Особенности размещения предприятий сервиса
Содержание
Введение 3
1. ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА 7
1.1. Обслуживание населения - предмет исследования экономической и социальной географии 7
1.2. Экономико-географические методы сравнения региональных уровней развития сервиса 10
1.3. Основные принципы внутрирегионального размещения предприятий сферы обслуживания 19
2. Географические аспекты взаимодействия социальной инфраструктуры и миграции населения 27
2.1. Региональная дифференциация пропорций между материальным производством и сферой обслуживания 27
Заключение 34
Список литературы 36
Введение
Под сферой обслуживания понимается совокупность отраслей производственной и непроизводственной сферы, объединенных общностью выполняемой функции - непосредственного удовлетворения потребностей населения в услугах. Это позволяет отличать сферу обслуживания от непроизводственной сферы и сферы услуг. При этом характер выполняемой функции обусловливает круг отраслей, относящихся к сфере обслуживания, и роль этой сферы в народном хозяйстве.
Для правильного определения места сферы обслуживания в народном хозяйстве предлагается придерживаться следующих оснований распределения отраслей народного хозяйства по отдельным сферам:
- отношение видов деятельности к созданию и потреблению национального дохода; позволяет распределить все отрасли между производственной сферой (национальный доход создается и потребляется) и непроизводственной (в ней национальный доход только потребляется);
- характер результатов труда; позволяет разделить народное хозяйство на материально-вещественное производство (производство вещей) и сферу услуг (результат труда - не вещь, а услуга);
- характер предоставляемой услуги: позволяет разделить сферу услуг на отрасли, предоставляющие услуги производственного и непроизводственного назначения;
- объектная направленность услуги: позволяет выделить в сфере услуг отрасли, обслуживающие материальное производство (услуги, связанные с воздействием на вещи в процессе их обращения в сфере производства), население (воздействие на конкретного индивидуума) и общественное сознание.
Рассмотренное выше соотношение сфер народного хозяйства отражает статистический подход к классификации отраслей, без учета их взаимодействия в процесс реализации своих функций. Функциональный подход к классификации отраслей позволяет выделять в рассматриваемых сферах более дробные блоки отраслей и видов деятельности благодаря учету при классификации отраслей функциональной направленности конкретных видов деятельности (наряду с учетом характера труда и его объектной направленности).
Так, при членении непроизводственной сферы учет характера труда ведет к выделению в качестве самостоятельных блоков творческих союзов, пауки, а учет функциональной направленности услуги - к выделению таких блоков, как подготовка кадров, финансовая система, управление, охрана правопорядка и т. д.
Учет этих блоков необходим, поскольку при анализе взаимодействия разных сфер народного хозяйства между блоками могут возникать дополнительные взаимосвязи, приводящие к изменению границ между сферами, установленных при статическом подходе к классификации отраслей.
Например, при анализе взаимодействия сферы обслуживания и материального производства в состав последнего кроме материально-вещественного производства необходимо включать и транспорт в части обслуживания производства, развитие которого определяет состояние транспортной сети, оказывающее не меньшее воздействие на развитие и территориальную организацию сферы обслуживания, чем отраслевая структура хозяйства соответствующего района.
В соответствии с излагаемым подходом в состав материального производства входят основные группы отраслей производственной сферы - промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт в части обслуживания производства, а в сферу обслуживания - торговля, бытовое обслуживание, транспорт и связь в части обслуживания населения и т. д. Такие отрасли, как связь в части обслуживания производства, заготовки, материально-техническое снабжение и сбыт, ремонт оборудования, а также прочие виды деятельности материального производства образуют прочие отрасли производственной сферы, а управление, финансы и кредит, вся наука и научное обслуживание - прочие отрасли непроизводственной сферы, в которых при необходимости могут быть выделены более дробные подразделения.
Предполагаемый подход позволяет упорядочить состав отраслей, подлежащих учету при анализе взаимодействия материального производства и сферы обслуживания в территориальных комплексах. Однако существующая статистическая отчетность затрудняет соблюдение указанных правил. Так, при распределении капитальных вложений между производством и сферой обслуживания нельзя выделить вложения в транспорт и связь в части обслуживания населения: нельзя отделить вложения в народное образование, культуру и искусство от вложении в науку; капиталовложения в торговлю, коммунальное хозяйство, здравоохранение от вложений в лесное хозяйство и заготовки. Все это ведет к необходимости соответствующих допущений, которые делают излишними для наших целей дискуссии о том, относить ли к сфере обслуживания все народное образование или же учитывать его без высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, а также финансы и кредит.
Исходя из построения официально публикуемых ежегодников, в последующем анализе финансы и кредит полностью отнесены к прочим отраслям сферы услуг, а народное образование - к сфере обслуживания.
Практическое значение предложенного нами подхода к разграничению непроизводственной и производственной сферы и сферы обслуживания может быть проиллюстрировано следующими данными. По действующей классификации отраслей ЦСУ СССР, в 1975 г. из 119 млн. человек, занятых в народном хозяйстве, 89.5 млн., пли 75,2 %, приходилось на производственную сферу и 29.5 млн., или 24,8%, - на непроизводственную сферу. В соответствии с нашей трактовкой границ отдельных сфер в материально-вещественном производстве было занято 73,4 млн. и в сфере услуг - 45,6 млн. человек, в целом по материальному производству - 79,4 млн., или 66,6% работающих в народном хозяйстве; в сфере обслуживания - 29,5 млн., или 24.8% всех работающих; в прочих отраслях производственной и непроизводственной сфер - соответственно 3,3 и 6,8 млн. человек.
Таким образом, численность занятых в сфере обслуживания (29,3 млн. человек) практически равна численности занятых в непроизводственной сфере (29.5 млн. человек). Подобная степень соответствия характерна и для условий 1980 г. (33,3 млн. человек в сфере обслуживания и 33,5 млн., человек в непроизводственной сфере).
Конечно, в региональном аспекте отклонения между чистом работающих в сфере обслуживания и в непроизводственной сфере могут быть более существенными. Но для целей анализа взаимодействия материального производства и сферы обслуживания в территориальных комплексах этими различиями можно пренебречь. Поэтому при изучении распределения рабочей силы между двумя сферами можно пользоваться отчетными данными по общему количеству занятых в непроизводственной: сфере, считая их условно численно равными количеству занятых в сфере обслуживания.
Сложнее вопрос с распределением основных фондов и капитальных вложений между сферой обслуживания и материальным производством. В дальнейшем принята следующая схема расчетов. В основные фонды сферы обслуживания включены фонды здравоохранения и просвещения (в 1975 г. в СССР они составляли 76 млрд. руб., в 1980 г. -106 млрд. руб.), фонды жилищного и коммунального хозяйства, бытового обслуживания (соответственно 323 и 417 млрд. руб.), а также торговли, общественного питания с учетом прочих отраслей производственной сферы (соответственно 47 и 66 млрд. руб.).
Такое объединение допустимо по той причине, что стоимость основных фондов культуры и искусства учитывается вместе со стоимостью основных фондов других отраслей непроизводственной сферы. Что касается основных фондов транспорта и связи в части обслуживания населения, то их выделить по имеющимся публикациям невозможно.
Безусловно, подобное допущение занижает основные фонды сферы обслуживания, но важно отметить следующий момент. В 1975 г. общая стоимость непроизводственных основных фондов оценивалась в 451 млрд. руб., в 1980 г. - в 595 млрд. руб.. а согласно принятой нами схеме расчетов, стоимость основных фондов сферы обслуживания составила соответственно 445 и 589 млрд. руб., т. е. с известным допущением стоимость основных фондов сферы обслуживания можно принимать численно равной стоимости основных непроизводственных фондов. Это очень упрощает проведение последующего анализа.
Рассмотрим вопрос о содержании термина «социальная инфраструктура». Сфера обслуживания представляет собой социально-экономическую систему, развитие которой определяется функционированием двух структур - материально-вещественной (здания, оборудования, сооружения) и личностной (рабочая сила). Результатом соединения рабочей силы со средствами производства выступают объем и качество предоставляемых услуг. С этих позиций следует считать правильной точку зрения на социальную инфраструктуру как материально-техническую базу сферы обслуживания. В этом смысле термин «социальная инфраструктура» может рассматриваться как синоним термина «сфера обслуживания».
Итак, при изучении географии сервиса в качестве объектов исследования выступают отрасли сферы обслуживания. Она включает в себя такие отрасли производственной и непроизводственной сферы, которые ориентированы на непосредственное удовлетворение индивидуальных потребностей в услугах.
1. ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА
1.1. Обслуживание населения - предмет исследования экономической и социальной географии
Для современного этапа развития географической науки наиболее характерна социологизация исследований, направленная на устранение отмеченного еще Н. Н. Баранским недостатка в географии - отсутствия анализа потребностей человека в обслуживании. Усиление внимания к человеку - его потребностям, их удовлетворению в территориальном аспекте и повышению роли сферы обслуживания в экономическом и социальном развитии страны - привело к формированию новой экономико-географической или социально-географической дисциплины - географии сферы обслуживания, располагающейся на стыке географии хозяйства и географии населения.
Возрастание роли сервиса в жизни общества обусловлено усложнением взаимодействия этой сферы с материальным производством, изменениями в размещении производительных сил и характере миграций населения, ускорением темпов сближения условий жизни в городе и сельской местности. В свою очередь изучение этих вопросов способствует дальнейшей социологизации экономической географии. При этом все большее значение приобретает переход от изучения отдельных территориальных микросистем обслуживания, что наблюдается в градостроительстве при разработке генпланов городов или схем районной планировки, к взаимоувязанному исследованию этих систем на всех их уровнях (страна, союзная республика, внутриреспубликанский экономический район, агломерация, отдельный населенный пункт и т. п.).
