Краткие характеристики экономических регионов России

    Северо-западный экономический район.

    Состав района:

    Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская и Псковская области;

    200000 км2;

    8 млн. человек.

    Общие особенности региона:

    удобное транспортное положение (Москва, Европа, Восток);

    приморское положение;

    крупный научный центр (наукоемкость в 3 раза выше средне российской);

    большая роль ВПК (более 70 %).

    Природные ресурсы:

    бокситы;

    лесные (45 %);

    торф;

    водные.

Район беден природными ресурсами.

    Население и трудовые ресурсы:

    очень высока плотность населения (41 чел. на 1 км2);

    повышенный показатель урбанизации (87 % жителей – городское население);

    сильный отрицательный прирост (10 % за 10 лет);

    высокий кадровый уровень.

    Основные отрасли промышленности:

Концентрируются в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

А) Машиностроение (26 % всей продукции района):

    судостроение;

    электротехническое машиностроение (турбины);

    сельскохозяйственное машиностроение (тракторы).

Б) ВПК – оптика, системы наведения.

В) Химический комплекс:

    фармация (положительное развитие – 30-40 % прибыли);

    производство удобрений.

Г) Лесная отрасль – мебель, бумага).

Д) Товары народного потребления.

Е) Электроэнергетика (работает на привозном сырье, ЛАЭС).

Ж) Транспорт:

    ж/д (более 50 % всех перевозок страны);

    речной и морской транспорт;

    ввоз преобладает над вывозом (отрицательное сальдо);

З) Наличие рекреационного хозяйства – музеи, памятники и пр.

    Основные проблемы:

    ввоз энергоресурсов;

    неудачная конверсия;

    недостаток металла;

    большая экономическая безработица;

    высокий криминальный фон.

    Северный экономический район.

    Состав района:

    Архангельская, Вологодская, Мурманская области, республики Коми и Карелия;

    1500 тыс. км2;

    6 млн. чел. (самый малочисленный экономический район).

    Общие особенности региона:

    наличие крупного морского хозяйства;

    лесная промышленность (42 % всей бумаги производится здесь);

    наличие огромных природных ресурсов (уголь, нефть, газ – Тимано-Печорская нефтегазовая провинция);

    экстремальные природно-климатические условия.

    Природные ресурсы:

    нефть, газ

    угольные ресурсы (Печорский угольный бассейн);

    железные руды (Кольский п-ов, «Северсталь»);

    сырье для цветной металлургии:

бокситы (Средне-Тиманский рудник);

медно-никелевая руда (Кольский п-ов);

редкоземельные металлы;

алмазы (Архангельск);

лес (10 % от всех лесных ресурсов России) – низко технологическое производство;

водные ресурсы.

    Население и трудовые ресурсы:

Самый малочисленный район.

    плотность населения 4 чел./км2;

    высокий уровень урбанизации (76 % городского населения);

    резкий отток кадров.

    Основные отрасли промышленности:

Резкий спад, падение за последний год на 40 %, общее падение более 50 %.

Причины: распад хозяйственных связей.

Отрасли:

    лесная – 21 %;

    черная металлургия – 20 %;

    электроэнергетика – 13 %;

    топливная промышленность – 10 %.

Лесная: одна из главных.

    производство бумаги;

    мебельное производство (слабо конкурентное).

Металлургическая промышленность:

Череповецкий металлургический комбинат (АО «Северсталь») – 2 место в РФ по удельному весу;

    4.5 млн. т. стали ежегодно;

    1/6 всего российского проката;

    объем прибыли 300 млн. $;

    конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке.

Машиностроение:

    судостроение для Арктики.

Химическая промышленность:

    фосфатные удобрения из отходов металлургии.

Топливно-энергетический комплекс:

Концентрируется в Ненецком автономном округе.

А) угольная промышленность (Печорский угольный бассейн), 1/10 всего российского угля; глубокое залегание, дорогая добыча.

