Бизнес план (работа 8)

Экономическая эффективность инновационно-инвестиционного проекта применения пенобетона в строительстве малоэтажных жилых домов в г. Казани, предлагаемого Казанским центром инновационных технологий)

Переход к рыночным отношениям требует гибких решений в экономике, обеспечивающих существенное повышение эффективности инвестиций. Одним из важнейших вопросов определения эффективности следует признать критериальный подход, поскольку при разных критериях имеют место различные соответствующие показатели экономической эффективности. В основу критериального подхода заложен триединый критерий рациональности инвестиций: экономический, экологический и социальный.

Применим заявленный критериальный подход для оценки экономической эффективности инновационно-инвестиционного проекта применения предлагаемого Казанским центром инновационных технологий, пенобетона в строительстве малоэтажных жилых домов – «инисот» в г. Казани (на основе бизнес-плана строительства блокированных домов индивидуального проекта «Пентхауз»). Эскизный проект минисот представлен в Приложении 4.

В целях удовлетворения спроса населения на жилье Коллегией Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ в 1998 году было принято постановление на преобладающее строительство в последующие годы малоэтажных жилых домов.

Малоэтажные блокированные жилые дома типа «Пентхауз» обладают улучшенной планировкой квартир, изолированным входом в квартиру, наличием приквартирного участка, индивидуальным гаражом с выходом из него в квартиру, возможностью достижения высокой плотности застройки и уровня благоустройства, многовариантностью планировочных решений и видов блокировки секций, широкими возможностями достижения архитектурной выразительности жилой застройки.

Следует отметить, что прежде чем оценивать экономическую эффективность ИИП, необходимо провести анализ деятельности предприятия, которое ставит своей целью внедрение данного проекта. Анализ возможностей предприятия по реализации проекта основывается на расчете таких финансовых показателей как величина резервов, оборачиваемость капитала, интенсивность инвестирования, прибыль на инвестированный капитал1

Не обладая данными для расчета этих показателей в данном конкретном случае, мы, тем не менее, уверены в необходимости их определения ввиду того, что они объективно предопределяют возможность предприятия практически реализовать ИИП.

Комплексную оценку экономической эффективности ИИП применения пенобетона в строительстве домов типа «Пентхауз» мы проводим посредством следующих методов:

1.Метод окупаемости.

2.Метод нормы прибыли.

3.Расчет дисконтированной стоимости.

Приведем фактические данные примерной сметы на один из домов типа «Пентхауз» S = 300/200 в таблице 3.1.

Таблица 3.1.

Примерная смета на один из домов типа «Пентхауз» S = 300/200

1

2

3

№ п/п

Наименование объектов, работ и затрат

Сметная стоимость, руб.

1

Сваи (с доставкой и забивкой)

56000

2

Монолитная стяжка фундамента (армокаркас. опалубка, бетон, укладка)

20304

3

Фундаменты (блоки, раствор, монтаж, техника)

37800

4

Кладка подвала (кирпич красный/пенобетон*, раствор, работа, перемычки, монтаж)

28598/ 22878,4**

5

Перекрытие подвала (плиты, раствор, монтаж)

34484

6

Кладка 1-го этажа (ворота гаражн., кирпич/пенобетон*, кладка, раствор, работа, премычки, перекрытия, окна двери, пенопластовое утепл. толщ. = 0,1 м.)

206720/ 165376**

7

2-ой этаж (см. скобки п.п. 6)

206720/ 165376**

8

Мансарда (см. скобки п.п. 6 + устройство крыши с пенопласт. утепл., оцинк. покр. внутр. обшивкой потолка)

368700/ 294960**

Продолжение таблицы 3.1

1

2

3

9

Штукатурка (стены, раствор, работа)

29132

10

Малярные работы, сантехника, водопровод, газ, электрофикация, малые токи ~ 20% от V общ.

197691,6

11

Неучтенные затраты

200000

12

Непредвиденные затраты

300000

13

Резерв

300000

Итого:

1986149,6/1824002**

Себестоимость 1м2 = 6620,4 руб. без внешних сетей и коммуникаций.

Расходы по себестоимости на один жилой дом типа «Пентхауз»: из расчета 6620,4 р. за 1 м2 х 300 м2 = 1986120 р.

С учетом индивидуальности проекта при скорости возведения дома в течение одного года рыночная стоимость 1 м2 может составить как минимум К=2. Следовательно, рыночная стоимость 1 м2 = 13240,8 р., а рыночная стоимость одного дома = 3972240 р.

Себестоимость 1 м2 = 6080** р. без внешних сетей и коммуникаций

Расходы по себестоимости на один жилой дом типа «Пентхауз»: из расчета

6080 р. за 1 м2 х 300 м2 = 1824000** р.

