Германия (работа 14)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пятигорский Государственный Технологический Университет

Кафедра: Социально – культурного сервиса и туризма

РЕФЕРАТ

ПО ГЕОГЕРАФИЯ ТУРИЗМА

тема: ГЕРМАНИЯ

Выполнил: студент IV курса

группы СКСТ-971

Андреасян Артур Арутюнович

ПЯТИГОРСК 2000 г.

Оглавление:

Обобщение 3

Культура и ландшафт 3

Туризм как экономический фактор 5

Туризм внутри Германии 5

Иностранные туристы в Германии 9

Ярмарки и выставки - заседания и конгрессы 11

Ганновер и ``ЭКСПО 2000`` 12

Обобщение

Туризм в Германии является центральным экономическим фактором. На долю туризма приходится восемь процентов валового внутреннего продукта и он дает работу 2,8 миллиона человек. Это соответствует восьми процентам всех работающих. Туристическая отрасль в 1999 году достигла годового оборота в 257 миллиардов марок и тем самым впервые заняла среди промышленных отраслей второе место после автомобильной промышленности. В 1999 году валютные поступления от туристического бизнеса составили 29,5 миллиарда марок. Германия становится все более привлекательной страной для иностранных туристов. Основная движущая сила этого процесса - культурный и городской туризм. Спустя десять лет после воссоединения Германии интерес иностранных гостей к новым федеральным землям и Балтийскому морю постоянно растет. Крупные ярмарки в городах являются центрами европейской и международной торговли, а также культурного и промышленного обмена.

Культура и ландшафт

В Германи нет теплых морских пляжей и в ее садах не цветут лимонные деревья. Однако эта страна всегда привлекала и впечатляла туристов. К самым красивым ландшафтам Германии относят окутанную легендами, украшенную крепостями, прославленную многочисленными поэтами, художниками и музыкантами Рейнскую долину между Бингеном и Бонном. Марк Твен описывает в ``Прогулках по Европе`` свои приключения во время путешествия по Германии и рассказывает старую рейнскую легенду о прекрасной русалке Лорелее, которая своим призывным жалобным пением со скалы так очаровывала моряков в лодках, что те забывали все вокруг, теряли ориентацию, и их затягивал в пучину бурный речной поток. Английские романтики прославляли чудесный ландшафт Рейнской долины с ее средневековыми крепостями как исполненный тоски символ романтического природного и духовного ландшафта, а художник Вильям Тернер прославлял реку с ее поросшими виноградниками берегами в своих искрящихся красками картинах. Во все времена дворяне, писатели, художники и денди со всей Европы посещали светские модные курорты Германии, как например: БадЭмс, Висбаден и Баден-Баден, которые на пороге прошлого столетия считались сезонными центрами общественной жизни Европы.

Германия располагается в центре Европы. Она граничит с девятью государствами: на Севере это - Дания, на Западе - Нидерланды, Бельгия, Люксембург и Франция, на Юге - Швейцария и Австрия, а на Востоке - Чешская Республика и Польша. Это центральное расположение стало еще более очевидным после восстановления государственного единства Германии 3 октября 1990 года. Еще больше, чем раньше, Федеративная республика стала играть роль моста между Западом и Востоком, а также между Скандинавией и Средиземноморьем. Являясь членом Европейского союза и НАТО, Германия образует связующее звено со странами Центральной и Восточной Европы.

Ландшафты Германии крайне разнообразны и живописны. Низкие и высокие горные цепи перемежаются с плоскогорьями, местностями со ступенчатым рельефом, холмистыми, гористыми и озерными краями, а также обширными открытыми равнинами. С севера на юг Германия подразделяется на пять крупных ландшафтных зон: Северо-Германская низменность, средневысотный горный порог, Югозападно-Германское среднегорье со ступенчатым рельефом, Южно-Германский предальпийский хребет и Баварские Альпы.