Следует подчеркнуть, что территориальные аспекты развития народного хозяйства в целом и сферы обслуживания в том числе до сих пор еще не получили должного развития в экономической науке. Это привело к тому, что проблема сочетания отраслевого и территориального планирования народного хозяйства до сих пор не имеет удовлетворительного решения. В результате общие параметры развития отдельных звеньев народного хозяйства страны устанавливаются без достаточного учета фактов взаимодействия их отраслевой и территориальной структуры.
Подобное положение наблюдается и в исследованиях по экономике непроизводственной сферы. Так, в работе «Развитие и структура отраслей непроизводственной сферы», изданной Институтом экономики АН УССР, подробно рассматривается отраслевая и внутриотраслевая структура этой сферы, но нет ни одного параграфа, который бы был посвящен методологии, методике и практике изучения территориальной структуры непроизводственной сферы.
Другой пример. В. М. Рутгайзер в очень интересной работе «Ресурсы развития непроизводственной сферы» рассматривает соотношение между бесплатными и платными услугами, но также без учета региональной специфики. Между тем очевидно, что в зависимости от особенностей, например, возрастной структуры населения отдельных районов страны эти соотношения будут различны, а порайонная дифференциация в темпах изменения численности населения повлияет на общий объем средств, которые общество должно направить на развитие платных услуг. Недооценка этих факторов и привела на практике к тому, что в республиках с высокой рождаемостью низок охват детей дошкольными учреждениями, велико число смен в общеобразовательных школах даже сельской местности.
В упоминавшейся выше статье С. А. Ковалева и В. В. Покшишевского было показано, что география сферы обслуживания включает «два основных раздела: а) изучение географических различий потребностей населения в обслуживании и удовлетворении этих потребностей, т. е. различий в уровне обслуживания; б) изучение территориальной организации сферы обслуживания и образования центров обслуживания различного профиля и ранга». Такая постановка вопроса, будучи бесспорной по своей сути, нуждается, по нашему мнению, в некотором уточнении, так как указанные разделы в основном отражают стык географии сферы обслуживания лишь с географией населения, а стык с географией хозяйства недооценивается.
Для обеспечения такой «стыковки» необходимо формирование в географии обслуживания третьего направления исследований, вскрывающего зависимость сферы обслуживания от развития и размещения материального производства.
Для современного состояния экономической и социальной географии характерно отсутствие единства взглядов по вопросу о том, в чем сходство и в чем различие экономико-географического и экономического подходов к изучению сферы обслуживания в территориальном аспекте. Естественно, что в основе экономико-географического подхода к сфере обслуживания должен лежать межотраслевой и межрайонный анализ, но задача заключается в том, чтобы довести это общее положение до конкретной системы задач и показателей, без которых невозможно реализовать экономико-географический подход на практике.
Подробнее система задач и показателей при экономико-географическом анализе сферы обслуживания рассматривается ниже, а здесь остановимся лишь на наиболее общей постановке вопроса.
Как известно, экономико-географический подход к развитию отрасли в районе заключается в том, что, во-первых, данная отрасль рассматривается с позиций всего районного комплекса, а не только с позиций данной отрасли, п во-вторых, данный район анализируется в общей системе территориальных комплексов, а не сам по себе. В этом заключается основное отличие экономико-географического подхода к развитию сферы обслуживания от экономического подхода, зачастую не учитывающего в полной мере влияние принимаемых отраслевых решений на территориальную организацию хозяйства экономических районов.
Обычно экономико-географический подход к изучению сферы обслуживания сводится к проблеме формирования сетей и систем обслуживания, а также к увязке объемов предоставляемых услуг с особенностями местных природных, демографических и экономических особенностей исследуемой территории.
Для первых этапов становления географии сферы обслуживания такой подход был вполне обоснован, но сейчас этого уже недостаточно, так как наблюдается недоучет влияния сферы обслуживания на отраслевую и территориальную структуры всего районного комплекса, на производительность труда в материальном производстве одного района и на состояние сферы обслуживания в других районах.
В частности, недоучет такого влияния ведет к тому, что из поля зрения исследователя ускользают вопросы территориальной дифференциации в образе жизни и в уровнях обслуживания населения. В результате происходит снижение роли сферы обслуживания как одного из рычагов целенаправленного воздействия на миграцию населения в соответствии с изменениями в размещении материального производства.
Таким образом, при экономико-географическом подходе предполагается межрайонный и межотраслевой анализ не только экономических, но и социальных аспектов, рассматриваемых в диалектическом единстве.
Сказанное определяет и другую особенность экономико-географического подхода к изучению сервиса, заключающуюся в том, что проблема территориальных различий в уровнях обслуживания населения должна рассматриваться с позиций региональных различий в образе жизни, а не только с точки зрения самих услуг.
Рассмотрение сущности проблемы образа жизни не входит в нашу задачу, и в дальнейшем мы будем ориентироваться на следующее определение: образ жизни есть «философско-социологическая категория, охватывающая совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни».
При анализе особенностей экономико-географического подхода к изучению сферы обслуживания важно не забывать и о связях географии сферы обслуживания с экономическими науками, о необходимости использования всего того арсенала методов исследования сферы обслуживания, который разработан в экономике непроизводственной сферы. Особое значение имеет сочетание экономико-географического анализа территориальных систем обслуживания с исследованиями роли сферы обслуживания в общем процессе расширенного воспроизводства, включая воспроизводство рабочей силы и общественных отношений.
Исходя из сказанного, можно сформулировать те основные задачи, которые стоят перед географией сферы обслуживания:
- установление закономерностей развития и размещения сферы обслуживания в региональных хозяйственных комплексах;
- анализ сложившихся территориальных пропорций развития сферы обслуживания в целом и по отраслям на межрайонном (межреспубликанском) и внутрихозяйственном (внутриреспубликанском)- уровнях;
- выявление существующих территориальных различий в уровнях и структуре потребления материальных благ и услуг и оценка таких различии на основе анализа взаимодействия материального производства и сферы обслуживания в стране и в региональных хозяйственных комплексах;
- прогнозирование влияния перспективных изменений в отраслевой и территориальной структуре хозяйства страны и экономических районов на региональные различия в уровне и структуре потребления материальных благ и услуг;
- определение воздействия разных масштабов развития сферы обслуживания на отраслевые и территориальные пропорции в материальном производстве.
1.2. Экономико-географические методы сравнения региональных уровней развития сервиса
Проблема разработки экономико-географических методов оценки уровней развития сферы обслуживания в экономических районах разного ранга имеет важное научное и практическое значение. Научное значение этой проблемы определяется тем, что правильное ее решение должно повысить общественную значимость экономической и социальной географии как науки и ее специальной дисциплины - географии сферы обслуживания. Практическое значение состоит в том, что порайонный анализ развития сферы обслуживания позволяет эффективнее решать вопросы управления этой сферой.
Практическое значение разработки экономико-географических методов сравнения уровней развития сферы обслуживания заключается еще и в том, что они позволяют уточнить систему показателей, а в ряде случаев и построение отчетности по отдельным отраслям этой сферы.
Обобщая имеющийся опыт исследований, можно высказать положение о том, что проблема разработки экономико-географических методов сравнения региональных уровней развития сферы обслуживания имеет по крайней; мере три аспекта:
- усиление межрайонного и межотраслевого подхода к изучению этой сферы в целом и ее отдельных отраслей;
- оценку экономико-географической ситуации в отдельных районах для развития сферы обслуживания;
- обеспечение региональной сопоставимости показателей, отражающих развитие сферы обслуживания, потребности населения в услугах и уровни удовлетворения этих потребностей.
Остановимся подробнее на некоторых из них.
При оценке экономико-географической ситуации для сферы обслуживания в отдельных районах обычно ограничиваются указаниями на природные, демографические и экономические особенности, не доводя их до изучения конкретного перечня показателей, отражающих эти особенности.
Конечно, многообразие возможных подходов к изучению сферы обслуживания исключает возможность создания единого жесткого перечня показателей, отражающих особенности экономико-географической ситуации отдельных районов с точки зрения развития этой сферы народного хозяйства, но о неком каркасе показателей уже можно говорить со всей определенностью.
Обобщение имеющихся публикаций по данному вопросу позволяет наметить ряд показателей, количественно отражающих отдельные особенности экономико-географической ситуации в районах применительно к сфере обслуживания. При этом предлагается иметь в виду только те показатели, которые отражают влияние природных, национальных, географических, демографических и экономических особенностей района на потребности населения в услугах, на прямые и косвенные затраты по их предоставлению и на надежность функционирования всех форм обслуживания. Очевидно, что число показателей по каждому фактору должно быть невелико. С учетом сказанного предлагаются, к примеру, следующие их системы:
для оценки природных условий: площадь сельскохозяйственных угодий на одного жителя, в том числе пашни; число дней с экстремальными погодными условиями, нарушающими функционирование передвижного обслуживания населения; сейсмичность (в баллах) и т. д.;
для оценки национальных и демографических особенностей: удельный вес лиц отдельных национальностей, в том числе считающих родным язык этой же национальности; удельный вес женщин в общей численности занятых в народном хозяйстве, в том числе в сфере обслуживания; рождаемость; удельный вес населения в возрасте 20-39 лет.