Рассчитаем чистую прибыль в ИИП строительства домов типа «Пентхауз» с использованием кирпича и в ИИП строительства тех же домов, но с использованием пенобетона (данные расчета приведены в таблице 3.2).

*пенобетон - используемый в ИИП инновационный продукт.

** - данные с применением пенобетона.

Таблица 3.2

Расчет прибыли

№ п/п

Показатели

ИИП строительства домов типа «Пентхауз» с использованием кирпича

ИИП строительства домов типа «Пентхауз» с использованием пенобетона

1

Выручка

3972240 р.

3972240 р.

2

Себестоимость одного дома

1986120 р.

1824000 р.

3

Прибыль от реализации (налогооблагаемая прибыль)

1986120 р.

2148240 р.

4

Налог на прибыль (30% от п.3)

595836 р.

644472 р.

5

Чистая прибыль

1390284 р.

1503768 р.

Произведем комплексную оценку эффективности ИИП применения пенобетона в строительстве жилых домов типа «Пентхауз» на основе ранее заявленных методов.

1.Метод окупаемости.

> >Таблица 3.3

Расчет срока окупаемости

№ п/п

Показатель

ИИП строительства домов типа «Пентхауз» с использованием кирпича

ИИП строительства домов типа «Пентхауз» с использованием пенобетона

1

Срок окупаемости, в годах

1,5

1,3

Период окупаемости инвестиций определяет промежуток времени от момента начала инвестирования проекта до момента, когда чистый доход от реализации проекта полностью окупает начальные вложения в проект. Исходя из произведенных расчетов, результаты которых приведены в таблице 3.3, можно утверждать, что ИИП

строительства домов типа «Пентхауз» с использованием пенобетона является экономически выгодным и более привлекательным, чем ИИП строительства тех же домов, но с использованием кирпича, так как в первом проекте срок окупаемости меньше, а, следовательно, возвращение начальных вложений происходит гораздо быстрее.

2.Метод нормы прибыли.

Таблица 3.4

Расчет среднегодовой прибыли

№ п/п

Показатель

ИИП строительства домов типа «Пентхауз» с использованием кирпича

ИИП строительства домов типа «Пентхауз» с использованием пенобетона

1

Норма прибыли

0,7

0,82

2

Среднегодовая прибыль, в руб.

695142

747840

Проект можно считать экономически привлекательным, если показатель среднегодовой прибыли является положительным, в противном случае проект является убыточным. Расчеты показали, что среднегодовая прибыль положительна в обоих проектах, но в ИИП строительства домов типа «Пентхауз» она выше, а, следовательно, данный проект является более выгодным с экономической точки зрения.

3. Расчет дисконтированной стоимости.

Таблица 3.5

Расчет дисконтированной стоимости

№ п/п

Показатель

ИИП строительства домов типа «Пентхауз» с использованием кирпича

ИИП строительства домов типа «Пентхауз» с использованием пенобетона

1

Коэффициент дисконтирования

0,5

0,45

2

Простая ставка ссудного процента

66%

90%

В ИИП строительства дома типа «Пентхауз» с использованием кирпича каждый рубль из поступлений будущего года равен 50 копейкам, вкладываемым в ИИП в настоящее время, а в ИИП строительства дома типа «Пентхауз» с использованием пенобетона – 45 копейкам. В доказательство утверждения, что деньги не только помещенные на депозит, но и вложенные в ИИП, обладают «зарабатывающей силой», мы произвели расчет простой ставки процента, при которой первоначальный капитал (то есть инвестиции в проект) достиг бы суммы выручки от продажи одного дома через срок окупаемости каждого ИИП. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что вложение денежных средств в ИИП строительства дома типа «Пентхауз» с использованием кирпича в 2,6, а в ИИП строительства дома типа «Пентхауз» с использованием пенобетона в 3,6 раза выгоднее, чем их помещение в банк на депозит (при настоящей ставке рефинансирования Центрального банка РФ – 25%),

Оценивая эффективность ИИП следует также принять во внимание такой критерий как масштабность. При строительстве одного жилого дома типа «Пентхауз» с применением пенобетона мы получим чистую прибыль в размере 1503768 руб. Но для того, чтобы окупить все издержки, как переменные, так и постоянные, необходимо построить гораздо большее количество домов. Тогда, осуществляя лишь затраты на производство (переменные затраты) при тех же постоянных затратах, мы будем иметь значительно большую прибыль от строительства n домов (где n>1), чем от строительства одного дома.

Экологический аспект ориентирует ИИП на минимизацию использования воздушных, водных и земельных ресурсов, как при осуществлении строительства, так и в эксплуатационный период; на безопасность для окружающей среды используемых в строительстве материалов. ИИП строительства жилых блокированных домов типа «Пентхауз» с применением пенобетона удовлетворяет данным условиям.

