоставлять: охраняе­мые стоянки для большегрузных автомобилей, автопоездов, легковых ав­томобилей и места отдыха для водителей и пассажиров; техническое об­служивание автомобилей; места для оптовой и розничной торговли; поме­щения и офисы, оборудованные по европейским стандартам для деловых людей и фирм; услуги в банковских, страховых, транспортно-экспедиционных операциях, а также по оформлению торговых операций между фирма­ми-клиентами; хранение товаров на складах или контейнеров на открытых площадках, погрузочно-разгрузочные работы, а также посреднические ус­луги между различными структурами; таможенное обслуживание; средства коммуникаций и связи по современным стандартам; гостиничное обслужи­вание, услуги в оздоровительных залах с душевыми, саунами и бассейнами.

Создание подобных комплексов, включающих также таможенные скла­ды, особенно эффективно в приграничных пунктах. Такие склады очень удобны для импортеров. На них можно хранить товары до трех лет без уп­латы пошлин и налогов. Строительство таможенных складов и транспорт­ных терминалов весьма выгодно для инвесторов, так как по уровню доход­ности таможенно-складской и сервисный бизнес занимает второе место по­сле рекламного дела и туризма.

Рынок жилья до недавнего времен и в нашей стране существо­вал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В связи с приватизацией государственно­го жилого сектора можно ожидать формирования полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи "по договоренности" рынка жилья, охватывающего все виды жилой пло­щади. Это покончит с вопиющей социальной несправедливостью, когда одни люди (зачастую обеспеченные) получают жилье бесплатно, а другие покупают за полную стоимость. Рынок жилья — это часть рынка недвижимости.

Рынок труда, или рабочей силы, в принципе существовал всегда. Однако в нашей экономике рабочая сила не была объектом сво­бодной купли-продажи в связи с ее плановым распределением, вне­экономическим принуждением к труду (борьба с тунеядством) и государственными тарифами оплаты труда, отсутствием свободной системы найма и увольнений. До недавнего времени отрицался то­варный характер рабочей силы. Развитие рынка рабочей силы пред­полагает признание за каждым индивидуумом права свободной продажи своей рабочей силы по собственному выбору, желанию и по рыночной цене на основе контракта между работником и нани­мателем. Рынок труда представляет собой куплю-продажу услуг всех работающих, включая услуги неквалифицированных и квалифици­рованных рабочих, управляющих, руководителей фирм. Важней­шим механизмом этого рынка является биржа труда, где формиру­ется спрос и предложение рабочей силы. Другой составной частью рынка факторов производства является рынок реального капитала, к нему следует отнести прежде всего товары и услуги производ­ственного назначения или те товары и услуги, которые непосред­ственно не предназначены для удовлетворения потребностей насе­ления, но косвенным образом (через поставляемое оборудование, машины, технологии, сырье, материалы) направленные на реше­ние задач по удовлетворению потребностей общества в необходи­мых благах. Для данного рынка характерна устойчивость производ­ственных связей, крупномасштабность коммерческих операций и долгосрочный характер отношений между партнерами, ибо, как правило, с этим рынком сопряжено решение проблем инвестиций или капитальных вложений. К разновидности данного типа рынка можно отнести продукцию научного производства, которая опре­деляет совершенствование технологий, техники, систем организа­ции и управления хозяйственными и социально-экономическими процессами. Это тот рынок» для которого характерны самый высо­коинтеллектуальный и творческий труд, сверхсовременные инвес­тиционные товары и материалы, а также с которым связана высо­кая степень риска, особенно в области фундаментальных и при­кладных исследований. Объектами купли-продажи являются патенты, лицензии, ноу-хау (знания и опыт), инжиниринг, опыт­ные образцы и т.п.