Б) нефть (Тимано-Печорская провинция) – 3 место по добыче и объемам нефти в РФ. Идет рост добычи.

В) электроэнергетика (ТЭЦ на своем угле, Кислогубская приливная электростанция).

АПК:

    сельхозугодья занимают 2 % территории района;

    животноводство – 80 % (оленеводство);

    рыбная промышленность (треска, селедка), 1/5 часть всей российской рыбы.

Транспорт:

    ж/д – 70 % грузооборота; вывоз угля, продукции машиностроения; ввоз продуктов пищевой промышленности, ТНП;

    газопровод «Сияние Севера»;

    Северный морской путь – лес, металлы, продукты питания.

    Основные проблемы:

    северный завоз, его ухудшение;

    кризис в угольной промышленности;

    слабая социально-культурная инфраструктура.

III. Центральный экономический район.

    Состав района:

- Москва, Московская область

области:

    Брянская; Владимирская; Ивановская; Калужская; Костромская; Орловская; Смоленская; Тверская; Тульская; Ярославская.

    500 т. км2;

    30 млн. чел

    Общие особенности региона:

    столичное значение;

    на пересечении важнейших транспортных путей;

    мощная промышленность (1 место по ВВП);

    высокая степень освоенности;

    высококвалифицированные кадры, наукоемкое производство; большое количество учебных заведений.

    Природные ресурсы:

Бедные природные ресурсы.

    строительные материалы (известняк);

    железная руда (Тула);

    имеется бурый уголь невысокого качества (Подмосковный буроугольный бассейн);

    торф.

Недостаток топливных ресурсов определяет ввоз нефти и газа.

    Население и трудовые ресурсы:

    плотность 62 ч./км2 (Москва – 333 ч./км2);

    очень урбанизирована (83 %);

    очень высококвалифицированные кадры;

    наличие существенной безработицы:

ВПК, легкая промышленность, гуманитарии, наукоемкие производства.

    Основные отрасли промышленности:

Машиностроение (1 место в РФ):

    полный производственный цикл всех подотраслей;

    сложное и точное машиностроение (радиотехника, электроника, станкостроение);

    автомобилестроение (АЗЛК, ЗИЛ);

    ж/д машиностроение (тепловозы – Коломна, пассажирские вагоны – Тверь, вагоны метро – Мытищи);

    авиапромышленность (Москва) – сложность сбыта;

    с/х машиностроение (трактора, комбайны – сложность сбыта);

    станко- и приборостроение.

Химическая промышленность:

    удобрения (Воскресенск) – 10 % от российского производства;

    нефтеперерабатывающий завод (570 млн. $ - объем реализации);

    шинное производство.

Проблемы с энергией и водой.

Легкая промышленность:

    1/3 всей российской промышленности;

негатив:

    сокращение сбыта;

    конкуренция импорта;

    сырьевая проблема.

Полиграфическая промышленность:

    самая крупная полиграфическая база.

Энергетика:

    крупнейшее производство электроэнергии (Мосэнерго на 1 месте в РФ);

    мало своих ресурсов, ввоз газа, электроуглей.

Остальные отрасли:

    наличие черной металлургии (Новотульский комбинат);

    АПК:

зерновые (50 % площадей);

прокормить себя не может, т.е. завоз.

мощная кондитерская промышленность.

    транспортная отрасль (1 место по РФ), 11 линий, огромная интенсивность, самые протяженные дороги в РФ;

    главный аэромост РФ: Внуково, Шереметьево, Быково, Домодедово;

    продукция бытового-культурного назначения: хрусталь, роспись, фарфор, лаковая миниатюра.

    Основные проблемы:

    ввоз продуктов питания;

    ввоз энергоресурсов;

    кризис машиностроительного производства;

    политические проблемы.

    Волго-Вятский экономический район.

    Состав района:

    Нижегородская, Кировская области;

    республики:

Мордовия;

Чувашия;

Марий-Эл.