Эти и другие показатели позволяют косвенно судить о местных традициях, о возможных масштабах вовлечения трудовых ресурсов, в том числе женщин, в общественное производство и т. п.
Для оценки экономических особенностей предлагается различать две группы показателей:
1) по характеристике общих уровней экономического развития районов и специализации их хозяйства (капитальные вложения в народное хозяйство в расчете на одного жителя; число занятых в народном хозяйстве на 1000 жителей, в том числе в промышленности; число мест в постоянных и сезонных учреждениях отдыха в расчете на 1000 жителей);
2) по характеристике особенностей расселения (удельный вес населения, проживающего в столичной агломерации; удельный вес сельскохозяйственного населения, проживающего в районном центре; удельный вес населения, проживающего в населенных пунктах с числом жителей менее 200 человек; число поселений городского типа и сельсоветов на 1000 кв. км территории; протяженность железных и автомобильных дорог на 100 кв. км территории и в расчете на 1000 сельских жителей).
Приведенные показатели общего уровня экономического развития и расселения позволяют объяснять сложившиеся различия в уровнях развития как отдельных отраслей, так и сферы обслуживания в целом. Важно подчеркнуть, что в зависимости от масштаба исследования (республика, область, район, населенный пункт) круг учитываемых показателей меняется.
Рассмотрим существо проблемы экономико-географической сопоставимости применяемых данных с учетом современного информационного обеспечения исследований по географии сервиса.
Изучение отчетной и плановой информации показывает, что она, как правило, отражает не процесс обслуживания (объем и качество предоставляемых услуг), а состояние материальной базы и кадров соответствующей отрасли обслуживания (объем и качество предоставляемых услуг), а состояние материальной базы и кадров соответствующей отрасли обслуживания в тех же случаях, когда публикуемые данные отражают объемы предоставляемых услуг (как, например, объем бытовых услуг или розничный товарооборот)в денежном выражении, они чаще всего несопоставимы по времени (так как исчисляются в текущих, а не в неизменных ценах), в пространстве (так как не учитываются районные отличия в уровне заработной платы и амортизационных отчислений, а в торговле – поясные цены) и по структуре (различия в удельном весе дорогих видов товаров и услуг)
Отмеченная несопоставимость оказывает существенное воздействие на экономико-географические исследования и усложняет проведение научно обоснованного анализа. Практически это означает, что каждый исследователь, берущийся за серьезное изучение развития сферы обслуживания в огамом регионе, должен не только выявить факторы, влияющие на развитие рассматриваемых отраслей в данном районе, но и дать количественную оценку этих факторов в целом по стране.
Отличительная черта сложившейся практики в отчетной и плановой информации - ее ориентация на административные границы и статус населенных пунктов (городское или сельское население). В условиях низкой транспортной подвижности населения и ориентации на внутриселенное обслужившие такое построение статистической отчетности по сфере обслуживания было обоснованным. Но в современных условиях подобный подход уже недостаточен. Он затрудняет анализ реальной ситуации в территориальном аспекте обслуживания служит центр области и административного района. Но в одном случае сельские поселение входят в состав агломерации, как, например, на Апшеронском полуострове, а в другом районным центром служит сельский населенный пункт. В такой ситуации наибольший объем услуг на одного сельского жителя, согласно статистике, оказывается в районах, удаленных от городов а с центрами в сельских поселениях, тогда как на самом деле сельские жители столичной агломерации получают больше услуг, чем сельские жители удаленных районов
Выявление и устранение такой пространственно-временной несопоставимости исходной информации - важный элемент разработки экономико-географических методов изучения сферы обслуживания.
Для правильного экономико-географического подхода к оценке уровней развития сферы обслуживания в территориальном аспекте необходимо рассмотрение данного вопроса с позиции региональных различий в образе жизни. Однако этот вопрос разработан пока относительно слабо. Не претендуя на всесторонний анализ региональных различий, рассмотрим общую схему взаимодействия составляющих образа жизни между собой и роль сферы обслуживания на местах.
Вопрос о региональных различиях в образе жизни людей уже поднимался в литературе. Так, Д. М. Пинхенсон, подчеркивая обусловленность этих различий природными, национально-историческими и экономическими факторами, отмечает, что региональные особенности в образе жизни выражаются «в преобладании тех или иных сфер и отраслей трудовой деятельности, форм быта, в своеобразии местных обычаев и традиций; существуют также различия в структуре и уровне потребления материальных и культурных благ между социальными группами населения и между союзными республиками и экономическими районами». Рассмотрим эти вопросы подробнее.
Из природных условий на образ жизни в первую очередь влияют климатические (перепады температур, сухость и влажность воздуха, продолжительность солнечного сияния в течение суток и интенсивность солнечной радиации, ветровой режим). Существенное значение имеют также условия водоснабжения, включая качество воды; условия для организации разных видов отдыха, в том числе охоты, рыбной ловли, сбора дикорастущих грибов и ягод и т. д. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и сейсмичность. При этом важно иметь в виду, что в экономике строительства рубежом сейсмоопасности считается шесть баллов, поскольку современные постройки разрушаются при землетрясениях силой более 6 баллов. Однако на самочувствии людей сказываются толчки и в 3-4 балла.
Демографические и экономические условия проявляются через величину денежных доходов населения в расчете на одного жителя, через объем предоставляемых услуг, через потенциальную транспортную подвижность населения и уровень развития транспорта (густота транспортной сети, скорость передвижения, надежность сообщений и т. д.).
Важное значение имеет и такое обстоятельство, как положение места жительства по отношению к культурным центрам, районам массового отдыха и санаторно-курортного лечения и т. д.
К социальным условиям образа жизни могут быть отнесены и престижность района и места работы, возможности профессионального роста и т. д. Важное значение имеет психологический климат на производстве.
Наконец, важно отметить, что на образ жизни людей в сельской местности влияют и возможности ведения личного подсобного хозяйства - плодородие почвы, предпосылки производства продукции повышенного спроса, характер водообеспечения, близость потребителя излишков производимой продукции и др.
Из сказанного вырисовывается роль сферы обслуживания в решении проблем выравнивания районных различий в образе жизни. С одной стороны, эта сфера должна обеспечивать приближение к среднесоюзному уровню удовлетворения потребностей в услугах, а с другой - компенсировать в районах с экстремальными характеристиками среды те неблагоприятные природные и бытовые условия жизни людей, которые либо совсем неустранимы, либо для их устранения требуются большие затраты и значительное время.
Указанные приемы сопоставления показателей объема предоставляемых услуг с показателями образа жизни подтверждают недостаточность существующих подходов к региональным сравнениям развития этой сферы с позиций выравнивания уровней обслуживания. В данном случае необходимо дополнительно вводить поправочные коэффициенты на роль сферы обслуживания в формировании порайонных соотношений в образе жизни. В одних районах это будет вести, например, к необходимости более высокого уровня развития сферы обслуживания, а в других - к некоторому снижению первоначально намечавшихся масштабов развития тех или иных видов услуг, которые вытекали только из оценки концепции выравнивания уровней обслуживания.
Для установления количественных значений указанных поправочных коэффициентов необходимо провести специальные комплексные социологические и экономические исследования в региональном аспекте в рамках не только экономической и социальной географии, но и смежных наук. Однако и теперь, не дожидаясь этих комплексных разработок, географы, работающие в области географии сферы обслуживания, должны подходить к решению отдельных частных задач с позиции такой емкой категории, как образ жизни, исходя из влияния сферы обслуживания на выравнивание его порайонных различий.
Сравнение региональных уровней развития сферы обслуживания заключается, как уже отмечалось выше, в обеспечении сопоставимости показателей, отражающих потребности населения в услугах и уровни удовлетворения этих потребностей.
Как известно, различают рациональные и удовлетворяемые потребности в услугах. И те и другие вытекают из современных представлений о разумном потреблении услуг населением на соответствующем этапе экономического и социального развития страны. На них ориентированы расчеты рационального потребительского бюджета, необходимого для долгосрочного планирования и прогнозирования всего народного хозяйства страны.
Для учета реальных экономических возможностей общества и достигнутого уровня развития сферы обслуживания выделяют удовлетворяемые потребности, которые находят выражение в плановом или отчетном потребительском бюджете страны.
По-видимому, в основе экономического подхода в зависимости от целей исследования могут лежать разные виды потребностей, а в основе экономико-географического - удовлетворяемые (отчетные либо плановые). Это позволяет экономико-географу сконцентрировать свое-внимание на пространственном аспекте проблемы, считая, что проблема взаимодействия потребления, потребностей и материального производства в целом по стране исследована экономистами на стадии обоснования темпов и пропорций в развитии народного хозяйства в целом.
Среднесоюзный показатель объема предоставляемых услуг или развития сети учреждений отражает определенный уровень удовлетворения рациональных потребностей населения страны. Но в силу различных природных, демографических и экономических особенностей отдельных территорий показателю объема предоставляемых услуг соответствуют разные уровни удовлетворения потребностей населения и, наоборот, одному и тому же уровню удовлетворения потребностей в услугах населения разных районов соответствуют различные объемы предоставляемых услуг.
Таким образом, можно считать, что объектом экономико-географических исследований в сфере обслуживания служат региональные различия в объеме предоставляемых (фактически или по плану) услуг либо в соответствующих им показателях развития сети учреждений в расчете на одного жителя, соотнесенные с региональными различиями в факторах, влияющих на порайонную дифференциацию рациональных потребностей населения в услугах.