Климатически Германия располагается в зоне воздействия умеренно-прохладных ветров, то есть между зонами мягкого климата Атлантического океана и континентального климата на востоке. Большие температурные колебания редки. Осадки выпадают во все времена года. Зимой средняя температура колеблется от 1,5 градуса Цельсия на низменности до минус 6 градусов Цельсия в горах. Средние температуры июля: 18 градусов Цельсия на низменности и 20 градусов в защищенных долинах юга. Исключения составляют Верхняя рейнская впадина с очень мягким климатом, Верхняя Бавария с частыми теплыми сухими ветрами, дующими с юга Альп, а так же Гарц, который образует отдельную климатическую зону с холодными ветрами, прохладным летом и снежной зимой.

Даже для самих немцев Германия - страна туризма, где на сравнительно небольшой территории находится удивительное множество прекрасных городов и ландшафтов. Веками немецкоязычная территория представляла собой свободный союз отдельных суверенных государств с бесчисленными мелкими и крупными резиденциями и столицами. Почти во всех из них пышно процветала своя собственная общественная и культурная жизнь. Об этом свидетельствуют многочисленные архитектурные памятники и библиотеки, музеи и коллекции произведений искусства, сады и театры с их бесконечной привлекательностью для знатоков и любителей искусства.

Немецкая кухня и гостиницы за последние десятилетия достигли высокого уровня. Ассортимент предлагаемых услуг простирается от недорогих крестьянских дворов и частных квартир, пансионатов с домашней кухней вплоть до дорогих парков отдыха и гостиниц международного класса. Вопреки бытующему мнению немецкая кухня состоит не только из свиной ножки и квашеной капусты. Существует много ресторанов, которые гурманы ценят за высокое поварское искусство. Об этом свидетельствуют оценки, публикуемые в справочниках о важнейших ресторанах международной категории. Немецкая региональная кухня представлена большим разноообразием особых блюд и напитков, как например, фаршированный желудок в Пфальце, жаркое из говядины в Рейнской области, яблочное вино в Гессене и пиво ``Кельш`` в Кельне. Во всем мире высоко ценятся немецкие вина, не говоря уже о том, что немцы и по сей день продолжают традиции пивоварения. Ценится не только своя кухня: даже в маленьких городах можно найти итальянские, китайские, испанские, турецкие или греческие рестораны.

В хорошем состоянии находятся не только скоростные автотрассы и федеральные дороги, но и дороги местного значения. По железной дороге ходят комфортабельные поезда, все они имеют вагоны-рестораны, а ночные поезда большей частью составлены из спальных вагонов. По желанию можно забронировать место и в автопассажирском поезде (поезд с перевозкой личного автомобиля). Круглый год железная дорога предлагает удешевленные поездки в различные города и другие льготы, например, для молодежи, пожилых людей или туристических групп. Самолеты ``Люфтганзы`` и других авиакомпаний обеспечивают быстрое сообщение между крупными городами и деловыми центрами. Можно также совершить прогулку или длительное путешествие на речном теплоходе, например, круиз по Рейну от Базеля вдоль Рейнской долины до Роттердама. В Германии не только пешие туристы легко достигают цели по прекрасно размеченным прогулочным дорожкам или туристическим маршрутам. Со страной можно познакомиться, отправившись в путешествие на велосипеде по густой сети специальных велосипедных дорожек.

Туризм как экономический фактор

Международная туристическая отрасль по всему миру обеспечивала в 1998 году работой 230 миллионов человек. В 2006 году, согласно прогнозу World Travel and Tourism Council (WTTC), эта цифра вырастет на 51 процент до 385 миллионов человек. Это означает, что каждую минуту в туристической отрасли возникает 24 новых рабочих места. Что касается оборота, то здесь предсказывают увеличение показателей в два раза: с 423 миллиардов долларов в 1996 году до 846 миллиардов долларов в 2006 году. Число иностранных туристов вырастет по всему миру в 2006 году на 48 процентов до 876 миллионов человек. Таким образом, туризм по всему миру является не только важным экономическим фактором, но и стремительно развивающейся отраслью.