    265 т. км2;

    8,5 млн. чел.

    Общие особенности региона:

    лежит в бассейнах рек Волги и Вятки, т.е. обладает дешевым речным транспортом. Хорошие условия для АПК;

    яркая специализация на машиностроение (50 % экономики района).

    Природные ресурсы:

Не очень богат.

    фосфориты (50 % всех российских запасов);

    строительные материалы (гипс, цементный песок);

    водные ресурсы;

    лесные ресурсы (40 % - хвойные лесы).

Осуществляется ввоз газа, металлов, нефти.

    Население и трудовые ресурсы:

    плотность выше среднероссийской в 4 раза (31 ч./км2);

    высокий уровень урбанизации (70 %);

    резкая убыль населения (смертность в 2 раза превышает рождаемость).

    Основные отрасли промышленности:

Машиностроение:

    автомобильное (Н.Новгород, ГАЗ), объем прибыли 300 млн. $;

    судостроение («Красное Сормово», Н.Новгород) – пассажирские теплоходы. Малый спрос;

    электротехническое машиностроение:

лампы (Саранск).

Работают на привозном металле.

Химическая промышленность:

    шинное производство;

    лесохимия;

    полимеры, пластмассы.

Лесная промышленность:

    Балахнинский ЦБК.

ТЭК:

    существенный энергодефицит, ввоз энергии;

    ввоз угля, газа, нефти.

АПК:

    достаточно сильно развит;

    полностью обеспечивает внутренние потребности;

    главная отрасль – растениеводство, зерновые культуры;

    технические культуры: лен, конопля;

    переработка АПК – консервирование.

Сильный износ основных фондов, 2/3 из них еще довоенные.

Транспортное хозяйство:

    ж/д – 2/3 всех грузоперевозок;

    речной транспорт – 1 место по грузообороту;

    трубопроводы (Алметьевск – Н.Новгород (нефть)),

Отрицательное сальдо торгового баланса.

    Основные проблемы:

    дефицит топливно-энергетических ресурсов;

    недостаток металла для машиностроения;

    технологическая отсталость АПК.

    Центрально-Черноземный экономический район.

    Состав района:

Области:

    Белгородская;

    Воронежская;

    Курская;

    Липецкая;

    Тамбовская.

    170 т. км2;

    8 млн. чел.

    Общие особенности региона:

    самая большая железно-рудная база страны (КМА);

    АПК хорошо развит – продуктовая база страны.

    Природные ресурсы:

    железные руды (КМА) на триллионы тонн, длина аномалии – 600 км., очень богатые руды;

    медно-никелевые руды (3 место в РФ после Норильского никеля и Кольского п-ова);

    почвы (чернозем).

    Население и трудовые ресурсы:

    47 ч./км2;

    средний уровень урбанизации (61 %);

    естественная убыль населения.

    Основные отрасли промышленности:

Черная металлургия ( с 17 века) на базе КМА:

    крупнейшие ГОКи: Лебединский, Михайловский, Стойлинский.

    дешевое сырье.

Машиностроение:

многообразный характер:

    сложное и точное машиностроение;

    авиационная продукция и радиоэлектроника;

    металлоемкое производство (50 % в Воронежской области):

горнорудные и сельхозмашины.

Пищевая промышленность:

    сахар;

    мясо;

    плодоконсервирование;

Значительный износ основных фондов до 70 %.

Электроэнергетика:

    80 % энергии от АЭС (Курская, Ново-Воронежская);

    нехватка нефти, газа, угля, т.е. завоз.

АПК:

    снабжает Центральные и Северные районы, 30 % от объемов по РФ;

    свекла;

    подсолнечник;

    зерно;

Транспорт:

    выгодное положение на пересечении ж/д путей;

    мощный транспортный комплекс;

    большой грузопоток.

Вывоз: зерно, сахар, ж/руда;

Ввоз: уголь, удобрения, нефтепродукты.