Вывод о том, что одному и тому же уровню удовлетворения потребностей в услугах населения различных районов должны соответствовать разные объемы предоставляемых услуг в расчете на одного жителя, не нов, и данное обстоятельство уже отмечалось в существующих исследованиях. Мы обращаемся еще раз к этому вопросу лишь по той причине, что до сих нор отсутствует необходимая ясность в подходе к общей схеме определения уровня удовлетворения потребностей населения района в отдельных видах услуг.
Особенности экономико-географического подхода к сравнению уровней сферы обслуживания наиболее наглядно проявляются при оценке этих уровней на основе сопоставления трех видов показателей: числа работников в сфере обслуживания, соотношения капитальных вложений, направляемых в материальное производство и сферу обслуживания, и стоимости основных фондов.
В настоящее время принято численность занятых в сфере обслуживания приводить к тысяче жителей, но проведенный анализ позволяет считать, что при сравнении уровней развития сферы обслуживания на основе сопоставления территориальных показателей числа занятых в сфере обслуживания на 1000 жителей сглаживаются все особенности экономико-географической ситуации исследуемых регионов.
Прежде всего расчет на 1000 жителей ведет к тому, что усредняются порайонные различия в возрастной структуре населения. А как известно, межреспубликанские различия в рождаемости более чем двукратные (в 1970 г. от 14,5 родившихся на 1000 жителей в Латвии до 34,8 - в Таджикистане и 35,2 - в Туркмении). В пределах Закавказья число родившихся на 1000 жителей в 1970 г. составляло в Грузии 19,2, в Армении - 22,1, а в Азербайджане - 29,2 против 17,4 в среднем по СССР.
В 1980 г. ситуация принципиально не изменилась, хотя и возникли некоторые новые аспекты. По-прежнему самая низкая рождаемость в Латвии и Эстонии, а самая высокая - в республиках Средней Азии; по-прежнему среди республик Закавказья самая высокая рождаемость в Азербайджане.
Иными словами, на одного жителя в среднем в разных районах страны приходится разное число детей и пенсионеров. В свою очередь от числа детей в определенной мере зависит участие женщин в общественном производстве, что влияет как на потребности, так и на величину платежеспособного спроса на платные услуги. Однако ни один из этих аспектов не находит своего отражения при расчете на 1000 жителей. Именно поэтому для межрегиональных сравнений подобные расчеты не могут быть сопоставимы. Рассмотрим пример возможности приведения в сопоставимый вид данных о числе занятых в сфере обслуживания в разных районах.
Известно, что материальное производство - ведущая часть всего народного хозяйства, а основное звено материального производства - промышленность. В настоящее время именно особенности промышленного развития районов в конечном счете оказывают существенное влияние на территориальную дифференциацию показателей развития сферы Обслуживания. Поэтому число занятых в сфере обслуживания анализировалось по системе из четырех показателей - на 1000 жителей, на 1000 занятых в народном хозяйстве, на 1000 - в материальном производстве и на 1000 занятых в промышленности.
Результаты расчета приведены в таблице ниже. Как видно, при расчете на 1000 жителей все Закавказские республики уступают среднесоюзному показателю, а при расчете на 1000 занятых превосходят среднесоюзный уровень. При переходе с уровня характеристики народного хозяйства на уровни характеристики материального производства и промышленности происходит не только рост абсолютного значения расчетного показателя (число занятых в сфере обслуживания на 1000 занятых в народном хозяйстве, материальном производстве, промышленности), но и увеличение межреспубликанских различий. Так. по числу занятых в сфере обслуживания в расчете на 1000' занятых во всем народном хозяйстве отклонение от среднесоюзного показателя составляет 7% в Армении и 14% в Азербайджане; при расчете на 1000 занятых в материальном производстве - 35% в Армении и 62% в Азербайджане; при расчете на 1000 занятых в промышленности эти отклонения составляют 10% в Армении и 70% в Азербайджане.
Таблица ПОКАЗАТЕЛИ ОБЩЕГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ЗАКАВКАЗСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА
Число занятых в сфере обслуживания, человек |
||||
На 1000 человек |
На 1000 человек, занятых |
|||
в народном хозяйстве |
в материальном хозяйстве |
в промышленности |
||
СССР |
101,5 |
227,5 |
313 |
776 |
Закавказье |
90,4 |
254,7 |
488 |
1150 |
Грузинская ССР |
100,2 |
250 |
508 |
1218 |
Азербайджанская ССР |
79,8 |
264 |
512 |
1323 |
Армянская ССР |
93,9 |
248 |
421 |
856 |
Такое возрастание межреспубликанских различий обусловлено тем, что при переходе от рассмотрения всего хозяйства к его звеньям - материальному производству и промышленности - повышается влияние специфики участия районов в территориальном разделении труда и степени этого участия в промышленном развитии района. Все это подтверждает высказывавшиеся в литературе мнения о том, что наиболее правильна оценка региональных уровней развития сферы обслуживания в целом на основе показателя «число занятых в сфере обслуживания в расчете на 1000 занятых в народном хозяйстве».
Для сравнения укажем, что при сопоставлении числа занятых в сфере обслуживания в расчете на 1000 жителей не только изменяется соотношение между республиками, но и увеличивается межреспубликанская дифференциация по данному показателю. Наименьшее отклонение от среднесоюзного уровня наблюдается в Грузии (1 %), а наибольшее - в Азербайджане (21%) против 7 и 15% при расчете на 1000 занятых в народном хозяйстве.
Подобное возрастание межреспубликанской дифференциации обусловлено, как было показано выше, различиями в рождаемости. Чем больше доля детей, тем больше отклонение структуры потребностей населения района в услугах от общесоюзной. Кроме того, чем больше доля детей, тем меньше занятость женщин в общественном производстве, что влияет на величину спроса в отдельных видах услуг. Таким образом, на основе показателя «число занятых в сфере обслуживания на 1000 жителей» можно судить не об уровне, а только о размере ее развития в том или ином районе.
Нередко против оценки уровня развития сферы обслуживания в региональном аспекте при помощи такого показателя, как число занятых в этой сфере в расчете на 1000 занятых в народном хозяйстве, включая колхозников, выдвигается следующее возражение: сфера обслуживания предназначена для всего населения, а не только для рабочих, служащих и колхозников, следовательно, и считать надо в расчете на 1000 жителей. Первая часть этого возражения бесспорна; вторая часть, по нашему мнению, несостоятельна. Приведение показателя общей численности работников в сфере обслуживания к 1000 рабочих, служащих и колхозников сравниваемых районов обусловлено не тем, что сфера ориентируется на удовлетворение потребностей только работающих, а тем, что приведение численности занятых в сфере обслуживания к численности занятых во всем народном хозяйстве, как уже отмечалось, косвенно отражает основные демографические и экономические особенности сравниваемых районов.
Иногда для оценки региональных соотношений в общих уровнях развития сферы обслуживания используют такой показатель, как отношение капитальных вложений, направленных на развитие сферы обслуживания, к капитальным вложениям в материальное производство. Это, по нашему мнению, неправомерно, так как указанные соотношения определяются прежде всего отраслевой структурой хозяйства отдельных территорий, поскольку разные отрасли различаются объемами фондоемкости производства.
Покажем несостоятельность подобного показателя на конкретных примерах. В 1966-1970 гг. капиталовложения в непроизводственную сферу, включая торговлю, материально-техническое снабжение и заготовки, составили в среднем по СССР 53,1% от капитальных вложений в материальное производство, в Грузии - 50,5, а в Армении - 41,1%. В 1971-1975 гг. этот показатель по СССР уменьшился до 43,6%, в Грузии - до 49, а в Армении, наоборот, повысился до 53,9%. Но из этих цифр нельзя делать выводы относительно общего уровня развития сферы обслуживания. Эти данные отражают лишь перестройку указанного соотношения в республиках и стране в течение десятилетнего периода, происходящую под влиянием множества факторов.
Может быть, имеет смысл оперировать соотношением стоимости непроизводственных и производственных фондов? В 1975 г. по СССР это соотношение составляло 65,8%, а в Азербайджане - 46,9%. На первый взгляд показатель в Азербайджане в 1,5 раза хуже, чем по стране. Но если быть логичным, то этот показатель надо применить и к другим отраслям хозяйства. Оказывается, удельный вес промышленности в основных производственных фондах СССР - 50,8%, а сельского хозяйства - 22% против 52,1 и 19,3% в Азербайджане. Если ориентироваться на полученные цифры, то тогда придется считать, что уровень промышленного развития в Азербайджане выше, чем в среднем по стране, а сельского хозяйства, наоборот, ниже, но это не соответствует действительности.
Из приведенных данных ясно, что соотношение капитальных вложений между сферой обслуживания и материальным производством не может рассматриваться в качестве измерителя уровня развития сферы обслуживания союзной республики, области или промышленного узла. Это лишь один из показателей, отражающих пропорции расширенного воспроизводства, складывающиеся под совокупным влиянием множества общесоюзных и региональных факторов. В то же время указанное соотношение может быть полезно при оценке роли сферы обслуживания в расширенном воспроизводстве страны и союзных республик.
