Издержки предприятия (работа 2)

В в е д е н и е

Рассматриваемая в данной работе тема издержек - одна из наиболее актуальных на сегодняшних день и именно поэтому этот вопрос заслуживает детального рассмотрения. В работе тема издержек производства и их эффект на масштабы производства рассматривается как с теоретической, так и с практической точки зрения, делая акцент на сегодняшней ситуации в экономике Российской Федерации.

Сейчас, в условиях небывалого падения производства как никогда актуально оценка столь немаловажного фактора, влияющего как на политику производителя, так и на ориентацию покупателя. Именно издержки производства лежат в основе производственного процесса. И именно о них в первую очередь думает производитель. А разве проблема максимизации прибыли не затрагивает проблему издержек производства, а не вечный ли это вопрос: "Как увеличить число покупателей, спрос на свою продукцию?" Все это говорит о том, что издержки производства одна из основных слагаемых процесса производства.

В работе использован научный опыт ученых, превративших закономерности рыночной экономики в экономические законы, в соответствии с которыми работает на протяжении многих лет не одно поколение товаропроизводителей. Основываясь на опыте предыдущих поколений и руководствуясь экономическими законами, спроецированными на сегодняшнюю экономическую реальность, можно прийти к выводу о необходимости комплексного изучения фактора издержек производства как детерминанты положенной в основу прогрессивного развития экономики России.

На основании маркетинговых исследований менеджеры производственных фирм определяют условия производства товаров (услуг), которые будут поставляться на рынок. Значительное внимание при этом уделяют предстоящим затратам.

Затраты производственных факторов, используемых для производственной и реализационной деятельности, называются “издержками производства”.

С экономической точки зрения издержки представляют собой стоимость всех затрачиваемых материалов и услуг. Поэтому каждая фирма заинтересована в анализе затрат в динамике их соотношения с уровнем цены на продукт.

Существуют два подхода к оценке затрат бухгалтерский и экономический. И бухгалтеры, и экономисты согласны с тем, что издержки фирмы в любой период равны стоимости ресурсов, использованных для производства реализованных в течении этого периода товаров и услуг. В финансовых отчетах фирмы зафиксированы фактические (“явные”) затраты, которые представляют собой денежные ресурсы на оплату используемых производственных ресурсов (сырье, материалы, амортизация, труд и т. д.).

Однако экономисты, кроме явных, учитывают и “неявные” затраты. Поясним это на следующем примере.

Предположим, что в производство продукции фирма вкладывает заемный капитал, который она взяла в банке; тогда в издержки включались бы и средства на погашение банковского процента. Следовательно, при условии, что вкладывается привлеченный капитал, из дохода фирмы необходимо исключить неявные затраты в размере банковского процента.

Однако даже понятие “неявные затраты” не дает полного представления об истинных затратах на производство. Это объясняется тем, что из множества возможных вариантов использования ресурсов мы осуществляем один определенный выбор, единственность которого вынуждается ограниченностью ресурсов.

Так, поступив в институт, мы упускаете возможность в течении нескольких лет обучения получать заработную плату, если бы были заняты той или иной работой. Увлекаясь телевизором, вы упускаете возможность прочесть книгу, и т. д.

Теперь понятно, почему, принимая то или иное производственное решение и оценивая действительные затраты, экономисты рассматривают их как затраты упущенных (утраченных) возможностей.

Под “издержками упущенных возможностей” понимают издержки и потери дохода, которые возникают при выборе одного из вариантов производственной или реализационной деятельности, что означает отказ от других возможных вариантов.

Таким образом, затраты упущенных возможностей можно рассматривать как сумму доходов, которые могли бы обеспечить фирме факторы производства, если бы они были более выгодно использованы в альтернативных вариантах.

Любая фирма стремиться поучить максимум прибыли при минимальных совокупных затратах. Естественно, что минимальный объем совокупных затрат меняется в зависимости от объема производства. Однако составляющие совокупных затрат по-разному реагируют на изменение объема производства. Это относится, в первую очередь, к расходам на оплату обслуживающего персонала и оплату производственных рабочих. Поэтому “совокупные общие затраты” делятся на “постоянные” и переменные.

В хозяйственной практике нашей страны для определения величины издержек производства используется категория “себестоимость”.

Себестоимость соответствует рассмотренным бухгалтерским издержкам, т.е. не учитывает неявные (вмененные) издержки. С развитием предпринимательства в России экономисты переходят от использования понятия “себестоимость” к использованию понятия “экономические издержки”, но в настоящее время первое сохраняет свое значение.

Любая фирма, прежде чем начать производство, должна четко представить, на какую прибыль она может рассчитывать. Для этого она изучает спрос и определяет, по какой (примерно) цене будет продаваться ее продукция. Решение принимается после сравнения предполагаемых доходов с издержками, которые предстоит понести.

Современная экономическая теория сохраняет исходное положение об издержках производства: чтобы получить большее количество любого блага, необходимо предоставить потенциальным производителям и поставщикам этого блага определенный стимул, который бы побудил их перебросить ресурсы из сферы их текущего использования на производство того, чего мы хотим. Необходимо, чтобы выгоды от такой переброски превысили затраты на нее, т.е. превысили ценность тех возможностей, от которых придется отказываться потенциальным предпринимателям.

Всю жизнь, стимулы заставляют нас совершать определенные поступки. Рабочие ищут наивысшую зарплату. Желание повысить свое благосостояние побуждает их работать эффективнее и производительнее. Бизнесмен стремится к высоким прибылям. Владельцы собственности хотят установить по возможности более высокие цены на свои ресурсы. В системе свободного предпринимательства экономические стимулы помогают нам определить, какое направление деятельности будет наиболее выгодным.

Решения всегда принимаются на основе сопоставления дополнительных затрат с дополнительными выгодами. Дополнительные затраты - это предельные затраты или предельные издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукта наиболее дешевым способом. Слово "предельный" означает расположенный на границе или краю". Вы решили приобрести автомобиль и стать таксистом. Прикидываете ожидаемые затраты: цена автомобиля, оформление прав, страховка, расходы на бензин, масло, техобслуживание, процент за кредит, аренда гаража и т.д. Ориентировочно определяете ожидаемые доходы в расчете на год и получаете результат. После сопоставления его с настоящей работой и доходом принимаете решение: быть вам таксистом или не быть.

В большинстве производств экономия, а, следовательно, и выгода, достигаются на масштабах. Если деловые люди не видят способа произвести большой объем продукции, они не станут производить ничего. Их решения направляются ожидаемыми предельными затратами. Предприятие направляет ограниченные ресурсы на ту продукцию, которая необходима потребителю и по цене, которую они согласны платить. Прибыль сигнализирует предприятию о том, насколько оно правильно решает вопросы "Что производить?" и "Как производить?".

Затраты всегда являются результатом действия спроса и предложения. Вы взбудоражены очередным повышением цен на продукцию животноводства. Вам отвечают, что возросли издержки, повысилась закупочная цена. Ее рост есть в свою очередь результат повышения цен на топливные ресурсы, на корма и зарплаты. Сама зарплата растет в связи с повышением цен на блага и услуги и т.д. Так что же, в конечном счете, определяет рост цен на продукцию животноводства?

Изменение спроса воздействует на цены в зависимости от величины предельных издержек производства. Возрастание спроса на любое благо повысит затраты на приобретение этого блага лишь постольку, поскольку оно не вызовет роста величины предложения. Затраты связаны не с вещами, а с действиями людей. Существо экономической системы и состоит в постоянной координации процессов сотрудничества и взаимного приспособления.

При системе свободного предпринимательства производятся только те товары и услуги, которые ценятся индивидуальными потребителями данного общества. Мы склонны так действовать, поскольку это выгодно нам самим. Ожидание вознаграждения (для предприятия - это прибыль) стимулирует работников производить больше, а работодателей расходовать ресурсы рационально.

На практике прибыль есть излишек выручки над затратами капитала. Прибыль представляет собой конкретную цель, к которой стремится каждый предприниматель, а издержки производства - затраты на достижение этой цели.

Таким образом, вышесказанное подтверждает актуальность выбранной мной темы курсовой работы.

1.Природа издержек

Частные предприятия представляют собой один из важнейших объектов микроэкономического анализа. Их можно изучать с самых разнообразных углов зрения, однако в первую очередь их нужно рассматривать с достаточно прозаической точки зрения - как механизм для превращения затрат труда, капитала и природных ресурсов в готовую продукцию, представляющую собой товары и услуги, произведенные для удовлетворения человеческих потребностей. Фирма как производственное звено является ключевым элементом неоклассической традиции микроэкономического анализа.

В силу действия феномена редкости (ограниченности всех видов ресурсов) производство без некоторых издержек вообще невозможно. В силу этого обстоятельства любое решение о производстве чего- либо вызывает необходимость отказа от использования тех же ресурсов для производства каких- то иных вещей (Издержки- это те выплаты, которые фирма обязана сделать, или те доходы, которые фирма обязана обеспечить поставщику ресурсов для того, что- бы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах). Таким образом все издержки представляют собой альтернативные (или вмененные) издержки. Альтернативные издержки производства являются главным препятствием, с которым сталкивается фирма в процессе реализации своих возможностей максимизации прибыли. Классификацию издержек производства нужно начать с того, что в число альтернативных издержек, с которыми сталкиваются фирмы, входят выплаты рабочим, инвесторам, а так же владельцам природных ресурсов; все эти выплаты осуществляются с целью привлечь факторы производства, отвлекая их тем самым от альтернативных вариантов применения и т.д. Эти издержки можно классифицировать множеством способов:

  • явные

  • неявные (имплицитные) издержки*

Явные издержки - это альтернативные издержки, принимающие форму прямых (денежных) платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. В число явных издержек входит зарплата, выплачиваемая рабочим, жалованье менеджеров, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых услуг, гонорары за юридические консультации, оплата транспортных расходов и т.д.