Социальный критерий ИИП строительства жилых домов типа «Пентхауз» создает улучшение коммунально-бытовых условий для различных групп и слоев населения. Можно, например, после оформления отвода земли и утверждения проекта обратиться в Союз офицеров запаса с предложением привлечь отставников, имеющих жилищные сертификаты Правительства России (эти сертификаты выдаются на руки отставным офицерам и на 80% обеспечены деньгами Правительства России, а остальные – доплачиваются после приобретения жилья) и способных выкупать жилье с доплатой, а в случае отсутствия спроса на данное жилье – реализовать его за указанные сертификаты.

Оценка экономической эффективности ИИП строительства малоэтажных блокированных жилых домов типа «Пентхауз» с применением пенобетона показала, что данный проект является экономически выгодным. Предложенный вариант жилого дома компактный по габаритам, малоемкий по количеству строительных материалов, доступных по массовости производства и отсутствию в них специальных элементов, способных затруднить их производство и вызвать задержку в ходе строительства. Габариты строений не требуют громоздкой, дорогостоящей специальной строительной техники и механизмов. Относительно малая себестоимость по сравнению с многоэтажными домами и значительное превосходство в комфортности дают возможность быстро и с прибылью окупить вложенные средства, все это в совокупности является доказательством рациональности данного ИИП.

ИИП, экономическую эффективность которого мы оценили, является вдвойне инновационным. Во-первых, само строительство блокированных жилых домов индивидуального проекта типа «Пентхауз» представляет собой новшество, не получившее еще достаточно широкое распространение в г. Казани. И, во-вторых, в ИИП используется инновационный продукт – пенобетон, который значительно удешевляет строительство жилых домов, делает его экономически выгодным и дополнительно привлекательным с инвестиционной точки зрения.

1Постановление Кабинета Министров РТ «Об утверждении Положения о порядке предоставления государственной поддержки предприятиям и организациям, реализующим инвестиционные проекты в РТ» от 07.05.99г., № 284, - с.41

Развитие производственно-коммерческой деятельности предприятия АПК (на примере организации и финансирования агрофирмой «Верхний Услон» ООО «Верхнеуслонский завод СОМ»).

3.1. Общество с ограниченной ответственностью «Верхнеуслонский завод СОМ» как субъект хозяйственной деятельности.

1) Общие положения. Общество с ограниченной ответственностью «Верхнеуслонский завод СОМ», принадлежащее ООО «Агрофирма Верхний Услон» было создано в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и в соответствии с законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». Полное фирменное название - Общество с ограниченной ответственностью «Верхнеуслонский завод СОМ». Сокращенное фирменное название – ООО «Верхнеуслонский завод СОМ». ООО «Верхнеуслонский завод СОМ» является юридическим лицом: имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

ООО «Верхнеуслонский завод СОМ» может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности ООО ««Верхнеуслонский завод СОМ».

ООО ««Верхнеуслонский завод СОМ» может заниматься хозяйственной деятельностью только на основании специального разрешения (лицензии).

ООО «Верхнеуслонский завод СОМ» считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации.

ООО «Верхнеуслонский завод СОМ» создано без ограничения срока его деятельности.

ООО ««Верхнеуслонский завод СОМ» вправе в становленном порядке открывать банковские счета на территории Российской федарации и за ее пределами.

ООО «Верхнеуслонский завод СОМ» имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное название на русском и татарском языках.

ООО «Верхнеуслонский завод СОМ» вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным названием.

ООО «Верхнеуслонский завод СОМ» отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

ООО «Верхнеуслонский завод СОМ» не отвечает по обязательствам учредителей.

2) Предмет и цели деятельности Общества с органиченной ответственностью «Верхнеуслонский завод СОМ». Верхнеуслонский молочный завод, принадлежащий ООО «Агрофирма Верхуий Услон», расположен в селе Макулово, Верхнеуслонского района Республики Татарстан, в 50 км. от г Казани. Основным направлением деятельности Агрофирмы является производство пакетированного молока и его реализация через сеть торговых точек и оптовых покупателей в г. Казани Агрофирма образована в 1997 году в результате приватизации Зеленодольского молочного завода. В 1990-92 годах тогда еще государственное предприятие перерабатывало 80 тонн молока в сутки. В результате экономического кризиса в 1995-96 годах деятельность завода пришла в упадок и фактически остановилась. В результате смены собственника предприятия на нем была произведена реконструкция котельной, установлены 2 линии по фасовке пакетированного молока производительностью 25 тонн в сутки. Организовано производство сливочного масла поточным способом производительностью 2 тонн/сутки и производство казеина I тонна/сутки.