При сравнении уровней развития сферы обслуживания в региональном аспекте на основе стоимости непроизводственных фондов (на 1000 жителей или 1000 занятых в народном хозяйстве) следует иметь в виду, что такой показатель отражает состояние материально-технической базы - одного из факторов развития сферы обслуживания. Кроме того, в публикуемых данных не учитывается степень износа фондов. Наконец, при межрегиональных сравнениях надо обеспечивать учет разного удельного веса жилого фонда в общей стоимости непроизводственных фондов, с одной стороны, и качественные различия в состоянии этих фондов - с другой, а также учитывать различия в порайонной стоимости строительства.
Таким образом, сущность экономико-географического подхода к развитию сферы обслуживания заключается в том, что эта сфера в каждом районе рассматривается как с точки зрения всего регионального комплекса, так и с точки зрения ее влияния на развитие сферы обслуживания в иных районах; объектом исследования являются региональные различия в объемах предоставляемых услуг или в соответствующих им показателях развития сети учреждений сферы обслуживания; сравнение региональных уровней развития сферы обслуживания проводится путем сопоставления показателей предоставляемых услуг (в среднем на душу) с учетом местных природных, национальных демографических и экономических особенностей, находящих свое отражение при сопоставлении объемов предоставляемых услуг на 1000 рабочих, служащих и колхозников.
1.3. Основные принципы внутрирегионального размещения предприятий сферы обслуживания
Размещение предприятий социальной инфраструктуры, как и любой другой отрасли народного хозяйства, регламентируется совокупностью принципов, отражающих современную степень изученности вопросов рационального размещения и территориальной организации производительных сил.
Мы исходим из того, что размещение сферы обслуживания отражает распределение элементов этой системы по территории страны, тогда как территориальная организация отражает не только размещение элементов, но и территориальные взаимосвязи между ними.
Различия между размещением и территориальной организацией были хорошо показаны Ю. Г. Саушкиным, который отмечал, что территориальная организация «подразумевает не только взаимное размещение жилищ, производства, зон отдыха, учебных заведений, больниц и т. п., но и их отношения, взаимную связь, соподчиненность, взаимодополняемость, гибкость средств достижения целей и историческую смену этих целей, наложение точек и зон друг на друга, создание различных вариаций пространственных систем общественной жизни».
Рассмотрим особенности территориальной организации сферы обслуживания и ее отдельных отраслей с позиций системы «человек - услуга» и специфики размещения учреждений этой сферы. Своеобразие этих взаимосвязей определяется прежде всего тем, что в отличие от промышленной и сельскохозяйственной продукции услуга не может перевозиться, но за ее определенными видами могут перемещаться люди как потребители и в то же время могут перемещаться поставщики услуг. Наряду с этим возможно пространственное расчленение всего процесса обслуживания - сама услуга оказывается человеку по месту его жительства, а производственные стороны ее обеспечения организуются в районах наиболее для этого благоприятных с точки зрения эффективности общественного производства. Например, холодильники должны продаваться во всех районах, а их производство может быть сосредоточено лишь в некоторых из них.
Другая особенность взаимосвязей в системе «человек- услуга» - разная частота обращения населения за различными видами услуг - повседневное, периодическое и эпизодическое.
В соответствии с отмеченными взаимосвязями в этой системе возможны три типа обслуживания: стационарное (люди ездят за услугой), передвижное (поставщики услуг ездят к людям) и дистанционное (пересылки товаров по заказам населения). В свою очередь каждый из этих типов может принимать межрайонную, межселенную и внутриселенную формы обслуживания, влияя тем самым на общую систему территориальной организации сферы обслуживания.
Соотношения между указанными тремя формами обслуживания зависят от природных условий (наличие уникальных природных условий для санаторно-курортного лечения, туризма, с одной стороны, и надежность транспортных связей во все времена года - с другой) и от особенностей расселения населения (чем крупнее сельские населенные пункты, тем выше уровень внутриселенного обслуживания и менее развиты виды межселенного обслуживания).
Территориальные пропорции в развитии сферы обслуживания и методы их измерения
Выше уже отмечалось, что одна из центральных задач географии сервиса - выявление сложившихся территориальных пропорций в развитии сферы обслуживания, однако методика изучения этих пропорций нуждается в совершенствовании.
Необходимость изучения этих пропорций обусловлена тем, что «общественное производство не может вестись без строгого распределения совокупного общественного труда между видами хозяйственной деятельности и регионами, участвующими в производстве. Поэтому территориальные пропорции социалистического народного хозяйства - экономическая категория, сущность которой состоит в распределении общественного совокупного труда по регионам страны в целях полного удовлетворения на данном конкретном этапе потребностей общества в материальных благах и услугах с наименьшими его затратами».
На этом производственном принципе построены исследования по оптимизации территориальных пропорций, широко проводимые в настоящее время. Но очевидно, что для общественного воспроизводства, состоящего из производства, распределения, обмена и потребления, территориальные пропорции характерны для каждой из этих фаз. Изучение данного вопроса позволяет считать, что территориальные пропорции в развитый сферы обслуживания должны отражать, с одной стороны, региональное распределение живого и овеществленного труда в этой сфере, а с другой - региональные соотношения в потреблении материальных благ и услуг за счет личного и общественного потребления населения.
Указанная особенность определяет характер применяемых методов изучения территориальных пропорций в сфере обслуживания. При этом, как будет показано в дальнейшем, необходимо различать отраслевые территориальные и интегральные территориальные пропорции в развитии сферы обслуживания, отражающие ее отраслевую и территориальную структуру.
Проблеме разработки показателей для измерения отраслевой и территориальной структуры сферы обслуживания в литературе уделяется большое внимание, однако исследования в этой области носят не всегда достаточно комплексный характер. В экономической литературе основное внимание уделяется показателям, отражающим роль сферы обслуживания в расширенном воспроизводстве, а также обеспечивающим измерение потребностей населения и степени их удовлетворения в развитии этой сферы. Необходимость таких исследований связана с совершенствованием методологии народнохозяйственного планирования и повышением роли социальных аспектов плана. Как отмечает В. М. Рутгайзер, в ходе подготовки десятой пятилетки «был расширен набор показателей, характеризующих важнейшие социальные процессы, улучшение условий труда и быта, предусмотрены пути рационализации использования внерабочего, и прежде всего свободного, времени трудящихся. Усилился комплексный подход к обоснованию всех элементов социальной программы».
Из приведенной цитаты ясно, что основное внимание уделяется измерению межотраслевых пропорций в развитии сферы обслуживания в целом по стране при известной недооценке территориальных аспектов этой проблемы. Такая недооценка хорошо видна из определения комплексного планирования сферы обслуживания. В упоминавшейся выше работе В. М. Рутгайзер пишет: «Комплексное планирование сферы услуг сводится в конечном счете к выявлению системы удовлетворяемых ею общественных потребностей и к обоснованию масштабов отвлекаемых для этого ресурсов социалистической экономики» '. Очевидно, что такая формулировка сужает сущность комплексного подхода к планированию сферы услуг, ибо развитие этой сферы рассматривается вне территориального аспекта. План может быть комплексным только тогда, когда в нем увязываются вопросы и развития и размещения сферы обслуживания с учетом воздействия последней на эффективность материального производства. На эту сторону вопроса обращает внимание в своих работах С. И. Хватов, но он делает упор на роль сферы обслуживания как регулятора миграции населения на основе устранения «необоснованных территориальных различий в уровне обслуживания населения».
В экономико-географической литературе проблема сводится в основном к сравнению районных показателей со среднесоюзными, но из поля зрения обычно выпадают вопросы воздействия разных уровней развития сферы обслуживания на темпы развития материального производства в рассматриваемом районе и в целом по стране.
Указанные недостатки - следствие относительно слабой еще разработанности общих вопросов взаимодействия сферы обслуживания и материального производства в территориально-производственных комплексах, а также невнимания к комплексному подходу при измерении отраслевой и территориальной структуры самой сферы обслуживания.
Методы оценки отраслевой и территориальной структуры сферы обслуживания базируются на классификации задач, возникающих в связи с изучением этой сферы, на отборе показателей, необходимых для решения каждой задачи, на методах исчисления этих показателей.
При анализе содержания понятия «структура» мы исходили из определения структуры социально-экономической системы как «совокупности составляющих эту систему элементов и их взаимосвязей, проявляющихся по поводу производства, обмена, распределения и потребления». Из этого следует, что при изучении отраслевой структуры сферы обслуживания предполагается анализ состава и взаимосвязей разноименных подсистем и элементов (здравоохранение, просвещение и т. п.) на данной территории (страна, республика, область, промышленные узлы и т. п.). В отличие от отраслевой территориальная структура сферы обслуживания характеризуется составом и взаимосвязями одноименных подсистем и элементов (например, сфера обслуживания в целом, или здравоохранение, или торговля и т. д.), расположенных в разных районах одного таксономического уровня. Так, межрайонная структура сферы обслуживания в целом характеризуется показателями ее развития по экономическим районам СССР: межреспубликанская - по союзным республикам: внутри-республиканская - по внутриреспубликанским экономическим районам и т. д. Аналогичный подход характерен и для территориальной структуры отдельных отраслей сферы обслуживания.
В приведенном выше определении структуры социально-экономической системы классификация связей дана в свете политэкономического подхода (производство, обмен, распределение и потребление), для которого пространственный аспект рассмотрения не имеет столь существенного значения. Иное дело при анализе сферы обслуживания с экономико-географических позиций, когда основное внимание уделяется пространственным связям по линии производства, обмена и потребления услуг.