    Основные проблемы:

    спад в АПК;

    падение сбыта руды и металлов.

    Северо-Кавказский экономический район.

    Состав района:

Ростовская область;

Краснодарский край;

Ставропольский край;

Республики:

    Адыгея;

    Дагестан;

    Кабардино-Балкария;

    Карачаево-Черкессия;

    Северная Осетия;

    Ингушетия;

    Чечня;

    18 млн. чел.

    Общие особенности региона:

    между Каспийским, Черным и Азовским морями;

    наличие морского транспорта и курортных зон;

    наличие крупного АПК;

    нефтехимическая промышленность;

    национальная и политическая нестабильность.

    Природные ресурсы:

    высоко плодородные почвы (50 % чернозема);

    газ (Дагестан);

    нефть глубокого залегания (Чечня);

    вольфрам (Карачаево-Черкессия);

    цинк (Северная Осетия);

    медь (Дагестан);

    мало леса (1/200 часть запасов РФ).

    Население и трудовые ресурсы:

    самый многонациональный район;

    по численности на 3 месте в России;

    64 % сельского населения;

    большая миграция (беженцы, вынужденные переселенцы).

    Основные отрасли промышленности:

АПК (1/6 часть объемов РФ):

    Поставка зерна (Краснодар);

    1/3 всех плодоовощных культур РФ;

    почти все виноградники;

    единственный поставщик субтропических продуктов.

Сельхозмашиностроение (Ростсельмаш);

Курортные комплексы (Кавминводы);

Угольная промышленность (восточное крыло Донбасса);

Цветная металлургия (вольфрам, молибден – Тырныауз, цинк - Владикавказ).

Транспорт:

    ж/д;

    автомобильный транспорт;

    трубопроводы (Грозный-Туапсе).

    Основные проблемы:

    политическая, этническая нестабильность;

    высокая миграция населения, безработица;

    Северо-Кавказская железная дорога не справляется с грузопотоком (двухколейная);

    спад с/х производства;

    сокращение спроса на агропромышленную продукции (Ростсельмаш не может реализовать свои комбайны);

    большой разрыв в уровне развития территорий (отличие степных от горных).

    Поволжский экономический район.

    Состав района:

Республики:

    Татарстан;

    Калмыкия;

Области:

    Саратовская;

    Самарская;

    Волгоградская;

    Ульяновская;

    Пензенская.

    530 т. км2;

    17 млн. чел.

    Общие особенности региона:

Расположен вдоль обоих берегов Волги;

Запасы нефти в Татарстане;

Высоко развито автомобилестроение;

АПК находится в благоприятных условиях, высоко развит (1 место в РФ по зерну).

    Природные ресурсы:

    нефть (Ромашкинское, Альметьевское месторождения);

    газ (Астраханское месторождение);

    соль (Баскунчак).

    Население и трудовые ресурсы:

    пестрота национального состава;

    квалифицированные рабочие кадры.

    Основные отрасли промышленности:

Машиностроение (автомобильное):

    КАМАЗ;

    ВАЗ;

    Елабужский автозавод;

    Ульяновский АЗ.

Судостроение.

Нефтехимическая промышленность:

    Нижнекамский нефтеперерабатывающий комбинат (Татнефть);

Электроэнергетика:

    ГЭС (донор Центрального и Уральского районов).

АПК (ведущее место в России):

    пшеница;

    подсолнечник;

    мясо;

    молоко;

    шерсть;

    рыбная промышленность (Астрахань).

Транспорт:

    ж/д (много магистралей);

    речной транспорт;

    газопроводы, нефтепроводы.

Вывоз: газ, нефть, нефтепродукты, автомобили, зерно.

Ввоз: машины, лес, ТНП.

Разделен на зоны:

    Приволжье (Ульяновск, Пенза);

    Средняя Волга (Татарстан);

    Нижнее Поволжье (Астрахань, Волгоград, Саратов, Калмыкия).