За прошедшее время построены очистные сооружения, обустроена прилегающая территория. Для автотранспорта предприятия построен гараж. В распоряжении Агрофирмы находится парк автомашин, необходимый для обеспечения бес перебойных поставок сырья для производства и перевозки готовой продукции к местам сбыта готовой продукции. В 2001 г. на территории молочного завода построен цех сухого молока, производительностью 4,5 тонны в день по готовому продукту или 60 тонн в день в пересчете на сырье (закупаемое сырое молоко) Оборудование цеха позволяет получать широкий спектр сухих молочныч продуктов;

-сухое обезжиренное молоко (СОМ);

-сухое цельное молоко (СЦМ);

-казеинат натрия;

-сухая подсырная сыворотка;

-сухое соевое молоко.

ООО «Верхнеуслонский завод СОМ» имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли путем производства и реализации вышеприведенной товарной продукции.

3.2. Бизнес-план по организации производства сухих молочных продуктов на базе ООО «Верхнеуслонский Завод СОМ».

1-й раздел: Введение: Цели и задачи проекта.

Верхнеуслонский молочный завод, принадлежащий ООО Агрофирма «Верхний Услон», расположен в селе Макулово, Верхнеуслонского района Республики Татарстан, в 50 км. от г.Казани. Основном направлением деятельности Агрофирмы является производство пакетированного молока и его реализация через сеть торговых точек и оптовых покупателей в г. Казань Агрофирма образована в 1997 году в результате приватизации Зеленодольского молочного завода. В 1990-92 годах тогда еще государственное предприятие перерабатывало 80 тонн молока в сртки. В результате экономического кризиса в 1995-96 годах деятельность завода пришла в упадок и фактически остановилась. В результате смены собственника предприятия на нем была произведена реконструкция котельной, установлены 2 линии по фасовке пакетированного молока производительностью 25 тонн в сутки. Организовано производство сливочного масла поточным способом производительностью 2 тонн/сутки и производство казеина 1 тонна/сутки.

За прошедшее время построены очистные сооружения, обустроена прилегающая территория. Для автотранспорта предприятия построен гараж. В распоряжении Агрофирмы находится парк автомашин, необходимый для обеспечения бесперебойных поставок сырья для производства и перевозки готовой продукции к местам сбыта готовой продукции. В 2001 г. на территории молочного завода построен цех сухого молока, производительностью 4,5 тонны в день по готовому продукту или 60 тонн в день в пересчете на сырье (закупаемое сырое молоко) Оборудование цеха позволяет получать широкий спектр сухих молочных продуктов:

-сухое обезжиренное молоко (СОМ);

-сухое цельное молоко (СЦМ);

-казеинат натрия;

-сухая подсырная сыворотка;

-сухое соевое молоко.

Для запуска цеха требуется провести пусконаладочные работы, набрать обслуживающий персонал, осуществлять закупки молока, организовать эффективный сбыт продукции.

ООО "Агрофирма "В Услон" предлагает цех сухого молока к продаже. В состав цеха входит здание 250 мЗ с оборудованием для производства сухого молока и масла, котельная производительностью 3,5 тонн пара/час, трансформаторная подстанция 400 кВа, молоковоз-цистерна на 14 тонн.

Стоимость цеха составляет 20 000 000 руб.

2-й раздел: Описание бизнеса.

В настоящее время существует 4 основных технологии переработки молока, их особенности представлены в таблице 1 (Приложения) Технологии А и Б освоены всеми производителями молочной промышленности. Они позволяют, закупая сырье у населения производить молоко и другую молочную продукцию (кефир, катык, творог, сметана, масло сливочное и т.п.) для непосредственного употребления населением городов, а также обезжиренные сыры и казеин. Технология С позволяет производить сушеное молоко которое можно хранить и использовать для производства мороженого, кондитерских изделий, майонеза, молочной продукции в зимнее время, а также в регионах где отсутствует свежее молоко.

Делая бизнес в регионе, в котором молочная промышленность производит молока для потребления населения в избытке, в данном бизнес-плане рассматривается проект открытия цеха по сушке молока, который позволит:

1.Организовать крупнотоннажное высокорентабельное производство молочных продуктов.

2.Стимулировать развитие дойного стада коров в хозяйствах.

3.Свести к минимуму отходы молочного производства.

Комментарии к таблице N 1:

А - производство пакетированного молока и технология В - производство сливочного масла и казеина (или обезжиренного сыра). Каждая из технологий имеет определенные ограничения, указанные в таблице и главным их недостатком является сезонная - зависимость от сырья и обычно более низкая рентабельность по сравнению с технологией В. Технология D обладает высокой рентабельностью, но из-за долгого срока, вызревания требует больших финансовых ресурсов для закупки молока. Наиболее стабильный спрос и высокую рентабельность имеет технология А, но в связи с ограниченность сбыта по этой технологии перерабатывается не более 15 % сырья.