Туризм внутри Германии

В Германии доля туризма в валовом внутреннем продукте составляет восемь процентов и он обеспечивает работой 2,8 миллиона человек. Это соответствует восьми процентам всего трудоспособного населения. Оборот этой отрасли составил в 1999 году 257 миллиардов марок. В сравнении с другими отраслями экономики она занимает второе место после автомобилестроения. Валютные поступления от туризма составили в 1999 году 29,5 миллиарда марок против 25,4 миллиарда в 1998 году. В среднем от 2 до 3 процентов чистого оборота туризма (без налога на добавленную стоимость) поступают в виде налога на промысел, поземельного налога, а также части поступлений от налога на зарплаты и прибыль в кассы коммун.

    1-е место по посещению выставок

    4-е место по числу участников конгрессов и прочих мероприятий

    5-е место в списке международных туристских целей (учитывались поездки с минимум одной ночевкой, а не однодневные визиты)

Расходы на путешествие

В 1999 году немцы потратили на поездки внутри страны и за рубеж с минимум одной ночевкой 176 миллионов марок. В среднем за одну ночевку немцы платили 147 марок, а всего за поездку они тратили 917 марок (средний показатель для всех поездок). Одна поездка продолжительностью минимум пять дней (как в стране, так и за рубежом) в 1999 году обходилась в среднем в 1.423 марки, что на 18 марок меньше показателя предыдущего года. Таким образом, отпускной бюджет граждан Германии в расчете на 62,6 миллиона поездок в отпуск в 1999 году составил 89 миллиардов марок. Это соответствует снижению показателя предыдущего года на 2,6 процента.

В период с 1987 по 1997 годы, по данным федерального банка, расходы граждан ФРГ на поездки увеличились в общем и целом на 75 процентов; реальные доходы в то же время увеличились только на 36 процентов.

Количество предложенных мест увеличилось в 1999 году по сравнению с предыдущим годом на 1,0 процент. Несколько возросла в 1999 году и средняя загруженность этих мест. В среднем по стране она теперь составляет 34,8 процента.

Туристический спрос

Отели и пансионы в Германии в прошлом году зарегистрировали значительно больше ночевок, чем в 1998 году, причем этот прирост оказался самым высоким за все 90-е годы.

Всего количество ночевок в 1999 году увеличилось на 4,6 процента. В 1999 году количество всех ночевок в Германии составило 308 миллионов против 294,5 миллиона в предыдущем году (287,2 миллиона в 1997 году). При этом на долю самих немцев приходилось 272,3 миллиона ночевок (+4,7 процента), а на долю иностранных гостей - 35,7 миллиона ночевок (+3,7 процента). Число ночевок в отелях или пансионах, насчитывающих девять или более коек, выросло в ноябре 1999 года по сравнению с тем же периодом прошлого года на 8,3 процента до 19,3 миллиона. Число ночевок, совершенных в гостиницах немцами, согласно статистике, увеличилось на 8,2 процента до 16,8 миллиона. Число ночевок приезжих иностранцев выросло на 9,2 процента до 2,5 миллиона. Увеличение показателей было отмечено во всех федеральных землях за исключением Саксонии-Анхальт. Самое большое увеличение спроса (на 29.9 процента) было отмечено в ноябре 1999 года в Берлине.

Однодневные поездки - являются важнейшим фактором путешествий в Германии. Институт изучения немецкой экономики при Мюнхенском университете вычислил, что в 1999 году было совершено 2,3 миллиарда однодневных поездок (без ночевок), которые были совершены немцами по делам или в частном порядке. Из этого количества 2,1 млрд поездок было совершено внутри страны. Общий оборот только за счет однодневных поездок внутри страны составил почти 90 миллиардов марок.