Другим структурным подразделением рынка является рынок земли. Под землей в данном случае понимаются не только земельные уча­стки для сельскохозяйственного производства, строительства или других нужд, но и недра земли, полезные ископаемые. Поэтому на рынке земли встречаются представители и сельского хозяйства, и строительной индустрии, и промышленности, прежде всего добы­вающих отраслей, и государственных структур. Большинство сде­лок на данном рынке связано не с куплей-продажей земли, а лишь с передачей земли на определенный срок в аренду. В данном случае исключительное право собственности остается за собственником, который реализует экономическое отношения владение посредством присвоения ренты. Новый хозяин-арендатор получает абсолютное право собственности на срок арендного соглашения, но за это он вынужден ежегодно платить действительному собственнику ренту. Присвоение земельной ренты представляет собой экономическую форму реализации собственности на землю. На рынке земли рента выступает своеобразной ценой земли.

Особое место занимает денежный рынок. Если на обычном то­варном рынке деньги выполняют посредническую функцию в об­мене товарами и выступают мерилом цены товаров, то на финан­совом рынке деньги сами становятся полноправным товаром, цена за их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимает форму процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги. Предложе­ния денег прежде всего формируется за счет сбережений населе­ния, а также накоплений предприятий и организаций. Причем пред­ложение денег обусловлено стремлением их владельцев к получе­нию процента. Спрос на деньги возникает у хозяйственных агентов, а также у государства, когда собственных средств оказывается не­достаточно для финансирования тех или иных хозяйственных про­ектов и программ. Поэтому спрос на деньги связан с нехваткой денежных ресурсов у хозяйственных агентов и государства. Вступая в кредитную сделку, обе стороны находят взаимное удовлетворе­ние интересов: одни получают столь необходимые им денежные ресурсы, другие получают доход в форме процента за предостав­ленную ссуду, которую к тому же через определенный срок им должны будут вернуть заемщики.

Рынок денег и валюты официально в нашей экономике отсут­ствовал или носил теневой характер. В крайне ограниченной форме валютный рынок охватывал только сферу внешнеэкономических отношений. Нормальное функционирование этого рынка потребо­вало создания фондовых и валютных бирж, на которых продается и покупается валюта за рубли по мировому, государственному сво­бодному и аукционному курсу.

Рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком капитала, ибо он представляет реально существующий капитал в титулах собственности — акциях, облигациях, векселях. Фактически проис­ходит раздвоение капитала на реальный и фиктивный, каждый из которых, несмотря на взаимную предопределенность, получает са­мостоятельное движение, обращение. Реальный капитал — это фон­ды предприятий (здания и сооружения, машины и оборудование, сы­рье и материалы). Фиктивный капитал отражает реальный капи­тал в ценных бумагах; они получают хождение как самостоятельный товар и обладают, как и любой другой товар, ценой, которая назы­вается курсом ценных бумаг.

На рынке ценных бумаг существует две организационные фор­мы торговли ценными бумагами: фондовые биржи, где обращают­ся ценные бумаги (главным образом акции) прежних выпусков, и внебиржевой оборот, в процессе которого происходит первичное размещение новых эмиссий (выпусков).акций и облигаций, а так­же продаются и покупаются акции и облигации прошлых выпусков не самых крупных корпораций.1 Движение ценных бумаг вызывает перелив капиталов из одних производств и отраслей в другие на основе более выгодного их вложения и, следовательно, структур­ные сдвиги в экономике.

Рынок информационных продуктовэто особый рынок, пред­метом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, раз­личного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информацион­ный продукт в широком смысле слова, включая в него и интеллек­туальный, т.е. научный, культурный, духовный, образовательный, продукт, то рынок подобной продукции только формируется. Оп­ределенное распространение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ.

Информационный рынок выступает в роли предвестника буду­щего состояния прочих рынков. Информационный рынок объектив­но связан с обеспечением самых разнообразных и многоплановых сведений о состоянии дел на том или ином рынке, с целью приня­тия адекватных решений в соответствии со складывающейся ситу­ацией. Поэтому информационный рынок в его прямом функцио­нальном назначении сводится к обеспечению хозяйственных субъек­тов самой разнообразной информацией краткосрочного и среднесрочного характера.