Технология Q имеет такую же, как А и D рентабельность, но позволяет перерабатывать значительно больший объем сырья, варьировать ассортимент выпускаемой продукции в зависимости от конъюнктуры рынка (СОМ +масло или СЦМ) СОМ и СЦМ имеют широкие возможности сбыта, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Технология производства безотходна, экологически безвредна. Продукция имеет длительный срок хранения по сравнению со всеми другими молочными продуктами - 8 месяцев.

3-й раздел: Маркетинговый план.

3.1.Международные тенденции.

По прогнозам исследований американского института

FAPF1 (Институт питания и политики сельского хозяйства), мировой уровень производство молока с 2000 по 2005 год повысится с 390 до 425 или тонн. Международные эксперты сходятся во мнении, что мировые цены на основные молочные продукты в начале 2000-х годов будут расти. По данным Австралийской корпорации производителей молочной продукции (ADC), рост мировых цен на сухое обезжиренное молоко (СОМ), наблюдаемый в последние годы, продолжится. Мировая цена на СОМ и СЦМ и последние годы колеблется в пределах 2000-2200 ам.долл./мт. Россия экспортирует около 50 000 тонн сухого молока в год. Экспортные цены на российское сухое молоко обычно составляют 1100-1350 ам.долл./мт. на условиях FOB. Основные потребители российского молока - страны Дальнего Востока и Средней Азии, а также европейские производители кормовых заменителей молока для выпойки молодняка на основе СОМ.

3.2.Тенденции Российского рынка молочных продуктов.

Объем производства СОМ и СЦМ составляет около 150 000 - 200 000 тонн в год, из которого 70% продается на внутреннем рынке.

Как отмечают эксперты института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), обычно в зимние месяцы на российском рынке сухого молока спрос превышает предложение. В неурожайные годы цены на СОМ и СЦМ зимой увеличивается до 2 раз по сравнению с летними месяцами.

3.3.Ситуация на рынке производителей сухого молока России.

Особенностями рынка сухого молока являются:

  • его производство в основном происходит в летнее время - сезон самого дешевого сырья, сбыт в зимнее время,

  • существуют регионы, где отсутствует свежее молоко в

достаточном количестве даже летом (Московская область, Ленинградская область, Сибирь). Для производства молочных продуктов эти регионы нуждаются в регулярных поставках сухого молока круглый год;

- потребителями сухого молока являются производители мороженого, кондитерские фабрики, мясокомбинаты, молочные комбинаты (производство йогуртов, майонеза, сгущенного молока и т.д,);

- сухое молоко имеет устойчивый спрос на мировом рынке и является экспортным товаром.

3.4.Анализ рынка производителей молочных продуктов РТ- представлен в таблице 2 (Приложения)

Комментарии к таблице № 2

Как видно из таблицы на рынке производителей молочной промышленности РТ, из 52 производителей только 6 заводов владеют технологией производства сухого молока. Если обратить внимание на географическое расположение этих заводов то следует отметить, что в Закамье этих заводов 4 (Чистополь, Новошешминск, Муслюмово, Актаныш), на левом берегу Волги - 1 (Зеленодольск), а на правом берегу Волги на 7 районов РТ нет ни одного завода по изготовлению СОМ СЦМ. Отсутствие данной технологии в этом последствия для экономики Республики:

-учитывая, что производство цельномолочной продукции в этом регионе незначительно, а прибыль при производстве СОМ и СЦМ выше, чем при других технологиях, производители этой продукции (Самара, Ульяновск) имеют возможность закупать цельное молоко у хозяйств по более высоким ценам, чем местные заводы. Например, в 2001-2002г. представители коммерческих структур Самарской, Ульяновской областей закупали молоко в районах РТ, расположенных на правом берегу Волги по цене 5,0-5,2 рубля за литр и, перерабатывая его в СОМ и СЦМ продавали его по цене 7,0-7,4 рубля (из расчета на литр молока свежего). Возможно, что и обратно на наш рынок. В это же время местные заводы не могли закупать молоко дороже 4 руб. за литр.