Существуют также неявные издержки (имплицитные)(1). К их числу относятся альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы (или находящиеся в собственности фирмы, как юридического лица). Эти издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и поэтому остаются недополученными (в денежной форме). Обычно фирмы не отражают имплицитные издержки в своей бухгалтерской отчетности, но от этого они не становятся менее реальными.

2. Издержки производства и прибыль

Существует неразрывная связь между такими понятиями как "прибыль" и "экономические издержки". Прибыль фирмы это разность между совокупным доходом фирмы и ее издержками, включая как явные, так и имплицитные. Для обособления термина "прибыль" от других схожих названий используется термин чистая экономическая прибыль.

Соотношение между бухгалтерской прибылью и чистой экономической прибылью (Прибыль покрытия) выглядит следующим образом:

Чистая экономическая = Бухгалтерская - Имплицитные прибыль прибыль издержки

Прибыль покрытия (Contribution margin)- это часть валового дохода от реализации, оставшаяся после вычета переменных издержек и чистой прибыли за данный период (см. Таблицу №1). Важно отметить логическую последовательность в данном определении: прибыль покрытия используется первоначально на покрытие постоянных издержек, и лишь оставшаяся часть формирует чистую прибыль данного предприятия. Если же прибыли покрытия недостаточно для покрытия постоянных издержек, то, следовательно, предприятие терпит убытки. В случае, когда прибыль покрытия равна постоянным издержкам, говорят, что предприятие достигло уровня безубыточности (Breake- even point).


*Понятия «явные» и «неявные», или «временные», издержки в микроэкономическом анализе парные и могут быть использованы только в качестве таковых (антонимов). В русской литературе под термином «явные» издержки понимаются по существу как денежные издержки.

Это означает, что дохода от реализации достаточно лишь для того, чтобы покрыть все издержки предприятия, не имея прибыли.

Важное значение также имеет показатель прибыли покрытия на единицу продукции (Unit contribution margin). Эта величина является постоянной. После достижения предприятием точки безубыточности при реализации дополнительной единицы продукции чистая прибыль предприятия возрастет на величину прибыли покрытия на единицу продукции .

Имплицитные альтернативные издержки капитала, вложенного в дело владельцами фирмы, получили наименование нормальной прибыли (уровня безубыточности). Она характеризуется тем, что владельцы фирмы при нормальной ситуации получили бы эти денежные средства, вложив капитал в какое угодно другое предприятие.

Производство и движение товара в сфере предпринимательской деятельности можно рассматривать в двух аспектах: с точки зрения затрат и с позиции результата. Создание продукции и оказание услуг связано с определенными расходами. Современные исследователи издержек производства рассматривают их под углом зрения хозяйственника, предпринимателя. Для ведения хозяйства, будь то индивидуальный производитель или предприятие, приобретаются необходимые компоненты: машины, оборудование, сырьевые и топливные ресурсы, электроэнергия и др. Определенная часть средств идет на оплату труда. Совокупность затрат прошлого и живого труда, расходуемого на создание блага или выработку услуги образует издержки производства. Расходы, связанные с продвижением товаров до потребителей, т.е. с их реализацией, называются издержками обращения.

Применяя уже известные обозначения, издержки производства можно выразить формулой:

C + V = K

где С - обозначает материальные затраты, т.е. стоимость израсходованных средств производства, а V - расходы по оплате труда.

Как видим, величина издержек измеряется потребленной в процессе производства частью авансированного капитала. Мы уже отмечали, что предприниматель в полном объеме расходует средства на приобретение машин, оборудования, строительство производственных зданий и других элементов, образующих основной капитал. В стоимость готовой продукции он включается постепенно, по мере износа в течение ряда лет. Поэтому авансированный и потребленный капитал величины неравнозначные. Упрощая понятие, можно сказать, что под издержками предприятия понимается то, во что обходится ему производство продукции.

К внешним издержкам относится плата за ресурсы поставщикам, не принадлежащим к числу владельцев данной фирмы. К внутренним издержкам относятся используемые в производстве собственные неоплаченные ресурсы. С точки зрения фирмы они равны денежным платежам, которые могли бы быть получены за самостоятельно используемый ресурс при наилучшем из возможных способов его применения. Речь идет о включении в издержки возможных доходов от использования своей собственности (внутренней ренты и внутренней заработной платы) и НОРМАЛЬНОЙ ПРИБЫЛИ в качестве вознаграждения за выполнение предпринимательских функций.

Как видим, существенных различий между делением издержек на внешние и внутренние и явные и вмененные нет. Короче, западные экономисты считают издержками все платежи - внешние и внутренние, включая в последние и нормальную прибыль, - необходимые для того, чтобы привлечь и удержать ресурсы в пределах данного направления деятельности. Деятельность фирмы может быть краткосрочной и долгосрочной, в зависимости от соотношения постоянных и переменных факторов, постоянных и переменных издержек. Если у предприятия осталось неоплаченным хоть одно обязательство из ряда постоянных, то оно находится в краткосрочном периоде и не может прекратить дело, а по существующим в мире законодательствам может только объявить себя банкротом. Когда погашено последнее обязательство по самому длительному виду постоянных издержек, краткосрочный период деятельности фирмы превращается в долгосрочный и предприниматель волен решать, заключать ли ему новые долгосрочные обязательства или прекращать дело.

 

Постоянные издержки, переменные издержки и безвозвратные издержки.

Разделение издержек на явные и имплицитные- один из возможных способов классификации издержек. Еще один важный метод классификации издержек основывается на учете временных горизонтов, на протяжении которых принимаются те или иные производственные решения.

Для того, чтобы обеспечить выпуск продукции фирма должна осуществляет целый спектр разного рода затрат*. Объемы выпуска продукции изменяются в зависимости от изменения объемов этих затрат. Объемы некоторых видов затрат поддаются весьма быстрой корректировке, в то время как другие требуют большего времени. Если рассматривать затраты корректировка и регулирование которых требует большого времени, то без нарушения общности, можно сказать, что именно они определяют размеры фирмы параметры ее производственных мощностей, то есть размеры производственных структур и производственный потенциал машинного парка фирмы. Затраты именно такого рода относятся к категории постоянных затрат. А издержки сопряженные с обеспечением постоянных затрат, именуются постоянными издержками.

Помимо постоянных затрат, фирмы несут также переменные затраты, которые могут быстро и без особых трудностей подвергнуты изменению в рамках предприятия данного размера по мере того, как изменяется объем выпуска продукции. Сырье, энергия, почасовая оплата труда- вот примеры переменных издержек большинства фирм. От конкретной ситуации зависит, какие затраты являются постоянными, а какие переменными (Пр.).

Пр.: Почасовую оплату относят к переменным издержкам производства. В тех случаях, когда падает спрос на продукцию фирмы, почасовых рабочих обычно увольняют, поскольку фирма переориентируется на более низкий уровень производства.

Однако в соответствии с коллективными договорами, которые отдельные фирмы заключают со своими профсоюзами, почасовая оплата (по крайней мере в некоторой своей части) относится не к переменным, а к постоянным издержкам. Речь идет о коллективном договоре крупных сталелитейных фирм с Объединенным профсоюзом рабочих сталелитейной промышленности. Договор предполагает выплату пенсий, страхование здоровья и жизни, наличие пособий по безработице, а также выплату выходных пособий на случай закрытия завода. Общая сумма выплат может доходить до 70000 долларов на одного рабочего. Если издержки на оплату труда остаются постоянными, то в случае закрытия предприятия возможна ситуация, в которой дальнейшее использование производственных мощностей целесообразно даже при наличии прямых убытков стоимостной оценки.


* Разграничение понятий "затраты" (inputs) и "издержки" (costs) связано с различием расходуемых ресурсов (природных, трудовых, информационных и т.д.) и их стоимостной оценки.

Например, в 1980 году дирекция фирмы "Кайзер Стил" проголосовала за то, чтобы оставить на работе 11000 человек, поскольку закрытие предприятия обошлось бы фирме более чем в 350 миллионов долларов в виде пособий. В другом случае необходимость оперировать с расходами на оплату труда как с постоянными издержками потребовала от одной из фирм принятие нестандартных решений в целях недопущения убыточных операций. В 1981 году компания "Нышнл Стил" пришла к выводу о невозможности дальнейшего финансирования своего отделения в Вейртоне, Западная Вирджиния. Закрытие завода обошлось бы компании в 320 миллионов долларов, которые пошли бы на пособия квалифицированным рабочим. Чтобы снять с

издержками потребовала от одной из фирм принятие нестандартных решений в целях недопущения убыточных операций. В 1981 году компания "Нышнл Стил" пришла к выводу о невозможности дальнейшего финансирования своего отделения в Вейртоне, Западная Вирджиния. Закрытие завода обошлось бы компании в 320 миллионов долларов, которые пошли бы на пособия квалифицированным рабочим. Чтобы снять с себя это бремя, "Нышнл Стил" продала право управления заводом в Вейртоне трудовому коллективу. насчитывающему 10000 рабочих и служащих. Они же не прекратили работу завода в надежде на то, что некоторое снижение заработной платы и общий рост производительности вновь сделает предприятие прибыльным.

Как видно из примера, затраты являющиеся для одних фирм переменными, вполне могут для других фирм относится к категории постоянных. Так, издержки, связанные с обеспечение переменных затрат, называются переменными издержками.

Различие между переменными и постоянными затратами является основной для разграничения двух временных горизонтов: краткосрочными временными интервалами и долгосрочными временными интервалами.