Для политэкономического подхода основное значение имеет тот факт, что услуга есть результат деятельности, а для экономической и социальной географии важны характеристики территориальной концентрации производства услуг в целом и по видам, соотнесенные с численностью населения в целом и его половозрастных и социальных групп, проживающих на данной территории. Именно через эти соотношения и проявляются пространственные взаимосвязи внутри сферы обслуживания. Например, если объем предоставляемых услуг в данном поселении эквивалентен уровню фактического удовлетворения потребностей в них всех жителей данного поселения, то мы имеем дело с внутриселенным обслуживанием, если же существенно превышает - то с межселенным.
Анализ территориальной структуры сферы обслуживания можно проводить с разных позиций: с точки зрения особенностей территориальной организации этой сферы и их влияния на нормативы расхода ресурсов на единицу продукции; с точки зрения качества обслуживания и т.д. В соответствии с целями анализа меняется применяемый круг показателей. При анализе территориальной структуры сферы обслуживания с точки зрения ее взаимодействия с материальным производством в региональных хозяйственных комплексах основное внимание должно быть уделено влиянию разных форм территориальной организации отдельных отраслей сферы на трудоемкость, капиталоемкость и энергоемкость услуг и на территориальную организацию материального производства. Иными словами, важно учесть те аспекты, от которых, с одной стороны, зависят объемы потребления ресурсов сферой обслуживания, а с другой - обеспеченность материального производства рабочей силой и производительность труда работников.
Показатели для измерения отраслевых и территориальных пропорций могут быть разделены на экономические и экономико-географические. В свою очередь экономические включают три группы показателей: структурно-воспроизводственные (отражают роль сферы обслуживания в расширенном воспроизводстве страны, союзной республики, экономического района); технико-экономические (характеризуют затраты ресурсов при функционировании учреждений сферы обслуживания и ее отдельных отраслей): структурные (показывают соотношения в развитии отдельных видов услуг, предоставляемых данной отраслью сферы обслуживания). Иными словами, экономические показатели позволяют характеризовать отраслевые пропорции в развитии сервиса страны и отдельного региона.
Среди экономико-географических показателей целесообразно выделить две группы, характеризующие интегральные территориальные пропорции и отраслевые территориальные пропорции.
Система структурно-воспроизводственных и технико-экономических показателей развития сферы обслуживания изложена в методических указаниях Госплана СССР к составлению годовых и пятилетних планов и может использоваться при анализе состояния отдельных отраслей в региональных комплексах. Что касается структурных показателей, то они изложены, в частности, во многих учебниках по экономике и организации соответствующих отраслей сферы обслуживания, где учтены как общие черты социалистического предприятия, так и специфика функционирования учреждения сферы обслуживания.
Сконцентрируем дальнейшее внимание на экономико-географических показателях для измерения отраслевой и территориальной структуры сферы обслуживания. Они могут быть объединены в следующие группы.
Показатели для измерения отраслевых пропорций в развитии сферы обслуживания региона. Необходимы для сравнения масштабов развития отдельных отраслей и видов услуг в исследуемых районах с масштабами союзного (среднереспубликанского) уровня. При этом отраслевые пропорции характеризуются показателями удельного веса работников и стоимости основных фондов каждой отрасли и каждого вида услуг в сфере обслуживания.
Показатели для измерения интегральных территориальных пропорций в развитии сферы обслуживания. Следует различать интегральные территориальные пропорции по размеру предоставляемых услуг и по уровню развития сферы обслуживания. В первом случае такие пропорции рекомендуется измерять, применяя показатели стоимости основных фондов сферы обслуживания или численности занятых в ней. Они даются в расчете на 1000 жителей, а во втором случае - на 1000 занятых в народном хозяйстве (чтобы учесть влияние региональных особенностей на потребности населения региона в услугах).
Следует подчеркнуть, что рассмотренные показатели, отражая общий количественный уровень развития сферы обслуживания, не вскрывают существенных качественных сторон обслуживания. В результате вне поля зрения остаются затраты времени ж денежных средств населения разных районов на поездки за услугами, затраты общего времени на обслуживание (дорога + время самого обслуживания), а также соотношение между общим объемом производственных услуг и величиной денежных доходов населения, направляемых на эти цели.
Указанное соотношение по своей сущности относится к группе структурно-воспроизводственных показателей, применяемых при расчетах общего объема потребления услуг населением, а также баланса денежных доходов и расходов населения страны или региона. Однако для экономико-географических исследований соотношение между общим объемом производственных услуг (а не просто платных услуг) и спросом на них (который определяется денежными доходами) должно быть одним из главных.
В последние годы большое внимание уделяется поиску интегрального относительного показателя для измерения общего уровня развития сферы обслуживания на основе суммирования отклонений районных значений по отдельным видам услуг от условного уровня. Однако здесь может быть проявлен субъективизм. Пока эти поиски малопродуктивны.
Применяемый в экономических расчетах показатель общего объема потребления населением услуг вряд ли может считаться приемлемым для экономико-географических исследований вследствие наличия недостаточной внутренней сопоставимости.
Названный показатель включает в себя следующее: валовую продукцию торговли и общественного питания; расходы населения на оплату производственных и непроизводственных видов бытовых услуг; валовую продукцию отраслей, обеспечивающих население водой, газом и электроэнергией; расходы населения на пассажирский транспорт и услуги связи; расходы общества на содержание отраслей жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, просвещения, искусства и культуры, объем других услуг.
Для изучения динамики развития сферы обслуживания в стране и в отдельном районе, т. е. для экономических исследований, такой метод по существу единственный для оценки изменений общего уровня обслуживания населения, но для экономико-географических исследований он, по нашему мнению, непригоден из-за межрайонной несопоставимости. Последняя возникает под влиянием территориальных различий в стоимости строительства объектов сферы обслуживания и разной степени их физического износа; в тарифах на воду, газ, электроэнергию, проезд на транспорте; в заработной плате на услуги; в структуре предоставляемых услуг.
Показатели для измерения отраслевых территориальных пропорций в развитии сферы обслуживания призваны отразить территориальные различия в развитии отдельных отраслей. Здесь необходимо различать объем предоставляемых услуг (розничный товарооборот торговли и общественного питания, число врачебных посещений, число госпитализированных больных и т. д.); развитие сети учреждений (число предприятий) и их размеры (по торговой площади магазинов, числу посадочных мест в общественном питании и т. д.); состояние существующей материально-технической базы (оснащенность современным оборудованием, степень износа зданий, соотношения между типовыми и приспособленными помещениями и т. д.); наличие кадров и их квалификацию; удовлетворение потребностей населения в услугах и развитии сети учреждений; уровень использования существующей сети. При использовании указанных показателей для измерения отраслевых и территориальных пропорций необходимо различать следующие типы задач:
- количественную характеристику фактического или планируемого состояния отраслевых и территориальных пропорций в развитии сервиса;
- оценку изменений (сдвигов) отраслевых и территориальных пропорций в рассматриваемом периоде;
- определение интенсивности сдвигов в данном периоде по сравнению с предшествующими;
- межрайонное сопоставление темпов развития сферы обслуживания и ее отдельных отраслей;
- соотношения в развитии отдельных форм территориальной организации обслуживания.
Состояние отраслевых и территориальных пропорций можно оценить по разности между максимальным и минимальным значениями каждого показателя обслуживания среди рассматриваемых районов и по отношению этой разности к среднесоюзному (среднереспубликанскому, среднеобластному) значению. Чем больше это отношение, тем выше степень территориальной дифференциации по данному виду обслуживания.
Сдвиги в территориальных пропорциях за соответствующий период можно оценить по сумме изменений за этот период удельного веса районов в стране (республике, области) по рассматриваемому показателю.
Суммирование проводится без учета знака. Соизмерение указанной суммы отклонений за два периода и более позволяет оценить интенсивность сдвигов.
Темпы развития сферы обслуживания и ее отдельных отраслей в регионах предлагается оценивать по темпам роста капитальных вложений в рассматриваемом периоде; по коэффициенту отклонения темпа роста отрасли в районе от темпа роста капитальных вложений в сферу обслуживания в целом; по коэффициенту отклонения роста капиталовложений в отдельные отрасли района от союзного (республиканского) уровня в расчете на одного жителя.
Показатели развития отдельных форм территориальной организации обслуживания необходимы для учета соответствия между фактической территориальной организацией сферы обслуживания и особенностями расселения - чем больше доля населения, проживающего в мелких сельских поселениях, тем большее развитие получают межселенная и передвижная формы обслуживания.
Уровни развития форм территориальной организации обслуживания предлагается измерять по каждому виду услуг при помощи таких показателей: удельный вес населения района, удовлетворяющего свои потребности в услуге за счет межрайонного, межселенного или внутриселенного обслуживания, в том числе передвижного и дистанционного; удельный вес населения других поселений данного района и других районов, получающих услуги в учреждениях сферы обслуживания данного пункта или района; удельный вес работников в соответствующей отрасли этой сферы, занятых в межселенном и межрайонном обслуживании, в том числе передвижном и дистанционном.
2. Географические аспекты взаимодействия социальной инфраструктуры и миграции населения
2.1. Региональная дифференциация пропорций между материальным производством и сферой обслуживания
При анализе показателей личного потребления материальных благ и услуг следует различать фактическое потребление и общую сумму средств, направляемых для его увеличения.
Личное потребление трудящимися материальных благ и услуг складывается из индивидуального потребления материальных благ и оплачиваемых услуг, а также из бесплатных услуг, приводимых к единой стоимостной оценке по затратам учреждений, оказывающих бесплатные услуги; кроме того, сюда включаются износ обобществленного жилищного фонда, а также накопления учреждений сферы обслуживания.