В последние годы, несмотря на общемировую тенденцию роста спроса на молочную продукцию, в России и РТ производство молочной продукции падает. На наш взгляд это происходит по следующим причинам. Являясь продуктом первой необходимости, молочные продукты попали в список продуктов, цены на которые до недавнего времени регулировались в РТ правительством. При этом в большинстве случаев у хозяйств отсутствовала возможность сдачи молока по высоким закупочным ценам. Молоко сдавалось хозяйствами на малорентабельные районные заводы. Для поднятия рентабельности этих молзаводов расчеты ими за молоко осуществляются по бартерной схеме, т.е., в обмен на свою продукцию по завышенным в 1,5- 2 раза ценам. Это делает убыточным производство молока и приводит к постоянному сокращению дойного стада. С 2002г. регулирование цен и дотирование молока отменено, рынок молока "открылся" и в случае реализации данного бизнес-плана "у хозяйств близлежащих районов появиться возможность поставлять молоко на завод сухого молоко по высокой денежной цене без бартерных схем, что даст стимул в увеличении поголовья стада. Бюджет РТ получит дополнительные отчисления в виде налогов, т.к. молоко будет высокоэффективно перерабатываться на территории РТ.

4-й раздел: Производственный план.

Ввод в эксплуатацию цеха предполагается осуществить согласно календарного плана, представленного в таблице 4 (Приложения)

Учитывая имеющийся опыт работы по налаживанию производства, менеджеры ООО "Верхнеуслонский завод СОМ" рассчитывают произвести пуско-наладочные работы в соответствии с рабочим проектом разработанным ОАО «Татагропромстрой» в течении 1 месяца. Весь комплекс пуско-наладочных работ будет произведен подрядчиком, имеющим опыт запуска подобных объектов. Существенным считаем тот факт, что ввод технологии сушки молока, позволит наладить практически безотходное производство.

5-й раздел: Финансовый план.

Как уже отмечалось в самом начале бизнес-плана, для покупки цеха, запуска и наладки оборудования необходимы инвестиции в размере 20 млн. рублей. Для этого предполагается получение кредита в размере 14 млн. руб. под данный бизнес-план в Сбербанке РТ, под залог имущественного комплекса и бизнеса предприятия ООО «Верхнеуслонский Завод СОМ», а также использование 6 млн. руб. собственных средств предприятия. Финансовый план строится исходя из следующих ограничений. Срок кредита 36 месяцев, объем кредитования 14 мл. рублей, процентная ставка 22% годовых. Производство молока имеет сезонный характер, максимальный объем молока приходится на май и летние месяцы, минимальный - ноябрь, декабрь. Это связано с физиологией животных и более скудным рационом кормов в зимнее время. Производительность цеха в пересчете на сырье (цельное молоко) составляет 50 тонн в день при двухсменной работе. С апреля по октябрь доступности сырья высокая и среднюю загрузку цеха можно принять 60% от максимальной, т.е. 40 тонн/день.

С ноября по март доступность сырья более ограничена и составляет в среднем 40 % от максимальной - 20 тонн/день. Стоимость сырья летом - 3,5-4,0 руб./кг в пересчете на базисную жирность 3.6 %, зимой 4,2 - 5,0 руб./кг. Для расчетов примем среднюю цену на сырье соответственно 3,75 и 4,6 руб./кг.

Количество работающих в смену - 5 человек, количество

смен -3. Ориентировочные затраты на зарплату основным рабочим и управляющему персоналу 100 000 руб./мес.

В период с апреля по октябрь прямые расходы (кроме зарплаты) составляют 285000 руб./мес. Вместе с зарплатой -385 000 руб./мес. Расходы на оплату эл. энергии и газа, соответственно 25000 руб./мес. и 40000 руб./мес. Налоги (на имущество, экология, на зарплату) - 120000 руб./мес. Прочие расходы (хоз. нужды, гсм, ремонт транспорта) – 100000 руб./мес.В период с ноября по март прямые расходы несколько меньше и составляют 200000 руб./мес. Вместе с зарплатой 320000 руб /мес. Расходы на оплату эл. энергии и газа, соответственно 15000 руб./мес. и 25000руб./мес. Налоги-120000 руб./мес. Прочие расходы -60000 руб. /мес. На оборудовании цеха можно вырабатывать COM, CЦM и масло сливочное. На выработку 1 тонны СОМ и 575кг масла крестьянского (72% жира) расходуется 12 тонн молока с жирностью 3,6%. На выработку 1 тонны СЦМ расходуется 8,6 тонн молока с жирностью 3,6 %, при этом еще получается около

10 кг масла крестьянского.

Обычно эффективность производства «СОМ + масло» равна производству СЦМ. Стоимость СОМ в летний период определяется экспортными ценами и составляет 1000 -1300 долл./тонну на условиях EXW. Кроме того, при экспорте возмещается весь НДС, заплаченный поставщикам за сырье и услуги, это еще 100 - 150 долл./т. Таким образом, в пересчете на рубли цена реализации в летний период обычно составляет 34300 руб./тонну и выше. Средняя стоимость масла 42000 руб./тн. Финансовая модель работы цеха сухого молока представлена в таблице 5 (Приложения).