Из определения переменных издержек следует, что величины переменных издержек в конечном счете зависят не только от объемов производства, но и от экономии материальных и трудовых затрат в результате производимой рационализации производства и труда. Воздействие последних приводит к тому, что переменные издержки с ростом объемов производства увеличиваются по-разному. На практике выделяют три возможных случая увеличения переменных издержек: пропорционально увеличению объемов производства, регрессивно, опережающими темпами в сравнении с ростом производства.

Выявить степень влияния экономии материальных и трудовых ресурсов на характер изменения переменных издержек возможно только на основе исчисления средних переменных издержек на единицу продукции. Проиллюстрируем это на примерах, основанных на условных данных (табл. 1 ).

Динамика переменных издержек. Таблица 1

Производство в Переменные издержки Средние переменные

Единицах (Q) в . тыс. руб. (VC) издержки, руб. (AVC)

0 0 --

100 2000 20,00

200 4000 20,00

  1. Переменные издержки растут пропорционально увеличению объемов производства.

Перенесем данные таблицы на графики (рис. 1 ).

VC AVC

4000

3000 30

2000 20

0

Q Q

Рис. 1 . Графики переменных и средних переменных издержек.

Возрастание средних переменных издержек в расчете на единицу продукции на одну и туже величину (20 руб.) объясняется отсутствием экономии ресурсов.

  1. Переменные издержки растут меньшими темпами по сравнению с ростом производства (табл. 2 , рис. 2 ).

Регрессивный характер роста переменных издержек. Таблица2.

Производство

единиц (Q)

Переменные

издержки,

тыс.руб. (VC)

Средние

переменные

издержки, руб.

(AVC)

0

100

200

300

400

500

0

2000

3000

3800

4500

5000

-

20,00

15,00

12,67

11,25

10,00

VC AVC

  1. 30

  1. 20

  1. 10

Q Q

Рис. 2. Динамика переменных издержек

Как видно, средние переменные издержки в расчете на единицу продукции уменьшаются с ростом объемов производства, но при росте переменных издержек.

3.Переменные издержки увеличиваются по сравнению с ростом объема производства более высокими темпами. Это обусловливается не только отсутствием какой бы то ни было рационализации производства, но и перерасходов материальных затрат и трудовых ресурсов, что выражается в росте затрат на единицу продукции (табл. рис. )

Прогрессивный характер роста переменных издержек Таблица3

Производство,

единиц (Q)

Переменные

издержки,

тыс.руб. (VC)

Средние

переменные

издержки, руб.

(AVC)

0

100

200

300

400

500

0

2000

4500

7500

11000

15000

-

20,00

22,50

25,00

27,50

30,00

VC AVC

1200 40

8000 30

  1. 20

Q Q

Рис. 3. Динамика переменных издержек

Таким образом, при управлении формированием издержек производства необходимо постоянно обращать внимание на характер их роста для того, чтобы своевременно принимать меры по их снижению.

В условиях конкуренции важно не только знать величину переменных издержек, но и объем общих. Иногда их называют валовыми издержками, состоящими из постоянных и переменных издержек.

TC=VC+FC

где TC-общие (валовые) издержки;

FC-постоянные издержки;

VC-переменные издержки.

Знание общих (валовых) издержек позволяет судить о величине затрат, которые несет предприятие в результате осуществления производственно-хозяйственной деятельности (начиная с начальной стадии и до полного использования всего производственного потенциала), а также правильно формировать финансовую политику предприятия.

В силу того, что постоянные издержки неизменны на протяжении производственного цикла, общие издержки в своем развитии следуют за изменением переменных издержек.

Графически это можно изобразить следующим образом (рис. ).

Рис. 4 . Динамика издержек предприятия

C

TC

VC

FC

5.Определение предельных издержек производства

При формировании производственного плана предприятия важно установить характер увеличения объемов производства при добавлении дополнительных производственных переменных факторов к уже имеющимся фиксированным ресурсам (основные фонды), и как в этом случае будут складываться совакупные издержки производства и реализации.

Ответ на этот вопрос дает “закон убывающей отдачи”, суть которого состоит в том, что, начиная с определенного момента, последовательное присоединение единиц переменного ресурса (например, труда) к неизменному ффиксированному ресурсу (например, основным фондам) дает уменьшающийся добавочный , или предельный , продукт в рачете на каждую последующую единицу переменного ресурса. Проиллюстрируем это (табл. ).

Динамика показателей деятельности предприятия Таблица 4

Вложение переменных ресурсов труда, человек

Общий объем производства, тыс.руб.

Предельная производитьль-ность или

продукт

Средняя производитель-ность труда

(гр.2 : гр.1)

1

2

3

4

0

1

2

3

4

5

6

7

0

10

25

37

47

55

60

63

10

15

12

10

8

5

3

0

-

10

12,5

12,33

11,75

11,0

10,0

9,0

На основе данных таблицы построим график, где Q-объем производства, Qпр-предельный продукт труда на одного занятого и N-колличество работников (затраты труда).

Q

4

3

2

1

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 N

Рис. 5.Рост объемов производства

Из таблицы и графика видно , что чем больше привлекается дополнительных работников, тем больше выпускается продукции. Вместе с тем каждый раз привлечение еще одного дополнительного работника дает неодинаковую прибавку к увеличению объема продукции. Эта прибавка представляет собой предельный продукт труда одного работника. Он рассчитывается путем простого вычисления рассматриваемого уровня производства из последующего увеличения объема производства. В нашем примере предельный продукт на одного дополнительно привлекаемого работника увеличивается до второго работника .

Qпр

2

1

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 N

Рис. 6 . Рост предельного продукта

Такой характер изменения роста предельного продукта объясняется снижением роста средней производительности труда на одного работника, он вызывается тем, что при росте численности основные фонды остаются неизменными.

Но снижение величины прироста объемов производства на каждого привлекаемого одного работника еще не свидетельствует о том, что надо прекратить производство. Решение этого вопроса зависит от того, увеличивается ли прибыль при найме еще одного работника. Если цена продукции на рынке неизменна, то предприятие получит доход в результате того, что если величина дополнительных издержек, связанных с наймом дополнительного работника, будет меньше цены товара.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТЫ РОСТА МАСШТАБОВ ПРОИЗВОДСТВА

До сих пор мы терпеливо соглашались с утвержде­нием, согласно которому последовательное увеличе­ние размеров предприятия в течение какого-то вре­мени влечет за собой снижение издержек производ­ства единицы продукции, но начиная с определен­ного момента все большие и большие размеры предприятия означают повышение средних общих издержек. Теперь нам следует объяснить эту закономерность. Собственно, почему же кривая долгосроч­ных АТС имеет дугообразную форму? Дугообразность кривой долгосрочных средних издержек можно объяснить при помощи того, что экономи­сты называют положительным и отрицательным эффектами роста масштабов производства, или эф­фектами масштаба.

Положительный эффект масштаба. Положитель­ный эффект масштаба (как еще говорят, эффект массового производства, или экономия, обуслов­ленная ростом масштабов производства) объясняет нисходящую часть кривой долгосрочных АТС изо­браженной на рисунке 2. По мере роста раз­меров предприятия целый ряд факторов начинает действовать в направлении снижения средних издер­жек производства.

1. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ТРУДА. Повышение уровня специализации используемого труда стано­вится возможным по мере роста размеров предпри­ятия. Дополнительный наем рабочих означает, что задания могут быть поделены между ними все более и более дробно. Вместо того чтобы выпол­нять пять или шесть различных операций в ходе производственного процесса, каждый рабочий мо­жет теперь получить одно-единственное задание. В течение всего рабочего дня он может быть занят именно той операцией, для выполнения которой наилучшим образом подходит ею квалификация. На маленьких предприятиях квалифицированные работники нередко затрачивают до половины свое­го времени на выполнение заданий, не требующих никакой квалификации. Это приводит к повышению издержек производства. Далее, обеспечиваемая ро­стом масштабов производства возможность раз­деления трудовых операций позволяет рабочим приобрести особенно большой опыт в выполнении конкретных заданий, закрепленных за ними. "Ма­стер на все руки", обремененный пятью или шестью различными заданиями, вряд ли сможет стать столь же опытным в каждом из них. Получив возмож­ность сосредоточиться на выполнении одного зада­ния, тот же самый рабочий сможет работать гораз­до производительнее. Наконец, более высокий уро­вень специализации труда исключает потери време­ни на переход рабочего от одного задания к другому.

2. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА. Большие масштабы производства позволяют также лучше использовать труд специ­алистов по управлению благодаря его более глубо­кой специализации. Руководитель, способный конт­ролировать труд 20 рабочих, будет недоиспользо­ваться на мелком предприятии, располагающем де­сятком работников. Производственный персонал предприятия мог бы в этом случае быть удвоен при неизменной величине затрат на содержание админи­стративного аппарата. К тому же мелкие фирмы не способны использовать труд специалиста-управлен­ца по прямому назначению. На маленьком предпри­ятии специалист по проблемам сбыта может ока­заться вынужденным делить свое время между раз­личными областями управленческой деятельности — например, маркетингом, управлением трудовыми ресурсами и финансами. Расширение масштаба опе­раций будет означать, что специалист по маркетин­гу сможет полностью посвятить себя контролю за сбытом и распределением продукции, тогда как для выполнения других управленческих функций будут дополнительно привлечены соответствующие специ­алисты. В конечном счете это приведет к повыше­нию эффективности и снижению издержек производ­ства единицы продукции.

3. ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КА­ПИТАЛА. Мелкие фирмы зачастую оказываются неспособными воспользоваться наиболее эффектив­ным с технологической точки зрения производст­венным оборудованием. Машины для производства многих видов продукции можно купить лишь в очень крупных и крайне дорогих комплектах. Бо­лее того, эффективное использование этого машин­ного оборудования требует больших объемов про­изводства. Значит, только крупные производители могут позволить себе приобрести и эффективно экс­плуатировать лучшее оборудование.