Общая сумма средств, направляемых на увеличение личного потребления населения, превышает текущее личное потребление на величину средств из фонда накопления, направляемых на строительство жилья и учреждений сферы обслуживания.
Объем потребления материальных благ и услуг определяет общий уровень потребления, а соотношения между основными составляющими - структуру потребления. Группировка районов по уровню и структуре потребления позволяет выделить территориальные типы структур личного потребления. Однако в настоящее время отсутствует сопоставимая информация для такой типологии, и мы вынуждены ограничиться рассмотрением особенностей потребления населения лишь наиболее специфических регионов.
При характеристике типов личного потребления необходимо различать уровни анализа, идет ли речь о средне-душевом потреблении всего населения, или о потреблении по социальным группам (рабочие, служащие, колхозники населения Эстонии, а также ее специализация па санаторно-курортном обслуживании и туризме).
Итак, в основе исследований по географии сферы обслуживания должен лежать анализ региональных особенностей в образе жизни населения с учетом местных природных, демографических и экономических условий. Но пока, к сожалению, серьезные разработки по этой проблеме отсутствуют.
Географические аспекты взаимодействия социальной инфраструктуры и миграции населения
Взаимодействие сферы обслуживания и миграции населения - один из существенных факторов регионального развития. Формы проявления этого взаимодействия во многом зависят не только от общего уровня развития производительных сил страны, но и от характера самих миграционных процессов, а также от роли миграции в жизни общества.
Обычно миграция населения рассматривается как один из способов соединения средств производства с рабочей силой. Для трудодефицитных районов миграция решает проблему обеспечения существующих и вводимых предприятий необходимыми кадрами, а для трудоизбыточных районов миграция - одно из средств вовлечения местных трудовых ресурсов в общественное производство. Однако в таком виде указанная роль миграции населения при социализме проявляется лишь на первых этапах социалистического строительства, когда еще сохраняется относительное перенаселение деревни и ввод новых рабочих мест полностью определяет направление миграции.
По мере развития производительных сил страны сельская местность в большинстве районов перестает быть поставщиком свободных трудовых ресурсов. Одновременно происходит возрастание потребностей населения в услугах. В такой ситуации ввод рабочих мест сам по себе перестает оказывать доминирующее воздействие на миграционные процессы, но существенное воздействие еще могут оказывать районные надбавки к заработной плате.
В период развитого социализма, когда проблема выравнивания уровней экономического развития союзных республик в основном решена, когда повсеместно происходит существенное повышение денежных доходов населения, когда возникает дефицит рабочей силы в целом по стране, воздействие производственных аспектов на миграционные процессы продолжает уменьшаться, но существенно возрастает воздействие социально-экономических, связанных с образом жизни населения, включая престижность профессии, предприятия, города или района.
В период перехода от социализма к коммунизму миграции, сохраняя свою экономическую функцию соединения рабочей силы со средствами производства, все больше начинают выполнять и социальную функцию - способствовать расширению кругозора людей, более полному проявлению такой черты человеческой личности, как самовыражение, самоутверждение. Наложение экономической и социальной функции миграции населения друг на друга существенно усложняет процесс познания механизма миграции, и особенно механизма регулирования миграционных процессов.
Как удачно подметил В. В. Покшишевский, в основе миграционных процессов лежит «перепад уровней жизнеощущения». В процессе общественного развития такие перепады существуют объективно, являясь отражением диалектических противоречий, постоянно возникающих в народном хозяйстве страны в целом и отдельных регионах. От того, насколько познаны эти перепады и насколько они учитываются в народнохозяйственном планировании, зависит степень соответствия миграционных потоков населения современному и перспективному размещению рабочих мест. В свою очередь при размещении новых рабочих мест должны учитываться реально возможные масштабы миграции населения в те или иные районы и пункты. Для определения таких масштабов важное значение имеет анализ роли сферы обслуживания в формировании миграции населения.
Как известно, миграция населения представляет собой очень сложное явление, отдельные составные части которого по-разному взаимодействуют со сферой обслуживания.
В настоящее время принято различать стационарную, сезонную и маятниковую, или челночную, миграции. Стационарная миграция связана со сменой постоянного места жительства; при сезонной миграции место жительства меняется лишь на какой-то период года, тогда как при маятниковой миграции (проезд на работу и обратно) смены места жительства не происходит.
В свою очередь по признаку дальности миграции и характеру пересекаемых административных границ внутригосударственные миграции могут быть межселенными, внутриобластными, межобластными, межреспубликанскими.
Для понимания механизма взаимодействия сферы обслуживания и миграции населения важное значение имеет учет форм миграции - плановой (организованной) и самодеятельной (неорганизованной), а также фаз миграции (формирование потока мигрантов, переезд мигрантов и закрепление мигрантов в районах вселения).
Рассмотрим воздействие сферы обслуживания на отдельные виды, формы и фазы миграций, не упуская из виду тесных внутренних взаимосвязей между ними.
Из всех видов и форм миграций только для неорганизованной сезонной миграции работников, временно выезжающих из южных районов в более северные районы на заработки, сфера обслуживания не имеет сколько-нибудь существенного значения. В то же время для успешного обеспечения такой формы сезонной миграции, как отправка студенческих строительных отрядов, крайне важно создать нормальный уровень обслуживания. Особенно велика роль сервиса для обеспечения такой общественно необходимой формы сезонной миграции, как поездки отпускников в районы и пункты массового санаторно-курортного и туристского отдыха.
Таким образом, успешное регулирование сезонной миграции во многом связано с развитием сферы обслуживания, особенно если миграция связана с удовлетворением потребностей людей в отдыхе и лечении. При этом важную роль играет именно территориальный, географический аспект регулирующей роли сферы обслуживания. Если в районах рекреационного обслуживания сфера услуг в потенциально возможных пунктах концентрации населения развита примерно одинаково, то и отдыхающие между этими пунктами распределяются примерно пропорционально «емкости» пунктов. Если же среда обслуживания развита неравномерно, то происходит наплыв отдыхающих в те пункты, где существенно выше уровень торгового и бытового обслуживания со всеми отрицательными последствиями, возникающими в переполненных отдыхающими курортных поселках, дачных местностях и т. д.
Важное значение имеет организация сферы обслуживания для более равномерного распределения отдыхающих между сложившимися зонами массового отдыха и вновь формирующимися. При этом речь должна идти о создании не только самих учреждений отдыха - санаториев, пансионатов, турбаз и т. п., но и целого комплекса культурно-бытового и транспортного обслуживания. Подробнее это будет рассмотрено в последней главе.
Весьма своеобразное взаимодействие наблюдается между сферой обслуживания и маятниковой миграцией. В основе маятниковой миграции из пригородной зоны в города до последнего времени лежали трудовые поездки на работу, а удовлетворение потребностей в культурно-бытовых услугах имело подчиненный характер. В этих условиях для нормального функционирования городского хозяйственного комплекса, в том числе и самой сферы обслуживания, в значительной мере использующей маятниковых мигрантов, требовалось в первую очередь развитие пригородного транспорта.
На современном этапе все большее значение приобретают культурно-бытовые поездки населения в города, что ставит новые проблемы перед развитием в них сферы обслуживания. Наряду с пригородным транспортом общего пользования все большее распространение получает индивидуальный транспорт, расширяющий подвижность приезжающих в город. До сих пор эффективность маятниковой миграции по культурно-бытовым связям оценивалась с точки зрения затрат на организацию сферы обслуживания в крупных и мелких ее учреждениях. Но теперь ситуация меняется.
При современных масштабах маятниковой миграции возникают столь существенные «пики» нагрузок на железных и автомобильных дорогах, что есть основания усматривать в существующих перебоях на транспорте при перевозке народнохозяйственных грузов значительную долю ее «вины». Наряду с транспортными последствиями при оценке эффективности маятниковой миграции важно учитывать и экологические последствия, возникающие в городах в связи с «автомобилизацией» маятникового мигранта. Все это требует пересмотра существующих подходов к проблемам внутрирайонного размещения материального производства и сферы обслуживания.
Рассмотрим взаимодействие сферы обслуживания со стационарной миграцией, включающей в себя миграцию из села в город, из села в село, из города в город и из города в село.
При анализе взаимодействия развития сферы обслуживания и миграции сельского населения необходимо учитывать тип сельского расселения, который может быть двух-, трех-, а фактически и четырехуровневым. Двухуровневый тип расселения - центр административного района и крупное сельское поселение - характерен для степных и отчасти лесостепных районов, крупных межгорных котловин. В настоящее время все эти населенные пункты уже имеют сравнительно высокий уровень культурно-бытового обслуживания и миграция из них по причине недостаточного уровня обслуживания незначительна.
Трех- и четырехуровневый типы расселения включают в себя центр административного района, центральные усадьбы колхозов и совхозов, периферийные поселки бригад, отделений и т. п. При этом периферийные поселения неоднородны: одни расположены ближе к центральной усадьбе, другие более удалены. Как правило, чем ближе поселение к центральной усадьбе, тем лучше условия обслуживания. Четырехуровневый тип расселения характерен для горных районов и районов лесной зоны, особенно после укрупнения колхозов и совхозов.
О том, насколько разнятся уровни обслуживания сельского населения при трехуровневом типе расселения, свидетельствуют исследования сибирских ученых.
Таблица. Доля сельского хозяйства, пользующаяся услугами различных учреждений в поселениях разного типа.