    Основные проблемы:

    относительно благополучный, без проблемный район;

    спад в машиностроении, в ТЭК.

    Уральский экономический район.

    Состав района:

Республики:

    Башкортостан;

    Удмуртия;

Области:

    Свердловская; Челябинская; Оренбургская; Пермская; Курганская;

    820 т. км2;

    20 млн. чел. (2 место после Центрального района).

    Общие особенности региона:

    ВПК;

    мощный промышленный потенциал (1/3 металлорежущих станков; 35 % чугуна; 1/5 бумаги);

    выгодное географическое положение в центральной части России, на пересечении путей на запад и восток;

    мощные природные ресурсы (ж/руда, Качканарский ГОК);

    старо промышленный район с устоявшимися связями, с большим износом основных фондов (70-75 %).

    Природные ресурсы:

    нефть (Башкортостан, Оренбург, Пермь);

    газ (Оренбург);

    уголь (Южно-Уральский угольный бассейн, Копейск – истощенные запасы, среднего качества);

    ж/руда (2 место после КМА) – нет крупных и удобных к разработке месторождений;

    бокситы (СУБР – 80 % всего сырья, убыточная добыча);

    медные руды (Красноуральск, Кировград);

    никель (Реж, Уфалей);

    цинк (Челябинский электролитно-цинковый завод);

    золото, драгоценные минералы (упадок золотодобывающей промышленности);

    не рудные полезные ископаемые:

асбест (90 % по РФ);

лес (40 % территории района)

    Население и трудовые ресурсы:

75 % городского населения;

высокий уровень образования, подготовки кадров;

рост скрытой безработицы.

    Основные отрасли промышленности:

ТЭК:

    недостаточная обеспеченность ресурсами;

    нефть, газ;

    электроэнергетика – Белоярская АЭС;

Черная металлургия:

    свое сырье, плюс ввозимое из Казахстана, Кольского п-ова, КМА;

    свое месторождение хромитов и ввозимые из Казахстана;

    нет коксующихся углей, целиком ввозятся;

    комбинаты: Магнитогорский, НТМК, Челябинский, Орско-Халиловский.

Цветная металлургия:

Медная промышленность:

    полный цикл переработки (Ревда, Кировград, УЭМЗ, Кыштым, Карабаш);

    алюминиевая промышленность (Богословский АЗ, УАЗ – К-Уральский);

    титан – ВСМПО.

Машиностроение:

    весь спектр машиностроения, около 150 предприятий (буровое, горное, станкостроительное, производство турбин);

Химическая промышленность:

    минеральные удобрения, калий, азот (Пермь);

    на отходах металлургии;

    производство шин;

    смолы, пластмассы.

Лесная промышленность:

    бумага;

    мебель.

АПК:

    зона рискованного земледелия;

    на юге района – 60 % зерна, картофель. Все для собственных нужд.

Транспорт:

    ж/д;

    трубопроводы (из Западной Сибири в Европейскую часть) – нефть и газ.

    Основные проблемы:

    ввоз топливных и энергетических ресурсов;

    спад в машиностроении и ВПК;

    экологические проблемы;

    износ основных фондов.

    Западно-Сибирский экономический регион.

    Состав района:

Республика Алтай;

Области:

    Тюменская (Ханты-Мансийский, Ненецкий округа);

    Кемеровская:

    Новосибирская;

    Томская;

    Омская.

    2,5 млн. км2;

    15 млн. чел.

    Общие особенности региона:

Сильно развита топливно-энергетическая база (уголь Кузбасса, нефть Тюмени).

    Природные ресурсы:

    наличие нефти, газа площадь (нефтяной провинции – 1,7 млн. км2);

    среднее Приобъе – Нижневартовск (1/20 всей нефти Сибири);

    Приполярный район – Уренгой;

    Заполярье – Ямбург;

    п-ов Ямал;

    район дает ¾ нефти и 9/10 газа от всей добычи по РФ.