Приведем пример. В автомобилестроении на­иболее эффективные методы производства пред­полагают использование робототехники и сложней­шего оборудования для сборочных линий. Эффек­тивная эксплуатация этого оборудования требует, по некоторым оценкам, объема производства от 200 тыс. до 400 тыс. автомобилей в год. Только очень крупные производители могут позво­лить себе купить и достаточно эффективно исполь­зовать это оборудование. Мелкие же производи­тели мечутся между двух огней. Производство автомобилей на другом оборудовании неэффектив­но и связано, следовательно, с более высокими затратами на единицу продукции. Однако и альтер­нативный вариант приобретения наиболее эффек­тивного оборудования и недоиспользования его при малом объеме производства также неэффективен и дорогостоящ.

4. ПРОИЗВОДСТВО ПОБОЧНЫХ ПРОДУК­ТОВ. Организатор крупномасштабного производст­ва располагает более широкими возможностями для производства побочной продукции, чем мелкая фир­ма. Большая фабрика по упаковке мяса изготавли­вает клей, удобрения, лекарственные препараты и целый ряд других продуктов из тех отходов, кото­рые более мелким производителем были бы выбро­шены за ненадобностью.

Все эти технологические факторы — повышение уровня специализации труда рабочих и управленцев, возможность использования наиболее эффективного оборудования и эффективная утилизация отходов — будут вносить свой вклад в снижение издержек производства единицы продукции тем производи­телем, который окажется способен расширить мас­штабы своих операций. Иными словами это можно сформулировать так: увеличение количества всех во­влеченных в производство ресурсов, скажем, на 10% приведет к более чем пропорциональному росту объема производства — например, на 20%; необ­ходимым результатом будет снижение АТС.

Отрицательный эффект масштаба.Однако со временем расширение фирмы может привести к от­рицательным экономическим последствиям и, сле­довательно, к росту издержек производства едини­цы продукции.

Основная причина возникновения отрица­тельного эффекта масштаба связана с определенными управленческими трудностями, возникающими при попытке эффективно конт­ролировать и координировать деятельность фир­мы, превратившейся в крупномасштабного произ­водителя. На небольшом предприятии один-единственный старший администратор может лично принимать все важнейшие решения, касающиеся функционирования предприятия. Благодаря не­большим размерам фирмы этот администратор хорошо представляет себе весь производственный процесс и может поэтому быстро войти в курс любого направления деятельности фирмы, легко "переварить" информацию, полученную от своих подчиненных, и выработать четкое и эффективное решение.

Однако эта благополучная картина меняется по мере роста размеров фирмы. Этажи управления, разделяющие административный аппарат и со­бственно процесс производства, становятся все бо­лее многочисленными; высшее руководство оказы­вается существенно отдалено от действительного производственного процесса на предприятии. Для одного человека оказывается невозможным собрать, понять и переработать всю информацию, необходимую для принятия рациональных решений в масштабах крупного предприятия. Ответст­венность приходится делегировать бесконечному количеству вице-президентов, вторых вице-пре­зидентов и т. д. Это разрастание иерархического аппарата управления вглубь и вширь создает проблемы обмена информацией, координации решений и бюрократической волокиты, увеличивает вероятность того, что решения, принимаемые различными звеньями управления, окажутся про­тиворечащими друг другу. В результате страдает эффективность и растут средние издержки про­изводства. Иначе говоря, увеличение количества всех ресурсов, скажем, на 10% приведет к менее чем пропорциональному росту объема произ­водства — скажем, на 5%. Следовательно, АТС увеличатся. Отрицательный эффект масштаба иллюстрируется возвышающимся отрезком кривой долгосрочных издержек на рисунке 1.

Постоянная отдача от роста масштабов производства.

В некоторых случаях разница между объемом производства, при котором исчерпывается действие положительного эффекта масштаба, и объемом производства, при котором вступает в силу отрица­тельный эффект масштаба, может быть довольно значительной. То есть на графике будет иметься отрезок, соответствующий постоянной отдаче от роста масштабов производства, на протяжении которого средние долгосрочные из­держки будут неизменными. В его пределах определенное уве­личение количества всех ресурсов — скажем, на 10% — вызывает пропорциональное увеличение объема производства на те же 10%. То есть АТС не изменяются.

Дополнительные замечания.

Положительный и отрицательный эффекты масштаба — это нечто большее, чем правдоподобная сказочка для эконо­мистов. На самом деле для большинства отраслей обрабатывающей промышленности США эффекты масштаба имеют огромное значение. Фирмы, пре­успевшие в деле расширения масштабов своей де­ятельности, сумевшие воспользоваться положи­тельным эффектом массового производства, в ре­зультате выжили и процветают. Те же, кому не удалось достичь необходимых масштабов, оказа­лись в незавидном положении производителей с вы­сокими издержками, обреченными на существова­ние на грани разорения и в конечном счете — банк­ротство.

Относительно реальности отрицательного эф­фекта масштаба среди экономистов имеются не­которые разногласия. С одной стороны, неко­торым кажется, что само существование и даль­нейший рост таких гигантских корпораций, как "Дженерал моторз", АТТ, "Экссон" и "Пруденшиэл лайф иншуренс", бросают тень сомнения на эту концепцию. На практике для преодоления или смягчения трудностей принятия управленчес­ких решений, составляющих суть отрицательного эффекта масштаба, зачастую разрабатываются и применяются компьютерные информационные и коммуникационные системы. В случае успе­шности этих усилий кривая средних долгосрочных издержек сначала падает, а затем, начиная с мо­мента исчерпания действия положительного эф­фекта масштаба, становится более или менее горизонтальной. С другой стороны, некоторые эмпирические исследования, а также анекдоти­ческие случаи свидетельствуют о том, что от­рицательный эффект масштаба является фактом индустриальной жизни и может приобретать су­щественное значение. Организационная структура крупных фирм часто проектируется с преднаме­ренным расчетом избежать негативного эффекта масштаба. Например, "Дженерал моторз" среди своих многочисленных подразделений создала пять автомобилестроительных ("Шевроле", "Бьюик", "Олдсмобиль", "Понтиак" и "Кадиллак"), каждое из которых обладает значительной автономией и конкурирует с остальными. Это было сделано в процессе поиска такой степени децентрализации, которая позволила бы полностью реализовать положительный эффект масштаба и в то же время избежать отрицательного эффекта.

И все же, несмотря на такие усилия, бывшие администраторы крупнейших корпораций подтве­рждают реальность существования отрицательного эффекта масштаба. Так, бывший президент ком­пании "Дженерал моторз" отзывался об одном из ее подразделений — "Шевроле" — следующим образом:

"Шевроле" это такое гигантское чудовище, что вы можете сколько угодно дергать его за хвост, но еще многие месяцы на другом его конце ничего не произойдет. Оно настолько огромное, что по-настоящему управлять им нет никакой возмо­жности. Приходится стараться хоть как-то угнаться за ним".

Более широкое исследование, охватывающее сталелитейную и автомобилестроительную отрасли, предпринято Адамсом и Броком, которые пришли к выводу, что иерархическая бюрократическая си­стема управления, характерная для крупных фирм в этих отраслях, отрицательно влияет на эффектив­ность. Кроме того, они утверждают, что многие крупные и сильно диверсифицированные корпора­ции в последнее время предпочитают отделять от себя различные подразделения именно в интересах повышения эффективности управления.

Интересно также, что понятие эффекта масшта­ба использовалось в ходе дебатов по вопросу о бюд­жетных ассигнованиях на национальную оборону. Представители военно-воздушных сил предупреж­дали, что оценочная стоимость каждой межконтине­нтальной ракеты МХ поднимется примерно на 50% (с 79 млн дол. до 119 млн дол.) в 1985г., если конгресс примет решение уменьшить количество за­купаемых ракет с 40 до 21 штуки. Такой рост цены, по их словам, явился бы отражением роста издержек производства единицы продукции вследствие поте­ри положительного эффекта масштаба.

МИНИМАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ РАЗМЕР ПРЕДПРИЯТИЯ И СТРУКТУРА ОТРАСЛИ

Наши рассуждения логически подводят к выводу о том, что положительный или отрицательный эффек­ты масштаба являются важнейшими факторами, определяющими структуру каждой отрасли. Для уяснения этого вопроса полезно воспользоваться концепцией минимального эффективного размера (МЭР). Он представляет собой просто наименьший объем производства, при котором фир­ма может минимизировать свои долгосрочные сред­ние издержки. Подчеркнем: если отрезок постоянной отдачи при росте масш­табов производства достаточно велик, сравнительно большие и сравнительно малые фирмы могут сосу­ществовать в одной и той же отрасли и быть одина­ково жизнеспособными.

Теперь сравните это с ситуацией, при которой положительный эф­фект масштаба является более продолжительным, а отрицательный — относительно отдаленным. При этом кривая долгосрочных средних издержек будет понижаться на протяжении значительного отрезка горизонтальной оси (соответственно все большему росту объема продукции). Такова ситуация в авто­мобилестроительной, алюминиевой, сталелитейной и многих других отраслях тяжелой промышленно­сти. А это означает, что при данном объеме потре­бительского спроса достаточная эффективность производства будет достигнута лишь небольшим количеством промышленных гигантов. Мелкие фир­мы не смогут обеспечить минимального эффектив­ного размера производства и окажутся нежизнес­пособными. В крайней ситуации получение всего положительного эффекта масштаба может потребо­вать выхода за пределы существующего рынка и привести к тому, что называют естественной мо­нополией. Естественная монопо­лия, по определению, — это такая рыночная ситу­ация, при которой минимизация издержек производ­ства единицы продукции достигается при наличии одной-единственной фирмы, производящей данный продукт или услугу.