Городской туризм

Города-государства Берлин, Гамбург и Бремен - как и остальные крупные города - участвуют в развитии городского туризма и могут похвастаться неплохими показателями. В Городах отмечается рост числа как деловых поездок, так и немецких и иностранных туристов, которых привлекают мюзиклы, культурные события типа крупных межрегиональных выставок или спортивные мероприятия. Города, в течение многих лет лидирующие в немецкой статистике туризма, благодаря многообразному ассортименту услуг и большому числу мероприятий, привлекают все больше посетителей, желающих совершить экскурсию, с интересом провести выходные дни или небольшой отпуск. Отмечаемая повсеместно тенденция к коротким отпускам делает городской туризм еще более популярным.

Большие события в городах доказывают также, что вопреки тенденции к более рачительному расходованию денег немецкие граждане готовы в особых случаях на более высокие расходы. Тем не менее во времена сокращения доходов населения многие граждане стремятся совершать более короткие поездки и тратить меньшее количество денег, что ведет к снижению оборота в гастрономической отрасли и объясняет во многих местах усиление спроса на квартиры для отдыхающих и недорогие пансионы.

Бальнеологические курорты и курорты

В курортной системе можно отметить небольшое движение вверх по итогам 1998/99 гг после спада в 1997 году, возникшего как последствие реформы здравоохранения. На лечебно-минералогичеких и грязевых курортах в 1999 году гостей прибавилось на 6,1 процента - это 5,7 миллиона человек и было зарегистрировано 39,2 миллиона ночевок (+5,1 процента). Количество ночевок возросло также на лечебно-климатических курортах на 0,2 процента (17,5 млн). На 2,2 процента (10,3 млн) увеличился этот показатель и на курортах с водолечением по методу Кнейппа. Кроме того, увеличилось число гостей: на лечебно-климатических курортах - на 2,2 процента до 3,3 млн человек, и на курортах с водолечением по методу Кнейппа - на 2,8 процента до 1,8 млн человек.

Бальнеологические курорты уже многие годы активно заботятся о привлечении новых групп клиентов и расширении круга гостей. В области медицины было разработано компактное лечение - амбулаторный курс лечения ваннами, сравнимый по интенсивности с леченим в стационаре. Больше стало заботящихся о своем здоровье отпускников и пациентов из разных уголков страны и из-за границы, готовых заблаговременно принять профилактические меры против изнашивания организма и самостоятельно инвестировать в охрану своего здоровья. Сюда же прибавились оздоровительные программы, недельные диспансеризации, программы по поддержанию спортивной формы и программы для менеджеров, а также восстановительные программы для пожилых людей, рекомендации по проведению досуга, по косметическому уходу и здоровому образу жизни. Многие туристические объединения и объединения бальнеологических курортов издали каталоги с паушальными предложениями, например: ``Неделя здоровья`` (Шлезвиг-Гольштейн), ``Время для здоровья`` (Бавария), ``Чувствуй себя хорошо`` (Гессен) или ``Позволь себе что-нибудь`` (Баден-Вюртемберг). Однако все эти предложения объединяет то, что они короче обычного курса лечения, который до сих пор длился минимум четыре недели. Поэтому для того, чтобы компенсировать число ночевок одного обычного отсутствующего курортника, необходимо наличие четырех участников таких оздоровительных программ.