Уголь: Кузбасс (600 млрд. тонн – высококачественный, пласты мощные, близко к поверхности);

Руды:

    ж/руда (Западно-Сибирский железно-рудный бассейн) – Новокузнецкий и Западно-Сибирский комбинаты;

    марганец (Кемерово);

    ртуть;

    лес (12 % от всей РФ, 75 млн. га).

    Население и трудовые ресурсы:

15 млн. чел.

    72 % городского населения;

    национальный состав: 9/10 русские; ханты, манси, др.

    Основные отрасли промышленности:

Нефтегазовый комплекс:

    нефтедобыча (Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск);

    газ (Надым, Уренгой, Новоуренгой, Ямбург);

    нефтепроводы (Сургут-Курган-Самара; Нижневартовск-Красноярск);

    газопроводы (Игрим-Серов-Екатеринбург; Уренгой-Челябинск; Медвежье-Казань-Н.Новгород-Москва; Уренгой-Минск-Западная граница).

Угольно-металлургический комплекс:

    Кузбасс – высококачественные коксующиеся угли;

    Кузнецкий и Западно-Сибирский металлургические комбинаты, полный цикл переработки.

Машиностроение:

    нефтегазовое и угольно-добывающее;

    энергетическое (турбины, котлы);

Лес:

    на базе огромных запасов;

    вдоль ж/д магистрали;

    большое производство фанеры.

АПК:

    собственные потребности удовлетворяются частично картофелем, овощами, зерновыми;

    полный ввоз теплолюбивых растений.

Подрайоны:

    Кузнецко-Алтайский район (Кемерово, Новосибирск, Алтай);

    Западно-Сибирский район (Тюмень, Омск, Томск).

    Основные проблемы:

    не адекватность специализации машиностроения нуждам региона;

    не достаточное обеспечение продовольствием, ТНП, низкий уровень АПК;

    есть проблемы во взаимоотношениях с автономными округами.

    Восточно-Сибирский район.

    Состав района:

Республики: Тува; Хакасия; Бурятия.

Области: Иркутская; Читинская; Красноярский край.

    4,1 млн. км2;

    9 млн. чел.

    Общие особенности региона:

    огромная территория (тундра, вечная мерзлота);

    много природных ресурсов, но слабо освоенных.

    Природные ресурсы:

Уголь: 3,7 трлн. т. (1/2 всей России);

    Канско-Ачинский бассейн (вдоль Транссиба) открытый способ;

    Минусинский бассейн (вверх по Енисею) шахты;

    Иркутское месторождение;

    Тунгусский бассейн (между Леной и Енисеем) – очень слабо освоен.

Нефть: Иркутская область, Эвенкия – добыча не ведется;

Энергетические ресурсы: мощные ГЭС (Енисей, Ангара и др.);

Ж/руда: богатые магнетиты (по Ангаре);

Руды цветных металлов: свинцово-цинковые (Красноярский край); медные руды; никель (Норильска); бокситы; молибден и олово; золото.

Лес (1 место в РФ): ½ объема заготовок леса по РФ, 50 % территории района, 93,6 % леса – хвойные;

Водные ресурсы – озеро Байкал, Енисей, Ангара и пр.

    Население и трудовые ресурсы:

    9 млн. чел.;

    плотность – 2 ч./км2;

    72 % городского населения;

    высокий уровень безработицы;

    многонациональный состав.

    Основные отрасли промышленности:

Специализация – заготовка сырья, первичная обработка.

ТЭК:

    уголь (Канско-Ачинский бассейн);

Электроэнергетика:

    крупнейшая ГРЭС;

    крупнейшие ГЭС: Саяно-Шушенская, Красноярская, Братская, Усть-Илимская.

Характерно: большая часть энергии вывозится; основа для работы алюминиевых предприятий в этом районе.