В случае, если положительный эффект масштаба невелик, а отрицательный — возникает очень бы­стро, минимальный эффективный размер опреде­ляется небольшим объемом производства. В такого рода отраслях имеющийся объем потребительского спроса будет поддерживать существование значительного коли­чества относительно мелких производителей. В эту категорию отраслей попадают, в частности, многие виды розничной торговли, а также некоторые сель­скохозяйственные работы. То же самое можно ска­зать и о многих отраслях легкой промышленности, например хлебопекарной, швейной, обувной. В та­ких отраслях совсем маленькие фирмы оказываются столь же или даже более эффективными, чем круп­номасштабные производители.

КРИВАЯ ДОЛГОСРОЧНЫХ СРЕДНИХ ИЗДЕРЖЕК : ПЯТЬ ВОЗМОЖНЫХ РАЗМЕРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.



AC-1 ATC-3

ATC-5

ATC-2 ATC-4





0 20 30 50 60 Q

Колличество продукции


Кривая долгосрочных средних издержек состоит из участков кривых краткосрочных издержек (АТС-1, АТС-2, АТС-3, АТС-4, АТС-5) применительно к предприятиям различного размера, между которыми фирма могла бы сделать свой выбор. Каждая точка “ухабистой” кривой выбора показывает величину наименьших издержек производства единицы продукции для каждого данного объема производства при условии, что фирма имела достаточно времени, чтобы предпринять все желательные изменения в размерах предприятия.

Безвозвратные издержки.

Безвозвратные издержки обладают отличительной чертой, которая позволят их выделять среди других затрат. Безвозвратные издержки осуществляются фирмой раз и навсегда и не могут быть возвращены даже в том случае, когда фирма полностью прекращает свою производственную деятельность в данной сфере.

Если фирма планирует начать работу в некотором новом для себя направлении бизнеса или расширить свои операции, то безвозвратные издержки, связанные с этим решением, как раз и представляют собой альтернативные издержки, сопряженные с началом новой деятельности.

Как только решение об осуществлении издержек такого рода принято, безвозвратные издержки перестают быть для фирмы альтернативными, ибо она раз и навсегда потеряла возможность вложить эти средства куда бы то ни было. То обстоятельство, что безвозвратные издержки фактически не имеют никакой связи с текущими операциями фирмы, нередко выражается поговоркой: "Что с воза упало, то пропало"

Общественные издержки включают в себя все расходы на изготовление и реализацию продукции. Они составляют стоимость товара для изготовителя, служат основой для определения исходной продажной цены - цены предложения. Эта цена позволяет предприятию окупить себестоимость и принести прибыль.

Например, издержки предприятия на изготовление шариковых ручек включают: затраты на покупку материалов, на изготовление ручек. Общественные издержки шариковых ручек включают: общие, совокупные затраты, то есть затраты на производство, на рекламу, на сбыт; они выражаются в цене этих ручек.

Многие экономисты внесли существенный вклад в изучение издержек. Например, теория издержек К.Маркса основывается на двух принципиальных категориях - издержки производства и издержки обращения. Под издержками производства понимаются затраты на зарплату, сырье и материалы, сюда же входят амортизация средств труда и т.д. Издержки производства представляют собой расходы на производство, которые должны понести организаторы предприятия с целью создания товаров и последующего получения прибыли. В стоимости единицы товара, издержки производства составляют одну из двух ее частей. Издержки производства меньше стоимости товара на величину прибыли.

Категория издержки обращения связана с процессом реализации товаров. Дополнительными издержками обращения являются издержки на упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товаров. Этот вид издержек обращения близок к издержкам производства и, входя в стоимость товара, увеличивает последнюю. Дополнительные издержки возмещаются после продажи товаров из полученной суммы выручки. Чистые издержки обращения - издержки на торговлю (зарплата продавцов и т.д.), маркетинг (изучение потребительского спроса), рекламу, затраты на оплату персонала штаб-квартиры и т.д. Чистые издержки не увеличивают стоимости товаров, а возмещаются после продажи из прибыли, созданной в процессе производства товаров.

Говоря об издержках производства и обращения, К.Маркс рассматривал процесс формирования издержек непосредственно по их основным элементам в производственном процессе. Он абстрагировался от проблемы колебания цен вокруг стоимости. Кроме того, в двадцатом веке появилась необходимость определить изменения издержек в зависимости от количества производимой продукции.

Современные концепции издержек, разработанные экономистами Запада, во многом учитывают оба вышеотмеченных момента. В центре классификации издержек - взаимосвязь между объемом производства и издержками, ценой на

данный вид товаров. Издержки делятся на не зависящие и зависящие от объема производимой продукции.

В западных странах используется вышеописанное деление затрат (издержек) на постоянные и переменные, причем прямые и часть косвенных затрат относятся к переменным, а оставшаяся часть косвенных затрат (не зависящих от объема производства) - к постоянным. нередко первая из вышеуказанных частей косвенных затрат выделяется в отдельную группу - частично переменные затраты, поскольку эти затраты изменяются по своей величине не в прямо пропорциональной зависимости от изменения объема производимой продукции. Деление затрат на прямые и переменные позволяет получить показатель - добавленную стоимость, определяемую вычитанием из общего дохода (выручки) предприятия переменных затрат. Добавленная стоимость состоит, таким образом, из постоянных затрат и чистой прибыли. этот показатель позволяет оценить общую эффективность производства и реализации вне зависимости от прямо зависящих от величины объема производства переменных расходов.

В СНГ деление затрат на условно-постоянные и условно-переменные, рассчитываемые по экономическим элементам, применяется при расчете экономии от влияния технико-экономических факторов. Подобные расчеты выполняются для определения будущей плановой себестоимости продукции на основе имеющейся фактической себестоимости. Такого рода расчеты не всегда целесообразны, поскольку позволяют всего лишь определить увеличение затрат в случае, если бы условно-постоянные расходы возрастали прямо пропорционально росту объема производимой продукции (практически невозможная ситуация).

Издержки производства имеют большое значение в формировании конечного результата деятельности предприятия - прибыли или убытка. Конечный результат деятельности слагается из финансового результата от реализации продукции и доходов от вне реализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Определяется конечный результат как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию. Следовательно, для получения максимально возможной прибыли необходимо снижать затраты на производство и реализацию этой продукции. Основной путь снижения затрат производства - это экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве, - трудовых и материальных.

Классификация затрат на производство.

На организацию учета производственных затрат на предприятии большое влияние оказывает классификация затрат по определенным признакам.

Прямые затраты обусловлены технологическим процессом оказания транспортных услуг и подлежат прямому включению в состав производственных затрат конкретных услуг по дебету счета 20 : расход материалов и топлива на технологические цели (кредит счета 10 ), оплата труда ( кредит счета 70 ), отчисления на социальное страхование и обеспечение ( кредит счета 69 ) и др.

Косвенные затраты вызваны организацией управления производственным процессом предприятия; в себестоимость конкретных услуг их включают пропорционально базе распределения, установленной отраслевой инструкцией по планированию, учету и калькулированию ( например, пропорционально оплате труда, прямым затратам). К ним относят общепроизводственные (счет 25 ) и общехозяйственные ( счет 26 ) расходы.

Затраты для целей налогообложения прибыли классифицируют на не лимитируемые и лимитированные. Лимитируемые - это такие, по которым утверждены в установленном порядке лимиты, нормы и нормативы. К ним, в частности, относятся компенсации за использование для служебных поездок личных автомобилей; затраты на командировки; представительские расходы; оплата за обучение по договорам с учебными заведениями для подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров; затраты по оплате процентов по полученным кредитам (за исключением ссуд связанных с приобретением основных средств, нематериальных и иных внеоборотных активов ); расходы на рекламу. Учет таких расходов ведется на счетах затрат ( 20, 25, 26 ) отдельно в пределах установленных лимитов ( норм, нормативов) и отдельно - сверх действующих лимитов (норм, нормативов ). Дело в том, что на сумму таких расходов, превышающих нормы, величина валовой прибыли для целей налогообложения корректируется.

В соответствии с задачами и в целях выполнения управленческих и контрольных функций учет затрат на производство осуществляется в нескольких разрезах (Общая схема классификации затрат на производство приведена на схеме 1):

  • По месту возникновения затрат и по характеру производства;

  • По экономическим элементам;

  • По способу включения в себестоимость;

  • По отношению к технологическому процессу;

  • По статьям калькуляции.

Схема 1

Общая схема классификации

затрат на производство.

По способу

включения в

себестоимость

По экономическим

элементам

По статьям калькуляции

По отношению к технологическому процессу


1. Основные

(условно-переменные)

а) материалы

б) зар.плата рабочих

в) начисления на зар.плату

г) расходы по освоению

д) износ

е) резерв на ремонт

ж) потери от простоев и др.

2. Накладные

(условно-постоянные)

а) общепроизводственные расходы

б) общехозяйственные расходы

1. Элементные

а) материалы

б) зар.плата

в)начисления

на зар.плату

г)амортизац.

основных средств и нематериальных

активов

д) износ МБП

е) прочие расходы

2.Комплексные

а) расходы будующих периодов

б)резервы предстоящих расходов

в) общепроизводственные расходы

г) общехозяйственные расходы

д) потери от брака

1. Прямые

а) материалы

б)зарплата рабочих

в)начисления на зарплату

г) расходы по освоению

д) износ

е) резерв на ремонт

ж) потери от простоев

2. Косвенные

а) общепроизводственные расходы

б) общехозяйственные расходы

  1. Материалы

  2. Покупные полуфабрикаты

  3. Возвратные отходы

  4. Транспортно-заготовительные расходы Итого: Материалы

  5. Зар. плата рабочих

  6. Начисления на зар. плату рабочих

  7. Расходы на освоение

  8. Резерв на ремонт

  9. Потери от простоев

  10. Общепроизводственные расходы

  11. Общехозяйственные расходы Итого: Производственная себестоимость

  12. Коммерческие расходы Всего: Полная себестоимость


6.Виды затрат.