В зимний период стоимость СОМ обычно увеличивается до 1,7 долл./тн., весь объем товара продается на внутреннем рынке. Средняя стоимость масла в зимний период 45000 руб./гн. Как видно из таблицы после уплаты всех налогов прибыль составит около 9000000 руб.

Согласно финансовому плану и ограничениям установленным в начале данного раздела, погашение кредита возможно в течении 36 месяцев со дня получения. См.таблицу 6, Приложения.

6-й раздел: Исполнительное резюме.

Производство продуктов питания, является стратегической отраслью и уметь распознать направления ее развития - обеспечить стабильность в обществе. Имея опыт работы на рынке производителей молочной продукции менеджеры фирмы считают, что при получении кредита 14 млн.рублей под 22% годовых можно в течении 2 месяцев организовать производство сухого молока на молзаводе ООО "Верхнеуслонский Завод СОМ" в селе Макулово, а в течении 36 месяцев обеспечить возврат полученных денежных средств за счет реализации продукцией производства сухого молока. Запуск цеха по производству сухого молока, косвенно повлияет на развитие сельского хозяйства региона (стада дойных коров), так как повлечет за собой рост объемов закупок молока и возможно цены на него станут более приемлемыми для производителей.

Анализ экономической эффективности финансирования бизнес-плана организации производства сухих молочных продуктов на базе ООО «Верхнеуслонский завод СОМ», согласно расчетных данных, представленных в бизнес-плане, говорит о следующем. Объем общих инвестиций в организацию производства сухих молочных продуктов на базе ООО «Верхнеуслонский завод СОМ» составит 20000000руб. Предполагаемый объем чистой прибыли будет равен 9000000 руб., что даст по предварительной оценке экономическую эффективность проекта – 25,0%. Таким образом, предварительная оценка экономической эффективности финансирования проекта составит – 25,0%, что позволяет в целом говорить о высокой степени экономической эффективности разрабатываемого ООО «Верхнеуслонский завод СОМ» бизнес-плана.

Разработка бизнес-плана коммерческой деятельности (на примере бизнес-проекта по организации пассажирских перевозок маршрутными такси в одном из районов г.Казани)

Бизнес-план это документ, который разрабатывается для вновь создаваемых и реконструируемых предприятий и подтверждает экономичность проектирования и работы будущего предприятия. В процессе выполнения данного бизнес-плана устанавливается производственная мощность предприятия, потребности его в материалах, сырье, полуфабрикатах и источниках их получения, уточняется место размещения нового предприятия, решаются транспортные вопросы, определяется себестоимость продукции и общие затраты на ее производство, необходимые капитальные вложения и их экономическая эффективность. От качества бизнес-плана зависит не только решение кратковременных проблем, связанных с капитальным строительством и вооружением завода новой техникой, но и эффективность его дальнейшей деятельности - его будущее как производителя. В новых экономических условиях (в условиях рыночных отношений) данное исследование проводится на этапе формирования бизнес-плана. Этот документ отражает все стороны деятельности нового предприятия, его связи с поставщиками и потребителями, планируемые затраты и сроки их окупаемости и т.д.

В данном случае в ходе моей преддипломной практики я рассмотрел составление бизнес-плана на примере организации ООО «Александр – Арт» пассажирских перевозок маршрутными такси в одном из районов г.Казани.

При этом, последовательность работы над составлением бизнес-плана выглядит следующим образом:

1. Резюме.

2. Проектируемый продукт или вид услуг.

3. Оценка рынка сбыта.

4. Конкуренция.

5. Стратегия маркетинга.

6. План производства.

7. Организационный план.

8. Юридический план.

9. Оценка риска и страхование.

10. Финансовый план.

11. Стратегия финансирования.

Подробно сущность и назначение каждого из разделов бизнес-плана уже были рассмотрены в п./п. 2.2 настоящей работы. Здесь же, на основании предложенного материала и выбранной методики разработки бизнес-плана развития коммерческой деятельности на примере организации ООО «Александр – Арт» пассажирских перевозок маршрутными такси в одном из районов г.Казани.

Резюме – бизнес-план развития коммерческой деятельности –

организации пассажирских перевозок маршрутными такси, путем использования микроавтобусов марки «Газель» - в одном из районов г.Казани при объеме ежегодных затрат - 474500руб., позволит получить в течение года:

  1. объем дохода в размере 730000руб.;

  2. объем прибыли в размере 255500руб. С учетом налога на производственную деятельность в размере 24%, объем чистой прибыли составит 194180руб.;

  3. экономическую эффективность от инвестирования средств в проект в размере 40%, что является вполне приемлемым к данному производственному виду бизнеса;

  4. срок окупаемости микроавтобусов марки «Газель» стоимостью 212000руб. составит 13 месяцев. В случае использования банковского кредита под 22% годовых – этот период увеличится до 16 месяцев.