Учреждения сферы обслуживания |
Типы сельских поселений |
||
Районный центр |
Центральная усадьба |
Периферийное поселение |
|
Почта |
92,5 |
92,4 |
78,6 |
Аптека |
83,0 |
72,9 |
50,9 |
Больница |
86,5 |
71,2 |
43,6 |
Сберкасса |
79,5 |
56,2 |
48,3 |
Дом культуры |
90,6 |
55,4 |
47,4 |
Поликлиника |
84,2 |
59,2 |
36,4 |
Общественная баня |
84,2 |
38,3 |
20,7 |
Ателье ремонта и пошива одежды |
52,7 |
34,2 |
20,2 |
Парикмахерская |
69,1 |
32,4 |
10,6 |
Ателье ремонта обуви |
47,2 |
13,7 |
6,3 |
Стадион |
37,5 |
4,5 |
3,6 |
Как видно из таблицы, по большинству видов услуг показатели по центральным усадьбам в 1,5-2 раза уступают показателям по районным центрам, а показатели по периферийным поселениям в 1,5-2 раза уступают показателям по центральным усадьбам. Что же касается наиболее удаленных (глубинных периферийных) поселений, то там уровень обслуживания еще ниже, чем в среднем по всем периферийным поселениям.
В настоящее время характерен отток жителей прежде всего из глубинных населенных пунктов, что нередко влечет за собой ослабление в них производственных функций, а это в свою очередь усугубляет миграцию и ускоряет процесс самоликвидации мелких и мельчайших удаленных пунктов. Указанные процессы наблюдаются практически во всех союзных республиках, так как даже на Украине, в Прибалтийских республиках, Армении и Молдавии от 1 до 5% сельского населения проживает в зоне более чем 2-часовой доступности центров обслуживания. Согласно расчетам А. М. Лолы, в группу экономических районов и союзных республик с долей сельского населения, проживающего за пределами 2-часовой доступности центров обслуживания, входит не только Сибирь и Дальний Восток, но и Казахстан и Киргизия (свыше 60%).
Принципиально иные проблемы возникают в крупных сельских населенных пунктах среднеазиатских республик, в Азербайджане и Южном Казахстане с их высоким естественным приростом сельского населения. Если в целом по СССР численность сельского населения за 15 лет (с 1965 по 1980 г.) уменьшилась на 10,8 млн. человек, то в указанных регионах ситуация противоположная: здесь за 15 лет численность сельского населения увеличилась на 5,9 млн. человек. Если в среднем в СССР удельный вес сельского населения за эти годы снизился с 63 до 53%, или на 10 пунктов, то в Узбекистане - только на 6, а в Азербайджане - на 3 пункта. В Киргизии за 15 лет удельный вес сельского населения практически не изменился, а в Туркмении и Таджикистане доля сельского населения даже возросла.
В связи с общим сокращением прироста трудовых ресурсов в СССР и необходимостью рационального использования в общественном производстве подрастающего поколения в указанных регионах с высоким приростом сельского населения возникает принципиально иная проблема - повышение мобильности сельского населения, стимулирование его миграции в города «своей» республики и за ее пределы (особенно в Нечерноземную зону, в южные районы Сибири и Дальнего Востока).
В настоящее время одним из факторов повышения мобильности сельского населения южных районов для «своих» городов считается изменение жилищной политики, расширение в них сети дошкольных учреждений, школ, учреждении для внешкольной работы с детьми.
Выше речь шла о влиянии сферы обслуживания на миграцию сельского населения. Не менее актуально рассмотрение вопросов миграции городского населения. Известно, что 70-е годы характеризовались существенным оттоком населения с Урала, из южных районов Сибири, Северного Казахстана в южные районы страны. Так, только за 1966-1970 гг. РСФСР и Казахстан «потеряли» в обмене с другими республиками 936 тыс. человек, тогда как на Украине за эти же годы положительное сальдо миграции составило 346 тыс., а в Средней Азии - 440 тыс. человек. В результате специальных мер по улучшению условий жизни населения в районах Сибири, Дальнего Востока уже в 1970-1975 гг. было ликвидировано отрицательное сальдо миграции из Восточной Сибири, однако продолжался отток в Прибалтику, на Северный Кавказ. В то же время практически было сведено к нулю положительное сальдо миграции в Средней Азии. В настоящее время существенно сократился отток населения из Западной Сибири и Нечерноземной зоны РСФСР.
Анализ миграции городского населения с точки зрения его взаимодействия со сферой обслуживания позволяет считать, что здесь уровень обслуживания оказывает существенное влияние лишь на закрепление мигрантов, а следовательно, на общий объем миграции. Что же касается направлений миграции городского населения по схеме «город-город», то здесь большее значение имеют производственные, этнические и природные факторы.
Иное положение характерно для миграции городского населения в сельскую местность. Пока этот процесс проявляется в очень слабой степени и затрагивает наиболее экономически сильные хозяйства. Однако по мере «автомобилизации» городов, развития дорожного строительства и улучшения качества обслуживания сельского населения, а также по мере возрастания значимости в жизни людей такого фактора, как близость к природе, есть все основания ожидать увеличения масштабов переселения горожан в сельскую местность.
Таким образом, сфера обслуживания оказывает существенное влияние на миграцию населения, но на разные виды миграции это влияние различно. Оно определяет направления и интенсивность миграции из села в город и из города в село.
При межрегиональной миграции городского населения развитие сферы обслуживания влияет не столько на направления миграции, сколько на приживаемость новоселов и на общий объем миграции. Поскольку повышенный уровень миграции увеличивает общую текучесть кадров и связанные с нею потери рабочего времени, постольку экономическая эффективность капитальных вложений в сферу обслуживания того или иного района во многом определяется той экономией, которую обеспечивает сокращение текучести кадров на территориях взаимодействующих районов страны (районов выхода и районов вселения).
Вместе с тем при современном уровне развития производительных сил страны возможности дополнительного выделения капитальных вложений на развитие сферы обслуживания всегда меньше потребностей в них. Поэтому для рационализации миграционных потоков необходимо использовать всю совокупность факторов, влияющих на территориальную подвижность населения.
Заключение
Для того чтобы можно было использовать создаваемые благоприятные условия, экономическая и социальная география в целом и ее ветвь - география обслуживания должны иметь отработанную систему задач и показателей для изучения сложившихся территориальных пропорций внутри сферы обслуживания, между сферой обслуживания и материальным производством для проведения типологии региональных комплексов и т. д. Ведь именно сочетание взаимосвязей локального и общегосударственного характера определяет территориальные пропорции в развитии сферы обслуживания.
Для решения указанных задач, стоящих перед географией обслуживания, в первую очередь следует усилить аналитические исследования, чтобы на основе анализа массового статистического материала выявить и количественно оценить основные взаимосвязи между местными природными, демографическими и экономическими особенностями районов разного ранга, общим уровнем экономического и социального развития и состоянием сферы обслуживания в региональных комплексах. Подобная работа уже ведется, но она не имеет пока единого организационного и методического руководства, и объектом изучения выступают обычно отдельные отрасли сферы обслуживания в отдельных регионах. Однако в современных условиях этого недостаточно. Необходимо, чтобы такие исследования носили не выборочный, а сплошной характер, с охватом всей территории страны. При этом объектом изучения должен быть весь региональный комплекс отраслей сферы обслуживания, рассматриваемый как составная часть всего народнохозяйственного комплекса.
Следует подчеркнуть, что материальной основой повышения уровня обслуживания населения выступает и совершенствование размещения учреждений, предоставляющих отдельные виды услуг, что в свою очередь тесно связано с общей проблемой совершенствования размещения производительных сил. Любые предложения по рационализации отраслевых и территориальных пропорций в развитии сервиса могут положительно влиять, как было показано ранее, на размещение предприятий других отраслей народного хозяйства в данном регионе и на общую территориальную организацию его хозяйства в целом.
К наиболее важным направлениям исследований в рамках географии сферы обслуживания следует также отнести изучение территориальных различий в образе жизни населения и влияния этих различий на региональные типы личного потребления, на миграционную подвижность населения и в конечном счете на соотношение в уровне развития отдельных видов обслуживания.
Только такой комплексный территориальный и отраслевой подход может обеспечить разработку обоснованных рекомендаций (по системе показателей) для анализа, прогнозирования и планирования развития сферы обслуживания в экономических районах страны, может послужить основой типологий территориальных комплексов по условиям развития сферы обслуживания и по взаимодействию этой сферы с материальным производством. Наличие таких типологий позволит в свою очередь повысить обоснованность разработок территориальных нормативов развития сферы обслуживания и качество ее регионального планирования.
Изучение территориальной организации сферы обслуживания - это относительно новое направление исследований в современной экономической географии. В то же время получение научных результатов (теорий, концепций, методик, нормативов и т. д.) именно в этой отрасли знаний включается в число приоритетных проблем географии в целом. Эти результаты приобретают особую актуальность для научного и практического решения задач ускорения экономического и социального развития общества развитого социализма. И в первую очередь к ним относится обеспечение дальнейшего роста благосостояния советских трудящихся, теснейшим образом связанного с развитием обслуживания населения. Советская экономическая география и ее ветвь - география сферы обслуживания вносят свой вклад в решение этой долговременной задачи, поставленной самой жизнью и сформулированной в решениях партии и правительства. Дальнейшая разработка этого направления - важнейший социальный заказ географической науке.
Список литературы
2