7.Основные направления снижения издержек производства.

Систематическое снижение издержек –основное средство повышения прибыльности функционирования фирмы. В условиях рыночной экономики, когда финансовая поддержка убыточных предприятий является не правилом, а исключением, как это было при административно-командной системе , исследование проблем уменьшения издержек производства, разработка рекомендаций в этой области—один из краеугольных камней всей экономической теории.

Можно выделить следующие основные направления снижения издержек производства во всех сферах национальной экономики:

--использование достижений НТП;

--совершенствование организации производства и труда;

--государственное регулирование экономических процессов.

Прежде чем рассматривать основные направления экономии издержек, необходимо сделать одно существенное замечание. Дело в том что сама деятельность предприятия по обеспечению экономии затрат в подавляющем большинстве случаев требует затрат труда, капитала и финансов. Затраты по экономии издержек тогда эффективны, когда рост полезного эффекта (в самых разнообразных формах) превысит затраты на обеспечение экономии. Естественно, что возможен и пограничный вариант, когда уменьшение издержек на производство изделия не изменяет его полезных свойств, но позволяет снизить цену в конкурентной борьбе. В современных условиях типичным является не сохранение потребительских качеств, а экономия на издержках в расчете на единицу полезного эффекта или других важных для потребителя характеристик. На практике это часто принимает такие формы, как, например, снижение стоимости производимой мощности металлообрабатывающего станка.

Реализация достижений НТП заключается, с одной стороны, в более полном использовании производственных мощностей, сырья и металлов, в том числе и топливно-энергетических ресурсов, а с другой создание новых эффективных машин, оборудования, новых технологических процессов. Наиболее характерная черта НТП второй половины ХХ столетия—переход к принципиально новому технологическому способу производства. Его преимущества не только в более высокой экономической эффективности, но и в возможности производить качественно новые материальные блага, услуги, которые существенно изменяют весь уклад жизни, приоритеты жизненных ценностей.

Что касается совершенствования организации производства и труда, то этот процесс, наряду с экономией на издержках за счет сокращения потерь, практически во всех случаях обеспечивает повышение производительности труда, т. е. Экономию затрат живого труда. На нынешнем этапе экономического развития экономия живого труда в сравнение с экономией общественного труда дает более высокие результаты, о чем свидетельствуют исследования экономического роста на основе использования производственной функции. Совершенствование организации производства в настоящее время представлено двумя основными школами: американской и японской. Это многочисленные системы материально-технического обеспечения производства, его экономического стимулирования и т. п.

Смешанными называются затраты, только часть которых в соответствии с установленными нормами для целей налогооблажения может включаться в себестоимость, а сверх норм покрывается за счет чистой прибыли. Для целей общего учета эти затраты полностью относятся на себестоимость.

Несомненно, каждый производитель должен стремиться к сокращению издержек производства, снижению себестоимости продукции. При стабильной цене на реализуемую продукцию и прочих равных условиях, сокращение издержек приводит к росту прибыли, приходящейся на единицу продукции.

Как известно, производство продукции повышенного качества требует более высокого уровня издержек производства. Однако в конце 70-х - начале 80-х годов этот постулат был практически опровергнут японскими машиностроительными компаниями. Оказалось, что производящие продукцию высокого качества предприятия имеют повышенную производительность труда и пониженные издержки производства. Передовые предприятия автомобильной и электронной промышленности Японии по производительности труда превышают показатели предприятий тех же отраслей в США в 2-2,5 раза. Японские фирмы обычно тратят на 1600 долл. меньше, чем американские фирмы на производство малолитражного легкового автомобиля. Изучение конкретных издержек японских автомобилестроителей показало, что эта разница возникает преимущественно из-за организации производства по методу “точно вовремя”.

Метод “точно вовремя” является сердцевиной системы управления производством японской автомобильной фирмы “Тойота”. Главная цель этой системы - сокращение издержек. Система способствует росту эффективности производственной деятельности, увеличивает оборачиваемость капитала (отношение объема продаж к общей стоимости основного капитала). Новая система управления развивает лучшие черты прежних систем научного управления Ф.Тейлора и конвейерной системы Г.Форда.

Для снижения издержек необходимо приспособление системы к ежедневным колебаниям спроса путем непрерывного регулирования номенклатуры и объема производимой продукции, обеспечение высококачественными комплектующими деталями, нужен рост заинтересованности, активности работников. Главные принципы системы “точно вовремя” - автономизация и гибкое использование персонала. Этот метод требует производства необходимого типа продукции в необходимое время и в необходимом количестве. Автономизация означает самостоятельность контроля за браком. Невозможно поступление дефектных изделий на дальнейшую обработку. Под гибким использованием персонала подразумеваются колебания количества рабочих из-за происходящего время от времени изменения спроса на продукцию, а также поощрение творчества и воплощения идей.

Применение передовых японских методов организации прозводства позволяет добиться высокой эффективности. В чем же заключены основные преимущества системы фирмы “Тойота”? При работе по методу “точно вовремя” на участке, предшествующем данному процессу производства, производится точно заказанное данным (последующим) участком количество деталей и поставляется в конкретно обусловленные им сроки. Здесь последующий этап производства как бы вытягивает необходимое ему для определенного временного периода количество деталей у предшествующего этапа. При обычном в нашей и других странах календарном планировании производства, предшествующий участок как бы “выталкивает” заранее запланированный и произведенный им объем деталей на последующий участок процесса производства.

В системе “Тойота” производственный участок отправляет предшествующему карточку под названием “канбан”. На карточках двух типов указывается либо количество деталей, которое нужно забрать на предшествующем участке, либо то количество деталей, которое нужно изготовить на предшествующем участке. Часто смешивают три понятия: система фирмы “Тойота”, система “точно вовремя” и система “канбан”. Система “Тойота” - это метод организации производства продукции. Система “точно вовремя” - принцип производства необходимого количества деталей в необходимое время. Система “канбан” - средство реализации системы “точно вовремя”, информационная система быстрого регулирования объема продукции на разных ступенях производственного процесса. “Канбан” - одно из условий функционирования системы “точно вовремя”.

Система “Тойота” предусматривает возможность изменения объема ежедневно выпускаемой продукции, причем соответственно меньше или больше (за счет сверхурочного времени) будет произведено в этот день комплектующих деталей. Используется и метод “точной настройки” производственного процесса, выравнивания объема продукции путем постоянного приспособления к спросу с помощью поэтапного колебания частоты производимых партий продукции при неизменном размере партий.

При продолжительном использовании одного и того же штампа, происходит сокращение средних издержек производства. Однако в условиях широкого ассортимента продукции и минимального количества заготовок, необходимо сократить время замены, издержки по переналадке штампа. в целях автономизации и автоматизации контроля качества продукции, станки снабжаются устройствами автоматической остановки при поломке, рабочие получают право останавливать производственную линию при обнаружении отклонения, брака. На заводах “Тойота” практически все рабочие участвуют в “кружках качества”. Там рабочие имеют возможность предлагать различные пути улучшения производства, повышения качества продукции. Предложения рабочих материально поощряются.

В целом, система “Тойота” нацелена на рост прибыли через сокращение издержек на излишние рабочую силу и запасы. Идет снижение как издержек производства, так и издержек обращения, благодаря постоянному вниманию к колебаниям рыночного спроса.

Издержки производства: реалии сегодняшнего дня в России.

Проблема издержек производства - одна из основных проблем для российских производителей на сегодняшний день. Ситуация, сложившаяся в экономике России, представляет собой разновидность структурного кризиса, но очень глубокого и всестороннего, особенностью которого является его долговременный характер при отсутствии механизмов само регуляции и невозможность, как правило, его разрешения без вмешательства государства. Помощь государства может быть в 2-х направлениях: либо поддерживать, подпитывать кризисные отрасли (если отрасль умрет, то пусть это произойдет с наименьшими социальными издержками)* либо попытаться их спасти с помощью массированных инвестиций, направленных на преодоление истоков болезни. Выбор каждого конкретного пути зависит от реальной обстановки в отрасли.

1992 год повсеместно считается годом начала экономической реформы, целью которой является замена сложившейся в стране социалистической системы хозяйствования саморегулирующейся рыночной экономикой. Первоначально предполагалось совершить эту замену, используя тактику "бури и натиска", чтобы провести реформу за один год или, по крайней мере, обеспечить прохождение большей


*Примером подобной политики государства может служить решение в 60- х годах Министерства внешней торговли и промышленности Японии о нецелесообразности дальнейшего развития угольной промышленности. За решением последовали государственные программы по субсидированию ликвидации шахт с высокими эксплуатационными издержками, а также профессиональной переподготовки уволенных шахтеров. К концу 70- х годов численность рабочей силы в угольной промышленности страны сократилась в 10 раз.

половины пути. В качестве инструмента проведения реформы была использована жесткая монетарная политика, и основное внимание было сосредоточено на макроэкономических показателях. Действительность оказалась значительно более сложной, чем предполагалось в начале реформы. В результате с середины 1992 года попытки проводить жесткую монетарную политику практически прекратились.