2. Отрасль – коммерческие пассажирские перевозки маршрутными автобусами «Газель» в одном районов г.Казани.

3.Товар (услуга) – в данном случае в качестве товара выступает материальная услуга – перевозка пассажиров по маршруту от остановки на ул.Серова до остановки по ул.Габишева.

Продолжительность маршрута (круга) составит около 43 км. За это расстояние «Газель» будет расходовать в среднем 10 литров бензина марки АИ-92.

Проведенное мною предварительное маркетинговое исследование показало, что преимуществом данного маршрута будет то, что он пролегает по одним из самых оживленных улиц г.Казани.

Так, на пути маршрута – три рынка (Московский , Чеховский и авторынок на ул.Габишева), на которых традиционно происходит массовое скопление пассажиров. Маршрут организован таким образом, что во время одного рейса происходит полное обновление пассажиров. В «Газели» 13 пассажирских мест. За один рабочий день в среднем продается 200 билетов по 10 руб. на сумму 2000 руб., что даст объем дохода в размере 730000руб./год.

4.Привлечение трудовых ресурсов – оценка потребности в трудовых ресурсах (в расчете на один микроавтобус) составляет: - один водитель (заработная плата 200руб./день) и один кондуктор (заработная плата 150руб./день). С учетом единого социального налога в размере 39%, фонд оплаты труда составит 486руб./день. Выплаты премий и материального поощрения работникам на данном этапе становления бизнеса не предусматривается.

5. Организационный план - календарный план производства – 365 рабочих дней в году, т.е. без выходных и праздничных дней. На один микроавтобус устанавливается величина дохода в размере 730000руб./год. Для реализации настоящего проекта потребуются следующие виды экономических ресурсов:

-бензин в количестве 80 литров по цене 10руб/литр, т.е. на сумму 800руб/день/автобус;

-затраты на ремонт автобуса в среднем составляющие 10% от получаемой выручки, т.е. 70руб./день или 25500 руб./год;

-микроавтобус марки «Газель» стоимостью 212000руб.;

-наемная рабочая сила, фонд оплаты труда которой составит составит 177390руб./год.

6. Анализ рисков – потребует несомненно дополнительного серьезного исследования. Однако уже сейчас можно сказать, что в нашем случае к рискам, которые могут существенно повлиять на

ход реализации проекта следует отнести:

а) материальные, т.е. потери или дополнительные затраты оборудования, имущества, комплектующих и пр.;

б) потери рабочего времени;

в) финансовые потери, т.е. прямой денежный ущерб, который может возникнуть при в связи с непредвиденными платежами, выплатой штрафов, уплаты дополнительных налогов, потери денежных средств и пр. В качестве мер по предотвращению возможных рисков следует применять:

а) создание страховых фондов;

б) получение задатка, предоплата оказываемой услуги;

в) страхование риска при помощи специализированных страховых компаний.

Специфика автотранспортных перевозок в городской черте, конечно же, обладает повышенной степенью риска возникновения дорожно-транспортных происшествий. В свою очередь это потребует использование страхования самого автотранспортного средства, микроавтобус марки «Газель», страхования пассажиров, а также – автогражданской ответственности. В совокупности данный смешанный вид страхования обойдется фирме по прейскуранту страховой фирмы ориентировочно в 10000руб./год.

    1. Анализ экономической эффективности финансирования бизнес-плана организации пассажирских перевозок маршрутными такси в одном из районов г.Казани)

Как показывают полученные мною расчетные данные, представленные в п/п 3.2 и в расчете основных финансовых показателей экономической эффективности финансирования бизнес-плана организации пассажирских перевозок маршрутными такси в одном из районов г.Казани (см. Приложения), прогнозная оценка движения потока денежных средств, вызванных реализацией проекта, говорит о том, что использование микроавтобусов марки «Газель» для осуществления перевозки пассажиров в одном из районов г.Казани при объеме ежегодных затрат - 474500руб., позволит получить в течение года:

-объем дохода в размере 730000руб.;

-объем прибыли в размере 255500руб. С учетом налога на

производственную деятельность в размере 24%, объем чистой прибыли составит 194180руб.;

-экономическую эффективность от инвестирования средств в проект в

размере 40%, что является вполне приемлемым к данному производственному виду бизнеса;

-срок окупаемости микроавтобусов марки «Газель» стоимостью

212000руб. составит 13 месяцев. В случае использования банковского кредита под 22% годовых – этот период увеличится до 16 месяцев.

Таким образом, предварительная оценка экономической эффективности финансирования проекта составит – 40%, что позволяет в целом говорить об определенной степени экономической эффективности разрабатываемого ООО «Александр – Арт» бизнес-плана и создает убедительные предпосылки для его практической реализации.