Кемпинг и отпуск на крестьянском дворе

По данным федерального министерства по вопросам продовольствия, сельского и лесного хозяйства, примерно 2,2 миллиона гостей в 1997 году совершили около 27 миллионов ночевок на крестьянских дворах, что приблизительно на 2 миллиона больше, чем в предыдущем году. Число крестьянских дворов, принимающих у себя отпускников (как в качестве дополнительного зароботка, так и полностью специализирующихся на организации отдыха), в конце 1999 года приблизилось к отметке 20.000. Из них - примерно 2.000 имеют предикат качества Немецкого общества сельского хозяйства (ДЛГ). На 5.800 кемпинговых площадках по всей Германии насчитывается 970.000 мест для проведения отпуска и отдыха в палатках или в жилых автоприцепах. Только любители такого вида отпуска провели в 1999 году 56 миллионов ночевок. А их средние расходы в 35 марок на человека в день в сумме составили оборот в размере примерно 2 миллиардов марок. Экономическое значение кемпинга на самом деле еще больше. С учетом 79 миллионов ночевок на площадках для кемпинга, а также ежегодных членских взносов и прочих побочных расходов отдыхающих, общий оборот в этом секторе достигает 4 миллиардов марок. А с учетом отдыха на крестьянском дворе и кемпинга за пределами кемпинговых площадок ежегодный оборот кемпингового туризма достигает примерно 6,5 миллиарда марок.

Тенденции

В период снижения уровня безработицы и очевидного экономического подъема тяга немцев к путешествиям в 1999 году вновь возросла. Немцы неохотно экономят на поездках. В 1999 году 75,3 процента населения (против 53 процентов в 1997 году) совершили поездку в отпуск продолжительностью минимум пять дней. Однако по сравнению с 1998 годом этот показатель снизился на 1,1 процента.

Тенденция более коротких поездок сохраняется. В Восточной Германии население попрежнему руководствуется приниципом: лучше дешевая поездка, чем вообще никакой. Здесь средняя продолжительность поездок в 12,7 дня в 1997 году была значительно ниже западногерманского уровня в 15,6 дня. Наметившаяся тенденция ``Необходимость экономить сокращает продолжительность поездки`` приводит к тому, что ``самое прекрасное время года`` превращается в ``самые прекрасные дни года``. 17 процентов всех путешественников не провели в пути и двух недель. Три процента удовлетворились поездкой продолжительностью от 9 до 13 дней, восемь процентов выбрали поездку продолжительностью 7-8 дней, а шесть процентов вернулись домой уже через 5-6 дней. Классическую в прошлом поездку на три недели сейчас предпринимает все меньше немцев: 19 процентов всех отпускников или всего одна десятая часть (10,3 процента) населения страны. Туристский рынок становится зеркалом рынка труда и уровня доходов. Можно констатировать неравномерное распределение шансов на отпуск. Намечается поляризация между мобильными и немобильными группами населения. Тот, кто не имеет работы или мало зарабатывает, теряет мобильность. Среди тех, кто отказывается от поездок, особенно много пенсионеров (49 процентов) и безработных (50 процентов). А вообще-то, действует правило: работа, доходы и уровень образования решающим образом определяют, есть ли у человека возможность ездить в отпуск.

Мечта об отпуске под лучами палящего круглый год солнца в южных странах и девиз ``Уехать как можно подальше от забот на самое прекрасное время года!`` во многом определяют поведение граждан Германии в отпуске. Отпуск в немецких горах или на немецком побережье считается чем-то для пожилых людей или семей с маленькими детьми, чем-то ``стариковским`` или ``немодным``. Эти же имидживые проблемы проявляются и в Австрии, и Швейцарии, где снижается число посетителей. Поездки за рубеж невозможно заменить просто на отпуск внутри страны. В то же время справедливо и такое утверждение: любители отдыхать на побережье Северного моря никогда не променяют его на пляжи Карибских островов, а патриоты отдыха в Гарце не хотят отдыхать в США. Возраст, уровень доходов, профессия и круг общения являются важнейшими факторами при выборе цели поездки. Внутри страны путешествуют в основном люди старше 65 лет (56 процентов), в то время как представители молодого поколения (22 процента), люди среднего возраста между 50 и 64 годами (40 процентов) и пары без детей (только 20 процентов) намного реже решают провести отпуск внутри страны.