Экономическое положение России в конце 1992 года по данным Госкомстата характеризовалось стремительным падением производства, продолжающимся до сих пор. В первый же год реформ произошло падение инвестиций почти в два раза, что позволило уже тогда утверждать, что в ближайший год- два дальнейшее падение производства будет продолжаться, его эффективность будет снижаться прежде всего в базовых отраслях.(3)

Важной особенностью экономического кризиса в Российской Федерации является "инфляция издержек" - опережающий рост затрат на производство при ограниченных возможностях повышения цены на готовую продукцию. Инфляция издержек обычно обуславливается нарушением механизмов предложения и монополизацией рынков как со стороны производителей, так и со стороны профсоюзов. В России инфляция издержек сменила инфляцию спроса (1991-1992 гг.) и была обусловлена наследством, оставшимся со времен плановой экономики, в виде сильной монополизации и концентрации промышленности, нарушения механизма предложения. Дополнительным толчком послужил и внешнеэкономический фактор. Десятилетиями замкнутая экономика скачком вырвалась на мировой рынок, в результате чего выявилась базовая не конкурентоспособность обрабатывающих отраслей российской промышленности. Некоторое время Россия этого не чувствовала, имея старые энерго- и материалоёмкие технологии, но чрезвычайно дешевое сырье. Однако в определенный момент цены на сырье стали подтягиваться под уровень мировых, и ситуация в корне изменилась.

Как уже отмечалось выше, падение производства, начавшееся на рубеже 80-х и 90-х годов, до сих пор продолжается. Здесь следует отметить и тот факт, что на динамике производства в Российской Федерации сказываются не только ее внутренние проблемы, но и, безусловно, последствия развала СССР, а именно нарушение хозяйственных связей (нарушение материалов, комплектующих, сокращение спроса бывших союзных республик из-за тяжелого экономического положения и т.д.).

Вследствие падения производства на предприятиях длительное время сохраняется низкий уровень использования производственных мощностей. Явление это далеко не безобидное, как это может показаться на первый взгляд. Наряду с обременительными для предприятий издержками по обслуживанию и поддержанию их в работоспособном состоянии низкая загрузка устаревшего производственного аппарата оказывает мощное инфляционное давление на экономику, а также препятствует его нормальной хозяйственной окупаемости. Последнее обстоятельство вызвано тем, что незагруженность мощностей вплотную приблизила производство к критическому рубежу его технологической окупаемости. Дело в том, что недостаточное использование производственного аппарата вызывает переструктуризацию издержек на единицу выпускаемой продукции, т.е. рост постоянных расходов, при одновременном снижении переменной составляющей. Кстати, именно из-за этого падение выпуска продукции, как правило, не ведет к адекватному сокращению потребления используемых в производстве ресурсов. Независимо от уровня выпуска продукции необходимо отапливать цеха, платить зарплату не только основному производственному, но и административно- управленческому персоналу, обслуживать технику и т.д.

При этом, как показывает анализ, из-за технологических особенностей отдельные производства характеризуются разной степенью устойчивости хозяйственной деятельности на сокращение загрузки их производственного аппарата. Существует ряд отраслей, где технологии с традиционно высоким удельным весом постоянных (накладных) расходов напрямую не зависят от

объемов выполняемой производственной программы. Это главным образом отрасли добывающего сектора экономики, "стоящие" в самом начале технологических цепочек, - нефте- и газодобыча, энергетика, лесозаготовка, а также высокотехнологичные отрасли обрабатывающей промышленности (например, электронная промышленность и др.). Сюда же можно отнести и строительный комплекс, в котором всегда был исключительно высок уровень накладных расходов: ранее они достигали 18-20 % от фактической себестоимости строительных работ, а в последнее время -27 % и более.

Снижение уровня загрузки мощностей по мере углубления кризиса оказывало все более усиливающееся влияние на сокращение возможностей самоокупаемости производства. В известной мере картину "скрашивали" быстрые темпы инфляции, создававшие иллюзию роста (по крайней мере номинального) объемов продаж и получаемой прибыли, а также сравнительно высокой рентабельности производства. Переломным оказался период с ноября 1993-г. по март 1994 г., когда резко ускорившийся спад выпуска продукции в связи с обострившейся проблемой ее сбыта вызвал не только дополнительное свертывание производства (в 1 квартале 1994 г. к соответствующему периоду прошлого года более чем на 25 % )*, но и массовую остановку предприятий. В результате, для многих из них критически низкий уровень загрузки мощностей ведет к исчерпанию естественного предела финансовых возможностей окупаемости текущих издержек. Кстати, именно с простаиванием мощностей и переструктуризацией издержек во многом связано повышение энерго- и топливоемкости производства. Например, электроемкость в 1992-93 гг. увеличилась на 32 %, а энергоемкость - на 26 %. Особенно высок рост удельных энергозатрат в отраслях инвестиционного комплекса и в ряде других, наиболее сильно подвергшихся кризису.

Новый тип экономики и издержки.

Перечисленные выше факты еще раз подчеркивают необходимость правильных решений в планировании и работе производственных мощностей. Именно сейчас требуются промышленности профессиональные работники для корректировки весьма искаженного процесса производства. Ведь зачастую многие параметры предприятий не соответствуют их сегодняшнему положению, они устарели. И если еще несколько лет назад предприятия могли действовать по старой схеме плановой экономики, то сейчас они столкнулись с неразрешимыми проблемами в виде нового вида хозяйствования.

Однако информация последнего года говорит о некоторой стабилизации сферы производства. Из нее ушли те, кто не смог перестроиться, по новому оценить ситуацию, кто не смог наладить порванных развалом СССР связей, кто просто не захотел смотреть на мир новыми глазами. И приходят туда те, кто смог перебороть себя и других. Благодаря им и оставшимся старым производителям Россия получила немало вполне дееспособных предприятий.

Конечно же не стоит идеализировать картину, однако наметившиеся тенденции вселяют надежду на стабилизацию производственной сферы и производство вполне конкурентоспособной продукции.

Заключение.

Рассмотренные в работе вопросы и проблемы позволяют сделать вывод, что фактор издержек не только немаловажен, но и во многом является определяющим в стратегии фирмы, ее гибкости в условиях рыночной экономики. Грамотная политика в отношении издержек, их верная калькуляция, своевременная отчетность и правильное распределение средств как по временным периодам, так и по сферам деятельности может реально изменить картину производственной сферы России к лучшему уже сейчас. Конечно перечисленные аспекты не панацея от всех бед, но ту роль какую они играют в процессе производства они должны выполнять правильно, тем самым разгружая остальные этапы производства. Не нужно забывать, что издержки производства в первую очередь учитываются как при разработке бизнес- плана, так и на действующем предприятии. Хотелось бы верить, что уже в скором будущем правильный подход, с точки зрения рыночной экономики, к проблеме издержек сможет привести к желаемым успехам в восстановлении производственной сферы России и ее значения на мировом уровне.

Водоянов А., Протасова Л. "Использование производственных мощностей в промышленности" стр. 9.

Анализ издержек предприятия на примере кондитерской фабрики «СладА»

Астраханская кондитерская фабрика была основана в 1942 году. Сегодня фабрика носит название ОАО Экспериментальная кондитерская фабрика «Сладости Астрахани» и действует на рынке под белее звучной торговой маркой «СладА».

Количество работающих на фабрике составляет около 300 человек. Мощность фабрики 10 тысяч тонн конфет и карамели в год.

Фабрика предлагает покупателям богатый ассортимент, выпускаемой продукции. На сегодняшний день кондитерская фабрика «СладА» производит 40 наименований карамели (карамель леденцовая, с фруктово-ягодной, молочными, помадными, шоколадно-ореховой начинками, карамель глазированная шоколадной глазурью) и 104 наименования конфет (конфеты неглазированные с помадной начинкой, глазированные шоколадной глазурьюс помадной, пралиновой, грильяжной начинкой, с начинкой между слоями вафель, а также фрукты и ягоды в шоколаде). Фабрика «СладА» предлагает своим покупателям более 10 видов наборов шоколадных конфет от элитных наборов «Подарочный» и «Чернослив в шоколаде» до демократичных «Кокос», «Птичье молоко».

С 1998 года мастера-карамельщики стали вновь делать корзинки с цветами полностью выполненные из карамели, работа ручная и очень сложная, требует особых навыков.

В скором времени заработает новая зефирная линия, планируется производство вафель и мармелада.

Динамика объемов производства по кварталам

Динамика объема

Как видно из приведенных графиков, объемы производства по всем видам выпускаемой продукции в денежном выражении увеличились, а в натуральном выражении, наоборот, сократились до уровня 1997 года. В 1998 году наблюдается незначительный рост объема производства на 6,5%. Наибольшее снижение наблюдается по карамельной продукции, объем производства которой в 1998 году составил лишь 38% от уровня 1995 года, выпуск конфетной продукции с 1995 года по 1997год снизился в 1,5 раз, а в 1998 году наметилось увеличение объема на 15, 5 %.

Причин снижения объема производства с 1995 года по 1997 год несколько.

Во-первых, это общий экономический кризис в России, который привел к значительному снижению уровня жизни населения в целом. Во-вторых, на рынке кондитерских изделий появилось много конкурентных фирм (самарская фабрика «Россия», волгоградская кондитерская фабрика, украинская фабрика «К. Маркса», московские фабрики «Красный Октябрь», «РотФронт»). Увеличился завоз импортной продукции. Еще одной причиной такого положения является слабая работа в области маркетинга, что привело в последствии к поражениям в конкурентной борьбе.

Но в 1998 году наблюдается рост объема производства. Здесь существует также несколько причин. Во-первых, улучшилась маркетинговая деятельность:улучшился этикет, ассортимент продукции, появляется много фирменных магазинов, продукция сбывается с минимальной наценкой. Во-вторых, за 4 года покупатели сравнили качество импортной продукции и продукции фабрики «СладА» и по статистическому опросу, проведенному в г. Астрахани, 82% населения выбирают нашу продукцию.

Увеличение объема производства ни могло не сказаться на себестоимости продукции. Структура себестоимости за 1998 год представлена в таблице 1.