Рынок инноваций, т.е. нововведений, изобретений, рационали­заторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рас­сматривать инновации как товар, который целесообразно прода­вать по рыночным ценам, что, несомненно, должно привести к ускорению научно-технического прогресса

Рынок лицензий это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией. В современных условиях наиболь­шее распространение в международной практике получили лицен­зионные соглашения, предусматривающие комплексный техноло­гический обмен с предоставлением ноу-хау (информации, предо­ставляющей технические знания и практический опыт, имеющей коммерческую ценность и не обеспеченной патентной защитой; спе­цификаций, формул, рецептур, документации, схем организации производства, характеристик технологического процесса и пр.) и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии.

Заключение.

Проведя исследования в данной области можно сделать общие выводы об необходимости существования инфраструктуры рынка, а так усвоить суть ее функций и механизм взаимодействия составных частей.

Инфраструктура — это обязательный компонент любой целост­ной экономической системы и подсистемы. Она представляет со­бой составную часть общего устройства экономической или политэкономической жизни, носящую подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающую нормальную хозяйственную деятель­ность экономики или политической системы в целом.

Без инфраструктуры рынок не смог бы выполнять возложенные на него функции по товарообмена. Она является фундаментом рыночной системы любого государства, даже того, которое не приемлет рыночную модель экономики.

Иными словами, инфраструктура является средством осуществления функций рынка посредством ее взаимосвязанных институтов и подструктур.

Список используемой литературы.

Периодические издания.

    инфраструктура товарного рынка // Экономика 1997 № 10 С. 43.

    Перспективы развития инфраструктуры внутреннего биржевого рынка российских еврооблигаций. // Оксана Страхова. – Рынок ценных бумаг. 2002 г. № 8 С. 76.

Учебно-методические пособия.

    Добрынин А.И., Журавлева Г.П.. Общая экономическая теория. Учебное пособие – СПб.: Питер, 2002 г. (Серия «Краткий курс»). – С. 256-270.

    Курс экономики: Учебник. – 3-е изд., доп. / Под ред. Б.А. Райзенберга. – М.: ИНФРА-М, 2000 г. – С.447-480.

    Курс экономической теории: Учебник – 4-е перераб. и доп. издание./ Под общей редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2001 г. – С. 468-478.

    Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999 г. - С. 65-70, 246.

    Общая экономическая теория. Курс лекций. Под ред. проф. Г.П. Журавлевой. Российская Экономическая Академия им. Г.В Плеханова, М.: 1998 г. – С. 212.

    Паисков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2000 г.

    Попов А.И. Экономическая теория. СПб.: Питер, 2001 г. (Серия «Учебники для вузов»). – С. 262-268.

    Райзенберг Б.А. Современный экономический словарь, 2-е издание, испр. – М.: ИНФРА-М, 1999 г.

    Шишкин А.Ф. Экономическая теория. Учебное пособие для взуов, 2-е изд. В 2-х книгах. Кн. 1. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996 г. С. 561-567.

    Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.:ИНФРА-М, 2001 г. - С.573-578.

1 Паисков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2000 г

1 Добрынин А.И., Журавлева Г.П.. Общая экономическая теория. Учебное пособие – СПб.: Питер, 2002 г. (Серия «Краткий курс»). – С. 256-270

1 Паисков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2000 г

1 Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.:ИНФРА-М, 2001 г. - С.573-578.

1 инфраструктура товарного рынка // Экономика 1997 № 10 С. 43

2 инфраструктура товарного рынка // Экономика 1997 № 10 С. 44

1 инфраструктура товарного рынка // Экономика 1997 № 10 С. 46

1 Попов А.И. Экономическая теория. СПб.: Питер, 2001 г. (Серия «Учебники для вузов»). – С. 262-268

1 Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999 г. - С. 65-70, 246.

1 Перспективы развития инфраструктуры внутреннего биржевого рынка российских еврооблигаций. // Оксана Страхова. – Рынок ценных бумаг. 2002 г. № 8 С. 76.