Страсть старших поколений к путешествиям постоянно растет. Средний возраст путешественников в 1999 году составлял 44,2 года, что на 0,3 процента выше показателя 1998 года. Сегодня уже каждый третий турист - старше 55 лет. Это во многом объясняется тем, что данная возрастная группа располагает значительными финансовыми средствами и временем для путешествий. Если в 1990 году только 18,9 процента людей старше 60 лет совершали поездки, то в 1999 году их было уже 40 процентов. Тенденция к совершению нескольких поездок в отпуск возрастает именно в этой возрастной группе. В то же время каждый второй житель Германии старше 65 лет предпочитает оставаться дома. Ошибается тот, кто полагает, что времена расцвета ``туристических предложений для пенсионеров`` прошли, так как представители этой возрастной группы не хотят идентифицировать себя со своим поколением. Ассортимент экскурсий для пенсионеров, недель отдыха для пенсионеров и путешествий для пенсионеров постоянно расширяется и пользуется все большим спросом. Однако в Германии туристические фирмы попрежнему делают для этой группы населения удивительно мало.

Вопреки широко распространенной критике о дороговизне поездок в отпуск, в Германии самыми дешевыми поездками остаются путешествия внутри страны. Тот, кто зарабатывает немного, отдыхает на родине. Это касается, в частности, семей безработных, которых особенно много среди отдыхающих в Германии. Отпуск на крестьянском дворе или в кемпинге - дешевая альтернатива, которой охотно пользуются в первую очередь многодетные семьи, чьи доходы особенно ограничены.

Иностранные туристы в Германии

Германия становится все более привлекательной и для иностранных туристов. По данным Германского центрального бюро по туризму, прежде всего американцы стремятся побывать в новых землях. Они дружелюбно относятся к Германии и компенсируют потери, возникшие из-за финансового кризиса в Азии. Движущей силой позитивного развития является культурный туризм. Так, юбилеи и дни рождения знаменитых личностей привлекают большое количество иностранных гостей в регионы и города, связанные с жизнью и деятельностью этих личностей.

Количество ночевок иностранных гостей в Федеративной республике, по данным Федерального статистического ведомства, в 1999 году увеличилось на 3,7 проц по сравнению с предыдущим годом. Всего в 1999 году в ФРГ было зарегистрировано 35.730.111 ночевок иностранных гостей. Это составляет 11,6 проц от общего числа ночевок в 1999 году которое равнялось 308.028.116. Эта позитивная тенденция остается стабильной в течение многих лет и по сравнению с 1998 годом она приобрела новую динамику.

Прирост числа ночевок туристов из Америки (Северной, Центральной и Южной) замедлился в 1999 году до 4,2 процента по сравнению с 9,2 процента в 1997 году. Довольно значительно, на 7,3 процента возросло число ночевок туристов из Африки. Количество ночевок гостей из густо- населенных регионов Европы выросло на 4,0 проц, а из Азии - на 3,3 процента.

Как и в 1998 году по сравннеию с 1997 годом, так и в 1999 году отмечалась тенденция роста числа ночевок туристов из Испании и Италии, причем показатели вырос- ли соответственно на 6,3 и 9,9 процента. Позитивно развиваются данные показатели и в отношении туристов из Франции, Бельгии и Австрии. Продолжается позитивное развитие последних лет и в отношении ночевок туристов из Швейцарии и Великобритании. Число ночевок туристов из соседних Нидерландов в 1999 году по сравнению с предыдущим годом выросло на 4,2 процента, из Дании - на 5,2 процента, из Швеции - на 4,3. Показатели ночевок туристов из небольших стран Северной Европы развивались следующим образом: Норвегия (-1,0 проц), Финляндия (+12,3 проц), Исландия (+1,7 процента), что также в общем и целом подтверждает позитивную тенденцию последних лет.

Количество ночевок туристов из стран Восточной Европы в 1999 году вновь уменьшилось. Негативное развитие восточноевропейских туристических рынков продолжается. Так, число ночевок гостей из России в 1999 году сократилось на 14,2 про- цента, а из Польши - на 0,3 процента.