Как видно из таблицы 1, значительный удельный вес в себестоимости занимают: сырье (52,52%), вспомогательные материалы(12,52%), общезаводские расходы (16,22%) и цеховые расходы (8,26%). На предприятии из-за отсутствия одного вида сырья производится его замена другим видом, в связи с чем увеличиваются затраты на сырье.

Например, в случаи отсутствия инверта для производства карамели и конфет производится ее замена на более дорогую патоку. Так как большее количество патоки применяют в карамельном цехе, то это приводит к убыточности цеха. Так же сюда можно отнести и перерасход сырья (например, фундуку, грецкий орех), что приводит к росту себестоимости.

Таблица 1. Структура себестоимости за 1998г. в разрезе цехов

В структуре обще издательских расходов преобладают: налоги(32,39%), зарплата с отчислениями (31,86%) и проценты за кредит банка(25,96%) (таблица2).

Таблица 2. Структура общезаводских расходов за 1998г.

Статьи расходов

Сумма

Уд. Вес

Зарплата с отчислениями

891138,5

31,86%

Командировочные

79220

2,83%

Ком. Услуги

45374

1,62%

Материалы и МБП

16017

0,57%

Амортизация

36042

1,29%

Обслуж. Автотранспорт

42512

1,52%

Налоги

905891,5

32,39%

Аудиторские услуги

22289

0,80%

Юридические услуги

18195

0,65%

Проценты за кредит

726048

25,96%

Прочие расходы

14268

0,51%

ИТОГО

2796995

100,00%

Таблица 3. Структура цеховых расходов за декабрь 1998г.

Структура расходов

Карамель

Конфеты

ИТОГО

Сумма

Уд.вес

Сумма

Уд.вес

Сумма

Уд.вес

Зарплата с отчислениями

6220,53

13,87%

11608,72

14,92%

17829,54

14,53%

Комунальные услуги

5708,00

12,72%

8834,52

11,35%

14542,76

11,85%

Материалы и МБП

603,92

1,35%

1259,34

1,62%

1863,26

1,52%

Услуги сторонних организ.

16101,02

35,89%

27400,05

35,21%

43501,07

35,46%

Амортизация

13503,00

30,10%

24707,50

31,75%

38210,50

31,14%

Прочие расходы

2726,19

6,08%

4018,87

5,16%

6745,06

5,50%

ИТОГО:

44862,66

100,00%

77829,00

100,00%

122692,19

100,00%

Руководство фабрики принимает меры для того, чтобы сохранить коллектив, вовремя давать зарплату, а также стремиться к увеличению зарплаты. Так в 1997г. при численности 188 человек фонд зарплаты составил 1613,9 тыс. руб., а в 1998 г. при численности 204 человека – 1925,5 тыс. руб.

Как видно из таблицы 1 за 1998г. прибыльным является конфетный цех. Это связано с объемом выпуска продукции и стоимости сырья. Хотя издержки производства на 1т. карамели составляют 9137тыс. руб., а конфет – 15000 тыс. руб. за 1т., но стоимость 1т. карамели составляет 7280тыс. руб., а конфет – 19730 тыс. руб.

Также следует отметить, что к постоянным расходам предприятия необходимо, кроме всего прочего, отнести и затраты на оплату труда основных рабочих, а также отчисления от нее. Такая ситуация возникла из-за повременной формы оплаты труда. Поэтому к переменным затратам фабрики можно отнести сырье, топливо, холод, электроэнергию. Удельный вес постоянных расходов в себестоимости продукции фабрики «СладА» составил 28,7%, а переменных 71,3%. Налицо четкая зависимость прибыльности предприятия от объемов производства, демонстрируемая на графике.

Зависимость прибыли от объемов производства

по кварталам Рисунок 3

Таблица 5. Прибыль и убытки кондитерской фабрики «СладА»

Показатели

1996г.

1997г.

1998г.

Выручка от реализ. товаров и услуг

9740,00

14242,00

20724,00

Себестоимость реалтзации

8884,00

12793,00

18891,00

Результат от реализации

856,00

1449,00

1893,00

Прочие операционные доходы

132,00

147,00

222,00

Прочие операционные расходы

129,00

159,00

375,00

Результат от фин.-хоз. деятельности

859,00

1437,00

1680,00

Прочие внереализ. Доходы

418,00

Прочие внереализ. Расходы

522,00

39,00

104,00

Финансовый результат

337,00

1816,00

1576,00

Таблица7. Динамика объемов производства

Виды продукции

1995г.

1996г.

1997г.

1998г.

Конфетный цех

3792

5818

8794

14328

Конфеты неглазированные

1400

1027

879

1730

Конфеты глазированные

2149

4654

7590

12006

фрукты и ягоды в шокол.

243

137

325

592

Карамельный цех

2528

3922

5448

5058

Карамель леденцовая

543

442

1112

840

Ирис

86

346

378

442

Карамель глазированная

1899

3134

3958

3776

Выводы:

ОАО кондитерская фабрика «СладА» находится в устойчивом финансовом положении, характеризующимся:

  • наметившимся увеличением объемов производства в натуральном выражении;

  • за анализируемый период прибыль от реализации продукции с каждым годом увеличивалась;

  • имеет сформированный портфель заказов на каждый год;

  • со многими заказчиками были заключены долгосрочные контракты;

  • прибыльной работой предприятия на протяжении двух последних лет;

  • имеются значительные резервы снижения издержек предприятия.

Основными причинами, повлиявшими на увеличение выпуска продукции и увеличения прибыли предприятия явились:

  • эффективное управление предприятием в условиях рыночной экономики;

  • заключение долгосрочных договоров на отгрузку продукции;

  • увеличилась сеть фирменных магазинов;

  • эффективная работа предприятия в сфере маркетинга, приведшая к увеличению постоянных клиентов, а также частым победам в конкурентной борьбе;

  • увеличение ассортимента рентабельной и пользующейся спросом продукции;

  • уменьшение непроизводительных потерь (брак производства);

Предложения:

С целью еще большего увеличения объема производства и снижению издержек предприятию необходимо:

  1. усовершенствовать систему бухгалтерского учета, в частности перейти на машинно-автоматизированную систему бухгалтерского учета;

  2. принять меры к скорейшему взысканию дебиторской задолженности и недопущения ее образования впредь;

  3. не допускать замены одного сырья другим, приобретать именно то сырье, которое заложено в рецептуре изделия;

  4. точно следить за рецептурой и не допускать перерасхода сырья;

  5. не допускать переплаты налогов в бюджет, а использовать имеющиеся средства для увеличения оборачиваемости капитала;

  6. не привлекать заемных денежных средств (ссуды);

  7. приобретать собственный грузовой транспорт, а не брать в аренду;

  8. не допускать простои вагонов;

  9. до минимума сократить непроизводственные потери сырья;

  10. рассмотреть возможность увеличения доходов от не основных видов деятельности, в частности от сдачи в аренду площадей;

  11. перейти к ценообразованию, основанному на нормах адекватно отражающих реальные затраты предприятия, для чего разработать и внедрить новые современные научно обоснованные нормы расхода материальных ресурсов;

  12. рассмотреть возможность снижения постоянных расходов, в частности за счет сокращения численности рабочего персонала;

  13. внедрить систему планирования затрат с целью снижения себестоимости и повышения эффективности использования средств.

Список литературы:

  1. Астапова Е. “Как быстро подсчитать издержки производства”, Деловые связи, 1993г.,№1, с. 50-60

  2. Безруких П.С. Особенности бухгалтерского отчета за 1997 год. Главбух, 1998, № 2, с. 8-15.

  3. Безруких П.С. Состав и учет издержек производства и обращения. В помощь бухгалтеру. Положение о составе затрат, комментарии. - М.: ФБК, 1996. - 224 с.

  4. Безуглов А. “Призрак банкротства бродит по России”, Деловой мир, 1995г, № 2

  5. Ветров А. Ал. Операционный аудит - анализ./ Под ред. акад. А. Ан. Ветрова. - М.: Перспектива, 1996. - 127 с.

  6. Гальперин В. М. и др. «Микроэкономика». 1998г.

  7. Грузинов В. П., Грибов В. Д. «Экономика предприятия» 1997г.

  8. Добровенский В. “Как оценить доходность предприятия ?”, Экономика и жизнь, 1995г. № 35, с.37

  9. К.Р. Макконеля, С.Л. Брю, “Экономикс”, Таллин, 1993г.

  10. Липатова Н. “Прогнозирование прибыли”, Финансы, 1995г., №2, с.19

  11. Луговой В.А. Учет затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг ): Методика и практикум. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 144 с. - (Библиотека бухгалтера).

  12. Луговой В.А. Учет основных средств, нематериальных активов, долгосрочных инвестиций: Методика и практикум. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 176 с. – (Библиотека бухгалтера).

  13. Макарьева В.И. Комментарий к Положению о составе затрат по производству и реализации продукции ( работ, услуг ), включаемых в себестоимость продукции ( работ, услуг ), и о порядке формирования финансовых результатов. учитываемых при налогообложении прибыли. - М.: Финансы и статистика, 1993. - 64 с.

  14. Макарьева В.И. Практическое пособие по бухгалтерскому учету и отчетности перед налоговыми органами ( с учетом последних изменений и дополнений ). - М.: Налоговый вестник, 1997. - 256 с.

  15. Моляков Д. С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 176 с.

  16. Нидлз Б., Андерсон Х., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 1994. - 496 с.

  17. Стоянова Е. “Анализ потребности в оборотных средствах”, Бух. учет, 1994г. №3

  18. Федотова М., “Как оценить финансовую устойчивость предприятия?”, Финансы, 1995г., № 6, с. 13-16

  19. Э Дж. Долан, Д.Е. Линдсей, “Микроэкономика”, Санкт-Петербург, 1994г.

1