Горно-металлургический комплекс:

    медь и никель (Норильский никель – 1 место в мире по никелю, 2 место в РФ – по черновой меди);

    алюминий – самая большая алюминиевая база страны (Красноярский АЗ, Братский АЗ, Саянский АЗ, Шелеховский АЗ).

Особенности: дешевая электроэнергия, заводы-сверхгиганты, частично используется свое сырье. Ачинский глиноземный завод.

Лесная промышленность:

    много сырья; низкая себестоимость (на 20 % ниже, чем по РФ); расположение вдоль Транссиба (близко к транспорту, но и много не освоенных территорий).

Машиностроение:

    машиностроительные и ремонтные заводы;

    производство грузовых вагонов (Абакан);

Химическая промышленность:

    на запасах леса - бумага (Братский ЦБК);

    синтетический каучук; производство шин; азотные удобрения.

АПК:

    большие площади под пашнями, низкие урожаи;

    пшеница, рожь, ячмень.

Транспорт:

    ж/д (Дальний Восток и Центральная Россия) – Транссиб;

    речной транспорт, выход к Севморпути по Енисею;

    автомобильный (слабо развит).

Вывоз: лес, руда.

Ввоз: машины, продовольствие, ТНП

    Основные проблемы:

    не достаточно развита инфраструктура социального, бытового обеспечения, дорожного хозяйства;

    отставание машиностроения и несоответствие внутренним потребностям региона;

    низкая технологичность лесной промышленности;

    завоз продовольствия;

    институциональные проблемы в алюминиевой отрасли (передел собственности);

    задолженности по оплате региону за электроэнергию (является энергетическим донором);

    толлинг.

    Дальне-Восточный экономический район.

    Состав района:

Республика Саха (Якутия);

Приморский край;

Хабаровский край (с Еврейской АО);

Области:

    Амурская;

    Камчатская (с Корякским АО);

    Магаданская (с Чукотским АО);

    Сахалинская

    6,2 млн. км2;

    7,5 млн. чел.

    Общие особенности региона:

    удаленность района от центра;

    огромная слабо освоенная территория;

    отраслевая специализация цветной металлургии;

    добыча алмазов;

    рыбная промышленность.

    Природные ресурсы:

    ж/руда – Саха;

    золото (Колыма, Амур – руда и россыпи);

    алмазы (Саха);

    уголь;

    нефть, газ – добываются не в полной мере, много ввозят.

    Население и трудовые ресурсы:

    7,5 млн. чел.

    плотность 1,2 ч./км2 (в Саха – 0,2-0,8 ч./км2);

    разнообразный национальный состав с преимуществом русского населения.

    Основные отрасли промышленности:

Цветная металлургия (ведущая):

    олово (Депутатское);

    свой ГОК;

    свинцово-цинковые руды (Приморье);

    вольфрам.

Алмазодобыча («Алмазы России»);

Рыбная промышленность (1 место в РФ);

Лесная и деревообрабатывающая промышленность (Хабаровск, Приморье, Амурская область);

Машиностроение:

    судоремонтные заводы, для собственных нужд;

    энергетическое.

АПК (преимущественное развитие на юге):

    зерно, яровые пшеницы, озимая рожь, овес;

    пушное звероводство.

Транспорт:

    ж/д (80 %) – БАМ, Транссиб;

    речной (р. Лена – связь между Северным ледовитым океаном и БАМ);

    автомобильный – плохо развит;

    авиатранспорт – огромное значение из-за удаленности района от большой земли.

Ввоз: отрицательное сальдо – ТНП, продукцию машиностроения, продовольствие, энергетические ресурсы;

Вывоз: лес, цветные металлы.

    Основные проблемы:

    напряженность топливно-энергетического баланса;

    неразвитость собственных запасов сырья;

    территориальная удаленность, разрыв хозяйственных связей;

    высокие транспортные тарифы;

    энергодефицит;

    недостаточно развито машиностроение;

    диверсификация развития территорий.