В 1998 году число ночевок туристов из-за океана вновь увеличилось на 4,0 процента по сравнению с предыдущим годом. Это увеличение достигнуто во многом благодаря крупнейшим заокеанским регионам Америки, в первую очередь США. В 1999 году количество ночевок туристов из США увеличилось на 6,1 процента. А число ночевок гостей из Японии выросло в 1999 году на 1,1 процента.

Позитивное развитие было отмечено в 1999 году и в новых федеральных землях. Число ночевок иностранных туристов выросло здесь на 7,0 процентов по сравнению с предыдущим годом. Этот показатель заметно превышает средний уровень по стране, который составляет 3,4 процента. Позитивным по сранению с 1998 годом осталось развитие и в старых федеральных землях.

Крайне позитивно развивались в 1999 году показатели ночевок иностранцев в десяти наиболее привлекательных германских городах. В восьми из них отмечен небывалый до того прирост показателей.

В 1996 году, по данным Германского центрального бюро по туризму (ГЦБТ), 65 процентов гостей побывали в Германии с частной целью. Из общего количества посещений Германии иностранцами 43 процента приходились на отпуска и еще 22 процента на визиты к родным и знакомым. 35 процентов иностранных гостей побывали в Германии по служебным делам. Средняя продолжительность пребывания иностранных гостей в Германии с минимум одной ночевкой возросла с 8,3 ночи в 1995 году до 8,4 в 1996 году. Американцы проводили в Германии в среднем 10 ночевок (1995: 7), японские гости - 8 ночевок (1995: 7), гости из Западной Европы в 1996 году, также как и в предыдущем, уезжали после 5 ночевок.

Германское центральное бюро по туризму (ГЦБТ) агитирует туристов путешествовать по Германии с помощью разнообразных и привлекательных поездок и программ. В 1996 году центром деловой активности были праздненства в связи с 450 годовщиной со дня смерти реформатора Мартина Лютера. 1997 год прошел под девизом ``Познакомьтесь с германскими городами``, и Германия была представлена как страна музыки. В 1998 году в качестве тем и программ предлагались следующие: ``По следам рыцарей и князей``, ``Традиционная кухня и напитки в Германии`` и ``Шоппинг в Германии``. В 1999 году программы и темы касались 250-й годовщины со дня рождения Иоганна Вольфганга Гете, Веймара как культурной столицы Европы и 50-летия Федеративной Республики Германия. 2000 год ознаменован ЭКСПО, большой всемирной выставкой в Ганновере.

Ярмарки и выставки - заседания и конгрессы

Германия занимает первое место в мире в том, что касается проведения международных ярмарок. Немецкие торговые ярмарки имеют свою традицию: в раннем средневековье они образовывались из отдельных рынков, на которых люди собирались для торговли. Ярмарки находились под покровительством князя. Так 11 июля 1240 года кайзер Фридрих II наградил город Франкфурт-на-Майне ярмарочной привилегией и брал под свою защиту приезжающих на ярмарку купцов. Лейпцигская ярмарка, возникшая из 1.165 документально подтвержденных рынков, обязана своим последующим расцветом привилегии, полученной в 1507 году от кайзера Максимилиана.

Сегодня место прежде универсальной ярмарки все больше занимают специализированные ярмарки для одной или нескольких отраслей экономики. В Германии проводятся примерно две трети из почти 150 ведущих международных специализированных ярмарок. Приблизительно 162.000 экспонентов, из них - 77.000 из-за границы, в том числе 69.000 иностранных участников, представляли в 1999 году свои товары на 132 межрегиональных ярмарках и выставках, более чем 10,2 миллиона посетителей, из которых 1, 85 миллиона приезжали из-за границы. Общие затраты фирм-экспонентов на участие в ярмарках в Германии оцениваются примерно в восемь миллиардов марок. Доля экспонентов из-за границы на немецких ярмарках растет и в 1997 году составила около 45 процентов. Растущее международное участие оживляет конкуренцию и в следствие этого привлекает все новых зарубежных экспонентов. Наряду с крупными ярмарками в Германии ежегодно проводятся около 180 региональных и большое количество мелких выставок.

Немецкие ярмарки постоянно расширяют свои экспозиции, что выражается в значительных инвестициях в перестройки и новостройки, а также в новых или переработанных выставочных концепциях. Так, в феврале 1998 года в Мюнхене на территории бывшего аэропорта ``Рим``открылся новый выставочный комплекс на двенадцать павильонов. Почти повсеместно в Германии идет строительство новых павильонов. Для проведения межрегиональных ярмарок и выставок 21 выставочный комплекс в Германии предлагает павильоны общей площадью около 2,3 миллиона квадратных метров. Однако, новые ярмарочные комплексы не являются гарантом моментального экономического успеха. Лейпциг, старейший в Германии и самый богатый традициями город ярмарок, как раз, пережил этот горький опыт. Хотя в саксонском городе ярмарок с открытием новой территории в 1996 году были созданы оптимальные условия для проведения ярмарок, потребность в финансовой помощи в ближайшие годы составит трехзначную миллионную сумму. Лейпциг напомнил всем устроителям ярмарок, что для успеха необходимо также конкурентои работоспособное окружение.

Ганновер и ``ЭКСПО 2000``

Важнейшими германскими центрами ярмарок являются: Берлин, Дортмунд, Дюссельдорф, Эссен, Франкфурт-на-Майне, Гамбург, Ганновер, Кельн, Лейпциг, Мюнхен, Нюрнберг и Штутгарт. Особое значение имеет основанная в 1947 году Ганноверская ярмарка, которая проводится ежегодно весной. В 1998 году она установила новый рекорд: более 7.519 экспонентов (из них - 3.306 иностранных) из 65 стран на выставочной площади в 315.000 квадратных метров представили свою продукцию 320.000 посетителей (296.000 специалистов; 72.000 иностранных гостей). Страной-партнером Ганноверской ярмарки были в 1998 году Филиппины. Нигде больше в мире не выставляется такой широкий спектр промышленной продукции, как на Ганноверской ярмарке; к этому необходимо добавить обширную программу конгрессов и семинаров, которую предлагают экономические объединения, а также отдел ные предприятия. С 1986 года специально для таких областей, как оборудование для бюро, информационная и коммуникационная техника, проводится ярмарка ``ЦеБИТ``. В 1998 году ее посетили 678.560 специалистов и любителей компьютеров. В этом году в ярмарке ``ЦеБИТ`` приняли участие 7.239 экспонентов из 61 страны. В 2000 году магнитом, притягивающим внимание туристов и выставочного бизнеса, стала всемирная выставка.

Тема проходившей с 1 июня по 31 октября 2000 года в Гановере всемирной выставки ``ЭКСПО 2000`` - ``Человек-Природа-Техника`` стала выражением мысли о том, что всемирная выставка должна стать форумом для обширного диалога о глобальных проблемах 21 столетия. Со времен первой всемирной выставки ``Great Exhibition``, прошедшей в 1851 году в лондонском хрустальном дворце, ``ЭКСПО 2000``стала первым событием такого рода в Германии.

Германия занимает четвертое место в списке наиболее популярных мест проведения международных заседаний и конгрессов. Всего в Германии насчитывается 6.800 залов для собраний. Из них 6.300 располагаются в отелях, примерно 350 - в центрах конгрессов и около 160 - в университетах. В 1994 году в Германии состоялись 610.000 заседаний, конгрессов, семинаров и собраний (каждый из форумов насчитывал как минимум 10 участников). Всего эти заседания посетили около 50 миллионов участников, при этом был достигнут оборот примерно в 43 миллиарда марок. На одного участника во время заседаний в среднем расходовались 180 марок, в ходе многодневных мероприятий - даже 340 марок (соответственно без расходов на приезд). В общем и целом: ярмарочный и туристический бизнес дополняют друг друга и открывают большие возможности на будущее.